Jump to content

Дань

(Перенаправлено с «Выплата дани» )
Шествие высокопоставленных ассирийских чиновников, за которым следовали носители дани из Урарту. Из Хорсабада, Ирак, ок. 710 г. до н.э. Музей Ирака
предметы на рельефах «Ападана» в Персеполе : нарукавники, чаши и амфоры с ручками в виде грифона. В качестве дани отдаются

Дань ( / ˈ t r ɪ b juː t / ; [1] от латинского tributum — «вклад») — богатство, часто в натуральной форме , которое одна сторона дарит другой в знак подчинения, верности или уважения. Различные древние государства взимали дань с правителей завоеванных государством земель. В случае союзов меньшие партии могут платить дань более сильным партиям в знак своей преданности. Дань отличается от налогов, поскольку они собираются не так регулярно, как налоги. [2] Кроме того, в случае дани однозначно требуется признание политического подчинения плательщика получателю. [2]

Древняя Персидская империя Ахеменидов является примером древней империи дани ; тот, который предъявлял относительно мало требований к своим неперсидским подданным, кроме регулярной выплаты дани, которая могла быть золотом, предметами роскоши , животными, солдатами или рабами . Невыполнение платежей имело тяжелые последствия. Рельефы в Персеполе изображают процессии фигур, несущих различные виды дани.

Еще одним примером является Империя ацтеков , которая получала дань от различных городов-государств и провинций, которые она завоевала. [3]

Средневековые монгольские правители Руси также не ожидали ничего, кроме дани от русских государств, которые продолжали управлять сами собой.

Афины получали дань от других городов Делосского союза .

Империи Ассирии , Вавилона , Карфагена и Рима взимали дань со своих провинций и подчиненных царств.

Большие суммы, по сути, за защиту , выплачиваемые более поздними Римской и Византийской империями варварским деньги народам, чтобы предотвратить их нападение на имперскую территорию, не считаются данью, поскольку Империя не принимала низшей политической позиции. Такие выплаты, осуществляемые вышестоящим политическим образованием нижестоящему, называются « субсидиями ».

Древний Китай получал дань от различных государств, таких как Япония , Корея , Вьетнам , Камбоджа, Борнео, Индонезия, Шри-Ланка, Непал, Мьянма и Центральная Азия. [4] [5]

Современные элементы дани ограничиваются весьма формальными и церемониальными ритуалами, такими как официальные подарки, вручаемые в доказательство верности или лояльности после инаугурации президента, свадьба ребенка президента, пока президент находится в должности, или вступление на престол или брак члена королевской семьи. [ нужна ссылка ]

Ацтекская империя

[ редактировать ]

Дань как форма правления

[ редактировать ]

Ацтеки использовали дань как средство сохранения контроля над завоеванными территориями. Это означало, что вместо того, чтобы заменять существующих политических деятелей ацтекскими правителями или колонизировать недавно завоеванные территории, ацтеки просто собирали дань. [6] В идеале не было никакого вмешательства в местные дела завоеванных народов, если только эта дань не выплачивалась. [3]

Существовало два типа провинций, которые платили дань Империи ацтеков. Во-первых, были стратегические провинции. [2] Эти провинции считались государствами-клиентами , поскольку они по обоюдному согласию платили дань в обмен на хорошие отношения с ацтеками. [2] Во-вторых, существовали провинции-данники или государства-данники . [2] Эти провинции были обязаны платить регулярную дань, хотели они того или нет. [2]

Иерархия сбора дани

[ редактировать ]

В управлении системой дани империи участвовали чиновники разных уровней. [7] Должностные лица самого низкого ранга были известны как кальпикс . [8] [9] Их работа заключалась в сборе, транспортировке и получении дани из каждой провинции. [8] [9] Иногда один кальпикс закреплялся за целой провинцией. [2] В других случаях каждой провинции приписывалось несколько кальпиксов. [2] Это было сделано для того, чтобы в каждом городе провинции был один кальпикс. [2] На один ранг выше кальпикса были уэкальпикски . [8] Они служили менеджерами кальпикса. [8] Над уэкальписком располагались петлакалькатли . [8] Базируясь в Теночтитлане , они курировали всю систему дани. [8] Был также обученный военным чиновник, известный как куахтлатоани . [8] Их привлекали только тогда, когда недавно завоеванные провинции отказывались платить дань. [8]

Виды дани

[ редактировать ]

Империи ацтеков выплачивались различные формы дани за завоевание ацтекских провинций.

