Андские цивилизации
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2022 г. ) |
Часть серии о |
История человечества |
---|
↑ Предыстория ( Каменный век ) ( эпоха плейстоцена ) |
↓ Future |
История Перу |
---|
Портал Перу |
Андские цивилизации южноамериканские представляли собой сложные общества, состоящие из многих коренных народов . [1] Они простирались вниз по хребту Анд на 4000 км (2500 миль) от южной Колумбии до Эквадора и Перу , включая пустыни прибрежного Перу, до севера Чили и северо-запада Аргентины . Археологи полагают, что андские цивилизации впервые возникли на узкой прибрежной равнине Тихого океана . Цивилизация Карал или Норте-Чико прибрежного Перу — старейшая известная цивилизация в Америке, возникшая в 3500 году до нашей эры. [2] Андская цивилизация — одна из шести «первозданных» цивилизаций мира, созданных независимо и без влияния других цивилизаций. [ сомнительно – обсудить ]
Несмотря на серьезные экологические проблемы, связанные с высокими горами и сверхзасушливой пустыней, андские цивилизации одомашнили множество сельскохозяйственных культур, некоторые из которых, такие как картофель , перец , арахис , маниок , шоколад и кока , приобрели всемирное значение. Андские цивилизации отличались монументальной архитектурой, обширной системой дорог , текстильным ткачеством и многими уникальными характеристиками созданных ими обществ.
Менее чем за столетие до прибытия испанских завоевателей инки со своей родины, сосредоточенной в городе Куско , объединили большинство андских культур в одну единую империю, которая охватывала почти все то, что обычно называют Андской цивилизацией. Тимото Куика из Венесуэлы остался за пределами орбиты инков. Империя инков представляла собой лоскутное одеяло языков, культур и народов. Испанское правление положило конец или изменило многие элементы андских цивилизаций, особенно повлияв на религию и архитектуру.
История
[ редактировать ]После того, как первые люди, которые затем были объединены в племенные группы охотников-собирателей , прибыли в Южную Америку через Панамский перешеек , они распространились по всему континенту, причем самые ранние свидетельства поселения в Андском регионе датируются примерно 15 000 годом до нашей эры, в то, что археологи называют каменным периодом. В последующий Андский докерамический период растения начали широко культивироваться, и первое сложное общество, цивилизация Карал-Супе , возникло в 3500 году до нашей эры и просуществовало до 1800 года до нашей эры. Кроме того, возникли отдельные религиозные центры, такие как религиозная традиция Котош в горах. [3]
За этим последовал керамический период. В это время развивались различные сложные общества, такие как культура Чавин , существовавшая с 900 г. до н. э. по 200 г. до н. э., культура Паракас , существовавшая с 800 г. до н. э. по 200 г. до н. э., ее преемница, , существовавшая с 200 г. до н. э. по 800 г. н. культура Наска со 100 до 700, Вари и Империи Тиуанако , обе продолжительностью от 600 до 1000, и Чимор , длительностью от 900 до 1470.
В более поздние периоды большая часть Андского региона была завоевана коренными инками , которые в 1438 году основали самую большую империю, которую когда-либо видела Америка, названную Тауантинсую , но обычно называемую Империей инков. Инки управляли своей империей из столицы Куско , руководствуясь традиционными андскими принципами. Империя инков возникла из Королевства Куско , основанного около 1230 года.
В 16 веке испанские колонизаторы из Европы прибыли в Анды, в конечном итоге подчинив себе коренные королевства и включив Андский регион в состав Испанской империи .
