Этнические группы в Руанде
Часть серии о |
Культура Руанды |
---|
![]() |
Люди |
Языки |
Кухня |
Религия |
Искусство |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Крупнейшими этническими группами Руанды являются хуту , составляющие около 85% населения Руанды; тутси , которые составляют 14%; и Twa , которые составляют около 1%. [1] Начиная с правления феодальной монархии тутси в 10 веке , хуту были порабощенной социальной группой. Бельгийская колонизация также способствовала напряженности между хуту и тутси. Бельгийцы, а затем и хуту распространяли миф о том, что хуту являются высшей этнической группой . Возникшая в результате напряженность в конечном итоге приведет к резне тутси в ходе геноцида в Руанде . С тех пор политика изменилась и теперь признается одна основная этническая принадлежность: « руандийцы ».
По сравнению с хуту (4,3% B), тутси имеют в три раза большее генетическое влияние со стороны нило-сахарского населения (14,9% B). [2]
Генетика
[ редактировать ]Y-ДНК (отцовская линия)
[ редактировать ]Современные генетические исследования Y-хромосомы обычно показывают, что тутси, как и хуту, в основном происходят из банту (60% E1b1a , 20% B , 4% E3 ). Отцовские генетические влияния, связанные с Африканским Рогом и Северной Африкой , немногочисленны (16% E1b1b ) и приписываются гораздо более ранним жителям, которые были ассимилированы. Однако у тутси значительно больше нило-сахарских отцовских линий (14,9% B), чем у хуту (4,3% B). [3]
Тромбетта и др. (2015) обнаружили 22,2% E1b1b у небольшой выборки тутси из Бурунди, но не обнаружили носителей гаплогруппы среди местных популяций хуту и тва. [4] Субклад относился к разновидности M293 , что позволяет предположить, что предки тутси в этой области, возможно, ассимилировали некоторых южнокушитских скотоводов. [5]
мтДНК (материнская линия)
[ редактировать ]Рецензируемых генетических исследований мтДНК или материнских линий тутси не проводилось. Однако Форнарино и др. (2009) сообщают, что неопубликованные данные указывают на то, что один человек тутси из Руанды несет Индией ассоциированную с гаплогруппу мтДНК R7 . [6]
Аутосомная ДНК (общее происхождение)
[ редактировать ]В целом тутси, похоже, имеют близкое генетическое родство с соседними популяциями банту, особенно с хуту. Однако неясно, связано ли это сходство в первую очередь с обширным генетическим обменом между этими сообществами посредством смешанных браков или оно в конечном итоге проистекает из общего происхождения:
[...] поток генов стер все четкие физические различия, которые когда-то существовали между этими двумя народами банту, известные своим ростом, телосложением и чертами лица. Учитывая широкий спектр физических различий среди народов, бельгийские власти в 1920-х годах законодательно установили этническую принадлежность на основе экономических критериев. В результате формальные и дискретные социальные разделения были навязаны двусмысленным биологическим различиям. В некоторой степени проницаемость этих категорий в прошедшие десятилетия помогла материализовать биологические различия, породив более высокую элиту и более низкий низший класс, но мало связанных с генофондами, существовавшими несколько столетий назад. Таким образом, социальные категории реальны, но между хуту и тутси практически нет заметных генетических различий. [7]
Тишкофф и др. (2009) обнаружили, что их смешанные выборки хуту и тутси из Руанды преимущественно имеют происхождение банту с незначительным потоком генов из афро-азиатских сообществ (17,7% афро-азиатских генов обнаружено в смешанной популяции хуту/тутси). [8]
Доколониальное происхождение Руанды
[ редактировать ]Когда европейцы впервые исследовали регион вокруг Великих озер Рифтовой долины в Африке, который с тех пор стал Руандой, они интерпретировали людей, живущих в этом регионе, как три расово различных племени, сосуществующих в сложном социальном порядке: тутси, хуту и Тва. [9] Тутси, элитное меньшинство, составлявшее около 24% населения, были высокими и стройными скотоводами. Большинство хуту, около 75% населения, были коренастыми и сильными земледельцами. А тва были маргинальным меньшинством, составлявшим 1% населения: племя пигмеев , живших в лесах в качестве охотников и собирателей. [10]
Хотя эти группы были различны и стратифицированы по отношению друг к другу, граница между тутси и хуту была в некоторой степени открыта для социальной мобильности . Элита тутси отличалась исключительным владением землей и скотом. Однако хуту, хотя и были лишены социальных и политических прав, могли избавиться от хутунесса, или квихутуры , накопив богатство и тем самым поднявшись по социальной иерархии до статуса тутси.
