Операция Стоунэйдж
Операция Стоунэйдж | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны. | |||||||
![]() Вид с корабля HMS Manxman во время операции Stoneage, ноябрь 1942 г. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
3 легких крейсера 10 эсминцев 4 грузовых корабля | Воздушные и военно-морские силы | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
156 мужчин легкий крейсер серьезно поврежден 5 самолетов потеряно |
Operation Stoneage или Operation Stoneage (16–20 ноября 1942 г.) — операция союзников по конвоированию на средиземноморский остров Мальта во время Второй мировой войны . Чтобы скрыть пункт назначения кораблей, некоторые из них взяли груз в Порт-Судане в Красном море . Четыре корабля Конвоя MW 13 вышли из Александрии 16 ноября в сопровождении крейсеров, эсминцев и круглосуточного воздушного прикрытия с захваченных аэродромов в Египте и Киренаике (восточная Ливия).
Дополнительный конвой из Гибралтара был отменен, когда Первая армия Великобритании и союзников высадилась в Марокко и Алжире в ходе операции «Факел» (8–16 ноября) и добилась меньшего прогресса вдоль побережья Алжира, чем ожидалось. MW 13 проплыл примерно 40 миль (46 миль; 74 км) от африканского побережья до Бенгази, а затем повернул на север, в сторону Мальты. Отступление Оси вдоль ливийского побережья контролировалось взломщиками в Блетчли-Парке кодов немецкой шифровальной машины «Энигма» , что выявило неспособность Panzerarmee Afrika контратаковать союзников.
В сумерках 18 ноября в результате атаки торпедоносцев Оси был поражен 6-дюймовый (150-мм) крейсер HMS Arethusa впереди мостика, в результате чего погибло 156 членов экипажа. Аретуза медленно вернулась в Александрию, сначала ее буксировали назад, а затем продолжили движение назад на одном двигателе. MW 13 прибыл на Мальту в 1:30 ночи 20 ноября, прорвав осаду Мальты (11 июня 1940 г. - 20 ноября 1942 г.).
Фон
[ редактировать ]Битва за Средиземное море
[ редактировать ]Несмотря на многочисленные потери на море и получение контроля над центральным Средиземноморьем летом 1942 года, британцы удержали Мальту. Уцелевшие корабли операции «Пьедестал» (3–15 августа), включая танкер SS Ohio , доставили достаточно топлива, запасов и военной техники, чтобы возобновить операции британских подводных лодок и самолетов с острова. Подводные лодки и «Бристоль Бофорт» торпедоносцы в сопровождении истребителей «Бристоль Бофайтер» регулярно атаковали корабли снабжения Оси, концентрируясь на танкерах, известных союзникам посредством перехватов «Ультра» из Блетчли-парка . В сентябре танковой армии Оси в Египте было отказано в поставке 100 000 коротких тонн (90 718 т), включая 24 000 длинных тонн (24 385 т) топлива. [ 1 ]

Потери кораблей Оси способствовали снижению мобильности, которая ограничивала Panzerarmee Afrika в битве при Алам-Хальфе (30 августа – 5 сентября) и во второй битве при Эль-Аламейне (23 октября – 11 ноября). [ 1 ] По мере отступления танковой армии ВВС стран Оси приходилось не отставать, часто меняя аэродромы. [ 2 ] [ 3 ] класса « Ожидалось, что наиболее серьезной угрозой для другого мальтийского конвоя станет Regia Marina (Итальянский королевский флот), имевший в наличии шесть линкоров, три из них современного » Литторио , два тяжелых, пять легких крейсеров и не менее двадцати эсминцев. Три линкора класса «Литторио» двинулись в Неаполь 11 ноября, но это все еще оставалось достаточно близко, чтобы совершить вылазку против мальтийского конвоя; пять крейсеров находились в Мессине на Сицилии. [ 3 ]
Мальта
[ редактировать ]
