Кактус ВВС
Кактус ВВС | |
---|---|
![]() Самолеты ВВС Cactus толпятся на Хендерсон-Филд , Гуадалканал , октябрь 1942 года. | |
Активный | 20 августа 1942 г. - апрель 1943 г. |
Страны | ![]() ![]() |
Верность | Союзники Второй мировой войны |
Ветвь | Военно-воздушные силы армии США Корпус морской пехоты США ВМС США Королевские ВВС Новой Зеландии |
Тип | Ансамбль воздушного агрегата |
Роль | Воздушная война |
Гарнизон/штаб | Хендерсон Филд , Гуадалканал , Соломоновы Острова |
Помолвки | Вторая мировая война |
Командиры | |
Примечательный командиры | Рой Гейгер Луи Э. Вудс Фрэнсис П. Малкахи |
Кактусовые ВВС относятся к ансамблю военно-воздушных сил союзников , дислоцированных на острове Гуадалканал с августа 1942 года по декабрь 1942 года во время наиболее ожесточенных этапов кампании на Гуадалканале , особенно тех, которые действовали с Хендерсон-Филд . Термин «Кактус» происходит от кодового названия острова союзниками. В 1943 году ВВС «Кактус» были включены в состав AirSols — объединенного командования авиационных частей союзников на Соломоновых островах .
Фон
[ редактировать ]7 декабря 1941 года японцы атаковали Тихоокеанский флот США в Перл-Харборе , Гавайи. Атака нанесла вред большей части Тихоокеанского флота линкоров США и привела к состоянию войны между двумя странами. Начав эту войну, японские лидеры стремились нейтрализовать американский флот, захватить владения, богатые природными ресурсами, и получить стратегические военные базы для защиты своей обширной империи. Японские войска также атаковали и взяли под свой контроль Гонконг, Филиппины, Таиланд, Малайю , Сингапур, Голландскую Ост-Индию , остров Уэйк , Новую Британию и Гуам . [1]
Две попытки японцев расширить свой оборонительный периметр в южной и центральной части Тихого океана были сорваны в битве в Коралловом море (май 1942 г.) и битве за Мидуэй (июнь 1942 г.). Эти две стратегические победы дали союзникам возможность перехватить инициативу и начать контрнаступление против японцев где-то в Тихом океане. Союзники выбрали Соломоновы острова, в частности южные Соломоновы острова Гуадалканал , Тулаги и Флориду. [2]
Стратеги союзников знали, что японский флот оккупировал Тулаги в мае 1942 года и построил неподалеку базу гидросамолетов. В начале июля 1942 года японский флот начал строительство значительного аэродрома возле мыса Лунга на соседнем острове Гуадалканал. После завершения эти базы будут защищать главную базу Японии в Рабауле , угрожать линиям снабжения и связи союзников через южную часть Тихого океана с Австралией и Новой Зеландией, а также создавать плацдарм для потенциальных наступлений на Новые Гебриды , Фиджи, Самоа и Новую Каледонию . [3] [4]

План союзников по нападению на южные Соломоновы острова был задуман адмиралом ВМС США Эрнестом Кингом , главнокомандующим флотом США . Кинг предложил контрнаступление, чтобы не допустить использования японцами южных Соломоновых островов в качестве баз , угрожающих путям снабжения между Соединенными Штатами и Австралией, и использовать их в качестве отправных точек для кампании с целью изолировать новые и крупную японскую базу в Рабауле, одновременно поддерживая кампанию союзников в Новой Гвинее . Конечная цель всего этого заключалась в том, чтобы открыть для США путь к возвращению Филиппин. [5] Американский адмирал Честер Нимиц , главнокомандующий всеми силами союзников на Тихом океане, создал Южно-Тихоокеанский театр военных действий под командованием вице-адмирала Роберта Л. Гормли 19 июня 1942 года для руководства наступлением союзников на Соломоновых островах. . [6] [7]
7 августа 1942 года Первая дивизия морской пехоты высадилась на Тулаги и Гуадалканале в районе Лунга-Пойнт, захватив незавершенный японский аэродром и ознаменовав первое контрнаступление союзников на Тихоокеанском театре военных действий . Союзники сразу же продолжили строительство аэродрома, используя трофейную японскую технику. 12 августа аэродром был переименован в Хендерсон-Филд в честь майора Лофтона Р. Хендерсона , погибшего во время битвы за Мидуэй, первого пилота морской пехоты, погибшего во время боя. К 18 августа Хендерсон Филд был готов к эксплуатации. [8]
Хендерсон Филд
[ редактировать ]
Сразу после высадки на Гуадалканале морские пехотинцы из 1-го инженерного батальона круглосуточно работали с использованием трофейной японской тяжелой техники для завершения строительства аэродрома. Первым самолетом, который приземлился, был PBY Catalina ВМС США , который приземлился 12 августа для оценки состояния поля. В то время длина поля составляла 2600 футов, что было достаточно для истребителей, но все еще слишком коротко и мягко для бомбардировщиков. Три дня спустя прибыло первое подразделение Seabee с Carryall, что значительно ускорило строительство. Поле было объявлено готовым к летной эксплуатации 18 августа. [9] Когда прибыли первые самолеты, Хендерсон-Филд едва ли можно было назвать аэродромом. Это был кусок неправильной формы, вырезанный наполовину из зарослей острова, наполовину в кокосовой роще, с короткой взлетно-посадочной полосой и несколькими ограждениями для защиты самолета от шрапнели. [10] После приземления на Хендерсон-Филд 4 сентября командир 25-й авиационной группы морской пехоты полковник У. Фиск Маршалл описал эту сцену: «Выглядела как Доре ». рисунок ада, нарисованный [11]