Уникальность
[ редактировать ]Андская цивилизация была одной из шести в мире, которые ученые считали «первозданными» , то есть коренными, а не произошедшими от других цивилизаций. [4] Из-за изоляции от других цивилизаций коренным народам Анд приходилось придумывать собственные, зачастую уникальные решения экологических и социальных проблем. [5]
Андской цивилизации не хватало некоторых характеристик, отличающих ее от первозданных цивилизаций Старого Света и мезоамериканских культур. Во-первых, и, возможно, это самое важное: у андских цивилизаций не было письменности. Вместо этого их общества использовали кипу — систему завязанных и цветных ниток для передачи информации. Немногие кипу сохранились, и они так и не были полностью расшифрованы. Ученые расходятся во мнениях относительно того, могли ли завязанные шнуры кипу записывать только числовые данные или их можно было также использовать для повествовательной коммуникации, что является настоящей системой письма. Если это настоящее письмо, то оно все же уникально, поскольку представляет собой не набор символов, а, скорее, завязанные нити. [6] Использование кипу восходит, по крайней мере, к Империи Вари (600–1000 гг. н.э.) и, возможно, к гораздо более ранней цивилизации Карал / Норте-Чико третьего тысячелетия до нашей эры. [7]
Андским цивилизациям также не хватало колесных транспортных средств и тягловых животных. Люди на суше передвигались только пешком, а грузы перевозили только люди или ламы , вьючные животные, которые могли переносить грузы весом до одной четверти своего веса, максимум 45 килограммов (99 фунтов). [8] Ламы не были достаточно большими и сильными, чтобы их можно было использовать для пахоты или в качестве ездовых животных для взрослых. [5]
Более того, андские цивилизации столкнулись с серьезными экологическими проблемами. Самые ранние цивилизации существовали на засушливом пустынном побережье Перу. Земледелие было возможно только при орошении долин, пересекаемых реками, берущими начало в высоких Андах, а также в нескольких туманных оазисах, называемых ломас . В Андах сельское хозяйство было ограничено тонкими почвами, холодным климатом, низким или сезонным количеством осадков и нехваткой равнинной земли. Заморозки могут наблюдаться в каждом месяце года на высоте более 3000 метров (9800 футов), родине многих высокогорных андских цивилизаций. [9]
Наконец, андским цивилизациям не хватало денег. Медные топоры (также называемые «найпы») [10] и спондилуса раковины [11] функционировали как средство обмена в некоторых регионах, особенно в прибрежных районах Эквадора , но на большей части территории Анд экономика была организована на основе взаимности и перераспределения, а не на деньгах и рынках. Эти характеристики были особенно заметны во времена Империи инков, но возникли гораздо раньше. [12]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Сельское хозяйство в Южной Америке, возможно, началось в прибрежных районах Эквадора с одомашниванием тыквы около 8000 г. до н. э. культурой Лас-Вегаса . [13]
Некоторые ученые полагают, что самые ранние цивилизации на перуанском побережье изначально в период формирования своих обществ больше полагались на морские ресурсы, чем на сельское хозяйство. [14] [15] Однако, как и во всех цивилизациях до конца 19 века, сельское хозяйство было основным занятием подавляющего большинства людей. Величайшим вкладом Андской цивилизации в современный мир стали растения, одомашненные ее населением. Культуры, выращиваемые в Андах, часто были уникальными для этого региона. Кукуруза , пришедшая в Анды из Мексики , часто была самой важной культурой на нижних и средних высотах. Жители Анд выращивали около 70 различных растений, почти столько же, сколько выращивалось во всей Европе и Азии . [16] Многие из этих растений больше не культивируются или являются второстепенными культурами, но важные растения, которые были одомашнены в Андах или вблизи них, включают картофель , лебеду , помидоры , перец чили , хлопок , коку , табак , ананасы , арахис и несколько сортов фасоли . . [17] Животные, одомашненные в Андах, — это ламы и морские свинки .
