Защищенные лица

Лица, находящиеся под защитой, — это юридический термин в соответствии с международным гуманитарным правом , который относится к лицам, которые находятся под особой защитой Женевских конвенций 1949 года , Дополнительных протоколов к ним 1977 года и обычного международного гуманитарного права во время вооруженного конфликта .
Юридическое определение различных категорий покровительствуемых лиц в вооруженных конфликтах содержится во всех Женевских конвенциях 1949 года, а также в Дополнительных протоколах 1977 года. [6] [7] [8] [9] [10] Степень защиты и обязательства воюющих государств и сторон зависят от типа вооруженного конфликта (международный или немеждународный), а также от категории защищаемых лиц по возрасту (взрослый/ребенок), полу (мужчина/женщина). ), участие в вооруженном конфликте ( комбатант / военнопленный /гражданское лицо) и личная ситуация (например, потерпевший кораблекрушение, больной, раненый и т. д.). [11]
Минимальные права и основные гарантии предоставляются Дополнительными протоколами I и II 1977 года лицам, не подпадающим под действие Женевских конвенций 1949 года, независимо от характера конфликта (международного или национального). [12] Более того, Дополнительный протокол II расширил защиту существующих покровительствуемых лиц в немеждународных вооруженных конфликтах (лиц, лишенных свободы, раненых и больных, медицинского и религиозного персонала, гражданского населения). [13]
История
[ редактировать ]В 1862 году Анри Дюнан опубликовал книгу « Воспоминание о Сольферино» , в которой описал свой опыт ужасов войны во время битвы при Сольферино . Это усилило желание улучшить условия раненых в полевых армиях. После дипломатической конференции, вдохновленной его идеями и на которой присутствовали правительства Европы и ряда американских государств, в 1864 году была проведена 1-я Женевская конвенция с участием двенадцати европейских стран.
Статья 6 этой Конвенции уже предусматривала: « Раненые или больные комбатанты, к какой бы нации они ни принадлежали, должны быть собраны и о них позаботятся».
Эта Конвенция была заменена Женевскими конвенциями 1906, 1929 и 1949 годов, основанными на новых элементах, возникших во время последующих войн. [14]
Применимые тексты
[ редактировать ]В области международного гуманитарного права четыре Женевские конвенции 1949 года, Дополнительные протоколы 1977 года и обычное международное гуманитарное право . источником прав и защиты различных категорий лиц в контексте международных вооруженных конфликтов, а также немеждународных вооруженных конфликтов являются [15] Эти тексты ориентированы на защиту жертв вооруженных конфликтов и основаны на одном общем принципе: обязанность гуманного обращения с покровительствуемыми лицами без дискриминации по признаку расы, пола, национальности, языка или религии. [6]
Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов также действуют, полностью применимы и составляют часть обычного международного права. [16] Еще до Женевских конвенций они уже содержали ряд важных положений, касающихся защиты военнопленных (запрещенные действия) и гражданских лиц (например, во время оккупации). [17] [18]
Кроме того, закон о правах человека также применяется к вооруженным конфликтам и защищает всех лиц, находящихся под юрисдикцией государства. [19]
Покровительствуемые лица, связанные с вооруженными силами
[ редактировать ]Определение военной жертвы дано в статье 13 1-й Женевской конвенции 1949 г. [7] и статьей 4 2-й Женевской конвенции 1949 г. об улучшении состояния раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, среди военнослужащих на море. [20] Есть несколько подкатегорий военных жертв:
- раненые и больные в вооруженных силах в полевых условиях;
- раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение военнослужащие на море; статус потерпевшего кораблекрушение имеет определенный срок действия и может меняться в зависимости от событий на море на участника боевых действий, интернированного, военнопленного (для военнослужащих); покровительствуемому лицу согласно статье 4 4-й Женевской конвенции (для гражданских лиц); [21]
- медицинский и религиозный персонал, прикрепленный к вооруженным силам [11]
- военные корреспонденты. [22] [23]
Юридические последствия
[ редактировать ]Существует два типа обязательств, возложенных на подписавшие страны в соответствии со статьей 12 Первой Женевской конвенции:
- уважать, защищать и спасать раненых и больных военнослужащих; [24] [25]
- предоставлять лечение и уход без какой-либо дискриминации между ними.