Взлетно-посадочная полоса проходила с северо-запада на юго-восток, имела гравийное покрытие длиной 2400 футов (730 м) с дополнительными 1000 футов (300 м) Марстон-Мэта, часто испещренными воронками от японской артиллерии и огня военно-морских сил. Полоса находилась в таком плохом состоянии, что причиняла авиациям столько же потерь, сколько и действия противника. В жару поле представляло собой чашу черной пыли, загрязнявшей двигатели боевых самолетов; [12] во время дождя аэродром быстро становился грязным, самолеты увязли в жидкой грязи. Майор Мэрион Карл описал это место как «...единственное место на Земле, где можно стоять по колени в грязи и при этом пыль в глаза попадет». [13] Хуже всего пришлось тяжелым пикирующим бомбардировщикам SBD, поскольку их шины из твердой резины, предназначенные для авианосцев посадки и взлета , разрывали взлетно-посадочные полосы, как орала . Экспериментировали с деревянными колесами, но и они оказались не лучше. [14] Взлетно-посадочная полоса несколько раз удлинялась и расширялась во время длительной кампании на Гуадалканале, и к 4 сентября она составила 3800 футов (1200 м) в длину и 150 футов (46 м) в ширину. [15]
Хендерсон-Филд также находился очень близко к плохо удерживаемым позициям Первой дивизии морской пехоты США, поэтому безопасность всегда вызывала беспокойство. Не было бензовозов, авиационных ангаров и ремонтных построек. Поврежденные самолеты разобрали на запчасти, а из-за отсутствия бомбоподъемников все авиационные боеприпасы приходилось загружать на военные самолеты вручную. Топливо, которого всегда было критически мало, приходилось вручную откачивать из 55-галлонных бочек . [13] После прибытия бензовозов авиационный бензин по-прежнему приходилось закачивать в грузовики вручную. [14]
9 сентября 1942 года 6-й военно-морской строительный батальон США (SeaBees) открыл вторую взлетно-посадочную полосу примерно в 1 миле (1,6 км) к востоку от первоначальной взлетно-посадочной полосы Хендерсон-Филд. Эта новая взлетно-посадочная полоса, названная «Истребитель-1», состояла из утрамбованного дерна, имела длину около 4600 футов (1400 м) и ширину 300 футов (91 м). Истребительные эскадрильи морской пехоты действовали на базе Истребителя 1, в то время как остальные самолеты, действовавшие на базе Хендерсон-Филд, продолжали использовать первоначальную взлетно-посадочную полосу, известную как «Поле бомбардировщиков № 1». [15]
Состояние Хендерсон-Филд улучшилось примерно 15 ноября, после того как он официально стал авиабазой морской пехоты. Надлежащие взлетно-посадочные полосы были установлены с использованием доставленных измельченных кораллов, поскольку местные кораллы считались гнилыми и слякотными. [16]
Условия проживания
[ редактировать ]
Условия жизни на Гуадалканале были одними из самых сложных, с которыми сталкивалась морская авиация. Пилоты и механики жили в глиняных палатках на затопленной кокосовой плантации под названием «Комариная роща». Большинство заразились тропическими болезнями, такими как малярия , дизентерия , лихорадка денге или грибковые инфекции . [17]
Несчастия сопровождались смертельной опасностью. Аэродром почти каждый день около полудня бомбили бомбардировщики Mitsubishi G4M «Бетти», летевшие на высоте 20 000 футов (6 100 м) в идеальном строю «Ви » в сопровождении истребителей. [18] Он также часто подвергался обстрелам японской артиллерией днем и японскими военными кораблями ночью. Самая сильная ночь бомбардировки произошла 13–14 октября 1942 года: два японских линкора выпустили более 700 тяжелых снарядов по Хендерсон-Филд, обеспечивая прикрытие для высадки японских военно-морских сил Имперской морской пехоты и армейских подкреплений дальше на запад, на Гуадалканал. В результате обстрела погибли шесть пилотов CAF. [ нужна ссылка ]
Командиры
[ редактировать ]
С момента высадки первой эскадрильи морской пехоты 20 августа по 25 августа в авиации морской пехоты не было командующего, который вместо этого подчинялся непосредственно генералу Вандегрифту. Морские пехотинцы не назначили командующего воздушными операциями, в армии уже присутствовала эскадрилья, а поле приобрело вид военно-морской базы после того, как они были обещаны определенным военно-морским подразделениям. Первым командиром морской пехоты был полковник Уильям В. Уоллес, но он временно сохранял за собой командование. [19] [20] Технически ВВС Cactus находились под командованием контр-адмирала Джона С. Маккейна , который командовал всей авиацией союзников наземного базирования в южной части Тихого океана. Однако Вандегрифт и его оперативные командиры осуществляли местное командование авиацией союзников, действовавшей из Хендерсон-Филд. [21]
3 сентября 1942 года судьба осажденных авиаторов изменилась с прибытием бригадного генерала Роя Гейгера на борт первого самолета 25-й группы морской пехоты , приземлившегося на острове, - R4D Skytrain . [22] [23] В качестве «Командующего авиацией Гуадалканала» (ComAirCACTUS) и 1-го авиакрыла морской пехоты Гейгер разместил свою штаб-квартиру в деревянной японской пагоде на холме примерно в 200 ярдах (180 м) от аэродрома. Своей энергией, примером и чистой силой личности он поднял коллективный дух выживших из эскадрильи. Его описывали как «...резкого, холодного и, по мнению некоторых, безжалостного... он был полон решимости выжать максимум производительности из людей и машин». [24] В пресс-релизах говорилось, что во время его пребывания на посту командующего существовало «чувство отчаяния, но не пораженчества». [25] В конечном итоге напряжение командования и тяжелые условия жизни серьезно утомили как морально, так и физически 57-летнего Гейгера. 7 ноября Гейгер передал командование своему начальнику штаба бригадному генералу Луису Э. Вудсу . [26] [27]