Контрастная картина человеческого культурного разнообразия была зафиксирована в ранних руандийских устных историях, ритуальных текстах и биографиях, в которых термины тутси, хуту и тва использовались довольно редко и имели значения, отличные от тех, которые понимались европейцами. [11] [12] [13] В них термин тутси был эквивалентен фразе «богатый дворянин»; Хуту означало «земледелец»; а Тва использовалось для обозначения людей, умеющих охотиться, пользоваться огнем, гончарным делом, охранять и т. д. В отличие от европейской концепции, сельских фермеров часто описывают как богатых и имеющих хорошие связи. Короли иногда смотрели на них свысока, но все же заключали с ними брачные узы, и их часто описывают как наделяющих их титулами, землей, стадами, армиями, слугами и ритуальными функциями.
Мифы о происхождении
[ редактировать ]Элиты в доколониальной Руанде пропагандировали миф о происхождении трех групп, чтобы оправдать иерархические отношения социально-политического неравенства между ними в священных, религиозных терминах. Согласно этому мифу, у Кигвы, божества, упавшего с небес, было три сына: Гатва, Гахуту и Гатуци. Он выбрал наследника, поручив каждому сыну присматривать за горшком с молоком по ночам. Гатва выпил молоко, Гахуту уснул и неосторожно пролил свой горшок, и только Гатуци следил за сохранностью своего молока. Поэтому Кигва назначил Гатуци своим преемником, а Гахуту — слугой своего брата, а Гатва должен был смириться со статусом постороннего. Гатуци будет обладать скотом и властью, а Гахуту будет разрешено приобретать скот только посредством службы Гатуци, тогда как Гатва был приговорен к маргинализации общества. [14] Этот миф был основой иерархических отношений, которые поставили тутси на вершину социальной пирамиды: над хуту, которые, в свою очередь, стояли над маргинализированными тва. Распространенность этого мифа стала основой социального и политического расслоения Руанды.
С пятнадцатого века, когда тутси прибыли на территорию нынешней Руанды в качестве скотоводов-мигрантов, до начала колонизации Руанда была феодальной монархией . Правил тутси, распределяя землю и политическую власть через потомственных вождей, чья власть проявлялась в владении землей и скотом. Большинство этих вождей были тутси. Земля обрабатывалась в соответствии с навязанной системой патронажа , согласно которой вожди тутси требовали ручного труда в обмен на права хуту занимать их землю. Эта система оставила хуту статус крепостных . Кроме того, когда Руанда завоевала народы на своих границах, их этническая идентичность была отброшена, и их просто назвали «хуту». [9] Таким образом, «хуту» стали идентичностью, которая не обязательно была этнической, а скорее просто ассоциировалась с порабощением.
Стратифицированная социальная иерархия
[ редактировать ]Эта социальная система была основана на пяти фундаментальных предположениях, подкрепленных групповыми взаимодействиями и влиянием культурных мифов:
- Между группами существовали фундаментальные естественные различия.
- Что происхождение тутси было небесным
- Что цивилизация, которую тутси принесли в Руанду, была превосходнее
- Царство тутси Мвами было предопределено Богом и
- Эта божественная санкция произойдет, если монархия будет узурпирована какой-либо другой группой. [9]
Несмотря на расслоение, пропагандируемое этими идеями, Руанда по-прежнему оставалась единым обществом. Несмотря на принадлежность к различным группам социально-политической иерархии, все жители считали себя частью одной нации, баньяруанды, что означает «народ Руанды». Они говорили на одном языке, исповедовали одни и те же культурные традиции и поклонялись одному и тому же Богу. [15] Однако прибытие европейских колонизаторов позже использовало групповые разделения как средство обеспечения контроля. Современное представление о тутси и хуту как об отдельных этнических группах никоим образом не отражает доколониальные отношения между ними. Тутси и хуту были просто группами, занимавшими разные места в социальной иерархии Руанды, разделение между которыми усугублялось небольшими различиями во внешности, вызванными родом занятий и родословной.
