Йеджу
Яджу, Эдджоу | |
---|---|
![]() Портрет Вудаджа Асахеля, элиты Йеджу Оромо, проживающей Гондэре. в | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Провинция Волло | |
Языки | |
Английский | |
Религия | |
Ислам и христианство |
Йеджу Оромо , исторически также известный как Яджу, Эдджоу или Эджу Галла, [ 1 ] являются субкланом Баренто ветви народа оромо. Это одна из самых северных общин народа оромо , проживающего в Эфиопии наряду с райя. , [ 2 ]
Йеджу - это люди, которые впервые упоминаются в хронике Футух аль-Хабаш XVI века под именем «Аль-Эджу». Они населяли район под названием «Кават», расположенный на востоке Шевы. В конце концов они поселились в Анготе вместо того, чтобы вернуться в свой родной район Кават. По словам историка Мерида Вольде Арегая, изначально они были христианами, но многие из них были обращены в ислам Ахмадом Граном и помогали им. его при завоевании провинции Бет-Амхара . Он также заявляет, что не может быть никаких сомнений в том, что Аль-Эджу, упомянутые в «Футух аль-Хабаша», являются. предками последних были известные люди еджу периода Земене Месафинт . Йеджу в основном говорили на амхарском языке и лучше, чем остальные кланы оромо в Волло, приспособились к традиционным социальным и политическим структурам христианской Эфиопии. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Династия Еджу была известна как «Шейхи», что означает; потомок шейха Омара. Согласно традиции Йеджу, шейх Омар был арабом с Аравийского полуострова, поселившимся в Анготе/Йеджу во время Эфиопско-Адалской войны . Династия Йеджу правила Эфиопией в период Земене Месафинта. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
По словам профессора Дональда Крамми, этнический состав Йеджу сложен. Одна из теорий состоит в том, что еджу являются результатом деятельности различных слоев населения: мигрирующих оромо, амхарского населения Ангота и остатков сил Ахмада Грагна. [ 9 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В результате своей экспансии оромо поселились на территории современного Волло и основали династии, две из наиболее известных из которых - Маммедох и Варра Шейх. Династия Маммедох произошла от арси под руководством вождя их клана Бабо. [ 10 ] Династия Варра Шейх возникла на юге Эфиопии , которая также вторглась на север, особенно в Ангот . Однако существуют и другие теории происхождения Йеджу.
По словам профессора Мухаммада Хасана, Эль-Эджу, клан оромо, будет обращен Ахмадом Гранном и будет побежден христианскими силами, таким образом, под командованием своего лидера, шейха Умара, Эль-Эджу поселятся в Анготе. [ 11 ] Эта традиция утверждает, что Йеджу утверждает, что произошел от ученого шестнадцатого века Умара, который поселился в этом регионе во время оккупации султаната Адал в Эфиопии. [ 12 ] По словам историка Ричарда Панкхерста , Йеджу, помимо своего родного языка, также знал речь мусульман, которая, по его словам, была языком харари . [ 13 ]

Оромо прочно обосновались в Волло и быстро стали доминировать в политической и общественной жизни в своем новом поселении. По другую сторону Абиссинии вспыхнули стычки между Амхарским и Тыграйским княжествами за господство в пределах Абиссинского царства. Бакаффа I , принц Амхары, обратился к соседям оромо с просьбой помочь ему в битве против тиграянцев на севере. Многие оромо, похоже, не заботились о борьбе за власть, но боролись за землю с тиграянами к северу от них, поэтому они собрали 20 000 хорошо вооруженных кавалеристов, чтобы помочь амхарам против врага. [ 14 ] [ 15 ]
Их поддержка была решающей, и дворяне Амхары направили приглашение и просьбу к боевым силам остаться в Гондаре, чтобы защитить Негеста Нагастат и действовать в качестве сдерживающего фактора для будущих угроз со стороны Тыграя . Многие из кавалеристов оромо остались в районе Гондара, особенно после того, как Бакаффа , ныне Негеста Нагастат, женился на вдове высокопоставленного оромо. Оромо, которые теперь проживали в Гондаре, стали близкими доверенными лицами Негеста Нагастата и оказали значительное политическое влияние внутри королевства. [ 16 ]
