Jump to content

Перископ

(Перенаправлено из глубины Перископа )
Принцип перископа. В перископе слева используются зеркала, а в правом — призмы.
Зеркала
б Призмы
в) взгляд наблюдателя
Принцип линзового перископа. Два перископа различаются способом построения изображения. Левый использует возводящую призму, тогда как правый использует поднимающую линзу и вторую плоскость изображения.
Объектив
б Полевая линза
c Линза, формирующая изображение
d Окулярная линза
е Хрусталик глаза наблюдателя
f Прямоугольная призма
g Призма, возводящая изображение

Перископ это инструмент для наблюдения за, вокруг или сквозь объект, препятствие или состояние, которое препятствует прямому наблюдению по прямой видимости из текущего положения наблюдателя. [1] [2]

В своей простейшей форме он состоит из внешнего корпуса с зеркалами на каждом конце, расположенными параллельно друг другу под углом 45°. Эта форма перископа с двумя простыми линзами служила для наблюдения в окопах во время Первой мировой войны . Военнослужащие также используют перископы в некоторых артиллерийских башнях и бронетехнике . [1]

Более сложные перископы, использующие призмы или усовершенствованную волоконную оптику вместо зеркал и обеспечивающие увеличение, работают на подводных лодках и в различных областях науки. Общая конструкция классического перископа подводной лодки очень проста: два телескопа направлены друг в друга. Если два телескопа имеют разное индивидуальное увеличение, разница между ними приводит к общему увеличению или уменьшению.

Ранние примеры

[ редактировать ]

Иоганн Гевелий описал ранний перископ (который он назвал «полемоскопом») с линзами в 1647 году в своей работе «Селенография, sive Lunae descriptio» («Селенография, или описание Луны»). Гевелий увидел военное применение своего изобретения.

Михаил Ломоносов изобрел «оптическую трубу», похожую на перископ. В 1834 году его использовали на подводной лодке конструкции Карла Андреевича Шильдера. [3]

В 1854 году Ипполит Мари-Дэви изобрел первый военно-морской перископ, состоящий из вертикальной трубы с двумя небольшими зеркалами, закрепленными на каждом конце под углом 45°. Саймон Лейк использовал перископы на своих подводных лодках в 1902 году. Сэр Говард Грабб усовершенствовал это устройство во время Первой мировой войны. [4] Морган Робертсон (1861–1915) утверждал [5] пытался запатентовать перископ: в своих художественных произведениях он описывал подводную лодку с перископом.

Перископы, в некоторых случаях прикрепленные к винтовкам , служили во время Первой мировой войны (1914–1918), чтобы позволить солдатам видеть поверх траншей , избегая таким образом огня противника (особенно снайперов). [6] Перископическая винтовка также использовалась во время войны — это была пехотная винтовка, прицеливаемая с помощью перископа, поэтому стрелок мог прицеливаться и стрелять из оружия из безопасного положения под бруствером траншеи.

Во время Великой Отечественной войны (1939–1945 гг.) артиллерийские наблюдатели и офицеры использовали специально изготовленные перископические бинокли с различными креплениями. Некоторые из них также позволяли оценить расстояние до цели, поскольку были спроектированы как стереоскопические дальномеры . [ нужна ссылка ]

Перископы бронетехники

[ редактировать ]

В танках и бронетехнике используются перископы: они позволяют водителям, командирам танков и другим пассажирам машин контролировать свое положение через крышу машины. До появления перископов в броне были вырезаны прорези прямого обзора, чтобы пассажиры могли видеть. Перископы позволяют видеть снаружи автомобиля без необходимости прорезать более слабые смотровые отверстия в передней и боковой броне, что обеспечивает лучшую защиту автомобиля и пассажиров.

