Jump to content

Поликлет

(Перенаправлено из Канона Поликлета )
Поликлета Дорифор , ранний образец классической контрапосты . Римская мраморная копия в Национальном археологическом музее, Неаполь.

Поликлет ( древнегреческий : Πολύκλειτος ) был древнегреческим скульптором , работавшим в V веке до нашей эры. Наряду с афинскими скульпторами Фидием , Мироном и Праксителем , он считается одним из самых важных скульпторов классической античности . [1] Каталог IV века до нашей эры, приписываемый Ксенократу («Ксенократический каталог»), который был путеводителем Плиния в вопросах искусства, поставил его между Фидием и Мироном . [2] Он особенно известен своим утраченным трактатом « Канон Поликлета» ( канон пропорций тела ), в котором изложены его математические основы идеализированной формы мужского тела .

Известно, что ни одна из его оригинальных скульптур не сохранилась, но многие мраморные произведения, в основном римские, считаются более поздними копиями.

Поликлет Диадумен в римской мраморной копии, Национальный археологический музей Афин.

Его греческое имя было традиционно латинизированным Поликлетом , но также транслитерируется Поликлетом ( древнегреческий : Πολύκλειτος , классический греческий язык). Греческое произношение: [polýkleːtos] , «много известный») и, из-за иотацизма при переходе от древнегреческого языка к новогреческому, Polyklitos или Polyclitus . Его зовут Сикионий (букв. «Сикионец», обычно переводится как «Сикионец»). [3] латинскими авторами, включая Плиния Старшего и Цицерона , и Ἀργεῖος (букв. «Аргивянин», перевод «Аргос») другими, такими как Платон и Павсаний . Его иногда называют Старшим, в тех случаях, когда необходимо отличить его от сына , который считается крупным архитектором, но второстепенным скульптором.

Ранняя жизнь и обучение

[ редактировать ]

Как отмечалось выше, некоторые авторы, писавшие на латыни, называют Поликлета «Сикионцем», и которые, по мнению современных ученых, полагаются на ошибку Плиния Старшего, объединяющего другого, более мелкого скульптора из Сикиона , ученика Фидия, с Поликлетом. из Аргоса. Павсаний непреклонен в том, что это были разные люди и что Поликлет был родом из Аргоса, в котором он, должно быть, получил свое раннее обучение. [а] и современник Фидия (возможно, также преподававший Агеладасом ).

Работает

[ редактировать ]
Таунли Марблс Дискофор , Британский музей

Фигура амазонки Поликлета для Эфеса вызывала восхищение, а его колоссальная из золота и слоновой кости статуя Геры , стоявшая в ее храме — Герайон Аргосский — выгодно сравнивалась с олимпийским Зевсом работы Фидия. Он также создал знаменитую бронзовую обнаженную мужскую фигуру, известную как Дорифор («Копьеносец»), которая сохранилась в виде многочисленных римских мраморных копий. Другими скульптурами, приписываемыми Поликлету, являются Дискофор Дисконосец »), Диадумен («Юноша, завязывающий повязку»). [4] и Гермес , по словам Плиния, когда-то находился в Лисимахии (Фракия) . Поликлета «Астрагализонт» («Мальчики, играющие в костяшки пальцев») был востребован императором Титом и установлен на почетном месте в его атриуме . [5] Плиний также упоминает, что Поликлет был одним из пяти крупнейших скульпторов, которые в пятом веке до нашей эры соревновались в создании раненой амазонки для храма Артемиды; мраморные копии, связанные с соревнованием, сохранились. [6]

Диадуменос

[ редактировать ]

Статуя Диадумена , также известного как Юноша, завязывающий повязку, — одна из скульптур Поликлета, известная по множеству копий. Жест мальчика, завязывающего повязку на голову, символизирует победу, возможно, в спортивном соревновании. «Это римская копия первого века нашей эры с греческого бронзового оригинала, датированного примерно 430 годом до нашей эры». [4] Поликлет значительно изменил очертания своих мышц, чтобы показать, что он спортсмен. «Грудная клетка и таз Diadoumenos наклонены в противоположных направлениях, создавая ритмические контрасты в туловище, которые создают впечатление органической жизненной силы. Положение ног, балансирующих между стоянием и ходьбой, создает ощущение потенциального движения. Эта строго рассчитанная поза которая встречается почти во всех произведениях, приписываемых Поликлету, стала стандартной формулой, используемой в греко-римском, а затем и в западноевропейском искусстве». [4]

Дорифорос

[ редактировать ]