Бригадный генерал Вудс, ветеран авиации с 21-летним стажем, командовал летчиками «Кактуса» в самый низкий момент кампании. Он быстро превратился из «доброго полковника в кровожадного бригадного генерала». [26] На следующий день после Рождества Вудс передал командование «Кактусом» бригадному генералу Фрэнсису П. Малкахи , командующему 2-м авиационным крылом морской пехоты . [28]
японский
[ редактировать ]
Большинство японских самолетов, задействованных в ВВС «Кактус», принадлежали авиационным частям Императорского флота Японии . 7 августа, во время кампании на Гуадалканале, 5-я воздушная ударная группа под командованием контр-адмирала Садаёси Ямады действовала из Рабаула , Новая Британия , и Лаэ , Папуа-Новая Гвинея, и отвечала за операции военно-морской авиации в восточной части Новой Гвинеи и на Соломоновых островах. 5-я была гибридной организацией, состоящей из приданных подразделений 25-й воздушной флотилии и подчинявшейся 11-му воздушному флоту (также называемому «Базой ВВС») под командованием Нисидзо Цукахары . Утром 7 августа авиация 5-й дивизии насчитывала 39 истребителей, 32 средних бомбардировщика, 16 пикирующих бомбардировщиков и 17 гидросамолетов, включая 15 гидросамолетов в Тулаги, уничтоженных в результате первых воздушных ударов союзников во время высадки на Тулаги и Гуадалканале. [29] [30]
Основным бомбардировочным подразделением 5-й дивизии была 4-я авиагруппа, эксплуатирующая бомбардировщики Mitsubishi G4M Type 1 «Betty». Двадцать четыре истребителя 5-го полка принадлежали Тайнан Кокутай под командованием капитана Масахиса Сайто. На Тайнане находились некоторые из самых результативных японских асов-истребителей, а также пилотировался истребитель A6M2 Zero . Имея 55 пилотов и 24 самолета, только самым опытным и способным пилотам Тайнаня разрешалось постоянно участвовать в боевых действиях. Пикирующие бомбардировщики ( Aichi D3A1 «Валс» ) и остальные истребители ( A6M3 Zeros ) принадлежали 2-й авиагруппе . Большая часть пикирующих бомбардировщиков была потеряна во время ударов 7 и 8 августа по десанту союзников. Также 7 и 8 августа авиагруппа Мисава 6-й воздушно-штурмовой группы (также называемой 26-й воздушной флотилией ) под командованием вице-адмирала Сейго Ямагаты с Тиниана с 27 бомбардировщиками Тип 1 присоединилась к 5-й воздушно-штурмовой группе в Рабауле. Примерно в то же время адмирал Цукахара переехал из Тиниана в Рабаул, чтобы контролировать воздушные операции против сил союзников вокруг Гуадалканала. [31]
4-я авиагруппа и авиагруппа Мисава понесли тяжелые потери во время атак на десантный флот союзников у Гуадалканала 7 и 8 августа, потеряв убитыми 24 бомбардировщика и 153 члена экипажа, а авиагруппа Тайнань потеряла четыре Зеро и четырех пилотов. До прибытия подкрепления 5-я воздушно-ударная группа не могла продолжать атаковать позиции морской пехоты на Гуадалканале, что давало США время подготовить захваченный аэродром в Лунга-Пойнт, который не будет прерван воздушной атакой. 20 августа в Кавиенг прибыли Type 1 авиагруппы Кисарадзу 6-й воздушно-штурмовой группы. 2 сентября к ним в Кавиенге присоединились десять самолетов Type 1 из авиагруппы Титосэ 24- й воздушной флотилии . Обе группы участвовали в последующих бомбардировках Гуадалканала. Тринадцать Зеро и пилоты 6-й авиагруппы присоединились ко 2-й авиагруппе в Рабауле 31 августа, совершив боевые вылеты над Гуадалканалом 11 сентября. [32] [33]
С 1 октября и до конца войны 11-м воздушным флотом командовал Дзинъити Кусака , также располагавшийся в Рабауле. Среди известных пилотов 11-го воздушного флота были Хироёси Нисидзава и Дзюнъити Сасаи .
Отряд японских гидросамолетов под названием R-Area Air Force был создан 28 августа под командованием контр-адмирала Такацугу Дзёдзимы и действовал из Рабаула, а также с передовых оперативных баз в Буине, Шортлендских островах , и заливе Реката , Санта-Исабель . Самолеты R-Area принадлежали четырем эскадрильям японских тендеров на гидросамолеты «Камикава Мару» , «Читосэ» , «Саньо Мару» и «Сануки Мару» . ВВС R-зоны в основном обеспечивали прикрытие японских конвоев, доставляющих войска и припасы на Гуадалканал, проводили разведывательные миссии в районе Соломоновых островов и время от времени атаковали Хендерсон-Филд. Кроме того, авиационные подразделения авианосцев Объединенного флота Японии, в том числе Сёкаку , Дзюнё , Дзуйкаку и Рюдзё , действовавшие либо с наземных баз 11-го воздушного флота, либо с авианосцев, вступали в бой с самолетами ВВС Cactus во время кампании на Гуадалканале. [34]
Операции
[ редактировать ]Август
[ редактировать ]
20 августа первый самолет морской пехоты приземлился на Хендерсон-Филд. В состав 23-й группы морской пехоты, летавшей с эскортного авианосца USS Long Island , входили 18 F4F Wildcat истребителей из состава VMF-223 под командованием майора Джона Л. Смита и 12 SBD Dauntless пикирующих бомбардировщиков из состава VMSB-232 под командованием лейтенанта. Полковник Ричард Мангрум . На следующий день эти военные самолеты выполнили боевые вылеты. [35] [36] [37]
