ТТ1
Фиванская гробница TT1 | |
---|---|
Место захоронения Сеннеджема и семьи | |
![]() Сеннеджем и Ийнеферти собирают урожай в загробной жизни , восточная стена погребальной камеры. | |
Координаты | 25 ° 44'00 "N 32 ° 36'00" E / 25,7333 ° N 32,6000 ° E |
Расположение | Дейр-эль-Медина , Фиванский некрополь. |
Обнаруженный | Январь 1886 г. |
Раскопан | Эдуардо Тода-и-Гуэль (1886) Жак Леконт дю Нуи (1917) Бернар Брюйер (1924–30) |
Украшение | Книга Мертвых |
Далее → ТТ2 |
ТТ1 — место захоронения древнеегипетского чиновника Сеннеджема и членов его семьи в Дейр-эль-Медине , на западном берегу Нила напротив Луксора . Погребальный комплекс состоит из трех часовен в форме пирамиды, посвященных с юга на север отцу или брату Сеннеджема, самому Сеннеджему и сыну Сеннеджема Хонсу. Из трех шахт, связанных с часовнями, только шахта перед часовней Сеннеджема не была ограблена. Он ведет к ряду подземных помещений, включая богато украшенную погребальную камеру.
Нетронутая гробница была обнаружена в январе 1886 года во время раскопок местным жителем Гурнави Саламом Абу Духи и тремя другими. В единственной комнате было 165 предметов, в том числе более 20 захоронений, принадлежащих членам семьи Сеннеджема. Девять членов семьи Сеннеджема были помещены в гробы, а остальных положили на пол. У Сеннеджема и его сына Хонсу были самые сложные захоронения: оба были снабжены саркофагом или внешним прямоугольным гробом в дополнение к мумиформным гробам, доскам для мумий и маскам; эти большие гробы были найдены разобранными и поставленными у стены. Что касается остальных 11 человек, похороненных там, их точное отношение к Сеннеджему неясно из-за отсутствия надписей.
Гробницу быстро очистили Эдуардо Тода-и-Гуэль и Ян Херман Инсингер по поручению Гастона Масперо , главы Службы древностей . Погребальный инвентарь включал множество ушабти , каноп-сундуков и предметов мебели. Содержимое гробницы было передано в музей Булака в Каире. Оттуда некоторые предметы, в том числе гробы и мумии Ийнеферти, Хонсу и Тамакета, были проданы музеям и частным коллекциям по всему миру для финансирования дальнейших раскопок в Египте. Наиболее важные предметы за пределами Египта были отправлены в Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Египетский музей в Берлине ; точное местонахождение других частей сейчас практически неизвестно.
Сеннеджем и семья
[ редактировать ]Сеннеджем был древнеегипетским чиновником во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II девятнадцатой династии. [ 1 ] в начале 13 века до н.э. [ 2 ] Он носил титул « слуга на месте истины » ( sḏm ꜥš m st mꜣꜥ.t ), [ 3 ] что указывает на то, что он был частью сообщества строителей королевских гробниц в Дейр-эль-Медине . [ 4 ] Возможно, он был писцом , судя по наличию остракона из « Истории Синухе», помещенного рядом с его гробом. [ 3 ] Сеннеджем был вовлечен в культ богини Хатхор , носивший титул «слуга Хатхор» ( bꜣk n(y) Hw.t-Ḥr ). [ 5 ] [ 6 ] Его отцом был Хабехнет, носивший титул «слуга Амона в Южном Городе» ( ꜥš n Imn n Ip.t-rsy.t ). [ 7 ] [ 8 ] Тахену (или Таха(у)ну) считается его матерью. Хабехнет и Тахену изображены с еще одной женщиной по имени Русу, отношение которой к паре не уточняется. Возможно, она была второй женой Хабехнета или собственной матерью Хабехнета. [ 9 ] У Сеннеджема было три брата: Тутуя (или Тутуя), Мессу (или Моисей) и старший брат Тьяро. [ 10 ] [ 11 ]
Женой Сеннеджема была Ийнеферти. Ее называли «хозяйкой дома» ( nb.t-pr ) и «певицей Хатхор» ( ḥs.tn(t) Hw.t-Ḥr ). [ 5 ] [ 6 ] О ее семье мало что известно, но ее мать, возможно, звали Мутнофрет. [ 12 ] У Сеннеджема и Ийнеферти было как минимум 10 детей, многие из которых изображены в их гробнице и также работали в царском некрополе. Их старший сын Хабехнет , названный в честь деда по отцовской линии, был владельцем близлежащей гробницы ТТ2 . Младший сын Хонсу имел часовню-пирамиду на территории комплекса ТТ1 и был похоронен в гробнице своего отца. Сеннеджем и один или два его сына жили в группе домов в недавно построенной южной части Дейр-эль-Медины, недалеко от семейной могилы. [ 13 ] [ 14 ]
Часовни
[ редактировать ]
ТТ1 расположен на низкой террасе в южной части западного некрополя Дейр-эль-Медины. [ 15 ] Погребальный комплекс состоит из трех часовен пирамидальной формы, окруженных стеной внутреннего двора. Корт имеет прямоугольную форму и размеры 12,35 × 9,40 м (40,5 × 30,8 футов). [ 16 ] Хотя в него, вероятно, можно было попасть по лестнице через ворота в форме пилона . [ 17 ] раскопки египтолога Бернара Брюйера не обнаружили их следов. [ 16 ] подношения . У северной стены двора стояла скамейка из сырцового кирпича, на которой, вероятно, в праздничные дни проводились погребальные [ 17 ]
Часовня Сеннеджема — центральная из трех. Он был построен из смеси сырцового кирпича и камня, что было типично для Девятнадцатой династии. Его проектируемая восстановленная высота составляет 6,85 метра (22,5 фута) в высоту и ширина 4,5 метра (15 футов) и увенчана пирамидионом из известняка , ныне фрагментарным, изображающим Сеннеджема, поклоняющегося богу Солнца Ра в его путешествии по небу. В часовню можно было попасть через единственный дверной проем на восточной стороне; ( на перемычке верхнем пролете дверного проема) изображены Сеннеджем и Ийнеферти, поклоняющиеся крокодиловому богу Себеку . солнцу . На лице пирамиды над входом была установлена стела с изображением Сеннеджема, поклоняющегося восходящему Сама часовня представляет собой одно помещение с цилиндрическим сводом, в заднюю стену которого встроена еще одна погребальная стела. Весь интерьер расписан красочными сценами, но следов осталось мало. [ 18 ]