Природные ресурсы пользовались большим спросом во всей империи ацтеков, поскольку они имели решающее значение для строительства, вооружения и религиозных церемоний. Некоторые регионы Мексики с большим количеством природных ресурсов могли платить более высокую дань. Например, в бассейне Мексики имелся большой запас обсидиана и соляных изделий. Это повысило полезность таких регионов и сыграло роль в их социальном статусе и мобильности по всей империи. [10]

По мере продолжения экспансии с данью потребность в воинах, которые служили бы Империи в их попытках взять под контроль близлежащие города/регионы штатов, резко возросла. «Земля принадлежала правителю города-государства, и в обмен на доступ к земле простолюдины были обязаны предоставлять своему сеньору дань товарами и вахтовую отработку. Их также можно было призывать на военную службу и на строительные работы». Призыв на военную службу был очень обычным явлением, поскольку это было жизненно важно для расширения Империи ацтеков. [10]

Дань уважения Империи ацтеков также выражалась посредством золота, серебра, нефрита и других металлов, которые были важны для ацтекской культуры и считались ценными. [11]

В императорском Китае система данников предоставляла административные средства для контроля своих интересов, а также предоставляла эксклюзивные торговые приоритеты тем, кто платил дань из иностранных регионов. Это было неотъемлемой частью конфуцианской философии , которую китайцы считали эквивалентом того, как младшие сыновья заботятся о старших родителях, посвящая этой цели часть своего богатства, активов или товаров. Политические браки существовали между Китайской империей и данными государствами, такими как Сонгцен Гампо и Вэньчэн (Гьяса).

Китай часто получал дань от государств, находящихся под влиянием конфуцианской цивилизации , а взамен давал им китайские товары и признание их власти и суверенитета. На протяжении всей древней истории существовало несколько государств, дающих дань империям, основанным Китаем, включая соседние страны, такие как Япония, Корея, Вьетнам, Камбоджа, Борнео, Индонезия и Центральная Азия. [4] Эта приточная система и отношения хорошо известны как Джими ( 吉縻 [ чж ] ), или Цэфэн ( канонизация [ чж ] ), или Чаогонг ( приток [ чж ] ). На японском языке притоковая система и отношения называются Синкоу ( дань) . [жж ] ). ja ] ), Сакухо ( канонизация [ ja ] ) и Choukou ( дань [ ja ] ).

Согласно китайской «Книге Хань» , различные племена Японии (составляющие нацию Ва ) уже к первому столетию вступили в отношения данности с Китаем. [12] Однако Япония перестала платить дань Китаю и вышла из даннической системы в период Хэйан, не нанеся ущерба экономическим связям. Хотя Япония в конечном итоге вернулась к системе данников в период Муромати во время правления Асикага Ёсимицу , она не возобновила взимание дани, и это продолжалось недолго после смерти Ёсимицу (обратите внимание, что Асикага Ёсимицу был сёгуном , следовательно, технически он не был главой государства. Следовательно, это поставило его в подчинение и императору Японии , и китайскому императору одновременно. Японский император продолжал отказываться от присоединения к даннической системе). [13] [14]

Согласно корейскому историческому документу Самгук Саги ( корейский : 삼국사기 ; ханджа : 三國史記 ), Когурё отправил дипломатического представителя к династии Хань в 32 году нашей эры, и император Хань Гуанву официально признал Когурё титулом. [15] Отношения данников между Китаем и Кореей были установлены во времена Трех Королевств Кореи . [16] [17] но на практике это была всего лишь дипломатическая формальность, призванная укрепить легитимность и получить доступ к культурным ценностям из Китая. [18] Это продолжалось при разных династиях и в разной степени до поражения Китая в китайско-японской войне 1894–1895 годов. [16] [19] [20]

Отношения между Китаем и Вьетнамом представляли собой «иерархическую подчиненную систему». [21] Китай прекратил свой сюзеренитет над Вьетнамом Тяньцзиньским договором (1885 г.) после китайско-французской войны . Таиланд всегда подчинялся Китаю как вассальное или зависимое государство, начиная с династии Суй и до восстания тайпинов поздней династии Цин в середине 19 века. [22]

Некоторые данники имперского Китая охватывали сюзеренские королевства Китая в Восточной Азии. [23] До 20 века геополитика Восточной и Юго-Восточной Азии находилась под влиянием китайской даннической системы. Это гарантировало им их суверенитет, а система гарантировала Китаю получение определенных ценных активов. «Теоретическим обоснованием» этого обмена был Небесный Мандат , в котором утверждалось, что император Китая был уполномочен небесами править, и благодаря этому правилу все человечество в конечном итоге могло бы получить выгоду от добрых дел. Большинство азиатских стран присоединились к этой системе добровольно. [ нужна ссылка ]

Существует четкое различие между терминами «дань» и «подарок». Первое, известное как гун (貢), имеет важное значение. Китайские императоры позаботились о том, чтобы дары, которые они платили другим государствам, назывались просто дарами, а не данью. Даже во времена, когда китайской династии приходилось подкупать кочевников, чтобы они не совершали набегов на их границу, например, в династиях Хань и Сун , императоры дарили «подарки» хунну и киданям . Единственный раз, когда одна династия платила официальную дань другой, был во времена южной династии Сун, когда дань отдавалась династии Цзинь за мир. Династия Цзинь, занявшая равнины вокруг Желтой реки, также считала себя законным обладателем «Небесного мандата».

