Jump to content

Кипу

(Перенаправлено с Кипуса )
Кипу, Кипу
Тип сценария
Другой
Период времени
в. 2600 г. до н.э. – ок. 1600 г. н. э.
Область Центральные Анды , цивилизация Норте Чико , культура Паракас , культура Вари , аймара , инки
Языки Аймара , Кечуа , Пукина
Связанные скрипты
Родственные системы
Китайские узлы , вампум.
Эта статья содержит фонетические транскрипции в Международном фонетическом алфавите (IPA) . Вводное руководство по символам IPA см. в разделе Help:IPA . О различии между [ ] , / / ​​и ⟨   ⟩ см. IPA § Скобки и разделители транскрипции .
Кипу в музее Мачу-Пикчу, Каса Конча, Куско

Кипу (также пишется как кипу ) — записывающие устройства, сделанные из струн , исторически использовавшиеся рядом культур в регионе Анд Южной Америки . [1]

Кипу верблюжьего обычно состоял из ниток из хлопка или волокна и содержал категоризированную информацию на основе трех переменных: цвета , порядка и числа . [2] Инки данных использовали кипу для сбора данных и ведения учета, для контроля налоговых обязательств, для сбора переписи населения , для календарной информации, для военной организации, [3] и потенциально для простых и стереотипных исторических «анналов». [2] В шнурах хранились числовые и другие значения, закодированные в виде узлов, часто в десятичной позиционной системе . Кипу . могло иметь всего несколько или тысячи шнуров [4] Конфигурация кипу «по сравнению со швабрами». [5] Археологические данные также показали использование тонко резного дерева в качестве дополнительной и, возможно, более прочной основы, к которой с цветовой кодировкой . можно было прикрепить шнуры [6] Выжило относительно небольшое количество.

Предметы, которые можно однозначно идентифицировать как кипу, впервые появляются в археологических записях первого тысячелетия нашей эры. [7] (хотя обсуждаемые кипу возникли гораздо раньше [8] ). Кипу впоследствии сыграл ключевую роль в управлении Королевством Куско 13-15 веков нашей эры и (позже) Империей инков с 1438 по 1533 год, процветавшей в Андах с ок. 1100–1532 годы нашей эры. Когда регион стал частью Испанской империи , кипу в основном были заменены европейскими системами письма и счисления, а большинство кипу были идентифицированы как идолопоклоннические и уничтожены, но некоторые испанцы способствовали адаптации системы записи кипу к потребностям колониальной администрации. а некоторые священники выступали за использование кипу в церковных целях. [9] В некоторых современных деревнях кипу по-прежнему остаются важным предметом для местного сообщества. Неясно, сколько неповрежденных кипу все еще существует и где, поскольку многие из них хранятся в мавзолеях . [7]

Различные культуры использовали завязанные веревки, не связанные с южноамериканским кипу, для записи информации – к ним относятся древние китайцы , тибетцы , японцы и полинезийцы . [10] [11] [12] [13] [14] [15]

Quipu — это испанское написание и самое распространенное написание в английском языке . [16] Хипу (произносится [ˈkʰɪpʊ] , множественное число: khipukuna ) — слово, обозначающее « узел » на языке куско кечуа . Большинство разновидностей кечуа используют термин кипу .

Этимология

[ редактировать ]

Кипу — это слово на языке кечуа, означающее «завязывать» или «завязывать». [17] Термины кипу и кипу представляют собой просто варианты написания одного и того же слова. Кипу – это традиционное написание, основанное на испанской орфографии , тогда как кипу отражает недавний сдвиг в правописании кечуанского и аймаранского языков .

«Кипу представляли собой устройства с завязанными веревками, которые использовались для записи как статистической, так и повествовательной информации, в первую очередь инками, но также и другими народами центральных Анд с доинкских времен, в колониальные и республиканские эпохи и даже – в в значительно преобразованной и ослабленной форме – вплоть до наших дней».

Археолог Гэри Уртон , 2003 год. [18]

Кипукамайок хронике в Первой новой . В левом нижнем углу изображена юпана – счетное устройство инков.

В кипу содержалась информация, которую могли расшифровать официальные лица, называемые кипукамайокс , классифицированная по различным категориям, передаваемая от наиболее важной к наименее важной категории, в соответствии с цветом, количеством и порядком. [2]

Большая часть информации, записанной на кипу , состоит из чисел в десятичной системе счисления. изученных исследователями [19] например, «индийские вожди выясняют, какая провинция потеряла больше, чем другая, и уравновешивают потери между ними» после испанского вторжения. [20] В первые годы испанского завоевания Перу испанские чиновники часто полагались на кипу для разрешения споров по поводу уплаты местной дани или производства товаров. Кипукамайоки ( кечуа khipu kamayuq «специалист по кипу», множественное число: khipu kamayuqkuna ) могли быть вызваны в суд, где их бухгалтерия признавалась действительным документом прошлых платежей.

