Неизбирательное нападение
В международном гуманитарном праве и международном уголовном праве неизбирательное нападение – это военное нападение, при котором не проводится различие между законными военными целями и защищаемыми лицами . Неизбирательные нападения наносят удар как по законным военным, так и по охраняемым объектам, тем самым нарушая принцип различия между комбатантами и защищаемыми гражданскими лицами . Они отличаются от прямых (или преднамеренных) нападений на защищаемых гражданских лиц и охватывают случаи, когда преступникам безразличен характер цели, случаи, когда преступники используют тактику или оружие, которые по своей сути являются неизбирательными (например, боеприпасы , кассетные персональные мины , ядерное оружие ), а также случаи, когда нападение является непропорциональным , поскольку оно может привести к чрезмерным жертвам среди защищаемого гражданского населения и повреждению охраняемых объектов.
Неизбирательные нападения запрещены как Дополнительным протоколом I к Женевским конвенциям (1977 г.), так и обычным международным гуманитарным правом . Они представляют собой военное преступление согласно Римскому статуту Международного уголовного суда , и виновные могут быть привлечены к ответственности и привлечены к ответственности в международных и национальных судах.
Концепция
[ редактировать ]Неизбирательные нападения — это военные нападения, в которых игнорируется различие между законными военными целями , с одной стороны, и лицами и объектами, пользующимися защитой в соответствии с международным гуманитарным правом , с другой ( см. в разделе «Покровительствуемые лица» ). дополнительную информацию [ 1 ]
К охраняемым объектам относятся гражданские лица и гражданские объекты, которые не вносят эффективного вклада в военные действия и уничтожение которых не дает определенного военного преимущества . [ 2 ] [ 3 ] Объекты, охраняемые в соответствии с международным гуманитарным правом, включают также объекты, необходимые для выживания гражданского населения, объекты культуры и места отправления культа, незащищенные города, деревни, жилища или здания, [ 4 ] работы и сооружения, содержащие опасные силы, такие как атомные станции, плотины и дамбы, а также природная среда, которые не должны подвергаться широкомасштабному, долгосрочному и серьезному ущербу. [ 5 ]
Неизбирательные нападения наносят удары как по военным объектам, так и по охраняемым объектам, нарушая тем самым принцип различия между комбатантами и защищаемыми гражданскими лицами . [ примечание 1 ] В отличие от прямых нападений на гражданские объекты, когда злоумышленник намеренно пытается поразить гражданский объект (например, сеять террор и подорвать моральный дух населения), неизбирательные нападения подразумевают, что нападающему безразлично, являются ли цели военными или нет. [ 6 ] и проводит операцию, не принимая во внимание какие-либо последствия, которые она может иметь для гражданского населения. [ 7 ] Важным для понятия неизбирательного нападения является душевное состояние нападающего, которое необходимо оценивать с учетом так называемого тумана войны , то есть того, что информация, имевшаяся на момент нападения, могла быть ошибочной или неполной. . [ 8 ]
Понятие неизбирательного нападения определено в статье 51 Дополнительного протокола I Женевской конвенции (1977 г.). [ примечание 2 ] Неизбирательные нападения осуществляются с использованием неизбирательной тактики или оружия, а также путем проведения непропорциональных атак. [ 1 ] [ 6 ]
Примеры первого рода включают сброс бомб над территорией противника в надежде случайно поразить военный объект, [ 1 ] ведение огня вслепую без обеспечения того, что цель имеет военный характер, нанесение ударов с воздуха в условиях ограниченной видимости, нанесение удара неточным оружием по военному объекту, близко окруженному гражданскими объектами, [ 6 ] и использование оружия неизбирательного действия, такого как кассетные боеприпасы и противопехотные мины, без принятия необходимых мер предосторожности. [ 9 ] Кроме того, использование ядерного оружия , хотя оно и не запрещено действующим обычным международным правом, обычно нарушает запрет на неизбирательные нападения. [ 10 ]
К неизбирательным нападениям также относятся нападения, нарушающие правило соразмерности : [ 11 ] так называемые непропорциональные атаки. [ 12 ] До принятия Протокола I, если нападение было направлено на военный объект, любой неизбежный ущерб, причиненный защищаемым гражданским лицам и гражданским объектам во время военных действий, воспринимался как « побочный ущерб ». [ 13 ] Однако в соответствии с действующим международным гуманитарным правом нападения на законный военный объект, которые приводят к сопутствующему ущербу, подчиняются принципу соразмерности: [ 11 ] [ 14 ] [ 15 ] потери гражданского населения и ущерб гражданским объектам не должны быть «чрезмерными по сравнению с конкретным и прямым ожидаемым военным преимуществом» от нападения, как указано в статье 51 Протокола I. Этот основной принцип выражен также в статье 57. [ примечание 3 ]
