Понтий Карфагенский
Понтий Диакон | |
---|---|
Диакон, агиограф | |
Рожденный | начало 3 века Карфаген |
Умер | в. 262 Карфаген |
Почитается в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь Восточная Православная Церковь |
Праздник | 8 марта |
Понтий , или Понтий Диакон , (умер в середине третьего века) — христианский святой и латинский писатель из Карфагена . Он служил дьяконом при Киприане Карфагенском (ок. 200–258) и написал Vita Cypriani («Жизнь Киприана») вскоре после смерти Киприана.
Жизнь
[ редактировать ]
О Понтии сохранилось только одно упоминание — краткое упоминание в De книге Иеронима viris illustribus («О знаменитых людях») 68:
Понтий, диакон Киприана, переживший вместе с ним изгнание до дня его страсти, оставил превосходный том о жизни и страстях Киприана.
Понтий, диакон Киприана, до дня своей мученической кончины переживший вместе с ним изгнание, написал замечательную книгу о жизни и страстях Киприана.
автор не указан Хотя в переданном Житии Киприана , Иероним явно пишет об этом произведении. [ 1 ] Единственная другая информация исходит из собственных высказываний автора: он пишет частично из того, чему сам был свидетелем или слышал от пожилых людей; [ 2 ] он сопровождал Киприана в изгнание в Курубис, современную Корбу . [ 3 ] Из предисловия следует, что Понтий не знал ни одного другого сообщения о мученической кончине Киприана в то время, когда он писал. [ 4 ]
Помимо этого мало что известно наверняка. Намеки и судебный стиль указывают на то, что Понтий, должно быть, был хорошо образован и знал как Библию, так и светскую риторику. [ 5 ] Герман Дессау отметил совпадение надписи в городке Курубис с местным магистратом по имени Понтий и предположил, что восхваление города в произведении и желание автора связать город с мученичеством Киприана могут отражать местный патриотизм. [ 6 ] Другие ученые либо отвергают это, либо считают недоказуемым. [ 7 ]
Работа
[ редактировать ]В рукописях произведение названо Vita Cypriani («Жизнь Киприана»), а Иероним (см. Выше) называл его Vita et passio Cypriani («Жизнь и мученичество Киприана»). Ссылка Джерома не может рассматриваться как заголовок; но, несомненно, книга четко разделена на две части: одна посвящена жизни Киприана, а другая - событиям, приведшим к его мученической кончине. [ 8 ] В предисловии к сочинению Понтий выражает сожаление, что имеются подробные описания мученичества христиан- мирян , но нет ни одного описания такого епископа, как Киприан, который имел бы столько смысла рассказывать даже без мученичества (1, 2). Главы с 3 по 10 рассказывают о деятельности Киприана с момента его обращения, а главы с 11 по 19 описывают судебные разбирательства перед двумя разными проконсулами , их приговоры и последнее мученичество Киприана. [ 9 ]
Хотя Понтий знал Киприана лично, многие были разочарованы отсутствием подробной информации в книге. Частично это является результатом склонности Понтия просто намекать на то, что, по его мнению, его аудитория должна знать. [ 10 ] Наряду с небольшим количеством элементов из опыта, таких как пророческий сон, который приснился Киприану во время изгнания в Курубис в 257 году нашей эры (Понт. 12–13), Понтий использовал собственные сочинения Киприана и отчет о слушаниях проконсула в том году: Протокол об этом циркулировал еще при жизни Киприана и станет частью более позднего отчета о его мученической кончине, известного как Acta Proconsularia. . [ 11 ] Понтий ссылается на этот протокол (возможно, также на протокол второго слушания в 258 году нашей эры) и дает более свободное и менее подробное описание. [ 12 ] Еще одно влияние - Passio Santarum Perpetuae et Felicitatis , более ранний отчет о карфагенских мучениках, который мотивирует его решение написать не только страсть, но и отчет о жизни Киприана. [ 13 ]
Киприан при жизни был противоречивой фигурой; и даже после его смерти Понтий чувствовал необходимость отреагировать на некоторую критику, которую он получил. Жизнь приобретает особенно апологетический характер в трактовке избрания Киприана епископом, которое оспаривали некоторые карфагеняне (5, 6), и решения Киприана скрыться во время децианских преследований в 250 г. н.э. вместо того, чтобы принять мученическую смерть (7-8 ). [ 14 ]
Адольф фон Гарнак считал, что, хотя биография не могла быть написана сразу после смерти Киприана, последняя глава и другие создают впечатление, что мученическая смерть Киприана произошла совсем недавно, и поэтому относят эту работу к 259 году нашей эры. [ 15 ] Другие предпочитают более позднюю дату, когда большая часть аудитории Понтия знала Киприана по его произведениям, а не лично. [ 16 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Гарнак (1913) 2; Морманн (1975) xii.
