Jump to content

Деа Гравида

Деа Гравида
Фигурка кипрской беременной богини, около 8-5 веков до н.э. ( Лувр )
Главный культовый центр Финикийское Средиземноморье
Символ Беременная женщина

Деа Гравида или Деа Тирия Гравида ( на латыни «беременная богиня») была либо богиней, либо изображением смертных женщин, которые были связаны с деторождением и плодородием, происходящими из финикийской культуры и распространявшимися в пределах финикийского круга влияния. Хотя о культе, окружавшем Деа Гравиду, известно немногое, вотивные терракотовые статуи были найдены по всему Средиземноморью, особенно в Финикии и на Кипре . Фигура отличается от куротрофных фигур, которые держат младенцев и не имеют видимых признаков беременности. [ 1 ]

Этимология

[ редактировать ]

Деа Гравида , термин, который современные археологи применили к этим типам фигур, переводится как «беременная богиня». [ 2 ] Термин «беременная» происходит от латинского слова «gravidus» и используется для описания беременной женщины. Тирия — это отсылка к Тиру , где было найдено много таких фигур. [ 3 ]

Роль в культе

[ редактировать ]

Точная роль в культе и назначение вотивных фигур неясны. Было высказано предположение, что фигурки представляют собой богиню матери/плодородия, священных проституток или обереги для защиты женщин во время беременности. [ 3 ] Фигурки Деа Гравида время от времени находили вместе со статуей бородатого мужчины, носящего корону Атефа . [ 4 ] Возможно, они вместе образовали божественную пару, однако неясно, почему именно они были вместе и кого они должны представлять. [ 4 ]

Эта фигура была связана с Таверет , египетской богиней-защитницей беременности и родов, которая изображалась в виде беременного бегемота. Не исключено, что с этими фигурами была связана Астарта , однако однозначных доказательств этой связи нет.

Вотивные фигуры

[ редактировать ]
Образец сидящего киприота около 600–480 гг. До н.э. ( Метрополитен-музей )

Вотивные фигуры обычно изображают беременных женщин-богинь или женщину, сидящую или стоящую, часто с рукой, положенной на живот. [ 5 ] Эти фигурки были сделаны исключительно из терракоты и обычно имеют небольшие размеры. [ 6 ] Фигуры часто изображались покрытыми заплетенными в спираль волосами, заколотыми по обе стороны головы, что приводило к вводящим в заблуждение описаниям фигур как имеющих «капюшон кобры» или «рога». [ 6 ] [ 3 ] Вариант был найден в Триполи , на котором изображена фигура, держащая подношение торта. [ 3 ]

Впервые фигурки были изготовлены на побережье Леванта в VIII веке до нашей эры. и получил широкое распространение в VI-IV веках, причем самые ранние известные образцы на Кипре появились в VI веке. [ 5 ] [ 6 ] Изображения беременности и материнства были редкостью в ближневосточной иконографии, поскольку плодородие обычно обозначалось обнаженными женскими фигурами, держащими грудь. [ 5 ] Самые многочисленные и лучшие из них происходят из финикийских гробниц недалеко от Ахзива, недалеко от древнего Тира . Некоторые из этих фигурок посвящены Кипру с VI по V век. На Кипре большое количество фигурок было найдено только в городах-королевствах Китион , Лапетос и Аматос , где доминировали финикийский язык и культура. [ 2 ] [ 7 ] В Китионе эти фигуры были найдены в двух городских святилищах и на акрополе Амтос главное святилище Афродиты Киприи , где расположено . Единственная фигура также была найдена в святилище в Хитри . [ 6 ] Фигуры были также найдены в Лаконии , святилище Эйлифии Инатии на Крите и, возможно, в святилище Деметры в Коринфе . [ 8 ] Некоторые из этих фигурок, возможно, служили анатомической обучающей моделью, поскольку у некоторых было обнаружено квадратное отверстие в брюшной полости, куда помещалась модель плода. [ 8 ]