К тому времени, когда Иясу II , сын Бакаффы, пришел к власти, влияние оромо при дворе было огромным и встревожило дворян Амхара, которые ставили под сомнение власть оромо. английский язык Можно сказать, что доминировал при императорском дворе. Шотландский путешественник Джеймс Брюс , посетивший Гондер в обсуждаемый период, писал, что «во дворце не было слышно ничего, кроме английского языка». [ 10 ] [ 17 ] Помимо этого, частыми были брачные союзы между благородными Еджу Оромосами и элитными амхарами. Именно Ментеваб , жена Бакаффы, устроила брачный союз между ее сыном Иясу II и мусульманской принцессой оромо из Волло, Ваби, дочерью Амито, могущественного вождя Уоллое. От этого союза Джошуа I родился , который впоследствии стал преемником своего отца Джошуа II. Этот династический брачный союз имел огромное значение для лордов оромо из Волло, поскольку они получили дальнейший доступ к королевскому двору и доминировали в Империи с 1780-х годов. Сын, рожденный от этого союза, был отправлен в Волло и в конце концов вернулся, чтобы править в Гондаре. Этот период, который в конечном итоге последовал, будет известен как «Эра князей» или Месафинт. Земенский [ 18 ] [ 19 ]
Земене Месафинт и
[ редактировать ]Правление Рас Али I из Йеджу
[ редактировать ]Смерть Иоаса I положила начало Земенскому Месафинту, который продлился до 1855 года. Рас Микаэль Сехул из Тыграя , убийца Иоаса, стал единоличным лидером королевства. Мотивация убийства, возможно, была связана со страхом перед тем, что Ийоас склонится к своей консервативной стороне Оромо, а его советниками будут четыре коррумпированных дяди Оромо. Боясь политически влиятельных оромо, которые уже занимают политически влиятельную позицию, Сехул попытался заручиться их поддержкой, предоставив им большее политическое влияние и организовав королевские браки. Тем не менее, группа принцев оромо сговорилась свергнуть его. Сехулу удалось бежать обратно в свою родную провинцию Тыграй. [ 20 ] Изгнав Сехула, союзный Оромос посадил на трон «бесполезного» Амхара по имени Социниос, получившего титул « Короли королей ». В последующие десятилетия опекунство над Царём Королей перешло в руки семьи Йеджу Оромо. Основателем этой новой династии регентов оромо стал Рас Али I из Йеджу , который управлял провинцией Бегамдер и Амхара из своего центра в Дебре Таборе .
Правление Рас Алигаза из Йеджу
[ редактировать ]Когда Сехул умер в 1779 году, его сын Вольде Габриэль сменил его на посту губернатора Тигре и вступил в битву против власти оромо в Гондаре, но пал в битве с Рас Алигазом из Йеджу , братом Рас Али I. Рас Алигаз станет преемником Рас Али. После его смерти и периода борьбы среди тыграйской знати Вольде Селассие новым губернатором Тыграя станет . По сути, конфликты между губернаторами Тыграя и лордами оромо вращались вокруг желания тиграянцев свергнуть олигархию оромо и претендовать на титул Негеста Нагастат, в то время как оромо стремились сохранить статус-кво, манипулируя амхарами как марионетками для своих интересов. свои собственные политические и социальные преимущества.
Правление Рас Гугсы из Йеджу
[ редактировать ]После смерти Раса Алигаза к власти пришел его племянник Рас Гугса из Йеджу . После смерти Вольде Селассие Тыграй впал в политический кризис. Регент Оромос продолжал расширяться за счет Годжама , Семиена , Сёвы , Ласты и, в меньшей степени, Тыграя. Первоначально Деджазмач Задве Годжама и Дамота пытался противостоять господству оромо и их распространению на восточный Годжам, но потерпел поражение от Рас Гугса. Территории Задве были переданы сыну Рас Гугсы, Алуле из Йеджу.
До смерти Рас Гугсы в 1825 году северная Эфиопия была относительно спокойной. Однако смерть Раса стала сигналом к власти среди всех важных лордов страны. Местные военачальники сформировали коалиции, чтобы победить регентскую знать оромо в Бегамдере и Амхаре. В конце концов, Вубе Хайле Марьям из Семиена попросил Раса Йимама из Йеджу , другого сына Раса Гугсы, о союзе для победы над коалицией.
Правление Рас Марии Йеджу
[ редактировать ]Политический кризис в Тыграе закончился в 1822 году, когда Сабагадис Волду победителем стал . Стало очевидно, что новый губернатор планировал сформировать коалицию Тыграян-Амхара, чтобы противостоять регенту Оромосу в Гондаре, которого он обвинил в том, что он мусульманин. Он был убежден, что современное огнестрельное оружие может склонить чашу весов против свирепой кавалерии оромо, и понимал, что европейская поддержка крайне необходима. Он отправил письмо королю Георгу IV, в котором просил военную и техническую помощь. Сабагадис пытался закрепиться на побережье Красного моря, чтобы британский монарх смог прорвать стену изоляции вокруг Эфиопии и создать мост в христианскую Европу.
