Jump to content

Операция Стоунэйдж

(перенаправлено из операции «Каменный век »)

Операция Стоунэйдж
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны.

Вид с корабля HMS Manxman во время операции Stoneage, ноябрь 1942 г.
Дата 16–20 ноября 1942 г.
Расположение 35 ° 53'42 "N 14 ° 31'14" E  /  35,89500 ° N 14,52056 ° E  / 35,89500; 14.52056
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания  Италия
 Германия
Сила
3 легких крейсера
10 эсминцев
4 грузовых корабля
Воздушные и военно-морские силы
Жертвы и потери
156 мужчин
легкий крейсер серьезно поврежден
5 самолетов потеряно

Operation Stoneage или Operation Stoneage (16–20 ноября 1942 г.) — операция союзников по конвоированию на средиземноморский остров Мальта во время Второй мировой войны . Чтобы скрыть пункт назначения кораблей, некоторые из них взяли груз в Порт-Судане в Красном море . Четыре корабля Конвоя MW 13 вышли из Александрии 16 ноября в сопровождении крейсеров, эсминцев и круглосуточного воздушного прикрытия с захваченных аэродромов в Египте и Киренаике (восточная Ливия).

Дополнительный конвой из Гибралтара был отменен, когда Первая армия Великобритании и союзников высадилась в Марокко и Алжире в ходе операции «Факел» (8–16 ноября) и добилась меньшего прогресса вдоль побережья Алжира, чем ожидалось. MW 13 проплыл примерно 40 миль (46 миль; 74 км) от африканского побережья до Бенгази, а затем повернул на север, в сторону Мальты. Отступление Оси вдоль ливийского побережья контролировалось взломщиками в Блетчли-Парке кодов немецкой шифровальной машины «Энигма» , что выявило неспособность Panzerarmee Afrika контратаковать союзников.

В сумерках 18 ноября в результате атаки торпедоносцев Оси был поражен 6-дюймовый (150-мм) крейсер HMS Arethusa впереди мостика, в результате чего погибло 156 членов экипажа. Аретуза медленно вернулась в Александрию, сначала ее буксировали назад, а затем продолжили движение назад на одном двигателе. MW 13 прибыл на Мальту в 1:30 ночи 20 ноября, прорвав осаду Мальты (11 июня 1940 г. - 20 ноября 1942 г.).

Битва за Средиземное море

[ редактировать ]

Несмотря на многочисленные потери на море и получение контроля над центральным Средиземноморьем летом 1942 года, британцы удержали Мальту. Уцелевшие корабли операции «Пьедестал» (3–15 августа), включая танкер SS Ohio , доставили достаточно топлива, запасов и военной техники, чтобы возобновить операции британских подводных лодок и самолетов с острова. Подводные лодки и «Бристоль Бофорт» торпедоносцы в сопровождении истребителей «Бристоль Бофайтер» регулярно атаковали корабли снабжения Оси, концентрируясь на танкерах, известных союзникам посредством перехватов «Ультра» из Блетчли-парка . В сентябре танковой армии Оси в Египте было отказано в поставке 100 000 коротких тонн (90 718 т), включая 24 000 длинных тонн (24 385 т) топлива. [ 1 ]

Чертеж Литторио линкоров класса

Потери кораблей Оси способствовали снижению мобильности, которая ограничивала Panzerarmee Afrika в битве при Алам-Хальфе (30 августа – 5 сентября) и во второй битве при Эль-Аламейне (23 октября – 11 ноября). [ 1 ] По мере отступления танковой армии ВВС стран Оси приходилось не отставать, часто меняя аэродромы. [ 2 ] [ 3 ] класса « Ожидалось, что наиболее серьезной угрозой для другого мальтийского конвоя станет Regia Marina (Итальянский королевский флот), имевший в наличии шесть линкоров, три из них современного » Литторио , два тяжелых, пять легких крейсеров и не менее двадцати эсминцев. Три линкора класса «Литторио» двинулись в Неаполь 11 ноября, но это все еще оставалось достаточно близко, чтобы совершить вылазку против мальтийского конвоя; пять крейсеров находились в Мессине на Сицилии. [ 3 ]

