Воздушный бой Формозы
Воздушный бой Формозы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Тихоокеанского театра Второй мировой войны. | |||||||
Члены экипажа военного корабля США « Хэнкок» (CV-19) переносят ракеты в самолеты во время подготовки к ударам по Формозе, 12 октября 1944 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Япония | Соединенные Штаты | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Рюноске Охота Сигеру Фукудоме |
Уильям Хэлси-младший Марк Митчер | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
| |||||||
Сила | |||||||
330 самолетов на Формозе, 350 на Кюсю , плюс 690 самолетов, прилетевших с баз в Японии и Китае за четыре дня. |
9 авианосцев 8 легких авианосцев 6 линкоров 4 тяжелых крейсера 11 легких крейсеров 57 эсминцев ~1000 самолетов-носителей ~130 тяжелых бомбардировщиков | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
самолет 321–525 Формозанские военные объекты и инфраструктура серьезно повреждены |
89 самолетов 1 тяжелый крейсер серьезно поврежден 2 легких крейсера повреждены 1 эсминец поврежден |
Воздушный бой на Формозе ( японский : 台湾沖航空戦 , букв. « Битва в Тайваньском море », китайский : 臺灣空戰 ), 12–16 октября 1944 г., представлял собой серию крупномасштабных воздушных боев между авианосными группами Соединенных Штатов. ВМС США Оперативная группа быстрых авианосцев (TF 38) и сухопутные военно-воздушные силы Императорского флота Японии (IJN) и Императорской японской армии (IJA). Сражение состояло из налетов американской авиации на японские военные объекты на Формозе (Тайвань) днем и атак японской авиации ночью на американские корабли. Потери японцев превысили 300 уничтоженных в воздухе самолетов, тогда как американские потери составили менее 100 уничтоженных самолетов и поврежденных двух крейсеров. ВМС Японии Этот результат фактически лишил Объединенный флот воздушного прикрытия для будущих операций, что оказалось решающим во время битвы в заливе Лейте в конце октября.
Фон
[ редактировать ]Японские стратегические планы решающей битвы с флотом США были сформированы уже к сентябрю 1944 года. [ 1 ] Предвидя различные варианты действий, открытые для американских десантных сил, японский оперативный приказ под кодовым названием «Шо» («победа») предусматривал четыре сценария, пронумерованные от одного до четырех. Шо-1 (Ити) , 2 (Ни) , 3 (Сан) и 4 (Йон) предназначались для защиты соответственно Филиппин , Формозы и Окинавы , родины Японии, а Хоккайдо также и Курильских островов . [ 2 ]
Из-за потерь Японии во время битвы в Филиппинском море ядро ее военно-воздушных сил в операции «Сё» располагалось на суше. [ 3 ] План также нарушил традицию IJN, придав первостепенное значение потоплению американских судов снабжения, а не военных кораблей США. Для восстановления боевого духа главнокомандующий Объединенным флотом адмирал Соэму Тойода в начале октября вылетел на фронт, чтобы сплотить войска вокруг Сё . [ 4 ]
Японский военно-морской флот сформировал специальное авиационное подразделение под названием T Attack Force (T Attack Force, T Kōgeki Butai ), сокращение от «T» от «тайфун» (тайфун, тайфу ), для экспериментов с тренировками в суровых погодных условиях. [ 5 ] Эта стратегия, наряду с ночными операциями и подводной войной, была призвана компенсировать меньший флот Японии по сравнению с флотом Соединенных Штатов за счет выполнения миссий в погодных условиях, к которым американцы не были подготовлены. Однако, как и другие японские подразделения того времени, T Attack Force страдала от нехватки пилотов, даже после того, как набирала зеленых летчиков непосредственно из армии. Их неопытность, усугубленная выполнением миссий в ночное время, позже привела к плохой производительности и преувеличенному количеству убийств во время реального боя. [ 3 ]
К 10 октября тур Тойоды по фронту был завершен. В тот же день он намеревался отправиться из Формозы в Японию, но был вынужден изменить свои планы, когда вице-адмирала Марка Митчера на севере внезапно появилась оперативная группа быстрых авианосцев , нанеся удары по островам Рюкю . Тойода не мог рискнуть вернуться домой через сконцентрированные авианосные силы противника, которые теперь погрузили на борт более 1000 самолетов. [ примечание 1 ] особенно после того, как предыдущие командующие Объединенным флотом погибли в воздушных боях . В результате в решающий момент он был остановлен вдали от штаба Объединенного флота. Вне позиции и при неадекватных линиях связи ответ на такую подавляющую мощь вражеской авиации был оставлен на усмотрение начальника штаба Тойоды, вице-адмирала Рюноске Кусака . [ 6 ]