22 августа к ним присоединилась армии США 67-я эскадрилья преследования под командованием майора Дейла Брэннона с пятью армейскими P-400 («экспортная» версия P-39 ); а 24 августа — 11 пикирующими бомбардировщиками SBD с авианосца USS Enterprise, поскольку они не смогли приземлиться на свой авианосец, поврежденный в битве за Восточные Соломоновы острова . В конце августа к этим боевым самолетам присоединились еще 19 Wildcats из VMF-224 под командованием майора Роберта Э. Галера и еще дюжина пикирующих бомбардировщиков SBD из VMSB-231 , также входивших в состав 23-й авиагруппы морской пехоты. Пилоты и военные самолеты армии, морской пехоты и флота составляли основу ВВС Кактуса. [38] [39]
Первый бой «воздух-воздух» ВВС «Кактус» состоялся 21 августа и завершился с неоднозначными результатами. Японские «Зеро» из авиагруппы Тайнаня в миссии по сопровождению бомбардировщиков (бомбардировщики искали американские авианосцы к югу от Гуадалканала) пролетели над Хендерсон-Филд на обратном пути в Рабаул, и шесть из них были встречены четырьмя самолетами F4F Wildcat ВВС Cactus на высоте 14 000 м. футов (4300 м). Майор Смит одержал первую победу CAF в воздухе, но два других пилота разбились при посадке поврежденного самолета, причем оба Wildcat были признаны полностью потерянными, за исключением уцелевших частей. Японцы потерь не понесли. Той же ночью у SBD Dauntless при взлете лопнуло колесо, в результате чего он заземлился и разбился, что привело к потере еще одного самолета. [40] [41]
24 августа во время морского сражения на Восточных Соломоновых островах между авианосными силами Японии и США к востоку от Соломоновых островов японский вице-адмирал Тюичи Нагумо направил легкий авианосец Императорского флота Японии (IJN) «Рюдзё» впереди основных сил японских военных кораблей. послать авиацию на Хендерсон-Филд. Миссия Рюдзё , вероятно, была ответом на просьбу Нисидзо Цукахары , командующего флотом в Рабауле, о помощи объединенного японского флота в нейтрализации Хендерсон-Филд. [42] В 12:20 и в 200 милях (320 км) к северо-востоку от Гуадалканала « Рюдзё» запустил шесть «Кейт» бомбардировщиков и 15 истребителей A6M Zero для атаки на Хендерсон-Филд одновременно с атакой 24 бомбардировщиков «Бетти» и 14 истребителей «Зеро» из Рабаула. не знали Силы Рюдзё , что самолет Рабаула столкнулся с суровой погодой и вернулся на свою базу в 11:30. прибыл Самолет Рюдзё над Хендерсон-Филд в 14:23 и столкнулся с 14 морскими пехотинцами Wildcats и четырьмя армейскими P-400 во время бомбардировки аэродрома. В результате боя были сбиты три истребителя «Кейтс», три «Зеро» и три истребителя морской пехоты… но Хендерсон-Филд не пострадал. В бою погибли два пилота морской пехоты и восемь японских летчиков. Все эти японские самолеты в конечном итоге были потеряны, потому что во время атаки на Хендерсон-Филд « Рюдзё» был потоплен самолетами авианосца USS Saratoga , что вынудило японские самолеты броситься на воду после возвращения в предыдущее местонахождение своего авианосца. [43] [44]
31 августа авианосец USS Saratoga был торпедирован японской подводной лодкой. Вернувшись в Перл-Харбор для ремонта в сухом доке, большая часть самолетов и членов экипажа «Саратоги» осталась в Эспириту-Санто . Адмирал Маккейн планировал отправить часть этих самолетов для усиления ВВС «Кактус» на Гуадалканале. [45]
Сентябрь
[ редактировать ]
2 сентября 3-й батальон обороны морской пехоты США начал эксплуатацию радара воздушного поиска в Хендерсон-Филд, который, наряду с отчетами береговых наблюдателей , помог обеспечить раннее предупреждение о приближающихся японских военных самолетах. [46]
К 3 сентября, дню прибытия Гейгера, CAF насчитывало всего 64 летных самолета. [13] Из-за тяжелых потерь, которые понесли CAF, адмирал Маккейн решил немедленно перебросить истребительные эскадрильи военного корабля США « Саратога» на Гуадалканал. 4 сентября 24 F4F VF-5 вылетели из Эспириту-Санто в Хендерсон-Филд. [47]
С 1 по 8 сентября японские авиационные подразделения в Рабауле сосредоточились на обеспечении воздушного прикрытия сил японской армии, действующих вдоль « Тропы Кокода» в Новой Гвинее , во время кампании «Тропа Кокода» . 9 сентября японцы возобновили воздушные операции против Хендерсон-Филд с целью уничтожить CAF и изолировать американские войска на Гуадалканале. [48]
В период с 21 августа по 11 сентября японцы совершили налеты на Гуадалканал в общей сложности десять раз, потеряв 31 самолет уничтоженным и еще семь серьезно поврежденных, в первую очередь из-за оборонительных усилий истребителей CAF. Большинство японских экипажей уничтоженного самолета погибли. За это же время истребительные эскадрильи Корпуса морской пехоты CAF потеряли 27 самолетов, девять пилотов погибли. [39]
12 сентября 25 Беттис и 15 Зеро из Рабаула совершили набег на Хендерсон-Филд. [49] По предупреждению берегового наблюдателя Дональда Кеннеди и радару на Хендерсон-Филд 20 истребителей Wildcat из истребительных эскадрилий морской пехоты и ВМФ вылетели на перехват этого рейда. В результате боя два бомбардировщика «Бетти» были сбиты зенитным огнем морской пехоты, а четыре «Бетти» и один истребитель были сбиты «Уайлдкэтс». Один пилот ВМС США погиб, пытаясь посадить свой поврежденный истребитель обратно на Хендерсон-Филд после боя. [50]
Той ночью поле было обстреляно японским крейсером «Сендай» и тремя эсминцами в поддержку атак японской армии по периметру Лунги – в первую ночь битвы у хребта Эдсона . В результате обстрела погибли два пилота ВМСБ-232 и один пилот ВМСБ-231, но ни самолет, ни аэродром не пострадали. [51]
