Jump to content

Кактовик цифры

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

20 цифр системы Кактовик

или Цифры Кактовик цифры Кактовик-инупиак. [1] — это с основанием 20, система числовых цифр созданная аляскинскими инупиатами . Они визуально знаковые , их формы обозначают отображаемое число.

В языке инупиаков используется двадцатеричная система счисления , как и в других эскимосско-алеутских языках Аляски и Канады (и бывшей Гренландии). Арабские цифры , разработанные для системы с основанием 10 , не подходят для инупиаков и других языков инуитов. Чтобы решить эту проблему, студенты в Кактовике, Аляска , в 1994 году изобрели систему записи чисел с основанием 20, которая распространилась среди аляскинских инупиатов и рассматривалась для использования в Канаде.

Инупиак , как и другие языки инуитов , имеет по основанию 20 систему счисления с подосновой 5 ( пятерично-десятеричная система). То есть количества подсчитываются в десятках (как в валлийском языке , а также в некоторых датских языках, таких как halvtreds «пятьдесят», и во французском языке, например quatre-vingts «восемьдесят»), с промежуточными цифрами для 5, 10 и 15. Таким образом, 78 определяется как три балла пятнадцать три . [2]

Цифры Кактовика графически отражают лексическую структуру системы счисления инупиаков. [3]

Двадцать цифр
0 𝋀Киситчисагвик 5 𝋅пять 10 𝋊десять 15 𝋏акимиак
1 𝋁атаусик 6 𝋆Ичаксрат 11 𝋋десять тысяч 16 𝋐Акимиак Атаусик
2 𝋂дом 7 𝋇пять 12 𝋌Кулит Малджук 17 𝋑Акимиак Малчук
3 𝋃пишасут 8 𝋈пять пять 13 𝋍десять пятнадцать 18 𝋒акимиак пять
4 𝋄четыре 9 𝋉кулинджутайчак 14 𝋎акимиагутаихак 19 𝋓инуинньягутаихак

Большие числа состоят из этих цифр в позиционной записи :

десятичный Пятеричный
арабский арабский Кактовик
20 10 20 𝋁𝋀
40 20 20 𝋂𝋀
400 100 20 𝋁𝋀𝋀
800 200 20 𝋂𝋀𝋀

Ценности

[ редактировать ]

В следующей таблице приведены десятичные значения цифр Кактовика до трех знаков слева и справа от места единиц. [3]