Кусака правильно расценил эти удары как предвестник высадки американских войск, отчасти благодаря разведданным Имперского флота, собранным за предыдущую неделю. [ 7 ] Поскольку он все еще не был уверен, где именно высадятся силы противника, он решил применить воздушный компонент Шо-1 или Шо-2 – запланированную оборону Филиппин или Формозы соответственно – утром 10 октября. «Шо» представлял собой сложный план, включавший в себя вылазки нескольких надводных сил с баз, расположенных в Сингапуре и Японии. Этим военным кораблям потребуется время, чтобы занять позиции для согласованной атаки. Вместо того, чтобы ждать прибытия флота для сочетания морской и воздушной мощи, Кусака приказал военно-воздушным силам, зарезервированным для Сё , немедленно вступить в бой с противником. Он подкрепил этот приказ, полностью реализовав Шо-2 утром 12 октября. [ 8 ]
было выделено более 1800 самолетов для Шо Всего , но они были широко рассредоточены по четырем регионам операции. Около трети из них не были готовы к бою из-за потерь, отсутствия частей и подготовленных пилотов. Когда начались боевые действия, у вице-адмирала Сигэру Фукудоме было наготове около 700 самолетов на Формозе и Кюсю . Позже к его команде было добавлено около 100 самолетов во Внутреннем море Сето . В течение следующих четырех дней с баз в Японии и Китае прилетело еще около 690 самолетов. [ 9 ] [ 3 ]
Хотя это представляло собой огромное количество имеющихся самолетов, Воздушная служба Императорского флота Японии (IJNAS) все еще восстанавливалась после потерь, понесенных в битве в Филиппинском море в июне. Хотя к этому времени подразделения были в значительной степени воссозданы в количественном отношении, качество пилотных проектов явно ухудшалось. [ 10 ] Более того, хотя общее количество самолетов, задействованных в бою к 12 октября, затмевало любые силы, которые Япония ранее выставляла в воздухе, авианосные силы ВМС США были способны задействовать гораздо более крупные и значительно лучше обученные силы. [ примечание 2 ]
Боевой порядок
[ редактировать ]- Воздушная служба Императорского флота Японии : более 1200 истребителей/бомбардировщиков выделено для всех четырех регионов операции «Сё».
- 1-й воздушный флот, базирующийся в Маниле , Филиппины : 350 самолетов наземного базирования.
- 2-й воздушный флот базируется на Кюсю и Такао , Тайвань : 510 самолетов наземного базирования.
- 3-й воздушный флот: 300 самолетов наземного базирования плюс 100 отведенных из авианосных дивизий.
- 12-й воздушный флот базируется на Хоккайдо и Курильских островах : менее 100 самолетов на случай чрезвычайных ситуаций.
- 13-й воздушный флот, базирующийся в Малайзии и Голландской Ост-Индии : менее 100 самолетов на случай чрезвычайных ситуаций.
- Воздушная служба Императорской армии Японии : около 600 самолетов выделено для всех Сё регионов .
- 4-я воздушная армия , базирующаяся в Маниле, Филиппины: около 200 самолетов.
- Армия Формозы базируется в Тайхоку и Такао: около 200 самолетов.
- Родины : около 200 самолетов. Учебные силы
Примерно одна треть выделенных планеров оказалась недоступна из-за жертв, отсутствия запчастей или обученных пилотов. Когда началось сражение, под объединенное командование Фукудоме было передано 720 самолетов, а 100 самолетов из Внутреннего моря Сето позже к ним добавились . 330 человек, базирующихся на Формозе, смогли немедленно защититься. Около 350 из них все еще базировались на Кюсю и участвовали в атаках на американский флот над водой. [ 3 ] В течение следующих четырех дней с баз в Японии и Китае прилетело еще около 690 самолетов. [ 9 ]
- Третий флот
- Оперативная группа 38 (TF 38): 17 авианосцев (в том числе 8 лёгких авианосцев и более 1000 самолётов), 6 линкоров, 4 тяжёлых крейсера , 11 лёгких крейсеров , 57 эсминцев.
- Оперативная группа 38.1 (TG 38.1): USS Cowpens , USS Hornet , USS Monterey , USS Wasp
- Оперативная группа 38.2 (TG 38.2): военный корабль США «Банкер Хилл» , военный корабль США «Кабот» (отдельный), военный корабль США «Хэнкок» , военный корабль США «Индепенденс» , военный корабль США «Интрепид».
- Оперативная группа 38.3 (TG 38.3): военный корабль США «Эссекс» , военный корабль США «Лэнгли» , военный корабль США «Лексингтон» , военный корабль США « Принстон».
- Оперативная группа 38.4 (TG 38.4): военный корабль США «Белло Вуд» , военный корабль США «Энтерпрайз» , военный корабль США «Франклин» , военный корабль США « Сан-Хасинто».
- Оперативная группа 38 (TF 38): 17 авианосцев (в том числе 8 лёгких авианосцев и более 1000 самолётов), 6 линкоров, 4 тяжёлых крейсера , 11 лёгких крейсеров , 57 эсминцев.