13 сентября 18 «Уайлдкэтов» прибыли на Хендерсон-Филд с авианосцев USS Hornet и USS Wasp . Утром того же дня Цукахара отправил разведывательную миссию из двух самолетов Тип 2 в сопровождении девяти Зеро, чтобы выяснить, захватила ли японская армия ночью Хендерсон-Филд. «Зеро» столкнулись с истребителями ВВС «Кактус» из VMF-223, VMF-224 и VF-5, потеряв четырех «Зеро» вместе со своими пилотами. CAF потеряли четыре истребителя: два в бою и два в результате несчастных случаев, при этом два пилота CAF погибли. Дневной рейд того же дня, проведенный 27 Бетти и 12 Зеро, атаковал Хендерсон Филд в 14:00 и снова привел к ожесточенным столкновениям с защитниками Кактуса. В перестрелке два бомбардировщика «Бетти» были потеряны и два серьезно повреждены, трое членов экипажа убиты и шесть взяты в плен. Два Wildcat были потеряны, по одному с VMF-212 и VF-5, оба пилота погибли. В тот же день два гидросамолета «Зеро» зоны R из залива Реката пронеслись над мысом Лунга и сбили самолет-разведчик SBD с борта VMSB-231, убив обоих членов его экипажа. Другой разведчик CAF SBD с VS-3 в тот же день бросил воду в океане во время поискового патруля, и оба члена экипажа погибли. Позже в тот же день на Хендерсон-Филд в качестве подкрепления прибыли 12 самолетов VS-3 SBD и шесть самолетов-торпедоносцев VT-8 TBF Avenger. [52]
14 сентября силы Района R атаковали Хендерсон в течение дня, используя в общей сложности 24 поплавковых истребителя и бомбардировщика, потеряв восемь из них без потерь для CAF. Истребительный удар семи самолетов 2-й авиагруппы «Зеро» из Рабаула также атаковал Лунгу в тот день, потеряв один самолет и пилота. В тот же день над Гуадалканалом был сбит японский самолет-разведчик. Единственной потерей CAF стал один VMF-223 Wildcat, который разбился при взлете, серьезно ранив пилота. [53]
С 15 по 27 сентября плохая погода над островами Бисмарка привела к затишью в воздушной кампании над Гуадалканалом без налетов японской авиации. В этот период обе стороны усилили свои авиационные части. Японцы доставили в свои авиационные части в Рабауле 85 истребителей и бомбардировщиков, а американцы перебросили на Хендерсон-Филд 23 истребителя и бомбардировщика. 20 сентября японцы насчитали 117 самолетов в Рабауле, а CAF насчитали 71 самолет в Хендерсон-Филд. [54]
Октябрь
[ редактировать ]Вечером 13-14 октября японские линкоры «Конго» и «Харуна» вошли в залив Айронботтом и приступили к обстрелу Хендерсон-Филд 14-дюймовыми снарядами . После 90-минутной бомбардировки 41 американец был убит, а в составе ВВС «Кактус» оставалось только пять SBD и 7 Wildcat, которые все еще были в рабочем состоянии. [55]
ноябрь
[ редактировать ]
CAF достигли своего пика боевой мощи 12 ноября, имея в своем составе 47 истребителей, 23 тактических бомбардировщика и 12 средних бомбардировщиков. [56] Утром 14 ноября самолеты-разведчики авианосца « Энтерпрайз » заметили большое количество японских военных транспортов к северу от Нью-Джорджии, направлявшихся на Гуадалканал. Все доступные самолеты Cactus при поддержке дополнительной палубной авиации и B-17, летевших из Эспириту-Санто, атаковали конвой. В тот же день четыре транспорта были потоплены, а еще три были подожжены и повернули обратно на север, в пролив Нью-Джорджия . Два из этих горящих транспортов затонули позже тем же вечером. [57] После полутора месяцев непрерывных ночных обстрелов CAF впервые атаковали японский линкор 15 ноября, после первой ночи морского сражения за Гуадалканал , в котором рулевое управление Хиеи было отключено. Не имея возможности бежать, Хиеи неоднократно подвергался атакам самолетов с Хендерсон-Филд и с авианосца « Энтерпрайз » . После многочисленных прямых попаданий и поджога «Хиеи» был затоплен японцами. [58]
Первое авиационное подразделение из другой страны прибыло на Хендерсон-Филд 26 ноября 1942 года: 3-я эскадрилья RNZAF с легкими бомбардировщиками Lockheed Hudson для разведывательных работ. [59]
декабрь
[ редактировать ]26 декабря на Гуадалканале находился 161 самолет всех типов. [60]
Используемая тактика
[ редактировать ]
Пилоты-истребители ВМС и морской пехоты США, не имевшие большого опыта высотных полетов, оказались в невыгодном положении, поскольку их F4F Wildcat был медленнее, тяжелее, менее маневренен и медленно набирал высоту по сравнению с маневренным японским A6M Zero . [61] Американские пилоты быстро научились не вести воздушный бой с «Зеро». Вместо этого, если бы они вступили в бой с одним из них, они бы дали ему быструю пикирующую очередь, а затем нырнули бы, чтобы перегруппироваться, подняться и снова атаковать. Пилоты «Кактусов» постоянно совершенствовали свою тактику и технику, полагаясь на командную работу в воздушных боях и улучшая свою артиллерийскую стрельбу, чтобы оставаться эффективными против пилотов «Зеро». [62]
Благодаря маневренности «Зеро» американские пилоты быстро адаптировали тактику «нападай и беги», аналогичную той, которую использовали американские « Летающие тигры» в Китае и Бирме. [61] Они также использовали двухплоскостную секцию полета , метод, разработанный летчиками-истребителями ВМС США Джоном Тачем и Эдвардом О'Хэйром и получивший название « Тач-плетение ». Два самолета оставались в одной и той же зоне, и, если появились Зеро, у них было больше шансов поразить самолет на хвосте своих ведомых. [ нужна ссылка ]

По словам одного американского пилота, «Один Зеро против одного Груммана — это не равный бой, но при взаимной поддержке два Груммана стоят четырех или пяти Зеро». [ нужна ссылка ]
