Отличие (закон)
Различие — это принцип международного гуманитарного права, регулирующий законное применение силы в вооруженном конфликте, согласно которому воюющие стороны должны различать комбатантов и защищаемых гражданских лиц . [1] В данном случае комбатант означает лицо, имеющее право непосредственно участвовать в военных действиях и, таким образом, не обладающее иммунитетом от непосредственного нападения в ситуациях вооруженного конфликта. [2] В данном случае под защитой находятся гражданские лица, являющиеся гражданами противника или нейтральными гражданами за пределами территории воюющей державы. [3]
Статья 51.3 Протокола I к Женевским конвенциям разъясняет, что «Гражданские лица пользуются защитой, предоставляемой этим разделом, за исключением случаев и на то время, когда они принимают непосредственное участие в военных действиях». Различие и соразмерность являются важными факторами при оценке военной необходимости , поскольку ущерб, причиненный защищаемым гражданским лицам или гражданской собственности, должен быть пропорциональным, а не «чрезмерным по сравнению с конкретным и прямым военным преимуществом, ожидаемым» в результате нападения на военный объект. [4]
Кодификация
[ редактировать ]Различие проводится Протоколом I ( Дополнительным к Женевским конвенциям ), глава II: «Гражданские лица и гражданское население». Статья 48 устанавливает принцип различия, устанавливая, что «[Стороны, находящиеся в конфликте, всегда должны проводить различие между гражданским населением и комбатантами». [5] Статья 50 определяет, кто является гражданским лицом и что такое гражданское население; статья 51 описывает защиту, которая должна быть предоставлена гражданскому населению; а глава III регулирует нанесение ударов по гражданским объектам. Статья 8(2)(b)(i) Римского статута Международного уголовного суда также запрещает нападения, направленные против гражданских лиц. Не все государства ратифицировали Протокол I или Римский статут, но общепринятым принципом международного гуманитарного права является то, что прямое нападение на гражданское население является нарушением обычных законов войны и является обязательным для всех воюющих сторон.
Луис Морено-Окампо был главным прокурором Международного уголовного суда , который расследовал обвинения в военных преступлениях во время вторжения в Ирак в 2003 году . Он опубликовал открытое письмо, в котором изложил свои выводы; в разделе, озаглавленном «Обвинения относительно военных преступлений», он поясняет использование этого различия :
Согласно международному гуманитарному праву и Римскому статуту, смерть мирных жителей во время вооруженного конфликта, какой бы серьезной и прискорбной она ни была, сама по себе не является военным преступлением. Международное гуманитарное право и Римский статут разрешают воюющим сторонам осуществлять соразмерные нападения на военные объекты. [4] даже если известно, что некоторые гражданские лица погибнут или получат ранения. Преступление совершается, если имеет место преднамеренное нападение, направленное против гражданских лиц (принцип различения) (статья 8(2)(b)(i)) или нападение на военный объект, осознавая, что случайные ранения гражданского населения будут явно чрезмерным по отношению к ожидаемому военному преимуществу (принцип пропорциональности) (статья 8(2)(b)(iv).
Статья 8(2)(b)(iv) криминализирует:
Намеренное начало нападения, зная, что такое нападение приведет к случайной гибели или ранениям гражданского населения или повреждению гражданских объектов или широкомасштабному, долгосрочному и серьезному ущербу природной среде, который был бы явно чрезмерным по сравнению с конкретным и прямым ожидаемое общее военное преимущество;
Статья 8(2)(b)(iv) опирается на принципы статьи 51(5)(b) Дополнительного протокола I 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года , но ограничивает уголовный запрет случаями, которые « явно » чрезмерны. Применение статьи 8(2)(b)(iv) требует, среди прочего , оценки:
(a) ожидаемый ущерб или ранения гражданского населения;
(b) ожидаемое военное преимущество;
(c) и было ли (a) «явно чрезмерным» по отношению к (b).— Луис Морено-Окампо . [6]
См. также
[ редактировать ]- Неизбирательное нападение
- Консультативное заключение Международного Суда о законности угрозы или применения ядерного оружия
- Коэффициент потерь среди гражданского населения
Сноски
[ редактировать ]- ^ Консультативное заключение о законности угрозы или применения ядерного оружия . Отчеты Международного Суда. 8 июля 1996 г., стр. 226, 257.
- ^ Кроуфорд, Эмили. Латтимер, Марк ; Сэндс, Филипп (ред.). Кто такой гражданский? Членство в оппозиционных группах и непосредственное участие в боевых действиях . Харт. п. 20.
- ^ «Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны. Женева, 12 августа 1949 г.: Статья 4. Определение покровительствуемых лиц» . Базы данных международного гуманитарного права.
Лицами, защищаемыми Конвенцией, являются те, кто в данный момент и каким бы то ни было образом оказывается в случае конфликта или оккупации в руках стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. . . Граждане нейтрального государства, оказавшиеся на территории воюющего государства, и граждане совместно воюющего государства не должны считаться покровительствуемыми лицами до тех пор, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство в государстве, в чьих руках они есть.
- ^ Jump up to: а б Статья 52 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям дает широко распространенное определение военного объекта: «Что касается объектов, военные цели ограничиваются теми объектами, которые по своему характеру, местонахождению, назначению или использованию вносят эффективный вклад в военные действия, полное или частичное уничтожение, захват или нейтрализация которых в сложившихся в данный момент обстоятельствах дает определенное военное преимущество» (Источник: Moreno-Ocampo 2006 , стр. 5, сноска 11).
- ^ «Практика, связанная с правилом 1. Принцип различия между гражданскими лицами и комбатантами» . МККК , База данных по обычному МГП .
- ^ Морено-Окампо 2006 , см. раздел «Обвинения относительно военных преступлений», страницы 4,5.
Ссылки
[ редактировать ]- Гринберг, Джоэл (2011), Незаконное нападение на гражданских лиц , www.crimesofwar.org/about/crimes-of-war/ Образовательный проект «Военные преступления», заархивировано из оригинала 06 июля 2013 г. , получено 19 июня 2013 г.
- Морено-Окампо, Луис (9 февраля 2006 г.), письмо OTP отправителям по поводу Ирака (PDF) , www.icc-cpi.int/Pages/default.aspx Международный уголовный суд . См. раздел «Обвинения в военных преступлениях», стр. 4,5.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хэмпсон, Франсуаза (2011), Военная необходимость , www.crimesofwar.org/about/crimes-of-war/ Образовательный проект «Военные преступления», заархивировано из оригинала 7 июня 2013 г.
- Пауэрс, Род, Закон о вооруженных конфликтах (LOAC) , Руководство About.com, заархивировано из оригинала 14 августа 2016 г. , получено 24 января 2007 г.