Сабагадис Волду
Сабагадис Волду Сабагадис бы | |
---|---|
Губернатор Тыграя | |
В офисе 1822–1831 | |
Предшественник | Вольде Селассие |
Преемник | Приветствую Марьям |
Shum of Agame | |
В офисе 1810–1831 | |
Предшественник | Волду Куманит |
Преемник | Арегави Сабагадис |
Личные данные | |
Рожденный | 1780 Агаме , провинция Тыграй , Эфиопская империя |
Умер | 1831 Гора Аббай , Эфиопская империя |
Родители |
|
Сабагадис Волду ( Тигринья : ساباقادیس ولدو ; имя лошади: Абба Гаррай ; имя при крещении: За-Манфас Кедус ; 1780–1831) был губернатором провинции Тыграй Эфиопской империи с 1822 по [ 1 ] Сабагадис получил некоторую известность в первом десятилетии XIX века за то, что несколько раз восставал против своего повелителя Раса Вольде Селассие . Но незадолго до смерти Вольде Селассие, кажется, помирился со своим хозяином и стал одним из его верных помощников. После смерти Вольде Селассие в 1816 году он бросил вызов власти сына Вольде Селассие и стал самым могущественным военачальником Тыграя. Сделав Адди-Грат своей столицей, он правил Тыгреем и небольшой полосой прибрежных равнин Эритреи к 1818 году. [ 2 ] Его правление распространялось также на Эритрейское нагорье ( Хамасиен , Акеле Гузай и Серайе ). [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]По происхождению Тыграян и Ироб , [ 4 ] Деджазмач Сабагадис был сыном Шума Агаме Волду Куманита, который правил Агаме с конца 18 по начало 19 веков. Наследием Шум Агаме Волду стало господство местных правителей ироба, говорящих на сахо, над тигриньей, говорящей на агаме, в 18 веке. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] После смерти его отца в 1802 году Сабагадис и четыре его брата столкнулись из-за своих феодальных владений. [ 5 ] В остальном он оставался кандидатом-диссидентом на протяжении большей части 1800-х и 1810-х годов. Он укрепил свою власть в Агаме, сорвав серию карательных экспедиций Раса Вольде Селассие. вассалов Адвы , Шира и Хамасиена В 1811 году Сабагадис даже сплотил против рас говоривших на языке тигринья . К середине 1810-х годов Сабагадис де-факто поставил под свою власть всю Агаме. Затем рас Вольде Селассие подтвердил власть Сабагадиса в обмен на признание господства раса . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Приход к власти
[ редактировать ]После смерти Вольде Селассие Сабагадис стал одним из сильнейших вождей, стремившихся стать преемниками раса . Он вел серию разрушительных войн с региональными соперниками и, наконец, приобрел власть в Тыграе в 1822 году. Сабагадис управлял Тыграем в течение десяти лет с помощью назначенных лояльных вождей и членов его семьи.
Приняв титул Дежазмача , он последовал амбициям своих предшественников по устранению политического превосходства династии Йеджу Уэр Шейх (Вере Шейх Волло) из Гондэра. Это особенно актуально после смерти Рас Гугсы Мерсы в 1825 году. С этой целью он попросил британского признания, а также поставок военных инструкторов, экспертов в различных областях и большего количества огнестрельного оружия для усиления своей армии. [ 1 ]
Дежазмач Сабагадис считал, что огнестрельное оружие жизненно важно для нейтрализации мощи кавалерии Волло, поэтому он посвятил много времени и усилий как его сбору, так и поиску Эу. [ 1 ] верная помощь в их покупке; это включало в себя поиск британской помощи или, по крайней мере, разрешения на захват порта Массауа . Как следствие, Сабагадис был одним из первых эфиопов, предпринявших попытку построить мирные отношения с другими странами в наше время. В результате всего этого к 1820-м годам и в Европе, и в Эфиопии его считали поборником христианства . [ 8 ]
союзы с некоторыми видными региональными руководителями северной Эфиопии правителей против Сабагадис , особенно военные организовал сильные также политические и Йеджу Гондара Рас Маруе Гугсы. [ 1 ] Он представил себя защитником христианства, обвинив лордов Йеджу в том, что они являются мусульманскими агентами. Он стремился стать Расом Битводедом и защитником слабых королей Гондара.
