МС Рангитан (1929)
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Рангитан |
Владелец | Новозеландская судоходная компания |
Порт приписки | Плимут |
Маршрут | Великобритания – Новая Зеландия |
Строитель | Джон Браун и компания , Глазго |
Номер двора | 522 |
Запущен | 27 мая 1929 г. |
Завершенный | 12 ноября 1929 г. |
Судьба | Потоплен 27 ноября 1940 г. немецкими рейдерами. |
Общие характеристики | |
Тоннаж | 16 712 брт , 10 289 нрт |
Длина | 531,0 футов (161,8 м) |
Луч | 70,2 футов (21,4 м) |
Глубина | 38,1 футов (11,6 м) |
Установленная мощность | 9300 л.с. (6900 кВт), 2186 л.с. |
Движение | Двигатели Брауна-Зульцера с приводом от двух винтов |
Емкость |
|
Экипаж | 200 |
Вооружение | 4,7-дюймовая пушка, 76,2-мм пулемет, легкие зенитные орудия. [ нужны разъяснения ] |
MS Rangitane — пассажирский лайнер, принадлежавший Новозеландской судоходной компании . Он был одним из трех однотипных кораблей (другими сестрами были Рангитата и Рангитики ), поставленных компании в 1929 году для Красного маршрута между Великобританией и Новой Зеландией. Rangitane был построен компанией John Brown & Company и спущен на воду 27 мая 1929 года. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Каждый из трех кораблей имел водоизмещение около 16 700 брутто-регистровых тонн , зарегистрированную длину 530 футов (160 м) и ширину 70 футов (21 м). Они могли перевозить около 600 пассажиров 1, 2 и 3 классов, 200 членов экипажа и значительный груз. Они имели Brown- Sulzer дизельные двигатели общей мощностью 9300 л.с. (6900 кВт ), вращавшие сдвоенные гребные винты. В военное время они имели только оборонительное вооружение . В своем последнем путешествии Рангитан была вооружена 4,7-дюймовой пушкой и 40 патронами. [ 1 ]
Тонущий
[ редактировать ]В свой последний рейс, который был отложен из-за трудовых споров, он перевез 14 000 тонн груза, включая продукты питания и серебряные слитки, на сумму более 2 миллионов фунтов стерлингов в ценах 1940 года. На ее борту находились 111 пассажиров, в том числе медсестры CORB , польские моряки, военнослужащие и специалисты по радиолокации. Капитаном был Лайонел Аптон, военно-морской резервист, награжденный Крестом за выдающиеся заслуги за «заслуги в боях с вражескими подводными лодками» при командовании вспомогательными катерами, базировавшимися в Скапа-Флоу во время Первой мировой войны. [ 1 ]
Рангитан покинул гавань Окленда рано утром в воскресенье, 24 ноября 1940 года, направляясь в Великобританию через Панамский канал . Он был перехвачен рано утром 27 ноября в 300 милях к востоку от Новой Зеландии немецкими надводными рейдерами «Комет» и «Орион» и их кораблем поддержки «Кульмерланд» . Другой корабль, SS Holmwood , был остановлен и потоплен немецкими рейдерами 24 ноября, но предупреждение об опасности не было передано Рангитану . [ 1 ] Позже выяснилось, что это стало причиной ее затопления. [ 4 ]
Немцы дали Рангитану сигнал остановиться и ничего не передавать. Однако, следуя стандартным инструкциям Адмиралтейства , капитан Аптон приказал транслировать «QQQ» («подозрительное судно»), что привело к глушению сигналов и обстрелу со стороны немцев. Главный передатчик был быстро отключен, а аварийный комплект был использован для отправки сигнала «RRR» («рейдерская атака»), который был получен и передан. Последовал краткий период замешательства. Один немецкий рейдер, у которого возникли проблемы с рулевым управлением, направился прямо к Рангитану , который, в свою очередь, с поврежденным в результате обстрела рулевым управлением также направился прямо на немецкий корабль, прежде чем кружить. Рулевой сообщил о потере рулевого управления. [ 1 ]
Перехват был произведен в темноте, и немецкие корабли не были уверены в том, что они нашли, полагая, что это, вероятно, военный корабль размером с крейсер . Их атака была предпринята исходя из того, что это была тактика, которая с наибольшей вероятностью позволит им сбежать. [ 4 ]