В 1830 году Сабагадису удалось сформировать рыхлую коалицию с христианскими правителями Годжама, Ласты и Семиена против Раса Марии из Йеджу , брата и предшественника Раса Йимама. Однако Рас Мари был предупрежден о заговоре и расправился со своими противниками в одиночку. После победы над Деджазмачем Гошу в Годжаме он двинулся с основной частью своей армии к Ласте, затем быстро повернулся к Семиену и атаковал Вубе. Себагадис, охранявший его границу с Ластой, не пришел на помощь своему союзнику, и Вубе предпочел подчиниться расу, чем противостоять ему в одиночку.
После успеха в изоляции Себагадиса Мэри решила положить конец угрозе Тыграян. Во главе отрядов оромо из Волло, Йеджу, Бегамдера и Амхары он продвинулся за Таккадзе в Тыграй. Тем временем Себагадис мобилизовал свои силы, и две армии встретились в Май-Ислами недалеко от Дебры Аббай . Хотя у тиграянцев была превосходящая армия, из-за британского снаряжения люди со спичечными замками использовались плохо, и кавалерия оромо выиграла поле боя после самого кровопролитного боя, в котором рас был убит. Себагадис сдался Вубе и был передан оромо для казни в отместку за смерть раса . Говорили, что прямо перед обезглавливанием Себагадис сказал оромо:
Я вел эту войну только для того, чтобы защитить свою страну, которую вы без причины хотели разрушить и отцом которой я был. Ты можешь убить мое тело; но душа моя в руках Божиих... [ 21 ]
Спустя год после казни Себагадиса люди во всех странах Амхары все еще оплакивали Себагадиса, несмотря на то, что он был Тыграяном:
«Увы! Себагадис, друг всех,
Падение в Дага Шахе от руки Обешата!
Увы! Как девчонка, опора бедняка,
Пал на Дага Шаха, залитый его кровью!
Люди этой страны, найдут ли они в этом что-то хорошее?
Есть початки кукурузы, выросшие в крови
Кто вспомнит о святом Михаиле Ноябрьском, раздающем милостыню?
Мариам (Мария) с пятью тысячами галлов убила его.
За полбуханки, за чашу вина,
Друг христиан пал в Дага Шахе». [ 22 ]
После смерти Себагадиса армия оромо под предводительством разъяренного Рас Дори из Йеджу, брата Рас Мари, продолжила опустошение Тыграя в отместку за смерть Рас Мари. Они разграбили и разрушили все, что было видно, убили всех мужчин и женщин и политически разрушили провинцию. Как только они достигли Аксума , Рас Дори почувствовал себя плохо и не хотел, чтобы плохие новости разошлись по миру, поэтому вернулся обратно в Амхару. Тыграй, единственный регион, который до сих пор выступал против регентов Оромо, был побежден, и молодой Вубе из Семиена получит большую часть этого за его вклад в битву против Себагадиса. [ 23 ] Болезнь Рас Дори усилилась в мае, когда она закончилась смертью.
Правление Рас Али II из Йеджу
[ редактировать ]В 1830-е годы самыми важными правителями Эфиопии были три самых важных правителя Эфиопии: Негус Сахле Селассие из Шоа и Рас Али II из Йеджу , внук Раса Гугсы через его сына Алула из Йеджу. Новый Рас пришел к власти в 1831 году после смерти своего дяди Рас Дори. Дежаматч Гошу из Годжама и Дамота , внучатый племянник Рас Мару, часто восставал против Рас Али II, который, как он считал, украл его законный титул Раса и единоличного правителя Гондара.
Рас Али II был еще несовершеннолетним, когда стал правителем Бегамдера и Амхары и хранителем Царя Королей. Он был отдан под опеку совета самых могущественных лордов Волло и Йеджу Оромо, которые его избрали. С помощью своей матери Меннен ему вскоре удалось избавиться от контроля регентов, и его легитимность стала прочной. Рас не относился серьезно к своей позиции , когда дело доходило до религиозных дел, и практиковал систему невмешательства. Таким образом, Эфиопия оказалась в руках инфантильного и вялого правителя.