У Wildcat были свои преимущества. Он был хорошо защищен по сравнению с легкобронированным «Зеро», имел самоуплотняющийся топливный бак и обладал достаточной огневой мощью с шестью пулеметами М-2 «Браунинг» 50-го калибра. Пилоты морской пехоты США, настроенные скептически после битвы за Мидуэй , очень доверяли своим самолетам. [14]
Поскольку они не могли эффективно сражаться с Зеро, защитники Хендерсон-Филд не могли получить превосходство в воздухе, чтобы предотвратить атаки японцев. Они поняли, что лучшее, что они могут сделать, — это сорвать ежедневный рейд, уничтожить японцев, а затем уйти, чтобы сражаться в следующий день. [63] Учитывая это, их основной целью стали бомбардировщики, а не истребители, и многие из представленных тактик были разработаны майором морской пехоты Джоном Л. Смитом . Американские пилоты всегда стремились начать атаку на высоте не менее 5000 футов (1500 м) над японскими формированиями и концентрировали свои атаки на идущих за ними самолетах. [14] Это давало им хорошие углы для стрельбы по открытым топливным бакам японских бомбардировщиков и создавало для бомбардировщиков сложную артиллерийскую проблему, поскольку высокие пролеты американских истребителей ставили их в слепую зону японских артиллеристов. Эта тактика также заставила японские истребители сопровождения набирать высоту и сжигать больше топлива, тем самым сокращая их ограниченное время над Гуадалканалом. [64]
С 3 сентября по 4 ноября 1942 года ВВС «Кактус» заявили, что в воздушных боях было сбито 268 японских самолетов, и ущерб, нанесенный остальным, оценивается столь же большим. [ нужна ссылка ]
Береговые наблюдатели
[ редактировать ]
Из-за ограниченного количества самолетов и топлива, имеющихся на ранних этапах кампании, CAF не смогли поддерживать постоянный боевой воздушный патруль над Хендерсон-Филд. Таким образом, CAF требовалось раннее предупреждение о приближающихся японских самолетах, чтобы их самолеты находились в воздухе во время японских воздушных атак. [65] Члены австралийских береговых наблюдателей , в том числе У. Дж. Рид на севере и Пол Мейсон на юге Бугенвиля , Дональд Кеннеди на острове Нью-Джорджия и Джеффри Купер на острове Санта-Исабель , сообщали, как группы японских самолетов направлялись к острову, давая защитникам Гуадалканала время подняться в воздух. . [66] [67] 16 августа лейтенант-коммандер Хью А. Маккензи Королевского военно-морского флота Австралии , заместитель офицера штабной разведки протектората Британских Соломоновых Островов , создал радиостанцию на Хендерсон-Филд для наблюдения за передачами береговых наблюдателей и передачи их предупреждений в CAF. [46] Адмирал Булл Хэлси заявил, что береговые наблюдатели «спасли Гуадалканал». [ нужна ссылка ]
Вокруг Гуадалканала было размещено несколько береговых наблюдателей, в том числе Мартин Клеменс (местный чиновник протектората Британских Соломоновых островов), Лейф Шредер, Дональд Макфарлан, Кен Хэй и Эштон Роудс. 14 августа Клеменс вошел в ряды морской пехоты у мыса Лунга и вместе с генералом Вандегрифтом. Генерал поручил ему отвечать за местную администрацию и разведывательные операции за пределами позиций морской пехоты. [68] Эти береговые наблюдатели с помощью коренных жителей Соломоновых Островов помогли спасти и вернуть нескольких пилотов союзников во время кампании. [69]
Последствия
[ редактировать ]Пикирующие бомбардировщики и самолеты-торпедоносцы ВВС «Кактус» потопили или уничтожили 17 крупных кораблей противника, в том числе один японский линкор , один тяжёлый крейсер (« Кинугаса» ), один лёгкий крейсер (« Юра» ), три эсминца (« Асагири » , «Муракумо» и «Нацугумо» ), и двенадцать транспортов, возможно, потопили три эсминца и один тяжёлый крейсер, а также серьёзно повредили 18 других кораблей, в том числе один тяжёлый крейсер и пять лёгких крейсеров . Самым крупным судном был линкор «Хиеи» , который был добит CAF вместе с самолетами «Энтерпрайза » и B-17 из «Эспириту» после того, как был поврежден американскими крейсерами и эсминцами во время Морского сражения за Гуадалканал . [58]
За это время из пятнадцати боевых эскадрилий морской пехоты на Гуадалканале 94 пилота погибли или пропали без вести, а еще 177 были эвакуированы с ранениями или болезнями (особенно тяжелой формой малярии ). Потери японской авиации во время кампании на Гуадалканале неизвестны. [70] Японские записи показывают, что несколько пилотов морской пехоты и армии были взяты в плен на Гуадалканале после того, как их сбили над оккупированными противником джунглями, но ни один из пилотов не выжил в плену. [ нужна ссылка ]
Обладатели Почетной медали
[ редактировать ]Шесть авиаторов, служивших в ВВС «Кактус», получили Почетную медаль за действия во время битвы за Гуадалканал (август 1942 г. - февраль 1943 г.):
Боевой порядок
[ редактировать ]Все авиационные подразделения на Гуадалканале подчинялись командующему авиацией Гуадалканала (ComAirGuadal).
Морская пехота США | USAAF | УСН | РНЗАФ | |
---|---|---|---|---|
На борту военного корабля США « Энтерпрайз» |
Союзная авиация
[ редактировать ]- Грумман F4F Уайлдкэт
- Дуглас SBD Бесстрашный
- Грумман ТБФ Мститель
- Грумман J2F-5 Утка
- Белл П-39 Аэрокобра
- Объединенный PBY Каталина
- Локхид Хадсон ( RNZAF )
См. также
[ редактировать ]- ЭйрСолс
- Адмирал Обри Фитч
- Отряд раннего предупреждения корпуса морской пехоты, Гуадалканал (1942-43)
- Военная история США во время Второй мировой войны
- Список действующих авиационных эскадрилий Корпуса морской пехоты США
- Список эскадрилий самолетов ВМС США
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мюррей и Миллетт 2000 , стр. 169–195.