Часовня Сеннеджема с северной стороны окружена меньшей часовней-пирамидой Хонсу. Из-за нехватки места его стены сначала вертикальные, а затем наклоняются и превращаются в пирамиду. [ 17 ] На пирамидионе часовни Хонсу изображены Хонсу, его жена Тамакет и их сын Нехенмут; [ 19 ] сейчас он находится в Museo Egizio в Турине , Италия. [ 20 ] Это единственная из трех часовен, сохранившая расписное убранство. [ 17 ] На внутренней стороне дверного косяка изображены брат Хонсу Хабехнет и его вторая жена Исида. Другой сохранившийся фрагмент декора изображает двух фрагментарных божеств подземного мира. Сцена, вероятно, была похожа на ту, что мы видели в погребальной камере ТТ1, где умершая пара появляется в поклонении нескольким богам. [ 21 ] На южной стене была изображена похоронная процессия. В нижнем регистре изображены погребальные сани, запряженные мужчинами и двумя волами в сопровождении женщин. [ 22 ] Сцена продолжилась на задней (западной) стене, где мумия, поддерживаемая коленопреклоненным мужчиной, стоит перед часовней-пирамидой; священники совершают погребальные обряды. Полоса иероглифического текста, сохранившаяся лишь на небольших участках, дала имя и титул Хонсу и служила для разделения настенного убранства от потолка вокруг часовни. [ 23 ] [ 24 ]
Стена отделяла часовни Сеннеджем и Хонсу от большей, самой южной часовни-пирамиды. [ 17 ] Это самый старый из трех, он построен полностью из сырцового кирпича и, следовательно, датируется периодом восемнадцатой династии . [ 19 ] Часовня южной пирамиды принадлежит Тьяро, который считается старшим братом Сеннеджема. [ 8 ] [ 25 ] или Хабехнет, отец Сеннеджема. [ 26 ] [ 7 ] Южная часовня никогда не использовалась, так как могильный вал не достроен. Египтологи Катрин Габлер и Анн-Клер Салмас предполагают, что так и было задумано, поскольку Хабехнет не жил в Дейр-эль-Медине и работал за пределами некрополя; его титул «слуга Амона в Южном городе» указывает на то, что он работал в храмовых комплексах на восточном берегу. [ 7 ] Они предполагают, что часовня была нефункциональной, учитывая ее отделение от других стеной и очевидное отсутствие украшений, и вместо этого была физическим представлением семейной линии происхождения. [ 27 ]
Во дворе перед часовней были вырыты три погребальных вала. Центральная шахта под номером P1182 расположена в самой передней части ограждения, имеет длину 6,1 метра (20 футов) и содержит две смежные подземные комнаты. Судя по находкам фрагментов скульптуры и керамики с написанными именами, это, по-видимому, место захоронения старшего брата Сеннеджема Тьяро и сына Сеннеджема Бунахтефа. [ 28 ] Другая шахта под номером P1183 перед южной часовней незакончена и не используется. [ 29 ] Самая северная шахта, расположенная на расстоянии 1,70 метра (5,6 футов) от часовни Сеннеджема, вела к его погребальной камере. [ 30 ]
Могила
[ редактировать ]Обнаружение и очистка
[ редактировать ]
Нетронутая погребальная камера TT1 была обнаружена в январе 1886 года местным жителем Гурнави Саламом Абу Духи и тремя другими. Они получили разрешение от Гастона Масперо , директора Службы древностей , на поиск гробниц в Дейр-эль-Медине. После семи дней раскопок они нашли неповрежденную могильную шахту, ведущую в ряд подземных комнат. Гробница спускалась дальше через потайную шахту к расписному дверному проему, закрытому украшенной дверью; дверь была запечатана лепной глиняной печатью в форме головы бога Анубиса . [ 31 ] 31 января Масперо был проинформирован о находке, и он посетил Урбена Бурьяна , Эдуардо Тода-и-Гуэля и Яна Хермана Инсингера. 1 февраля [ 32 ] Они сделали копии украшенного дверного косяка, прежде чем разобрать его, чтобы сохранить дверь, и вошли в комнату. [ 33 ] Тода описал пространство как «покрытое телами и массами керамики, хлеба, фруктов, мебели и букетов по углам». [ 34 ] Расписная погребальная камера содержала захоронения не менее 20 человек и сопровождалась самыми разнообразными предметами. Мумии в гробу и без гроба помещались у западной стены камеры, а разобранные погребальные саркофаги (или святыни) - у восточной стены; погребальное оборудование, такое как канопы и ушабти, было смешано с рабочими инструментами, ящиками, вазами, мебелью, едой и букетами. [ 31 ] [ 35 ]
Эдуардо Тода-и-Гуэль отвечал за расчистку гробницы, а Ян Герман Инсингер - за фотосъемку. [ 31 ] Гробницу расчистили за три дня Тода и семь рабочих. [ 33 ] Плана регистрации положений объектов не было, и во время расчистки было сделано мало фотографий. [ 34 ] Выкупив у первооткрывателей половину находки, все содержимое погребальной камеры, около 165 предметов, по подсчетам Тоды, было погружено на дахабе Булак Службы древностей для перевозки в музей Булак в Каире. Табурет был сломан, а мумии без гробов были повреждены во время транспортировки на лодку, из-за чего Тоде пришлось держать только головы. [ 36 ] [ 33 ] В Каире образцы репрезентативных или уникальных предметов хранились для музея, а остальные были проданы. [ 36 ]
После расчистки гробницы в 1886 году Служба древностей закрыла основание шахты дверью из металлической сетки. В 1917 году Жак Леконт дю Нуи расчистил две другие шахты во дворе. Комплекс в целом был раскопан Бернаром Брюйером между 1924 и 1930 годами. Он частично расчистил двор в 1924-25 годах и повторно раскопал связанные с ним шахты в 1928 году. [ 16 ] [ 37 ] Полный отчет о его работе был опубликован в 1959 году. [ 38 ]
Архитектура