Узнав, что сигналы бедствия были получены в Новой Зеландии, Аптон приказал сдать корабль. Обстрел вызвал массовые пожары и несколько жертв, а с поврежденным рулевым управлением Рангитаны побег был бы маловероятен. После взлета конфиденциальные документы, такие как кодовые книги, были уничтожены, а экипажу было приказано уничтожить ключевые компоненты двигателя, чтобы Рангитан не был взят в качестве приза . Несмотря на капитуляцию, обстрел продолжался, и разъяренный Аптон приказал на полной скорости открыть ответный огонь из корабельных орудий, но этому помешало уничтожение телефонов. Немецкий обстрел прекратился, и Аптон отдал приказ покинуть корабль. [ 1 ]

В результате акции погибли шестнадцать человек, восемь пассажиров и восемь членов экипажа, в том числе те, кто скончался позже от полученных травм. Дорис Энн Бистон , известная воспитательница детского сада, была убита. [ 5 ] Элизабет Пламб, 59-летняя стюардесса, корабельный повар Уильям Фрэнсис и палубный механик Джон Уокер были награждены медалями Британской империи за самоотверженность в спасении и уходе за выжившими. На рассвете призовые экипажи взяли под свой контроль Рангитан и проконтролировали организованную и быструю эвакуацию. Выживших, 296 пассажиров и членов экипажа, на спасательных шлюпках или немецких лодках доставили на немецкие корабли и отправили вниз. [ 1 ]
Рангитана Предупреждения по радио требовали, чтобы немцы быстро очистили территорию до прибытия самолетов союзников. Хотя он явно горел и тонул, «Комета» выпустила одну торпеду, а «Рангитан» быстро накренился влево и затонул в 6:30 утра. класса Empire Short Летающая лодка Aotearoa , гражданская регистрация ZK-AMA , была первым самолетом союзников, прибывшим на место происшествия около 14:30, но обнаружила только нефтяное пятно и обломки. Последующий воздушный поиск рейдеров не заметил, хотя сами они видели один из поисковых самолетов. [ 1 ]
Немецкое обращение со своими пленными было гуманным и настолько хорошим, насколько можно было ожидать в условиях скученности, а умершим были организованы надлежащие похороны. Количество пленных на борту немецких кораблей обеспокоило немецкое командование, и большую часть из них было решено отпустить. После того, как запланированное освобождение в Науру было сорвано плохой погодой, а дальнейшие действия привели к захвату еще большего числа заключенных, выжившие были освобождены на крошечном острове Эмирау у берегов Новой Гвинеи . Остальные, в основном призывного возраста, были отправлены обратно в оккупированный немцами Бордо , а затем в лагеря для военнопленных в Германии. [ 1 ]
Рангитан был одним из крупнейших пассажирских лайнеров, затонувших во Второй мировой войне .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Белл, Тревор (2012). «Загадка Рангитана» . RMS Рангитан . Проверено 12 января 2013 г.
- ^ «МВ Рангитан (+1940)» . Место крушения . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ «Рангитан» . Корабли шотландской постройки . Каледонский фонд морских исследований . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Холмвуд и Рангитан затонули» . Новозеландский электронный текстовый центр . Университет Виктории в Веллингтоне . 2008 год . Проверено 7 марта 2010 г.
- ^ Джонс, Хелен, «Дорис Энн Бистон (1897–1940)» , Австралийский биографический словарь , Канберра: Национальный центр биографии, Австралийский национальный университет , получено 12 ноября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Рангитаном (корабль, 1929 г.) на Викискладе?
- Военная история Новой Зеландии во время Второй мировой войны
- Корабли Новозеландского пароходства
- Пассажирские суда Соединенного Королевства
- Торговые корабли Соединенного Королевства времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Корабли, построенные на реке Клайд
- корабли 1929 года
- Морские инциденты в ноябре 1940 г.