Кроме того, во время экспедиций Чжэн Хэ его флот часто возвращался с иностранными посланниками, несущими дань. Иностранные государства получили подарки в обмен на установление отношений данности между династией Мин и иностранными королевствами. Дань уважения занимает несколько глав в « Двадцати четырех историях» .

Западная Европа

[ редактировать ]
Деньги в дань, Джордж Хейтер, 1817 год.

Рейдеры, такие как викинги и кельтские племена, также могли взимать дань вместо того, чтобы совершать набеги на это место, если потенциальные цели согласились заплатить оговоренную сумму ценностей; Данегельд известный и масштабный пример.

Данью были не всегда деньги, но и ценные вещи, что фактически позволяло плательщикам оставаться заложниками в обмен на хорошее поведение. Различные средневековые лорды требовали дани от своих вассалов или крестьян номинально в обмен на защиту, позволяющую взять на себя расходы на создание армий или оплату наемников-фрилансеров против враждебного соседнего государства. Эта система превратилась в средневековое налогообложение и сосуществовала как светский аналог церковной десятины , взимаемой с производства.

Исламский Халифат

[ редактировать ]

Исламский халифат ввел новую форму дани, известную как « джизья », которая значительно отличалась от более ранних римских форм дани. По словам Патрисии Сид:

Что исторически отличало джизью от римской формы дани, так это то, что это был налог исключительно с физических лиц и взрослых мужчин. Римская «дань» иногда была формой займа, а также налога. Им могли облагаться земли, помещики и рабовладельцы, а также люди. Даже при расчете на отдельных лиц сумма часто определялась стоимостью активов группы и не зависела – как в случае с исламской джизьей – от фактической численности мужчин боеспособного возраста. Христианские иберийские правители позже ввели аналогичные налоги во время завоевания полуострова. [24]