Десятичные значения чисел Кактовика
н п × 20 3 п × 20 2 п × 20 1 п × 20 0 п × 20 −1 п × 20 −2 п × 20 −3
1 𝋁, 𝋀𝋀𝋀
8,000
𝋁𝋀𝋀
400
𝋁𝋀
20
𝋁
1
𝋀. 𝋁
0.05
𝋀. 𝋀𝋁
0.0025
𝋀. 𝋀𝋀𝋁
0.000 125
2 𝋂, 𝋀𝋀𝋀
16,000
𝋂𝋀𝋀
800
𝋂𝋀
40
𝋂
2
𝋀. 𝋂
0.1
𝋀. 𝋀𝋂
0.005
𝋀. 𝋀𝋀𝋂
0.000 25
3 𝋃, 𝋀𝋀𝋀
24,000
𝋃𝋀𝋀
1,200
𝋃𝋀
60
𝋃
3
𝋀. 𝋃
0.15
𝋀. 𝋀𝋃
0.0075
𝋀. 𝋀𝋀𝋃
0.000 375
4 𝋄, 𝋀𝋀𝋀
32,000
𝋄𝋀𝋀
1,600
𝋄𝋀
80
𝋄
4
𝋀. 𝋄
0.2
𝋀. 𝋀𝋄
0.01
𝋀. 𝋀𝋀𝋄
0.000 5
5 𝋅, 𝋀𝋀𝋀
40,000
𝋅𝋀𝋀
2,000
𝋅𝋀
100
𝋅
5
𝋀. 𝋅
0.25
𝋀. 𝋀𝋅
0.0125
𝋀. 𝋀𝋀𝋅
0.000 625
6 𝋆, 𝋀𝋀𝋀
48,000
𝋆𝋀𝋀
2,400
𝋆𝋀
120
𝋆
6
𝋀. 𝋆
0.3
𝋀. 𝋀𝋆
0.015
𝋀. 𝋀𝋀𝋆
0.000 75
7 𝋇, 𝋀𝋀𝋀
56,000
𝋇𝋀𝋀
2,800
𝋇𝋀
140
𝋇
7
𝋀. 𝋇
0.35
𝋀. 𝋀𝋇
0.0175
𝋀. 𝋀𝋀𝋇
0.000 875
8 𝋈, 𝋀𝋀𝋀
64,000
𝋈𝋀𝋀
3,200
𝋈𝋀
160
𝋈
8
𝋀. 𝋈
0.4
𝋀. 𝋀𝋈
0.02
𝋀. 𝋀𝋀𝋈
0.001
9 𝋉, 𝋀𝋀𝋀
72,000
𝋉𝋀𝋀
3,600
𝋉𝋀
180
𝋉
9
𝋀. 𝋉
0.45
𝋀. 𝋀𝋉
0.0225
𝋀. 𝋀𝋀𝋉
0.001 125
10 𝋊, 𝋀𝋀𝋀
80,000
𝋊𝋀𝋀
4,000
𝋊𝋀
200
𝋊
10
𝋀. 𝋊
0.5
𝋀. 𝋀𝋊
0.025
𝋀. 𝋀𝋀𝋊
0.001 25
11 𝋋, 𝋀𝋀𝋀
88,000
𝋋𝋀𝋀
4,400
𝋋𝋀
220
𝋋
11
𝋀. 𝋋
0.55
𝋀. 𝋀𝋋
0.0275
𝋀. 𝋀𝋀𝋋
0.001 375
12 𝋌, 𝋀𝋀𝋀
96,000
𝋌𝋀𝋀
4,800
𝋌𝋀
240
𝋌
12
𝋀. 𝋌
0.6
𝋀. 𝋀𝋌
0.03
𝋀. 𝋀𝋀𝋌
0.001 5
13 𝋍, 𝋀𝋀𝋀
104,000
𝋍𝋀𝋀
5,200
𝋍𝋀
260
𝋍
13
𝋀. 𝋍
0.65
𝋀. 𝋀𝋍
0.0325
𝋀. 𝋀𝋀𝋍
0.001 625
14 𝋎, 𝋀𝋀𝋀
112,000
𝋎𝋀𝋀
5,600
𝋎𝋀
280
𝋎
14
𝋀. 𝋎
0.7
𝋀. 𝋀𝋎
0.035
𝋀. 𝋀𝋀𝋎
0.001 75
15 𝋏, 𝋀𝋀𝋀
120,000
𝋏𝋀𝋀
6,000
𝋏𝋀
300
𝋏
15
𝋀. 𝋏
0.75
𝋀. 𝋀𝋏
0.0375
𝋀. 𝋀𝋀𝋏
0.001 875
16 𝋐, 𝋀𝋀𝋀
128,000
𝋐𝋀𝋀
6,400
𝋐𝋀
320
𝋐
16
𝋀. 𝋐
0.8
𝋀. 𝋀𝋐
0.04
𝋀. 𝋀𝋀𝋐
0.002
17 𝋑, 𝋀𝋀𝋀
136,000
𝋑𝋀𝋀
6,800
𝋑𝋀
340
𝋑
17
𝋀. 𝋑
0.85
𝋀. 𝋀𝋑
0.0425
𝋀. 𝋀𝋀𝋑
0.002 125
18 𝋒, 𝋀𝋀𝋀
144,000
𝋒𝋀𝋀
7,200
𝋒𝋀
360
𝋒
18
𝋀. 𝋒
0.9
𝋀. 𝋀𝋒
0.045
𝋀. 𝋀𝋀𝋒
0.002 25
19 𝋓, 𝋀𝋀𝋀
152,000
𝋓𝋀𝋀
7,600
𝋓𝋀
380
𝋓
19
𝋀. 𝋓
0.95
𝋀. 𝋀𝋓
0.0475
𝋀. 𝋀𝋀𝋓
0.002 375

Источник

[ редактировать ]
Карта Аляски с указанием района Норт-Слоуп, части Инупиат Нунаат

Изучение цифр началось в 1994 году как дополнительное занятие, когда во время урока математики по изучению двоичных чисел в средней школе Гарольда Кавеолука на острове Бартер Кактовик , Аляска, [4] Студенты отметили, что в их языке используется система с основанием 20.