[ редактировать ]Доступ к подземным частям ТТ1 осуществляется через вертикальную шахту глубиной 6 метров (20 футов), прорезанную во дворе перед часовней Сеннеджема. В стенах шахты вырезаны ниши, обеспечивающие доступ без лестницы. [ 39 ] Шахта открывается на запад в неотделанную комнату размером 3 × 3,80 м (9,8 × 12,5 футов). В древности (деревянная) дверь закрывала шахту от остальной части гробницы; известняковые перемычки и дверные косяки названы Сеннеджем, Ийнеферти, Хабехнет и Хонсу. Это помещение разделено пополам современной кирпичной стеной, построенной в 1890 году с зарешеченной дверью, защищающей гробницу. Продолжая движение на запад, четыре нисходящие ступени ведут в еще одну камеру длиной и шириной 3,50 метра (11,5 футов) со сводчатым потолком высотой 2,50 метра (8,2 фута). [ 40 ] [ 19 ] Судя по керамике, найденной в этой сводчатой комнате, она, вероятно, служила складом для погребальных подношений. В еще три комнаты можно попасть через проходы, прорезанные в полу возле стен. [ 39 ] Шахта у южной стены ведет к еще одной кладовой меньшего размера длиной примерно 2 метра (6,6 футов); в нем была простая керамика. Короткая шахта у западной стены ведет в другую неотделанную комнату размером 2,40 × 2,90 м (7,9 × 9,5 футов) с плоским потолком высотой 1,40 метра (4,6 фута). Он грубо обрезан и незакончен; Вероятно, это была погребальная камера, либо первоначальная погребальная камера, либо вырезанная позже, когда существующая камера заполнилась. [ 39 ] [ 40 ]
Доступ к погребальной камере, которую использовали Сеннеджем и его семья, осуществляется через шахту глубиной 2 метра (6,6 футов) возле северной стены; в боках вырезаны ниши, как и у главного вала. На момент открытия он был закрыт каменной плитой. У основания шахты находилась деревянная дверь, вставленная в известняковую дверную раму с надписью. [ 19 ] [ 40 ] За ней находилась погребальная камера, прямоугольная комната размером 5,12 × 2,61 м (16,8 на 8,6 футов) со сводчатым потолком высотой 2,40 метра (7,9 футов). [ 41 ] Он облицован сырцовым кирпичом и покрыт штукатуркой, что обеспечивает ровный фон для отделки. [ 42 ]
Украшение
[ редактировать ]
Стены и потолок погребальной камеры площадью 40 квадратных метров (430 квадратных футов), [ 41 ] сплошь покрыты картинами. Они хорошо сохранились и, по мнению писателя Альберто Силиотти, «одни из самых красивых некрополей и, во всяком случае, самые известные». [ 43 ] Как это типично для Дейр-эль-Медины, большинство сцен имеют религиозные и мифологические темы, в данном случае эпизоды из Книги Мертвых . [ 44 ] Пол камеры окрашен в красный цвет. [ 42 ] Украшение выполнено на желтом фоне, предложенное Хани Фаридом и Самиром Фаридом, чтобы напомнить о папирусе, используемом для погребальных текстов; [ 45 ] Египтолог Кэтлин М. Куни считает, что это придает погребальной камере солнечный оттенок, напрямую вдохновленный «золотой комнатой», которую можно увидеть в царских гробницах. [ 46 ] Планировка украшения отражает путешествие умерших по Подземному миру и их перерождение в загробную жизнь, при этом декор и тексты текут с запада на восток на каждой стене, заканчиваясь изображением Сеннеджема и Ийнеферти в Аару , загробной жизни. [ 45 ] Египтолог Рожерио Соуза развивает эту интерпретацию смерти к возрождению дальше, интерпретируя украшение как струящееся с левой стороны дверного проема вдоль двух длинных стен, затем двух коротких стен, затем потолка и обратно к правой стороне дверного проема. , освещающий смерть, путешествие в подземный мир и возможное возрождение умершего после солнечного цикла. [ 47 ]
Роспись погребальной камеры, вероятно, была завершена до пятого года правления Рамсеса II. [ 25 ] Иероглифические надписи написаны равномерно, что указывает на то , что работа выполнена одним художником. Однако египтолог Хема Менендес предполагает, что украшение было выполнено двумя художниками с очень похожими стилями: предположительно мастером, выполнившим большую часть работы, и учеником, расписывавшим части потолка. [ 48 ] Менендес предполагает, что ответственным художником является Пашед, главный рисовальщик, работавший во времена правления Сети I и Рамсеса II, который работал над гробницей Сети I в Долине царей и над гробницами в Долине цариц . [ 49 ]
Дверь и дверной проем
[ редактировать ]Оформление гробницы начинается за пределами погребальной камеры с расписного дверного проема. На перемычке изображен Сеннеджем, поклоняющийся богу Атуму , сидящему в барке (лодке). Вертикальные дверные косяки исписаны столбцами текста. Погребальная камера закрывалась расписной деревянной дверью, украшенной с обеих сторон. На внешней стороне изображены Сеннеджем, Ийнеферти и их дочь Ирунефер перед Осирисом и Маат . Ниже семь сыновей пары поклоняются божествам Птах-Сокар-Осирису и Исиде . [ 42 ] На внутренней поверхности двери изображены Сеннеджем и Ийнеферти, играющие в настольную игру «Сенет» . В левой части дверного проема изображены два льва горизонта ( Акер ); [ 47 ] на правой стороне Ра, изображенный как «Великий Кот», обезглавливает змея Апепа , олицетворяющего победу над ночью. [ 50 ] На потолке дверного проема изображены руки богини Нут, держащей солнце. [ 50 ]
Западная стена
[ редактировать ]( В тимпане полукруглом регистре) западной стены изображены два анубиса-шакала, лежащие на прямоугольных гробницах-святилищах. Ниже них Сеннеджем и Ийнеферти поклоняются тринадцати сидящим погребальным богам, включая Осириса и Ра-Харахти. Текст, разделяющий божеств, обращается к погребальным богам с просьбой даровать умершему силу и власть. [ 45 ]
Южная стена
[ редактировать ]