Считается, что некоторые узлы, а также другие особенности, такие как цвет, представляют собой нечисловую информацию, которая не была расшифрована. Принято считать, что в систему не входили фонетические символы, аналогичные буквам алфавита. Однако Гэри Уртон предположил, что кипу использовали двоичную систему, которая могла записывать фонологические или логографические данные. [21] Его ученик Мэнни Медрано пошел дальше и нашел кипу , которые декодируют данные переписи населения. [22] [23] По словам Мартти Персинена , кипукамайоки изучали определенные устные тексты , которые по отношению к основной информации, содержащейся в кипу, и графические изображения, часто нарисованные на сосудах киру , похожие на ацтекские пиктограммы , связывали простые «эпизоды». [2]

Отсутствие четкой связи между какими-либо коренными перуанскими языками и кипу исторически привело к предположению, что кипу не являются глотографической системой письма и не имеют фонетического референта. [24] Фрэнк Саломон из Университета Висконсина утверждал, что кипу на самом деле являются семасиографическим языком, системой репрезентативных символов, таких как нотная запись или цифры , которые передают информацию, но не связаны напрямую со звуками речи конкретного языка. [25] как идеограммы и протописьмо .

Совсем недавно Сабина Хайланд утверждает, что сделала первую фонетическую расшифровку кипу , ставя под сомнение предположение о том, что кипу не представляют информацию фонетически. После того, как с ним связалась местная жительница Мече Морейра Ороско, глава Ассоциации коллатинос в Лиме, ​​Хайленд получил доступ к эпистолярному кипу Сан-Хуан-де-Коллата. Эти кипу были обменены во время восстания 18 века против испанского правительства. Сочетание цвета, волокон и направления слоев дает в общей сложности 95 комбинаций в этих кипу , что находится в пределах логослоговой системы письма . Обмен информацией о восстании через кипу помешал бы испанским властям понять сообщения, если бы они были перехвачены, а кипу Collata не являются числовыми. С помощью местных лидеров, которые описали кипу как «язык животных», Хайланд смог перевести имена двух айлусов , или семейных линий, которые получали и отправляли кипу . В переводе использовались фонетические ссылки на волокна животных и цвета соответствующих шнуров кипу . [26] [27]

Система счисления

[ редактировать ]

Марсия Ашер и Роберт Ашер, проанализировав несколько сотен кипу , показали, что большая часть информации о кипу имеет числовой характер, и эти цифры можно прочитать. Каждая группа узлов представляет собой цифру, и существует три основных типа узлов: простые узлы сверху ; «длинные узлы», состоящие из узла сверху с одним или несколькими дополнительными витками ; и узлы-восьмерки . В системе Ашеров четвертый тип узла — узел восьмерки с дополнительной закруткой — называется «EE». «EE» означало «эволюционное наставление». Число представляется в виде последовательности кластеров узлов по основанию 10. [28]

  • Степени десяти показаны по положению вдоль струны, и это положение выравнивается между последовательными нитями.
  • Цифры в позициях 10 и более высоких степеней представлены группами простых узлов (например, 40 — это четыре простых узла подряд в позиции «десяток»).
  • Цифры в позиции «единицы» представлены длинными узлами (например, 4 — узел с четырьмя витками). Из-за способа завязывания узлов цифра 1 не может быть изображена таким образом и в этом положении представлена ​​узлом в форме восьмерки.
  • Ноль обозначается отсутствием узла в соответствующем положении.
  • Поскольку цифра единиц показана особым образом, становится ясно, где заканчивается число. Таким образом, одна нить кипу может содержать несколько цифр.

Например, если 4s представляет собой четыре простых узла, 3L представляет собой длинный узел с тремя витками, E представляет собой узел восьмерки, а X представляет собой пробел:

  • Число 731 будет представлено 7, 3, E.
  • Число 804 будет представлено восьмерками, X, 4L.
  • Число 107, за которым следует число 51, будет представлено 1, X, 7L, 5, E.

Это прочтение может быть подтверждено счастливым фактом: кипу регулярно содержат систематические суммы. Например, шнур может содержать сумму следующих n шнуров, и это соотношение повторяется на протяжении всего кипу . Иногда встречаются и суммы сумм. Такая связь была бы весьма маловероятной, если бы узлы были неправильно прочитаны. [4]

Некоторые элементы данных являются не числами, а тем, что Ашер и Ашер называют числовыми метками . Они по-прежнему состоят из цифр, но полученное число, кажется, используется в качестве кода, так же, как мы используем числа для идентификации людей, мест или вещей. Например, в рамках проекта базы данных Кипу выяснилось, что конкретная трехзначная метка в начале некоторых кипу может относиться к Пуручуко , аналогично почтовому индексу . [24]

Другие аспекты кипу также могли передавать информацию: цветовая кодировка, относительное расположение шнуров, расстояние и структура шнуров и подшнуров. [29]

Литературное использование

[ редактировать ]

Некоторые утверждают, что существует гораздо больше, чем просто числовая информация, и что кипу — это система письма . Это было бы особенно важным открытием, поскольку не сохранилось никаких письменных источников на языке кечуа, существовавших до испанского вторжения . Возможные причины этого очевидного отсутствия письменности включают уничтожение испанцами всех письменных записей или успешное сокрытие этих записей народами инков. Еще больше усложняло дело то, что инки «держали отдельные «кипу» для каждой провинции, на которых подвесная веревка записывала количество людей, принадлежащих к каждой категории». [30] Это создает еще один шаг в процессе расшифровки в дополнение к попыткам Испании искоренить систему. [31] Историки Эдвард Хайамс и Джордж Ордиш полагают, что кипу были записывающими устройствами, похожими на нотную запись: ноты на странице представляют основную информацию, а исполнитель затем воплощал эти детали в жизнь. [32]

В 2003 году, проверяя геометрические знаки, которые появляются на рисунках платьев инков из « Первой новой хроники» и «Хорошего правительства» , написанных Фелипе Гуаманом Пома де Айяла в 1615 году, Уильям Бернс Глинн обнаружил закономерность, которая, кажется, позволяет расшифровать некоторые слова из кипу путем сопоставления узлы к цветам струн.