Немецкая и бельгийская колонизация
[ редактировать ]Некоторые европейские интеллектуалы утверждают, что построение расходящихся этнических идентичностей «тутси» и «хуту» было сформулировано в эпоху европейской колонизации с конца 1880-х по 1950-е годы. Немецкий колониализм мало что сделал для изменения существующей стратифицированной социальной системы. Немцы не были заинтересованы в нарушении социальных дел – их единственной заботой была эффективная добыча природных ресурсов и торговля прибыльными товарными культурами . Колониальные бюрократы во многом полагались на местных вождей тутси для поддержания порядка среди низших классов хуту и сбора налогов. [16] Таким образом, немецкое утверждение стратифицированной социальной структуры использовалось аристократией тутси как оправдание правления меньшинства над низшими классами хуту. Поражение Германии в Первой мировой войне позволило бельгийским войскам завоевать Руанду. Участие Бельгии в регионе было гораздо более навязчивым, чем администрация Германии. В эпоху социального дарвинизма европейские антропологи утверждали, что выявили особую « хамитскую расу », превосходящую местное « негроидное » население. [17] Под влиянием расовых взглядов бельгийские социологи заявили, что тутси, которые осуществляли политический контроль в Руанде, должны быть потомками хамитов, которые якобы имели более близкую родословную с европейцами. Бельгийцы пришли к выводу, что тутси и хуту представляют собой две принципиально разные этнорасовые группы. Таким образом, бельгийцы считали тутси более цивилизованными, высокоразвитыми, но, самое главное, более европейскими, чем хуту. Эта точка зрения оправдывала передачу контроля над обществом в руки тутси за счет хуту. Более того, это бельгийское подтверждение хамитской теории послужило концептуальной основой для того, чтобы тутси и хуту начали идентифицировать себя как разные этнические группы. Бельгийцы разработали всеобъемлющую расовую теорию, которая должна была диктовать руандийскому обществу до обретения независимости: расовое превосходство тутси и угнетение хуту. Институционализация этнических различий тутси и хуту была достигнута административными, политико-экономическими и образовательными средствами.
Прежде всего, бельгийский колониализм подчеркивал физические и социальные различия. Неустанная бельгийская пропаганда изображала тутси как более развитую «этническую» группу по внешнему виду, интеллекту и росту, в то время как хуту клеймили как невежественных, отсталых и мерзких.Тутси, естественно, приветствовали этот этнический раскол, потому что мышление в таких расовых терминах имело ощутимые социальные выгоды – оно оправдывало доминирование их меньшинства над большинством хуту. Эта административная пропаганда имела подсознательный эффект, убедив хуту и тутси в том, что они на самом деле являются членами отдельных этнических, а не социальных групп. Для бельгийской колониальной элиты это была классическая стратегия « разделяй и властвуй »: разделение групп по выраженным социальным границам служило механизмом обеспечения колониального контроля над группами коренного населения. Первоначально бельгийские администраторы использовали целесообразный метод классификации, основанный на количестве скота, которым владел человек: любой, у кого было десять и более голов скота, считался членом аристократического класса тутси. Однако присутствие богатых хуту было проблематичным. Затем, в 1933 году, колониальная администрация ввела более жесткую этническую классификацию, выдав этнические удостоверения личности; каждого руандийца официально называли тутси, хуту или тва. [14]
Политическая и экономическая гегемония тутси
[ редактировать ]Одна из теорий предполагает, что пропаганда политического господства тутси в Бельгии послужила главным катализатором растущего этнического недовольства. Бельгийцы ликвидировали королевства хуту, которые сохраняли местный контроль на северо-западе. В 1926 году бельгийцы упразднили местные должности «земельного начальника», «скотоводческого начальника» и «военного начальника», лишив при этом хуту их ограниченной местной власти над землей. [18] Вместо этого они укрепили авторитарную аристократию тутси, чтобы управлять большинством хуту, в котором тутси заняли посты губернаторов провинций, местных вождей и гражданских бюрократов. Должностные лица хуту были исключены из местных административных структур, в то время как вождям хуту систематически отказывали в управлении своим народом, как они это делали на протяжении веков до этого. Установление правления меньшинства тутси вызвало большую горечь среди большинства хуту, которое чувствовало себя бесправным и политически репрессированным. Это политическое недовольство способствовало развитию этнического разрыва между тутси, обладавшими политической властью, и хуту, лишенными власти. [15]
Бельгийская экономическая политика также еще больше усилила этнический разрыв между тутси и хуту. Колониальные элиты присвоили тутси крупные земельные гранты и вытеснили бывших богатых землевладельцев хуту. Бельгийцы укрепили феодальный порядок доколониального прошлого Руанды, заставив хуту работать на землях, принадлежавших тутси. Более того, тутси были назначены торговыми чиновниками и сборщиками налогов, что еще больше усилило экономическую гегемонию тутси над хуту. [9] Колониальная политика углубила существовавшее ранее классовое расслоение: тутси были в основном богатыми землевладельцами и торговцами из высшего сословия, в то время как хуту занимали профессии низшего класса в качестве бедных фермеров и рабочих. Эти глубокие классовые различия послужили основой для сопоставления этнических идентичностей поверх них: классовая ненависть была важным инструментом для разжигания расходящихся этнонационалистических идеологий. [19] Таким образом, эта социально-экономическая стратификация была главной движущей силой в формировании обеих этнических идентичностей: угнетение хуту тутси послужило ключевым катализатором в формировании общей идентичности хуту среди эксплуатируемых низших классов, в то время как экономическое превосходство тутси над хуту послужило ключевой катализатор в формировании особой идентичности тутси среди привилегированных высших классов.