Может быть трудно ретроспективно оценить решения, которые уравновешивают ожидаемое военное преимущество с сопутствующими потерями среди гражданского населения, что отчасти объясняет, почему судебное преследование в национальных и международных уголовных судах за нападения на гражданское население в военное время является редким и трудным, как было отмечено несколькими авторами. . [ 16 ]
Правовой статус в международном и национальном праве
[ редактировать ]Запрет неизбирательных нападений установлен в статье 51(4) и (5) Дополнительного протокола I. [ примечание 2 ] и обычно считается нормой обычного международного гуманитарного права . [ 17 ] [ 18 ] Хотя Протокол I применим только в международных вооруженных конфликтах и только к государствам, подписавшим этот международный договор, запрет неизбирательных нападений как правило обычного международного гуманитарного права применим как к международным, так и к немеждународным вооруженным конфликтам ( гражданским войнам ). [ 12 ] [ 19 ] [ 20 ] а также применимо к государствам, которые не являются участниками Дополнительного протокола I, таким как Индия и США. [ 18 ] Запрет неизбирательных нападений можно также истолковывать как необходимое следствие принципа различия между комбатантами и гражданскими лицами. [ 21 ] Принцип различия принадлежит обычному международному гуманитарному праву и оправдывает ряд аналогичных правил, включая запреты или ограничения на голод, осады и репрессии против гражданских лиц, гражданских объектов и других защищаемых лиц и объектов. [ 15 ]
Запрет на нападения неизбирательного характера установлен во многих национальных военных уставах, а также подкреплен официальными заявлениями и известной практикой; осуществление подобных атак является уголовным преступлением по законодательству ряда стран. [ 18 ]
Неизбирательные нападения в международных вооруженных конфликтах также определяются и наказываются как военные преступления согласно Римскому статуту Международного уголовного суда . [ примечание 4 ]
История
[ редактировать ]Перед Второй мировой войной
[ редактировать ]Причины запрета неизбирательных нападений уже изложил один из основоположников международного права Франсиско де Витория . Отрывок из его «Второго размышления об индейцах, или о праве войны» (1532 г.) можно рассматривать как предвосхищение современного принципа пропорциональности : [ 22 ]
[Если] от штурма крепости (...), где находится много невинных людей, можно ожидать небольшого влияния на конечный результат войны, было бы неправильно с целью нападения на нескольких виновных убивать многие невиновные с помощью огня, военных машин или других средств, которые могут безразлично сокрушить как невиновных, так и виновных.
- Франсиско де Витория, De Indis De Jure Belli , Часть 3
Первой попыткой кодифицировать общий запрет на нападения неизбирательного характера были Гаагские правила воздушной войны 1923 года, которые так и не вступили в силу. [ 13 ] [ 23 ] Они были разработаны под впечатлением Первой мировой войны , когда воздушные бомбардировки городов впервые стали широко распространены . Стратегические бомбардировки немецких войск с использованием дирижаблей (например, налеты «Цеппелинов» на Англию и во время осады Антверпена ) и артиллерии дальнего действия (пушка « Большая Берта» ) подняли вопрос о том, как сдерживать неизбирательные военные атаки. Гаагские правила предусматривали, что в случаях, когда военные цели «расположены так, что их нельзя бомбардировать без неизбирательной бомбардировки гражданского населения, самолеты должны воздерживаться от бомбардировок». [ 24 ] Гаагские правила были поддержаны Соединенными Штатами и Японией, но были отвергнуты Францией и Великобританией. На Всемирной конференции по разоружению 1932 года британское правительство заявило, что ограничения на ведение воздушной войны не должны распространяться на колонии : как заявил премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж , «мы настаивали на сохранении за собой права бомбить негров». [ 25 ] [ 24 ]
Перед Второй мировой войной самые смертоносные неизбирательные нападения произошли за пределами Европы: во время итальянского вторжения в Эфиопию (1935–1936 гг.) и японского вторжения в Маньчжурию (1931–1932 гг.) и Китай (1937–1945 гг.). Однако только во время гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.), ставшей следствием бомбардировок Мадрида , Герники и других городов, неизбирательные бомбардировки гражданского населения впервые привлекли внимание западной аудитории. [ 24 ] Несмотря на усилия МККК и разработку Конвенции 1938 года о защите гражданского населения от новых средств войны, которая так и не стала юридически обязательной, Вторая мировая война разразилась в отсутствие международного режима, запрещающего неизбирательные нападения. [ 24 ]