В выпуск журнала Science от 12 августа 2005 г. включен отчет антрополога Гэри Уртона и математика Кэрри Дж. Брезин под названием «Учет кипу в Древнем Перу» . Их работа может представлять собой первую идентификацию элемента кипу для нечислового понятия, последовательность из трех узлов в форме восьмерки в начале кипу , которая, по-видимому, является уникальным означающим. Это мог быть топоним города Пуручуко (недалеко от Лимы ), или имя хранителя кипу, который его изготовил, или его тематика, или даже указатель времени. [33]

Бейнон-Дэвис рассматривает кипу как знаковую систему и развивает интерпретацию их физической структуры с точки зрения концепции информационной системы . [34]

Хипу камаюккуна (создатели/хранители узлов, т.е. бывшие хранители записей инков) снабжали колониальных администраторов разнообразной и объемной информацией, касающейся переписей населения, дани, ритуальной и календарной организации, генеалогий и других подобных вопросов времен инков. Выполнив ряд статистических тестов для образца кипу VA 42527, одно исследование под руководством Альберто Саэса-Родригеса обнаружило, что распределение и формирование S- и Z-узлов могут организовать информационную систему на основе реальной звездной карты скопления Плеяды . [35]

Лаура Минелли, профессор доколумбовых исследований в Болонском университете , обнаружила нечто, что, по ее мнению, было иезуитской рукописью семнадцатого века, описывающей литературный кипу , под названием Historia et Rudimenta Linguae Piruanorum . Эта рукопись состоит из девяти листов с испанскими, латинскими и зашифрованными итальянскими текстами. Рукопись, принадлежащая семье неаполитанского историка Клары Микчинелли, также включает фрагмент шерстяного кипу . Микчинелли считает, что текст был написан двумя итальянскими миссионерами-иезуитами, Джоаном Антонио Кумисом и Джованни Анелло Олива, около 1610–1638 годов, и Бласом Валерой , метисом- иезуитом где-то до 1618 года. Наряду с подробностями чтения литературных кипу , в документах также обсуждается события и люди испанского завоевания Перу . По словам Кумиса, поскольку так много кипу испанцы сожгли , ему осталось проанализировать очень мало. Как сообщается в рукописи, в этих текстах много раз использовалось слово Пача Камак , божество земли и времени инков. кипус , где слоги были представлены символами, образованными в узлах. После анализа использования «Пача Камак» в рукописи предлагается список многих слов, присутствующих в кипу . [36] Однако и Брюс Мангейм, директор Центра латиноамериканских исследований Мичиганского университета , и Колгейтского университета Гэри Уртон из ставят под сомнение его происхождение и подлинность. Эти документы, кажется, вдохновлены письмом 1751 года Раймондо ди Сангро, принца Сансеверо . [4] [37] [38]

Империя инков (Четыре королевства)

[ редактировать ]
Изображение кипу (1888 г.)

Кипукамайоки (кечуа кипу камаюк , «кипу-авторитет»), бухгалтеры Тавантин-Сую , создали и расшифровали узлы кипу . Кипукамайоки могли выполнять основные арифметические операции, такие как сложение, вычитание, умножение и деление. Они отслеживали миту , форму налогообложения . Кипукамайоки , в ходе также отслеживали тип работы выполняемой , вели учет экономического производства и провели перепись которой учитывались все, от младенцев до «старых слепцов старше 80 лет». Система также использовалась для отслеживания календаря. По словам Гуамана Помы, кипукамайоки могли «читать» кипу с закрытыми глазами. [4]

Кипукамайоки принадлежали к классу людей «мужчин от пятидесяти до шестидесяти». [39] и были не единственными членами общества инков, использовавшими кипу. инков Историки использовали кипу, рассказывая испанцам об истории Тавантин-Сую (неизвестно, записывали ли они только важные цифры или фактически содержали саму историю). Членов правящего класса обычно учили читать кипу в инском эквиваленте университета, ячай васи (буквально «дом обучения»), на третьем году обучения для высших классов, которые в конечном итоге стали бюрократией. [40]

Испанское вторжение

[ редактировать ]

В 1532 году началось завоевание Испанской империей Андского региона, когда несколько испанских завоевателей отметили существование кипу в своих письменных записях о вторжении. Самый ранний известный пример принадлежит Эрнандо Писарро , брату испанского военачальника Франсиско Писарро , который записал встречу, произошедшую с ним и его людьми в 1533 году, когда они путешествовали по королевской дороге от высокогорья к центральному побережью. [29] Именно во время этого путешествия они встретили нескольких хранителей кипу , которые позже рассказали, что эти хранители «развязали некоторые узлы, которые у них были в отсеке для хранения [кипу], и они [повторно] завязали их в другом участке [кипу]. кипу].» [41] [42] [43] [44]

Христианские чиновники Третьего Собора Лимы запретили и приказали сжечь некоторые кипу в 1583 году, поскольку они использовались для записи подношений нехристианским богам и поэтому считались объектами идолопоклонства и препятствием для религиозного обращения. [45]

Современная социальная значимость

[ редактировать ]

Система кипу действовала как метод расчета и социальной организации, регулируя региональное управление и землепользование. [46] Хотя доказательства последнего все еще находятся под критическим взглядом ученых всего мира, сам факт, что они сохраняются по сей день без какого-либо подтвержденного уровня беглой грамотности в системе, является свидетельством ее исторического «морального авторитета». [47] Сегодня «кипу» рассматривается как мощный символ наследия, «развертываемый» и используемый только «парами [современных] сановников», поскольку система и ее «конструкция включают в себя» современные «культурные знания». [47] Церемонии, на которых их «курируют, даже если их больше нельзя прочитать», являются еще одним подтверждением общественной чести и значимости, связанных с кипу. [47] Даже сегодня «завязанные веревки должны присутствовать и демонстрироваться, когда деревенские чиновники уходят или приступают к службе, а накидка веревок на новых должностных лиц подтверждает моральный и политический авторитет прошлого». [47] Эти примеры свидетельствуют о том, что система кипу была не только фундаментальной с математической и лингвистической точки зрения для первоначальных инков, но и для сохранения культуры потомков первоначальной империи.