К половине 1838 года уже ни для кого не было секретом, что Вубе активно замышлял свержение Рас Али. Ему удалось заключить союз с Гошу из Годжама и Дамота, но он еще не был готов атаковать рас , поскольку ситуация в Тыграе все еще была неопределенной. Фактически, когда Вубе бросился из Тыграя через Таккадзе в Семиен в ожидании нападения раса , Кассай, сын Себагадиса, восстал против него и сумел сделать себя хозяином большей части Тыграя. Однако ситуация подошла к концу, когда превосходное огнестрельное оружие Вубе смогло подавить восстание.
Планируя атаковать Рас Али, Вубе хотел иметь больше огнестрельного оружия, чтобы компенсировать превосходство кавалерии оромо на поле боя, и хотел объединить вокруг себя всех христиан Эфиопии.
После этого поражения от рас Али в начале 1839 года Гошу присягнул расу и восстановился в должности. Рас же отнял запад и север озера Тана и отдал его матери Меннен . Недовольный покорностью своего отца, Гошу сражался со своим собственным отцом, которого победил.
Текущая ситуация в Бегамадере стала настолько взрывоопасной, что рас был вынужден вернуться, чтобы помочь своей матери, которая столкнулась с восстанием в Агавмедере, Дембье и Вогере. Растущая напряженность в Дембье и Вогере усилилась из-за мятежных лидеров шифтов , в частности Кассы Хайлу, которые бросали вызов ее власти. Гораздо более серьезной угрозой была коалиция, сформированная Вубе, Гошу и Фарисом Алигазом из Ласты, которой удалось подорвать лояльность многих амхаров в Бегамдере и Амхаре, обвинив Али в том, что он стал мусульманином.

Растущая ненависть Вубе к расу зашкаливала, когда он открыто заявил, что намерен напасть на него, который, как он утверждал, был мусульманином в глубине души. Он объявил, что после победы над расами посадит на императорский трон в Гондаре законного потомка по линии Соломона, царя царей Текле Гиоргиса, находившегося в это время в его лагере. Когда Абуна Салама прибыл в Эфиопию в последние месяцы 1841 года, его сопроводили в лагерь Вубе, и Вубе убедил его в исламских тенденциях Рас Али. Поэтому он отлучил раса и объявил Ичеге еретиком.
В том же году армия Вубе продвинулась в Бегамдер и вскоре вместе со своим союзником Гошу захватила Гондар. Затем Вубе и Гошу атаковали армию Али, которая встретилась в Дебре Табор.
Обе армии были одинаковыми по численности, около 30 000 человек. Армия Рас Али II в основном состояла из контингентов оромо и поддерживалась Дежазмачем Мерсо. Армия Вубе имела подавляющее превосходство в огнестрельном оружии по сравнению с расом , имевшим плохие отношения с христианской Европой.
Битва при Дебра-Таворе явно была битвой между христианскими амхарскими и тиграйскими элементами и оромо, отчаянно сражавшимися за свое доминирующее положение в северной Эфиопии. Битву выиграли Вубе и Гошу, но во время последующих празднований победители были застигнуты врасплох небольшой армией оромо во главе с Алигазом. Вубе и его сын были взяты в плен, но Гошу удалось бежать через аббай в Годжам. Рас Али II, сбежавший после своего поражения вместе со своими последователями, вернулся в Дебру Табор и неохотно наградил истинного победителя Алигаза постом губернатора Даунта, округа к югу от Амхары, граничащего со страной Волло, в то время как Мерсо получил все территории Вубе.
Несмотря на победу над коалицией, положение раса было безопасным. Его враги все еще действовали в Годжаме, Дамоте, Дембье и Ласте. Большая часть духовенства и христианского населения была против раса благодаря пропаганде, которую вели Вубе и его союзники. В таких условиях Али остро нуждался в поддержке Абины, что привело его к совету Абуна Салама освободить Вубе и вернуть ему его собственность в обмен на минимальное вознаграждение и залог лояльности. Тем не менее, последствия конфликта в Дебре-Таборе только усугубили затруднительное положение Али. Однако последствия битвы при Дебре-Таборе еще больше осложнили положение Али.
Дежазмач Мерсо, дошедший тем временем до Семиена, отказался передать наместничество своему брату, и рас был вынужден выступить вместе со своим бывшим врагом против своего верного союзника. Более того, мусульманские правители, всегда поддерживавшие Рас Али II, были сильно обеспокоены таким поворотом событий; они возражали против предоставления губернаторского поста на их естественном пути экспансии Алигазу, который был христианином-оромо и которого поддерживал его брат Фарис Алигаз, старый враг некоторых из наиболее важных мусульманских лордов Уолло.