Проблемы окружающей среды требовали сложных сельскохозяйственных технологий. [18] В отличие от Ближнего Востока , в Андах не хватало легко одомашненных и крупносемянных растений, таких как пшеница и ячмень , а также крупных и легко одомашненных животных, таких как лошади и крупный рогатый скот . [19] Земледелие на пустынном побережье потребовало развития ирригации. В горах высота, холодный климат и крутой рельеф потребовали ряда технологических решений, таких как террасы ( андэн ), использование микроклимата и селекционное разведение . Из-за климатической неопределенности фермеры традиционно выращивали несколько культур на разных высотах и экспозициях. На макроуровне общества и государства сделали то же самое с вертикальным архипелагом , основав колонии на разных высотах и в разных местах, чтобы увеличить возможности сельскохозяйственного успеха. [20] [21]
Археологические культуры
[ редактировать ]карал
[ редактировать ]Цивилизация Норте-Чико , также называемая Карал, [22] Это было сложное доколумбовое общество, включавшее до 30 крупных населенных пунктов на территории нынешнего региона Норте-Чико на северо-центральном побережье Перу . Это старейшая известная цивилизация в Америке и одна из колыбелей цивилизации , где цивилизация отдельно зародилась в древнем мире. Он процветал между 30 и 18 веками до нашей эры. Альтернативное название, Карал-Супе, происходит от названия Священного города Карал. [23] в долине Супе, большом и хорошо изученном участке Норте-Чико. Сложное общество в Норте-Чико возникло на тысячелетие позже Шумера в Месопотамии , было современником египетских пирамид и предшествовало мезоамериканским ольмекам почти на два тысячелетия .
Вальдивия
[ редактировать ]Культура Вальдивии — одна из старейших оседлых культур, зарегистрированных на территории Америки. Он возник из ранней культуры Лас-Вегаса и процветал на полуострове Санта-Елена недалеко от современного города Вальдивия , Эквадор, между 3500 и 1800 годами до нашей эры.
Чавин
[ редактировать ]Считается, что культура Чавин была прежде всего религиозным движением. Культура, очевидно, зародилась в Перуанском высокогорье, а затем распространилась по всей стране. Культура Чавин имеет очень характерные художественные стили, особенно в горшках с чучелами, многие из которых имели форму кошек. Чавин-де-Уантар был важным ритуальным центром культуры Чавин, датируемым примерно 1500 годом до нашей эры. [24]
Наска
[ редактировать ]Культура Наска (также Наска) была археологической культурой , которая процветала с 100 по 800 год нашей эры вдоль засушливого южного побережья Перу в долинах рек Рио-Гранде-де-Наска и долине Ика (Сильверман и Пру, 2002). Находясь под сильным влиянием предшествующей культуры Паракас , которая была известна чрезвычайно сложными тканями, Наска создала множество прекрасных ремесел и технологий, таких как керамика, текстиль и геоглифы (наиболее известные как линии Наска ). Они также построили впечатляющую систему подземных акведуков , известную как пукиос , которая функционирует до сих пор. Провинция Наска в регионе Ика была названа в честь этого народа.
Моче
[ редактировать ]Цивилизация моче (поочередно культура мочика, ранний чиму , пре-чиму, прото-чиму и т. д.) процветала на севере Перу примерно с 100 по 800 год нашей эры, в эпоху регионального развития . Хотя этот вопрос является предметом некоторых споров, многие ученые утверждают, что моче не были политически организованы как монолитная империя или государство. Скорее всего, они представляли собой группу автономных государств, разделявших общую элитную культуру, о чем свидетельствует богатая иконография и монументальная архитектура, сохранившаяся до наших дней. Они особенно известны своей искусно расписанной керамикой , изделиями из золота , монументальными сооружениями ( уака ) и ирригационными системами. [25] Историю моче можно условно разделить на три периода: возникновение культуры моче в раннем моче (100–300 гг. н.э.), ее распространение и расцвет во время Среднего Моче (300–600 гг. н.э.), а также зарождение города и последующий коллапс в позднем моче. (500–750 гг. н.э.). [26]
Чачапояс
[ редактировать ]Чачапояс, или «Облачные люди», были андской цивилизацией, жившей в облачных лесах региона Амазонас на территории современного северного Перу. Инки завоевали Чачапояс незадолго до прибытия испанцев в Перу. Первые убедительные доказательства их существования датируются примерно 700 годом нашей эры, хотя возможно, что они построили поселение под названием Гран Пахатен, где некоторые керамические изделия были датированы 200 годом до нашей эры. Крупнейшим обнаруженным на данный момент памятником Чакапоян является Куэлап . Также был обнаружен ряд мумифицированных захоронений.