Антропологи и археологи, проводившие исследования в Перу, выделили два известных случая, когда кипу продолжали использоваться современными общинами, хотя и в качестве ритуальных предметов, рассматриваемых как «общинное достояние», а не как устройства для записи информации. [48] Система кипу, будучи полезным методом социального управления для инков, также является связующим звеном с переписью населения Куско, поскольку она была одним из основных методов подсчета населения. [49] Это также позволило историкам и антропологам понять как перепись населения, так и систему «десятичной иерархии», которую использовали инки, и то, что они на самом деле были «инициированы вместе» из-за того, что они «концептуально были так тесно связаны». [49]

Тупикоча, Перу

[ редактировать ]

В 1994 году американский культурный антрополог Фрэнк Саломон провел исследование в перуанской деревне Тупикоча, где кипу до сих пор являются важной частью общественной жизни деревни. [50] По состоянию на 1994 год это была единственная известная деревня, где кипу со структурой, похожей на доколумбовые кипу, все еще использовались для официального ведения учета и выполнения функций местных органов власти, хотя жители деревни не связывали свои кипу с артефактами инков. [51]

Сан-Кристобаль-де-Рапас, Перу

[ редактировать ]

Жители деревни Сан-Кристобаль-де-Рапас (известной как Рапасинос), расположенной в провинции Ойон , держат кипу в старом церемониальном здании Каха Вайи , которое само окружено обнесенным стеной архитектурным комплексом. Также на территории комплекса находится заброшенный общественный склад, известный как Паса Кулка , который раньше использовался для защиты и перераспределения местного урожая, и некоторые рапачино полагают, что кипу когда-то было записью этого процесса сбора и перераспределения еды. [29] Весь комплекс был важен для жителей деревни, поскольку был «местом традиционного контроля над землепользованием и центром связи с обожествленными горами, управляющими погодой». [48]

В 2004 году археолог Рената Питерс (из Института археологии UCL в Лондоне) и культурный антрополог Фрэнк Саломон (из Университета Висконсина ) предприняли проект по сохранению как кипу в Рапасе, так и здания, в котором он находился, из-за их все более плохое состояние. [52]

Археологические исследования

[ редактировать ]

В 1912 году антрополог Лесли Леланд Локк опубликовал «Древний кипу, запись перуанского узла», американский антрополог, новая серия I4 (1912) 325–332. Это была первая работа, показывающая, как Империя Инков (Инка) и ее предшественники использовали кипу (Кипу) для математических и бухгалтерских записей в десятичной системе.

Археолог Гэри Уртон отметил в своей книге 2003 года «Знаки кипу инков» сохранилось около 600 кипу ». , что, по его оценкам, «на основе моих собственных исследований и опубликованных работ других ученых, в государственных и частных коллекциях по всему миру [53]

Согласно проекту базы данных Khipu. [54] предпринятый профессором Гарвардского университета Гэри Уртоном и его коллегой Кэрри Брезин, по сообщениям, по всему миру существует 751 кипу. [ не удалось пройти проверку ] Их местонахождение варьируется от Европы до Северной и Южной Америки . Большинство из них размещено в музеях за пределами своих родных стран, но некоторые проживают в своих родных местах под опекой потомков тех, кто сделал записи об узлах. Таблица крупнейших коллекций представлена ​​ниже.

Коллекции кипу
Коллекция музея Расположение Кипус
Этнологический музей Берлина Берлин , Германия 298 [ нужна ссылка ]
Музей Пять Континентов [55] Мюнхен , Германия
Пачакамак [56] недалеко от Лимы , Перу 35
Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу [57] Лима , Перу 35
Центр Мальки [58] Леймебамба , Амазонас , Перу 32
Музей Храма Радикати, Национальный университет Сан-Маркоса Лима , Перу 26
Региональный музей Ики «Адольфо Бермудес Дженкинс» Ика , Перу 25
Музей Пуручуко [59] Район Ате , Лима , Перу 23

Хотя коллекции родовых кипу не учтены в этой базе данных, их количество, вероятно, неизвестно. Одна выдающаяся родовая коллекция, хранящаяся у рапазов из Рапаса, Перу, была недавно исследована профессором Университета Висконсин-Мэдисон Фрэнком Саломоном. [60]

Сохранение

[ редактировать ]

Кипу изготавливаются из волокон , либо скрученных нитей, таких как шерсть или волосы альпаки такой , ламы , гуанако или викуньи , хотя также обычно они изготавливаются из целлюлозы, как хлопок . Завязанные часто изготавливались с помощью «сложной системы узловатых шнуров, окрашенных в различные цвета , нити кипу значение которых было известно магистратам » . [61] Выцветание цвета , естественного или окрашенного, невозможно обратить вспять и может указывать на дальнейшее повреждение волокон. Цвета могут потемнеть, если они повреждены пылью или некоторыми красителями и протравами . [62] Кипу были обнаружены с украшениями, такими как панцири животных , прикрепленными к шнурам, и эти нетекстильные материалы могут потребовать дополнительных мер по сохранению. [ нужна ссылка ]

Кипу теперь сохраняются с использованием методов, которые сводят к минимуму их деградацию в будущем. Музеи , архивы и специальные коллекции приняли рекомендации по сохранению текстильных изделий.

