Jump to content

Q-корабль

(Перенаправлено с Q-ships )
Британский Q-корабль HMS Tamarisk времен Первой мировой войны

Q-ships , также известные как Q-boats , суда-ловушки , корабли специального назначения или загадочные корабли , представляли собой тяжеловооруженные торговые суда со скрытым вооружением, предназначенные для выманивания подводных лодок для совершения надводных атак. Это дало Q-кораблям возможность открыть огонь и потопить их.

Они использовались британским Королевским флотом и немецкой морской пехотой Kaiserliche во время Первой мировой войны , а также Королевским флотом, Кригсмарине , Императорским флотом Японии и ВМС США во время Второй мировой войны (1939–45).

Хотя по закону они признаны приемлемой тактикой военного обмана, они вызвали много споров, добившись лишь незначительного успеха во время Первой мировой войны и никакого успеха во Второй мировой войне. [1] [2]

Этимология

[ редактировать ]

Сокращенно от Квинстауна в Ирландии, поскольку верфь Haulbowline в Корк-Харборе была ответственна за переоборудование многих торговых пароходов в вооруженные корабли-приманки во время Первой мировой войны, хотя большинство из них, похоже, было переоборудовано на более крупных военно-морских верфях, таких как Девонпорт. [3]

Раннее использование концепции

[ редактировать ]

Общая идея и правовая основа Q-ship заимствована из классической военной хитрости «плавания под чужим флагом». Военные корабли, являясь давним элементом военно-морской тактики, могут на законных основаниях маскироваться различными способами при транзите при условии, что перед началом стрельбы будут подняты соответствующие флаги. Существуют многочисленные примеры этой тактики, используемой как в защите, так и в нападении. [2]

Примеры тактики, используемой против коммерческих рейдеров, включают HMS Kingfisher в 1670-х годах и замаскированные французские бриги во время французских революционных войн . Примером последнего был отбит капер- люггер Vulture из Джерси . [4] : 183 

Первая мировая война

[ редактировать ]
Корабли Q спрятали корабельные орудия за подвижными или поворотными панелями

Королевский флот

[ редактировать ]

В 1915 году, во время Первой битвы за Атлантику , Британия отчаянно нуждалась в контрмерах против подводных лодок , которые душили ее морские пути. Конвои, которые доказали свою эффективность в прежние времена (и снова окажутся эффективными во время Второй мировой войны ), были отвергнуты ограниченным в ресурсах Адмиралтейством и независимыми капитанами. Глубинные бомбы того времени были относительно примитивными, и практически единственным шансом потопить подводную лодку был артиллерийский огонь или таран, находясь на поверхности. Проблема заключалась в том, как выманить подводную лодку на поверхность.

Решением этой проблемы стало создание Q-корабля, одного из наиболее тщательно охраняемых секретов войны. судов Их кодовое название относилось к порту приписки , Квинстауну , в Ирландии . [5] Немцы стали называть их U-Boot-Falle («ловушка для подводных лодок»). Q-корабль мог показаться легкой мишенью, но на самом деле нес на себе скрытое вооружение. Типичный Q-корабль может напоминать бродячий пароход, плывущий в одиночку в районе, где, как сообщалось, действовала подводная лодка.

Торпеды были дорогими, и подводная лодка имела на борту лишь ограниченное их количество, что идеально для использования, когда судно находится под водой и невидимо для цели. Боеприпасы для палубной пушки, напротив, были недорогими и в изобилии по сравнению с ними. В результате капитаны подводных лодок предпочитали всплывать и использовать палубное орудие по легким или уже ослабленным целям.

Будучи подходящей мишенью для палубной пушки подводной лодки, Q-корабль был предназначен для того, чтобы выманить подводную лодку на всплытие. Как только подводная лодка становилась уязвимой, возможно, даже была еще больше затоплена под предлогом того, что какой-то экипаж, одетый как гражданские моряки, «покинул корабль» и перешел на лодку, Q-корабль сбросил свои панели и немедленно открыл огонь из своих палубных орудий. В то же время судно раскроет свое истинное лицо, подняв Белый флаг ( флаг Королевского флота ). При успешном обмане подводная лодка могла быстро оказаться подавленной несколькими орудиями или отложить стрельбу и попытаться погрузиться под воду, прежде чем она будет смертельно ранена.