В октябре подводные лодки «Парфиан» и «Клайд» из Гибралтара и «Роркуала» в двух рейсах из Бейрута в восточном Средиземноморье доставили на Мальту авиационное топливо, продовольствие, масла и торпеды; Операция «Поезд» доставила на Мальту 27 истребителей Supermarine Spitfire (28–30 октября). С 1 по 3 ноября Парфян и Клайд доставили больше припасов, и было предпринято две попытки хитростью доставить корабли без сопровождения на Мальту. Имперский патруль покинул Александрию 1 ноября, загруженный топливом и продовольствием, в сопровождении эсминцев, чтобы замаскироваться под турецкий корабль на востоке Кипра, а затем под итальянским флагом на пути на Мальту. Около полудня 2 ноября, когда он шел в одиночку, над кораблем облетел бомбардировщик Dornier Do 217 , был замечен перископ подводной лодки, и командир приказал вернуться в Фамагусту. [ 4 ]
Операция «Краппер» началась, когда два корабля в гражданской форме отплыли из Великобритании с конвоем KMS 1 в Гибралтар, а затем направились на Мальту в надежде, что французские власти Виши не смогут помешать их проходу. Корабли были обстреляны береговой артиллерией у Кап-Бона и взяты на абордаж; оба капитана попытались прорваться, но корабли были интернированы в Бизерте. После того, как уловка провалилась, быстрый класса «Абдиэль» минный заградитель HMS Manxman отплыл из Александрии 10 ноября и прибыл через два дня с порошковым молоком, крупами и мясом, отправившись в тот же день в Гибралтар, чтобы собрать мины и установить их у мыса Бон. HMS Welshman вышел из конвоя, доставившего припасы в Северную Африку для операции «Факел» , и прибыл на Мальту 18 ноября. [ 5 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Союзные воздушные силы
[ редактировать ]был создан объединенный оперативный центр ВМФ и Королевских ВВС В штабе 201-й группы военно-морского сотрудничества , имевший в своем составе три разведывательные эскадрильи, три эскадрильи противолодочных самолетов, четыре торпедоносца и эскадрилью дальнего действия с двухмоторными самолетами. бойцы. Штаб-квартира Египта и ВВС пустыни (DAF) должны были предоставить одномоторные истребители на линию север-юг в 40 морских милях (46 миль; 74 км) к западу от Бенгази, где они передадутся самолетам с Мальты; Американские тяжелые бомбардировщики B-24 также были готовы в Гамбуте для поддержки. На Мальте ВВС Великобритании содержали составную эскадрилью фотографической, разведывательной и разведывательной эскадрильи кораблей класса «воздух-надводность » (ASV), а также две эскадрильи торпедоносцев, три эскадрильи двухмоторных дальних истребителей и пять эскадрилий одномоторных истребителей для защиты конвоев и эскадрилья ночных бомбардировщиков, которая должна была совершить налет на аэродромы Оси на Сицилии в ночь с 19 на 20 октября. [ 6 ] ПВО конвоя пришлось бороться с угрозами со стороны Крита, а затем с Сицилии, но угроза нападения со стороны Киренаики значительно уменьшилась после Второй битвы при Эль-Аламейне. Когда Panzerarmee Afrika отошла на запад, DAF должны были захватить авиабазы Оси, с которых Люфтваффе и Regia Aeronautica атаковали мальтийские конвои. Ожидалось, что до восхода солнца третьего дня плавания конвой окажется в пределах досягаемости базирующихся на Мальте истребителей. [ 2 ] [ 4 ]
Команда оси
[ редактировать ]Структура командования Оси в Средиземном море была централизованной наверху и фрагментированной на нижних уровнях. Бенито Муссолини монополизировал власть над итальянскими вооруженными силами с 1933 года, заняв посты военного министра, министра военно-морского флота и министра военно-воздушных сил. Фельдмаршал Альберт Кессельринг Люфтваффе командовал немецкими сухопутными войсками на театре военных действий в качестве главнокомандующего на юге ( Oberbeehlshaber Süd , OB Süd ), но не имел полномочий над операциями Оси в Северной Африке или организацией конвоев в Ливию. Fliegerkorps II и Fliegerkorps X подчинялись обычной Люфтваффе цепочке командования . С ноября 1941 года Кессельринг оказывал некоторое влияние на проведение немецких военно-морских операций в Средиземноморье в качестве номинального главы Военно-морского командования Италии ( Marinekommando Italien ), но подчинялся Кригсмарине цепочке командования . Соперничество между немецкими службами препятствовало сотрудничеству, и не было единства усилий между немецкими и итальянскими войсками в Средиземноморье . Кессельринг имел полномочия лишь координировать планы совместных операций немецких и итальянских войск и некоторое влияние на использование Regia Aeronautica для защиты конвоев в Северную Африку. Итальянский флот сопротивлялся всем попыткам Германии интегрировать свои операции; Корабли разных эскадрилий никогда не тренировались вместе, а Супермарина (Главное командование ВМС Италии) постоянно отменяла приказы командиров более низкого уровня. [ 7 ]