Основное положение, ограничивающее ведение воздушной войны, было изложено в Четвертой Гаагской конвенции 1907 года и запрещало любые бомбардировки незащищенных городов, но разрешало бомбардировку защищенных городов или городов, подвергшихся атаке с земли. [ 26 ] Согласно международному праву того времени, «неизбирательные бомбардировки обороняемого города или охраняемой территории [были] допустимы», как Окружной суд Токио показал в деле Рюити Симода против государства (1963 г.). [ 27 ] Как заявил премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен в Палате общин Соединенного Королевства в июне 1938 года: «не существовало международного свода законов в отношении воздушной войны, который был бы предметом общего согласия». [ 28 ]
Вторая мировая война и ее последствия
[ редактировать ]В начале войны президент США Франклин Д. Рузвельт попытался смягчить эту ситуацию, обратившись к воюющим сторонам с призывом воздерживаться от бомбардировок открытых городов . [ 29 ] Обращение было принято правительствами Германии, Франции и Великобритании. [ 24 ] [ 30 ] и оказался весьма эффективным на практике, так как во время Второй мировой войны оставался вариант объявить город « открытым », отказаться от всех оборонительных усилий и избежать бомбардировок, как это произошло в Париже, Брюсселе, Риме, Афинах и других местах. [ 31 ]
Подавляющее большинство городов во время войны было защищено и подверглось сильному обстрелу; Генрих Гиммлер заявил, что «ни один немецкий город не будет объявлен открытым городом», и сотни тысяч мирных жителей погибли в результате массированных бомбардировок за шесть лет конфликта. [ 31 ] С самого начала политика союзников была обусловлена соблюдением странами Оси нормы взаимности . [ 32 ] « Репрессалии » могли законно последовать за бомбардировками гражданского населения со стороны любой воюющей стороны, что было юридическим ответвлением нормы взаимности». [ 29 ] а с учетом неизбирательных атак немецких войск на польские объекты во время вторжения в Польшу , начавшегося в сентябре 1939 года, норма взаимности «была единственной гарантией боевых шансов на выживание перед лицом врага, который игнорировал важные гуманитарные принципы». [ 33 ]
И союзники , и державы Оси проводили ковровые бомбардировки во время войны, такие как нападения на Велюнь , Роттердам , Варшаву , Лондон , Ковентри , а также на Шанхай и Чунцин , с одной стороны, а также нападения на Кельн , Берлин , Гамбург , Дрезден. и в нескольких японских городах, включая Токио , с другой. [ 34 ] [ 35 ] В соответствии с действующим международным гуманитарным правом большинство этих взрывов, вероятно, можно было бы квалифицировать как преднамеренные нападения на гражданское население, а не как неизбирательные нападения, поскольку они проводились с явным намерением подорвать «моральный дух». [ 36 ]
В последние 12 месяцев войны Германия представила образцовый пример оружия неизбирательного действия: так называемые «летающие бомбы» или « Фау-оружие » ( летающая бомба Фау-1 , ракеты Фау-2 и пушка Фау-3 ). Эти баллистические ракеты большой дальности не могли быть направлены на конкретный военный объект, а были направлены в общем направлении крупных мегаполисов; [ 6 ] [ 8 ] они «вряд ли могли поразить конкретный город, не говоря уже о конкретной точке внутри него». [ 37 ] Столь же неизбирательным, но менее эффективным были японские зажигательные шары Фу-Го – первое межконтинентальное оружие. [ 37 ] Самым смертоносным оружием неизбирательного действия, использованным во время Второй мировой войны, безусловно, были атомные бомбы, взорванные Соединенными Штатами над Хиросимой и Нагасаки . [ 38 ] [ 39 ]
После войны руководство Германии и Японии не преследовалось за преднамеренные и неизбирательные воздушные нападения на гражданское население. Их бомбардировки, возможно, были аналогичны или превосходили кампании, проведенные союзниками, и в обвинительных заключениях в Нюрнберге и Токио не было предпринято никаких попыток квалифицировать неизбирательные нападения как военные преступления. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] Во время переговоров по Женевским конвенциям 1949 года защита гражданского населения была спорным вопросом, и британские представители выступали против любых ограничений свободы проведения бомбардировок – в то время и Франция, и Великобритания занимались « воздушной полицией », поскольку часть усилий по борьбе с повстанцами в своих колониальных империях. [ 40 ] В результате в конвенциях остались без внимания руководящие принципы защиты гражданского населения от последствий военных действий в международных конфликтах. [ 43 ] в то время как Общая статья 3 обеспечивает защиту только в тот момент, когда лицо находится под физическим контролем стороны немеждународного конфликта. [ 44 ]