Первая победа Q-ship состоялась 23 июня 1915 года, когда подводная лодка HMS C24 во взаимодействии с судном-ловушкой «Таранаки» потопила U-40 у Аймута . Первая победа Q-корабля без посторонней помощи была одержана 24 июля 1915 года, когда принц Чарльз потопил U-36 . Гражданский экипаж « Принца Чарльза» получил денежное вознаграждение. В следующем месяце переоборудованный рыболовный траулер еще меньшего размера, переименованный в HM Armed Smack Inverlyon, успешно уничтожил UB-4 возле Грейт-Ярмута . «Инверлион» представлял собой парусный корабль без двигателя, оснащенный небольшой 3-фунтовой (47-мм) пушкой. Британский экипаж произвел девять выстрелов из своей 3-фунтовки в UB-4 с близкого расстояния, потопив ее с потерей всех рук, несмотря на попытку Инверлиона командира спасти одного выжившего немецкого подводника.

19 августа 1915 года HMS Baralong потопил U-27 , готовившуюся атаковать находившееся неподалеку торговое судно «Никосиан» . Около дюжины моряков подводной лодки выжили и поплыли к торговому кораблю. Командир, якобы опасаясь, что ее могут затопить , приказал расстрелять выживших в воде и послал абордажный отряд убить всех, кто попал на борт. Это стало известно как « инцидент в Баралонге ».

HMS Farnborough (Q.5) потопил U-68 22 марта 1916 года. Ее командир Гордон Кэмпбелл был награжден Крестом Виктории (VC). Новозеландцы лейтенант Эндрю Дугал Блэр и младший лейтенант Уильям Эдвард Сандерс одновременно столкнулись с тремя подводными лодками в Гельголанде (Q.17), находясь в штиле, без двигателей и радиосвязи. [6] Вынужденные рано открыть ответный огонь, им удалось потопить одну подводную лодку и избежать двух торпедных атак. [7] Сандерс получил звание лейтенант-коммандера и в конечном итоге стал командиром марсельной шхуны HMS Prize , под командованием которой он был награжден Крестом Виктории за бой 30 апреля 1917 года на U-93 , которая была серьезно повреждена. Гельголанд , пока корабль подвергался сильному артиллерийскому обстрелу, подождал, пока подводная лодка окажется в пределах 80 ярдов (73 м), после чего поднял Белый флаг и Приз открыл огонь. Подводная лодка, казалось, затонула, и он заявил о своей победе. Однако сильно поврежденной подводной лодке удалось вернуться в порт. Поскольку его корабль точно описан выжившими с U-93 , Сандерс и его члены экипажа погибли в бою, когда они попытались внезапно атаковать UB-48 14 августа 1917 года.

По данным Его Величества ЛеФлеминга «Военные корабли Первой мировой войны» , Королевский флот переоборудовал 58 торговых судов (18 были потоплены подводными лодками), а также 40 шлюпов класса «Цветок» и 20 лодок PC . Однако в книге Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» цитируется не менее 157 названных подводных лодок-ловушек, переоборудованных из других типов кораблей, а также еще десять, имена которых были неизвестны. Согласен с ЛеФлемингом относительно количества шлюпов и лодок. Они были построены как Q-корабли, замаскированы под прибрежные грузовые суда и отличались от ПК-лодок обычной службы. Никто не погиб в войне. Шлюпы класса «Цветок» были спроектированы для торговых судов, что позволяло легко адаптировать их для переоборудования в Q-корабли: 39 из них были построены как таковые, а другой был переоборудован после торпедирования. Все они имели одинарные воронки , поскольку силуэт торгового корабля был оставлен на усмотрение строителей. «Flower-Q» использовались в основном для конвойной и противолодочной работы. Девять были потеряны во время войны. [8]

После войны был сделан вывод, что Q-корабли сильно переоценены, отвлекая квалифицированных моряков от других обязанностей, но не потопив достаточно подводных лодок, чтобы оправдать эту стратегию. [9] Оценки различаются из-за неопределенности определения потерянных подводных лодок, но в общей сложности примерно в 150 боях британские Q-корабли уничтожили или помогли потерять около 12-15 подводных лодок и повредили 60, что обошлось в 27-15 подводных лодок. Потеряно 38 Q-кораблей из примерно 200. [10] Таким образом, на Q-корабли пришлось менее 10% всех потопленных подводных лодок, что значительно уступает по эффективности использованию обычных минных полей . Около половины успехов Q-кораблей пришлось на период с июня по сентябрь 1915 года, после чего корабли стали гораздо менее эффективными. Во втором раунде неограниченной подводной войны в 1917 году корабли Q потопили всего 3 подводные лодки, что затмевается примерно 28 подводными лодками, потопленными незамаскированными военными кораблями. [11]