В этот и без того непростой период ходили слухи, что Мухаммед Али , губернатор Египта , планировал вторжение в Эфиопию. Покидая Эфиопию в конце 1839 года, европейский дипломат и исследователь Арно д'Аббади встретил знатного араба в доме губернатор Массауа . Знаменитый человек находился с миссией к Рас Али и Деджазмачу Вубе от паши Мекки; но неизвестно, была ли эта миссия политической, религиозной или экономической. В октябре 1841 года миссионер Крапф, находившийся в Шеве, писал следующее:
Если Мухаммед Али захватит Абиссинию, он сможет набрать силы для армии, в частности, взяв и организовав... народ галла, который снабдит его людьми и лошадьми.
Однако, когда бельгийский консул в Египте прибыл в Гондэр для переговоров с расом , к нему явился посланник Мухаммеда со следующим посланием, подписанным печатью паши:
Не бойтесь, ваши друзья будут моими друзьями, а ваши враги будут моими врагами.
Его слова не соответствовали его действиям, поскольку позже Мухаммед Али отправит египетскую армию в Вени, чтобы воспользоваться эфиопами, оказавшимися в сложной ситуации с внутренними делами. Как только проблемы Рас Али закончились, египтяне немедленно отозвали большую часть своей армии, но попали в засаду к северу от Волкаита. Позже Мухаммед Али сказал генеральному консулу Франции в Египте, что военные действия между эфиопами и египтянами никогда не были серьезными. Разговоры о завоевании Гондэра полностью утихли к концу 1842 года, поскольку египтяне были настолько поглощены своей экспансией по Нилу.
После поражения Вубе при Дебре Таборе ситуация в Тыграе во многом напоминала ту, которая существовала после смерти Вольде Селассие. Последовал политический кризис, и многие претенденты боролись за господство в разных провинциях. На протяжении 1842 года и первой половины 1843 года Вубе постепенно устанавливал власть по обе стороны Таккадзе. Рас Али II, который вначале был его союзником, вскоре был вынужден вернуться в свои владения, чтобы подавить многочисленные восстания в своем королевстве. Тем не менее, Вубе удалось победить своего брата Мерсо, который позже сбежал в Гондэр. Хотя Вубе в этот момент отказался от своих имперских устремлений по восстановлению династии Соломоновых Островов, он продолжал проводить политику развития отношений с европейскими державами, взятую у бывшего губернатора Тыграя Себагадиса.

В течение 1845 и начала 1846 года армия Рас Али постоянно занималась подавлением восстаний в провинциях Амхары и бесплодной погоней за Гошу, бросившим вызов правлению Рас Али. Гошу продолжал оставаться проблемой для раса до его падения с Касса Хайлу в 1853 году. Еще одной серьезной проблемой для раса был Абуна Салама, которого он должен был держать под контролем как актив.
Императрица Меннен, мать Рас Али, была правительницей провинций к западу и северу от озера Тана. Эти районы были наводнены бандами Шифта , которые часто совершали набеги на торговые пути между Эфиопией и Суданом. Один из лидеров Шифты , Касса Хайлу , который приходился родственником Деджазмачу Кинфу , заручился поддержкой местного населения и приобрел такую известность, что рас и Меннен хотели, чтобы он был на их стороне. Поэтому ему было обещано, что, если он заявит о своей лояльности расу и присоединится к своим последователям, ему будет передана дочь раса Али и губернатор места его рождения, округа Квара . Касса принял предложение, но позже был смущен, узнав, что должность, которую ему должны были занять в Кваре, была подчинена положению одного из более слабых мусульманских генералов Меннена.
В конце 1845 года Меннен потребовал от Кассы провести военачальника Квары и его армию в низменности. Однако смирение, которое Касса проявил в присутствии Меннена, было всего лишь предлогом, и, оказавшись в приграничных районах, Касса начал настраивать население против Меннена. Касса восстал и атаковал изолированные посты войск Меннена. Следовательно, Меннен двинулась со своей армией на Челегу, но Касса отступила. Меннен была в ярости и хотела отомстить, но тем временем отношения между Рас Али и Вубе ухудшились, и в ближайшее время ожидалось еще одно серьезное состязание между ними, и Меннен была вынуждена покинуть Челегу, чтобы поддержать своего сына в приближающемся кризисе. Пока Меннен шел на сторону раса , Касса воспользовался возможностью, опустошив Ддембью. Он вошел в Гондэр в январе 1847 года и назначил в городе своих чиновников.
