Лемнианская Афина
Лемнийская Афина , или Афина Лемния , была классической греческой статуей богини Афины . По словам географа Павсания (1.28.2), оригинальная бронзовая отливка была создана скульптором Фидием около 450–440 гг. до н.э. для афинян, живших на острове Лемнос , для посвящения на афинском Акрополе .
Неясно, сохранились ли какие-либо копии. В 1891 году немецкий археолог Адольф Фуртвенглер реконструировал две практически идентичные римские мраморные статуи, которые, как он утверждал, были копиями оригинала, и идентифицировал только две римские мраморные копии головы. Эти законченные статуи были воссозданы путем соединения плохо сохранившейся мраморной головы (хранящейся в Дрездене ) и гипсового слепка аналогичной римской мраморной головы из коллекции Пеладжио Палаги в Болонье с парой идентичных тел в Дрездене. Однако как реконструкции, так и атрибуции оспариваются; см. ниже.
Речь идет о скульптурах:
- Две полные реконструкции (А и Б) в Государственном музее, Альбертинум , Дрезден , с телами, приобретенными в 1728 году из коллекции Киджи, Рим , Италия .
- Голова Палаги в Археологическом музее Болоньи , Италия.
- Еще одна голова этого типа, найденная в Поццуоли, хранится в Археологическом музее Кампи Флегрей. [1]
В реконструированном виде законченные статуи представляют собой стилизацию двух римских мраморов: одного для головы, другого для тела. с перекрещенной перевязью, В них Афина носит необычную эгиду украшенную головой Горгоны . Она с непокрытой головой, без щита, держит шлем в вытянутой правой руке, а левой сжимает копье у вершины древка.
Отождествление Фуртвенглером оригинальной Афины Лемнии с дрезденскими статуями и головой Палаги было основано на изучении гравированного драгоценного камня и интерпретации следующих отрывков из современных отчетов Павсания, Лукиана и Гимерия : [2]
- Павсаний 1.28.2:
- [На Акрополе] есть также два других посвящения: статуя Перикла , сына Ксантиппа , и самое достойное внимания из произведений Фидия — статуя Афины, названная Лемнианской по имени тех, кто ее посвятил.
- Лукиан , Образы 4 и 6:
- (4) Ликинос: «Из всех произведений Фидия какое вы хвалите больше всего?»
- Полистрат: «Что, как не Лемния, на которой он счел нужным написать свое имя? Или амазонка, опирающаяся на свое копье?
- ...
- (6) Из Книдии скульптор [Пантеи] возьмет только голову, ... оставив волосы, лоб и эту прекрасную линию бровей такими, какими их создал Пракситель , а также жидкий, но ясный и обаятельный взгляд глаза останутся такими, какими их задумал Пракситель. Но изгиб щек и переднюю часть лица он возьмет у Алкамена [ Афродиты ] в садах , плюс ее руки, изящные запястья и гибкие, сужающиеся пальцы. Но контур лица, его мягкость и стройный нос будут созданы лемнийской Афиной Фидия, которая также обеспечит соединение губ и шеи, взятое с Амазонки».
- Гимериос , Oratio 68.4 (Колонна):
- Фидий не всегда делал изображения Зевса и не всегда отливал вооруженную Афину в бронзе, а обращал свое искусство к другим богам и украсил щеки Девы розовым румянцем, чтобы вместо ее шлема он закрывал красоту богини. .
Логика Фуртвенглера оспаривается. «Хартсвик показал, что голова Палаги в Болонье не могла происходить из дрезденской статуи Б, [3] что драгоценные камни, использованные Фуртвенглером, могли быть постантичными, и что источники невероятно расплывчаты». Адрианик Стюарт отмечает: «Таким образом, хотя тип остается нетронутым и выглядит фидиевым, дальнейшие гипотезы Фуртвенглера относительно его идентичности и даты (451–448 гг.) остаются недоказанными».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Археологический музей Кампи Флегрей: Афина Лемния. Архивировано 13 июня 2008 г. в archive.today.
- ^ Фуртвенглер, Шедевры греческой скульптуры , (Лейпциг-Берлин) 1893.
- ↑ Фуртвенглер был убежден, что голова подойдет.
Ссылки
[ редактировать ]- www.goddess-athena.org
- Ким Дж. Хартсвик, «Переосмысление Афины Лемнии», Американский журнал археологии , 87.3 (июль 1983 г.), стр. 335–346.
- Ольга Палагия , «В защиту Афины Лемнии Фуртвенглера», Американский журнал археологии , 91.1 (январь 1987 г.), стр. 81–84.
- Джудит М. Бэрринджер , Джеффри М. Хервит, Дж. Дж. Поллитт, Периклин Афины и их наследие: проблемы и перспективы , ( University of Texas Press ), 2005. ISBN 0-292-70622-7 .
- Александр С. Мюррей, История греческой скульптуры , 1880 г. (перепечатка: Kessinger Publishing, 2004 г.), ISBN 1-4179-1227-8 .
- Эдвард Робинсон, Каталог слепков , Музей изящных искусств , Бостон; Хоутон, Миффлин, 1896 г., страницы 86–89.
- Стюарт, Эндрю. Сто греческих скульпторов: их карьера и дошедшие до нас работы
- Скульпторы: ранняя и высокая классика ( текст онлайн )
- Бросать