Q-корабль
Q-ships , также известные как Q-boats , суда-ловушки , корабли специального назначения или загадочные корабли , представляли собой тяжеловооруженные торговые суда со скрытым вооружением, предназначенные для выманивания подводных лодок для совершения надводных атак. Это дало Q-кораблям возможность открыть огонь и потопить их.
Они использовались британским Королевским флотом и немецкой морской пехотой Kaiserliche во время Первой мировой войны , а также Королевским флотом, Кригсмарине , Императорским флотом Японии и ВМС США во время Второй мировой войны (1939–45).
Хотя по закону они признаны приемлемой тактикой военного обмана, они вызвали много споров, добившись лишь незначительного успеха во время Первой мировой войны и никакого успеха во Второй мировой войне. [1] [2]
Этимология
[ редактировать ]Сокращенно от Квинстауна в Ирландии, поскольку верфь Haulbowline в Корк-Харборе была ответственна за переоборудование многих торговых пароходов в вооруженные корабли-приманки во время Первой мировой войны, хотя большинство из них, похоже, было переоборудовано на более крупных военно-морских верфях, таких как Девонпорт. [3]
Раннее использование концепции
[ редактировать ]Общая идея и правовая основа Q-ship заимствована из классической военной хитрости «плавания под чужим флагом». Военные корабли, являясь давним элементом военно-морской тактики, могут на законных основаниях маскироваться различными способами при транзите при условии, что перед началом стрельбы будут подняты соответствующие флаги. Существуют многочисленные примеры этой тактики, используемой как в защите, так и в нападении. [2]
Примеры тактики, используемой против коммерческих рейдеров, включают HMS Kingfisher в 1670-х годах и замаскированные французские бриги во время французских революционных войн . Примером последнего был отбит капер- люггер Vulture из Джерси . [4] : 183
Первая мировая война
[ редактировать ]Королевский флот
[ редактировать ]В 1915 году, во время Первой битвы за Атлантику , Британия отчаянно нуждалась в контрмерах против подводных лодок , которые душили ее морские пути. Конвои, которые доказали свою эффективность в прежние времена (и снова окажутся эффективными во время Второй мировой войны ), были отвергнуты ограниченным в ресурсах Адмиралтейством и независимыми капитанами. Глубинные бомбы того времени были относительно примитивными, и практически единственным шансом потопить подводную лодку был артиллерийский огонь или таран, находясь на поверхности. Проблема заключалась в том, как выманить подводную лодку на поверхность.
Решением этой проблемы стало создание Q-корабля, одного из наиболее тщательно охраняемых секретов войны. судов Их кодовое название относилось к порту приписки , Квинстауну , в Ирландии . [5] Немцы стали называть их U-Boot-Falle («ловушка для подводных лодок»). Q-корабль мог показаться легкой мишенью, но на самом деле нес на себе скрытое вооружение. Типичный Q-корабль может напоминать бродячий пароход, плывущий в одиночку в районе, где, как сообщалось, действовала подводная лодка.
Торпеды были дорогими, и подводная лодка имела на борту лишь ограниченное их количество, что идеально для использования, когда судно находится под водой и невидимо для цели. Боеприпасы для палубной пушки, напротив, были недорогими и в изобилии по сравнению с ними. В результате капитаны подводных лодок предпочитали всплывать и использовать палубное орудие по легким или уже ослабленным целям.
Будучи подходящей мишенью для палубной пушки подводной лодки, Q-корабль был предназначен для того, чтобы выманить подводную лодку на всплытие. Как только подводная лодка становилась уязвимой, возможно, даже была еще больше затоплена под предлогом того, что какой-то экипаж, одетый как гражданские моряки, «покинул корабль» и перешел на лодку, Q-корабль сбросил свои панели и немедленно открыл огонь из своих палубных орудий. В то же время судно раскроет свое истинное лицо, подняв Белый флаг ( флаг Королевского флота ). При успешном обмане подводная лодка могла быстро оказаться подавленной несколькими орудиями или отложить стрельбу и попытаться погрузиться под воду, прежде чем она будет смертельно ранена.