В апреле 1846 года Рас Али, готовившийся к своей ежегодной экспедиции против Алигаза Гошу, призвал своего данника Дежазмача Вубе прислать ему средства и солдат для его предстоящей кампании. Вубе, которого самого донимали восстания в Тыграе, использовал всевозможные оправдания и предлоги, чтобы не подчиняться приказам своего господина. Рас . , не доверявший Вубе после битвы при Дебре Табор, переправился в Вогеру Вубе быстро мобилизовал свои войска и двинулся из Тигре в Семиен. Как только Вубе снова вступил в войну с Рас Али, ситуация в Тыграе вернулась к тому, что было в 1842 году. В разных провинциях вспыхнули восстания, Балгада Арайа, враг Вубе, объявил себя правителем Тыграя, а Мухаммед Али взял на себя полная власть на побережье Красного моря.
Али Войска Рас и Вубе уклонялись от боя. Это стало очевидным благодаря тому, что рас только что опустошал равнины Вогеры, а Вубе оставался в горных ущельях, которые усиленно охранялись фитильными мастерами. Оба лидера стремились найти выход из тупика. Обе их страны ухудшались: в Тыграе египтяне достигли Массауа, а в владениях Йеджу Госду снова создавал проблемы в Годжаме, а Касса создавал проблемы в Гондаре.
Как только новости о Массаве достигли Вубе, он сдался расу и получил дань. После того, как кризис был преодолен, Меннен быстро ворвался в Гондэр и вскоре после этого последовал за отступающей армией Кассы в направлении северных берегов озера Тана . Когда две армии встретились, Меннен потерпела полное поражение и попала в плен вместе со своим мужем, бывшим императором Йоханнесом.
Рас Али, направлявшийся в Ласту, быстро направился в Гондэр, чтобы отомстить Кассе. Достигнув Кассы, он прибег к здравому смыслу, и рас согласился отдать ему все территории Дежазмача Кинфу, а также титул Дежазмач в обмен на его мать Меннен.
В конце апреля 1847 года Рас Али повел свои войска против Бирру-Алигаза. Воспользовавшись этой ситуацией, Деджазмач Гоши и его сын Бирру Гошу вторглись в Бегамдер и, наконец, в конце года достигли Гондара. Они разграбили город из-за жестокого обращения с Абуной Саламой. Тем временем Касса начал продвигаться к Сеннару, чтобы отвоевать территории, которые когда-то находились под его управлением у египтян. Касса не мог противостоять египтянам, и его армия была уничтожена египетскими мушкетами и пушками.
Когда Касса оправился от ран, он оказался в очень тяжелом положении, так как даже остатки его армии были в мятежном настроении. Он столкнулся даже с более серьезным кризисом, когда рас , только что закончивший вассальную зависимость от Алигаза, приказал ему явиться в Дебру Табор. Касса понял, что выполнение приказа своего хозяина может означать тюремное заключение в отместку за ущерб, который он причинил Меннену в прошлом. На какое-то время он откладывал ответ и оправдывался, например, тем, что начался сезон дождей. Он воспользовался этой ситуацией, чтобы восстановить свою армию до 7000 солдат и двинулся в район недалеко от Гондэра.
После окончания сезона дождей Рас Али потребовал, чтобы Касса появился в Дебре Табор, а если нет, то он нападет на него. На этот раз Касса наотрез отказался от этого требования. В результате рас в январе 1849 года двинулся на Дембю, разорил город и разбил армию Кассы. Касса сдался и явился к расу просить прощения. Он был прощен и подтвердил свое губернаторство, а позже присоединился к расу в его кампании против Гошу и Бирру Гошу. Касса будет верно служить Расу , когда бы его ни призвали к этому, до 1852 года.
Столкнувшись вновь с армией Рас Али, Дежамач Гошу немедленно сдался и был утвержден на посту губернатора, в то время как его буйный сын, ненавидевший Раса , предпочёл бежать к себе.

горная крепость, где он находился в осаде до падения Раса в 1853 году.
Падение Рас Али II из Йеджу и конец Земенского Месафинта.
[ редактировать ]Между 1849 и 1852 годами большая часть северной Эфиопии переживала период относительной стабильности и внутреннего мира, подобного которому она не знала со времен Рас Гугсы, но это было всего лишь затишье перед большой бурей, которая должна была принести Земене Месафинт положить конец и изменить историю страны. Касса, уставший от того, что его использовали в качестве инструмента своего хозяина, которого он втайне презирал, отверг призыв к оружию под командованием Рас Али. Рас быстро отреагировал , подчинив большую часть своих повстанцев и отправив сильную армию в Агавмедер, чтобы преследовать преступника. Кассе удалось избежать сражения и провести сезон дождей среди своих родственников из Квары. Как и раньше, он использовал сезон дождей, чтобы реорганизовать свою армию и укрепить ее. На этот раз Касса смог завербовать на свою службу несколько дезертиров из египетской армии, которые помогли ему в его более поздней крупной битве с расом .