План конвоя
[ редактировать ]Конвой MW 13 состоял из британского Denbighshire (8393 брт ), голландского Bantam (9312 брт), американского Robin Locksley (7000 брт) и Mormacmoon (7939 брт). Эскорт обеспечивала 15-я крейсерская эскадра (контр-адмирал Артур Пауэр ) с класса Arethusa (6 дюймов (15 см)) крейсерами HMS Arethusa и Orion и класса Dido (5,25 дюйма (13,3 см)) крейсерами HMS Клеопатра , Эвриал и Дидона . Крейсеры сопровождала 14-я флотилия эсминцев с HMS Jervis , Javelin , Kelvin , Nubian , Pakenham , Paladin и Petard . десять эсминцев класса «Хант» 12-й флотилии эсминцев , в состав которых входили HMS Aldenham , Beaufort , Belvoir , Croome , Dulverton , Exmoor , Hurworth , Hursley , Tetcott и греческие пиндосы . Поддержку оказали [ 8 ] По соображениям безопасности Бантам и Денбишир погрузили груз в Порт-Судане , а их мосты и артиллерийские позиции получили дополнительную защиту мешками с песком. встретились в Суэцком заливе и вошли в Суэцкий канал 15 ноября, зашли в Порт-Саид 16 ноября, чтобы загрузить больше боеприпасов, и вошли в Средиземное море . Корабли в 16:00 74 км) в пределах досягаемости одномоторных истребителей союзников в течение двух дней после выхода из Порт-Саида, до сумерек к северу от Бенгази для поворота на север и бегства в сторону. Мальта. [ 4 ]
Земельная кампания
[ редактировать ]
Восьмая армия отбила Мерса-Матрух 8 ноября, в день начала Факела; В тот же день конвой отправился из Александрии в Матрух. [ 9 ] Конвой MW 13 не должен был отправиться в путь до тех пор, пока не будет отбита посадочная площадка в Тобруке, и предполагалось, что авиабаза Мартуба недалеко от Дерны заработает к 17 ноября. [ 4 ] 11 ноября разведывательный самолет DAF обнаружил эвакуацию Оси из Бардии и Тобрука, которые были захвачены 12 и 13 ноября; первый конвой союзников достиг Тобрука 19 ноября. [ 9 ] Нехватка топлива у Оси и имеющиеся запасы в Бенгази сделали вероятным, что отступление продолжится вдоль прибрежной дороги ( Виа Бальбия ) к северу от Джебель-Ахдара , и перехваты «Ультра» машинных шифров «Энигмы» к 11 ноября показали, что силы Оси имели только четыре или более топлива осталось на пять дней. Среди стран Оси существовали серьезные опасения по поводу обходного движения британцев к югу от Джебель-Ахдара, которые усугублялись потерей бензовоза, следовавшего в Бенгази. Посадочные площадки в Газале были открыты для DAF к 17 ноября, а Мартуба вступила в строй 19 ноября, откуда конвой сопровождали самолеты наземного базирования. [ 10 ] [ 4 ] [ 11 ]
Конвой МВ 13
[ редактировать ]16–18 ноября
[ редактировать ]
MW 13 начал проход через Суэцкий канал и 16 ноября во второй половине дня достиг Порт-Саида. Вечером конвой покинул Порт-Саид вместе с 15-й эскадрой крейсеров и 14-й флотилией эсминцев. 17 ноября у Александрии к конвою присоединились десять эсминцев класса «Хант» 12-й флотилии эсминцев, а крейсеры и эсминцы дозаправились в Александрии. [ 12 ] Противолодочные самолеты круглосуточно совершали самолеты «Бристоль Бисли» из 15-й эскадрильи ВВС ЮАР , «Локхид Хадсон» из 439-й эскадрильи Королевских ВВС Австралии (RAAF) и « Фейри-Суордфиш» из 815-й эскадрильи ВВС ВМФ . Двухмоторные истребители Beaufighter из 252-й эскадрильи Королевских ВВС патрулировали неподалеку на рассвете и в сумерках. [ 13 ]