Наконец, система образования усилила раздвоение этнической идентичности тутси и хуту. Римско -католическая церковь , главный педагог в стране, согласилась с различиями между хуту и тутси, разработав для каждого отдельные системы образования. [14] Неудивительно, что в 1940-х и 1950-х годах подавляющее большинство студентов составляли тутси, хотя большинство руандийцев сейчас идентифицируют себя как хуту.
Расовая теория хуту
[ редактировать ]Современные антропологи утверждают, что совокупность этих колониальных мер сформировала у хуту комплекс обидчивой неполноценности. Хотя хамитская теория совместно использовалась бельгийцами и тутси для систематического притеснения хуту, сами хуту усвоили эту гипотезу и перевернули ее как основу для рассмотрения тутси. Интеллектуалы хуту переосмыслили расовую теорию как защитный механизм: неполноценность хуту превратилась в законное превосходство в Руанде, в то время как превосходство тутси превратилось в незаконное чужеродство, позволяющее править в Руанде. [14] Тутси рассматривались не как законные правители, какими их утверждали бельгийцы, а как иностранцы из северо-восточной Африки, вторгшиеся на «законные» территории хуту. Эта реконструкция хуту мифа об чужеродности тутси была распространена и пропагандировалась как реакция на «несправедливое» правление тутси.
Дилемма этнической безопасности
[ редактировать ]Другие теоретические основы также могут объяснить возникновение этнических различий между тутси и хуту. Во-первых, создание ярко выраженной этнической идентичности можно рассматривать как лучший механизм уловить классовое недовольство со стороны хуту; наложение этнического измерения на классовую идентичность было лучшей стратегией для мобилизации масс и легитимизации сопротивления против представителей высшего класса, этнически отличающихся тутси. Во-вторых, переработка Майкла Манна в дилеммы безопасности случае с Руандой порождает дилемму «этнической» безопасности: хуту считали, что тутси формируют особую этническую идентичность, подталкиваемую бельгийцами, чтобы узаконить политический контроль. Независимо от того, было ли это мнение правдой, как утверждает классическая дилемма безопасности Манна, хуту ответили на это предполагаемое «этническое нападение», сформировав свою собственную этническую идентичность. В ответ на то, что бельгийцы назвали их высшей этнической группой, а также перед лицом роста этнической принадлежности хуту, тутси фактически приняли и усвоили этот этнический ярлык, продвигая этническую идентичность тутси в качестве защиты. [20] Эта модель дилеммы этнической безопасности является возможным теоретическим объяснением конструирования различных этнических идентичностей.
Трудно определить, когда в историческое время эти различия социальных групп превратились в этнические различия. Не было единой точки кристаллизации. Однако длительный процесс конструирования этнической принадлежности продолжался и укреплялся в постколониальные годы.
Постколониальная структура
[ редактировать ]Преобладающая американская теория относительно этого периода состоит в том, что по мере того, как эпоха колониального господства Бельгии над Руандой подходила к концу в 1950-х годах, хуту и тутси как расовые идентичности были прочно институционализированы. [15] Манипулятивная расовая инженерия бельгийцев и деспотические методы вождей тутси, которых они наделили властью, помогли объединить разрозненные руандийские подклассы под прозвищем «Хуту». [14] Когда бельгийцам наконец пришлось покинуть Руанду в начале 1960-х годов, политика расового и этнического разделения сохранялась. И в последующие десятилетия режимы, возглавляемые как ультранационалистами хуту, так и умеренными примиренцами, продемонстрировали, как можно формировать и искажать ярлыки хуту и тутси в соответствии с политической целесообразностью.