Между 1945 и 1977 годами западные страны проводили интенсивные бомбардировки в рамках борьбы с повстанцами на Глобальном Юге . В их число входили Франция на Мадагаскаре во время Малагасийского восстания и Алжир во время Алжирской войны , Соединенное Королевство в Малайе во время чрезвычайной ситуации в Малайзии и Кения во время восстания Мау-Мау , а также Соединенные Штаты в Корее во время Корейской войны и Вьетнам во время войны во Вьетнаме . [ 45 ] [ 46 ]
Дополнительные протоколы 1977 года к Женевским конвенциям
[ редактировать ]Протокол I
[ редактировать ]Общий запрет на неизбирательное нападение в международных конфликтах был установлен Дополнительным протоколом I 1977 года . Во время дипломатической конференции по разработке Протокола I говорилось о возможности разграничения правил, применимых к агрессору, от правил, применимых к жертве агрессии, но несколько делегаций выступили против этого предложения, которое в конечном итоге было отклонено конференцией. [ 47 ] Дипломатическая конференция придала большое значение запрету преднамеренных и неизбирательных нападений на гражданских лиц, изложенному в статье 51, о чем свидетельствует тот факт, что статья 51 является одним из положений, к которым не могут быть сделаны никакие оговорки , а также тот факт, что ее нарушение квалифицируется как «серьезное нарушение», приравниваемое к военному преступлению согласно статье 85. [ 48 ]
По состоянию на 2022 год Протокол I ратифицировали 174 государства. [ 49 ] за заметными исключениями Индии, Ирана, Израиля, Пакистана, Таиланда и США. Однако практика неизбирательного нападения в международных конфликтах продолжалась во время индонезийской оккупации Восточного Тимора (1975-1999) и палестинских ракетных обстрелов Израиля в рамках арабо-израильского конфликта . [ 50 ] Неизбирательные нападения, а иногда и преднамеренные нападения на мирных жителей были особенно смертоносными во время советско-афганской войны , в « войне городов » (1984-1988 гг.) во время ирано-иракской войны и в первой нагорно-карабахской войне между Армения и Азербайджан. [ 50 ]
Протокол II
[ редактировать ]нет четкого положения, В отличие от Протокола I, в Протоколе II разъясняющего различие между гражданскими лицами и комбатантами во время военных действий, а также не запрещающего неизбирательные нападения в немеждународных конфликтах. Однако статья 13 Протокола II утверждает, что гражданские лица имеют право на защиту «от опасностей, возникающих в результате военных операций», что истолковывается как косвенный запрет неизбирательных нападений. [ 51 ]
По состоянию на ноябрь 2023 года Протокол был ратифицирован 169 странами, за США , Индии , Пакистана , Турции , Ирана , Ирака , Сирии и Израиля исключением . Однако США, Иран и Пакистан подписали его 12 декабря 1977 года, что означает намерение работать над его ратификацией. [ 52 ] Иранская подпись была дана до иранской революции 1979 года . В 1980-х и 1990-х годах неизбирательные нападения были зафиксированы в ходе немеждународных конфликтов при бомбардировке Ливана в июле 1981 года и осаде Бейрута в 1982 году во время гражданской войны в Ливане , гражданской войне в Сальвадоре (1979-1992 годы), битве за Кабул во время Гражданская война в Афганистане (1992–1996 годы), а также в первую и вторую чеченские войны , с опустошительными осадами Грозного в 1994–1995 годах и 1999–2000 годах . [ 50 ]
Начиная с войны в Персидском заливе и далее
[ редактировать ]1991 года Война в Персидском заливе и войны в бывшей Югославии , включая Косово , рассматривались как первые попытки избежать неизбирательного ущерба в ходе военных действий; Использование умных бомб сыграло важную роль в достижении этой цели. [ 50 ] Хотя бомбардировки во время войны в Персидском заливе разрушили важнейшую инфраструктуру Ирака, что привело к гибели тысяч мирных жителей, эта война широко отмечалась как «самая дискриминационная воздушная кампания в истории». [ 53 ] при этом относительно небольшое количество иракских мирных жителей (около 3000 человек) погибло непосредственно в результате взрывов. [ 54 ]
Во время войны в Персидском заливе многие ученые-юристы сомневались в том, что Протокол I кодифицировал обычное международное гуманитарное право и, следовательно, был обязательным для Соединенных Штатов, которые не подписали конвенцию. [ 55 ] Хьюман Райтс Вотч опубликовала отчет, в котором утверждается, что «многие положения Протокола», включая запрет непропорциональных и других неизбирательных нападений, «подтверждают, уточняют или иным образом кодифицируют ранее существовавшие ограничения обычного права на методы и средства ведения боевых действий и, таким образом, являются обязательный для всех стран независимо от ратификации». [ 56 ]