- ^ Понт. 2, 2 «Я расскажу все, что я видел о нем , все, что я узнал от старейшин».
- ^ Понт. 12, 3 и по решению Своей доброты избрал и меня добровольным изгнанником среди товарищей своего дома.
- ^ Точка. 1, 2.
- ^ Гарнак (1913), 43-50.
- ^ Дессау (1916) и (1918).
- ^ Морманн (1975) xiii; Шмидт (1997) 434 «ни проверяемый, ни фальсифицируемый» («ни проверяемый, ни фальсифицируемый»).
- ^ Морманн (1975) xiii.
- ^ Морманн (1975) xvi.
- ^ Гарнак (1911), 52; Морманн (1975) xvii.
- ^ Пеллегрино (1955), 142; Морманн (1975), XXI.
- ^ 11, 1 что ответил священник Божий, когда проконсул допрашивал его, рассказывается в донесении . См. Шмидт (1997) 434.
- ^ См. Морманн (1975), xvii-xviii; Шмидт (1997) 435.
- ^ Пеллегрино (1955), 62; Бастиенсен в Морманне (1975), 258.
- ^ Гарнак (1913), 3.
- ^ Шмидт (1997), 433.
Литература
[ редактировать ]Есть критические издания в Hartel (1871) xc–cx, Harnack (1913), взятые из Hartel, Pellegrino (1955) и AAR Bastiaensen в Mohrmann (1975), 1–48. Бастиенсен у Мормана (1975), 278–9, и Шмидта (1997) предоставляют библиографию . Гарнак (1913), Пеллегрино (1955) и Бастиенсен в Морманне (1975), 249–77 предоставляют комментарии .
- Дессау, Х. (1916) «Понтий дер Биограф Киприана» Гермес 51, 65–72
- Дессау, Х. (1918) «Эпоха римских муниципальных чиновников» Гермес 53, 221–24.
- Гарнак, А. (1913) Жизнь Киприана фон Понтия (Лейпциг: JC Hinrichs'sche Buchhandlung)
- Хартель, Г. (= В.) (1871) Произведения святого Таски Цесила Киприани Том. 3 (Вена: CSEL )
- Морманн, К. (1975) Жизнь Киприана, Жизнь Амвросия, Жизнь Августина (Милан: Мондадори) ISBN 88-04-12191-2
- Пеллегрино, М. (1955) Жизнь и мученичество святого Киприана (Альба: 1955)
- Саксер, В. (1994) «Afrique Latin» 25–95 в G. Philippart (ред.) Hagiographies vol. 1 (Турнхаут: Бреполс) ISBN 2-503-50408-6
- Шмидт, PL (1997) «Pontius, Vita Cypriani » 433-5 (§472.10) в книге К. Саллмана (ред.) Литература перехода от римской к христианской литературе с 117 по 284 год нашей эры (Мюнхен: Бек, том IV из Справочник по латинской литературе древности под ред. Р. Герцога и П. Л. Шмидта). ISBN 3-406-39020-X
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Себастьян Биалас (1999). «Понтий, диакон Карфагенский». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 16. Герцберг: Бауц. столбцы. 1252–1253. ISBN 3-88309-079-4 .
- (на немецком языке) Понтий: Vita Caecilii Cypriani (немецкий) из: Собрание сочинений отца Святой Церкви Цецилия Киприана / перевод с латыни Юлиуса Баера: (Библиотека отцов церкви, серия 1, том 34) Мюнхен