Расизация идентичностей хуту и тутси при Кайибанде
[ редактировать ]Коммунистические интеллектуалы утверждают, что, несмотря на их систематическое угнетение, появился класс политической интеллигенции хуту, находящейся под влиянием современной коммунистической мысли, сформировавшей позицию против элитного правления пролетариатских масс , что было переосмыслено как правление тутси над хуту. [14] Эта контрэлита хуту взорвалась на политической сцене в конце 1950-х годов, когда как бельгийское колониальное влияние, так и их твердая поддержка меньшинства тутси пошли на убыль. Возникшая контрэлита хуту дала голос большинству хуту посредством серии политических заявлений, а затем и ярких побед на выборах. Однако прозвучавший голос был озлоблен десятилетиями порабощения; тот, который отстаивал национализм хуту и настроения против тутси. [15] Результатом стало «политическое сознание хуту», движимое популистскими и националистическими силами с целью свергнуть привилегированных тутси и вбить еще более глубокий клин между их народами.
В 1957 году националистическая элита хуту дебютировала в политике, когда миссия ООН в регионе была встречена двумя декларациями независимости руандийского народа. Во-первых, провозглашение высшего совета мвами (короля) предлагало быструю передачу власти от бельгийцев королевскому руководству тутси. В документе, получившем название Mise au Point, подчеркивается важность прекращения расовой напряженности между белыми колонизаторами и черными колонизаторами. Месяц спустя политическая элита хуту ответила собственной декларацией, « Манифестом Бахуту ». Этот документ призывал к двойному освобождению народа хуту: во-первых, от расы белых колонистов, а во-вторых, от расы хамитских угнетателей, тутси. Документ во многом определил будущий тон националистического движения хуту, определив «коренную расовую проблему» Руанды как социальную, политическую и экономическую «монополию, которой владеет одна раса, тутси». [15] Манифест также послужил пророческим предзнаменованием того, что будущая политическая идентичность Руанды будет определяться расовой идентичностью.
В начале Социальной революции 1959 года, два года спустя, возникли четыре основные политические партии: две монархические партии тутси, Национальный союз Руанды (UNAR) и Демократическое объединение Руанды (RADER), а также две партии хуту, националистическое Руандийское демократическое движение / Партии. du Mouvement et de L'Emancipacion Hutu (MDR-PARMEHUTU) и умеренные конституционалисты L'Association pour la Promotion Sociale de la Masse (APROSOMA). Это был первый случай в истории Руанды, когда такая резкая партийная идентификация возникла исключительно по этническому признаку. Не все партии выступали за сегрегацию народов хуту и тутси, однако этот раскол гарантировал, что социально-политическая дифференциация, впервые начатая при колониализме, будет продолжать процветать и в условиях независимости. [15]
националистическая партия Грегуара Кайибанды На последовавших за этим предварительных выборах на передний план вышла (MDR-PARMEHUTU). Эта победа дала ПАРМЕХУТУ явный мандат на начало своей программы сегрегации и дискриминации тутси. [15] Вскоре Кайибанда нашел политическое прикрытие, необходимое ему для консолидации контроля над политикой Руанды и изгнания тутси с политической арены. В ноябре и декабре 1963 года эмигранты тутси, бежавшие из Руанды в период с 1959 по 1963 год, во время бурного подъема националистической политики хуту, провели серию небольших трансграничных рейдов. Эти изгнанники, которых Кайибанди публично называл иньензи («тараканами»), правительство хуту изображало как отличающихся от местных тутси только экстремизмом их политических убеждений, и поэтому домашних тутси часто подозревали в пособничестве в рейдах. . Основываясь на этом подозрении, ПАРМЕХУТУ открыто демонизировал и вырезал меньшинство тутси, политически и социально, после рейдов 1963 года. Неорганизованные репрессивные убийства тутси проводились на местном уровне при минимальном вмешательстве правительства. [21] Тем временем Кайибанди приказал казнить почти два десятка ведущих умеренных политических деятелей тутси, фактически обезглавив внутренние оппозиционные партии тутси. В результате экстремистские тутси оказались в изгнании как единственная оставшаяся политическая сила тутси в регионе и главная мишень для будущей демонизации.