Протектор — это родственное перископическое устройство обзора, предназначенное для создания окна в броневой пластине, похожего на щель прямого обзора. Компактный перископ внутри протектороскопа позволяет закрыть смотровую щель расположенной на расстоянии бронепанелью. Это предотвращает потенциальную точку попадания огня из стрелкового оружия с лишь небольшой разницей в высоте обзора, но все равно требует разрезания брони.

В контексте боевых бронированных машин , таких как танки , устройство перископического обзора также может называться эпископом . В этом контексте перископ относится к устройству, которое может вращаться для обеспечения более широкого поля зрения (или фиксируется в сборке, которая может это делать), в то время как эпископ фиксируется в нужном положении.

Перископы также могут называться на сленге, например, «шуфти-скоп». [7]

Перископы Gundlach и Vickers с обзором на 360 градусов

[ редактировать ]

Важная разработка — поворотный перископ Gundlach — имел вращающуюся верхнюю часть с выбираемой дополнительной призмой, которая меняла вид. Это позволило командиру танка получить 360-градусный обзор, не перемещая сиденье, в том числе задний обзор за счет включения дополнительной призмы. Эта конструкция, запатентованная Рудольфом Гундлахом в 1936 году, впервые была использована в польском легком танке 7-TP (выпускался с 1935 по 1939 год).

В рамках польско-британского военного сотрудничества перед Второй мировой войной патент был продан компании Vickers-Armstrong, где он получил дальнейшее развитие для использования в британских танках, включая Crusader , Churchill , Valentine и Cromwell модели в качестве перископа Vickers Tank Periscope. МК.IV.

Технология Gundlach-Vickers была передана американской армии для использования в ее танках, включая Sherman , построенных в соответствии с совместными требованиями Великобритании и США. Это привело к послевоенным разногласиям в судебном порядке: «После Второй мировой войны и долгой судебной тяжбы в 1947 году он, Рудольф Гундлах, получил крупную плату за свой патент на перископ от некоторых его производителей». [8]

СССР также скопировал эту конструкцию и широко использовал ее в своих танках, включая Т-34 и Т-70 . Копии создавались на базе британских машин по ленд-лизу, и многие детали остаются взаимозаменяемыми. Германия также производила и использовала копии. [8]

Перископические прицелы

[ редактировать ]

Перископические прицелы также были представлены во время Второй мировой войны. При использовании в Великобритании перископ Vickers был снабжен визирными линиями, позволяющими выравнивать переднюю и заднюю призмы для точного определения направления. На более поздних танках, таких как «Черчилль» и «Кромвель», эпископ с аналогичной маркировкой имел резервный прицельный механизм, совмещенный с крыльчатым прицелом на крыше башни.

Позже в танках «Шерман» американского производства и британских танках «Центурион» и «Колесник» основной оптический прицел заменили на настоящий перископический прицел в основной роли. Перископический прицел был связан с самой пушкой, позволяя фиксировать высоту (вращение фиксировалось как часть вращающейся башни). Прицелы составляли часть общего перископа, обеспечивая наводчику больший обзор, чем это было возможно ранее при использовании оптического прицела. На FV4201 Chieftain использовалась система TESS (TEleскопическая прицельная система), разработанная в начале 1980-х годов, которая позже была продана как излишек для использования на самолетах RAF Phantom . [9] [10]

Современные специализированные перископы ББМ

[ редактировать ]

В современном использовании специализированные перископы также могут обеспечивать ночное видение. Перископ встроенного изображения (EIP), разработанный и запатентованный компанией Kent Periscopes, обеспечивает стандартную функциональность перископа Unity Vision для обычного наблюдения за окружением автомобиля в дневное время, а также возможность отображать цифровые изображения с ряда бортовых датчиков и камер (включая тепловые и при слабом освещении). ) так, что результирующее изображение кажется «встроенным» внутри устройства и проецируется в удобные положения для просмотра.

[ редактировать ]
1889 Перископ Артура Кребса и Жана Рей для французской подводной лодки Gymnote.