Ты был
[ редактировать ]Вари как ( испанский : Уари ) были цивилизацией Среднего Горизонта , которая процветала в южно-центральных Андах и прибрежной зоне Перу примерно с 500 по 1000 год нашей эры. (Культуру Вари не следует путать с современной этнической группой и языком, известными как Вари' , с которым он не имеет известной связи.) Вари , как называлась бывшая столица, расположен в 11 км (6,8 миль) к северо-востоку от города Аякучо . Этот город был центром цивилизации, которая охватывала большую часть высокогорья и побережья Перу. Наиболее хорошо сохранившимися остатками, помимо руин Вари , являются недавно обнаруженные руины Северной Вари недалеко от города Чиклайо и Серро Баул в Мокегуа . Также хорошо известны руины Вари Пикиллакта («Блошиный город»), недалеко к юго-востоку от Куско по пути к озеру Титикака .
Тиуанако
[ редактировать ]Тиуанако (исп. Тиауанако и Тиауанаку) — важный археологический памятник доколумбовой эпохи в западной Боливии , Южная Америка. Андские ученые признают Тиуанако одним из наиболее важных предшественников Империи инков , процветавшим как ритуальная и административная столица крупной государственной власти в течение примерно пятисот лет. Руины древнего города-государства находятся недалеко от юго-восточного берега озера Титикака в департаменте Ла-Пас , провинция Ингави , муниципалитет Тиуанако , примерно в 72 км (45 миль) к западу от Ла-Паса . Это место было впервые упомянуто в письменной истории испанским конкистадором и самопровозглашенным «первым летописцем Индии» Педро Сьеса де Леон . Леон наткнулся на руины Тиуанако в 1549 году во время поисков столицы инков Кулласую . [27] Некоторые выдвинули гипотезу, что современное название Тиуанако связано с аймара термином тайпикала , что означает «камень в центре», намекая на веру в то, что он находится в центре мира. [28] Однако название, под которым Тиуанако был известен его жителям, возможно, было утеряно, поскольку у жителей Тиуанако не было письменности. [29] [30]
Исторические культуры
[ редактировать ]Чиму
[ редактировать ]Чиму Трухильо , были жителями Чимора со столицей в городе Чан-Чан , большом глинобитном городе в долине Моче современного Перу . Культура возникла около 900 г. н.э. Правитель инков Топа Инка Юпанки возглавил кампанию, в ходе которой около 1470 года нашей эры был завоеван Чиму. [31]
Это было всего за пятьдесят лет до прибытия в регион испанцев. Следовательно, испанские летописцы смогли записать рассказы о культуре Чиму от людей, живших до завоевания инков. Точно так же археологические данные свидетельствуют о том, что Чимор вырос из остатков культуры моче ; ранняя керамика Чиму имела некоторое сходство с керамикой Моче. Их керамика вся черная, а работа из драгоценных металлов очень детальна и сложна.
Королевства аймара
[ редактировать ]Королевства аймара представляли собой группу владений, расположенных на Альтиплано . Королевства были основаны примерно в 1151 году после распада Империи Тиуанако , пока не были поглощены Империей инков в 1477 году.
Все еще Империя
[ редактировать ]Империя инков , или Империя инков [32] ( кечуа : Тавантинсуйу ), была крупнейшей империей в доколумбовой Америке . [33] Административный, политический и военный центр империи располагался в Куско . Цивилизация инков возникла на перуанском нагорье где-то в начале 13 века, а последняя цитадель инков была завоевана испанцами в 1572 году. С 1438 по 1533 год нашей эры инки использовали различные методы, от завоевания до мирной ассимиляции, чтобы большая часть западной части Южной Америки, сосредоточенная на горных хребтах Анд , включая Перу, юго-западный Эквадор , западную и южную центральную Боливию , северо-запад Аргентины , северное Чили и небольшую часть юго-западной Колумбии , в государство, сравнимое с империями историческими Старый Свет .