В конце сезона дождей 1852 года рас , возобновив кампанию против Бирру Гошу, приказал своим войскам вернуться в Бегамдер и приказал Дежазмачу Гошу выступить против Кассы. Рас . хотел натравить друг на друга двух вождей, о которых он особо не заботился, лишь бы один из них был уничтожен в бою План Рас Али увенчался успехом, и Гошу был убит Кассой на равнинах Гур-Амба.
Эта победа была одной из первых успешных битв, сделавших Кассу хозяином Эфиопии, но Касса еще не чувствовал себя достаточно сильным, чтобы бросить вызов расу , и в попытке обвинил Меннена во всех их недоразумениях. Рас , однако , был далек от прощения и собрал значительные силы, командующим армией стал Бирру Алигаз, победитель Дебры Табора. В апреле две армии встретились в Такусе, и Касса стал победителем. Дежазмач Бирру Алигаз и Дежазмач Балау погибли в бою. Битва потрясла всю страну, и Касса наконец смог выйти из-под маски покорности и открыто заявить о своей цели победить Али и воссоединить Эфиопию под своей властью.
Вскоре после битвы при Такусе Касса двинул свою армию на юг, к Дебре Табору, но тем временем расы двинулись на равнины Айшала, которые особенно подходили для использования его непобедимой конницы оромо.
После сожжения Дебры Табора Касса последовал за Рас Али в Кварту, и 29 июня две армии столкнулись при Айшале в одном из самых кровопролитных сражений на Земенском Месафинте . Атаки кавалерии Раса были разбиты только благодаря личной храбрости Кассы и преданности его последователей. Когда стало очевидно, что Касса вот-вот одержит победу, рас одним из первых покинул поле битвы и нашел убежище в святилище Махдера Марьям. Однако, когда Касса приближался к нему, он бежал к своим сородичам, Йеджу Оромо, преследуемый частями армии Кассы. Однако его так и не задержали. Битва при Айшале нанесла смертельный удар стремлениям оромо и положила конец династии Еджу в Эфиопии, а также концу долгой эпохи Земене Месафинта.
Последствия
[ редактировать ]Кампания Теодроса в конечном итоге провалилась, и к тому времени, когда экспедиция Нейпира знаменитая направилась в Абиссинию, чтобы спасти британских заложников, удерживаемых Теодросом, император был окружен враждебными оромо, которые оказывали британцам всяческую помощь.
Стремясь расширить территорию абиссинского правления за ее исторические пределы , Менелик II сначала завоевал Волло Оромо и создал единый административный регион, который он назвал Волло . В этой провинции оромо были зажаты между Амхарой с одной стороны и Афаром с другой. Эта административная единица до сих пор существует под названием Волло. [ 24 ]
Ряд наблюдателей отметили важность Волло Оромо для нестабильности правления Амхары. Марджери Перэм пишет о Волло Оромо:
[Оромо], которые на восточном откосе северного плато... находились в длительных и тесных контактах с амхарами, [но которые] сопротивлялись поглощению и поэтому были источником серьезной слабости для амхаров» (1969:303). .
Г. А. Липский также отмечает в обзоре народов империи:
Галла [оромо] к северу от Шоа [в Волло], особенно Волло, Йеджу и Рая Галлас [называемые тиграянами Азебу], никогда не были полностью ассимилированы и остаются политической обузой. Отчеты о Хайле Селассие поездке из Аддис-Абебы в 1936 году показывают, что Волло Оромо плюнул на него, и он отказался снова туда ехать (Shepherd 1975:9).
С принятием этнического федерализма в 1994 году и отменой административной структуры Авраджа , Йеджу был разделен между районами Хабру , Велдия и среднегорной частью Губа Лафто . , Амхара регионе идентифицируют себя Потомки Йеджу Оромо, в настоящее время проживающие в амхары. как [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хантингфорд, GWB (10 февраля 2017 г.). Галла Эфиопии; Королевства Кафа и Джанджеро: Королевства Кафа и Джанджеро, часть II Рутледж. ISBN 978-1-315-30809-8 .
- ^ «Африка :: Эфиопия — Всемирная книга фактов — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . Проверено 29 июня 2020 г.