Война в Газе 2009 года ознаменовалась неизбирательным применением ракет палестинцами и неизбирательными авиаударами со стороны Сил обороны Израиля, как документально подтверждено в докладе Голдстоуна ООН . [ 50 ]
были зафиксированы неизбирательные нападения Во время гражданской войны в Сирии иностранных солдат из России и Турции. [ 57 ] [ 58 ] Сирийские правительственные силы также обвиняются в проведении неизбирательных атак в Идлибе , Алеппо и других районах. [ 59 ] Правозащитные группы заявили, что Сирийские вооруженные силы несут ответственность за систематическую кампанию неизбирательных нападений на города по всей стране. [ 60 ]
Во время российского вторжения на Украину в 2022 году Россия неоднократно проводила неизбирательные нападения на густонаселенные районы. [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ]
В контексте войны между Израилем и ХАМАС в 2023 году жертвам Amnesty International задокументировала неизбирательные нападения израильских сил на сектор Газа, которые, по ее словам, привели к массовым среди гражданского населения и должны быть расследованы как военные преступления . [ 64 ] Группа независимых экспертов ООН также заявила, что Израиль прибегнул к неизбирательным нападениям на палестинское население Газы. [ 65 ] [ 66 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов ( Протокол I ), 8 июня 1977 г.
Статья 48. Основное правило
В целях обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, всегда проводят различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направляют свои действия только против военных объектов. - ^ Jump up to: а б Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов ( Протокол I ), 8 июня 1977 года.
Статья 51. Защита гражданского населения (...) 4. Неизбирательные нападения запрещены. Неизбирательные нападения – это: (a) те, которые не направлены на конкретную военную цель; (b) те, которые используют метод или средства ведения боя, которые не могут быть направлены на конкретную военную цель; или (c) те, которые используют метод или средства борьбы, последствия которых не могут быть ограничены, как того требует настоящий Протокол; и, следовательно, в каждом таком случае по своему характеру наносят удары по военным объектам и гражданским лицам или гражданским объектам без различия. 5. Среди прочего, неизбирательными следует считать следующие виды нападений: (a) нападение путем бомбардировки любыми методами или средствами, при котором в качестве единого военного объекта рассматривается ряд четко разделенных и отдельных военных объектов, расположенных в городе, поселке, деревне или другом районе, где наблюдается аналогичная концентрация гражданских лиц или гражданских объектов; и (b) нападение, которое, как можно ожидать, приведет к случайным потерям жизни среди гражданского населения, ранению гражданских лиц, повреждению гражданских объектов или их сочетанию, что было бы чрезмерным по сравнению с ожидаемым конкретным и прямым военным преимуществом. - ↑ Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов ( Протокол I ), 8 июня 1977 г.
Статья 57. Меры предосторожности при нападении (...) 2. В отношении нападений должны быть приняты следующие меры предосторожности: (a) те, кто планирует или принимает решение о нападении, должны: (...) (ii) принимать все возможные меры предосторожности при выборе средств и методов нападения с целью избежать и, в любом случае, свести к минимуму случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и ущерб гражданским объектам; (iii) воздерживаться от принятия решения о начале любого нападения, которое, как можно ожидать, приведет к случайным потерям жизни среди гражданского населения, ранениям гражданского населения, повреждению гражданских объектов или их комбинации, что было бы чрезмерным по сравнению с ожидаемым конкретным и прямым военным преимуществом ; (b) нападение должно быть отменено или приостановлено, если становится очевидным, что цель не является военной или подлежит специальной защите или что можно ожидать, что нападение приведет к случайным потерям жизни среди гражданского населения, ранениям гражданских лиц, ущербу гражданским лицам объекты или их комбинация, которые были бы чрезмерными по сравнению с ожидаемым конкретным и прямым военным преимуществом; 3. Когда возможен выбор между несколькими военными объектами для получения одинакового военного преимущества, выбирается такая цель, нападение на которую, как можно ожидать, вызовет наименьшую опасность для жизни гражданского населения и гражданских объектов. - ↑
Римский статут Международного уголовного суда , принятый 17 июля 1998 г., вступил в силу 1 июля 2002 г.