Мальта (обведено)

В октябре подводные лодки «Парфиан» и «Клайд» из Гибралтара и «Роркуала» в двух рейсах из Бейрута в восточном Средиземноморье доставили на Мальту авиационное топливо, продовольствие, масла и торпеды; Операция «Поезд» доставила на Мальту 27 истребителей Supermarine Spitfire (28–30 октября). С 1 по 3 ноября Парфян и Клайд доставили больше припасов, и было предпринято две попытки хитростью доставить корабли без сопровождения на Мальту. Имперский патруль покинул Александрию 1 ноября, загруженный топливом и продовольствием, в сопровождении эсминцев, чтобы замаскироваться под турецкий корабль на востоке Кипра, а затем под итальянским флагом на пути на Мальту. Около полудня 2 ноября, когда он шел в одиночку, над кораблем облетел бомбардировщик Dornier Do 217 , был замечен перископ подводной лодки, и командир приказал вернуться в Фамагусту. [ 4 ]

Операция «Краппер» началась, когда два корабля в гражданской форме отплыли из Великобритании с конвоем KMS 1 в Гибралтар, а затем направились на Мальту в надежде, что французские власти Виши не смогут помешать их проходу. Корабли были обстреляны береговой артиллерией у Кап-Бона и взяты на абордаж; оба капитана попытались прорваться, но корабли были интернированы в Бизерте. После того, как уловка провалилась, быстрый класса «Абдиэль» минный заградитель HMS Manxman отплыл из Александрии 10 ноября и прибыл через два дня с порошковым молоком, крупами и мясом, отправившись в тот же день в Гибралтар, чтобы собрать мины и установить их у мыса Бон. HMS Welshman вышел из конвоя, доставившего припасы в Северную Африку для операции «Факел» , и прибыл на Мальту 18 ноября. [ 5 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

Союзные воздушные силы

[ редактировать ]

был создан объединенный оперативный центр ВМФ и Королевских ВВС В штабе 201-й группы военно-морского сотрудничества , имевший в своем составе три разведывательные эскадрильи, три эскадрильи противолодочных самолетов, четыре торпедоносца и эскадрилью дальнего действия с двухмоторными самолетами. бойцы. Штаб-квартира Египта и ВВС пустыни (DAF) должны были предоставить одномоторные истребители на линию север-юг в 40 морских милях (46 миль; 74 км) к западу от Бенгази, где они передадутся самолетам с Мальты; Американские тяжелые бомбардировщики B-24 также были готовы в Гамбуте для поддержки. На Мальте ВВС Великобритании содержали составную эскадрилью фотографической, разведывательной и разведывательной эскадрильи кораблей класса «воздух-надводность » (ASV), а также две эскадрильи торпедоносцев, три эскадрильи двухмоторных дальних истребителей и пять эскадрилий одномоторных истребителей для защиты конвоев и эскадрилья ночных бомбардировщиков, которая должна была совершить налет на аэродромы Оси на Сицилии в ночь с 19 на 20 октября. [ 6 ] ПВО конвоя пришлось бороться с угрозами со стороны Крита, а затем с Сицилии, но угроза нападения со стороны Киренаики значительно уменьшилась после Второй битвы при Эль-Аламейне. Когда Panzerarmee Afrika отошла на запад, DAF должны были захватить авиабазы ​​Оси, с которых Люфтваффе и Regia Aeronautica атаковали мальтийские конвои. Ожидалось, что до восхода солнца третьего дня плавания конвой окажется в пределах досягаемости базирующихся на Мальте истребителей. [ 2 ] [ 4 ]

Команда оси

[ редактировать ]