Кроме того, Дополнительный протокол I к Женевской конвенции устанавливает единую защиту для всех больных, раненых и лиц, потерпевших кораблекрушение, независимо от их военного или гражданского статуса. В свою очередь, больные и раненые должны воздерживаться от любого враждебного поведения, чтобы воспользоваться этой защитой. [11] [26]
В случае необходимости воюющие державы могут обратиться к благотворительности гражданского населения. При этом гражданское население должно только «уважать этих раненых и больных и, в частности, воздерживаться от применения к ним насилия», но в то же время не может подвергаться судебному преследованию и осуждению «за уход за ранеными или больными». [27]
Военнопленные
[ редактировать ]Юридическое определение военнопленных дано в статье 4 3-й Женевской конвенции и распространяется на следующих лиц, «попавших во власть врага»:
- регулярные комбатанты противника (военнослужащие, массовый сбор , ополченцы, члены добровольческих отрядов, движений сопротивления );
- некоторые гражданские лица, например, гражданские члены экипажей военных самолетов; военные корреспонденты; поставщики; члены трудовых отрядов или служб, отвечающих за благосостояние вооруженных сил;
- медицинский персонал и капелланы, оказывающие помощь военнопленным, не считаются военнопленными. Однако они имеют право на защиту не менее благоприятную, чем защита, предоставляемая военнопленным. [9]
Некоторые категории лиц имеют право на обращение, равное с военнопленными, не обладая этим статусом (парламентарии, дети-комбатанты). [28] [29] В случае сомнений заинтересованное лицо имеет право на презумпцию статуса военнопленного. [28] [30] до тех пор, пока точный статус не будет установлен компетентным судом.
Лица с особым статусом
[ редактировать ]В дополнительном внимании нуждаются четыре категории лиц:
- дезертир, оказавшийся в руках противника, по крайней мере считается военнопленным, но может получить и другой, не менее благоприятный статус; [31]
- предатель в руках своего государства происхождения не имеет права на статус военнопленного согласно доминирующей международной практике; [31]
- шпион мог считаться военнопленным (боец в военной форме или житель оккупированной территории) или нет (гражданское лицо или комбатант без военной формы); [32]
- наемник не имеет права на статус военнопленного или комбатанта при условии соблюдения ряда совокупных критериев. [31] [33]
Юридические последствия
[ редактировать ]Третья Женевская конвенция подробно описывает защиту, предоставляемую военнопленным, и обязательства, возлагаемые на воюющие стороны:
- Гуманное обращение : военнопленные должны быть защищены от актов насилия, запугивания, оскорблений и общественного любопытства. Они должны быть размещены и получать достаточное питание. Нанесение увечий, медицинские и научные эксперименты, изъятие органов для транспортировки запрещены. [34] Они имеют право на жильё, еду, одежду, гигиену, медицинскую помощь, [35] свойство, [36] представительство [37] и их знаки звания и национальности.
- Равное обращение – с военнопленными следует обращаться без какой-либо дискриминации по признаку расы, национальности, религии, убеждений и аналогичных критериев. [38]
- Безопасность [39] – военнопленные должны быть эвакуированы из боевой и опасной зоны. Их помещения должны иметь знаки, хорошо видимые с воздуха.
- Труд – военнопленные могли быть использованы удерживающей властью для работы с учетом их возраста, пола, звания и физических способностей. [40]
- Судебное разбирательство – удерживающая держава может преследовать военнопленных в судебном порядке в соответствии со своими собственными законами, постановлениями и действующими приказами. В ходе уголовного процесса заключенный мог отказаться от сотрудничества с судом. Судебное разбирательство в отношении военнопленных осуществляется в соответствии с канонами справедливого судебного разбирательства. Там, где это возможно, должны быть приняты дисциплинарные меры, а не судебные. Даже после осуждения заключенный сохраняет статус военнопленного. Смертная казнь приемлема обычным правом и Конвенциями. [41]
- Репатриация – тяжелораненые или больные военнопленные отправляются обратно в свою страну независимо от их количества и звания. Остальные военнопленные подлежат освобождению и репатриации после прекращения активных боевых действий. [42]
Гражданские лица
[ редактировать ]Понятие покровительствуемых гражданских лиц описано в статье 4 Четвертой Женевской конвенции. [10] Он защищает не всех гражданских лиц в целом, а только тех, кто находится «в руках» противной стороны во время международного вооруженного конфликта. В случае сомнений предполагается, что лицо является гражданским лицом. [43] Другими словами, гражданские лица, находящиеся под их собственной национальной властью, и граждане стран, не являющихся участниками Четвертой Женевской конвенции, не защищены этими текстами (ограничение последней больше не имеет практического значения, учитывая, что ратификация теперь является универсальной и роль обычное международное гуманитарное право). Нейтральные лица, находящиеся на воюющей территории, и граждане союзника воюющей стороны ( со-воюющей стороны ) не пользуются защитой до тех пор, пока «государство их гражданства поддерживает нормальное дипломатическое представительство с государством, в котором они находятся».