Они обнаружили, что когда они пытались писать числа или выполнять арифметические действия с арабскими цифрами, им не хватало символов для представления чисел инупиак. [5]

Сначала они решили этот недостаток, создав десять дополнительных символов, но обнаружили, что их трудно запомнить. В маленькой средней школе было всего девять учеников, поэтому вся школа могла работать вместе над созданием системы счисления с основанием 20. Их наставник Уильям Бартли руководил ими. [5]

После мозгового штурма студенты пришли к выводу о нескольких качествах, которыми должна обладать идеальная система:

  1. Визуальная простота: символы должны быть «легкими для запоминания».
  2. Иконичность: должна быть «четкая связь между символами и их значениями».
  3. Эффективность: символы должно «легко писать», и их можно «писать быстро», не отрывая карандаш от бумаги.
  4. Отличительность: они должны «сильно отличаться от арабских цифр», чтобы не было путаницы между обозначениями в двух системах.
  5. Эстетика: на них должно быть приятно смотреть. [5]

В позиционной записи с основанием 20 число двадцать записывается цифрой 1, за которой следует цифра 0. В языке инупиак нет слова для обозначения нуля, и студенты решили, что кактовская цифра 0 должна выглядеть как скрещенные руки. это означает, что ничего не учитывается. [5]

Когда ученики средней школы начали преподавать свою новую систему младшим школьникам, младшие ученики имели тенденцию сжимать числа, чтобы они поместились в блок того же размера. Таким образом, они создали знаковую систему обозначений, в которой основание из 5 образует верхнюю часть цифры, а остаток — нижнюю часть. Это оказалось визуально полезным при выполнении арифметики. [5]

Вычисление

[ редактировать ]
Счеты инупиак, предназначенные для использования с цифрами Кактовик.

Учащиеся построили счеты с основанием 20. в школьной мастерской [4] [5] Первоначально они предназначались для облегчения преобразования десятичных чисел в двадцатеричные и наоборот, но студенты обнаружили, что их конструкция вполне естественно подходит для арифметики с двадцатеричным основанием. Верхняя часть их счетов имела по три бусины в каждом столбце для значений подосновы 5, а нижняя часть имела по четыре бусины в каждом столбце для остальных единиц. [5]

Арифметика

[ редактировать ]

Преимущество своей новой системы, которое студенты обнаружили, заключалось в том, что арифметика была проще, чем с арабскими цифрами. [5] Сложение двух цифр будет выглядеть как их сумма. Например,

2 + 2 = 4
𝋂 + 𝋂 = 𝋄

С вычитанием было еще проще: можно было просто посмотреть на число и убрать необходимое количество штрихов, чтобы получить ответ. [5] Например,

4 − 1 = 3
𝋄𝋁 = 𝋃

Еще одно преимущество заключалось в длинном делении . Визуальные аспекты и подбаза из пяти сделали длинное деление с большими дивидендами почти таким же простым, как и короткое деление, поскольку не требовалось записи в подтаблицах для умножения и вычитания промежуточных шагов. [4] Учащиеся могли отслеживать штрихи промежуточных шагов цветными карандашами с помощью тщательно продуманной системы разбивки на фрагменты . [5]

Упрощенную таблицу умножения можно составить, найдя сначала произведения каждой базовой цифры, затем произведения оснований и подоснований и, наконец, произведение каждой подосновы:

Эти таблицы функционально полны для операций умножения с использованием числительных Кактовика, но для множителей как с основаниями, так и с подоснованиями необходимо предварительно их разъединить:

6 * 3 = 18
𝋆 * 𝋃 = ( 𝋁 * 𝋃) + ( 𝋅 * 𝋃) = 𝋒

В приведенном выше примере коэффициент 𝋆 В таблице встречается не уравнение (6), а его компоненты, 𝋁 (1) и 𝋅 (5), есть.