Экологический контроль используется для мониторинга и контроля температуры , влажности и освещенности складских помещений. Как и для любого текстиля, лучше всего подходят прохладные, чистые, сухие и темные помещения. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха ( HVAC) в зданиях, в которых хранятся записи узлов кипу , обычно регулируются автоматически. Относительная влажность должна быть 60% или ниже, при низких температурах, так как высокие температуры могут повредить волокна и сделать их ломкими. Влажные условия и высокая влажность могут повредить богатый белком материал. Текстиль подвергается воздействию ультрафиолетового (УФ) света, что может привести к выцветанию и ослаблению волокнистого материала. Когда кипу выставлены напоказ, их воздействие на окружающую среду обычно сводится к минимуму и тщательно контролируется. [62] [63]

Во время хранения возможны повреждения. Чем более доступны предметы во время хранения, тем выше вероятность раннего обнаружения. [63] Хранение кипу горизонтально на досках, покрытых бумагой с нейтральным pH (бумагой, которая не является ни кислотной , ни щелочной ) для предотвращения возможного переноса кислоты, — это метод консервации, который продлевает срок службы коллекции. Волокна можно истирать путем трения друг о друга или, если они прикреплены к палкам или стержням, под действием собственного веса, если их держать в вертикальном положении. Интенсивное обращение с кипу также может увеличить риск дальнейшего повреждения. [64]

Кипу также тщательно контролируют на наличие плесени , а также насекомых и их личинок . Как и в случае с любым текстилем, это серьезные проблемы. Фумигацию не рекомендуется проводить для волокнистых тканей, на которых имеется плесень или насекомые , хотя это обычная практика для избавления бумаги от плесени и насекомых.

Реставраторы в области библиотечного дела обладают навыками поведения в самых разных ситуациях. Несмотря на то, что у некоторых кипу есть сотни шнуров, каждый шнур следует оценивать и лечить индивидуально. Шнуры кипу можно «чистить механически с помощью щеток, небольших инструментов и легкой чистки пылесосом». [65] Как не рекомендуется применять фунгициды для избавления кипу от плесени, так и не рекомендуется использовать растворители для их очистки.

Даже когда люди пытались сохранить кипу , корректирующая помощь все равно может потребоваться. Если кипу необходимо хранить недалеко от места их происхождения, можно получить местные волокна верблюжьей шерсти или шерсти натуральных цветов и использовать их для ремонта разрывов и разрывов шнуров. [65] Роза Чоке Гонсалес и Розалия Чоке Гонсалес, реставраторы из южного Перу, работали над сохранением родового кипу Рапас в андской деревне Рапас, Перу. Эти кипу уже подвергались ремонту в прошлом, поэтому команда реставраторов использовала новые местные волокна верблюжьей шерсти и шерсти для вращения ремонтируемого участка аналогично тому, как ранее ремонтировали кипу. [65]

Когда Гэри Уртона, профессора антропологии в Гарварде, спросили: «Они [кипу] хрупкие?», он ответил: «Некоторые из них хрупкие, и к ним нельзя прикоснуться – они сломаются или превратятся в пыль. хорошо сохранились, и их можно изучать, не причиняя им никакого вреда. Конечно, каждый раз, когда вы прикасаетесь к такой древней ткани, вы наносите некоторый вред, но эти струны, как правило, довольно прочны». [66]

Рут Шейди , перуанский археолог , обнаружила кипу или, возможно, прото-кипу, возраст которого, как полагают, составляет около 5000 лет, в прибрежном городе Карал . Он был в довольно хорошем состоянии, с «коричневыми хлопчатобумажными веревками, намотанными на тонкие палочки», а также с «серией подношений, в том числе загадочными волокнистыми шариками разных размеров, обернутыми в «сетки» и нетронутыми тростниковыми корзинами. Кучи хлопка-сырца – нечесаного и содержащие семена, хотя и потемневшие с течением времени, а также сохранившийся клубок хлопчатобумажных ниток. Хорошее состояние этих предметов можно объяснить засушливым климатом Карала. [67]