Сохранилось три его письма. Один из них Александрийскому Патриарху Петру жалуется на поведение Абуна Кереллоса , саркастически спрашивая: «Не потому ли, что ты ненавидел Эфиопию, ты послал его? Разве ты не знал его поведения раньше, [и] поэтому ты послал его?» Другой адресован королю Георгу IV Великобритании . с просьбой предоставить «сто кавалеристов, плотника и строителя церквей, которые построят то, что [вы делаете] в вашей стране» [ 9 ]
Сабагадис поддерживал постоянную связь с наиболее важными христианскими лордами Эфиопии. Опираясь на свою репутацию, он сформировал коалицию с лордами , Ласты и Семиена против Рас Марии из Йеджу , Эндераса или регента Императора . Годжама Марье разгромил Дежазмача Гошу в Годжаме, двинул основную часть своей армии к Ласте , затем быстро повернул в провинцию Семьен и атаковал Вубе Хайле Марьям . [ 1 ] Субагадис наблюдал за боем на границе Ласты и впоследствии не пришел на помощь Вубе. Вубе предпочел подчиниться Марии, чем встретиться с ним один на один. Мэри решила положить конец угрозе Тигреанов. Во главе контингентов из Волло , Йеджу, Бегемдера и Амхары и теперь (насильственно) поддерживаемых армиями Вубе и Гошу, Марие двинулась за реку Текезе в Тыграй. [ 10 ]
Ни зарубежные контакты Сабагади, ни его военный пакт с Вубе Хайлемариамом не принесли плодов. Вскоре его настигла новая вспышка масштабных боевых действий, охватившая всю северную Эфиопию. Маруя привлек Вубе на свою сторону после того, как первые военные столкновения привели к неистовству в его провинции Семиен. [ 1 ] В 1830 году Сабагадис разорил Семиена, победив и даже выгнав Вубе из его крепостей под названием «Амба Тацзан» и «Амба Хай». Затем Сабагадис удалился в Агаме в Тыграе после того, как назначил соперника и сводного брата Вубе, Деджазмача Мерсо Хайлемариама, своим представителем в Семиене. [ 11 ]
Кончина
[ редактировать ]Однако эта победа побудила Маруе в сотрудничестве с беглецом Вубе начать энергичную кампанию против Тыграя. Сообщается, что три тиграйских вассала Сабагадиса, в том числе его собственные зятья Деджазмач Сахлу из Харамата, Дежазмач Гебре Микаэль из Деры и Ведадж из Шира, также, как сообщается, дезертировали. Они сговорились против Сабагадиса вместе с Вубе и Маруе Гугсой. [ 5 ] По словам информаторов, Сабагадис не принял совет ждать возле Адиграта, пока враг двинется в Тыграй, где армия Сабагадиса имела бы массу преимуществ. Эти две силы встретились в схватке в западном Тыграе возле Текезе , и тиграйцы были разбиты, проиграв самую кровопролитную битву, с которой они когда-либо сталкивались во время Земенского Месафинта . [ 6 ] армиями Дежазмаха Сабагадиса и Рас- Мари 14 февраля. Битва при Дебре-Аббае произошла между Хотя у тиграянцев было гораздо больше огнестрельного оружия, фитильные мастера работали плохо, и кавалерия Йеджу выиграла поле боя после кровопролитной битвы. Битва при Дебре-Аббае завершилась пленением и последующей казнью Сабагадиса от рук солдат оромо, желавших отомстить за смерть своего лидера Маруйе. Дори Гугса сменил своего брата Маруе и назначил Вубе вместо Тыграя. [ 12 ] Рас Сабагадис сдался только Расу Вубе, своему зятю. Вубе послушно передал его последователям Мэри. 15 февраля они до смерти избили Дежазмача Хагоса Субагадиса и казнили Сабагадиса в отместку за смерть Марии. [ 13 ] Сообщается, что его останки позже были захоронены в монастыре Гунда Гунде . [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]Сабагадис также основал новые церкви, такие как Ацби Селассие в Ацби и Энда Медхание Алем в Адве , и был тесно связан с монастырем Гунда Гунде , покровителем которого он был. [ 15 ] Его потомки правили Агаме до революции 1974 года.