- ^ Мюррей и Миллетт 2000 , стр. 196.
- ^ Франк 1990 , стр. 23–31, 129, 628.
- ^ Смит 2003 , стр. 5.
- ^ Морисон 1958 , стр. 12.
- ^ Мюррей и Миллетт 2000 , стр. 199–200.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 5.
- ^ Франк 1990 , стр. 125–127.
- ^ Toll 2015 , стр. 69–70.
- ^ Хаблер и Де Чант 1944 , стр. 40–41.
- ^ Хаблер и Де Чант 1944 , стр. 154.
- ^ Шеррод 1952 , стр. 82.
- ^ Jump up to: а б с Лагерь 2006 , стр. 99.
- ^ Jump up to: а б с д Шеррод 1952 , стр. 83.
- ^ Jump up to: а б Лундстрем 2005 , стр. 181–182.
- ^ Шеррод 1952 , стр. 119.
- ^ Лагерь 2006 , стр. 100.
- ^ Лагерь 2006 , стр. 91–106.
- ^ Хаблер и Де Чант 1944 , стр. 37.
- ^ Миллер 1969 , стр. 37.
- ^ Миллер 1969 , стр. 17–18.
- ^ Армстронг 2017 , стр. 23.
- ^ Де Чант 1947 , стр. 67.
- ^ Лагерь 2006 , стр. 96–100.
- ^ Шеррод 1952 , стр. 92.
- ^ Jump up to: а б Франк 1990 , стр. 410.
- ^ Бергеруд 2000 , стр. 420.
- ^ Де Чант 1947 , стр. 68.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 42.
- ^ Миллер 1969 , стр. 1, 9.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 42–44, 72.
- ^ Миллер 1969 , стр. 9.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 62–72, 78–79, 190–191.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 116–119, 192.
- ^ Хаблер и Де Чант 1944 , стр. 40.
- ^ Шоу 1992 , стр. 18.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 96.
- ^ Яблонски 1971 , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: а б Лундстрем 2005 , стр. 184.
- ^ Хаблер и Де Чант 1944 , стр. 41–42.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 100.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 102.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 119.
- ^ Хаммел, Carrier Clash , 188–191. Большинство японских экипажей были спасены после того, как бросили свои самолеты возле военных кораблей «Рюдзё» .
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 172–173.
- ^ Jump up to: а б Лундстрем 2005 , стр. 185.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 181.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 189.
- ^ Данн, Ричард Л. «11 сентября 1942 года – оставшаяся часть истории» . j-aircraft.com . Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 193–201.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 201–202.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 202–213.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 214–219.
- ^ Франк 1990 , стр. 264–265.
- ^ Toll 2015 , стр. 137–141.
- ^ Бергеруд 2000 , стр. 423.
- ^ Toll 2015 , стр. 167–168.
- ^ Jump up to: а б Шеррод 1952 , стр. 115.
- ^ Мерский 1983 , стр. 50.
- ^ Франк 1990 , стр. 752.
- ^ Jump up to: а б Спектор, «Орел против Солнца» , с. 198.
- ^ Дорр 2005 , стр. 5–18.
- ^ Франк 1990 , стр. 208.
- ^ Франк 1990 , стр. 207–208.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 186–187.
- ^ Франк 1990 , стр. 206.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 187.
- ^ Toll 2015 , стр. 66–67.
- ^ Лундстрем 2005 , стр. 86–88.
- ^ Астор 2005 , стр. 160.
- ^ Роттман 2002 , стр. 458–459.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Армстронг, Уильям М. (2017). 25-я авиагруппа морской пехоты и SCAT (изображения авиации) . Чарльстон, Южная Каролина: Аркадия. ISBN 978-1-467-12743-1 .
- Астор, Джеральд (2005). Semper Fi в небе . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 14 . ISBN 0-89141-877-6 .
- Бергеруд, Эрик М. (2000). Огонь в небе: Воздушная война в южной части Тихого океана . Боулдер, Колорадо, США: Westview Press. ISBN 0-8133-3869-7 .
- Кэмп, Дик (2006). Легенды Лезернека: беседы со старыми представителями морской пехоты . Зенит Пресс.
- Де Чант, Джон А. (1947). Devilbirds: История авиации Корпуса морской пехоты США во Второй мировой войне . Издательство Харпер и братья.
- Дорр, Роберт Ф. (2005). Marine Air – История летающих кожанок в словах и фотографиях . Книги о пингвинах. ISBN 0-425-20725-0 .
- Фрэнк, Ричард (1990). Гуадалканал: Полное описание знаменательной битвы . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-394-58875-4 .
- Хаблер, Ричард Г.; Де Чант, Джон А. (1944). Летающие кожаные шеи - Полный отчет об авиации морской пехоты в действии в 1941–1944 годах . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, Doran & Co., Inc.
- Яблонски, Эдвард (1971). Airwar: Возмущенное небо . Гарден-Сити, Нью-Джерси: Doubleday & Co.
- Лундстрем, Джон Б. (2005). Первая команда и кампания на Гуадалканале: бой морских истребителей с августа по ноябрь 1942 года (новое издание). Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-472-8 .
- Мерски, Питер Б. (1983). Авиация Корпуса морской пехоты США – с 1912 года по настоящее время . Американская морская и авиационная издательская компания. ISBN 0-933852-39-8 .
- Миллер, Томас Г. (1969). Кактус ВВС . Фонд адмирала Нимица. ISBN 0-934841-17-9 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1958). Борьба за Гуадалканал, август 1942 г. - февраль 1943 г. , т. 1, с. 5 истории военно-морских операций США во Второй мировой войне . Бостон: Литтл, Браун и компания . ISBN 0-316-58305-7 .
- Мюррей, Уильямсон; Миллетт, Аллан Р. (2000). Война, которую нужно выиграть: борьба во Второй мировой войне . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674006801 .