К концу 1963 года ПАРМЕХУТУ установила свое политическое превосходство в Руанде под руководством Кайибанды. По мнению общественности, также была установлена постоянная угроза внешнего вторжения тутси, подозрения в отношении которого часто приводили к репрессиям против внутреннего населения тутси. [15] К 1964 году Кайибанди вмешался, чтобы подавить репрессивные убийства, но социально-политическое положение меньшинства тутси продолжало ухудшаться. В течение последующего десятилетия правления ПАРМЕХУТУ все тутси были отстранены от государственных должностей, их прием в систему государственного образования был ограничен, и им был присвоен статус граждан второго сорта. Возможно, самое важное то, что правительство продолжало через официальную литературу и систему государственного образования характеризовать раскол между хуту и тутси как расовый по своей природе, а не этнический. Цель этого различия заключалась в том, чтобы посредством «расовой» дифференциации тутси можно было охарактеризовать как чужеродных, некоренных и, следовательно, не подлинных граждан Руанды; тогда как этнические различия могут ощутимо существовать внутри единой национальной идентичности. [15] При Кайибанде правительство хуту рассматривало местных тутси не как граждан Руанды, а как внутренних пришельцев, которых следует терпеть; участвовать в гражданской жизни, но при этом быть удалены от политической сферы и от соответствующих прав и защиты.
Этнизация идентичности хуту/тутси при Хабиаримане
[ редактировать ]В июле 1973 года резня тутси элиты хуту в соседней Бурунди спровоцировала новую вспышку внутренней расовой напряженности в Руанде, в которой местные тутси снова были обвинены в действиях своих иностранных «коллег». Как и в 1963 году, против местных тутси были начаты политические и физические репрессии, начиная с внесения в черный список студентов тутси государственных университетов и распространяясь на более широкое общество.
В конце концов, насилие в семье и беспорядки стали настолько серьезными, что генерал-майор Жювеналь Хабиаримана возглавил армию в перевороте, свергнув националистический режим ПАРМЕХУТУ и основав вторую республику . [15] Вторая республика, однопартийный военный режим под руководством Хабиаримана, стремилась отказаться от расистской политики своего предшественника, ответственной за внутренние разногласия. [22] Разделение хуту и тутси было реклассифицировано правительством как «этническое», а не расовое, и мораторий на участие тутси в правительстве был снят (но участие тутси в правительстве оставалось низким). [21] Были установлены системы квот для участия этнических групп в сфере образования и на должностях в государственном секторе; пытаясь пропорционально распределить участие между этническими группами хуту и тутси. Однако в этом случае участие исторически более образованных тутси оставалось завышенным. [15] В своем заявленном стремлении исправить исторические ошибки Хабиаримана обязал правительство проводить политику «примирения». Однако переклассификация дифференциации хуту/тутси с расовой на этническую не была эквивалентна отказу от самой дифференциации, и дискриминация по-прежнему преобладала в обществе и политике. [21] Хотя «тутси» были определены государством как этническое меньшинство, им было отказано в признании в качестве защищенного меньшинства, и они по-прежнему явно отсутствовали на выборных должностях. Некоторые пережитки старого режима также остались кодифицированными, например, закон, согласно которому военным хуту не разрешалось жениться на женщинах тутси. Кроме того, Хабиаримана заверил большинство хуту, что лидер хуту всегда будет «лидером и защитником» республики. Таким образом, Жювеналь Хабиаримана по-прежнему определял условия «примирения», поскольку тутси оставались политически подчиненными его режиму. [15]
Однако, возможно, самым коварным было то, как переход к режиму Хабиаримана продемонстрировал легкость и средства, с помощью которых руандийские национальные режимы могли перекраивать и манипулировать расовыми/этническими разделениями своего народа в соответствии со своими политическими программами. Несмотря на годы относительного мира после образования Второй республики, цели Хабиаримана по примирению в конечном итоге провалились. Различия между хуту и тутси остались закрепленными в законе. Когда в конце 1980-х годов правительство Хабиариманы начало переход к демократической системе, возможно, было неизбежно, что снова проявятся разногласия по линии хуту/тутси. Кроме того, недовольство населения хуту непропорциональным представительством тутси в системе квот означало, что трения между группами так и не исчезли по-настоящему. Некоторые политологи считают эти неудачи одной из причин, почему Руанда так быстро скатилась обратно к политическому хаосу по этническому признаку в годы, непосредственно предшествовавшие геноциду 1994 года. [15]
Этнические удостоверения личности в современной Руанде
[ редактировать ]В 1933 году [23] Бельгийская администрация Руанды выдавала удостоверения личности – политика, которая будет действовать более полувека и которая не будет создавать этническую принадлежность, а вместо этого обеспечит ее доказательство и социальную значимость. [24] Эти документы сыграли бы ключевую роль в разжигании разрушительного геноцида в Руанде в 1994 году.
