Иоанн Пресвитер
Часть серии статей о |
Иоанн в Библии |
---|
![]() |
Иоаннова литература |
Авторство |
Сопутствующая литература |
См. также |
Иоанн Пресвитер был малоизвестной фигурой ранней Церкви, которую либо отличали, либо отождествляли с апостолом Иоанном и/или Иоанном Патмосом . Он появляется во фрагментах из произведений отца церкви Папия Иерапольского как один из авторских источников и впервые однозначно отличается от апостола Евсевием Кесарийским . Некоторые часто предлагают его в качестве альтернативного автора некоторых или всех Иоанновых книг Нового Завета .
Папий
[ редактировать ]Иоанн Пресвитер появляется во фрагменте Папия начала II века , епископа Иераполя , опубликовавшего «Изложение изречений Господних» ( греч. κυριακῶν λογίων ἐξηγήσις — Kyriakôn logiôn exêgêsis ) в пяти томах. Эта работа утеряна, но сохранилась во фрагментах, цитируемых Иринеем Лионским (ум. 202) и Евсевием Кесарийским (ум. 339).
Один из этих фрагментов, процитированный Евсевием в его «Истории Церкви» (книга III, глава 39), гласит:
- Но я не поленюсь записать вместе со своими толкованиями все наставления, которые я старательно получал в любое время от старейшин и бережно хранил в своей памяти, уверяя вас в то же время в их истинности. Ибо я, подобно толпе, любил не тех, кто много говорил, но тех, кто учил истине; ни в тех, кто рассказывал чуждые заповеди, но в тех, кто пересказывал заповеди, данные Господом вере и исходящие из самой истины. Итак, если приходил кто-нибудь из служивших старейшинам, я подробно расспрашивал о их речах: что сказал Андрей или Петр, или что сказал Филипп, или Фома, или Иаков, или Иоанн, или Матфей, или через кого-либо из учеников Господних, [и] что говорят Аристион и пресвитер Иоанн, ученики Господни. Ибо я воображал, что то, что можно было получить из книг, было для меня не так полезно, как то, что исходило от живого и неизменного голоса. [ 1 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Интерпретация этого текста состоит из двух основных точек зрения: одна точка зрения, впервые высказанная Евсевием Кесарийским , проводит различие между двумя Иоаннами, апостолом и пресвитером, тогда как другая точка зрения (впервые высказанная Герике в 1831 году) [ 2 ] идентифицирует только одного Джона.
Различие
[ редактировать ]Церковный историк Евсевий Кесарийский , благодаря цитате которого сохранился приведенный выше фрагмент, был первым, кто однозначно отличил пресвитера Иоанна от апостола Иоанна. Соответственно, он представил цитату словами:
- Более того, сам Папий во введении к своим книгам дает понять, что он сам не был слушателем и очевидцем святых апостолов; но он сообщает нам, что получил истины нашей религии от тех, кто был с ними знаком [апостолов], в следующих словах . [ 1 ]
Цитируя Папия, Евсевий продолжает:
- Здесь стоит заметить, что имя Иоанн упоминается им дважды. Первого он упоминает в связи с Петром, Иаковом, Матфеем и остальными апостолами, имея в виду явно евангелиста; а о другом Иоанне он упоминает через некоторое время и помещает его среди других за пределами числа апостолов, ставя перед ним Аристиона, и отчетливо называет его пресвитером.
- Это показывает, что верно утверждение тех, кто говорит, что в Азии были два человека, носившие одно и то же имя, и что в Ефесе было две гробницы, каждая из которых и доныне называется Иоанновой. Важно это заметить. Ибо вполне вероятно, что это был второй, если не согласиться, что он был первым, кто увидел Откровение, имя которого приписывается Иоанну.
- А Папий, о котором мы сейчас говорим, признается, что получил слова апостолов от последовавших за ними, но говорит, что сам был слушателем Аристиона и пресвитера Иоанна. По крайней мере, он часто упоминает их по имени и приводит их предания в своих трудах. Мы надеемся, что эти вещи не были напрасно придуманы нами.
Евсевий идентифицирует Иоанна Пресвитера как возможного автора Книги Откровения , канонический статус которой он оспаривал, поскольку был не согласен с ее содержанием, особенно с хилиазмом, подразумеваемым в «тысячелетнем царстве».
Точка зрения Евсевия была поддержана отцом церкви Иеронимом в книге De Viris Illustribus ( О выдающихся людях ) . В главе 9, посвященной апостолу Иоанну и его писаниям, он приписывает апостолу и Евангелие , и Первое послание , и продолжает говорить, что два других могли быть написаны либо пресвитером, либо апостолом:
- Два других [послания], из которых первое — «Старец к избранной госпоже и детям ее», а другое — «Старец к Гаию возлюбленному, которого я люблю воистину», считаются произведением пресвитера Иоанна. память которого до сих пор находится в Ефесе в другом гробе, хотя некоторые думают, что существуют два памятника этому самому Иоанну Евангелисту. [ 3 ]
В главе 18, обсуждая Папия, Иероним повторяет приведенный выше фрагмент и продолжает:
- Из этого каталога имен видно, что Иоанн, помещенный среди учеников, — это не то же самое, что старец Иоанн, которого он помещает в своем перечислении после Аристиона. Это мы говорим, кроме того, на основании упомянутого выше мнения, где мы отмечаем, что многие заявляют, что два последних послания Иоанна есть дело не апостола, а пресвитера. [ 4 ]
Атрибуция Иеронимом Второго и Третьего посланий Иоанна перекликается с текстом этих книг, в котором автор называет себя ho presbyteros , что можно перевести как «пресвитер, «старший», «древний», «старый». , то же слово, которое использовал Папий.