Другое определение дано в статье 50 Дополнительного протокола I, но в негативном ключе – к гражданскому населению относятся все, кто не принадлежит к вооруженным силам или военнопленным. [44] Таким образом, лица, на которых не распространяются Женевские конвенции, имеют минимальную защиту. [45] Фактически защита гражданского населения распространялась и на случаи национально-освободительной войны. [46]
Юридическая сила статуса зависит от категории гражданских лиц и их местонахождения (на территории противной стороны или на оккупированной территории). [47]
Мирные жители могут потерять защиту от нападений, если примут участие в боевых действиях против противника. [48] [49]
Общая защита гражданских лиц
[ редактировать ]Согласно Четвертой Женевской конвенции, права защищаемых гражданских лиц являются абсолютными и неотчуждаемыми. Как следствие,
- стороны вооруженных конфликтов не могут заключать специальные соглашения, которые «негативно повлияют на положение покровительствуемых лиц»; [50]
- покровительствуемые лица не могут отказаться от своих прав; [51]
- Покровительствуемые лица оккупированных или аннексированных территорий не могут быть лишены прав, установленных Женевской конвенцией. [52] [53]
Дополнительный протокол I запрещает неизбирательные нападения или репрессии против гражданских лиц, их объектов и объектов, необходимых для их выживания. [13]
Гражданским лицам предоставляется ряд основных прав:
- Гуманное обращение – покровительствуемые лица «имеют право при любых обстоятельствах на уважение своей личности, своей чести, своих семейных прав, своих религиозных убеждений и обычаев, а также своих манер и обычаев». Они должны быть защищены от актов насилия, запугивания, оскорбления и общественное любопытство. [54] [55]
- Равное обращение – защита должна предоставляться без какой-либо дискриминации по признаку расы, национальности, религии, убеждений. Принимаются различия по состоянию здоровья, званию, полу и возрасту.
- Безопасность – охраняемые лица не могут использоваться в качестве живого щита. Телесные наказания, пытки, убийства, коллективные наказания и эксперименты запрещены. Захват заложников и грабеж запрещены. [56]
В случае немеждународного вооруженного конфликта статья 3 Третьей Женевской конвенции предоставляет основные права гражданским лицам.
Гражданские лица на воюющей территории
[ редактировать ]В случае применения Четвертой Женевской конвенции покровительствуемые лица могут покинуть территорию, если только это не будет противоречить интересам воюющего государства (т.е. мужчины боеспособного возраста). [57]
Охраняемое лицо имеет возможность обжаловать отказ в разрешении покинуть территорию. Судопроизводство осуществляется в соответствии с канонами справедливого судебного разбирательства. [58]
К гражданам противной стороны могут быть применены некоторые ограничения (назначенное место жительства, интернирование, регистрация и т. д.), [59] но они должны иметь возможность получать медицинскую помощь, исповедовать свою религию, переезжать из опасной или военной зоны и находить оплачиваемую работу.
Гражданские лица на оккупированных территориях
[ редактировать ]Оккупирующие державы должны уважать как минимум следующие права:
- депортация покровительствуемых лиц с оккупированной территории запрещена, за исключением случаев эвакуации по соображениям безопасности или по настоятельным военным причинам; если такая эвакуация произойдет, она будет временной; Оккупирующая держава никогда не должна переселять свое гражданское население на оккупированную территорию.