В самом нижнем регистре южной стены изображен семейный банкет, разделенный дверным проемом на левую (восточную) и правую (западную) стороны. Слева, сбоку от живых, сидят возможные братья Сеннеджема Тутуя и Мессу. [ 11 ] Рядом с ним стоит дочь Мессу Тая. [ 51 ] Позади них изображены сидящими старший сын Сеннеджема Хабехнет и его жена Сахти. [ 11 ] со своей дочерью Хенутверт. [ 51 ] За ними стоят остальные дети Сеннеджема во главе с сыновьями Бунахтефом и Рахотепом: старшая дочь Ютнефрет, затем сыновья Хонсу, Рамос, Анихотеп и Ранеху, стоящие парами, и, наконец, молодая безымянная девочка. [ 11 ] На правой стороне, стороне мертвых, Сеннеджем и Ийнеферти сидят в крайнем правом углу, и их обслуживает их сын Бунахтеф, который одет как сем -жрец (священник, проводивший погребальные обряды) и совершает возлияние ; двое их маленьких детей, Ранеху и Хотепу, стоят под стульями. [ 11 ] [ 50 ] Рядом с ними Тьяро и Тая, сын которых Рома совершает возлияние и предлагает им «дыхание» в виде паруса; [ 11 ] дочь по имени Таашен сидит под стулом Таи. [ 8 ] Ближе всех к двери стоят отец Сеннеджема Хабехнет, его мать Тахену и, возможно, бабушка Русу, которых также посещает сын по имени Рома; еще одна дочь сидит под стулом. [ 11 ] Над этой сценой находится еще один регистр. Слева Сеннеджем и Ийнеферти поклоняются 10 стражам врат Подземного мира в двух отдельных регистрах. С правой стороны находится изображение мумии Сеннеджема на погребальном ложе в форме льва внутри палатки, а по обе стороны от нее - богини Исида и Нефтида в образах птиц. [ 11 ]
Северная стена
[ редактировать ]
Северная стена разделена на две сцены. Слева Анубис посещает мумию Сеннеджема в палатке, окруженную текстом из Книги Мертвых . [ 52 ] [ 47 ] Справа, в сцене, посвященной взвешиванию сердца, Анубис сопровождает Сеннеджема к Осирису, который стоит в будке в окружении глаз Гора и имитирует фетиши . Сеннеджем снова изображен стоящим на коленях перед столом для подношений перед Осирисом. [ 53 ] Он носит серый парик, возможно, в знак того, что он прожил долгую жизнь и умер в старости. [ 47 ]
Восточная стена
[ редактировать ]Тимпан короткой восточной стены изображает восходящее солнце в виде сидящего на солнечной барке бога Солнца, которого обожают бабуины. Во втором регистре изображено несколько сцен. [ 54 ] Слева направо Сеннеджем и его жена поклоняются Ра, Осирису и Птаху, а также еще двум богам. [ 55 ] Их сын Рахотеп плавает на лодке из папируса, а его брат Хонсу совершает ритуал « Открытие рта » для мумии своего отца. Ниже представлена большая сцена Аару , древнеегипетской загробной жизни. Сеннеджем и Ийнеферти вспахивают почву, сажают и собирают урожай, окруженные привычной нильской средой с пальмами и платанами , такими цветами, как васильки и маки, и оросительными каналами. [ 55 ] [ 54 ] С правой стороны Сеннеджем получает подношения еды. Барк Ра-Харахты пришвартован у острова справа внизу. [ 55 ]
Потолок
[ редактировать ]Потолок разделен пополам вдоль и разделен на четыре сцены с каждой стороны. [ 11 ] Самая западная сцена южной стороны изображает рассвет, с восходом солнца между бирюзовыми деревьями и звездой Сириус, которую несет бычок, представляющий молодое солнце, в сопровождении Ра-Хорахти-Атума. [ 56 ] Следующие две сцены показывают, как Сеннеджем поклоняется двум группам богов подземного мира, обозначенных в соответствующих заголовках как боги истины и боги Дуата ( Подземного мира). [ 11 ] Финальная сцена — Сеннеджем перед группой из трёх богов во главе с Тотом . [ 56 ] Северная сторона изображает путешествие Сеннеджема в загробную жизнь с запада на восток. В первой сцене он открывает «Тайную дверь Дуата». Вторая сцена — ночное путешествие солнца, душа которого в образе птицы Бенну плывет в ладье в сопровождении Ра-Харахти-Атума. В третьей сцене Сеннеджем и Ийнеферти поклоняются пяти коленопреклоненным богам подземного мира. В четвертой сцене богиня Нут изображена в виде платана, предлагающего еду и питье Сеннеджему и Ийнеферти, которые преклоняют колени в поклонении ей. [ 57 ] Расположение сцен на потолке аналогично тому, что наблюдается на гробах, с поперечными и вертикальными полосами текста, обращенными к погребальным богам, в том же порядке. [ 45 ]
-
Осирис в киоске в окружении двух имют-фетишей (эмблема из кожи животного), северная стена погребальной камеры.
-
Сеннеджем и Ийнеферти получают подношения от богини Нут, потолок погребальной камеры.
Содержание
[ редактировать ]TT1 — одна из немногих гробниц Нового Царства, обнаруженных в наше время нетронутыми. [ 58 ] Однако Куни предполагает, что гробница представляет собой не неповрежденное захоронение Девятнадцатой династии, а гробницу, в которую семья, возможно, повторно проникла уже во времена Двадцатой династии, чтобы убрать предметы, пригодные для вторичной переработки. [ 59 ] Точное положение предметов внутри погребальной камеры на момент открытия неизвестно. [ 34 ]
Самые крупные предметы мебели в гробнице носили погребальный характер. Это погребальное ложе Сеннеджема и его погребальное кресло, посвященное его сыном Хабехнетом, а также стол для пожертвований без надписи. В гробнице было поставлено восемь табуретов. Пять — это повседневные примеры, используемые обитателями в жизни, а три считаются погребальными; два написаны для Ийнеферти и один для Моисея. [ 60 ] Все сорок ящиков и сундуков в гробнице оказались пустыми; [ 34 ] содержимое, вероятно, было удалено более поздними членами семьи. [ 59 ] Единственные украшения, найденные в гробнице, принадлежат телам Сеннеджема, Ийнеферти и Хонсу; девять коробок, в которых, как предполагалось, хранились драгоценности, вероятно, были опустошены членами семьи в древности. Оставшиеся личные вещи включали рабочие инструменты Сеннеджема, среди которых был прямоугольный уровень и локоть , а также девять тростей с надписями. Погребальные принадлежности включали хлеб, фрукты и расписные вазы с вином. [ 61 ]
Одна из крупнейших известных острак (камня или разбитой глиняной посуды, на которой писали) была помещена рядом с гробом Сеннеджема. текстом написано начало «Истории Синухе» На нем иератическим . [ 62 ] Верхняя поверхность была отполирована и имела форму, имитирующую деревянную доску для письма, хотя ее размеры 106 на 22 сантиметра (41,7 дюйма × 8,7 дюйма) больше, чем у ее деревянных аналогов. [ 63 ] Его положили в гробницу как погребальный дар; [ 64 ] возможно, этот текст понравился Сеннеджему. [ 62 ]
-
Расписная косметическая шкатулка, Метрополитен-музей.