Статья 8. Военные преступления (...)
2. Для целей настоящего Статута «военные преступления» означают: (...)
(b) (...) (iv) Умышленное совершение нападения, зная, что такое нападение приведет к случайной гибели или ранению гражданских лиц или повреждению гражданских объектов или широкомасштабному, долгосрочному и серьезному ущербу природной среде, который было бы явно чрезмерным по сравнению с ожидаемым конкретным и прямым общим военным преимуществом; (...)
(xx) Применение оружия, снарядов и материалов и методов ведения войны, которые по своему характеру могут причинять чрезмерные травмы или ненужные страдания или которые по своей сути являются неизбирательными, что нарушает международное право вооруженных конфликтов, при условии, что такое оружие, снаряды, материалы и методы ведения войны подлежат всеобъемлющему запрету и включены в приложение к настоящему Статуту путем внесения поправки согласно соответствующим положениям, изложенным в статьях 121 и 123; (...)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Шмитт 2020 , с. 152.
- ^ Оба 2014 , с. 150-151.
- ^ Шу, 2016 , с. 3-5.
- ^ Оба 2014 , с. 152.
- ^ «Охраняемые объекты и имущество» . Практическое руководство по гуманитарному праву . Проверено 28 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Белл и Пфайффер, 2011 .
- ^ Шмитт 2014 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б Динштейн 2004 , с. 118.
- ^ Сассоли 2019 , §§8.391-8.397.
- ^ Верле и Джессбергер 2020 , §1533.
- ^ Jump up to: а б Сассоли 2019 , §§8.6.1.
- ^ Jump up to: а б Монета 2015 года .
- ^ Jump up to: а б Динштейн 2004 , с. 117.
- ^ Верле и Джессбергер 2020 , §1402.
- ^ Jump up to: а б Шмитт 2020 , с. 153.
- ^ Уилт 2019 , с. 31.
- ^ «Обычное МГП – Правило 11. Неизбирательные нападения» . МККК , База данных по обычному МГП . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Обычное МГП – Правило 12. Определение неизбирательных нападений» . МККК , База данных по обычному МГП . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ Сассоли 2019 , §8.319.
- ^ Понти 2015 , с. 120.
- ^ Сассоли 2019 , §7.59.
- ^ Мерон, Теодор (1992). «Генрих Пятый и закон войны» Шекспира . Американский журнал международного права . 86 (1). Американское общество международного права: 24–25. дои : 10.2307/2203137 . JSTOR 2203137 . S2CID 246012587 . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ Гиллеспи 2011a , стр. 17–20.
- ^ Jump up to: а б с д и Гиллеспи 2011a , стр. 20–24.
- ^ «Британская империя: сопротивление, репрессии и восстание Ричарда Готта – обзор» . Хранитель . 07.12.2011 . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ Ньюман 1995 , с. 121.
- ^ Wikisource: Рюичи Симода и др. против Государства I. Оценка акта бомбардировки согласно международному праву : Параграф 5.
- ^ Беннетт 2019 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Беннетт 2019 , с. 22.
- ^ Йохник и Норманд 2017 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Гиллеспи 2011a , стр. 24–35.
- ^ Беннетт 2019 , с. 21.
- ^ Беннетт 2019 , с. 25.
- ^ Сассоли 2019 , абз. 2.13.
- ^ Вс 2010 , с. 537
- ^ Йохник и Норманд, 2017 , стр. 86–89.
- ^ Jump up to: а б Гиллеспи 2011а , с. 32.
- ^ Вейл 2017 , с. 848.
- ^ Гиллеспи 2011b , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Гиллеспи, 2011a , стр. 36–37.
- ^ Хеллер 2011 , стр. 298.
- ^ Йохник и Норманд 2017 , с. 91-95.
- ^ Дуглас П. Лэки (1 января 1984 г.). Моральные принципы и ядерное оружие . Роуман и Литтлфилд . п. 213 . ISBN 978-0-8476-7116-8 .