В начале 1990-х годов режим президента Жювеналя Хабиариманы манипулировал хуту, составлявшими значительное большинство населения Руанды, как политическим инструментом. В соответствии с навязанным ему приказом о демократизации Хабиаримана сплотил большинство хуту против того, кого он называл их расовым врагом, — тутси, — чтобы не допустить, чтобы региональное и классовое разделение превратилось в политически значимую проблему. [25] Таким образом, этот политический климат гарантировал, что национальная идентичность будет определяться исключительно по этническим признакам, что является опасной прелюдией к последующему геноциду. Напряженная ситуация обострилась после загадочной смерти Хабиариманы в 1994 году. Администрация хуту быстро провела политику убийства всех тутси - процесс, который, как полагают, упрощается с помощью удостоверений личности.
Гибкость этнической идентификации
[ редактировать ]Удостоверения личности стали предметом паранойи, поскольку эта форма идентификации позволяла заново изобрести личность посредством незаконной подделки; во время геноцида часто совершались «ошибки» из-за этой гибкости идентичности. В частности, поскольку этническая идентичность руандийца определялась исключительно по отцовской линии, установить истинное отцовство было весьма сложно. Кроме того, смешанные браки, особенно в южном регионе страны, усилили подозрения в отношении отцовства хуту или тутси. [25] Хотя подделка была редкостью, сомнения по поводу этнической идентичности служили доказательством того, что, в отличие от риторики руандийского правительства и предыдущих бельгийских колонизаторов, этническая принадлежность не носила примордиалистский характер. [26] Вместо этого этническая принадлежность представляла собой социально сконструированную, навязанную идентичность, которую потенциально можно было изменить независимо от выдачи удостоверения личности. [ нужна ссылка ]
Окончание гражданской войны в Руанде привело к приходу к власти правительства тутси — Патриотического фронта Руанды (ПФР) . Эта смена власти предоставила меньшинству тутси доступ к власти и привилегиям, полностью изменив социальные концепции. Попытки восстановить раздираемую войной страну были сосредоточены на затмении идентичности из-за опасений, что произойдет возмездие и наказание в отношении хуту. Таким образом, целью правительства было свести идентичность к просто «руандийцу». В этом обществе, пережившем геноцид, идентичность якобы была переосмыслена, чтобы перенести акцент с этнической принадлежности на разделение населения на категории жертв, победителей, выживших и преступников. [27]
Новые социальные идентичности
[ редактировать ]Однако при выявлении жертв и выживших некоторые руандийцы остаются преступниками. Это становится все более проблематичным, поскольку все хуту считаются преступниками, а их выживание после геноцида, похоже, подразумевает некоторую форму соучастия с бывшим правительством. Таким образом, в этом процессе восстановления и привлечения виновных к ответственности нынешнее правительство обеспечивает связь с теми самыми этническими группами, которые они хотят уничтожить, и рискует еще больше укрепить предполагаемые «прошлые» этнические разногласия. [27]
Более того, политика правительства по сведению идентичности к «только руандийской» оказалась успешной только в публичной сфере правительственной риторики и бюрократии. [27] Фактически, этническая принадлежность по-прежнему остается социально значимой. Однако его значимость была перенесена в частную сферу – пространство, которое может сделать разногласия еще более разрушительными. Таким образом, концепция «устранения» этнической принадлежности проблематична как в концепции, так и в реальности, поскольку неразумно ожидать столь радикального изменения в восприятии Руанды.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Руанда: Краткая история страны» . Объединенные Нации . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Луис, младший; и др. (2004). «Левант против Африканского Рога: свидетельства двунаправленных коридоров миграции людей» . Американский журнал генетики человека . 74 (3): 532–544. дои : 10.1086/382286 . ПМЦ 1182266 . ПМИД 14973781 .
- ^ Луис, младший; и др. (2004). «Левант против Африканского Рога: свидетельства двунаправленных коридоров миграции людей» . Американский журнал генетики человека . 74 (3): 532–544. дои : 10.1086/382286 . ПМЦ 1182266 . ПМИД 14973781 .
- ^ Тромбетта, Б; и др. (2015). «Филогеографическое уточнение и крупномасштабное генотипирование гаплогруппы E Y-хромосомы человека дают новое представление о расселении ранних скотоводов на африканском континенте» . Геномная биология и эволюция . 7 (7): 1940–1950. дои : 10.1093/gbe/evv118 . ПМЦ 4524485 . ПМИД 26108492 .
- ^ Хенн, Б; и др. (2008). «Y-хромосомное свидетельство миграции скотоводов через Танзанию в южную Африку» . Труды Национальной академии наук . 105 (31): 10693–8. Бибкод : 2008PNAS..10510693H . дои : 10.1073/pnas.0801184105 . ПМК 2504844 . ПМИД 18678889 .