Перископы позволяют подводной лодке при погружении на относительно небольшую глубину визуально искать ближайшие цели и угрозы на поверхности воды и в воздухе. Когда перископ подводной лодки не используется, он убирается в корпус . Командир подводной лодки в тактических условиях должен проявлять осмотрительность при использовании перископа, поскольку он создает видимый след (а также может стать обнаруживаемым радаром ), [11] [12] выдавая местоположение подводной лодки.

В 1854 году Мари-Дэйви построила простой фиксированный военно-морской перископ с использованием зеркал. Томас Х. Даути из ВМС США позже изобрел призматическую версию для использования во время Гражданской войны в США 1861–1865 годов.

Подводные лодки рано начали использовать перископы. Капитан Артур Кребс приспособил два из них на экспериментальную французскую подводную лодку Gymnote в 1888 и 1889 годах. Испанский изобретатель Исаак Пераль оснастил свою подводную лодку Peral (разработанную в 1886 году, но спущенную на воду 8 сентября 1888 года) фиксированным невыдвижным перископом, в котором использовалась комбинация призмы для передачи изображения подводнику. (Пераль также разработал примитивный гироскоп для навигации на подводных лодках и впервые научился стрелять боевыми торпедами под водой. [13] [ ненадежный источник? ] )

Изобретение складного перископа для использования в подводной войне обычно приписывают [ кем? ] Саймону Лейку в 1902 году. Лейк назвал свое устройство «омнископом» или «скаломнископом». [ нужна ссылка ]

По состоянию на 2009 год Современные перископы подводных лодок оснащены линзами для увеличения и функционируют как телескопы . Вместо зеркал они обычно используют призмы и полное внутреннее отражение , поскольку призмы, не требующие покрытия на отражающей поверхности, гораздо более прочные, чем зеркала. Они могут иметь дополнительные оптические возможности, такие как дальномер и целеуказание. Механические системы перископов подводных лодок обычно используют гидравлику и должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать сопротивление воды. Шасси перископа также может поддерживать радио- или радиолокационную антенну.

Подводные лодки традиционно имели два перископа; навигационный или наблюдательный перископ и прицельный или командирский перископ. Первоначально военно-морские силы устанавливали эти перископы в боевой рубке , один перед другим, в узких корпусах дизель-электрических подводных лодок. В гораздо более широких корпусах недавних Подводные лодки ВМС США работают бок о бок. Телескоп наблюдения, используемый для сканирования морской поверхности и неба, обычно имел широкое поле зрения и не имел увеличения или имел малое увеличение. Для сравнения, перископ наведения или «атаки» имел более узкое поле зрения и большее увеличение. Во время Второй мировой войны и более ранних подводных лодок это было единственное средство сбора данных о целях для точного запуска торпеды, поскольку гидролокатор еще не был достаточно развит для этой цели (дальномерность с помощью гидролокатора требовала испускания акустического «сигнала», который выдавал местоположение подводная лодка) и большинство торпед были неуправляемыми.

Подводные лодки двадцать первого века не обязательно имеют перископы. Подводные лодки ВМС США «Вирджиния» класса и » Королевского флота вместо «Астут подводные лодки класса этого используют фотонные мачты . [14] Королевского флота впервые был применен HMS Trenchant , который поднимает над водой набор электронных датчиков изображения. Сигналы от набора датчиков поступают в электронном виде на рабочие станции в центре управления подводной лодкой. Хотя кабели, передающие сигнал, должны проходить через корпус подводной лодки, они используют гораздо меньшие и более легко герметизируемые - и, следовательно, менее дорогие и безопасные - отверстия в корпусе, чем те, которые требуются для перископов. Устранение телескопической трубы, проходящей через боевую рубку, также дает большую свободу при проектировании прочного корпуса и размещении внутреннего оборудования.