Наследие

[ редактировать ]

Числа Кактовик получили широкое распространение среди инупиатов Аляски. Они были включены в программы языкового погружения и помогли возродить счет по основанию 20, который вышел из употребления среди инупиатов из-за преобладания системы по основанию 10 в школах с английским языком обучения. [4] [5]

Когда учащиеся средней школы «Кактовик», изобретшие эту систему, в 1995 году перешли в среднюю школу в Барроу, Аляска (теперь переименованную в Уткиагвик ), они взяли свое изобретение с собой. Им было разрешено преподавать эту математику учащимся местной средней школы, а местный колледж Икисавик добавил в свой каталог курс математики для инуитов. [5]

В 1996 году Комиссия по истории языка и культуры инуитов официально приняла цифры: [5] а в 1998 году Приполярный совет инуитов в Канаде рекомендовал разработать и использовать цифры Кактовик в этой стране. [6]

Значение

[ редактировать ]

Результаты Калифорнийского теста по математике в средней школе Кактовик в 1997 году значительно улучшились по сравнению с предыдущими годами. До введения новых цифр средний балл находился в 20-м процентиле; после их введения оценки выросли до уровня выше среднего по стране. Предполагается, что способность работать как с базой 10, так и с базой 20 может иметь сопоставимые преимущества с теми двуязычными студентами, которые имеют два способа мышления о мире. [5]

Развитие местной системы счисления помогает продемонстрировать учащимся-уроженцам Аляски, что математика заложена в их культуре и языке, а не передана западной культурой. Это отход от ранее широко распространенного мнения, что математика была просто необходимостью для поступления в колледж или университет. Студенты-иностранцы могут увидеть практический пример иного мировоззрения, являющегося частью этноматематики . [7]

В Юникоде

[ редактировать ]

Цифры Кактовик были добавлены в стандарт Unicode в сентябре 2022 года с выпуском версии 15.0. Несколько шрифтов поддерживают этот блок.

Кактовик Цифры [1] [2]
Официальная таблица кодов Консорциума Unicode (PDF)
 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б С Д И Ф
U + 1D2Cx 𝋀 𝋁 𝋂 𝋃 𝋄 𝋅 𝋆 𝋇 𝋈 𝋉 𝋊 𝋋 𝋌 𝋍 𝋎 𝋏
U + 1D2Dx 𝋐 𝋑 𝋒 𝋓
Примечания
1. ^ Начиная с версии Unicode 15.1.
2. ^ Серые области обозначают неназначенные кодовые точки.
Графическое отображение цифр Кактовик
Официальная таблица кодов Консорциума Unicode (PDF)
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б С Д И Ф
U + 1D2Cx 𝋀𝋁𝋂𝋃𝋄𝋅𝋆𝋇𝋈𝋉𝋊𝋋𝋌𝋍𝋎𝋏
U + 1D2Dx 𝋐𝋑𝋒𝋓

См. также

[ редактировать ]
  • Цифры майя , пятерично-десятеричная система из другой американской культуры.
  • Бартли, У.М. Кларк (январь – февраль 1997 г.). «Старый путь имеет значение» (PDF) . Делимся своими путями . 2 (1): 12–13. Архивировано (PDF) из оригинала 25 июня 2013 г. Проверено 27 февраля 2017 г.
  • Резолюция 89-09: Относительно цифр Кактовик . Приполярная конференция инуитов . Нуук, Гренландия . Июль 1998 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 г.
  • Бартли, Уильям Кларк (2002). «Опираясь на традиции: числа инупиаков в школьной среде». В Хэнксе, Джудит Элейн; Фаст, Джеральд Р. (ред.). Перспективы коренных народов Северной Америки . Изменение лица математики. Рестон, Вирджиния: Национальный совет учителей математики. стр. 225–236. ISBN  978-0873535069 . Проверено 17 апреля 2024 г.
  • Энгблом-Брэдли, Клодетт (2009). «Видеть математику индийскими глазами». В Уильямсе, Мария Шаа Тлаа (ред.). Читатель из числа коренных жителей Аляски: история, культура, политика . Издательство Университета Дьюка. стр. 237–245. дои : 10.1215/9780822390831-025 .
  • Маклин, Эдна Ахгик (2012). Iñupiatun Uqaluit Taniktun Sivunniuġutiŋit [ Инупиак Северного склона в словаре английского языка ] (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 декабря 2021 года.
  • Маклин, Эдна Ахгик (2014). Инупиатун Укалуит Таниктун Сивунинит [ Инупиак-английский словарь ]. Издательство Университета Аляски. JSTOR   jj.1176788 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d745708df3547ea4410a6a14dcaf5ac9__1721772240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/c9/d745708df3547ea4410a6a14dcaf5ac9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kaktovik numerals - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)