- в случае эвакуации и перемещения оккупирующая держава обеспечивает гуманное обращение и безопасность покровительствуемых лиц;
- принудительный труд запрещен;
- запрещено уничтожение недвижимого и личного имущества;
- Оккупирующая держава обеспечивает и сохраняет продовольствие и медикаменты, а также медицинскую помощь населению оккупированных территорий. [60]
Медицинский, религиозный и гуманитарный персонал
[ редактировать ]Медицинский персонал пользуется защитой всех четырех Женевских конвенций. [61] Фактически, эта категория покровительствуемых лиц осуществляет защиту покровительствуемых лиц, установленную международным гуманитарным правом, особенно раненых и больных комбатантов. На них не следует нападать, а наоборот, их следует уважать, оберегать от опасности и предоставлять им свободу выполнять свои медицинские или духовные обязанности. [62] [63] если только они не используются для совершения действий, вредных для противника. [64] Эта защита распространяется на постоянный, вспомогательный медицинский персонал, капелланов, сотрудников национальных обществ Красного Креста и других обществ добровольной помощи, общества нейтральных государств, если это согласовано со сторонами, находящимися в конфликте. [65] Больницы, медицинский транспорт, корабли, части и учреждения также охраняются и носят отличительные эмблемы и знаки. [24]
Сохраненный постоянный персонал не считается военнопленным, но должен пользоваться как минимум такой же защитой. [66] Вспомогательный персонал должен быть военнопленным. [67]
Женщины
[ редактировать ]Женевские конвенции предоставляют женщинам особую защиту при любых обстоятельствах. Лечение раненых и больных женщин (военнослужащих, военнопленных) осуществляется с учетом их пола. [68] Во время плена они должны содержаться в отдельных от мужчин общежитиях, иметь отдельные помещения, [69] и находиться под присмотром женщин. [70] «Женщины должны быть особенно защищены от любого посягательства на их честь, в частности от изнасилования, принуждения к проституции или любой формы непристойного нападения». [54] Больными и ранеными считаются беременные женщины, роженицы, женщины, кормящие грудью или имеющие малолетних детей до 7 лет. [71]
Дети
[ редактировать ]Некоторые положения Женевских конвенций предоставляют особую защиту детям до пятнадцати лет. [45]
Дети защищены как жертвы вооруженных конфликтов. Они могут воспользоваться специальными госпиталями и зонами безопасности в мирное время и при начале боевых действий, эвакуацией из осажденных и окруженных территорий. [72] Принимаются необходимые меры для обеспечения их содержания, исповедания религии, образования, по возможности, лицами того же гражданства. [73] Они будут пользоваться тем же привилегированным режимом, что и граждане противной стороны.
Во время интернирования они должны содержаться отдельно от взрослых, за исключением случаев, когда они находятся вместе с родителями и членами семьи. [74] Дополнительное питание должно предоставляться с учетом их физиологических потребностей. [75]
Также дети защищаются как дети-участники боевых действий. Стороны конфликта должны избегать их использования в военных действиях. [76] В случае их участия дети продолжают пользоваться особой защитой. [77] Смертная казнь не подлежит исполнению лицам, не достигшим 18-летнего возраста. [74]
Защита во время немеждународных вооруженных конфликтов
[ редактировать ]После Второй мировой войны наблюдается рост числа немеждународных вооруженных конфликтов. Эти конфликты характеризуются двумя факторами:
- стороны конфликта могут принадлежать к одной и той же юрисдикции; как следствие, трудно установить, когда гражданское население находится в руках противника;
- по крайней мере одна из сторон состоит из неправительственных вооруженных сил. [78]
Как следствие, главной целью международного гуманитарного права является не защита гражданского населения, а защита всех неучастников конфликта (независимо от характера удерживающей державы). [78]
Гуманное обращение гарантируется общей статьей 3 Женевских конвенций. Он запрещает:
- «насилие над жизнью и личностью (т.е. убийства и пытки) ;
- захват заложников;
- оскорбление личного достоинства, в частности унизительное и унижающее достоинство обращение;
- вынесение приговоров и приведение в исполнение казней без предварительного приговора, вынесенного правильно созданным судом, предоставляя все судебные гарантии, которые цивилизованные народы признают необходимыми. "
Дополнительный протокол II дополняет статью 3 Женевских конвенций, добавляет несколько запрещенных действий и предоставляет покровительствуемым лицам право на «уважение их личности, чести, убеждений и религиозных обрядов».