- ^ «Конвенция (III) об обращении с военнопленными. Женева, 12 августа 1949 г.: Комментарий 2020 г. - C. Параграф 1: Сфера применения общей статьи 3 - Введение» . Международные гуманитарные базы данных .
- ^ Линдквист 2002 , параграф. 261, 282-284.
- ^ Гиллеспи 2011a , стр. 37–39.
- ^ Пиллуд и др. 1987 г. , абз. 1928 год.
- ^ Пиллуд и др. 1987 г. , абз. 1930-33.
- ^ «Договоры, государства-участники и комментарии – Государства-участники – Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), 8 июня 1977 года» . ihl-databases.icrc.org . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гиллеспи 2011a , стр. 42–51.
- ^ «Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II), 8 июня 1977 г.: Комментарий 1987 г.: Статья 13 – Защита гражданского населения» . Базы данных международного гуманитарного права.
- ^ «Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II), 8 июня 1977 года: Государства-участники» . Международный комитет Красного Креста.
- ^ «Доклад Министерства обороны Конгрессу о ходе войны в Персидском заливе» . Casebook.icrc.org . 1992 год . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ Джонс 2020 , стр. 117–118.
- ^ Александр 2015 , с. 128.
- ^ «Часть I: Правовые стандарты» . Ненужные смерти в войне в Персидском заливе. Потери среди гражданского населения во время воздушной кампании и нарушения законов войны (Отчет). Хьюман Райтс Вотч . 1991 год . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ «Турецкие силы совершают военные преступления в наступлении в Сирии – новые доказательства» . Международная амнистия . 18 октября 2019 г.
- ^ Боргер, Джулиан (2 марта 2020 г.). «Россия совершила военные преступления в Сирии, говорится в докладе ООН» . Хранитель .
- ^ «Сирия: Незаконные нападения правительственных сил нанесли ущерб мирным жителям и медицинским учреждениям в Идлибе» . Международная амнистия . 28 марта 2019 г.
- ^ «Швеция начинает судебный процесс по делу о военных преступлениях против бывшего сирийского офицера» . Аль Джазира . 15 апреля 2024 г.
- ^ «Украина: «Каждый может умереть в любой момент»: Неизбирательные нападения российских сил на Харьков, Украина» . Международная амнистия . 13 июня 2022 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2022 г. Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ «Украина: смертельные нападения убивают, ранят мирных жителей, разрушают дома» . Хьюман Райтс Вотч . 18 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 4 апреля 2022 года . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Ситуация с правами человека в Украине в условиях вооруженного нападения Российской Федерации, 24 февраля – 15 мая 2022 г. (Доклад). УВКПЧ . 29 июня 2022 г. п. 27–28, 38, 135. Архивировано из оригинала 2 июля 2022 года . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Израильские нападения уничтожают целые семьи в секторе Газа» . Международная амнистия . 20 октября 2023 г. Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «Эксперты ООН говорят, что удары Израиля по сектору Газа равносильны «коллективному наказанию» » . Рейтер . 12 октября 2023 г. Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «Израиль/оккупированная палестинская территория: эксперты ООН осуждают нападения на мирных жителей, призывают к перемирию и призывают международное сообщество устранить коренные причины насилия» . Объединенные Нации . 12 октября 2023 г. Проверено 11 ноября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Александр, Аманда (2015). «Краткая история международного гуманитарного права» . Европейский журнал международного права . 26 (1). Издательство Оксфордского университета (OUP): 109–138. дои : 10.1093/ejil/chv002 . ISSN 0938-5428 .
- Амбос, Кай (2014). Трактат по международному уголовному праву . Том. 2. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-965792-6 . OCLC 810946816 .
- Белл, Кристина; Пфайффер, Джулия (март 2011 г.). «Неизбирательное нападение» . Энциклопедия международного публичного права Макса Планка .
- Беннетт, Джон (2019). «Пожиная вихрь: норма взаимности и закон воздушных бомбардировок во время Второй мировой войны» (PDF) . Мельбурнский журнал международного права . 20 : 1–44.
- Динштейн, Йорам (2004). Ведение военных действий согласно праву международных вооруженных конфликтов . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-54227-2 .
- Гиллеспи, Александр (2011a). История законов войны . Том. 2. Обычаи и законы войны в отношении гражданского населения во время конфликта. Оксфорд, Великобритания: Hart Publishing. ISBN 978-1-84731-840-4 . OCLC 785775730 .