Диагита
[ редактировать ]Культура Диагита сформировалась в 1000 году нашей эры после выхода из культуры Лас-Анимас . Племя Кальчаки боролось против экспансии как Империи инков , так и Испанской империи, пока они не сдались испанскому правлению после своего поражения в войнах Кальчаки в 1665 году.
Муиска
[ редактировать ]Муиска — это народ, говорящий на языке чибча , который сформировал Конфедерацию Муиска в центральных высокогорьях современной Колумбии . С ними столкнулись войска Гонсало Хименеса де Кесада от имени Испанской империи во время завоевания весной 1537 года. Муиска состояла из двух конфедераций: Хунза (современная Тунха) располагалась в северной области, чьим правителем был зак ; и Баката, южная область, сувереном которой была зипа . Обе конфедерации располагались в высокогорье современных Кундинамарка и Бояка ( Altiplano Cundiboyacense ) в центральной части Колумбии восточных хребтов .
Тимото-Куика
[ редактировать ]Народ Тимото-Куика состоял в основном из двух племен, Тимоте и Куикас , населявших Андский регион западной Венесуэлы . [34] Они были тесно связаны с народом муиска в Андах , который говорил на языке чибча . Тимото-Кукас состояли не только из племен Тимото и Куика, но также из Мукучиес, Мигурес, Табарес и Мукуньукес. Общество Тимото-Куика представляло собой сложную структуру с заранее запланированными постоянными деревнями, окруженными орошаемыми террасами. Они также хранили воду в резервуарах. [34] Их дома были построены в основном из камня и дерева с соломенными крышами.
По большей части они были мирными и зависели от выращивания сельскохозяйственных культур. Региональные культуры включали картофель и уллукос . [35] Они оставили после себя произведения искусства, особенно антропоморфную керамику, но не оставили крупных памятников. Они пряли растительные волокна для изготовления тканей и циновок для жилья. Им приписывают изобретение арепы , основного продукта венесуэльской и колумбийской кухни .
Галерея
[ редактировать ]- Обложка Уануко Пампа
- Литические украшения в Гран Пахатен
- Фасад главного храма Серро Сечин
- Мавзолей в Уилькауайне
См. также
[ редактировать ]- История Аргентины
- История Боливии
- История Чили
- История Колумбии
- История Эквадора
- История Южной Америки
- История Перу
- Периодизация доколумбового Перу
- Амазонас до империи инков
- Гуаман Пома
- Памбоканча (религиозный объект)
- История населения коренных народов Америки
- Потенциал
- народ кечуа
- Коги люди
- Испанское завоевание Империи инков
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Доколумбовые цивилизации — Анды, Инки, Моче | Британника» . www.britanica.com . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ Шейди Солис, Рут; Джонатан Хаас; Уинифред Кример (27 апреля 2001 г.). «Знакомство с Каралом, докерамическим памятником в долине Супе на центральном побережье Перу». Наука . 292 (5517): 723–726. Бибкод : 2001Sci...292..723S . дои : 10.1126/science.1059519 . ПМИД 11326098 . S2CID 10172918 .
- ^ Мозли, Майкл Э. (1 июня 2001 г.). Инки и их предки: археология Перу (пересмотренное второе изд.). Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28277-9 .
- ^ Аптон, Гэри и фон Хаген, Адриана (2015), Энциклопедия инков , Нью-Йорк: Rowand & Littlefield, стр. 2. Некоторые ученые называют шесть или семь древних цивилизаций.
- ^ Jump up to: а б Макьюэн 2006 , с. 5.
- ^ Макьюэн, Гордон Ф. (2006). Инки: новые перспективы . Нью-Йорк: WW Norton & Company. стр. 183–185. ISBN 978-0-393-33301-5 .