Императорский флот Германии

[ редактировать ]

Во время Великой войны за Балтийское море Императорский флот Германии ввел в состав Handelsschutzflottille шесть катеров Q-boat . Никто [12] успешно уничтожили подводные лодки противника. Немецкий Q-корабль «Шифф К» серьезно повредил российскую подводную лодку «Гепард» « Барс » класса 27 мая 1916 года. Знаменитые «Мёве» и «Вольф» были торговыми рейдерами , судами, предназначенными для нарушения торговли противника и топления торговых судов, а не для нападения на военные корабли противника.

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Германия

[ редактировать ]

Германия задействовала как минимум 13 кораблей Q, в том числе « Шюрбек» , который потопил британскую подводную лодку HMS Tarpon . Немецкий «Атлантис» , потопивший 10 июня 1940 года ряд кораблей общим тоннажем 145 960 т, включая норвежский танкер «Тирранна» , был скорее торговым рейдером .

Императорский флот Японии переоборудовал торговое судно водоизмещением 2205 тонн « Дели Мару» в корабль Q. 15 января 1944 года он отправился из Нагауры (ныне Содегаура в Токийском заливе ) в свою первую миссию в компании с охотником за подводными лодками Ч-50 и сетевым закладчиком Тату Мару . В 22:00 того же дня суда были обнаружены подводной лодкой USS Swordfish , которая выпустила три торпеды. Дели Мару получила удар всех троих по левому носу; после ряда внутренних взрывов он раскололся на две части: носовая часть сразу затонула, а кормовая часть затонула позже в сильном волнении. Хотя «Суордфиш» подверглась глубинной бомбардировке Ch-50 , она осталась невредимой. [13]

Великобритания

[ редактировать ]

Девять Q-кораблей были сданы в эксплуатацию Королевскому флоту в сентябре и октябре 1939 года для работы в Северной Атлантике: [14]

  • 610-тонный HMS Chatsgrove (X85), бывший шлюп P-класса Королевского флота PC-74 постройки 1918 года.
  • 5072-тонный HMS Maunder (X28) бывшего короля Граффида постройки 1919 г.
  • 4443 тонны, HMS Prunella (X02) водоизмещением бывший мыс Кейп-Хау, постройка 1930 г.
  • 5119-тонный HMS Lambridge (X15), бывший Botlea, постройки 1917 г.
  • 4702-тонный HMS Edgehill (X39), бывший Willamette Valley, постройки 1928 года.
  • 5945-тонный HMS Brutus (X96), бывший город Дурбан, постройки 1921 года.
  • водоизмещением 4398 тонн, HMS Кипр (X44) бывший мыс Сейбл, постройка 1936 г.
  • 1030-тонный HMS Looe (X63), бывший Beauty, постройки 1924 года.
  • 1090-тонный HMS Antoine (X72) бывший Orchy постройки 1930 г.

Прунелла и Эджхилл были торпедированы и затоплены 21 и 29 июня 1940 года, даже не заметив подводной лодки. Остальные корабли были погашены в марте 1941 года, так и не выполнив ни одной задачи. [15]

водоизмещением 2456 тонн Последний Q-корабль Королевского флота, HMS Fidelity , был переоборудован в сентябре 1940 года для перевозки сети торпедной защиты, четырех 4-дюймовых (100-мм) орудий, четырех торпедных аппаратов, двух гидросамолетов OS2U Kingfisher и моторной торпеды. Лодка 105. Fidelity шла с французским экипажем и была потоплена U-435 30 декабря 1942 года во время боя за Конвой ОН-154 . [14]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Военный корабль США Атик (АК-101)
Военный корабль США «Биг Хорн» (АО-45)
Военный корабль США Ирен Форсайт (IX-93)
Откидные закрылки в кормовой части якоря скрывали 3-дюймовые орудия на борту авианосца Анакапа (AG-49).
Йомены и служащие по снабжению военного корабля США «Анакапа» демонстрируют ненормативную одежду, типичную для службы спальных кораблей США, чтобы имитировать торговые суда.

