Крейсер С-класса
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
![]() Кейптаун , около 1922 года.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | класс С |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Аретузы Класс |
Преемник | Даная класс |
Подклассы |
|
В эксплуатации | 1914–2011 |
Завершенный | 28 |
Потерянный | 7 |
Сохранился | 1 |
Общие характеристики | |
Тип | Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | 450 футов (137,2 м) ( о/а ) |
Луч | 43 фута (13 м) |
Черновик | 14 футов (4,3 м) |
Установленная мощность | |
Движение | Два вала; 2 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 28,5 узлов (52,8 км/ч; 32,8 миль в час) |
Диапазон | 5900 морских миль (10900 км; 6800 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 325 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Класс C представлял собой группу из двадцати восьми легких крейсеров Королевского флота , которые были построены в семи группах, известных как класс «Каролина» (шесть кораблей), класс «Каллиопа» (два корабля), класс «Кембрий» (четыре корабля), класс «Кембрий» (четыре корабля). Класс «Кентавр» (два корабля), класс «Каледон» (четыре корабля), класс «Церера» (пять кораблей) и класс «Карлайл» (пять кораблей). Они были построены для суровых условий Северного моря и оказались прочными и функциональными судами, несмотря на то, что они были несколько маленькими и тесными.
Класс Кэролайн
[ редактировать ]
Все классы «Кэролайн» были заказаны в июле и августе 1913 года как первые шесть из восьми «легких броненосных крейсеров» по программе 1913 года. Корабли были спущены на воду в 1914 или 1915 году и вступили в строй в 1915 году. Они имели вооружение из двух одиночных 6-дюймовых кормовых, восьми 4-дюймовых и двух 6-фунтовых орудий . Их зенитное вооружение (A/A) состояло из четырех 3-фунтовых орудий . Их кормовые шесть орудий вели суперстрельбу; в классе было три воронки. Во время Первой мировой войны корабли этого класса претерпели множество переделок, в том числе сняли 4-дюймовые (102-мм) орудия на «Кэролайн» , «Карисфорт» и «Комус» и заменили их двумя дополнительными 6-дюймовыми (152-мм) орудиями. , в то время как Клеопатра , Конквест и Корделия сохранили одну или две 4-дюймовые (102-мм) пушки, а две 2-фунтовые к некоторым из них были добавлены пушки. корабли.
Корабли
[ редактировать ]- Кэролайн была построена компанией Cammell Laird and Company, Биркенхед. Заложен 28 января 1914 г., спущен на воду 29 сентября 1914 г. и завершен в декабре. Он стал буровым кораблем Добровольческого резерва Королевского флота в апреле 1924 года и выполнял эту роль в доке Александра, Белфаст, до 31 марта 2011 года, когда он был выведен из эксплуатации. В мае 2013 года Фонд лотереи наследия объявил о выделении гранта в размере 845 600 фунтов стерлингов на поддержку ее преобразования в музей. [ 2 ]
- Carysfort был построен верфью Pembroke Dockyard . Заложен 25 февраля 1914 года, спущен на воду 14 ноября 1914 года и завершен в июне 1915 года. В августе 1931 года продан на разборку.
- Клеопатра была построена на верфи Девонпорта . Заложен 26 февраля 1914 года, спущен на воду 14 января 1915 года и завершен в июне. Ее продали за распад в июне 1931 года.
- Комус был построен Свон Хантером и Уигэмом Ричардсоном в Уоллсенде на Тайне. Заложен 3 ноября 1913 года, спущен на воду 16 декабря 1914 года и завершен в январе 1915 года. 28 июля 1934 года продан на разборку.
- Conquest был построен верфью Chatham Dockyard . Он был заложен 3 марта 1914 года, спущен на воду 20 января 1915 года и завершен в июне. Она была продана за расставание 29 августа 1930 года.
- Корделия была построена на верфи Пембрук. Заложен 21 июля 1913 года, спущен на воду 23 февраля 1914 года и завершен в июне. Она была продана за распад 31 июля 1923 года.