Пример фигурки Деа Гравида ( Национальный музей Дании )

Терракотовые фигурки были разделены на три группы: сделанные вручную, выброшенные на гончарном круге и изготовленные в форме. [ 4 ] Лепные фигурки имели наибольшее внешнее влияние со стороны других культур. Их использовали в качестве вотивных фигурок в святилищах, в качестве погребальных подношений на кладбищах, а иногда их находили в грузе транспортных кораблей. [ 4 ]

Отличие от куротрофоса

[ редактировать ]

Деа Гравида похожа на фигурки куротрофосов. ( греч . κουροτρόφος , «воспитатель детей»). Эти фигуры обычно изображаются в виде женщин или богинь, держащих младенцев на руках, а иногда их изображали кормящими грудью. [ 9 ] Однако некоторые цифры показывают, что она беременна и вынашивает ребенка. [ 6 ] Куротрофос также использовался для описания древнегреческих богов и богинь, чьи свойства включали в себя способность защищать молодых людей. Этим прилагательным называли многочисленных богов, включая, помимо прочего Афину , Аполлона , Гермеса , , Гекату , Афродиту , Артемиду и Эйлитию . [ 8 ]

Куротрофос был важной фигурой культа, появляясь в группах жертвоприношений, связанных с плодородием и уходом за детьми. [ 10 ]

Современное использование

[ редактировать ]

Рафаэля » « Донна беременная — портрет беременной женщины, положившей руку на живот.

Внешние ссылки

[ редактировать ]

Пример фигуры из Британского музея.

  1. ^ Будин, Стефани Линн (2014). Образы женщины и ребенка бронзового века: новый взгляд на рождаемость, материнство и пол в древнем мире . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 221. ИСБН  9781107660328 .
  2. ^ Jump up to: а б Ульбрих, Аня (2016). «Множественные идентичности на Кипре с 8 по 5 века до нашей эры: эпиграфические и иконографические свидетельства из кипрских святилищ». Трансформации и кризис в Средиземноморье. «Идентичность» и межкультурность на Леванте и финикийском Западе в XII-VIII веках до нашей эры . Рим, Италия: CNR Edizioni. стр. 81–98. ISBN  9788880802167 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Куликан, Уильям (1969). «Беременная богиня Тирия». Австралийский журнал библейской археологии . 1 (2): 35–50.
  4. ^ Jump up to: а б с д Маркое, Гленн (2000). Финикийцы . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. стр. 124–125, 159. ISBN.  9780520226142 .
  5. ^ Jump up to: а б с Оджиано, Ида (2015). «Вопрос «пластичности» этнической и культурной идентичности: на примере Хараеба». Бюллетень археологии и ливанской архитектуры . Хорс-Сери. 10 : 507–28.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Ульбрих, Аня (2016). «Ближневосточная и египетская иконография антропоморфного изображения женских божеств в кипрских святилищах железного века». В Туэсене, Ингольф (ред.). Материалы 2-го Международного конгресса по археологии Древнего Ближнего Востока . Копенгаген, Дания: Университет Болоньи и Айзенбраунс. стр. 289–304. ISBN  978-88-6113-007-4 .
  7. ^ Смит, Эми К.; Пикап, Сэди (22 марта 2010 г.). Спутница Брилла Афродиты . БРИЛЛ. стр. 177–179. ISBN  9789047444503 .
  8. ^ Jump up to: а б с Мудрая, Сьюзен (2007). Вотивы и ритуалы родов в Древней Греции (доктор философии). Университет Цинциннати.
  9. ^ Лампсас Яннис, Словарь древнего мира (Lexiko tou Archaiou Kosmou), Vol. III, Афины, Domi Publications, 1984, с. 247.
  10. ^ «Оксфордский справочник» . Архивировано из оригинала 01 апреля 2019 г. Проверено 1 апреля 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 42a2253fef0898616b6dd5dc5f632cad__1722454440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/ad/42a2253fef0898616b6dd5dc5f632cad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dea Gravida - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)