Христиане Пиренейского полуострова переводили термин «джизья» как дань . Эту форму дани позднее применяла и Испанская империя к своим территориям в Новом Свете . [25]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Существительное-дань — Определение, изображения, произношение и примечания по использованию — Оксфордский словарь для продвинутых учащихся на сайте OxfordLearnersDictionaries.com» . www.oxfordlearnersdictionaries.com . Архивировано из оригинала 5 февраля 2018 года . Проверено 6 мая 2018 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Смит, Майкл Эрнест (2012). Ацтеки (3-е изд.). Чичестер, Западный Суссекс: Уайли-Блэквелл. ISBN  978-1405194976 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Бердан, Фрэнсис; Ходж, Мэри; Блэнтон, Ричард (1996). Имперские стратегии ацтеков . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN  9780884022114 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Локард, Крейг А. (2007). Общества, сети и переходы: глобальная история: до 1500 года . Cengage Обучение. п. 315. ИСБН  978-0-618-38612-3 .
  5. ^ Естественные науки, Лондонская школа экономики и политики. «Кафедра экономической истории» (PDF) . lse.ac.uk. Архивировано (PDF) из оригинала 10 января 2017 года . Проверено 6 мая 2018 г.
  6. ^ Мотыль, Александр (2001). Имперский конец: распад, крах и возрождение империй . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 13, 19–21, 32–36. ISBN  0231121105 .
  7. ^ Брамфилд, Элизабет (1991). «Дань и торговля в имперских городах: случай Ксалтокана, Мексика». В ранней государственной экономике . Нью-Брансуик: Transaction Press. стр. 177–198.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кальнек, Эдвард (1982). «Схемы формирования империи в долине Мексики». Государства инков и ацтеков: 1400-1800 гг . Нью-Йорк: Академическая пресса. стр. 56–59.
  9. ^ Перейти обратно: а б Эванс, Сьюзен (2004). Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 443–446, 449–451.
  10. ^ Перейти обратно: а б Перегрин, Питер Н. (2002). Энциклопедия предыстории: Том 5: Средняя Америка . Бостон, Массачусетс: Springer US. ISBN  978-1-4684-7132-8 .
  11. ^ Гинан, Пол. «Об империи ацтеков» . Большие рыжие волосы . Проверено 7 марта 2023 г.
  12. Книга Поздней Хань : «За пределами Куайцзи живут люди дунчу, которые разделены более чем на двадцать стран»
  13. ^ Йода, Йошиэ; Радтке, Курт Вернер (1996). Основы модернизации Японии: сравнение с путем Китая к модернизации . Издательство «Брилл». стр. 40–41. ISBN  90-04-09999-9 . Король На был награжден печатью монарха Королевства Ва во времена китайской династии Хань, а за королевой Химико , отправившей дань уважения династии Вэй (третий век), последовали пять королей Ва, которые также предложили в Вэй. Эти данные указывают на то, что в этот период Япония находилась внутри китайской системы дани. Японские миссии при династиях Суй (581-604) и Тан признавались китайцами носителями императорской дани; однако в середине девятого века - начале периода Хэйан - Япония отменила отправку миссий в Империю Тан. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  14. ^ Мизуно Норихито (2003). «Китай в международных отношениях Токугава: восприятие и отношение бакуфу Токугава к Китаю эпохи Мин-Цин» (PDF) . Университет штата Огайо. п. 109. Архивировано (PDF) из оригинала 8 сентября 2008 г. Дело не в том, что Япония, как сосед Китая, не имела ничего общего с иерархическими международными отношениями или была безразлична к ним, стремясь установить отношения с Китаем или составляющими китайского мирового порядка. Время от времени он платил дань китайским династиям в древние и средневековые времена, но обычно не был постоянным вассальным государством Китая. Очевидно, это была одна из стран, наиболее неохотно участвовавших в китаецентрическом мировом порядке. Япония не идентифицировала себя как вассальное государство Китая на протяжении большей части своей истории, независимо от того, как к этому относился Китай.
  15. Согласно «Самгук Саги», существует запись о том, что на 32-м году (15-м году правления короля Дэмусина в Когурё) в Позднюю Хань был отправлен посланник, чтобы предложить дань, и император Поздней Хань Кванму восстановил королевский титул ( «Тан» 32 года, согласно (Когурё Дэмусин 15), отправил послов с щедрой данью императору Гуанву, император Хань в изобилии (光武帝) дал доказательства, которые могут восстановить Ванкорыль -- перевод Google?)
  16. ^ Перейти обратно: а б Пратт, Кейт Л.; Ратт, Ричард; Хоар, Джеймс (1999). Корея: историко-культурный словарь . Рутледж. п. 482. ИСБН  0-7007-0463-9 .
  17. ^ Квак, Тэ-Хван и др. (2003). Корейский мирный процесс и четыре державы, с. 99. , с. 99, в Google Книгах ; отрывок: «Отношения Кореи с Китаем начались еще в пятом веке, были упорядочены во время династии Корё (918–1392) и полностью узаконены во время династии И (1392–1910)».
  18. ^ Сет, Майкл Дж. (2010). История Кореи: от древности до наших дней . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN  9780742567177 . В течение четвертого-шестого веков корейские государства регулярно отправляли даньние миссии в государства Китая. Хотя теоретически это подразумевало подчинение китайским правителям, на практике это было не более чем дипломатической формальностью. В обмен корейские правители получали символы, укреплявшие их собственную легитимность, а также разнообразные культурные товары: ритуальные товары, книги, буддийские писания и редкие предметы роскоши.
  19. ^ Квак, с. 100. , с. 100, в Google Книгах ; отрывок: «Отношения данников между Китаем и Кореей подошли к концу, когда Китай потерпел поражение в китайско-японской войне 1894-1895 годов. Фактически, нынешняя Северная Корея более или менее служит данью Китаю в наше время. ;"
  20. ^ Лейн, Роджер. (2008). Энциклопедия мелких серебряных монет, с. 331. , с. 331, в Google Книгах.
  21. ^ Канг, Дэвид С.; Нгуен, Дат X.; Фу, Ронан Цзе-мин; Шоу, Мередит (2019). «Война, восстание и интервенция в рамках иерархии: отношения Вьетнама и Китая, 1365–1841 гг.». Журнал разрешения конфликтов . 63 (4): 896–922. дои : 10.1177/0022002718772345 . S2CID   158733115 .
  22. ^ Гамбе, Аннабель Р. (2000). Зарубежное китайское предпринимательство и капиталистическое развитие в Юго-Восточной Азии . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 99. ИСБН  9783825843861 . Проверено 19 июля 2016 г.
  23. ^ Гандри, Р.С. «Китай и ее притоки», National Review (Соединенное Королевство), № 17, июль 1884 г., стр. 605-619. , с. 605, в Google Книгах.
  24. ^ Сид, Патрисия (1995). Церемонии владения при завоевании Европы Нового Света, 1492-1640 гг . Издательство Кембриджского университета . п. 80. ИСБН  0-521-49757-4 .
  25. ^ Сид, Патрисия (1995). Церемонии владения при завоевании Европы Нового Света, 1492-1640 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 80–1. ISBN  0-521-49757-4 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Словарное определение дани в Викисловаре
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad3a657481c85defaa761686f0d54c7e__1722625080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/7e/ad3a657481c85defaa761686f0d54c7e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tribute - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)