- ^ Форнарино, Симона; Пала, Мария; Батталья, Винченца; и др. (2009). «Митохондриальное и Y-хромосомное разнообразие Таруса (Непал): резервуар генетических вариаций» . Эволюционная биология BMC . 2009 (9): 154. doi : 10.1186/1471-2148-9-154 . ПМК 2720951 . ПМИД 19573232 .
- ^ Джозеф К. Миллер (редактор), Новая энциклопедия Африки , Том 2, Дакар-Гидрология, Сыновья Чарльза Скрибнера (издатель).
- ^ Майкл К. Кэмпбелл, Сара А. Тишкофф, Африканское генетическое разнообразие: последствия для демографической истории человека, происхождения современного человека и картирования сложных заболеваний, Ежегодный обзор геномики и генетики человека, том. 9 (Дата публикации тома сентябрь 2008 г.) (doi:10.1146/annurev.genom.9.081307.164258) http://www.sciencemag.org/content/suppl/2009/04/30/1172257.DC1/Tishkoff.SOM.pdf
- ^ Jump up to: а б с д Лемаршан, Рене. 1999. Этническая принадлежность как миф: взгляд из Центральной Африки. Копенгагенский университет: Центр африканских исследований
- ^ Хьюман Райтс Вотч. 1999. «Значение слов тутси, хуту и тва»
- ^ Кат, А и Че Каманзи. 1962. Исторические рассказы Руанды. Королевский музей Центральной Африки, Тервурен, Бельгия
- ^ д'Эртефельт, М. и А. Купез. 1964. Священная королевская власть Древней Руанды. Королевский музей Центральной Африки, Тервурен, Бельгия.
- ^ Кодере, Хелен. 1973. Биография африканского общества 1900-1960 годов, основанная на сорока восьми руандийских автобиографиях. Королевский музей Центральной Африки, Тервюрен, Бельгия.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Жан, Мойзе. 2007. Геноцид в Руанде: истинные мотивы массовых убийств. Университет Эмори: усилия Эмори во всемирной истории
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Мамдани, Махмуд. Когда жертвы становятся убийцами: колониализм, национализм и геноцид в Руанде, Princeton University Press, 2001. 43-44.
- ^ Поттье, Йохан. Переосмысление Руанды: конфликт, выживание и дезинформация в конце двадцатого века. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2002.
- ^ Сандерс, Эдит Р. (1969). «Хамитская гипотеза: ее происхождение и функции во временной перспективе». Журнал африканской истории . 10 (4): 521–523. дои : 10.1017/s0021853700009683 . S2CID 162920355 .
- ^ Фирон, Джеймс Д. и Дэвид Д. Лейтин. «Насилие и социальное конструирование этнической идентичности». Международная организация 54.4 (2000): 858.
- ^ Брейи, Джон, Чезарани, Дэвид, Малезевич, Синиса, Нойбергер, Беньямин и Майкл Манн. «Дебаты по книге Майкла Манна «Темная сторона демократии: объяснение этнической чистки и национализма».» Нации и национализм 12.3 (2006): 405.
- ^ Манн, Майкл. Темная сторона демократии: объяснение этнической чистки. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2004.
- ^ Jump up to: а б с Штраус, Скотт. Орден Геноцида. Издательство Корнельского университета. стр. 23.
- ^ Семуджанга, Джозиас. Истоки геноцида в Руанде. Книги о человечности. стр. 112
- ^ Руанда и геноцид в двадцатом веке
- ^ Ньюбери, Кэтрин. «Этническая принадлежность и историческая политика в Руанде». Африка сегодня. 1998: 45, 1. с. 11.
- ^ Jump up to: а б Хинтдженс, Хелен М. (1999). «Объяснение геноцида 1994 года в Руанде». Журнал современных африканских исследований . 37 (2): 242. doi : 10.1017/S0022278X99003018 . hdl : 1765/21553 . ПМИД 21991623 . S2CID 24370574 .
- ^ Лонгман, Тимоти. «Удостоверения личности, этническое самовосприятие и геноцид в Руанде». Документирование индивидуальной личности. Ред. Джейн Каплан и Джон С. Торпи. Принстон: Издательство Принстонского университета, 2001. с. 347.
- ^ Jump up to: а б с Тимессен, Алана Э. «После Аруши: правосудие Гакака в Руанде после геноцида». Ежеквартальный журнал африканских исследований. 2004: 8, 1. с. 68.