Дети по-прежнему пользуются особой защитой. [79]
Дополнительный протокол II также запрещает принудительное перемещение гражданских лиц. [80]
Связь между окончанием вооруженного конфликта и защитой
[ редактировать ]В современном мире становится все сложнее определить окончание вооруженного конфликта и, как следствие, применение международного гуманитарного права в целом и к покровительствуемым лицам в частности. [81] Войны в современном мире редко заканчиваются полным поражением или настоящим миром. Однако при любых обстоятельствах покровительствуемые лица остаются под защитой минимальных гарантий и международного права прав человека.
Санкции
[ редактировать ]Уголовные санкции предусмотрены в Женевских конвенциях для лиц, которые совершили или приказали совершить серьезные нарушения в отношении покровительствуемых лиц. Серьезные нарушения квалифицируются как подвид военных преступлений . [82]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Первая Женевская конвенция, статьи 38, 44.
- ^ Вторая Женевская конвенция, статьи 41, 43.
- ^ Четвертая Женевская конвенция, статья 6.
- ^ Дополнительный протокол I, статья 38.
- ^ Дополнительный протокол II, статья 12.
- ^ Перейти обратно: а б Колб, Роберт (2003). Юс в Белло . Базель: Хелбинг и Лихтенханн. п. 155. ИСБН 3-7190-2234-Х .
- ^ Перейти обратно: а б Первая Женевская конвенция, статья 13
- ^ Вторая Женевская конвенция, статья 13.
- ^ Перейти обратно: а б Третья Женевская конвенция, статья 4
- ^ Перейти обратно: а б Четвертая Женевская конвенция, статья 4
- ^ Перейти обратно: а б с Колб, Роберт (2003). Юс в Белло . Базель: Хелбинг и Лихтенханн. п. 156. ИСБН 3-7190-2234-Х .
- ^ Дополнительный протокол I, статья 75.
- ^ Перейти обратно: а б «Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 года» (PDF) .
- ^ МККК. «Женевские конвенции 1949 года и дополнительные протоколы к ним» .
- ^ «Охраняемые лица» . Практическое руководство по гуманитарному праву .
- ^ Дейра, Мишель (1998). Международное гуманитарное право . Париж: издательство Гуалино. п. 18. ISBN 2-84200-160-5 .
- ^ Гаагская конвенция 1907 г., статьи 22–28, 42–56.
- ^ Колб, Роберт (2003). Юс в Белло . Базель: Хельбинг и Лихтенхан. стр. 26–29. ISBN 2-8027-1836-3 .
- ^ Колб, Роберт (2003). Юс в Белло . Базель: Хельбинг и Лихтенхан. стр. 228–235.
- ^ Вторая Женевская конвенция II, статья 13.
- ^ Дейра, Мишель (1998). Международное гуманитарное право . Париж: издательство Гуалино. п. 84. ИСБН 2-84200-160-5 .
- ^ Первая Женевская конвенция, статья 13 (4).
- ^ Третья Женевская конвенция, статья 4.
- ^ Перейти обратно: а б Дейра, Мишель (1998). Международное гуманитарное право . Париж: издательство Гуалино. п. 85. ИСБН 2-84200-160-5 .
- ^ Первая Женевская конвенция 1949 г., статья 12.
- ^ Дейра, Мишель (1998). Международное гуманитарное право . Париж: издательство Гуалино. п. 82. ИСБН 2-84200-160-5 .
- ^ Первая Женевская конвенция, статья 18.
- ^ Перейти обратно: а б Третья Женевская конвенция, статья 5.
- ^ Дейра, Мишель (1998). Международное гуманитарное право . Париж: издательство Гуалино. п. 93. ИСБН 2-84200-160-5 .
- ^ Колб, Роберт (2003). Юс в Белло . Базель: Хелбинг и Лихтенханн. п. 166. ИСБН 3-7190-2234-Х .
- ^ Перейти обратно: а б с Колб, Роберт (2003). Юс в Белло . Базель: Хелбинг и Лихтенханн. стр. 164–165. ISBN 3-7190-2234-Х .
- ^ Дополнительный протокол I, статья 46.
- ^ Дополнительный протокол I, статья 47.
- ^ Третья Женевская конвенция, статья 12.
- ^ Третья Женевская конвенция, статьи 25-31.
- ^ Третья Женевская конвенция, статьи 58-68.
- ^ Третья Женевская конвенция, статьи 79-81.
- ^ Третья Женевская конвенция, статья 16.
- ^ Третья Женевская конвенция, статья 19.