Структура командования Оси в Средиземном море была централизованной наверху и фрагментированной на нижних уровнях. Бенито Муссолини монополизировал власть над итальянскими вооруженными силами с 1933 года, заняв посты военного министра, министра военно-морского флота и министра военно-воздушных сил. Фельдмаршал Альберт Кессельринг Люфтваффе командовал немецкими сухопутными войсками на театре военных действий в качестве главнокомандующего на юге ( Oberbeehlshaber Süd , OB Süd ), но не имел полномочий над операциями Оси в Северной Африке или организацией конвоев в Ливию. Fliegerkorps II и Fliegerkorps X подчинялись обычной Люфтваффе цепочке командования . С ноября 1941 года Кессельринг оказывал некоторое влияние на проведение немецких военно-морских операций в Средиземноморье в качестве номинального главы Военно-морского командования Италии ( Marinekommando Italien ), но подчинялся Кригсмарине цепочке командования . Соперничество между немецкими службами препятствовало сотрудничеству, и не было единства усилий между немецкими и итальянскими войсками в Средиземноморье . Кессельринг имел полномочия лишь координировать планы совместных операций немецких и итальянских войск и некоторое влияние на использование Regia Aeronautica для защиты конвоев в Северную Африку. Итальянский флот сопротивлялся всем попыткам Германии интегрировать свои операции; Корабли разных эскадрилий никогда не тренировались вместе, а Супермарина (Главное командование ВМС Италии) постоянно отменяла приказы командиров более низкого уровня. [ 7 ]

План конвоя

[ редактировать ]

Конвой MW 13 состоял из британского Denbighshire (8393 брт ), голландского Bantam (9312 брт), американского Robin Locksley (7000 брт) и Mormacmoon (7939 брт). Эскорт обеспечивала 15-я крейсерская эскадра (контр-адмирал Артур Пауэр ) с класса Arethusa (6 дюймов (15 см)) крейсерами HMS Arethusa и Orion и класса Dido (5,25 дюйма (13,3 см)) крейсерами HMS Клеопатра , Эвриал и Дидона . Крейсеры сопровождала 14-я флотилия эсминцев с HMS Jervis , Javelin , Kelvin , Nubian , Pakenham , Paladin и Petard . десять эсминцев класса «Хант» 12-й флотилии эсминцев , в состав которых входили HMS Aldenham , Beaufort , Belvoir , Croome , Dulverton , Exmoor , Hurworth , Hursley , Tetcott и греческие пиндосы . Поддержку оказали [ 8 ] По соображениям безопасности Бантам и Денбишир погрузили груз в Порт-Судане , а их мосты и артиллерийские позиции получили дополнительную защиту мешками с песком. встретились в Суэцком заливе и вошли в Суэцкий канал 15 ноября, зашли в Порт-Саид 16 ноября, чтобы загрузить больше боеприпасов, и вошли в Средиземное море . Корабли в 16:00 74 км) в пределах досягаемости одномоторных истребителей союзников в течение двух дней после выхода из Порт-Саида, до сумерек к северу от Бенгази для поворота на север и бегства в сторону. Мальта. [ 4 ]

Земельная кампания

[ редактировать ]
Государства и колонии, граничащие со Средиземным морем, 1939–1945 гг.

Восьмая армия отбила Мерса-Матрух 8 ноября, в день начала Факела; В тот же день конвой отправился из Александрии в Матрух. [ 9 ] Конвой MW 13 не должен был отправиться в путь до тех пор, пока не будет отбита посадочная площадка в Тобруке, и предполагалось, что авиабаза Мартуба недалеко от Дерны заработает к 17 ноября. [ 4 ] 11 ноября разведывательный самолет DAF обнаружил эвакуацию Оси из Бардии и Тобрука, которые были захвачены 12 и 13 ноября; первый конвой союзников достиг Тобрука 19 ноября. [ 9 ] Нехватка топлива у Оси и имеющиеся запасы в Бенгази сделали вероятным, что отступление продолжится вдоль прибрежной дороги ( Виа Бальбия ) к северу от Джебель-Ахдара , и перехваты «Ультра» машинных шифров «Энигмы» к 11 ноября показали, что силы Оси имели только четыре или более топлива осталось на пять дней. Среди стран Оси существовали серьезные опасения по поводу обходного движения британцев к югу от Джебель-Ахдара, которые усугублялись потерей бензовоза, следовавшего в Бенгази. Посадочные площадки в Газале были открыты для DAF к 17 ноября, а Мартуба вступила в строй 19 ноября, откуда конвой сопровождали самолеты наземного базирования. [ 10 ] [ 4 ] [ 11 ]