Первая победа Q-ship состоялась 23 июня 1915 года, когда подводная лодка HMS C24 во взаимодействии с судном-ловушкой «Таранаки» потопила U-40 у Аймута . Первая победа Q-корабля без посторонней помощи была одержана 24 июля 1915 года, когда принц Чарльз потопил U-36 . Гражданский экипаж « Принца Чарльза» получил денежное вознаграждение. В следующем месяце переоборудованный рыболовный траулер еще меньшего размера, переименованный в HM Armed Smack Inverlyon, успешно уничтожил UB-4 возле Грейт-Ярмута . «Инверлион» представлял собой парусный корабль без двигателя, оснащенный небольшой 3-фунтовой (47-мм) пушкой. Британский экипаж произвел девять выстрелов из своей 3-фунтовки в UB-4 с близкого расстояния, потопив ее с потерей всех рук, несмотря на попытку Инверлиона командира спасти одного выжившего немецкого подводника.
19 августа 1915 года HMS Baralong потопил U-27 , готовившуюся атаковать находившееся неподалеку торговое судно «Никосиан» . Около дюжины моряков подводной лодки выжили и поплыли к торговому кораблю. Командир, якобы опасаясь, что ее могут затопить , приказал расстрелять выживших в воде и послал абордажный отряд убить всех, кто попал на борт. Это стало известно как « инцидент в Баралонге ».
HMS Farnborough (Q.5) потопил U-68 22 марта 1916 года. Ее командир Гордон Кэмпбелл был награжден Крестом Виктории (VC). Новозеландцы лейтенант Эндрю Дугал Блэр и младший лейтенант Уильям Эдвард Сандерс одновременно столкнулись с тремя подводными лодками в Гельголанде (Q.17), находясь в штиле, без двигателей и радиосвязи. [6] Вынужденные рано открыть ответный огонь, им удалось потопить одну подводную лодку и избежать двух торпедных атак. [7] Сандерс получил звание лейтенант-коммандера и в конечном итоге стал командиром марсельной шхуны HMS Prize , под командованием которой он был награжден Крестом Виктории за бой 30 апреля 1917 года на U-93 , которая была серьезно повреждена. Гельголанд , пока корабль подвергался сильному артиллерийскому обстрелу, подождал, пока подводная лодка окажется в пределах 80 ярдов (73 м), после чего поднял Белый флаг и Приз открыл огонь. Подводная лодка, казалось, затонула, и он заявил о своей победе. Однако сильно поврежденной подводной лодке удалось вернуться в порт. Поскольку его корабль точно описан выжившими с U-93 , Сандерс и его члены экипажа погибли в бою, когда они попытались внезапно атаковать UB-48 14 августа 1917 года.
По данным Его Величества ЛеФлеминга «Военные корабли Первой мировой войны» , Королевский флот переоборудовал 58 торговых судов (18 были потоплены подводными лодками), а также 40 шлюпов класса «Цветок» и 20 лодок PC . Однако в книге Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» цитируется не менее 157 названных подводных лодок-ловушек, переоборудованных из других типов кораблей, а также еще десять, имена которых были неизвестны. Согласен с ЛеФлемингом относительно количества шлюпов и лодок. Они были построены как Q-корабли, замаскированы под прибрежные грузовые суда и отличались от ПК-лодок обычной службы. Никто не погиб в войне. Шлюпы класса «Цветок» были спроектированы для торговых судов, что позволяло легко адаптировать их для переоборудования в Q-корабли: 39 из них были построены как таковые, а другой был переоборудован после торпедирования. Все они имели одинарные воронки , поскольку силуэт торгового корабля был оставлен на усмотрение строителей. «Flower-Q» использовались в основном для конвойной и противолодочной работы. Девять были потеряны во время войны. [8]
После войны был сделан вывод, что Q-корабли сильно переоценены, отвлекая квалифицированных моряков от других обязанностей, но не потопив достаточно подводных лодок, чтобы оправдать эту стратегию. [9] Оценки различаются из-за неопределенности определения потерянных подводных лодок, но в общей сложности примерно в 150 боях британские Q-корабли уничтожили или помогли потерять около 12-15 подводных лодок и повредили 60, что обошлось в 27-15 подводных лодок. Потеряно 38 Q-кораблей из примерно 200. [10] Таким образом, на Q-корабли пришлось менее 10% всех потопленных подводных лодок, что значительно уступает по эффективности использованию обычных минных полей . Около половины успехов Q-кораблей пришлось на период с июня по сентябрь 1915 года, после чего корабли стали гораздо менее эффективными. Во втором раунде неограниченной подводной войны в 1917 году корабли Q потопили всего 3 подводные лодки, что затмевается примерно 28 подводными лодками, потопленными незамаскированными военными кораблями. [11]
Императорский флот Германии
[ редактировать ]Во время Великой войны за Балтийское море Императорский флот Германии ввел в состав Handelsschutzflottille шесть катеров Q-boat . Никто [12] успешно уничтожили подводные лодки противника. Немецкий Q-корабль «Шифф К» серьезно повредил российскую подводную лодку «Гепард» « Барс » класса 27 мая 1916 года. Знаменитые «Мёве» и «Вольф» были торговыми рейдерами , судами, предназначенными для нарушения торговли противника и топления торговых судов, а не для нападения на военные корабли противника.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Германия
[ редактировать ]Германия задействовала как минимум 13 кораблей Q, в том числе « Шюрбек» , который потопил британскую подводную лодку HMS Tarpon . Немецкий «Атлантис» , потопивший 10 июня 1940 года ряд кораблей общим тоннажем 145 960 т, включая норвежский танкер «Тирранна» , был скорее торговым рейдером .