Класс Каллиопы
[ редактировать ]Два корабля подкласса Каллиопа» « — HMS Calliope и Champion — были последней парой из восьми «лёгких броненосных крейсеров», заказанных в июле и августе 1914 года по Программе 1913 года. Оба они имели турбины с редуктором , это были первые крейсеры Королевского флота, оснащенные таким оборудованием. Они также имели усиленную поясную броню ; У Чемпиона было всего два винта. Они были введены в строй в середине-конце 1915 года как модификация подкласса «Каролина» с более высокими скоростями, более эффективной компоновкой котлов и сокращением количества воронок до двух. Для сравнения два корабля имели разные типы оборудования. Каллиопа и Чемпион претерпели аналогичные модификации вооружения, что и подкласс Кэролайн . У них также были подводные аппараты, а не палубное вооружение подкласса «Кэролайн» им были предоставлены два сдвоенных палубных торпедных аппарата, , и во время войны но позже их сняли, чтобы уменьшить максимальный вес.
Корабли
[ редактировать ]- «Каллиопа» : построена на верфи Чатема, заложена 1 января 1914 года и спущена на воду 17 декабря; она была завершена в июне 1915 года. 28 августа 1931 года она была продана на разборку.
- Чемпион : Построенный компанией R. & W. Hawthorn Leslie and Company, Хебберн-он-Тайн, он был заложен 9 марта 1914 года, спущен на воду 29 мая 1915 года и завершен в декабре 1915 года. 28 июля 1934 года он был продан на разборку.
Кембрийский класс
[ редактировать ]Класс «Кембрий» был заказан в сентябре 1914 года в рамках программы 1914–1915 годов и введен в эксплуатацию в период с 1915 по 1916 год. Корабли имели две трубы вместо трех, как у подкласса «Каролина» , что является продолжением развития подкласса «Каллиопа» . Подкласс «Кембрий» имел вооружение, аналогичное предыдущему подклассу, при этом основным вооружением были четыре 6-дюймовые (152-мм) орудия в одиночных установках. Их вторичное вооружение состояло из восьми 4-дюймовых (102-мм) орудий. Позже они были сняты, оставив «Кентербери» и «Чемпион» по одной единственной 4-дюймовой (102-мм) пушке. Остальные корабли использовали либо два, либо три 3-дюймовых (76-мм) орудия.
Корабли
[ редактировать ]- Кембрий ; он был построен на верфи Пембрук, заложен 8 декабря 1914 года, спущен на воду 3 марта 1916 года и завершен в мае. Она была продана за расставание 28 июля 1934 года.
- Кентербери , построенный Джоном Брауном и компанией, Клайдбанк; заложена 14 октября 1914 г., спущена на воду 21 декабря 1915 г.; она была завершена в мае 1916 года. 28 июля 1934 года она была продана на разборку.
- Кастор ; она была построена компанией Cammell Laird и заложена 28 октября 1914 года; она была спущена на воду 28 июля 1915 года и завершена в ноябре. Она была продана за расставание 30 июля 1936 года.
- Констанс , был построен Кэммеллом Лэрдом; он был заложен 25 января 1915 года, спущен на воду 12 сентября и завершен в январе 1916 года. 8 июня 1936 года он был продан на разборку.
Класс «Кентавр »
[ редактировать ]
Подкласс «Кентавр» был заказан в декабре 1914 года и построен с использованием материалов, первоначально предназначенных для двух крейсеров-разведчиков, которые будут построены для Турции . Эти суда были спущены на воду и вступили в строй в 1916 году. Этот класс также имел турбины с редуктором и четыре винта. Они сохранили две воронки, введенные в класс С кембрием . Их основное вооружение составляло пять 6-дюймовых орудий в одиночных установках. Их 4-дюймовые (102-мм) орудия в основном были заменены аналогично предыдущим подклассам, на оружие меньшего калибра.
Корабли
[ редактировать ]- Кентавр ; она была построена компанией Sir WG Armstrong-Whitworth & Co., Ltd. , Уокер-он-Тайн; он был заложен 24 января 1915 года, спущен на воду 6 января 1916 года и завершен в августе 1916 года. В феврале 1934 года он был продан на разборку.