Боевой
[ редактировать ]9 октября японский патрульный самолет был потерян к востоку от Окинавы. 10 октября американские войска совершили воздушный налет на острова. [ 3 ] В течение дня и ночи 11 октября японские самолеты-разведчики, оснащенные радарами, видели различные оперативные группы Третьего флота, давая раннее предупреждение командующим районами на Формозе и на Филиппинах. Зная, что удары на рассвете 12 октября неизбежны, наземные войска были приведены в боевую готовность, а самолеты были готовы к утреннему перехвату. [ 11 ] Японские войска на Формозе расположили свои истребители двумя группами: одна прикрывала Тайхоку, а другая — Такао. На Кюсю T Attack Force готовилась к ночным вылетам, в то время как другие авиационные подразделения планировали атаку крупным строем на американские авианосцы. [ 3 ]
Боевой опыт авианосных группировок США в ходе боя в значительной степени зависел от дислокации их оперативной группы и назначенных целей удара. Утром 12 октября четыре оперативные группы оперативной группы Fast Carrier были растянуты примерно с северо-запада на юго-восток. Оперативной группе 38.2, как самой северной группе, была отведена северная треть Формозы. Следующей в очереди была оперативная группа 38.3, которой была поручена центральная часть острова. Наконец, оперативные группы 38.1 и 38.4 были совместно распределены по южной Формозе. [ 12 ] [ 13 ]
12 октября
[ редактировать ]Все четыре оперативные группы завершили предрассветную зачистку истребителей примерно к 06:00. Поскольку японцы были в боевой готовности, истребители Grumman F6F Hellcat из всех четырех групп были перехвачены вражеской авиацией, и повсеместно сообщалось об умеренном или интенсивном зенитном огне. Бои воздух-воздух были наиболее ожесточенными над северной и центральной Формозой, где действовали самолеты 38.2 контр-адмирала Джеральда Ф. Богана TG и 38.3 контр-адмирала Фредерика К. Шермана TG . авиакомпании «Шерман» Военные корабли США «Лексингтон» и « Эссекс» заявили, что между ними было сбито почти 50 самолетов противника. В состав оперативной группы Богана входили три класса «Эссекс» авианосца — USS Intrepid , USS Bunker Hill и USS Hancock . Intrepid и Bunker Hill заявили, что было уничтожено более 50 японских самолетов, в результате чего совокупные претензии двух групп составили около 100. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] японцы потеряли 17 из 50 действующих истребителей, базировавшихся на Формозе По словам выжившего Кадзуо Одачи, . [ нужна ссылка ] Многие из наиболее опытных японских пилотов погибли во время первой волны американского воздушного налета. [ 3 ]
Американские авианосные авиагруппы понесли минимальные потери личного состава: девять американских самолетов были сбиты, а три пилота впоследствии были спасены близлежащими кораблями или подводными лодками. Эти однобокие результаты отчасти объяснялись отсутствием опыта у японских пилотов. Бойцы IJAAS, дислоцированные на севере Филиппин, все еще проходили подготовку. [ 18 ] Основная часть вражеских истребителей, о которых сообщили американские летчики, представляла собой модели японской армии, в первую очередь модели Nakajima Ki-44 ( союзное обозначение «Тодзё»), Kawasaki Ki-61 («Тони») и Nakajima Ki-43 («Оскар»). . Несмотря на то, что в то время действовало несколько опытных японских военно-морских авиаторов, IJNAS Mitsubishi A6M Zero, истребительные подразделения восстановленные после битвы в Филиппинском море, все еще учились работать вместе и не выполняли полеты секций или дивизий, которые давали бы тактическое преимущество. [ 19 ] Кроме того, японский командующий Сигэру Фукудоме заметил, что хотя самолеты в его подразделениях загорались практически сразу после получения повреждений, американские истребители с меньшей вероятностью возгорались. [ 3 ]
Хотя оставшиеся за день авианосные удары истребителей Hellcat, пикирующих бомбардировщиков Curtiss SB2C Helldiver и торпедоносцев Grumman TBF Avenger нанесли значительный ущерб военным объектам на Формозе, им не удалось полностью нейтрализовать базирующуюся на острове японскую авиацию. Однако многие уцелевшие постройки будут разрушены налетами B-29 в последние дни битвы. [ 3 ]
Единственная эффективная японская контратака против TF 38 произошла с родных островов Японии. Около сотни самолетов с Кюсю атаковали оперативную группу днем 12-го числа, по сообщениям, повредив два авианосца. Еще сотни вылетят 14 и 15 числа, но больше не смогут увидеть американский флот. [ 3 ] Тем временем ударная группа Т, подготовленная для всепогодных и ночных операций, вылетела на юг, чтобы провести первую в Японии крупномасштабную ночную воздушную торпедную атаку с помощью радара. [ 5 ] Результаты были тусклыми. Корабли ВМС США дымили в качестве укрытия и проводили радикальные маневры, чтобы удержать противника позади, в то время как японские самолеты сбрасывали сигнальные ракеты для освещения своих целей. Ночью корабельными орудиями было сбито восемь японских самолетов. [ 20 ] и три бомбардировщика Mitsubishi G4M «Бетти» были захвачены ночными истребителями авианосца « Индепенденс » . [ 21 ] Военный корабль США «Притчетт» получил повреждения от дружественного огня, но никаких повреждений от самолетов противника не было. [ 22 ]
