Конституция Эфиопии 1987 года
Конституция Эфиопии 1987 года | |
---|---|
Обзор | |
Юрисдикция | Народно-Демократическая Республика Эфиопия (ныне Эфиопия и Эритрея ) |
Представлено | июнь 1986 г. |
Дата вступления в силу | 22 февраля 1987 г |
Система | Унитарная марксистско-ленинская однопартийная социалистическая республика |
Исполнительный | Национальный Шенго |
Конституция ( амхарский : латинизированный Народно-Демократической Республики Эфиопия Эфиопии : Ye -Ītyōṗṗyā Həzbāwī Dīmōkrasiyawī Rīpeblik Ḥige Menigishit ), также известная как Конституция Эфиопии , была третьей конституцией и вступила в силу 22 февраля 1987 года после референдум . 1 февраля того же года Его принятие положило начало Народной Демократической Республике Эфиопия (НДРЭ). [ 1 ]
Содержание
[ редактировать ]Документ состоял из семнадцати глав и 119 статей. прослеживается В преамбуле происхождение Эфиопии с древнейших времен, провозглашается исторический героизм ее народа, восхваляются значительные природные и человеческие ресурсы страны и содержится обещание продолжать борьбу против империализма , бедности и голода. Главной задачей правительства было провозглашено развитие страны посредством реализации Программы национально-демократической революции , которую Касахун Анкоса провозгласил в своей речи 20 апреля 1976 года. При этом предполагалось, что необходимая материально-техническая база для установления социализма будет создан. [ 2 ]
Конституция попыталась поместить Эфиопию в контекст всемирного движения « прогрессивных государств » и не содержала прямых ссылок на Африку. Критики утверждают, что конституция была не более чем сокращенной версией советской конституции 1977 года , за исключением широких полномочий, которыми наделен президент. Второе различие между эфиопской и советской конституциями заключается в том, что первая провозгласила страну унитарным государством, а не федерацией . Сообщалось, что проблема национальностей горячо обсуждалась в Конституционной комиссии, а также в ЦК ВПЭ, но режим не отказался от стремления создать единое многонациональное государство, а не федерацию. [ 2 ]
Законодательный орган, состоящий из 835 членов, Национальный Шенго , был определен как высший орган государственной власти . Его члены избирались сроком на пять лет. Исполнительная власть принадлежала президенту, избираемому Национальным Шенго на пятилетний срок, а также кабинету министров, также назначаемому Шенго. Президент по должности был председателем Государственного совета , высшего исполнительного органа страны. Когда Шенго не заседал (на практике большую часть года), Государственный совет имел право действовать от имени законодательного органа и издавать «специальные указы» вместо закона. Если такие указы не получали согласия Шенго на его следующей сессии, они считались отмененными.
Фактическая власть, однако, принадлежала Рабочей партии Эфиопии , определяемой как ведущая сила государства и общества. В частности, фактическая власть принадлежала Менгисту, который был не только президентом страны, но и генеральным секретарем WPE. Он и другие выжившие члены Дерга доминировали в Политбюро WPE. По сути, структура власти, установленная конституцией, была точной копией структуры власти в других коммунистических странах. Партии было предоставлено даже больше власти, чем правительству, которое действовало более или менее как приводной ремень для партии. Как и в случае с другими коммунистическими законодательными органами, Национальный Шенго номинально был наделен большими законотворческими полномочиями, но принципы демократического централизма свели его к простому штампу решений, уже принятых WPE и ее Политбюро. Например, право Шенго накладывать вето на «специальные декреты», изданные Государственным советом, почти никогда не применялось на практике, а это означает, что эти декреты фактически имели силу закона.
Конституция гарантировала все виды гражданских прав и свобод личности, такие как свобода слова, печати, религии, передвижения, собраний и ассоциаций. Граждане также имели право на справедливое судебное разбирательство и бесплатное образование. На практике правительство почти не обращало внимания на эти свободы. Как и в эпоху Дерга, произвольные аресты, пытки и казни процветали, а Эфиопия занимала последнее место или приближалась к нему по большинству показателей прав человека и гражданских свобод.