Другая статуя, созданная Поликлетом, — Дорифор , также называемый Копьеносцем . Это типичная греческая скульптура, изображающая красоту мужского тела. «Поликлет стремился уловить идеальные пропорции человеческой фигуры в своих статуях и разработал набор эстетических принципов, управляющих этими пропорциями, который был известен как Канон или «Правило». [7] Он создал систему, основанную на математических соотношениях. «Хотя мы не знаем точных деталей формулы Поликлета, конечный результат, проявленный в Дорифоре, был совершенным выражением того, что греки называли симметрией . [7] На этой скульптуре изображена поза контрапоста ; тело больше всего опирается на правую ногу. У Дорифора идеализированное тело, в нем меньше натурализма. В его левой руке когда-то было копье, но с тех пор оно было утеряно. Поза тела показывает, что он воин и герой. [4] [7] Действительно, некоторые зашли так далеко, что предположили, что изображенная фигура была Ахиллесом, направлявшимся на Троянскую войну, поскольку аналогичное изображение Ахилла со щитом можно увидеть на вазе, написанной художником Ахиллом примерно в то же время. [8]

Аполлон «мантуанского типа», мраморная римская копия с греческого оригинала V века до нашей эры, приписываемого Поликлету, Лувр.

Поликлет вместе с Фидием создали классический греческий стиль. Хотя ни одна из его оригинальных работ не сохранилась, литературные источники, идентифицирующие римские мраморные копии его работ, позволяют провести реконструкцию. Контрапосто , поза, которая визуализирует смещение баланса тела при переносе веса на одну ногу, стала источником его известности.

Изысканные детали моделей Поликлета для литья, выполненных из глины, раскрываются в знаменитом замечании, повторенном в « , Плутарха Моралии» о том, что «работа тяжелее всего, когда глина находится под ногтем». [9]

Канон Поликлета и «симметрия».

[ редактировать ]

Поликлет сознательно создал новый подход к скульптуре, написав трактат ( художественный канон (от древнегреческого Κανών ( Kanṓn )) «мерная рейка, эталон») и создав обнаженную мужскую фигуру, иллюстрирующую его теорию математической основы идеальных пропорций. Хотя его теоретические трактат потерян для истории, [10] его цитируют: «Совершенство... достигается постепенно ( пара микрон ) через множество чисел». [11] Под этим он имел в виду, что статуя должна состоять из четко определенных частей, связанных друг с другом посредством системы идеальных математических пропорций и баланса. Хотя его каноником, вероятно, был Дорифор , оригинальная бронзовая статуя не сохранилась, но существуют более поздние мраморные копии.

Ссылки на Канон других древних авторов подразумевают, что его основной принцип выражался греческими словами symmetria , гиппократовским принципом изономии («равновесия») и ритмосом . Гален Поликлета писал, что Канон «получил свое название потому, что имел точную соизмеримость ( симметрию ) всех частей друг с другом». [12] Он также писал, что Канон определяет красоту «в пропорциях не элементов, а частей, то есть пальца к пальцу, всех пальцев к ладони и запястью, а их к кисти». предплечья, и от предплечья к плечу, и от всех остальных частей друг к другу». [13]

Историк искусства Кеннет Кларк заметил, что «общей целью [Поклетита] была ясность, баланс и полнота; его единственным средством общения было обнаженное тело спортсмена, стоящее между движением и покоем». [14]

Предполагаемая реконструкция

[ редактировать ]
Иллюстрация фаланг человеческой руки

Несмотря на многочисленные успехи современных учёных в направлении более ясного понимания теоретической основы Канона Поликлета, результаты этих исследований показывают отсутствие какого-либо общего согласия относительно практического применения этого канона в произведениях искусства. Наблюдение Риса Карпентера по этому поводу остается в силе: [15] «Тем не менее, одним из курьезов нашей археологической науки следует считать тот факт, что никому до сих пор не удалось извлечь рецепт письменного канона из его видимого воплощения и собрать соизмеримые числа, которые, как мы знаем, он включает в себя».

- Ричард Тобин, Канон Поликлета , 1975. [16]

В статье 1975 года историк искусства Ричард Тобин [б] предположил, что более ранняя работа по реконструкции Канона потерпела неудачу, потому что предыдущие исследователи сделали ошибочное предположение о том, что в основе лежат линейные отношения, а не пропорции площади . [16] Он предположил, что Канон начинается от длины крайней части (« дистальной фаланги ») мизинца. Длина диагонали квадрата с этой стороной (математически 2 , около 1,4142) дает длину средней фаланги. Повторение процесса дает длину проксимальной фаланги; повторив это снова, вы получите длину пястной кости плюс костей запястья – расстояние от сустава до головки локтевой кости . Далее, квадрат стороны, равный длине руки от мизинца до запястья, дает диагональ, равную длине предплечья. Этот процесс «диагонали квадрата» дает относительные соотношения многих других ключевых эталонных расстояний в мужском теле человека. [18] Этот процесс не требовал бы измерения квадратных корней : художник мог бы взять длинный шнур и завязать узлы на расстоянии друг от друга на расстоянии, равном диагонали квадрата, нарисованного на предыдущей длине. [19] На самом теле процесс повторяется, но геометрическая прогрессия берется и повторяется от макушки головы (а не аддитивно, как на руке/кисти): голова от макушки до подбородка имеет тот же размер, что и передняя часть тела. рука; длина от макушки до ключицы равна длине плеча; диагональ на этом квадрате дает расстояние от макушки до линии сосков. [20] Тобин подтвердил свои расчеты, сравнив свою теоретическую модель с римской копией Дорифора, хранящейся в Национальном археологическом музее Неаполя . [21]