13 октября
[ редактировать ]13 октября погода была еще более неблагоприятной, чем в предыдущий день. Несмотря на то, что оперативным группам был поставлен более широкий спектр целей — от Пескадоров до северного Лусона и Формозы, в воздухе было встречено гораздо меньше врагов. Результаты дневной забастовки было трудно определить из-за пасмурности. [ 23 ] Отчеты пилотов об этих двух днях ударов помогли обнаружить на Формозе более обширную сеть авиабаз, чем предполагалось ранее. Эта информация в сочетании с радиоперехватами и ударами в сумерках, отраженными накануне вечером, побудила командира оперативной группы 38 Митчера отменить любые удары, запланированные на начало после 14:00. Вместо этого оперативные группы приготовились к обороне от нового ночного штурма. [ 24 ]
Подразделения T Attack Force вернулись, как и ожидалось, для нанесения сумерек ударов по военным кораблям США. На этот раз под атакой оказались ТГ 38.1 и 38.4. Японские формирования были замечены радаром в 16:40 и перехвачены самолетами боевого воздушного патруля (CAP) с » TG 38.4 авианосца « Белло Вуд час спустя. Истребители Белло Вуд разбили вражеский строй на расстоянии более 70 миль (110 км) от авианосных сил, уничтожив 10 истребителей и бомбардировщиков, прежде чем вернуться на свой корабль. [ 25 ]
К 18:12, незадолго до захода солнца, еще одно соединение пилотов Т-штурмовой группы приблизилось на расстояние удара оперативных групп. Еще шесть самолетов были сбиты в районе ТГ 38.4 за двадцать минут. Последующая группа из шести бомбардировщиков Mitsubishi G4M «Бетти», проникшая в пикет и уклонившаяся от CAP, нанесла решительные атаки на авианосцы TG 38.4, сбросив в воду четыре торпеды, прежде чем все шесть были сбиты корабельными зенитными орудиями. Одна торпеда пролетела прямо перед авианосцем « Франклин» , а другая прошла слишком глубоко и прошла под авианосцем. Один из «Бетти» попытался врезаться во Франклина на пути вниз, но оторвался от кабины экипажа и соскользнул через правый борт корабля в воду. [ 26 ]
ТГ 38.1 повезло меньше. Десять бомбардировщиков Yokosuka P1Y «Фрэнсис» вступили в контакт с группой в 18:23 после того, как ускользнули от раннего радиолокационного обнаружения, пролетев низко над водой. Хотя визуальный контакт был установлен и корабельный зенитный огонь уничтожил шесть самолетов, один из них «Фрэнсис» нанес решительный торпедный удар по авианосцам. Пилот сбился с курса, упустив шанс торпедировать авианосец; однако его торпеда попала в военный корабль США «Канберра» , убив 23 члена ее экипажа и нанеся серьезный ущерб крейсеру. Оба машинных отделения были затоплены, руль направления был поврежден. В результате «Канберру» пришлось брать на буксир в составе новой оперативной группы TG 30.3, составленной из кораблей, выделенных из авианосных групп. Около 22:00 USS Wichita начал буксировку подбитого крейсера на юго-восток. [ 27 ] [ 28 ]
14 октября
[ редактировать ]группы были вынуждены оставаться в пределах досягаемости противника дольше, чем предполагалось оперативные Из-за ситуации в Канберре . Рано утром были начаты истребительные зачистки для подавления авиации на Лусоне и Формозе, в то время как недавно сформированная оперативная группа пыталась сопроводить Канберру в безопасное место. [ 29 ] Некоторые авиагруппы столкнулись в зонах ударов с японскими самолетами. [ 30 ] но крупного боя воздух-воздух не развернулось. В течение дня самолеты противника вылетали к периметру оперативных групп, чтобы передать отчеты о наблюдениях. [ 31 ]
CTF 38 ожидал еще одну долгую ночь в общих штабах. Эти сведения вскоре подтвердились. ТГ 38.1, 38.2 и 38.3 подверглись массированным воздушным атакам противника примерно с 15:00 до 18:30. [ 32 ]
TG 38.2 была первой атакованной группой. Группа из 25 пикирующих бомбардировщиков Yokosuka D4Y «Джуди», использовавших облачность, чтобы избежать обнаружения, была перехвачена боевым воздушным патрулем группы. Лишь несколько японских самолетов прошли мимо американских истребителей. Выжившим бомбардировщикам удалось сбросить две бомбы в районе « Хэнкока» , и одна попала в переднюю орудийную ванну левого борта, не взорвавшись при ударе. Серьезного ущерба в результате этой атаки нанесено не было. [ 30 ]