-
Расписная банка, Метрополитен-музей.
-
Большой остракон из «Истории Синухе» , найден разбитый на две части.
Захоронения
[ редактировать ]В могиле захоронено не менее 20 человек. [ 65 ] По мнению Масперо, захоронения в гробах были сложены друг на друга в западном конце камеры, за исключением Хонсу, которого поместили на кровать, а тела без гробов разместили на полу. Части разобранного саркофага были помещены в другом конце комнаты, у западного конца южной стены. [ 34 ] В гробнице были похоронены Сеннеджем, его жена Ийнеферти и некоторые из их детей, включая Хонсу и его жену Тамакет, Парахотеп, Таашен, Рамос и Хатор, а также внуки, такие как Исида, дочь Хонсу. Два плода или младенца были похоронены в деревянных ящиках, выкрашенных в желтый цвет. [ 65 ] Девять захоронений были в гробах (восемь взрослых, один ребенок), а 11 человек - без гробов. [ 33 ] Тела ребенка и двух зародышей были украшены цветочными гирляндами. [ 34 ]
Гробы и мумии
[ редактировать ]
Наиболее сложными и наиболее изученными являются гробы Сеннеджема, Ийнеферти, Хонсу и Исиды. Сеннеджема похоронили в деревянном прямоугольном саркофаге или внешнем гробу, имеющем форму святыни. [ 66 ] Он был установлен на санях и оснащен четырьмя рабочими колесами; колеса и оси не были найдены в гробнице, но предполагается, что колеса были из цельного дерева диаметром 30 сантиметров (12 дюймов), судя по областям утраченной краски на полозьях. [ 67 ] Фон полностью желтый, возможно, имитирующий золото. Богини-защитницы Серкет и Нейт , Исида и Нефтида изображены на головном и стопном концах соответственно. Боковые стороны имеют два регистра украшений, нижний из которых изображает обычный погребальный комплект четырех сыновей Гора , Анубиса и Тота. Сцены в верхнем регистре и крышке основаны на сценах из Книги Мертвых . [ 68 ] Тело Сеннеджема в гробу первоначально было помещено на погребальное ложе, украшенное змеями внутри саркофага. Однако на момент открытия этот саркофаг был разобран, чтобы освободить место для дальнейших захоронений; вместо этого на кровать поставили гробы Хонсу. [ 69 ]
У Сеннеджема был единственный гроб в форме мумии и доска для мумий. Украшение гроба типично для того периода, но полностью желтое с цветными сценами, а не черное с позолоченными полосами и фигурами. На крышке он изображен в виде завернутой мумии в натуралистическом парике и с короткой бородой живого человека. На его доске для мумии, помещенной в гроб над телом, он изображен молодым человеком в парике, широком воротнике и белой льняной юбке. Точнее, Сеннеджем представлен как ах , могущественный дух, прошедший испытания загробной жизни. [ 70 ] [ 71 ] Его мумия также была снабжена картонной маской мумии. Соуза предполагает, сравнивая его с гробом, что маска Хонсу в Метрополитен-музее действительно принадлежит Сеннеджему, но в какой-то момент перед ее продажей ее подменили. [ 72 ] Его тело было оснащено тремя грудными мышцами, одна из которых представляет собой сердце скарабея . [ 73 ] Его мумию не подвергали рентгеновскому или компьютерному исследованию, поэтому о его здоровье и возрасте на момент смерти ничего не известно. [ 74 ]

Иинеферти похоронили в мумие в гробу с мумие и маской. Крышка гроба изображает ее в виде завернутой мумии со скрещенными на груди и раскрытыми руками. Она носит длинный парик с цветочной лентой и лентами, а большой воротник с кончиками лотоса закрывает большую часть ее груди. На внутренней доске для мумии она изображена в длинном белом платье; ее левая рука согнута на груди. [ 76 ] Две ее дочери изображены стоящими на коленях и скорбящими под ногами доски для мумии; их поза и положение сцены напоминают изображения Исиды и Нефтиды, защищающих усопшего. [ 75 ] Как и ее муж, она носит маску, дизайн которой почти идентичен ее гробу. Мумифицированное тело Ийнеферти было обернуто циновками из пальмовых ребер и четырьмя слоями льняных повязок и подкладок. [ 76 ] она носила по фаянсовому кольцу; На каждой руке [ 77 ] на безеле одного было тронное имя Аменхотепа III , а на другом — имя Амона. [ 78 ] Айнеферти была развернута в 1906 году, а в 1933 году ее тело было исследовано в Музее археологии и этнологии Пибоди в Кембридже, штат Массачусетс. Ее мумия была скелетонизирована, но сохранила длинные заплетенные волосы, окрашенные в светлый цвет в результате бальзамирования. [ 79 ] Она умерла пожилой женщиной не моложе 75 лет; она была беззубой и страдала ревматоидным артритом позвоночника. У нее был заживший перелом ( перелом Коллеса ) правого запястья. Возможно, она была слепа к концу своей жизни, судя по молитве, посвященной ею Тоту. [ 80 ] [ 81 ]

Хонсу был похоронен в саркофаге и гробу, подобном его отцу. Его большой прямоугольный саркофаг был оснащен полозьями, но не имел колес; декоративная схема аналогична по содержанию, но имеет менее выраженные регистры. [ 82 ] Его тоже разобрали и поставили у западной стены. [ 34 ] Его комплект из двух вложенных друг в друга мумиеобразных гробов был найден на погребальном ложе Сеннеджема. На внешнем гробу изображен Хонсу в полосатом парике и с божественной завитой бородой. Его руки изображены скрещенными на груди, он держит тьет -узел и джед в руках -столб. Крышка разделена вертикальными и горизонтальными полосами текста; пространство между ними изображает Анубиса в виде шакала, оплакивающего богинь, и самого Хонсу, поклоняющегося Осирису. На подножке изображена богиня платана, дающая воду ему и его жене Тамакет в человеческом облике и в виде птиц ба . Его внутренний гроб изображает его в изысканном парике и с короткой бородой. Он снова держит джед и тайет в руках . Под его руками находится крылатая богиня. Конструкция нижней половины гроба аналогична внешней; на подножке изображены солнечные сцены. Комплект дополнился маской, которая находится в Каире. [ 83 ] Как и его мать Ийнеферти, развернутое тело Хонсу было передано в музей Пибоди и исследовано в 1933 году. Он умер в возрасте от 50 до 60 лет, от изношенных зубов и артрита позвоночника. [ 81 ] На его теле было обнаружено ожерелье с фаянсовыми бусами. Ему также была предоставлена пектораль скарабея. [ 84 ]