Незадолго до полудня группа бомбардировщиков Junkers Ju 88 атаковала конвой, но ее провожали «Кертисс Киттихауки» из 450-й эскадрильи RAAF; До конца дня на конвой больше не было нападений. [ 14 ] С наступлением темноты и отделением на ночь от конвоя крейсеров и эсминцев флота, кроме «Эвриала» , обе группы кораблей были атакованы торпедоносцами. Конвою не было нанесено никаких повреждений, но крейсер «Аретуза» был торпедирован перед мостиком и под шлейфом дыма накренился влево. В составе экипажа 156 человек были убиты и еще больше ранены, многие получили серьезные ожоги. Петар взял корабль на буксир с кормы под присмотром Джервиса и Джавелина и отправился обратно в Александрию. [ 14 ] [ а ]
19–20 ноября
[ редактировать ]
На рассвете крейсеры и эсминцы присоединились к конвою, который находился под прикрытием с воздуха мальтийских «Бофайтеров» и «Спитфайров»; шесть бомбардировщиков-разведчиков Martin Baltimore из 203-й эскадрильи RAF из Камбута (Гамбут) в Ливии пролетели впереди конвоя, направлявшегося на север. Координация между кораблями и самолетами была значительно улучшена за счет лучшей подготовки и наличия УКВ радиотелефонов , которые обеспечивали большую дальность действия и лучший прием между морем и воздухом. В 14:00, когда в 80 морских милях (92 миль; 150 км) от Мальты, 15-я крейсерская эскадра и эсминцы отделились и повернули в Александрию. Эвриал и 12-я флотилия эсминцев были сопровождены тральщиком HMS Speedy и другими местными лодками в Гранд-Харбор в 1:30 ночи 20 ноября под аплодисменты населения и гарнизона. Разгрузка началась в 3 часа ночи , и к 26 ноября осада Мальты была значительно облегчена. Самолеты Оси пытались разбомбить корабли, но в Денбишире возник пожар от паров бензина. было опаснее. [ 16 ]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]
Стивен Роскилл , официальный историк Королевского флота , писал в 1962 году, что прибытие Стоунэйджа положило конец двухлетней осаде Мальты. Подводные лодки были переведены из полетов на ковре-самолете в наступательные операции, и в конце ноября 821-я военно-морская авиационная эскадрилья ( Fairey Albacores ) была переброшена на Мальту, как и Force K с крейсерами Dido и Euryalus и четырьмя эсминцами флота; моторных торпедных катеров Вскоре прибыла флотилия . Еще один отряд крейсеров и эсминцев начал действовать из Бона в Алжире, что с 1 декабря позволило ВМФ атаковать конвои Оси в Тунис с обоих направлений. [ 17 ] В 2003 году Ричард Вудман написал, что Стонейдж доставил 35 000 коротких тонн (31 751 тонну) грузов, что передвинуло крайний срок, по которому Мальта будет вынуждена сдаться из-за отсутствия поставок, на середину декабря. Восьмая армия изгнала силы Оси из Египта и Киренаики, войдя в Бенгази 20 ноября. В Тунисе Первая армия находилась примерно в 40 милях (64 км) от Бизерты, готовясь к следующему наступлению. Успех союзников на суше сделал операции конвоев намного безопаснее, и следующий мальтийский конвой Operation Portcullis благополучно прибыл 5 декабря. [ 12 ]
Потери
[ редактировать ]В результате торпедирования «Аретузы» погибло 156 человек, многие получили серьезные ранения, многие получили ожоги. ВВС Великобритании потеряли пять самолетов, три из них «Спитфайры». [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ «Аретуза» двигалась со скоростью 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час), когда торпеда попала в левый борт под башней B, проделав в борту дыру размером 53 на 35 футов (16 на 11 м). Корабль загорелся от башни А до мостика и затонул до ватерлинии на расстоянии 100 футов (30 м) от носовой части. Корабль накренился на 15°, и в качестве компенсации мазут был перелит в цистерны правого борта; отключилось электричество, за исключением задней части передней котельной, и вышли из строя телефоны. Несмотря на повреждения и периодические воздушные атаки, Аретузу отбуксировал Петард обратно в Александрию . Переместив якорные цепи назад, экипаж сумел спустить правый гребной винт под воду и медленно плыть назад, прибыв вечером 21 ноября; корабль больше года находился на ремонте в США. [ 15 ] [ 16 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Роскилл 1962 , стр. 341–346.