Использование самолетов

[ редактировать ]

Перископы также использовались на самолетах для участков с ограниченным обзором. Первое известное использование перископа самолета было на « Духе Сент-Луиса» . Vickers VC10 имел перископ, который можно было использовать в четырех местах фюзеляжа самолета. [15] V-бомбардировщики, такие как Avro Vulcan и Handley Page Victor. [16] и Nimrod MR1 как «прицел сверху». [17] различные американские бомбардировщики, такие как B-52, использовали секстантные перископы для астрономической навигации До появления GPS . [18] Это также позволило экипажу ориентироваться без использования астрокупола в фюзеляже. [19] [20] Аварийный перископ использовался на всех моделях Боинг 737, выпущенных до 1997 года, и находился под «сидением D» за выходным рядом над крылом для регулирования выпуска шасси. Высокоскоростные и гиперзвуковые самолеты , такие как North American X-15, использовали перископ.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Уокер, Брюс Х. (2000). Оптический дизайн для визуальных систем . СПАЙ Пресс. п. 117. ИСБН  978-0-8194-3886-7 .
  2. ^ Подводный перископ: объяснение принципов его конструкции вместе с описанием основных характеристик перископов Барра и Страуда . Барр и Страуд Лимитед. 1928 год.
  3. ^ «ХАЙ Саттон – Тайные берега» . www.hisutton.com . Проверено 23 мая 2024 г.
  4. ^ История перископа — Изобретатели . О сайте
  5. Робертсон, Морган (26 марта 1913 г.) The Schenectady Gazette , утро пятницы, стр. 19
  6. ^ Уиллмотт, HP (2003) Первая мировая война . Дорлинг Киндерсли . п. 111. ISBN   1405300299
  7. ^ Партридж, Эрик (2006). Словарь сленга и нетрадиционного английского языка . Рутледж. стр. 1065–. ISBN  978-1-134-96365-2 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Лукомский, Гжегож и Столарский, Рафал Э. (1999) Не только загадка ... Майор Рудольф Гундлах (1892–1957) и его изобретение), Варшава-Лондон.
  9. ^ «ТЭСС :: Дэвид Гледхилл» .
  10. ^ «Путь Дж. – Британская фантомная авиационная группа» .
  11. ^ Петти, Дэн. «ВМС США - Подборка фактов: радарная установка AN / SPS-74 (V)» . www.navy.mil . Архивировано из оригинала 14 февраля 2019 г. Проверено 29 ноября 2017 г.
  12. ^ Осборн, Джеффри; Гриффит, Дейл; Юань, Ребекка В. (1997). «Радар перископического обнаружения» (PDF) . Технический дайджест Johns Hopkins APL . 18 : 125. Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2017 г. Проверено 29 ноября 2017 г.
  13. ^ «Эль Арма Субмарина Эспаньола» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2009 г. Проверено 21 октября 2009 г.
  14. ^ Война на море и в воздухе . Образовательное издательство Британника. 1 ноября 2011 г. с. 65. ИСБН  978-1-61530-753-1 .
  15. ^ «Странности и инновации» .
  16. ^ «Сказка Боба о призраках – Виктор XM715» .
  17. ^ Уилсон, Майкл (13 июня 1968 г.). «Хокер Сиддели Нимрод MR.1» . Рейс Интернешнл . п. 892. Архивировано из оригинала 25 декабря 2023 г.
  18. ^ «Секстант самолета-перископа | Притцкеровский военный музей и библиотека | Чикаго» .
  19. ^ Райхель, Джек. «Перскопический секстант» . Музей ИОННОЙ Навигации . Архивировано из оригинала 5 июля 2023 г.
  20. ^ Кэмпбелл, Чарльз Дж.; Макихерн, Лоуренс Дж.; Марг, Элвин (1956). «Полет самолета через оптический перископ» . Журнал Оптического общества Америки . 46 (11): 944. doi : 10.1364/JOSA.46.000944 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9bd85e449cb290a8da0de71fd3d76d31__1716471840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/31/9bd85e449cb290a8da0de71fd3d76d31.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Periscope - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)