Около 17:00 на радаре появилась большая группа врагов, направлявшаяся в сторону ТГ 38.3. Как и прежде, многие из них были сбиты боевым воздушным патрулем. Уцелевшие самолеты противника спустились до уровня воды, чтобы уклониться от дальнейшего обнаружения радарами. Эти самолеты – торпедоносцы и истребители – всего через несколько минут успешно устроили засаду на этот строй. Уклоняющиеся маневры, шквалистая погода и плохое истребительное прикрытие со стороны японцев помогли TG 38.3 уйти, не понеся существенных повреждений. [ 33 ]
Оперативная группа 38.1 была назначена прикрытием уходящей в отставку Канберрской группы. В 16:15 военный корабль США «Хьюстон» присоединился к TG 38.1, чтобы заменить «Уичито» , который должен был переносить носовую часть « Осы » перед назначением в качестве буксира. группы Большой призрак появился после захода солнца в 18:31. Зенитные батареи дозорных кораблей сбили десять самолетов, когда они пытались приблизиться к авианосцам, но многие другие добрались до центра группы. [ 34 ] По меньшей мере два самолета противника сбросили торпеды в воду в районе Хьюстона . Корабль резко повернул на правый борт, пытаясь избежать первого замеченного следа торпеды. Хотя вторая торпеда не попала в борт корабля, первая попала в крейсер в миделе между килем и бронепоясом . [ 35 ] Из-за наводнения машинных отделений и других внутренних помещений корабль получил крен на 16° . Многие члены команды корабля перевалились через борт валяющегося судна в воду. Почти был отдан приказ покинуть корабль, но было решено, что военный корабль США « Бостон» отбуксирует поврежденный крейсер обратно на восток. [ 36 ]
Хотя атаки на TG 38.1 продолжались в течение нескольких часов после нападения на «Хьюстон» , японские рейдеры не добились дальнейших успехов. [ 37 ]
15 октября
[ редактировать ]Первоначально оперативные приказы предусматривали дозаправку оперативных групп в этот день. с учетом торпедирования «Хьюстона» и «Канберры» Однако на дозаправку отправились только ТГ 38.2 и 38.3. TG 38.4 был переназначен для нанесения ударов по Лусону, чтобы сдерживать атакующие самолеты, в то время как TG 38.1 продолжал выполнять функции сопровождения группы поврежденных кораблей, теперь получивших прозвище «Поврежденная дивизия 1». Столкнувшись с решением либо затопить , либо защитить поврежденные крейсеры, советники адмирала Уильяма Хэлси-младшего , командующего 3-м флотом США , убедили его превратить плохую ситуацию в возможность. Неофициально получившие название «Дивизия наживки», тихоходные корабли и их эскорт использовались в качестве приманки для привлечения японского флота. Срочные радиопередачи транслировались по открытым каналам в надежде на перехват противником. Судя по отчетам о наблюдениях, план мог сработать: утром и вечером сообщалось, что силы крейсеров и линкоров направлялись на юг из Японии и на юго-восток от Формозы. [ 38 ] [ примечание 3 ]
Тем временем воздушные атаки противника не ослабевали, несмотря на тяжелые потери, понесенные японцами в предыдущие дни. Вместо того чтобы ждать ночных налетов, японские ударные соединения в сопровождении истребителей A6M Zero наносили удары по ТГ 38.1 и 38.4 с рассвета до заката. Боевой воздушный патруль над ТГ 38.4 пришлось пополнить дополнительными истребителями для перехвата приближающихся японских самолетов. Примерно два десятка японских штурмовиков и истребителей были сбиты в период с 10:45 до 10:56 сочетанием истребителей CAP и корабельных орудий. Истребители авианосца « Сан-Хасинто» уничтожили гораздо больше самолетов, уничтоженных в послеобеденные часы. [ 39 ] Хотя во время этих сражений Франклин получил попадание скользящей бомбы, ущерб оказался поверхностным. [ 40 ] Самолеты ТГ 38.4 вели бой с противником и на суше. Авиационная группа 13 (CAG-13) на борту «Франклина» столкнулась с большой группой врагов в районе Нильсон-Филд во время утренних ударов по Лусону. Они заявили о потере как минимум 20 самолетов противника при потере всего одного истребителя Hellcat. [ 41 ]
И снова TG 38.1 подвергся самым согласованным атакам японцев. Никаких наступательных ударов авиация группы не наносила. Вместо этого сила CAP была максимально усилена. Боевая эскадрилья 14 (VF-14) на борту USS Wasp заявила, что к концу дня было сбито 30 самолетов противника. [ 42 ] и другие авианосные истребительные группы оперативной группы сбили еще более дюжины. Авианосцы зафиксировали несколько близких попаданий бомб, но во время этих атак ни одному военному кораблю США не было нанесено реального ущерба. [ 43 ]
16 октября
[ редактировать ]Дальние поиски проводились утром и днем с помощью самолетов оперативной группы. Была надежда, что японский надводный флот направится к месту трансляции дивизии «Наживка». К сожалению, к вечеру стало ясно, что вражеская разведывательная авиация подвела итоги оставшейся численности флота США. В результате «Приманки обтекаемой наживки» Хэлси никакого воздействия на поверхность не возникло. [ 44 ]