Конвой МВ 13

[ редактировать ]

16–18 ноября

[ редактировать ]
P-40D Kittyhawks (450-я эскадрилья RAAF, август 1942 г.)

MW 13 начал проход через Суэцкий канал и 16 ноября во второй половине дня достиг Порт-Саида. Вечером конвой покинул Порт-Саид вместе с 15-й эскадрой крейсеров и 14-й флотилией эсминцев. 17 ноября у Александрии к конвою присоединились десять эсминцев класса «Хант» 12-й флотилии эсминцев, а крейсеры и эсминцы дозаправились в Александрии. [ 12 ] Противолодочные самолеты круглосуточно совершали самолеты «Бристоль Бисли» из 15-й эскадрильи ВВС ЮАР , «Локхид Хадсон» из 439-й эскадрильи Королевских ВВС Австралии (RAAF) и « Фейри-Суордфиш» из 815-й эскадрильи ВВС ВМФ . Двухмоторные истребители Beaufighter из 252-й эскадрильи Королевских ВВС патрулировали неподалеку на рассвете и в сумерках. [ 13 ]

Незадолго до полудня группа бомбардировщиков Junkers Ju 88 атаковала конвой, но ее провожали «Кертисс Киттихауки» из 450-й эскадрильи RAAF; До конца дня на конвой больше не было нападений. [ 14 ] С наступлением темноты и отделением на ночь от конвоя крейсеров и эсминцев флота, кроме «Эвриала» , обе группы кораблей были атакованы торпедоносцами. Конвою не было нанесено никаких повреждений, но крейсер «Аретуза» был торпедирован перед мостиком и под шлейфом дыма накренился влево. В составе экипажа 156 человек были убиты и еще больше ранены, многие получили серьезные ожоги. Петар взял корабль на буксир с кормы под присмотром Джервиса и Джавелина и отправился обратно в Александрию. [ 14 ] [ а ]

19–20 ноября

[ редактировать ]
Конвой и эскорт, направляющиеся на Мальту, вид с корабля HMS Euryalus на закате.

На рассвете крейсеры и эсминцы присоединились к конвою, который находился под прикрытием с воздуха мальтийских «Бофайтеров» и «Спитфайров»; шесть бомбардировщиков-разведчиков Martin Baltimore из 203-й эскадрильи RAF из Камбута (Гамбут) в Ливии пролетели впереди конвоя, направлявшегося на север. Координация между кораблями и самолетами была значительно улучшена за счет лучшей подготовки и наличия УКВ радиотелефонов , которые обеспечивали большую дальность действия и лучший прием между морем и воздухом. В 14:00, когда в 80 морских милях (92 миль; 150 км) от Мальты, 15-я крейсерская эскадра и эсминцы отделились и повернули в Александрию. Эвриал и 12-я флотилия эсминцев были сопровождены тральщиком HMS Speedy и другими местными лодками в Гранд-Харбор в 1:30 ночи 20 ноября под аплодисменты населения и гарнизона. Разгрузка началась в 3 часа ночи , и к 26 ноября осада Мальты была значительно облегчена. Самолеты Оси пытались разбомбить корабли, но в Денбишире возник пожар от паров бензина. было опаснее. [ 16 ]

Последствия

[ редактировать ]
Карта с указанием зон высадки операции «Факел»