- ^ Мелаку, Мисганау Тадессе (6 сентября 2019 г.). История провинции Волло, Эфиопия: 1769-1916 гг. (PDF ) Университет Западного Кейпа. стр. 100-1 98–99.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Арегей, Мерид Вольде. Южная Эфиопия и христианское королевство, 1508-1708 гг.: с особым упором на миграции галлов и их последствия (Диссертация). 1971.
{{cite thesis}}
: CS1 maint: расположение ( ссылка ) стр. 138-139 - ^ Крамми, Дональд (1975). «Общество и этническая принадлежность в политике христианской Эфиопии во время Замана Масафента» . Международный журнал африканских исторических исследований . 8 (2): 277. дои : 10.2307/216650 . ISSN 0361-7882 . JSTOR 216650 .
- ^ Арегей, Мерид Вольде. Южная Эфиопия и христианское королевство, 1508-1708 гг.: с особым упором на миграции галлов и их последствия (Диссертация). 1971.
{{cite thesis}}
: CS1 maint: расположение ( ссылка ) стр. 138-139 - ^ Праути, Крис (1986). Императрица Тайту и Менилек II: Эфиопия, 1883-1910 гг . Интернет-архив. Лондон: Службы образования и развития Ravens; Трентон, Нью-Джерси: Red Sea Press. п. 28. ISBN 978-0-932415-11-0 .
- ^ Мелаку, Мисганау Тадессе (2020). «Социальная и политическая история провинции Волло в Эфиопии: 1769-1761 гг. Университет Западного Кейпа : 98–99.
- ^ Мелаку, Мисганау Тадессе (2020). «Социальная и политическая история провинции Волло в Эфиопии: 1769-1761 гг. Университет Западного Кейпа :
- ^ Jump up to: а б Мелаку, Мисганау (2019). История провинции Волло в Эфиопии: 1769–1769 гг. Соединенные Штаты Америки: Издатели транзакций. п. 93.
- ^ Хассен, Мохаммед (2015). Оромо и христианское королевство Эфиопия: 1300–1301 гг. Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1-84701-117-6 .
- ^ Арегей, Мерид. Южная Эфиопия и христианское королевство 1508–1708 гг., с особым упором на миграции галлов и их последствия . Лондонский университет. п. 139.
- ^ Йейтс, Брайан. НЕВИДИМЫЕ АКТЕРЫ: ОРОМО И СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭФИОПИИ (1855-1913) (PDF) . Бакалавр, Колледж Морхауз. п. 41.
- ^ Левин, Дональд Н. (2000). Великая Эфиопия . Издательство Чикагского университета. дои : 10.7208/Чикаго/9780226229676.001.0001 . ISBN 978-0-226-47561-5 .
- ^ Адежумоби, Сахид А. (30 декабря 2006 г.). История Эфиопии . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-0-313-08823-0 .
- ^ Келлер, Эдмонд Дж. (1988). Революционная Эфиопия: от империи к народной республике . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-20646-6 .
- ^ Панкхерст, Ричард (1989). «Ранняя история эфиопских имен лошадей» . Пайдеума . 35 : 197–206. ISSN 0078-7809 . JSTOR 40733033 .
- ^ Ансель, Стивен (07 июля 2016 г.). «Элои Фике и Вольберт Г.К. Смит, редакторы, Жизнь и времена Лиджа Иясу из Эфиопии: новые идеи » Эфиопия 18 : 276–278. дои : 10.15460/aethiopica.18.1.794 . ISSN 2194-4024 .
- ^ Тоджа, Пьетро; Лодердейл, Пэт (2 марта 2017 г.). Кризис и террор на Африканском Роге: вскрытие демократии, прав человека и свободы . Рутледж. ISBN 978-1-351-94744-2 .
- ^ Абир, Мордехай (1968). Эфиопия: эпоха принцев: вызов исламу и воссоединение христианской империи, 1769-1855 гг . Прегер. ISBN 978-0-582-64517-2 .
- ^ Эрлих, Аггей (30 ноября 2023 г.). Большой Тыграй и таинственный магнетизм Эфиопии . Издательство Херст. ISBN 978-1-80526-329-6 .
- ^ Гобат, Самуэль (1850). Журнал трехлетнего проживания в Абиссинии . М.В. Додд.
- ^ И, И (27 сентября 2016 г.). Слои времени: история Эфиопии Спрингер. ISBN 978-1-137-11786-1 .
- ^ Jump up to: а б Клэй, Джейсон В.; Холкомб, Бонни К. Политика и голод в Эфиопии: 1984–1985 гг . Издатели транзакций. ISBN 978-1-4128-3128-4 .