- Роттман, Гордон Л. (2002). Боевой порядок Корпуса морской пехоты США во Второй мировой войне — наземные и воздушные подразделения в войне на Тихом океане, 1939–1945 гг . Гринвуд Пресс. ISBN 0-313-31906-5 .
- Шеррод, Роберт (1952). История авиации морской пехоты во Второй мировой войне . Вашингтон, округ Колумбия: Combat Forces Press.
- Смит, Майкл Т. (2003). Кровавый хребет: битва, которая спасла Гуадалканал . Карманный пресс. ISBN 0743463218 .
- Толл, Ян В. (2015). Прилив завоеваний: Война на островах Тихого океана, 1942–1944 гг . Нью-Йорк: WW Нортон.
Интернет
[ редактировать ]- Клубб, Тимоти Л. (1996). «Воздушные силы Кактуса на Гуадалканале» (PDF) . Магистерская диссертация . Колледж командования и генерального штаба армии США . Проверено 12 апреля 2018 г.
- Крэйвен, Уэсли Фрэнк; Джеймс Ли Кейт. «Том IV, Тихий океан: от Гуадалканала до Сайпана, август 1942 г. - июль 1944 г.» . Армейская авиация во Второй мировой войне . Управление истории ВВС США . Проверено 20 октября 2006 г.
- Хэнсон, Дэвид. «Дань уважения ВВС Кактус» . Воздушные бои на Гуадалканале и летчики во время кампании 1942 года . Проверено 10 июля 2006 г.
- Холлуэй, Дон (март 1995 г.). «Вторая мировая война: ВВС «Кактус» сражались на Гуадалканале» . История авиации . Проверено 10 июля 2006 г. . Переиздано на HistoryNet.com.
- Хаф, Фрэнк О.; Людвиг, Верле Э.; Шоу, Генри I-младший «От Перл-Харбора до Гуадалканала» . История операций морской пехоты США во Второй мировой войне . Проверено 16 мая 2006 г.
- МакКиллоп, Джек. «Воздушная война на Гуадалканале» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 16 января 2007 г. - История авиационных подразделений армии США, участвовавших в кампании на Гуадалканале.
- Мерски, Питер Б. (1993). «Время асов: Морские пилоты на Соломоновых островах, 1942–1944» . Морская пехота в памятной серии Второй мировой войны . Отдел истории и музеев штаб-квартиры Корпуса морской пехоты США . Проверено 20 октября 2006 г.
- Миллер, Джон младший (1949). «ГУАДАЛКАНАЛ: ПЕРВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ» . АРМИЯ США ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ . Проверено 4 июля 2006 г.
- Росс, JMS (1955). «Королевские ВВС Новой Зеландии» (Текст электронной книги) . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–1945 гг . Университет Виктории в Веллингтоне . Проверено 6 февраля 2007 г.
- Шоу, Генри I. (1992). «Первое наступление: кампания морской пехоты за Гуадалканал» . Морская пехота в памятной серии Второй мировой войны . Проверено 25 июля 2006 г.
- Шеррод, Роберт. «Боевые эскадрильи морской пехоты США» . Кактусовые эскадрильи: Гуадалканал, август 1942 г. - февраль 1943 г. Проверено 15 июля 2006 г.
- ВВС армии США (1992 г.). «Тихоокеанский контрудар: 11-я бомбардировочная группа и 67-я истребительная эскадрилья в битве за Гуадалканал» . Крылья на войне (переиздание). Канцелярия помощника начальника штаба авиации по разведке . Проверено 8 декабря 2006 г.
- ВМС США. «Глава XXV: Поход на Соломоновы острова» . Строительство баз ВМФ во Второй мировой войне: история Бюро верфей и доков и Инженерного корпуса, 1940–1946 гг . Министерство военно-морского флота США, Бюро верфей и доков . Проверено 8 декабря 2006 г.
- Циммерман, Джон Л. (1949). «Кампания на Гуадалканале» . Морская пехота в исторической монографии Второй мировой войны . Проверено 9 августа 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Андерсон, Чарльз Р. (1993). ГУАДАЛКАНАЛ . Кампании армии США во Второй мировой войне. Центр военной истории армии США . КМХ Паб 72-8. Архивировано из оригинала 20 декабря 2007 года . Проверено 9 июля 2006 г.
- Дэвис, Дональд А. (2005). Удар молнии: Секретная миссия по убийству адмирала Ямамото и мести за Перл-Харбор . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина . ISBN 0-312-30906-6 . - Большая часть книги подробно описывает историю пилотов армии США на Гуадалканале.
- Фергюсон, Роберт Лоуренс (1987). Гуадалканал: Остров огня, Размышления 347-й истребительной группы . Саммит Блу-Ридж, Пенсильвания, США: Aero. ISBN 9780830683895 . ISBN.
- Гриффит, Сэмюэл Б. (1963). Битва за Гуадалканал . Шампейн, Иллинойс, США: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-06891-2 .
- МакЭнири, Джон Ховард младший (1987). Пилот пикирующего бомбардировщика морской пехоты на Гуадалканале . Таскалуса, Алабама, США: Издательство Университета Алабамы.
- Мерски, Питер Б. (1986). Мрачные жнецы: Десятая боевая эскадрилья во Второй мировой войне . Меса, Аризона, США: Издательство музея Чамплина.
- Мразек, Роберт Дж. (2008). Рассвет, подобный грому: правдивая история восьмой торпедной эскадрильи . Литтл, Браун и компания. ISBN 978-0-316-02139-5 .
- Спектор, Рональд Х. (1985). Орел против Солнца – Американская война с Японией . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-394-74101-3 .
- Тагая, Осаму (2001). Mitsubishi Type 1 Rikko «Betty» Части Второй мировой войны . Нью-Йорк: Оспри. ISBN 978-1-84176-082-7 .
9 ° 25'41 "ю.ш., 160 ° 03'18" в.д. / 9,4280 ° ю.ш., 160,0550 ° в.д.