Хотя вражеские корабли не материализовались, японские воздушные атаки продолжались все утро и весь день. Самостоятельное воздушное прикрытие TG 30.3 обеспечивали легкие авианосцы USS Cowpens и USS Cabot , чьи авиагруппы перехватывали многочисленных бандитов. [ примечание 4 ] Самый крупный удар, в котором участвовали 75 японских штурмовиков и истребителей, нанесся около 13:30. [ 45 ] Один двухмоторный самолет пробил CAP и корабельные зенитные батареи, просуществовав ровно настолько, чтобы сбросить торпеду в воду, прежде чем сам самолет рухнул в море. [ 46 ]
Торпеда попала в кормовую часть правого борта « Хьюстона» , выбросив за борт 20 человек и распространив бензиновые пожары в водах вокруг крейсера. Первоначально неуверенный в том, выдержит ли корабль, капитан приказал эвакуировать 300 членов экипажа, пока состояние корабля не будет проверено. В конце концов было решено, что она останется на плаву. Буксировка продолжалась, как и прежде, медленно продвигая оперативную группу в сторону военно-морской базы Улити . [ 47 ] [ 36 ]
Последствия
[ редактировать ]Выжившие японские пилоты вернулись с рассказами об ошеломляющей победе. Сообщалось, что практически весь Третий флот США был потоплен, а американские авианосные силы остались в руинах. Хотя некоторые члены командования IJN поначалу скептически относились к таким сообщениям, члены кабинета министров продвигали эту версию, пока она не дошла до императора Хирохито . Он поздравил ВМФ и армию с успехом. Газеты, в частности, трубили об этих заявлениях, повторяя, что оперативная группа США разбита и отступает. Даже неубежденные члены IJN, включая адмирала Соэму Тойода Объединенного флота , считали, что у Формозы была достигнута какая-то победа. [ 48 ]
Фактически воздушный бой на Формозе стал разгромом японских военно-воздушных сил и поворотным моментом в будущих военно-морских операциях. [ 49 ] Около 150 самолетов было потеряно над Формозой, еще 179 - в результате атак над водой на американский надводный флот. Дневные бомбардировки японцев оказались в значительной степени неэффективными. Многие сообщения о ночных атаках были приукрашены японскими авиаторами, у которых не было достаточной подготовки и опыта из-за нехватки пилотов в Японии. Ложное чувство победы побудило Тойоду отдать приказ о тотальном преследовании американцев, которое вскоре закончилось очередным фиаско. [ 3 ] Осознав масштаб поражения японцев, понесенного только 12 октября, вице-адмирал Фукудоме посетовал: «Наши истребители были не чем иным, как множеством яиц, брошенных в каменную стену неукротимого вражеского строя». [ 49 ]
В ответ на американские удары по Формозе, начавшиеся 12 октября, недавно сформированные авианосные подразделения, такие как 634-я японская военно-морская авиагруппа IJN (NAG), были отделены от своих кораблей в четвертой авианосной дивизии . Направленный в состав наземного 2-го воздушного флота, 634-й НАГ в течение оставшейся части месяца испытывал быстрое истощение. К январю 1945 года в этой группе не было личного состава, способного обеспечить летную деятельность. В то же время более старые авианосные подразделения, такие как 653-я военно-морская авиагруппа, которая только что завершила восстановление после потерь, понесенных во время Первой битвы в Филиппинском море , были выделены и аналогичным образом интегрированы в состав 2-го воздушного флота. Только в ходе воздушного боя на Формозе 653-я НАГ потеряла почти половину имеющихся самолетов. [ 50 ]
Учитывая вышеупомянутые потери авианосной группы, лишившие корабли вице-адмирала Дзисабуро Одзавы пилотов, и потери опытных наземных ударных подразделений, таких как T Attack Force, не оставалось реальной перспективы обеспечить воздушное прикрытие японского флота для грядущая битва при заливе Лейте . И историки битвы, и командиры IJN признали этот фактор основной причиной провала плана Шо . Г. П. Уиллмотт пишет: «В значительной степени поражение японцев на Филиппинах приобрело существенный характер... еще до десантных операций 17 и 20 октября. Это произошло из-за характера и масштабов победы, одержанной Американские авианосные группы в ходе их действий после 10 октября». [ 51 ] Тойода, когда задал вопрос: «Что, по вашему мнению, было основной причиной отсутствия успеха в этой операции?» ответил: «Наша слабость в воздухе и... тот факт, что наши пилоты под командованием адмирала Одзавы не были достаточно подготовлены». [ 52 ]
Воздушный бой на Формозе также стал поворотным моментом в японской военной тактике. Организованные атаки камикадзе были предложены после Первой битвы в Филиппинском море, но были отвергнуты руководителями Императорского флота Японии до сентября . 1944 года 1-й воздушный флот IJN - это подразделения, специально развернутые с целью нападения на вражеские корабли. [ 53 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Пер Уилмотт с. 59, это первый случай, когда американские авианосные силы подняли на борт такое большое количество самолетов.