- Гиллеспи, Александр (2011b). История законов войны . Том. 3. Обычаи и законы войны в отношении контроля над вооружениями. Оксфорд, Великобритания: Hart Publishing. ISBN 978-1-84946-206-8 .
- Хеллер, Кевин Джон (2011). Нюрнбергские военные трибуналы и истоки международного уголовного права . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-172862-4 . OCLC 757401636 .
- Йохник, Крис; Норманд, Роджер (2017). «Легитимация насилия: критическая история законов войны». Развитие и принципы международного гуманитарного права . Рутледж. стр. 49–95. дои : 10.4324/9781315086767-2 . ISBN 9781315086767 .
- Джонс, Крейг (2020). Военные юристы: США, Израиль и юридическая война . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-884292-7 . OCLC 1154072941 .
- Линдквист, Свен (2002). История бомбардировок Лондон: Грант Букс. ISBN 1-86207-490-9 . OCLC 59399171 .
- Монета, Франческо (2015). «Непропорциональные нападения в международном уголовном праве». Защита некомбатантов во время вооруженного конфликта и обеспечение прав жертв в постконфликтном обществе . Брилл-Нейхофф. стр. 261–296. дои : 10.1163/9789004236592_012 . ISBN 9789004236592 .
- Ньюман, Роберт П. (1995). Трумэн и культ Хиросимы . Ист-Лансинг: Университет штата Мичиган. ISBN 978-0-87013-940-6 . OCLC 604119024 .
- Пиллуд, Клод; Сандос, Ив; Свинарски, Кристоф; Циммерманн, Бруно (1987). Комментарий к дополнительным протоколам от 8 июня 1977 года к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года . Женева: Международный комитет Красного Креста . ISBN 90-247-3460-6 . ОСЛК 17619946 .
- Понти, Кристиан (4 мая 2015 г.). «Преступление неизбирательного нападения и незаконное использование обычных вооружений: наследие судебной практики» . Журнал международных гуманитарно-правовых исследований . 6 (1): 118–146. дои : 10.1163/18781527-00601007 . ISSN 1878-1373 . Проверено 14 июня 2022 г.
- Сабель, Робби (2010). «Законность взаимности в войне с терроризмом» . Журнал международного права Case Western Reserve . 43 (1–2): 473–482.
- Сассоли, Марко (2019). Международное гуманитарное право: правила, противоречия и решения проблем, возникающих в ходе войны . Челтнем, Великобритания: Издательство Эдварда Элгара. ISBN 978-1-78643-854-6 . OCLC 1076500614 .
- Шмитт, Майкл Н. (2014). «Воздушная война». В Клэпхеме, Эндрю; Гаэта, Паола (ред.). Оксфордский справочник по международному праву в вооруженных конфликтах . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. стр. 118–144. дои : 10.1093/law/9780199559695.003.0006 . ISBN 978-0-19-955969-5 . OCLC 869726495 .
- Шмитт, Майкл Н. (2020). «Международное гуманитарное право и ведение военных действий». В Сауле, Бен; Аканде, Дапо (ред.). Оксфордский справочник по международному гуманитарному праву . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. стр. 147–174. ISBN 978-0-19-259748-9 . OCLC 1153294179 .
- Шу, Генри (2016). «Пропорциональность в войне». Борьба с болью: правило и исключение в пытках и войне . Издательство Оксфордского университета. стр. 318–329. doi : 10.1093/acprof:oso/9780198767626.003.0016 . ISBN 978-0-19-876762-6 .
- Солис, Гэри Д. (2010). Право вооруженных конфликтов: международное гуманитарное право во время войны . Кембридж [Анг]: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87088-7 . OCLC 423389334 .
- Вейл, Кристофер (2017). «Законность ядерного оружия для применения и сдерживания» (PDF) . Джорджтаунский журнал международного права . 48 (3): 839–872.
- Верле, Герхард; Джессбергер, Флориан (2020). Принципы международного уголовного права . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-882685-9 . OCLC 1153298354 .
- Уилт, Хармен ван дер (2019). «На пути к лучшему пониманию концепции« неизбирательного нападения »- чем может помочь международное уголовное право». Ежегодник международного гуманитарного права . Ежегодник международного гуманитарного права. Том. 22. Гаага: TMC Asser Press. стр. 29–42. дои : 10.1007/978-94-6265-399-3_2 . ISBN 978-94-6265-398-6 . ISSN 1389-1359 . S2CID 228874070 .