Япония
[ редактировать ]Императорский флот Японии переоборудовал торговое судно водоизмещением 2205 тонн « Дели Мару» в корабль Q. 15 января 1944 года он отправился из Нагауры (ныне Содегаура в Токийском заливе ) в свою первую миссию в компании с охотником за подводными лодками Ч-50 и сетевым закладчиком Тату Мару . В 22:00 того же дня суда были обнаружены подводной лодкой USS Swordfish , которая выпустила три торпеды. Дели Мару получила удар всех троих по левому носу; после ряда внутренних взрывов он раскололся на две части: носовая часть сразу затонула, а кормовая часть затонула позже в сильном волнении. Хотя «Суордфиш» подверглась глубинной бомбардировке Ch-50 , она осталась невредимой. [13]
Великобритания
[ редактировать ]Девять Q-кораблей были сданы в эксплуатацию Королевскому флоту в сентябре и октябре 1939 года для работы в Северной Атлантике: [14]
- 610-тонный HMS Chatsgrove (X85), бывший шлюп P-класса Королевского флота PC-74 постройки 1918 года.
- 5072-тонный HMS Maunder (X28) бывшего короля Граффида постройки 1919 г.
- 4443 тонны, HMS Prunella (X02) водоизмещением бывший мыс Кейп-Хау, постройка 1930 г.
- 5119-тонный HMS Lambridge (X15), бывший Botlea, постройки 1917 г.
- 4702-тонный HMS Edgehill (X39), бывший Willamette Valley, постройки 1928 года.
- 5945-тонный HMS Brutus (X96), бывший город Дурбан, постройки 1921 года.
- водоизмещением 4398 тонн, HMS Кипр (X44) бывший мыс Сейбл, постройка 1936 г.
- 1030-тонный HMS Looe (X63), бывший Beauty, постройки 1924 года.
- 1090-тонный HMS Antoine (X72) бывший Orchy постройки 1930 г.
Прунелла и Эджхилл были торпедированы и затоплены 21 и 29 июня 1940 года, даже не заметив подводной лодки. Остальные корабли были погашены в марте 1941 года, так и не выполнив ни одной задачи. [15]
водоизмещением 2456 тонн Последний Q-корабль Королевского флота, HMS Fidelity , был переоборудован в сентябре 1940 года для перевозки сети торпедной защиты, четырех 4-дюймовых (100-мм) орудий, четырех торпедных аппаратов, двух гидросамолетов OS2U Kingfisher и моторной торпеды. Лодка 105. Fidelity шла с французским экипажем и была потоплена U-435 30 декабря 1942 года во время боя за Конвой ОН-154 . [14]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]К 12 января 1942 года разведывательное сообщество Британского Адмиралтейства заметило «большую концентрацию» подводных лодок у «побережья Северной Америки от Нью-Йорка до мыса Рейс» и сообщило об этом факте ВМС США . В тот день U-123 под командованием капитан-лейтенанта Рейнхарда Хардегена торпедировала и потопила британский пароход «Циклоп» , открыв Paukenschlag (буквально «удар по литаврам», иногда называемый по-английски «операцией Drumbeat»). Командиры подводных лодок обнаружили, что на побережье преобладают условия мирного времени: города не были затемнены, а навигационные буи оставались освещенными; Доставка осуществлялась по обычному графику и «несла обычный свет». Паукеншлаг застал Соединенные Штаты врасплох.
Потери быстро росли. 20 января 1942 года главнокомандующий флотом США (Коминч) Эрнест Дж. Кинг направил закодированную депешу командующему Восточной морской границей (CESF) с просьбой немедленно рассмотреть вопрос о комплектовании и оснащении «Королевы». «Корабли будут использоваться в качестве противолодочной меры. Результатом стал «Проект LQ».