Стивен Роскилл , официальный историк Королевского флота , писал в 1962 году, что прибытие Стоунэйджа положило конец двухлетней осаде Мальты. Подводные лодки были переведены из полетов на ковре-самолете в наступательные операции, и в конце ноября 821-я военно-морская авиационная эскадрилья ( Fairey Albacores ) была переброшена на Мальту, как и Force K с крейсерами Dido и Euryalus и четырьмя эсминцами флота; моторных торпедных катеров Вскоре прибыла флотилия . Еще один отряд крейсеров и эсминцев начал действовать из Бона в Алжире, что с 1 декабря позволило ВМФ атаковать конвои Оси в Тунис с обоих направлений. [ 17 ] В 2003 году Ричард Вудман написал, что Стонейдж доставил 35 000 коротких тонн (31 751 тонну) грузов, что передвинуло крайний срок, по которому Мальта будет вынуждена сдаться из-за отсутствия поставок, на середину декабря. Восьмая армия изгнала силы Оси из Египта и Киренаики, войдя в Бенгази 20 ноября. В Тунисе Первая армия находилась примерно в 40 милях (64 км) от Бизерты, готовясь к следующему наступлению. Успех союзников на суше сделал операции конвоев намного безопаснее, и следующий мальтийский конвой Operation Portcullis благополучно прибыл 5 декабря. [ 12 ]

В результате торпедирования «Аретузы» погибло 156 человек, многие получили серьезные ранения, многие получили ожоги. ВВС Великобритании потеряли пять самолетов, три из них «Спитфайры». [ 18 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. «Аретуза» двигалась со скоростью 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час), когда торпеда попала в левый борт под башней B, проделав в борту дыру размером 53 на 35 футов (16 на 11 м). Корабль загорелся от башни А до мостика и затонул до ватерлинии на расстоянии 100 футов (30 м) от носовой части. Корабль накренился на 15°, и в качестве компенсации мазут был перелит в цистерны правого борта; отключилось электричество, за исключением задней части передней котельной, и вышли из строя телефоны. Несмотря на повреждения и периодические воздушные атаки, Аретузу отбуксировал Петард обратно в Александрию . Переместив якорные цепи назад, экипаж сумел спустить правый гребной винт под воду и медленно плыть назад, прибыв вечером 21 ноября; корабль больше года находился на ремонте в США. [ 15 ] [ 16 ]

Книги

  • Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне. Его влияние на стратегию и операции (в сокращении) . История Второй мировой войны (2-е изд.). Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-630961-7 .
  • Корабли HM, поврежденные или потопленные в результате действий противника, с 3 сентября 1939 г. по 2 сентября 1945 г. (PDF) . Лондон: Адмиралтейство: директор военно-морского строительства. 1952. OCLC   38570200 . Проверено 24 апреля 2020 г.
  • Плейфэр, генерал-майор ИСО ; и др. (2004) [1966]. Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: Уничтожение сил Оси в Африке . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. IV (pbk. facs. repr. Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO. ISBN  978-1-84574-068-9 .
  • Роскилл, SW (1962) [1956]. Период равновесия . История Второй мировой войны : Война на море 1939–1945 гг. Том. II (3-е впечатление изд.). Лондон: HMSO . OCLC   174453986 . Проверено 25 ноября 2016 г. .
  • Стивенс, WG (1962). «Глава 2: Приведение позиции Агейлы» . От Бардии до Энфидавиля . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–1945 гг. (Сборник электронных текстов Новой Зеландии, изд. 2003 г.). Веллингтон, Новая Зеландия: Отдел военной истории Министерства внутренних дел. стр. 11–31. ОСЛК   226971028 . Проверено 16 сентября 2017 г.
  • Вудман, Ричард (2003). Мальтийские конвои 1940–1943 гг . Лондон: Джон Мюррей . ISBN  978-0-7195-6408-6 .

Журналы

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f97390923a21122828b577865206aa46__1723552500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/46/f97390923a21122828b577865206aa46.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Stoneage - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)