Психопомп

Психопомпы (от греческого слова ψυχοπομπός , психопомпос , буквально означающего «проводник душ») [ 1 ] — существа, духи , ангелы , демоны или божества во многих религиях, в обязанности которых входит сопровождение недавно умерших душ с Земли в загробную жизнь. [ 2 ]
Их роль – не судить умерших, а просто направлять их. Часто появляясь в погребальном искусстве , психопомпы изображались в разное время и в разных культурах в виде антропоморфных существ , лошадей, оленей, собак, кнутов-бедняков , воронов, ворон, стервятников, сов, воробьев и кукушек. Что касается птиц, их часто можно увидеть огромными массами, ожидающими возле дома умирающего.
Обзор
[ редактировать ]Древняя религия
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
Классическими примерами психопомпа являются древнеегипетский бог Анубис , божество Пушан в индуизме , греческий перевозчик Харон , [ 1 ] богиня Геката и бог Гермес , римский бог Меркурий , скандинавские валькирии , ацтекский Ксолотль , славянская богиня Морана и этрусский Вант .
Современная религия
[ редактировать ]Хэйбай Учан , буквально «Черно-белое непостоянство», — два божества в китайской народной религии, отвечающие за сопровождение духов умерших в подземный мир.
В японской мифологии синигами . описывались как психопомпы [ 3 ]
Форма Шивы как Таракешвары в индуизме выполняет аналогичную роль, хотя и ведет душу к мокше, а не к загробной жизни. Кроме того, в «Бхагавата-пуране» Вишнудуты и Ямадуты также являются посланниками своих хозяев, Вишну и Ямы . Их роль ярко иллюстрируется историей Аджамилы . Во многих верованиях духа, которого забирают в подземный мир, насильно вырывают из тела. [ 4 ]
В персидской традиции Даэна , зороастрийская путеводительница, предстает красивой молодой девушкой для тех, кто заслуживает того, чтобы пересечь мост Чинват , или отвратительной старой ведьмой для тех, кто этого не делает. [ 5 ]
Политеистическая концепция конкретного божества смерти отвергается авраамическим монотеизмом, который считает Бога единственным господином смерти и жизни. [ 6 ] Однако архангела Самаэля можно рассматривать как еврейского психопомпа, роль которого в талмудической и постталмудической теологии заключается в роли Ангела смерти. В христианстве святой Петр , архангел Михаил и Иисус считаются психопомпами, либо ведущими мертвых на небеса, либо, как в случае с Петром, пропускающими их через врата. [ 7 ] В исламе Азраил . играет роль ангела смерти, который переносит душу на небеса, действуя с позволения Бога [ 8 ]
Во многих культурах шаман также выполняет роль психопомпа. Сюда может входить не только сопровождение души умершего, но и при рождении помощь в представлении души новорожденного ребенка в мир. [ 9 ] : 36 Это также объясняет современное название «акушерка умирающего» или « доула конца жизни », что является еще одной формой работы психопомпа.
В филиппинской культуре духи предков ( анито ) функционируют как психопомпы. Когда умирающие взывают к конкретным умершим (например, родителям, партнерам), духи последних якобы видны первым. Духи, которые традиционно ждут у подножия смертного одра, забирают ( тагальский : сундо ) душу вскоре после смерти и сопровождают ее в загробную жизнь. [ 10 ]
В религии Акан Амокье — женщина, которая вылавливает души из реки и приветствует их в Асамандо, царстве мёртвых Акан. Умершего человека хоронят с амоаси (набедренными повязками), украшениями и бусами, которые затем платят Амокье за то, что тот допустил его в Асамандо. [ 11 ]
Во многих мифологиях и суевериях смерть просто олицетворяется в виде психопомпа. Такие персонификации часто представляют смерть в виде жнеца, даже приписывая ей титул «Мрачный жнец» . [ 12 ] [ 13 ]
Психология
[ редактировать ]В юнгианской психологии психопомп является посредником между бессознательной и сознательной сферами. В снах он символически персонифицируется как мудрый мужчина или женщина, а иногда и как услужливый зверь. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]- Рассказы о замене жизни , корейские мифы, в которых психопомпы убеждают сохранить жизнь человека.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «ψυχοπομπός - Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт Греко-английский лексикон» . Персей.tufts.edu.
- ^ Джон Морреалл; Тамара Сонн (2011). Инструментарий по религии: полное руководство по религиоведению . Уайли-Блэквелл. п. 279. ИСБН 1405182466 .
- ^ «Синигами, Бог Смерти» . Японский проспект . Проверено 06 октября 2022 г.
- ^ «Комплекс Меркурий-Вуден: предложение», с. 27
- ^ Загробная жизнь и погребальные обычаи зороастризма . Доступ: март 2024 г.
- ^ «Ангел смерти» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ «Еврейский миф, магия и мистицизм: тук, тук, стук в дверь рая: еврейские психопомпы» . ejmmm2007.blogspot.com . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ «Смерть, ангел» . Еврейская энциклопедия . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ Хоппал, Михай: Шаманы в Евразии . Академическое издательство, Будапешт, 2005. ISBN 963-05-8295-3 . (Название означает «Шаманы Евразии»; книга написана на венгерском языке, но издана также на немецком, эстонском и финском языках; в качестве источника использована стр. 36.) Сайт издателя с кратким описанием книги (на венгерском языке) . ) Архивировано 2 января 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Скотт, Уильям Генри (1994). Барангай: филиппинская культура и общество шестнадцатого века Кесон-Сити: Издательство Афинского университета. ISBN 971-550-135-4 .
- ^ Линч, Патрисия Энн; Робертс, Джереми (2010). Африканская мифология от А до Я. Дом Челси. ISBN 978-1-60413-415-5 .
- ^ Нойес, Дебора (2008). Энциклопедия конца: Таинственная смерть в фактах, фантазиях, фольклоре и многом другом . Бостон: Хоутон Миффлин. п. 35. ISBN 978-0618823628 .
- ^ Мензис, Роберт (1847). Круг человеческой жизни . Эдинбург: Майлз Макфейл. п. 11.
- ^ Дрейк, Майкл. Великий сдвиг: и как с ним справиться . (2018) стр. 82. ISBN 0-9629002-9-X
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джеффри Деннис, «Авраам», «Илия», «Лейла», «Сандалфон», Энциклопедия еврейских мифов, магии и мистицизма , Ллевеллин, 2007.
- Элиаде, Мирча , «Шаманизм», 1964, главы 6 и 7, «Магические лекарства: шаман как психопомп».
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с психопомпами, на Викискладе?