Пять кораблей были тайно приобретены и переоборудованы на Портсмутской военно-морской верфи, Киттери, штат Мэн: [16]
- траулер Boston Beam MS Wave , который на короткое время стал вспомогательным тральщиком USS Eagle (AM-132), а затем стал USS Captor (PYc-40) ,
- SS Evelyn и Carolyn , идентичные грузовые суда, которые стали USS Asterion (AK-100) и USS Atik (AK-101) соответственно (эти бортовые номера фактически были дубликатами USS Lynx и USS Lyra соответственно),
- танкер SS Gulf Dawn , который стал USS Big Horn (AO-45) , и
- шхуна «Ирен Миртл» , ставшая военным кораблем «Ирен Форсайт» (IX-93) .
Карьера всех пяти кораблей была почти полностью неудачной и очень короткой: военный корабль США « Атик» затонул во время своего первого патрулирования со всеми силами 26 марта 1942 года. [5] КОМИНЧ резко раскритиковал эту программу, и в 1943 году все патрули кораблей Q прекратились. [10]
Американские корабли Q-ship также действовали в Тихом океане. Одним из них был военный корабль США « Анакапа» (AG-49), бывший лесовоз «Куз-Бэй» , который был преобразован в корабль Q в рамках проекта «Любовь Уильям». Анакапе не удалось поразить ни одну подводную лодку противника, хотя, как полагают, она повредила две дружественные подводные лодки глубинными бомбами, когда они неправильно действовали в ее окрестностях. Анакапа также был выведен из состава Q-корабля в 1943 году и до конца Второй мировой войны служил вооруженным транспортом в южной части Тихого океана и на Алеутских островах.
ВМС США не использовали единый классификационный символ корпуса для своих Q-кораблей (все использовались AG, AK, AO, IX и PYc). Это, а также беспрецедентное использование дубликатов бортовых номеров Астериона и Атика отражает большую секретность, связанную с этими кораблями.
Предлагаемое использование против современных пиратов
[ редактировать ]Нападения пиратов на торговые суда, совершаемые с побережья Сомали, привели к тому, что некоторые эксперты по безопасности предложили снова использовать Q-корабли, чтобы побудить пиратов атаковать хорошо защищенное судно. [17]
Выжившие
[ редактировать ]Сохранившимся примером Q-кораблей является HMS Saxifrage , шлюп класса Flower группы построенный Anchusa, в 1918 году. Он был переименован в HMS President в 1922 году и служил буровым кораблем лондонской дивизии RNR до 1988 года, когда он был продан в частные руки и продан остается пришвартованным в Кингс-Рич на Темзе .
Q-шипы в художественной литературе
[ редактировать ]Стихотворение Альфреда Нойеса «Килмени» повествует о Q-корабле, британском траулере, оснащенном двумя палубными орудиями, который уничтожил немецкую подводную лодку во время Первой мировой войны.
В Эрнеста Хемингуэя романе «Острова в ручье » главный герой Томас Хадсон командует Q-кораблем ВМС США вокруг Кубы, охотясь на выживших на затонувшей немецкой подводной лодке.
В Эдварда Л. Бича-младшего « романе Беги молча, беги глубоко » японские Q-корабли появляются дважды: один удивляет Моржа, а второй подвергается нападению Угря в финальной битве истории.
Малкольма Лоури В романе « Под вулканом » (1947) рассказывается история Джеффри Фирмина, британского консула- алкоголика в маленьком мексиканском городке Куаунауак , в День мертвых , 2 ноября 1938 года. Джеффри Фирмин вспоминает свое время, когда он был морской офицер во время Первой мировой войны , когда он предстал перед военным трибуналом и впоследствии был награжден за свои действия на борту Q-корабля (захваченные немецкие офицеры исчезли и предположительно были заживо сожжены в котле).
В Клайва Касслера серии книг «Орегонские файлы » основной базой операций является Q-корабль, переоборудованный лесовоз. Экипаж состоит из наемников и бывших американских секретных и военнослужащих, которые выполняют миссии по всему миру в поддержку политики США, зарабатывая при этом на жизнь выполнением наемнических операций.
В фильме 1951 года «Операция «Тихий океан» рассказывается о сражении с Q-Ship вымышленной подводной лодки USS Thunderfish , вдохновленном столкновением с вражеским кораблем USS Growler .
