Деа Гравида
Деа Гравида | |
---|---|
![]() Фигурка кипрской беременной богини, около 8-5 веков до н.э. ( Лувр ) | |
Главный культовый центр | Финикийское Средиземноморье |
Символ | Беременная женщина |
Деа Гравида или Деа Тирия Гравида ( на латыни «беременная богиня») была либо богиней, либо изображением смертных женщин, которые были связаны с деторождением и плодородием, происходящими из финикийской культуры и распространявшимися в пределах финикийского круга влияния. Хотя о культе, окружавшем Деа Гравиду, известно немногое, вотивные терракотовые статуи были найдены по всему Средиземноморью, особенно в Финикии и на Кипре . Фигура отличается от куротрофных фигур, которые держат младенцев и не имеют видимых признаков беременности. [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Деа Гравида , термин, который современные археологи применили к этим типам фигур, переводится как «беременная богиня». [ 2 ] Термин «беременная» происходит от латинского слова «gravidus» и используется для описания беременной женщины. Тирия — это отсылка к Тиру , где было найдено много таких фигур. [ 3 ]
Роль в культе
[ редактировать ]Точная роль в культе и назначение вотивных фигур неясны. Было высказано предположение, что фигурки представляют собой богиню матери/плодородия, священных проституток или обереги для защиты женщин во время беременности. [ 3 ] Фигурки Деа Гравида время от времени находили вместе со статуей бородатого мужчины, носящего корону Атефа . [ 4 ] Возможно, они вместе образовали божественную пару, однако неясно, почему именно они были вместе и кого они должны представлять. [ 4 ]
Эта фигура была связана с Таверет , египетской богиней-защитницей беременности и родов, которая изображалась в виде беременного бегемота. Не исключено, что с этими фигурами была связана Астарта , однако однозначных доказательств этой связи нет.
Вотивные фигуры
[ редактировать ]
Вотивные фигуры обычно изображают беременных женщин-богинь или женщину, сидящую или стоящую, часто с рукой, положенной на живот. [ 5 ] Эти фигурки были сделаны исключительно из терракоты и обычно имеют небольшие размеры. [ 6 ] Фигуры часто изображались покрытыми заплетенными в спираль волосами, заколотыми по обе стороны головы, что приводило к вводящим в заблуждение описаниям фигур как имеющих «капюшон кобры» или «рога». [ 6 ] [ 3 ] Вариант был найден в Триполи , на котором изображена фигура, держащая подношение торта. [ 3 ]
Впервые фигурки были изготовлены на побережье Леванта в VIII веке до нашей эры. и получил широкое распространение в VI-IV веках, причем самые ранние известные образцы на Кипре появились в VI веке. [ 5 ] [ 6 ] Изображения беременности и материнства были редкостью в ближневосточной иконографии, поскольку плодородие обычно обозначалось обнаженными женскими фигурами, держащими грудь. [ 5 ] Самые многочисленные и лучшие из них происходят из финикийских гробниц недалеко от Ахзива, недалеко от древнего Тира . Некоторые из этих фигурок посвящены Кипру с VI по V век. На Кипре большое количество фигурок было найдено только в городах-королевствах Китион , Лапетос и Аматос , где доминировали финикийский язык и культура. [ 2 ] [ 7 ] В Китионе эти фигуры были найдены в двух городских святилищах и на акрополе Амтос главное святилище Афродиты Киприи , где расположено . Единственная фигура также была найдена в святилище в Хитри . [ 6 ] Фигуры были также найдены в Лаконии , святилище Эйлифии Инатии на Крите и, возможно, в святилище Деметры в Коринфе . [ 8 ] Некоторые из этих фигурок, возможно, служили анатомической обучающей моделью, поскольку у некоторых было обнаружено квадратное отверстие в брюшной полости, куда помещалась модель плода. [ 8 ]

Терракотовые фигурки были разделены на три группы: сделанные вручную, выброшенные на гончарном круге и изготовленные в форме. [ 4 ] Лепные фигурки имели наибольшее внешнее влияние со стороны других культур. Их использовали в качестве вотивных фигурок в святилищах, в качестве погребальных подношений на кладбищах, а иногда их находили в грузе транспортных кораблей. [ 4 ]
Отличие от куротрофоса
[ редактировать ]Деа Гравида похожа на фигурки куротрофосов. ( греч . κουροτρόφος , «воспитатель детей»). Эти фигуры обычно изображаются в виде женщин или богинь, держащих младенцев на руках, а иногда их изображали кормящими грудью. [ 9 ] Однако некоторые цифры показывают, что она беременна и вынашивает ребенка. [ 6 ] Куротрофос также использовался для описания древнегреческих богов и богинь, чьи свойства включали в себя способность защищать молодых людей. Этим прилагательным называли многочисленных богов, включая, помимо прочего Афину , Аполлона , Гермеса , , Гекату , Афродиту , Артемиду и Эйлитию . [ 8 ]
Куротрофос был важной фигурой культа, появляясь в группах жертвоприношений, связанных с плодородием и уходом за детьми. [ 10 ]
Современное использование
[ редактировать ]Рафаэля » « Донна беременная — портрет беременной женщины, положившей руку на живот.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Пример фигуры из Британского музея.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Будин, Стефани Линн (2014). Образы женщины и ребенка бронзового века: новый взгляд на рождаемость, материнство и пол в древнем мире . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 221. ИСБН 9781107660328 .
- ^ Jump up to: а б Ульбрих, Аня (2016). «Множественные идентичности на Кипре с 8 по 5 века до нашей эры: эпиграфические и иконографические свидетельства из кипрских святилищ». Трансформации и кризис в Средиземноморье. «Идентичность» и межкультурность на Леванте и финикийском Западе в XII-VIII веках до нашей эры . Рим, Италия: CNR Edizioni. стр. 81–98. ISBN 9788880802167 .
- ^ Jump up to: а б с д Куликан, Уильям (1969). «Беременная богиня Тирия». Австралийский журнал библейской археологии . 1 (2): 35–50.
- ^ Jump up to: а б с д Маркое, Гленн (2000). Финикийцы . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. стр. 124–125, 159. ISBN. 9780520226142 .
- ^ Jump up to: а б с Оджиано, Ида (2015). «Вопрос «пластичности» этнической и культурной идентичности: на примере Хараеба». Бюллетень археологии и ливанской архитектуры . Хорс-Сери. 10 : 507–28.
- ^ Jump up to: а б с д и Ульбрих, Аня (2016). «Ближневосточная и египетская иконография антропоморфного изображения женских божеств в кипрских святилищах железного века». В Туэсене, Ингольф (ред.). Материалы 2-го Международного конгресса по археологии Древнего Ближнего Востока . Копенгаген, Дания: Университет Болоньи и Айзенбраунс. стр. 289–304. ISBN 978-88-6113-007-4 .
- ^ Смит, Эми К.; Пикап, Сэди (22 марта 2010 г.). Спутница Брилла Афродиты . БРИЛЛ. стр. 177–179. ISBN 9789047444503 .
- ^ Jump up to: а б с Мудрая, Сьюзен (2007). Вотивы и ритуалы родов в Древней Греции (доктор философии). Университет Цинциннати.
- ^ Лампсас Яннис, Словарь древнего мира (Lexiko tou Archaiou Kosmou), Vol. III, Афины, Domi Publications, 1984, с. 247.
- ^ «Оксфордский справочник» . Архивировано из оригинала 01 апреля 2019 г. Проверено 1 апреля 2019 г.