- ^ Херст, К. Крис. «Кипу — древняя нерасшифрованная система письменности Южной Америки» . МысльКо . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ «Ламы как вьючные животные» . Бакхорн Лама Ко . Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Гийе, Дэвид и другие (1987), «Террасирование и ирригация в Перуанском нагорье», Current Anthropology , Vol. 28, № 4, стр. 409–410. Скачано с JSTOR .
- ^ Смит, Мэн (1993). «Топоры и их родственники» Дороти Хослер; Хизер Лехтман; Олаф Холм. (Обзор). Этноистория , 40 (1), стр. 148–149.
- ^ Картер, Бенджамин. «Спондил в предыстории Южной Америки» в книге « Спондил в предыстории: новые данные и подходы». Эд. Фотис Ифантидис и Марианна Николаиду. Международная серия BAR 2216. Оксфорд: Archaeopress, 2011: 63–89.
- ^ Фэган, Брайан М. (1996), Оксфордское руководство по археологии , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 343
- ^ «История одомашнивания тыквы», https://www. Thoughtco.com/domestication-history-of-the-squash-plant-172698 , по состоянию на 19 июня 2018 г.
- ^ Мозли, Майкл. «Морские основы Андской цивилизации: развивающаяся гипотеза» . Зал Маат. Архивировано из оригинала 18 августа 2015 г. Проверено 13 июня 2008 г.
- ^ Мозли, Майкл (1975). Морские основы Андской цивилизации . Менло-Парк: Каммингс. ISBN 978-0-8465-4800-3 .
- ↑ Стивенс, Уильям К., « Вновь открывая утраченные посевы инков », The New York Times , 31 октября 1989 г.
- ^ Пиперно, Долорес р. (2011), «Истоки выращивания и одомашнивания растений в тропиках Нового Света: закономерности, процессы и новые разработки», Current Anthropology , Vol. 52, № 54, стр. S457–S459 Загружено из JSTOR .
- ^ Д'Алтрой, Теренс Н. (2003). Инки . Оксфорд: Blackwell Publishing Ltd., стр. 28–32 . ISBN 978-0-631-17677-0 .
- ^ Даймонд, Джаред (1999), Оружие. Микробы и сталь: судьба человеческих обществ , Нью-Йорк: WW Norton & Co., стр. 83–113.
- ^ Д'Алтрой 2003 , стр. 27–35.
- ^ Макьюэн 2006 , стр. 23–27, 83–85.
- ^ Имя оспаривается. В англоязычных источниках используется Norte Chico (исп. «Маленький Север») согласно Haas et al. (2004). По мнению Шейди, Карал или Карал-Супе чаще встречаются в источниках на испанском языке. Эта статья следует за использованием в недавних англоязычных источниках и использует Norte Chico, но название не является окончательным. Перуанский Северный Чико не следует путать с чилийским регионом одноименным .
- ^ «Священный город Карал-Супе» . ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 15 июня 2011 года . Проверено 9 июня 2011 г.
- ^ «Чавин-де-Уантар, Перу – сокровище всемирного наследия доколумбовой эпохи» . Фонд глобального наследия. Архивировано из оригинала 7 октября 2011 года . Проверено 12 октября 2011 г.
- ^ Бек, Роджер Б.; Блэк, Линда; Кригер, Ларри С.; Нейлор, Филипп С.; Ибо Шабака, Дахия (1999). Всемирная история: закономерности взаимодействия . Эванстон, Иллинойс: Макдугал Литтел. ISBN 978-0-395-87274-1 .
- ^ Боуден, Г. 2004. «Искусство политики моче», в Андской археологии . (под ред. Х. Сильвермана). Оксфорд: Издательство Блэквелл.
- ^ Колата, Алан Л. (1993). Тиуанако: портрет Андской цивилизации . Уайли-Блэквелл . ISBN 978-1-55786-183-2 .
- ^ Келли, Дэвид Х.; Милон, Юджин Ф. (2004). Исследование древнего неба: энциклопедический обзор археоастрономии . Спрингер . ISBN 978-0-387-95310-6 .