Вымышленные изображения

[ редактировать ]
  • В художественном фильме « Дора и затерянный город золота » , премьера которого состоялась в 2019 году, изображено каменное кипу , которое главная героиня Дора «читает», прикасаясь, чтобы дать главным героям ключ к поиску сокровищ в кульминации истории.
  • В девятой главе книги Вино-темное море» « Патрика О'Брайана содержится сообщение, переданное с помощью кипу.
  • Персонажи сериала «Видеть» слепы и поэтому используют веревки с узлами для передачи сообщений.
  • Книга Взлет и падение ДОДО . Нила Стивенсона и Николь Галланд включает использование ведьмами кипу как средства навигации по сложным алгоритмам путешествий во времени.
  • Персонаж Амели часто носит кипу в видеоигре Death Stranding . В игре также присутствует устройство, вдохновленное Quipu, под названием Q-Pid.
  • В эпизоде ​​​​4 сезона шутливого аниме Teekyu показано кипу, которое Маримо использует, чтобы подчинить воинственного Томарина.
  • В книге «Вот как вы проигрываете войну времени » одна из букв, составленных «Блю», спрятана как «код узла» на образце связанной крючком ткани в доколумбовом Перу.
  • В книге «Аммонит» (роман) Николы Гриффит женщины Джипа используют завязанные в узлы шнуры для сообщений, которые читаются на ощупь, чтобы общаться на больших расстояниях.
  • В телесериале « Земля: Последний конфликт » кипу (и линии Наска) используются в качестве сюжетных приемов в пятом эпизоде ​​третьего сезона.
  1. ^ Нойман, Уильям (2 января 2016 г.). «Распутывание бухгалтерского инструмента и древней тайны инков» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 января 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Персинен, Мартти (1992). Тавантинсую: Государство инков и его политическая организация . СХС. стр. 26–51. ISBN  978-951-8915-62-4 .
  3. ^ Д'Олтрой, Теренс Н. (2001). 18
  4. ^ Jump up to: а б с д «Древние письменности: кипу» . www.ancientscripts.com .
  5. ^ Уртон, Гэри, Кэрри Брезин. Гарвардский университет. (2009)
  6. ^ Д'Олтрой, Теренс Н. (2001). 16–17
  7. ^ Jump up to: а б Уртон, Гэри. (2011). «Связывая архив узлами, или: умереть, чтобы попасть в архив в древнем Перу»
  8. ^ Манн, CC (12 августа 2005 г.). «АРХЕОЛОГИЯ: Разгадка секретов Хипу». Наука . 309 (5737): 1008–1009. дои : 10.1126/science.309.5737.1008 . ПМИД   16099962 . S2CID   161448364 .
  9. ^ Брокау, Гален (2010). История кипу . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0521197793 .
  10. ^ «Специальная выставка библиотеки Университета Рюкю/Музея Университета Рюкю (Фудзюкан), посвященная 70-летию городской организации Исигаки» www.lib.u-ryukyu.ac.jp . Архивировано из оригинала 4 июня 2021 г. Проверено в 2021 г. 06-04 .
  11. ^ «Арифмеум»Предыдущие события» Варазан – Хранилище данных из соломы» . 06 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 6 февраля 2006 г. Проверено 4 июня 2021 г. Благодаря усилиям профессора Кураёси Такара из Университета Рюкю в Японии, Арифмеум стал обладателем чрезвычайно редкого японского вычислительного устройства «Варазан». В переводе это означает: «рассчитывать соломинкой».
  12. ^ «Древняя китайская версия кипу — традиция завязывания узлов восходит к древности» . MessageToEagle.com . 15 марта 2017 г. Проверено 4 июня 2021 г.
  13. ^ «新唐書/卷216上» [Новая книга Тан]. Викиисточник . Архивировано из оригинала 14 июля 2020 года . Проверено 14 июля 2020 г.
  14. ^ Quipu , стр. 99: «… можно использовать фразу chieh sheng chi shih, что означает «меморандум или запись о завязанных шнурах», чтобы указать, как развивалась китайская письменность до того, как были изобретены иероглифы».
  15. ^ Гетцфридт, Николас Дж. (20 сентября 2007 г.). "Полинезия". Тихоокеанская этноматематика: библиографическое исследование . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 26. ISBN  9780824874643 . Проверено 30 марта 2024 г. [Элсдон] Бест фокусируется на использовании узлов (или кипу - слово, по его словам, происходит из Перу, где узлы использовались аналогично Аотеароа/Новой Зеландии, Гавайям и другим частям Тихого океана) для подсчета счетов, количества еды, и передачи сообщений.
  16. ^ «кипу» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  17. ^ Уртон 2003 . п. 1.
  18. ^ Уртон 2003 . стр. 1–2.
  19. ^ Ордиш, Джордж; Хайамс, Эдвард (1996). Последний из инков: взлет и падение американской империи . Нью-Йорк: Barnes & Noble. стр. 80 . ISBN  978-0-88029-595-6 .
  20. ^ Бенсон, Э. (1975). «Кипу: «письменные» тексты в Древнем Перу». Хроника библиотеки Принстонского университета . 37 (1): 11–23. дои : 10.2307/26403946 . JSTOR   26403946 .
  21. ^ Уртон 2003 .
  22. ^ Радскен, Джилл (25 августа 2017 г.). «Студент извлекает голоса из прошлого инков» . Гарвардская газета .
  23. ^ Медрано, Мануэль; Уртон, Гэри (1 января 2018 г.). «К расшифровке набора среднеколониальных кипу из долины Санта-Клауса, прибрежное Перу». Этноистория . 65 (1): 1–23. дои : 10.1215/00141801-4260638 .