- Конкорд ; он был построен компанией Armstrong-Whitworth, заложен 1 февраля 1915 года, спущен на воду 1 апреля 1916 года и завершен в декабре. Ее продали за расставание в августе 1935 года.
Класс Каледон
[ редактировать ]
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Каледон Подкласс |
Завершенный | 4 |
Потерянный | 2 |
Общие характеристики | |
Смещение | 4180 тонн (стандартная), 4950 тонн (полная загрузка) |
Длина | 450 футов (140 м) в целом |
Луч | 43 фута (13 м) |
Черновик | 14 футов (4,3 м) |
Движение |
|
Скорость | 29 узлов (54 км/ч) |
Диапазон | 5900 морских миль (10930 км) при скорости 10 узлов (20 км/ч) |
Дополнить | 334 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Все корабли класса «Каледон» были заказаны в декабре 1915 года и вступили в строй в 1917 году. Корабли сохранили две трубы двух предыдущих подклассов. Их двигательная установка немного отличалась от предыдущих подклассов. Их надстройка также была немного изменена. Они имели основное вооружение из пяти 6-дюймовых (152-мм) орудий и дополнительное вооружение из двух 3-дюймовых орудий, а также зенитное вооружение из четырех 3-фунтовых орудий. Уцелевшие корабли этого класса пережили Вторую мировую войну , претерпев по пути ряд модификаций. пять 20-мм пушек Oerlikon На все корабли было поставлено . У самого «Каледона» было другое вооружение: он прошел масштабную реконструкцию и стал крейсером ПВО. Она была вооружена эффективной 4-дюймовой (102-мм) пушкой, которых у нее было двенадцать, два 40-мм «Бофорса» и восемь 20-мм «Эрликонов».
Корабли
[ редактировать ]- Каледон был построен Кэммеллом Лэрдом; он был заложен 17 марта 1916 года, спущен на воду 25 ноября и завершен в марте 1917 года. В декабре 1943 года он стал кораблем ПВО; ее продали за распад 22 января 1948 года.
- Калипсо построил Хоторн Лесли; она была заложена 7 февраля 1916 года, спущена на воду 24 января 1917 года и завершена в июне. Он был потоплен итальянской подводной лодкой «Альпино Баньолини» к югу от Крита 12 июня 1940 года.
- Кассандра была построена Викерсом в Барроу-ин-Фернесс; он был заложен в марте 1916 года, спущен на воду 25 ноября 1916 года и завершен в июне 1917 года. Он был потоплен на мине на Балтике 5 декабря 1918 года.
- Карадок был построен судостроительной и инженерной компанией Скотта в Гриноке; он был заложен 21 февраля 1916 года, спущен на воду 23 декабря и завершен в июне 1917 года. Он стал базовым кораблем в апреле 1944 года и был продан на разборку в мае 1946 года.
Класс Церера
[ редактировать ]
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Цереры Подкласс |
Завершенный | 5 |
Потерянный | 3 |
Общие характеристики | |
Смещение |
|
Длина | 452 фута (138 м) в целом |
Луч | 43,5 футов (13,3 м) |
Черновик | 14 футов (4,3 м) |
Движение |
|
Скорость | 29,5 узлов (55 км/ч) |
Диапазон |
|
Дополнить | 334 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Класс «Церера » был заказан в марте и апреле 1916 года и вступил в строй в 1917 и 1918 годах. Эти корабли были очень «мокрыми» вперед, что было исправлено в последующем подклассе «Карлайл » добавлением «траулерной носовой части». Их основное вооружение состояло из пяти 6-дюймовых (152-мм) орудий, а дополнительное вооружение состояло из двух 3-дюймовых (76-мм) орудий, из которых еще одно позже было добавлено к самой Церере . Также были установлены четыре 3-фунтовые пушки.