Последователи

[ редактировать ]

Поликлет и Фидий были одними из первых поколений греческих скульпторов, привлекших школы последователей . Школа Поликлета просуществовала как минимум три поколения, но, похоже, наибольшую активность она проявляла в конце 4-го и начале 3-го веков до нашей эры. Римские писатели Плиний и Павсаний отметили имена около двадцати скульпторов школы Поликлета, определяемые их приверженностью его принципам баланса и определенности. Скопас и Лисипп — одни из самых известных преемников Поликлета.

Сын Поликлета, Поликлет Младший , работал в IV веке до нашей эры. Хотя сын также был скульптором спортсменов, наибольшую известность он завоевал как архитектор. Он спроектировал большой театр в Эпидавре .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ То, что «школа Аргоса» существовала в пятом веке, Джеффри М. Хервит, «Дорифор: взгляд назад», в Уоррене Г. Муне, изд., преуменьшает как «маргинальную». Поликлет, Дорифор и традиция , 1995:3-18.
  2. ^ Ричард Тобин имеет докторскую степень по истории искусств в колледже Брин-Мор . С апреля 2016 года — директор Харвудского музея искусств Университета Нью-Мексико . [17]
  1. ^ Блумберг, Наоми. «Поликлит» . Британская энциклопедия . Проверено 25 июня 2023 г.
  2. ^ Эндрю Стюарт (1990). «Поликлит Аргосский» . Сто греческих скульпторов: их карьера и дошедшие до нас работы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  3. ^ Плиний Старший Естественные истории 34.19.23
  4. ^ Jump up to: а б с д «Статуя Диадумена (юноша, обвязывающего голову лентой)» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей . Проверено 24 июня 2015 г.
  5. ^ Плиний Старший , Naturalis Historia
  6. ^ «Статуя раненой амазонки» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей . Проверено 24 июня 2015 г.
  7. ^ Jump up to: а б с «Искусство: Дорифор (Канон)» . Искусство сквозь время: глобальный взгляд. Анненбергский ученик . Проверено 27 сентября 2015 г.
  8. ^ «Греческие вазы 800–300 гг. до н.э.: ключевые предметы» . www.beazley.ox.ac.uk . Проверено 20 мая 2021 г.
  9. ^ Плутарх, Квест. конв. II 3, 2, 636 г. до н.э. , цитируется по Стюарту.
  10. ^ «Искусство: Дорифор (Канон)» . Искусство сквозь время: глобальный взгляд. Анненбергский ученик . Проверено 15 сентября 2020 г. нам совершенно недвусмысленно говорят, что он связал каждую часть со всеми остальными частями и с целым и использовал для этого математическую формулу. Что это была за формула, остается только догадываться.
  11. ^ Филон, Механикус , цитируется у Стюарта.
  12. ^ Гален , Де Темпераментис .
  13. ^ Де ла Круа, Хорст; Тэнси, Ричард Г.; Киркпатрик, Дайан (1991). Искусство Гарднера сквозь века (9-е изд.). Томсон/Уодсворт. п. 163 . ISBN  0-15-503769-2 .
  14. ^ Кларк 1956:63.
  15. ^ Рис Карпентер (1960). Греческая скульптура: критический обзор . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 100. цитируется по Тобину (1975) , с. 307
  16. ^ Jump up to: а б Тобин (1975) , с. 307.
  17. ^ «Тобин назначен директором Харвудского художественного музея UNM» (пресс-релиз). 22 апреля 2016 года . Проверено 2 октября 2020 г. .
  18. ^ Тобин (1975) , с. 309.
  19. ^ Тобин (1975) , с. 310.
  20. ^ Тобин (1975) , с. 313.
  21. ^ Тобин (1975) , с. 315.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Поликлетом, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 36a9aaf962f891e2755f4fe0ee9da6e0__1710885840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/e0/36a9aaf962f891e2755f4fe0ee9da6e0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polykleitos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)