- ^ Перейти обратно: а б Вудман 2003 , с. 455.
- ^ Перейти обратно: а б Playfair 2004 , стр. 196–197.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Playfair 2004 , с. 196.
- ^ Вудман 2003 , стр. 457–458.
- ^ Playfair 2004 , стр. 197–198.
- ^ Вего 2010 , стр. 127–128.
- ^ Вудман 2003 , стр. 505, 459.
- ^ Перейти обратно: а б Роскилл 1962 , с. 340.
- ^ Хинсли 1994 , с. 248.
- ^ Стивенс 1962 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Вудман 2003 , стр. 459–461.
- ^ Playfair 2004 , с. 198.
- ^ Перейти обратно: а б Вудман 2003 , стр. 459–460.
- ^ DNC 1952 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б Вудман 2003 , с. 460.
- ^ Роскилл 1962 , стр. 341–343.
- ^ Playfair 2004 , с. 199.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
- Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне. Его влияние на стратегию и операции (в сокращении) . История Второй мировой войны (2-е изд.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-630961-7 .
- Корабли HM, поврежденные или потопленные в результате действий противника, с 3 сентября 1939 г. по 2 сентября 1945 г. (PDF) . Лондон: Адмиралтейство: директор военно-морского строительства. 1952. OCLC 38570200 . Проверено 24 апреля 2020 г.
- Плейфэр, генерал-майор ИСО ; и др. (2004) [1966]. Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: Уничтожение сил Оси в Африке . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. IV (pbk. facs. repr. Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO. ISBN 978-1-84574-068-9 .
- Роскилл, SW (1962) [1956]. Период равновесия . История Второй мировой войны : Война на море 1939–1945 гг. Том. II (3-е впечатление изд.). Лондон: HMSO . OCLC 174453986 . Проверено 25 ноября 2016 г. .
- Стивенс, WG (1962). «Глава 2: Приведение позиции Агейлы» . От Бардии до Энфидавиля . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–1945 гг. (Сборник электронных текстов Новой Зеландии, изд. 2003 г.). Веллингтон, Новая Зеландия: Отдел военной истории Министерства внутренних дел. стр. 11–31. ОСЛК 226971028 . Проверено 16 сентября 2017 г.
- Вудман, Ричард (2003). Мальтийские конвои 1940–1943 гг . Лондон: Джон Мюррей . ISBN 978-0-7195-6408-6 .
Журналы
- Вего, М. (зима 2010 г.). «Операция «Большой конвой на Мальту», 10–15 августа 1942 г. (Операция «Пьедестал)» . Обзор военно-морского колледжа . 63 (1). ISSN 0028-1484 . Архивировано из оригинала 12 августа 2014 года . Проверено 5 июня 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гаага, лейтенант-коммандер Арнольд (1995). «Снабжение Мальты 1940–1942, часть 1 из 3» . naval-history.com . Проверено 7 июня 2018 г.