Спустя почти год после его смерти, хотя он был тиграянцем, люди во всей провинции Амхара оплакивали потерю Сабагадиса:
Увы! Сабагадис, друг всех,
Падение в Дага Шахе от руки Обешата [то есть Вубе]! Увы! Сабагадис, столп бедняков, Пал на Дага Шаха, залитый его кровью! Люди этой страны, найдут ли они в этом что-то хорошее? Есть колосья, выросшие в крови? Кто вспомнит [святого] Михаила Ноябрьского [подавать милостыню]? Мариам с пятью тысячами галлов убила его. [того, т. е. того, кто не забывал подавать милостыню]: За полбуханки, за чашу вина,
Друг христиан пал в Дага Шахе.
- Цитируется в Сэмюэле Гобате, Журнале трехлетнего проживания в Абиссинии, 1851 г. (Нью-Йорк: Negro Universities Press, 1969), стр. 401
Семья
[ редактировать ]Сыновьями Сабагадиса были Вольде Микаэль, Хагос, Кахсай, Себхат и Шум Агаме Арагави . [ 16 ] Последний активно участвовал в борьбе за власть в Агаме. У него заявлено несколько других детей: Касса, Бальгада-Арьяя (который восстал против Вубе и его старшего брата Вольде Микаэля в 1838 году и потерпел от них поражение), а также несколько дочерей, в том числе Динкинаш , на которой был женат ее отец. в Рас Вубе за три года до битвы при Дебре Аббае и сбежал из Рас Вубе ради Гебре Эгзиабера, сына Вольде Силасса из Эндерты. [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Энциклопедия Эфиопии Висбаден: Издательство Harrassowitz. 2010. стр. 101-1. 430–431. ISBN 978-3-447-06246-6 .
- ^ Ричард К.П. Панкхерст, История эфиопских городов (Висбаден: Franz Steiner Verlag, 1982), том. 1 р. 210.
- ^ Кулбо, Жан-Батист, Политическая и религиозная история Абиссинии: С древнейших времен до появления Менелика II , 3 тома. (Париж, Гойтнер, 1928), стр. 381-382.
- ^ Улиг, Зигберт; Булах, Мария; Носницин, Денис; Рейв, Томас (2006). «ЦЕГАЙ БЕРХ ГЕБРЕ ЛЕВАНОС Этноисторический обзор ироба » Материалы XV Международной конференции по эфиопским исследованиям, Гамбург, 20-25 июля 2003 г. Гамбург: Издательство Отто Харрасовица. п. 379. ИСБН 9783447047999 .
- ^ Jump up to: а б с д Берхе, Цегай (1996). История игры, 1822-1914 гг . Аддис-Абеба: Университет Аддис-Абебы. стр. 100-1 40, 47–50. 59, 67,
- ^ Jump up to: а б с Гебре, Таддезе (1973). время конфликта Борьба за власть в Тыграе во Аддис-Абеба: Университет Аддис-Абебы. стр. 100-1 19,
- ^ Пирс, Натаниэль (1831). Жизнь и приключения Натаниэля Пирса . Лондон. стр. 67 , 291.
- ^ Новые документы , с. 376; Абба Текла Хайманонт: Абуна Якоб , Париж, 1914, стр.91
- ^ Все три переведены с факсимиле оригинального текста в книге Свена Рубенсона (редактор), Переписка и договоры (1800–1854) (Эванстон: Northwestern University Press, 1987), стр. 24–9.
- ^ Пол Б. Хенце, Слои времени: История Эфиопии (Нью-Йорк: Palgrave, 2000), стр. 123.
- ^ Рюппель, Эдуард (1840). Путешествие в Абиссинию . Франкфурт-на-Майне. стр. 273, 400.
- ^ Гобат, Самуэль (1834). Журнал трехлетнего проживания в Абиссинии . Лондон. стр. 280 .
- ^ Мордехай Абир, Эпоха принцев: вызов исламу и воссоединение христианской империи, 1769-1855 (Лондон: Longmans, 1968), стр. 35.
- ^ А. Девлин, Абиссиния и ее апостол , переводчик Мэй леди Герберт (Лондон, 1867), стр. 78
- ^ Носницын, Денис (октябрь 2006 г.). «Исторические записи из Эфиопии: трехъязычный документ от Ацби Дебре Геннета Селассие, Тыграя» Материалы семинара «Европейские школы эфиопских исследований: Польша и Германия » 41 : 17–47.
- ↑ Генеалогическая информация предоставлена правлением «Ассоциации по сохранению Рас Себхат» в Адиграте, Эфиопия.
- ^ Панкхерст, стр. 212f.