  24. ^ Jump up to: а б Адамс, Марк (12 июля 2011 г.). «Под вопросом парадокс инков: возможно, в доколумбовой цивилизации была письменность?» . Журнал «Сланец» .
  25. ^ Саломон, Фрэнк (2013). «Извилистые пути воспоминаний: кипу (обозначение Андского шнура) как артефакт». Письмо как материальная практика . Вездесущность Пресс. стр. 15–44. ISBN  9781909188242 . JSTOR   j.ctv3t5r28.7 .
  26. ^ Алекс, Бриджит (4 января 2019 г.). «Империя инков записала свой мир в завязанных шнурах, называемых хипу» . Обнаружить .
  27. ^ Хайланд, Сабина (11 ноября 2017 г.). «Разгадка древнего кода, написанного в строках» . Научный американец .
  28. ^ "Кипу" (2012)
  29. ^ Jump up to: а б с Локк, 1912 год.
  30. ^ Д'Олтрой, Терренс Н. «Инки». 234–235
  31. ^ «Фернандо Мурильо де ла Серда. Письмо о персонажах, 1589 год» . 10 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 28 июня 2012 г.
  32. ^ Ордиш, Джордж; Хайамс, Эдвард (1996). Последний из инков: взлет и падение американской империи . Нью-Йорк: Barnes & Noble. стр. 84 . ISBN  978-0-88029-595-6 .
  33. ^ Уртон, Гэри; Брезин, Кэрри Дж. (12 августа 2005 г.). «Бухгалтерский учет кипу в Древнем Перу». Наука . 309 (5737): 1065–1067. Бибкод : 2005Sci...309.1065U . дои : 10.1126/science.1113426 . ПМИД   16099983 . S2CID   40704823 .
  34. ^ Бейнон-Дэвис, П. (2009). «Важные темы: природа данных». Международный журнал информационного менеджмента . 29 (3): 170–188. дои : 10.1016/j.ijinfomgt.2008.12.003 .
  35. ^ Саес-Родригес, Альберто (2012). «Этномаматематическое упражнение для анализа образца кипу из Пачакамака (Перу)» . Латиноамериканский журнал этноматематики . 5 (1): 62–88.
  36. ^ Лауренчич-Минелли, Лаура (28 марта 1998 г.). "Historia et Rudimenta Linguae Piruanorum ¿un estorbo o un acontecimiento?" . Anthropologica факультета социальных наук (на испанском языке). 16 (16): 349–367. doi : 10.18800/anthropologica.199801.015 . ISSN   2224-6428 . S2CID   161645381 .
  37. ^ «Говорящие узлы инков» . Архив журнала «Археология» . Проверено 22 мая 2019 г.
  38. ^ Доменичи, Вивиано и Давиде, 1996 г.
  39. ^ Ордиш, Джордж; Хайамс, Эдвард (1996). Последний из инков: взлет и падение американской империи . Нью-Йорк: Barnes & Noble. стр. 69 . ISBN  978-0-88029-595-6 .
  40. ^ Ордиш, Джордж; Хайамс, Эдвард (1996). Последний из инков: взлет и падение американской империи . Нью-Йорк: Barnes & Noble. стр. 113 . ISBN  978-0-88029-595-6 .
  41. ^ Уртон 2003 . п. 3.
  42. ^ Лордам-слушателям Королевского двора Его Величества . В «Информации о древнем Перу » под редакцией Орасио Х. Уртеаги, 16–180. Сборник книг и документов по истории Перу 3 (вторая серия). Лима: типография и книжный магазин Санмарти, стр. 175 и 178.
  43. Письмо Эрнандо Писарро королевской аудиенции Санто-Доминго , ноябрь 1533 г.
  44. ^ Маркхэм, Клементс Р., Франсиско Де Херес, Мигель Де Эстете, Эрнандо Писарро и Педро Санчо. Отчеты об открытии Перу. Лондон: напечатано для Общества Хаклюта, 1872 г.
  45. ^ Фрэнк Л. Саломон, 2004: Хранители шнура: кипу и культурная жизнь в перуанской деревне; Издательство Университета Дьюка; ISBN   0822333902
  46. ^ Найлз, Сьюзен А. (2007). Рассмотрение кипуса: андские струнные пластинки с узлами в аналитическом контексте. 92–93
  47. ^ Jump up to: а б с д Найлз, Сьюзен А. (2007). 93
  48. ^ Jump up to: а б Питерс и Саломон 2006/2007 . п. 41.
  49. ^ Jump up to: а б Д'Алтрой, Теренс Н. (2001). 234–235
  50. ^ Доменичи, 1996.
  51. ^ Саломон 2004 г.
  52. ^ Питерс и Саломон 2006/2007 . стр. 41–44.
  53. ^ Уртон 2003 . п. 2.
  54. ^ «Проект базы данных Хипу» . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 15 июня 2007 г.
  55. ^ «Государственный этнографический музей» .
  56. ^ «Музей Пачакамака» . Архивировано из оригинала 11 марта 2001 г.
  57. ^ «Национальный музей археологии, антропологии и истории» . Архивировано из оригинала 12 марта 2005 г.
  58. ^ «Центр культуры Мальки» . Архивировано из оригинала 8 августа 2007 г.
  59. ^ «Музей Пуручуко» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2000 г.
  60. ^ Саломон, Ф (2004).
  61. ^ Бингхэм, Хирам (1948). Затерянный город инков, История Мачу-Пикчу и его строителей . Нью-Йорк: Дуэлл, Слоан и Пирс. OCLC   486224 .
  62. ^ Jump up to: а б Канадский институт охраны природы (11 мая 2018 г.). «Уход за тканями и костюмами. Рекомендации по профилактической консервации коллекций» . Рекомендации по профилактической консервации коллекций . Проверено 22 мая 2019 г.
  63. ^ Jump up to: а б «Уход и консервация костюма и текстиля» . Реестр консервации . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 г.
  64. ^ Пьехота, Деннис (1978). «Контейнеризация хранения коллекций археологического текстиля». Журнал Американского института охраны природы . 18 (1): 10–18. дои : 10.2307/3179387 . JSTOR   3179387 .
  65. ^ Jump up to: а б с Саломон, Фрэнк; Петерс, Рената (2007). Управление и сохранение наследия Рапас Хипу. . Международная археология № 10.
  66. ^ «Беседы теоретика струн» . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 г. Проверено 21 октября 2005 г.