В 1930-е годы три корабля претерпели масштабную реконструкцию и стали зенитными крейсерами, в результате чего все предыдущее вооружение было снято. Это были корабли «Ковентри» , «Кюракоа» и «Кёрлью» , причем «Кюракоа» был последним из трёх, перестроенных в 1939 году; два других корабля были переоборудованы в 1935 году. Ковентри и Керлью получили десять 4-дюймовых военно-морских орудий QF Mk V для выполнения функций ПВО, расположенных в одиночных установках: одна впереди, по три на каждой балке и три на корме. Шестнадцать 2-фунтовых морских орудий QF Mark VIII в виде двух 8-ствольных установок Mark VI («несколько помпонов») были установлены в кормовой части (одна удалена к 1939 году). Торпедные аппараты были удалены, а также High-Angle HACS две наводки и пом-пом добавлены . Кюракоа получил аналогичные орудия, но немного другое вооружение: восемь 4-дюймовых морских орудий QF Mk XVI в спаренных установках, заменяющих 6-дюймовые орудия под номерами 1,3,4 и 5; и четыре 2-фунтовые морские пушки QF Mark VIII в качестве 4-ствольной установки Mark VII («множественные помпы»), заменяющие 6-дюймовую пушку номер 2 перед мостиком. [ 3 ] Позже, во время Второй мировой войны, были добавлены четыре 20-мм Эрликона. Кардифф и Церера должны были подвергнуться такому же обращению, но этому помешало начало войны.
Корабли
[ редактировать ]- Кардифф был построен судостроительной и инженерной компанией Fairfield в Говане; заложена 22 июля 1916 г., спущена на воду 12 апреля; она была завершена в июне 1917 года. 23 января 1946 года она была продана на разборку.
- Церера, построенная Джоном Брауном; она была заложена 11 июля 1916 года, спущена на воду 24 марта 1917 года и завершена в июне. Она была продана за распад 5 апреля 1946 года.
- Ковентри был построен Свон Хантером; он был заложен 4 августа 1916 г., спущен на воду 6 июля 1917 г. и завершен в феврале 1918 г. В 1937 г. он стал кораблем ПВО; но был потоплен самолетом у Тобрука в Средиземном море 14 сентября 1942 года.
- Кюракоа был построен верфью Pembroke Dockyard; он был заложен в июле 1916 года, спущен на воду 5 мая 1917 года и завершен в феврале 1918 года. В 1939 году он стал кораблем ПВО; она затонула в результате столкновения с RMS Queen Mary к северу от Ирландии 2 октября 1942 года.
- Керлью был построен компанией Vickers; он был заложен 21 августа 1916 г., спущен на воду 5 июля 1917 г. и завершен в декабре 1917 г. В 1938 г. стал кораблем ПВО; но был потоплен самолетом в Уфот-фьорде , Норвегия, 26 мая 1940 года.
Класс Карлайла
[ редактировать ]
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Карлайла Подкласс |
Завершенный | 5 |
Потерянный | 2 |
Общие характеристики | |
Смещение |
|
Длина | 452 фута (138 м) в целом |
Луч | 43,5 футов (13,3 м) |
Черновик | 14 футов (4,3 м) |
Движение |
|
Скорость | 29,5 узлов (55 км/ч) |
Диапазон | 5900 морских миль (10930 км) при скорости 10 узлов (20 км/ч) |
Дополнить | 334 |
Вооружение |
|
Броня | |
Класс «Карлайл» был заказан в июне и июле 1917 года в рамках чрезвычайной военной программы и введен в эксплуатацию в период с 1918 по 1922 год. Они отличались от предыдущего подкласса добавлением «траулерной носовой части», которая поднимала носовую часть выше, а также не имея боевой рубки. Они имели вооружение из пяти 6-дюймовых (152-мм) орудий в одиночных установках, а дополнительное вооружение состояло из двух 3-дюймовых (76-мм) орудий, четырех 3-фунтовых и двух 2-фунтовых орудий.
Корабли
[ редактировать ]- Каир был построен Кэммеллом Лэрдом, Биркенхед; он был заложен 28 ноября 1917 г., спущен на воду 19 ноября 1918 г. и завершен 23 сентября 1919 г. В 1939 г. стал кораблем ПВО; она была потоплена итальянской подводной лодкой «Аксум» в Средиземном море 12 августа 1942 года.