К 12 января 1942 года разведывательное сообщество Британского Адмиралтейства заметило «большую концентрацию» подводных лодок у «побережья Северной Америки от Нью-Йорка до мыса Рейс» и сообщило об этом факте ВМС США . В тот день U-123 под командованием капитан-лейтенанта Рейнхарда Хардегена торпедировала и потопила британский пароход «Циклоп» , открыв Paukenschlag (буквально «удар по литаврам», иногда называемый по-английски «операцией Drumbeat»). Командиры подводных лодок обнаружили, что на побережье преобладают условия мирного времени: города не были затемнены, а навигационные буи оставались освещенными; Доставка осуществлялась по обычному графику и «несла обычный свет». Паукеншлаг застал Соединенные Штаты врасплох.

Потери быстро росли. 20 января 1942 года главнокомандующий флотом США (Коминч) Эрнест Дж. Кинг направил закодированную депешу командующему Восточной морской границей (CESF) с просьбой немедленно рассмотреть вопрос о комплектовании и оснащении «Королевы». «Корабли будут использоваться в качестве противолодочной меры. Результатом стал «Проект LQ».

Пять кораблей были тайно приобретены и переоборудованы на Портсмутской военно-морской верфи, Киттери, штат Мэн: [16]

Карьера всех пяти кораблей была почти полностью неудачной и очень короткой: военный корабль США « Атик» затонул во время своего первого патрулирования со всеми силами 26 марта 1942 года. [5] КОМИНЧ резко раскритиковал эту программу, и в 1943 году все патрули кораблей Q прекратились. [10]

Американские корабли Q-ship также действовали в Тихом океане. Одним из них был военный корабль США « Анакапа» (AG-49), бывший лесовоз «Куз-Бэй» , который был преобразован в корабль Q в рамках проекта «Любовь Уильям». Анакапе не удалось поразить ни одну подводную лодку противника, хотя, как полагают, она повредила две дружественные подводные лодки глубинными бомбами, когда они неправильно действовали в ее окрестностях. Анакапа также был выведен из состава Q-корабля в 1943 году и до конца Второй мировой войны служил вооруженным транспортом в южной части Тихого океана и на Алеутских островах.

ВМС США не использовали единый классификационный символ корпуса для своих Q-кораблей (все использовались AG, AK, AO, IX и PYc). Это, а также беспрецедентное использование дубликатов бортовых номеров Астериона и Атика отражает большую секретность, связанную с этими кораблями.

Предлагаемое использование против современных пиратов

[ редактировать ]

Нападения пиратов на торговые суда, совершаемые с побережья Сомали, привели к тому, что некоторые эксперты по безопасности предложили снова использовать Q-корабли, чтобы побудить пиратов атаковать хорошо защищенное судно. [17]

Выжившие

[ редактировать ]
HMS Президент в Темзе

Сохранившимся примером Q-кораблей является HMS Saxifrage , шлюп класса Flower группы построенный Anchusa, в 1918 году. Он был переименован в HMS President в 1922 году и служил буровым кораблем лондонской дивизии RNR до 1988 года, когда он был продан в частные руки и продан остается пришвартованным в Кингс-Рич на Темзе .

Q-шипы в художественной литературе

[ редактировать ]

Стихотворение Альфреда Нойеса «Килмени» повествует о Q-корабле, британском траулере, оснащенном двумя палубными орудиями, который уничтожил немецкую подводную лодку во время Первой мировой войны.

В Эрнеста Хемингуэя романе «Острова в ручье » главный герой Томас Хадсон командует Q-кораблем ВМС США вокруг Кубы, охотясь на выживших на затонувшей немецкой подводной лодке.

В Эдварда Л. Бича-младшего « романе Беги молча, беги глубоко » японские Q-корабли появляются дважды: один удивляет Моржа, а второй подвергается нападению Угря в финальной битве истории.

Малкольма Лоури В романе « Под вулканом » (1947) рассказывается история Джеффри Фирмина, британского консула- алкоголика в маленьком мексиканском городке Куаунауак , в День мертвых , 2 ноября 1938 года. Джеффри Фирмин вспоминает свое время, когда он был морской офицер во время Первой мировой войны , когда он предстал перед военным трибуналом и впоследствии был награжден за свои действия на борту Q-корабля (захваченные немецкие офицеры исчезли и предположительно были заживо сожжены в котле).

В Клайва Касслера серии книг «Орегонские файлы » основной базой операций является Q-корабль, переоборудованный лесовоз. Экипаж состоит из наемников и бывших американских секретных и военнослужащих, которые выполняют миссии по всему миру в поддержку политики США, зарабатывая при этом на жизнь выполнением наемнических операций.