Decretum Gelasianum, связанный с Папой Геласием I , хотя и более поздний, следует за Иеронимом, принимая одно письмо «Апостола Иоанна» и два письма «другого Иоанна Старшего».
В наше время это различие часто возрождалось, главным образом - и в отличие от взглядов Евсевия - «для поддержки отрицания апостольского происхождения Четвертого Евангелия». [ 5 ] «красоту и богатство» которого некоторые ученые с трудом могли приписать «рыбаку из Галилеи». [ 6 ]
Споры об идентификации
[ редактировать ]Многие традиционные церковные ученые прямо приписывают все Иоанновые книги Нового Завета одному автору, апостолу Иоанну. Точка зрения, изложенная Евсевием, не осталась бесспорной. Католическая энциклопедия начала 1900-х годов, например, заявила, что это различие «не имеет исторической основы». [ 5 ] В поддержку этой точки зрения были приведены четыре основных аргумента:
- Свидетельство Евсевия оспаривается, поскольку его утверждение о том, что Папий «сам не был слушателем и очевидцем святых апостолов», противоречит отрывку из « Хроники Евсевия» , в котором апостол Иоанн прямо назван учителем Папия.
- Интерпретация Евсевия могла быть основана на его оппозиции хилиазму и Книге Откровения . Проводя различие между двумя людьми по имени Иоанн, Евсевий мог принизить эту книгу как произведение пресвитера, а не апостола, а также подорвать репутацию Папия как ученика апостола.
- Во фрагменте Папий употребляет одни и те же слова — пресвитер (или старец ) и ученики Господни — как по отношению к Апостолам, так и по отношению к мнимому «второму» Иоанну. Двойное появление Иоанна объясняется «особым отношением» Папия к Иоанну, из которого он научился одним вещам косвенно, а другим напрямую.
- До Евсевия не существует никаких утверждений о втором Иоанне в Азии. Особого внимания в этом контексте заслуживает Ириней Лионский , который сам был учеником Поликарпа Смирнского . В своей книге Adversus Haereses , сохранившейся в латинской версии, Ириней упоминает «Папия, слушателя Иоанна и товарища Поликарпа» (книга V, глава 33), [ 7 ] без указания на то, что это был другой Иоанн, чем «Иоанн, ученик Господень, который также склонился к Его груди [и] сам издал Евангелие во время своего пребывания в Ефесе в Азии» (Книга III, глава 1). [ 8 ]
В своем «Письме к Флорину», сохранившемся в виде фрагмента, Ириней говорит о «Поликарпе, получившем таким образом [информацию] от очевидцев Слова жизни», включая Иоанна, и как о «благословенном и апостольском пресвитере». Евсевий отмечает, что Ириней, кажется, канонизирует Евангелие, Апокалипсис и, по крайней мере, одно послание как сочинения того же Иоанна. [ 9 ] [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «История Церкви, книга III, глава 39» . Отцы Церкви . NewAdvent.org . Проверено 3 августа 2014 г.
- ^ Генрих Эрнст Фердинанд Герике, Гипотеза пресвитера Иоанна как автора Откровения (Галле, 1831), 6–8
- ^ святой, Джером «О выдающихся людях. Глава 9 ». newadvent.org Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ святой, Джером «О выдающихся людях. Глава 18 ». newadvent.org Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Святой Иоанн Богослов: Предполагаемый пресвитер Иоанн» . Католическая энциклопедия . NewAdvent.org . Проверено 3 августа 2014 г.
- ↑ Вопросы и предубеждения по поводу Евангелия от Иоанна. Архивировано 28 декабря 2005 г., в Wayback Machine.
- ^ Святой Ириней . «Против ересей (книга V, глава 33)» . Отцы Церкви . NewAdvent.org . Проверено 3 августа 2014 г.
- ^ Святой Ириней. «Против ересей (книга III, глава 1)» . Отцы Церкви . NewAdvent.org . Проверено 3 августа 2014 г.
- ^ Евсевий (январь 2004 г.). «Книга V» . История Церкви . п. 112. ИСБН 9781420924060 . Проверено 3 августа 2014 г.
- ^ Святой Ириней. «Фрагменты из утраченных сочинений Иринея» . Отцы Церкви . NewAdvent.org . Проверено 3 августа 2014 г. ПРИМЕЧАНИЕ. Текст по состоянию на 3 августа 2014 г. [update] отсутствует слово «апостольский».