Исида, дочь Хонсу и Тамакета, была похоронена вместе с родителями в гробнице деда. Она была замужем за своим дядей Хабехнетом, у которого неподалеку в ТТ2 была собственная часовня и могила. Она была похоронена в единственном гробу, который Соуза характеризует как «на удивление «архаичный»». [ 85 ] На крышке она изображена в наряде живой. Она носит длинный парик с цветочной лентой, увенчанной цветами лотоса; Из ее волос выходят две пары серег (пусетов и обручей). Ее левая рука согнута на груди, прикрытой широким воротником, и держит свисающую лозу плюща. Корыто гроба имеет тот же дизайн, что и более ранние гробы членов ее семьи. Этот стиль современен эпохе конца Восемнадцатой династии, что побудило Соузу предположить, что Исиде подарили или повторно использовали старинный гроб. На ее тело также надели маску, а мумию завернули в тростниковую циновку. [ 86 ]
Об остальных обитателях погребальной камеры известно немного. [ 87 ] Комплект гроба (состоящий из гроба и доски для мумии). [ 88 ] ) и мумия Тамакета были приобретены Египетским музеем Берлина ; во время Второй мировой войны ее гроб (предположительно с ее мумией) был перенесен на хранение в замок Софиенгоф, но был разрушен в 1945 году, когда замок подвергся бомбардировке. [ 81 ] Остальные гробы, принадлежащие Рамосу, Таашену, Прехотепу и Хатхор, а также два плода теперь утеряны. [ 87 ] Личности людей без гробов, от которых сохранились только головы, неизвестны. Череп, подаренный Тодой Библиотеке -музею Виктора Балагера, принадлежит женщине лет тридцати, которая считается одной из дочерей или внучек Сеннеджема; соответствующая нижняя челюсть принадлежала неизвестному мужчине. [ 81 ] Обычно считается, что похороненные без гробов принадлежат к более бедным членам семьи, которые не могут себе их позволить. В качестве альтернативы Куни предполагает, что первоначально их хоронили в гробах, но позже гробы были вывезены для повторного использования или продажи членами семьи позже, в девятнадцатой или двадцатой династиях . [ 89 ]
-
Саркофаг или внешний гроб Сеннеджема
-
Погребальная маска Сеннеджема, выставленная в Метрополитен-музее. [ 72 ]
-
Гроб и мумия Ийнеферти, Метрополитен-музей
-
Маска Ийнеферти, Метрополитен-музей
Канопы и другое погребальное оборудование
[ редактировать ]Известно, что канопические сундуки существуют для Сеннеджема, Ийнеферти, Хонсу, Тамакета и Исиды. Все сундуки имеют форму святилища с покатой крышей и расписаны фигурами богинь Исиды, Нефтиды, Нейт и Серкет, а также речами каждой из них, взятыми из Книги Мертвых . Каждый орган высушивали, завернули и поместили в керамические банки внутри сундуков. Мумифицированные и завернутые органы Сеннеджема были помещены в мумиформные канопы вместо каноп . Каждый маленький гроб был обернут тканью и на нем было написано имя сына Гора, связанное с соответствующим органом. [ 90 ]
Всего в гробнице было найдено 24 коробки ушабти и 74 ушабти. Все коробки украшены, и на большинстве из них написаны имена их владельцев. У Сеннеджема нет ящика для ушабти, но трое ушабти помещены в их собственные мумиеподобные гробы. [ 91 ] Большинство ушабти имеют форму мумий, а некоторые изображены в одежде; эти две формы, вероятно, отражают два стиля гробов, использовавшиеся в то время. Несколько ушабти написаны для людей, которые не были похоронены в гробнице, например Хабехнета. Вероятно, они были подарком на погребение. [ 92 ]
Сеннеджему подарили погребальную статуэтку. [ 93 ] На нем он изображен в повседневной одежде, в парике, тунике и длинном киле. В отрывке подношения, написанном на передней части килта, содержится просьба получить «все, что идет на жертвенный стол Амона в Ипет-суте ... для ка Сеннеджема, оправданного , счастливого в мире». [ 94 ]
-
Канопический сундук Хонсу, Метрополитен-музей
-
Ушабти коробочка Хабехнета
-
Шкатулка Ушабти Парамнеху и ассорти ушабти Хабехнета, Ийнеферти и Метрополитен-музея Рамосе
Рассредоточение
[ редактировать ]
Музею Булака в Каире не хватало места для надлежащего размещения содержимого ТТ1; ключевые части были выставлены напоказ, а остальные хранились в складских помещениях или на открытом воздухе. [ 95 ] [ 33 ] Масперо выставил на продажу мумии и артефакты, написав своей жене Луизе, что надеется получить 60 или 80 гиней для финансирования раскопок Великого Сфинкса Гизы и храмов Луксора. Сеннеджем, его гроб и саркофаг остались в Каире, как и его внучка Исида. [ 17 ] По состоянию на сентябрь 2019 года гробы и мумии Сеннеджема и Исиды находились в Национальном музее египетской цивилизации . [ 96 ] [ Примечание 1 ]
Отследить распространение предметов сложно, поскольку не существует полной инвентаризации проданных предметов. [ 33 ] 29 предметов из гробницы купил Метрополитен-музей в Нью-Йорке. [ 95 ] в который вошли мумии и погребальные комплексы Ийнеферти и Хонсу. [ 17 ] [ 77 ] Гроб Тамакет, жены Хонсу, а также ушабти Сеннеджема и Хонсу и шкатулка, принадлежавшая Рамосе, были куплены Египетским музеем в Берлине. [ 98 ] Остальные экспонаты были проданы в различные музеи, точное местонахождение которых сейчас неизвестно. [ 17 ] Масперо купил для своей жены несколько ушабти и коробку ушабти; сейчас они хранятся в Лувре , Париж, и Музее изящных искусств Лиона , Франция. [ 98 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , с. 7.