- ^ Третья Женевская конвенция, статьи 49-57.
- ^ Третья Женевская конвенция, статьи 82-108.
- ^ Третья Женевская конвенция, статьи 109-119.
- ^ Колб, Роберт (2003). Юс в Белло . Базель: Хелбинг и Лихтенханн. п. 179. ИСБН 3-7190-2234-Х .
- ^ Дополнительный протокол I, 1977 г., статья 50.
- ^ Перейти обратно: а б Дейра, Мишель (1998). Международное гуманитарное право . Париж: издательство Гуалино. п. 109. ИСБН 2-84200-160-5 .
- ^ Дополнительный протокол I, статья 1.
- ^ Четвертая Женевская конвенция 1949 г.
- ^ Дополнительный протокол II, статья 13.
- ^ Четвертая Генвская конвенция, статья 5.
- ^ Четвертая Женевская конвенция, статья 7.
- ^ Четвертая Женевская конвенция, статья 8.
- ^ Четвертая Женевская конвенция, статья 47.
- ^ Роберт, Колб (2003). Юс в Белло . Базель: Хелбинг и Лихтенханн. стр. 180–181. ISBN 3-7190-2234-Х .
- ^ Перейти обратно: а б Четвертая Женевская конвенция, статья 27
- ^ Дейра, Мишель (1998). Международное гуманитарное право . Париж: издательство Гуалино. п. 106. ИСБН 2-84200-160-5 .
- ^ Четвертая Женевская конвенция, статья 29.
- ^ Четвертая Женевская конвенция, статья 35.
- ^ Четвертая Женевская конвенция, статьи 35 и 48.
- ^ Четвертая Женевская конвенция, статьи 41-42.
- ^ Четвертая Женевская конвенция, статьи 47-62.
- ^ Первая Женевская конвенция, статьи 24 и 25. Вторая Женевская конвенция, статьи 36-37. Четвертая Женевская конвенция, статья 20. Дополнительный протокол I, статья 15. Дополнительный протокол II, статья 9
- ^ Гоневич, М.; Гоневич, К. (2013). «Защита медицинского персонала в вооруженных конфликтах – пример: Афганистан» . Европейский журнал травматологии и неотложной хирургии . 39 (2). Спрингер-Верлаг: 107–112. дои : 10.1007/s00068-013-0251-0 . ПМК 3611028 . ПМИД 23555320 .
- ^ Первая Женевская конвенция, статья 28. Вторая Женевская конвенция, статья 37. Третья Женевская конвенция, статья 33. Дополнительный протокол I, статья 16. Дополнительный протокол II, статья 9.
- ^ Дополнительный протокол I, статья 13.
- ^ Первая Женевская конвенция, статья 26.
- ^ Третья Женевская конвенция, статья 33.
- ^ Третья Женевская конвенция, статья 32.
- ^ Первая и Вторая Женевские конвенции, статья 12. Третья Женевская конвенция, статья 14.
- ^ Третья Женевская конвенция, статьи 25, 29. Четвертая Женевская конвенция, статья 76.
- ^ Третья Женевская конвенция, статьи 97, 108. Четвертая Женевская конвенция, статья 76.
- ^ Дерья, Мишель (1998). Международное гуманитарное право . Париж: издательство Гуалино. п. 108. ИСБН 2-84200-160-5 .
- ^ Четвертая Женевская конвенция, статьи 14 и 17.
- ^ Четвертая Женевская конвенция, статья 24.
- ^ Перейти обратно: а б Дополнительный протокол I, статья 77
- ^ Четвертая Женевская конвенция, статьи 23, 50, 89. Дополнительный протокол I, статья 78. Дополнительный протокол II, статья 4.3.
- ^ Дополнительный протокол I, статья 77. Дополнительный протокол II, статья 4.
- ^ Третья Женевская конвенция, статья 16. Дополнительный протокол I, статьи 45, 75, 77. Дополнительный протокол II, статья 4.
- ^ Перейти обратно: а б Мельцер, Нильс (2018). Международное гуманитарное право – Подробное введение . Женева: МККК. стр. 288–291.
- ^ Дополнительный протокол II, статья 4 (3).
- ^ Дополнительный протокол, статья 17.
- ^ Сассоли, Марко (2012). А право на войне? . Женева: МККК. п. 156.
- ^ Дополнительный протокол I, статья 85.