- ^ Для сравнения численности наступательных сил учтите, что, например, Фукудоме сообщил о 761 самолето-вылете всего 2-го воздушного флота против TF 38 за неделю боя по сравнению с 808 самолето-вылетами по целям, совершенными только TG 38.2 в период с 11 по 14 октября. См. ниже Уиллмотт, с. 64 и Митчер с. 30.
- ↑ В отчете о наблюдениях «линкоров» на самом деле речь шла о тяжелых крейсерах адмирала Симы. См. Прадос р. 145.
- ↑ На языке ВМФ призрак — это визуальное или радиолокационное обнаружение самолета, принадлежность которого неизвестна. С другой стороны, бандит — это самолет, однозначно идентифицированный как враг.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уиллмотт 2005 , с. 47.
- ^ Макартур 1994 , стр. 321–322.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Фукудоме, 1952 год .
- ^ Прадос 2016 , стр. 125–127.
- ^ Jump up to: а б Хакетт 2016 .
- ^ Вего 2013 , стр. 114.
- ^ Прадос 2016 , с. 120.
- ^ Уиллмотт 2005 , стр. 62–65.
- ^ Jump up to: а б Морисон 2002 , с. 68.
- ^ Прадос 2016 , с. 128.
- ^ Бейтс 1953 , стр. 289–292.
- ^ Бейтс 1953 , с. 100.
- ^ Шерман 1944 , с. 3.
- ^ Грир 1944 , стр. 90–92.
- ^ МакКэмпбелл 1944 , стр. 38–40.
- ^ Уинтерс 1944 , стр. 32–35.
- ^ Эллис 1944 , стр. 58–60.
- ^ Офсти 1945a .
- ^ МакКэмпбелл 1944 , с. 43.
- ^ Боган 1944 , с. 10.
- ^ Юэн 1944 , с. 22.
- ^ Шерман 1944 , стр. 5–6.
- ^ Маккейн 1944 , с. 13.
- ^ Шерман 1944 , с. 6.
- ^ Дэвисон 1944 , стр. 9.
- ^ Дэвисон 1944 , стр. 9–10.
- ^ Маккейн 1944 , с. 14.
- ^ Раздел предварительного проектирования, 1946 год .
- ^ Митчер 1944 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Боган 1944 , с. 11.
- ^ Дэвисон 1944 , с. 10.
- ^ Маккейн 1944 , с. 15.
- ^ Шерман 1944 , стр. 7–8.
- ^ Маккейн 1944 , с. 16.
- ^ Беренс 1944a , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б Эскизный проект. 1947 год .
- ^ Маккейн 1944 , с. 17.
- ^ Хэлси 1947 , стр. 207–208.
- ^ Кернодл 1944 , стр. 15–16.
- ^ Дэвисон 1944 , стр. 11–12.
- ^ Киббе 1944 , с. 113–114.
- ^ Блитч 1944 , стр. 120–122.
- ^ Маккейн 1944 , стр. 16–17.
- ^ Кэннон 1993 , с. 43.
- ^ Эдер 1944 , стр. 46–47.
- ^ Беренс 1944a , стр. 9–11.
- ^ Беренс 1944b , стр. 2–3.
- ^ Прадос 2016 , стр. 147–148.
- ^ Jump up to: а б Прадос 2016 , с. 136.
- ^ Даже 1989 , стр. 77–85.
- ^ Уиллмотт 2005 , с. 62.
- ^ Офсти 1945b .
- ^ Прадос 1995 , стр. 620–623.
Ссылки
[ редактировать ]Вторичные источники
[ редактировать ]- Бейтс, Ричард (1953). «Битва за залив Лейте, октябрь 1944 г., Стратегический и тактический анализ» (PDF) . Фонд Гипер Войны . Военно-морское училище . Проверено 27 июня 2017 г.
- Кэннон, М. Хэмлин (1993). «Лейте: Возвращение на Филиппины» . Фонд Гипер Войны . Канцелярия начальника военной истории Департамента армии . Проверено 3 июля 2017 г.
- Фукудоме, Сигэру (1952). «Стратегические аспекты битвы у Формозы» . Труды Военно-морского института США . 78 (21): 598.
- Хакетт, Боб (2016). «Первая японская ночная бомбардировка с помощью радара» . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 12 сентября 2017 г.
- Хэлси, Уильям (1947). «История адмирала Хэлси» . Интернет-архив . МакГроу-Хилл . Проверено 3 июля 2017 г.
- Хата, Икухико (1989). Японские военно-морские асы и истребительные подразделения во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-315-1 .
- Макартур, Дуглас (1994). «Отчеты генерала Макартура: японские операции в юго-западной части Тихого океана» . Центр военной истории армии США . Архивировано из оригинала 2 мая 2017 года . Проверено 13 июня 2017 г.
- Морисон, Сэмюэл Элиот (2002). Лейте, июнь 1944 г. — январь 1945 г. Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-07063-1 .