- Калькутта была построена Викерсом, Барроу-ин-Фернесс; заложен 18 октября 1917 г., спущен на воду 9 июля 1918 г. и завершен в августе 1919 г. В 1939 г. стал кораблем ПВО; она была потоплена в результате атаки с воздуха во время эвакуации с Крита 1 июня 1941 года.
- Кейптаун был построен Кэммеллом Лэрдом; он был заложен 23 февраля 1918 года, спущен на воду 28 июня 1919 года, а затем отбуксирован на верфь Пембрук, где был достроен в апреле 1922 года. 5 апреля 1946 года он был продан на разборку.
- «Карлайл» (бывший Канпур ) был построен судостроительной и инженерной компанией «Фэрфилд», Гован; заложена 2 октября 1917 г., спущена на воду 9 июля 1918 г.; она была завершена в ноябре 1918 года. В 1939 году она стала кораблем АА; затем в 1944 году она стала базовым кораблем; ее продали за расставание в Александрии в 1948 году.
- Коломбо был построен Фэрфилдом; заложен 8 декабря 1917 г., спущен на воду 18 декабря 1918 г. и завершен в июле 1919 г. В 1943 г. стал кораблем ПВО; ее продали за распад 22 января 1948 года.
Все корабли этого класса, кроме «Коломбо» и «Кейптаун», в 1939 году были переоборудованы в зенитные крейсеры, хотя «Кейптаун» получил шесть 20-мм орудий и радар. Основное вооружение кораблей состояло из восьми 4-дюймовых (102-мм) орудий в четырех спаренных башнях с добавлением различного количества 20-мм «Эрликонов». Окончательно «Коломбо» был переоборудован в зенитный крейсер в 1942 году, его вооружение состояло из восьми 4-дюймовых (102-мм) орудий и шести 20-мм «Эрликонов». Все переоборудования зенитных крейсеров прошли по той же схеме, что и HMS Curacoa (D41) . [ 4 ]
Служба Первой мировой войны
[ редактировать ]В марте 1916 года «Клеопатра» протаранила и потопила немецкий эсминец G 194, когда тот прикрывал рейд на Тондерн . Позднее в том же году корабли класса C активно участвовали в Ютландском сражении . В 1917 году «Кентавр» наткнулся на мину, оторвавшую его носовую и кормовую части. Несмотря на значительные повреждения, «Кентавр» выжил и был отремонтирован. В этом году корабли этого класса также участвовали во Второй битве в Гельголандской бухте .

В 1918 году Кардиффу выпала честь возглавить немецкий флот открытого моря к реке Форт , где корабли находились перед переброской в другие порты.
Во время Первой мировой войны ни один корабль класса C не погиб; однако в декабре 1918 года «Кассандра» подорвалась на мине и впоследствии затонула.
Корабли класса «С» после Первой мировой войны выполняли самые разнообразные задачи, в том числе службу на зарубежных станциях. В 1919 году Кюракоа подорвался на мине, которая сильно повредила ее, но она выжила и была отремонтирована. К 1930-м годам классы «Кэролайн» , «Кембрийский» и «Кентавр» были списаны или переданы на второстепенные роли, например, в качестве учебных кораблей.
Конверсия
[ редактировать ]В середине 1930-х годов было принято решение о модернизации и переоборудовании крейсеров класса С для зенитной работы. Целью было переоборудовать все 13 крейсеров поздних классов C ( «Каледон» , «Церера» и «Карлайл» ). переоборудованные между 1935 и 1936 годами HMS Coventry и Curlew Прототипами послужили .
Ковентри и Керлью первыми сняли все вооружение. Их заменили 10 одиночными 4-дюймовыми крупноугольными пушками и двумя восьмиствольными 2-фунтовыми установками «помпоны» . Прежние директора орудия были сняты и заменены двумя, пригодными для управления зенитными орудиями. Чтобы снизить затраты, были проведены лишь ограниченные структурные работы, но мачты были изменены. В 1938 году из-за нехватки этого оружия кормовой помпон сняли и установили на другом корабле, заменив его двумя счетверенными пулеметными установками «Виккерс» калибра 0,5 дюйма (13 мм).