- ^ Райс 1999 , с. 183.
- ^ Jump up to: а б Габлер и Салмас 2022 , с. 91.
- ^ Андреу-Ланое 2022 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Соуза 2019 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с Габлер и Салмас 2022 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с Дэвис 1999 , с. 43.
- ^ Дэвис 1999 , стр. 43–44.
- ^ Дэвис 1999 , с. 44-45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фарид и Фарид 2001 , с. 4.
- ^ Дэвис 1999 , с. 44.
- ^ Соуза 2019 , стр. 94–95.
- ^ Габлер и Салмас, 2022 , с. 95.
- ^ Габлер и Салмас, 2022 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Соуза 2019 , с. 99.
- ^ Соуза 2019 , стр. 99–100.
- ^ Jump up to: а б с д Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , с. 12.
- ^ Брюйер 1959 , с. 12.
- ^ Брюйер 1959 , стр. 12–13.
- ^ Брюйер 1959 , стр. 13–14.
- ^ Брюйер 1959 , с. 13.
- ^ Портер и Мосс 1960 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Менендес 2018 , с. 146.
- ^ Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , с. 8.
- ^ Габлер и Салмас, 2022 , с. 116-118.
- ^ Габлер и Салмас, 2022 , с. 118-119.
- ^ Габлер и Салмас, 2022 , с. 120.
- ^ Соуза 2019 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с Соуза 2019 , с. 96.
- ^ Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , с. 13.
- ^ Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , стр. 3, 13.
- ^ Jump up to: а б Соуза 2019 , стр. 97–99.
- ^ Габлер и Салмас, 2022 , с. 118.
- ^ Хизер 1959 .
- ^ Jump up to: а б с Соуза 2019 , стр. 100–101.
- ^ Jump up to: а б с Брюйер 1959 , стр. 20–21.
- ^ Jump up to: а б Фарид и Фарид 2001 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Соуза 2019 , с. 101.
- ^ Силиотти 2000 , с. 134.
- ^ Фарид и Фарид 2001 , стр. 1, 3.
- ^ Jump up to: а б с д Фарид и Фарид 2001 , с. 3.
- ^ Куни 2023 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с д Соуза 2019 , с. 103.
- ^ Менендес 2018 , стр. 148–149.
- ^ Менендес 2018 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б с Соуза 2019 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б Дэвис 1999 , с. 45.
- ^ Фарид и Фарид 2001 , с. 5.
- ^ Фарид и Фарид 2001 , стр. 5–6.
- ^ Jump up to: а б Фарид и Фарид 2001 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с Соуза 2019 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Соуза 2019 , с. 106.
- ^ Фарид и Фарид 2001 , с. 6-7.
- ^ Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Куни 2014 , с. 26.
- ^ Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , с. 18.
- ^ Соуза 2019 , стр. 109.
- ^ Jump up to: а б Соуза 2019 , с. 110.
- ^ Хаген 2007 , с. 39.
- ^ Харинг 2020 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Соуза 2019 , с. 97.
- ^ Соуза 2019 , с. 112.
- ^ Кепп-Джанк 2016 , с. 20.
- ^ Соуза 2019 , с. 113.
- ^ Соуза 2019 , с. 111.
- ^ Соуза 2019 , стр. 114–116.
- ^ Куни 2023 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Соуза 2019 , с. 116.
- ^ Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , с. 41.
- ^ Саббахи 2010 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Кучарек 2018 , стр. 105.
- ^ Jump up to: а б Хейс 1959 , стр. 414–416.
- ^ Jump up to: а б Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , с. 4.
- ^ Хейс 1959 , стр. 396–397.
- ^ Махмуд 1999 , с. 316.
- ^ Махмуд 1999 , стр. 315–316.
- ^ Jump up to: а б с д Саббахи 2010 , с. 118.
- ^ Соуза 2019 , с. 117.
- ^ Соуза 2019 , стр. 117–121.
- ^ Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , стр. 4, 41.
- ^ Соуза 2019 , с. 122.
- ^ Соуза 2019 , стр. 121–122.
- ^ Jump up to: а б Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , с. 10.
- ^ Портер и Мосс 1960 , с. 5.
- ^ Куни 2011 , с. 15.
- ^ Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , с. 17.
- ^ Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , с. 15.
- ^ Соуза 2019 , стр. 110–111.
- ^ Махмуд Абд эль-Кадер 2011 , с. 14.
- ^ Махмуд 2002 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б Пьячентини 2013 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б Эль-Ареф 2019 .
- ^ Куни 2023 , с. 43-44.
- ^ Jump up to: а б Пьячентини 2013 , с. 110.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Андреу-Ланоэ, Гийметт (2022). « Рабочие», «Мастера», «Художники»? Неизвестные архивы, помогающие назвать имена мужчин общины Дейр-эль-Медины». В Тёпфере, Сюзанна; Дель Веско, Паоло; Пул, Федерико (ред.). Дейр-эль-Медина: Сквозь калейдоскоп; Материалы международного семинара в Турине, 8-10 октября 2018 г. Турин: Музей Египта. стр. 63–74. ISBN 9788857018300 .
- Брюйер, Бернар (1959). Могила №1 Сен-Неджема в Дейр-эль-Медине . Каир: Французский институт восточной археологии . Проверено 19 апреля 2023 г.
- Куни, Кэтлин М. (2011). «Изменение практики захоронения в конце Нового Королевства: защитные адаптации в комиссиях по гробницам, комиссиям по гробам, украшению гробов и мумификации» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 47 : 3–44. ISSN 0065-9991 . Проверено 14 сентября 2023 г.
- Куни, Кэтлин М. (2014). «Ограбление гробниц в частном секторе и повторное использование погребального искусства согласно документации Западных Фиван» (PDF) . В Тойвари-Витала, Яана; Вартиайнен, Туро; Уванто, Саара (ред.). Исследования Дейр-эль-Медина: Хельсинки, 24-26 июня 2009 г. Материалы . Хельсинки: Суоменское египтологическое общество. п.п. 16–28. ISBN 978-951-96842-9-1 . Проверено 16 октября 2023 г.