- ^ Хьюз, Холли (2008). Фроммерс 500 мест, которые стоит увидеть, прежде чем они исчезнут . Фроммерс . п. 266 . ISBN 978-0-470-18986-3 . Проверено 9 августа 2009 г.
- ^ «Профиль: Фабрисио Р. Сантос – Генографический проект» . Генографический проект . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 5 июля 2011 г. Проверено 9 августа 2009 г.
- ^ Кублер, Джордж. (1962). Искусство и архитектура древней Америки , Рингвудс: Penguin Books London Ltd., стр. 247–274.
- ^ Также Империя Инков; в разделе «Сдвиг написания на кечуанском и аймаранском языках». дополнительную информацию об этой разнице в написании см.
- ^ Теренс Д'Алтрой, Инки , стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б Махони 89
- ^ «Венесуэла». Архивировано 4 сентября 2011 г. в Wayback Machine Friends Музея доколумбового искусства. (получено 9 июля 2011 г.)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бесом, Томас. О вершинах и жертвоприношениях: этноисторическое исследование религиозных практик инков (Техасский университет Press; 2010) 230 страниц; объединяет археологические и текстовые данные при изучении практик человеческих жертвоприношений и поклонения горам. Бургер, Ричард Л. Мачу-Пикчу; Раскрытие тайны инков. Издательство Йельского университета, 2004.
- Кобо, FB Религия и обычаи инков. 1609 г.
- Конрад, Джеффри. Религия и Империя; Динамика экспансионизма ацтеков и инков. Издательство Кембриджского университета, 1984.
- Керл, Джон. Древние американские поэты: Священные гимны Пачакутека. Темпе АЗ: Двуязычная пресса, 2005. ISBN 1-931010-21-8 Поэзия инков
- Добинс, Генри Ф. и Пол Л. Перу: история культуры . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1976.
- Экхаут, Питер. Властная элита Древнего Перу. Национальные географические исследования и исследования. Март 2005 г., стр. 52–56.
- Фрост, Питер. Затерянный форпост инков. Нэшнл Географик. Февраль 2004 г., стр. 66–69.
- Хислоп, Джон. Планировка поселения инков . Остин: Техасский университет Press, 1990. ISBN 0-292-73852-8
- МакКуорри, Ким. Последние дни инков. Саймон и Шустер, 2007. ISBN 978-0-7432-6049-7 .
- Малпасс, Майкл А. Повседневная жизнь в Империи инков. Издательская корпорация Гринвуд, 1 996 г.
- Малпасс, Майкл А. и Соня Альконини, ред. Отдаленные провинции в Империи инков: к более глубокому пониманию империализма инков (University of Iowa Press; 2010) 355 страниц; Исследования завоеваний инков на центральном и северном побережьях Перу, в Эквадоре и в других регионах, далеких от Куско.
- Манколл, Питер К. (ред.). Рассказы о путешествиях эпохи Великих географических открытий . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2006.
- Манн, Чарльз. С (2005). 1491: Новые открытия Америки до Колумба . Кнопф . ISBN 978-1400040063 .
- Прескотт, Уильям Х. Завоевание Перу. Книжная лига Америки. Нью-Йорк: 1976.
- Прескотт, Уильям Х. История завоевания Мексики и история завоевания Перу . Нью-Йорк: Cooper Square Press, 2000.
- Пью, Хелен «Бесстрашные парни из империи инков» (2020) ISBN 978-1005592318
- Рейнхард, Йохан Ледяная дева: мумии инков, горные боги и священные места в Андах . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество, 2005.
- Ростворовски де Дьес Кансеко, Мария. История царства инков. Издательство Кембриджского университета, 1999.
- Салливан, Л. Е. Родные религии и культуры Центральной и Южной Америки: антропология священного. Международная издательская группа Continuum, 2002.
- Стил, Справочник по связям с общественностью по мифологии инков. Санта-Барбара ABC-CLIO, 2004 г.
- Уорд, Томас (2018). Формирование латиноамериканских наций: от поздней античности до ранней современности . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0-8061-6150-1 . Глава 3 и сс.