- Прадос, Джон (2016). Шторм над Лейте: филиппинское вторжение и уничтожение японского флота . Издательская группа «Пингвин». ISBN 978-0-698-18576-0 .
- Прадос, Джон (1995). Расшифровка объединенного флота: секретная история американской разведки и японского флота во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-431-9 .
- Вего, Милан (2013). Битва за Лейте, 1944 год: планы союзников и японцев, подготовка и исполнение . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-171-9 .
- Уиллмотт, HP (2005). Битва при заливе Лейте: последнее действие флота . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-00351-2 .
Первичные источники
[ редактировать ]- Беренс, Уильям В. (1944a). Военный корабль США «Хьюстон», военный дневник за октябрь 1944 года . Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 1.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Проверено 12 мая 2020 г.
- Беренс, Уильям Х. (1944b). Военный корабль США «Хьюстон» (CL-81), отчет о действиях, 16 октября 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 01.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Проверено 13 мая 2020 г.
- Блитч, Джей Ди (1944). Отчеты о действиях самолетов, CAG-14, 10–26 октября 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 01.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Проверено 13 мая 2020 г.
- Боган, Джеральд Ф. (1944). Отчет о действиях оперативной группы 38.2, с 6 октября по 3 ноября 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 01.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Проверено 13 мая 2020 г.
- Дэвисон, Ральф Э. (1944). Отчет о действиях оперативной группы 38.4, 7–21 октября 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 01.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Проверено 13 мая 2020 г.
- Эдер, МЫ (1944). Военная история, Боевая эскадрилья 29 . Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 01.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Проверено 12 мая 2020 г.
- Эллис, Уильям Э. (1944). Комментарии и отчеты о действиях самолетов, авиагруппа 18, 10–21 октября 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 01.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Проверено 13 мая 2020 г.
- Юэн, Эдвард К. (1944). Отчет о действиях за октябрь 1944 года, военный корабль США «Индепенденс» . Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 1.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Проверено 13 мая 2020 г.
- Грир, Маршалл (1944). Отчет о действиях самолетов, авиагруппа 8, 10–22 октября 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 1.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Проверено 13 мая 2020 г.
- Кернодл, Майкл Х. (1944). Военный корабль США «Сан-Хасинто», Отчет о действиях: период с 7 по 21 октября 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 1.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Проверено 13 мая 2020 г.
- Киббе, Р.Л. (1944). Отчеты о действиях самолетов, авиагруппа 13, 10–20 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 01.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Проверено 13 мая 2020 г.
- Маккейн, Джон С. старший (1944). Отчет о действиях оперативной группы 38.1, 2–29 октября 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 1.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Проверено 12 мая 2020 г.
- МакКэмпбелл, Дэвид (1944). Отчет о действиях самолетов, авиагруппа 15, 10–16 октября 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 1.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Проверено 13 мая 2020 г.
- Митчер, Марк А. (1944). Отчет о действиях, Целевая группа 38; 29 августа – 30 октября 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 01.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Проверено 13 мая 2020 г.
- Офсти, Ральф А. (1945a). «Обзор стратегических бомбардировок США, допросы японских официальных лиц, Nav № 115: вице-адмирал Сигэру Фукудоме» . Фонд Гипер Войны . Отдел военно-морского анализа . Проверено 30 июня 2017 г.
- Офсти, Ральф А. (1945b). «Обзор стратегических бомбардировок США, допросы японских официальных лиц, Nav № 75: адмирал Соэму Тойода» . Фонд Гипер Войны . Отдел военно-морского анализа . Проверено 4 июля 2017 г.
- Секция эскизного проектирования (1946 г.). «Отчет о военных повреждениях № 54, повреждение торпеды авианосца Канберра (CA-70)» . Командование военно-морской истории и наследия . Военно-морское бюро кораблей . Проверено 2 июля 2017 г.
- Секция эскизного проектирования (1947 г.). «Отчет о военных повреждениях № 53, повреждение торпеды военного корабля США Хьюстон (CL-81)» . Командование военно-морской истории и наследия . Военно-морское бюро кораблей . Проверено 3 июля 2017 г.
- Шерман, Фредерик К. (1944). Отчет о действиях оперативной группы 38.3, битва при Формозе . Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 01.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Проверено 13 мая 2020 г.
- Уинтерс, Теодор Х. (1944). Отчеты о действиях самолетов, авиагруппа 19, с 10 октября по 6 ноября 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 1.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Проверено 13 мая 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Буйство воздушного боя на Формозе» . Стэнфорд Дейли . 16 октября 1944 года . Проверено 12 сентября 2017 г.
- «Сообщения военно-морского ведомства, CINCPAC, октябрь 1944 г.» . ГиперВойна . Проверено 13 сентября 2017 г.
- «Мемориал ВМС США, затерянный в Си Лог, военный корабль США Хьюстон» . Мемориал ВМС США . Проверено 15 сентября 2017 г.
- «Мемориал ВМС США, затерянный в Си Лог, военный корабль США Канберра» . Мемориал ВМС США . Проверено 15 сентября 2017 г.