  67. ^ Манн, Чарльз (2005). «Разгадка секретов Хипу». Наука . 309 (5737): 1008–1009. дои : 10.1126/science.309.5737.1008 . ПМИД   16099962 . S2CID   161448364 . «прото-кипу» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 августа 2011 г. Проверено 24 декабря 2009 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Адриан, Кеннет (2001). Андские миры: история, культура и сознание коренных народов . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN  978-0-8263-2359-0 .
  • Археологический институт Америки (ноябрь – декабрь 2005 г.). «Беседы: Теоретик струн» . Археология . 58 (6). ISSN   0003-8113 . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 г. Проверено 21 октября 2005 г.
  • Ашер, Марсия ; Ашер, Роберт (1978). Кодекс Кипу: Датабук . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. АСИН B0006X3SV4.
  • Ашер, Марсия ; Ашер, Роберт (1980). Кодекс кипу: исследование в области средств массовой информации, математики и культуры . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN  978-0-472-09325-0 .
  • Брокау, Гален (2010). История кипу . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-19779-3 .
  • Кук, Гарет (январь 2007 г.). «Разгадка тайны инков» . Проводной . Том. 15, нет. 1. ISSN   1059-1028 .
  • Д'Алтрой, Терренс Н. (2001). Инки . Виктория, Австралия: Blackwell Publishing. ISBN  978-0-631-17677-0 .
  • Дэй, Сайрус Лоуренс (1967). Кипу и ведьмины узлы; роль узла в первобытных и древних культурах . Лоуренс: Издательство Канзасского университета. OCLC   1446690 .
  • Хайланд, Сабина (2017). «Письмо витыми шнурами: писательская способность андского кипу». Современная антропология . 58 (3): 412–419. дои : 10.1086/691682 . hdl : 10023/12326 . ISSN   0011-3204 . S2CID   164759609 . Веб-доступ
  • Найлз, Сьюзен А. (2007). «Рассмотрение кипуса: андские струнные пластинки с узлами в аналитическом контексте». Обзоры в антропологии . 36 . Тейлор и Фрэнсис: 85–102. дои : 10.1080/00938150601177629 . ISSN   0093-8157 . S2CID   161544309 .
  • Норденшельд, Эрланд (1925). Секрет перуанского кипуса . ОСЛК   2887018 .
  • Петерс, Рената; Саломон, Фрэнк (2006–2007). «Наследие и партнерство: сохранение наследия кипу Рапаса, Перу». Международная археология . Лондон: Институт археологии UCL. стр. 41–44. ISSN   1463-1725 .
  • Пьехота, Деннис (1978). «Контейнеризация хранения коллекций археологического текстиля». Журнал Американского института охраны природы . 18 (1): 10–18. дои : 10.2307/3179387 . JSTOR   3179387 .
  • Саес-Родригес, А. (2012). Этноматематическое упражнение для анализа выборки кипу из Пачакамака (Перу). Латиноамериканский журнал этноматематики. 5 (1), 62–88.
  • Саломон, Фрэнк (2001). «Как работает андское «письмо без слов»». Современная антропология . 42 (1): 1–27. дои : 10.1086/318435 . S2CID   224799182 .
  • Саломон, Фрэнк (2004). Хранители шнура: кипу и культурная жизнь в перуанской деревне . Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-0-8223-3379-1 . OCLC   54929904 .
  • Соломон, Фрэнк; Петерс, Рената (31 марта 2007 г.). «Управление и сохранение наследия Рапас Хипу». Доклад, представленный на междисциплинарном семинаре по нематериальному наследию . Сотрудничество Кэрри Брезин, Джино де лас Касас Риос, Виктора Фалькона Уайты, Розы Чоке Гонсалес и Розалии Чоке Гонсалес. Сотрудничество по культурному наследию и музейной практике, Урбана-Шампейн, Иллинойс.
  • Уртон, Гэри (1998). «От узлов к повествованиям: реконструкция искусства ведения исторических записей в Андах на основе испанских транскрипций Инка Хипус ». Этноистория . 45 (5): 409–438. дои : 10.2307/483319 . JSTOR   483319 .
  • Уртон, Гэри (2003). Признаки инка хипу: двоичное кодирование в андских записях с завязанными веревками . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN  978-0-292-78539-7 . OCLC   50323023 .
  • Уртон, Гэри; Кэрри Брезин (2003–2004). «Проект базы данных Хипу» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2006 года.
  • Уртон, Гэри (2011). «Связывая архив узлами, или: умереть, чтобы попасть в архив древнего Перу». Архивы и записи . Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Груп. ISSN   0037-9816 .
  • Уртон, Гэри. 2017. История инков в узлах . Остин, Техас: Издательство Техасского университета.
  • Доменичи, Давиде (1996). «Говорящие узлы инков». Археология . 49 (6): 13–24.
  • Локк, Лиланд (1912). «Древний кипу, пластинка перуанского узла». Американский антрополог . 14 (2): 325–332. дои : 10.1525/aa.1912.14.2.02a00070 .
  • Нэшнл Географик (1996). «Учётные шнуры» . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 8 апреля 2016 г. Проверено 31 марта 2016 г.
[ редактировать ]

Открытие топонима «Пуручуко».

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4edc1116982c0ce33241f01f48954e0a__1722596340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/0a/4edc1116982c0ce33241f01f48954e0a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Quipu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)