В фильме 1951 года «Операция «Тихий океан» рассказывается о сражении с Q-Ship вымышленной подводной лодки USS Thunderfish , вдохновленном столкновением с вражеским кораблем USS Growler .

В научной фантастике

[ редактировать ]

Как и в случае с другими военно-морскими концепциями, идея Q-корабля также применялась к космическим кораблям в художественных произведениях:

Q-корабли занимают видное место в Дэвида Вебера « Хонор Харрингтон» серии книг . Харрингтон уничтожает Q-корабль в первом романе « На станции Василиск» и командует эскадрой Q-кораблей в шестом романе « Честь среди врагов» . В десятой книге серии « Война чести » Томас Бахфиш командует парой частных Q-кораблей. [18]

В выпуске журнала Analog Science Fiction and Fact за январь/февраль 2020 года Джоэл Ричардс опубликовал рассказ под названием «Q-ship Militant».

В DC ​​Comics Star Spangled War Stories № 71 (перепечатано в DC Comics Weird War № 1) рассказ «Конец морского волка!» - это послевоенный «воспоминания» о командире подводной лодки, вступившем в бой с Q-кораблем во Второй мировой войне.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Противолодочная борьба» . navymuseum.co.nz . 30 ноября 2012 года . Проверено 25 марта 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б Хэнк Уиппл (2015). « Плавание под ложными знаменами»: историческая военная хитрость». Кориолис . 5 .
  3. ^ «Корабли Queenstown Q времен Первой мировой войны» .
  4. ^ Джеймисон, АГ (1986). Народ моря . Метуэн. ISBN  0-416-40540-1 .
  5. ^ Jump up to: а б Бейер, Кеннет М.: Q-корабли против подводных лодок. Секретный проект Америки . Издательство Военно-морского института. Аннаполис, Мэриленд, США. 1999. ISBN   1-55750-044-4
  6. ^ «Гельголанд Q17 – Вспоминая войну – Воспоминания Тауранги» . Tauranga.kete.net.nz . Проверено 30 июня 2017 г.
  7. ^ «Капитан Эндрю Дугал Блэр (1872–1955) – Вспоминая войну – Воспоминания Тауранги» . Tauranga.kete.net.nz . Проверено 30 июня 2017 г.
  8. ^ Макмаллен, Крис (2001). «Корабли Q Королевского флота» . Проверено 14 декабря 2011 г.
  9. ^ Престон, Антону (1982). Подводные лодки . Лондон: Книги Бизонов. п. 58. ИСБН  0-86124-043-Х .
  10. ^ Jump up to: а б Лангенберг, Уильям Х. «Q-корабли во Второй мировой войне» . Проверено 11 апреля 2024 г.
  11. ^ «Потери подводных лодок 1914-1918 гг.» . Проверено 11 апреля 2024 г.
  12. ^ Лутц Бенгельсдорф: Морская война в Балтийском море 1914-1918 гг. Хаушильд, Бремен, 2008 г., с. 94-98, 106-108. ISBN   978-3-89757-404-5 .
  13. ^ Ховард, Эд. «Недолгая жизнь первого японского Q-корабля» . www.subsowespac.org . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 года . Проверено 22 сентября 2016 г.
  14. ^ Jump up to: а б Лентон, Х.Т. и Колледж, Дж.Дж.: Военные корабли Великобритании и Доминиона времен Второй мировой войны , 1968, стр. 279
  15. ^ Мардер, Артур (ноябрь 1972 г.). «Влияние истории на морскую мощь: Королевский флот и уроки 1914–1918 годов». Тихоокеанский исторический обзор . 41 (4): 413–443. дои : 10.2307/3638394 . JSTOR   3638394 .
  16. ^ Нью-Гэмпшир против штата Мэн, 426 США 363 (1977)
  17. ^ «Использовать корабли Q против пиратов?» . Безопасность на море International . Регистр Ллойда. 9 апреля 2009 года . Проверено 11 апреля 2009 г.
  18. ^ «Глава четвертая» . Архивировано из оригинала 9 июля 2012 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бейер, Эдвард Ф. и Бейер, Кеннет М. (1991). «Таинственные корабли ВМС США». Военный корабль Интернешнл . ХXVIII (4). Международная организация военно-морских исследований: 322–372. ISSN   0043-0374 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a190d64d8f3530b11144de3d6b6bb835__1719709980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/35/a190d64d8f3530b11144de3d6b6bb835.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Q-ship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)