В научной фантастике
[ редактировать ]Как и в случае с другими военно-морскими концепциями, идея Q-корабля также применялась к космическим кораблям в художественных произведениях:
Q-корабли занимают видное место в Дэвида Вебера « Хонор Харрингтон» серии книг . Харрингтон уничтожает Q-корабль в первом романе « На станции Василиск» и командует эскадрой Q-кораблей в шестом романе « Честь среди врагов» . В десятой книге серии « Война чести » Томас Бахфиш командует парой частных Q-кораблей. [18]
В выпуске журнала Analog Science Fiction and Fact за январь/февраль 2020 года Джоэл Ричардс опубликовал рассказ под названием «Q-ship Militant».
В DC Comics Star Spangled War Stories № 71 (перепечатано в DC Comics Weird War № 1) рассказ «Конец морского волка!» - это послевоенный «воспоминания» о командире подводной лодки, вступившем в бой с Q-кораблем во Второй мировой войне.
См. также
[ редактировать ]- Гарольд Аутен из Q-ship HMS Stock Force награжден венчурным капиталом
- Торговые рейдеры
- Коммерческое рейдерство
- Тоннажная война
- Ложный флаг
- Восточный Индианец
- Вооруженные торговцы
- САМ-корабль
- Торговый авианосец
- Мэри Б. Митчелл (Q-корабль)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Противолодочная борьба» . navymuseum.co.nz . 30 ноября 2012 года . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Хэнк Уиппл (2015). « Плавание под ложными знаменами»: историческая военная хитрость». Кориолис . 5 .
- ^ «Корабли Queenstown Q времен Первой мировой войны» .
- ^ Джеймисон, АГ (1986). Народ моря . Метуэн. ISBN 0-416-40540-1 .
- ^ Jump up to: а б Бейер, Кеннет М.: Q-корабли против подводных лодок. Секретный проект Америки . Издательство Военно-морского института. Аннаполис, Мэриленд, США. 1999. ISBN 1-55750-044-4
- ^ «Гельголанд Q17 – Вспоминая войну – Воспоминания Тауранги» . Tauranga.kete.net.nz . Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ «Капитан Эндрю Дугал Блэр (1872–1955) – Вспоминая войну – Воспоминания Тауранги» . Tauranga.kete.net.nz . Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ Макмаллен, Крис (2001). «Корабли Q Королевского флота» . Проверено 14 декабря 2011 г.
- ^ Престон, Антону (1982). Подводные лодки . Лондон: Книги Бизонов. п. 58. ИСБН 0-86124-043-Х .
- ^ Jump up to: а б Лангенберг, Уильям Х. «Q-корабли во Второй мировой войне» . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ «Потери подводных лодок 1914-1918 гг.» . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ Лутц Бенгельсдорф: Морская война в Балтийском море 1914-1918 гг. Хаушильд, Бремен, 2008 г., с. 94-98, 106-108. ISBN 978-3-89757-404-5 .
- ^ Ховард, Эд. «Недолгая жизнь первого японского Q-корабля» . www.subsowespac.org . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 года . Проверено 22 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Лентон, Х.Т. и Колледж, Дж.Дж.: Военные корабли Великобритании и Доминиона времен Второй мировой войны , 1968, стр. 279
- ^ Мардер, Артур (ноябрь 1972 г.). «Влияние истории на морскую мощь: Королевский флот и уроки 1914–1918 годов». Тихоокеанский исторический обзор . 41 (4): 413–443. дои : 10.2307/3638394 . JSTOR 3638394 .
- ^ Нью-Гэмпшир против штата Мэн, 426 США 363 (1977)
- ^ «Использовать корабли Q против пиратов?» . Безопасность на море International . Регистр Ллойда. 9 апреля 2009 года . Проверено 11 апреля 2009 г.
- ^ «Глава четвертая» . Архивировано из оригинала 9 июля 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бейер, Эдвард Ф. и Бейер, Кеннет М. (1991). «Таинственные корабли ВМС США». Военный корабль Интернешнл . ХXVIII (4). Международная организация военно-морских исследований: 322–372. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Корабли Q Королевского флота
- Британская специальная служба или Q-Ships
- Вопрос-23
- Für Kaiser und Reich , Подводные лодки Его Императорского Германского Величества в Первой мировой войне.
- «Q-Boats – ответ подводным лодкам» , Popular Science , январь 1940 г.
- Чаттертон, Э. Кебл (1922). Q-шипы и их история . Лондон: Сиджвик и Джексон. OCLC 558195598 .