- Куни, Кэтлин М. (2023). «Золотые гробы, золотые гробницы: инновации и проявление социальной власти». В Брайане, Бетси М .; Дорман, Питер Ф. (ред.). Роспись фиванского некрополя . Чикаго: Чикагский университет. стр. 35–60. ISBN 978-1-61491-089-3 .
- Дэвис, Бенедикт Г. (1999). «Кто есть кто в Дейр-эль-Медине: проспографическое исследование сообщества королевских рабочих» . Лейден: Голландский институт Ближнего Востока. ISBN 90-6258-213-3 .
- Эль-Ареф, Невин (22 сентября 2019 г.). «На фотографиях: гробы Сеннеджема и его супруги прибыли в NMEC из Египетского музея в Тахрире - Древний Египет - Древности» . Ахрам Онлайн . Проверено 27 мая 2023 г.
- Фарид, Хани ; Фарид, Самир (2001). «Раскрытие гробницы Сеннеджема» (PDF) . Гоминьдан: Современный журнал Древнего Египта . 12 (2) . Проверено 28 мая 2023 г.
- Габлер, Кэтрин; Салмас, Анн-Клер (2022). « Чувствуйте себя как дома»: некоторые «домашние биографии» из Дейр-эль-Медины с особым акцентом на домашние (и погребальные) помещения семьи Сеннеджема» . В Тёпфере, Сюзанна; Дель Веско, Паоло; Пул, Федерико (ред.). Дейр-эль-Медина: Сквозь калейдоскоп; Материалы международного семинара в Турине, 8-10 октября 2018 г. Турин: Музей Египта. стр. 75–141. ISBN 9788857018300 .
- Хаген, Фредрик (2007). «Острака, литература и преподавание в Дейр-эль-Медине» . В Мейрсе, Рэйчел; Стивенсон, Элис (ред.). Текущие исследования в египтологии 2005 . Оксфорд: Книги Оксбоу. стр. 38–51. ISBN 978-184217-229-2 .
- Харинг, Бен (2020). «Выживание фараонов Остраки: совпадение или значимые закономерности?». В Капуто, Клементина; Луговая, Юлия (ред.). Использование остраки в древнем мире: новые открытия и методологии . Берлин: Де Грюйтер. стр. 89–108. ISBN 9783110712902 . Проверено 3 августа 2023 г.
- Хейс, Уильям К. (1959). Скипетр Египта: предыстория изучения египетских древностей в Метрополитен-музее. Том. 2, Период гиксосов и Новое царство (1675–1080 до н. э.) (пересмотренное издание 1990 г.). Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0-87099-580-4 . Проверено 9 июля 2023 г.
- Кепп-Джанк, Хайди (2016). «Вагоны и повозки и их значение в Древнем Египте» . Журнал древнеегипетских взаимосвязей . 9 :14–58 . Проверено 11 февраля 2022 г.
- Кучарек, Андреа (2018). «Плач и плач по гробам» . В Тейлоре, Джон Х.; Ванденбеуш, Мари (ред.). Древнеегипетские гробы: традиции ремесла и функциональность . Левен: Питерс. стр. 77–115. ISBN 978-9042934658 . Проверено 24 июля 2023 г.
- Махмуд, Адель (1999). «Ии-Неферти, бедная женщина». Объявления Немецкого археологического института, Каирское отделение . 55 : 315–323.
- Махмуд, Адель (2002). Хорнунг, Эрик ; Брайан, Бетси М. (ред.). В поисках бессмертия: Сокровища Древнего Египта (PDF) . Мюнхен Лондон Нью-Йорк, Нью-Йорк: Престель. ISBN 0-89468-303-9 . Проверено 13 июля 2023 г.
- Махмуд Абд эль-Кадер, Адель (2011). Доннат, Сильви (ред.). Каталог погребальных предметов из гробницы Слуги на месте Истины Сеннеджема (TT1): Ушабтис, Ушабтис в гробах, Ящики Ушабти, Канопические гробы, Канопические сундуки, Косметические сундуки, Мебель, Вазы-муляжи, Керамические кувшины и трости, В основном из Египетского музея в Каире и Метрополитен-музея в Нью-Йорке . Каир: Французский институт восточной археологии. ISBN 978-2-7247-0575-1 . Проверено 19 апреля 2023 г.
- Менендес, Хема (2018). «Кто раскрасил гробницу Сеннеджема?» (PDF ) Труды по египтологии. Статьи о Древнем Египте 9 (9): 145–160. doi : 10.25145/j.TdE.2018.09.05 . Получено 27 мая.
- Пьячентини, Патриция (2013). «Путь древностей: от торгового зала Египетского музея в Каире через дилеров к частным и государственным коллекциям. Работа в процессе» . В Пьячентини, Патриция; Орсениго, Кристиан; Квирк, Стивен (ред.). Формирующий материал Египет: материалы международной конференции, Лондон, 20–21 мая 2013 г. Милан: Libreria Antiquaria Pontremoli. стр. 105–130 . Проверено 27 мая 2023 г.
- Портер, Берта ; Мосс, Розалинда Л. Б. Мосс (1960). Топографическая библиография древнеегипетских иероглифических текстов, рельефов и картин I: Фиванский некрополь. Часть 1. Частные гробницы (PDF) (переиздание 1970 г.). Оксфорд: Институт Гриффита . Проверено 4 февраля 2022 г.
- Райс, Майкл (1999). Кто есть кто в Древнем Египте (электронная книга, 2004 г.). Лондон: Рутледж. ISBN 0-203-44328-4 .
- Саббахи, Лиза (2010). «Жители Дейр-эль-Медине: предварительное палеопатологическое исследование» (PDF) . Антропология . 48 (2): 117–120. ISSN 0323-1119 . Проверено 12 сентября 2023 г.
- Силиотти, Альберто (2000). Путеводитель по Долине царей и фиванским некрополям и храмам . Италия: Ротолито Ломбарда. ISBN 88-8095-496-2 .
- Соуза, Рожерио (2019). Позолоченная плоть: гробы и загробная жизнь в Древнем Египте . Книги Оксбоу. ISBN 978-1-78925-265-1 . Проверено 11 февраля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тодо, Эдуардо (1887). «Сон Нотем в Фивах: опись и тексты египетской гробницы XX династии» . Бюллетень Королевской академии истории (на испанском языке). 10 . Мадрид: 91–148 . Проверено 18 июня 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]