Составление
[ редактировать ]Основной задачей, стоящей перед Рабочей партией Эфиопии (РПЭ) после ее образования в 1984 году, была разработка новой национальной конституции, которая положила бы начало деятельности НДРЭ. В марте 1986 года была сформирована Конституционная комиссия в составе 343 членов для разработки новой конституции, основанной на принципах научного социализма . В конце концов, в комиссии доминировали 122 действительных и альтернативных члена ЦК ВПЭ, которые были назначены в его состав. [ 2 ]
Конституционная комиссия берет свое начало в Институте изучения эфиопских национальностей , который Временный военный административный совет (более известный как Дерг ) учредил в марте 1983 года для поиска решений проблем, возникающих из-за огромного этнического разнообразия Эфиопии . В институте работали в основном преподаватели Аддис-Абебского университета , которые продолжали выполнять функции советников Конституционной комиссии. В состав комиссии входили религиозные лидеры, художники, писатели, врачи, ученые, спортсмены, рабочие и бывшие дворяне. Те, кто выбирал кандидатов в комиссию, также пытались добиться того, чтобы в ней были представлены все основные этнические национальности. [ 2 ]
Около шести месяцев комиссия обсуждала детали новой конституции. В июне 1986 года он опубликовал проект документа из 120 статей. Правительство напечатало и распространило 1 миллион экземпляров среди кебеле и крестьянских объединений по всей стране. В течение следующих двух месяцев проект обсуждался примерно в 25 000 местах. Режим использовал этот метод обсуждения, чтобы легитимизировать процесс разработки конституции и проверить настроения населения. В некоторых случаях люди посещали заседания по обсуждению конституции только под давлением местных кадров WPE , но в других случаях посещение было добровольным. Там, где общественный интерес был очевиден, он сосредоточивался на таких вопросах, как налоги, роль религии, брак, организация выборов, а также гражданские права и обязанности. Безусловно, самым противоречивым законопроектом был тот, который запрещал многоженство , что вызвало фурор среди мусульман . Было поднято мало вопросов о неспособности документа решить проблему национальностей и права на самоопределение . По словам правительственных чиновников, граждане предложили более 500 000 поправок. В августе комиссия вновь собралась для рассмотрения предложенных поправок. Всего комиссия приняла девяносто пять поправок к первоначальному проекту, большинство из которых, однако, носили косметический характер. [ 2 ]
референдум
[ редактировать ]Национальный референдум по конституции состоялся 1 февраля 1987 года, и Менгисту объявил результаты три недели спустя. Он сообщил, что проголосовали 96 процентов из 14 миллионов человек, имеющих право на участие (взрослые от восемнадцати лет и старше). Восемьдесят один процент избирателей поддержали конституцию, а 18 процентов выступили против нее (1 процент бюллетеней был признан недействительным). Хотя это были первые выборы в истории Эфиопии, основанные на всеобщем избирательном праве , присутствие кадров WPE по всей стране гарантировало принятие конституции. Однако в Тыграе и Эритрее режим проводил референдумы только в городских центрах, поскольку большая часть этих территорий контролировалась Народно-освободительным фронтом Тыграя и Народно-освободительным фронтом Эритреи соответственно. В других местах, например в некоторых регионах Волло и Гондэр , голосование проходило на фоне усиленных мер безопасности. [ 2 ]
Хотя конституция официально вступила в силу в тот же день, когда была провозглашена НДРЭ, 22 февраля 1987 года, только в сентябре того же года новое правительство было полностью сформировано, а Дерг официально упразднен. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Текле, Амаре (1988). «Новая конституция Эфиопии» . Журнал африканских исследований (UCLA) . 15 (3–4): 80–93.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Эдмонд Дж. Келлер (1991). Томас П. Офкански и ЛаВерль Берри (ред.). Эфиопия: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Конституция 1987 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кристофер Клэпхэм, «Конституция Народно-демократической Республики Эфиопия», Журнал коммунистических исследований и политики переходного периода , 3 (1987), стр. 192–195.
- Текст Конституции