Модификации были признаны успешными, и были составлены планы переоборудования остальных одиннадцати кораблей. Однако эти преобразования были отложены; переоборудование Каира и Калькутты началось только в 1938 году. Вместо одиночных 4-дюймовых орудий они должны были получить сдвоенные установки ХА, за исключением того, что одна установка была передана под счетверенный помпон. В середине 1939 года Карлайл и Кюракоа приступили к обращению в веру, но с началом войны работы прекратились.
Служба времен Второй мировой войны
[ редактировать ]Корабли классов « Каледон » , «Церера» и «Карлайл» участвовали во Второй мировой войне , несмотря на свой возраст.
«Калипсо» поймала немецкого блокадника «Консул Хендрик Фиссер» в 1939 году. В том же году «Карадок» перехватил немецкий танкер «Эмми Фридрих» , экипаж которого впоследствии затопил его. Ряд кораблей принял участие в Норвежской кампании 1940 года.
Класс C также широко использовался в Средиземном море ; Первым заметным сражением корабля этого класса стало Ковентри участие в битве у мыса Спартивенто в 1940 году.
В 1941 году Калькутта и Карлайл приняли участие в сражении у мыса Матапан , в котором было потоплено несколько итальянских военных кораблей. Крейсеры класса С также принимали участие в кампании и эвакуации Крита , столкнувшись с сильным немецким сопротивлением с воздуха. В 1942 году Карлайл принял участие во Второй битве при Сирте , а Каир — в битве при Пантеллерии .
«Коломбо» и «Каледон» приступили к переоборудованию в 1942/43 году, получив помимо сдвоенных установок 40-мм «Бофорсы» и 20-мм «Эрликоны».
В 1943 году «Карлайл» сильно пострадал от немецкой авиации, но не затонул. До 1945 года он стал базовым кораблем в гавани Александрии.
Кейптаун оказывал поддержку высадке в Нормандии в 1944 году, бомбардируя немецкие позиции.

За время войны было потеряно шесть кораблей класса С: Керлью был потоплен немецкой авиацией у Нарвика во время норвежской кампании 26 мая 1940 года; «Калипсо» был потоплен итальянской подводной лодкой «Альпино Баньолини» 12 июня 1940 года; Калькутта была атакована и потоплена немецкой авиацией во время эвакуации с Крита 1 июня 1941 года; Каир был потоплен 12 августа 1942 года «Аксумом » во время операции «Пьедестал» (основное пополнение запасов Мальты); Ковентри был сильно поврежден немецкой авиацией во время прикрытия налета на Тобрук 14 сентября 1942 года, что вынудило эсминец HMS Zulu затопить его; и Кюракоа затонул после столкновения с океанским лайнером RMS Queen Mary 2 октября 1942 года.
Выживший
[ редактировать ]HMS Caroline оставался буровым кораблем добровольческого резерва Королевского флота в Александре Док, Белфаст, до 31 марта 2011 года, когда он был выведен из эксплуатации. Несмотря на постоянные изменения на протяжении всей ее жизни, многие части корабля все еще сохранились с момента его первоначального ввода в эксплуатацию в 1914 году. В 2016 году он был открыт для публики как корабль-музей.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Проект Дредноут» . dreadnoughtproject.org .
- ^ «Исторический военный корабль HMS Caroline получит повышение на 845 600 фунтов стерлингов» . Новости BBC онлайн . 9 мая 2013 г.
- ^ «Класс Церера — характеристики крейсера» .
- ^ «Класс Каир — характеристики крейсера» . World-war.co.uk . Проверено 21 апреля 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Дэвид К. (1999). Великий флот: проектирование и развитие военного корабля 1906–1922 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-315-Х .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Фрэмптон, Виктор; Мактодд, М.; Паттерсон, Джон и Вилтердинг, Джон Х. (2008). «Вопрос 36/44: Лук «Кастет» ». Военный корабль Интернешнл . XLV (4): 279–281. ISSN 0043-0374 .
- Фридман, Норман (2010). Британские крейсеры: две мировые войны и после . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-59114-078-8 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 0-85177-245-5 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1980). Британские крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-922-7 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]