Конвой ПО 154
Конвой ПО 154 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы за Атлантику | |||||||
HMCS Сен-Лоран | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания Канада | Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
ВАдм. Вион де Мальпас Эгертон † Лейтенант-командир. Гай Виндейер RCN [1] | Адмирал Карл Дёниц | ||||||
Сила | |||||||
50 грузовых судов 1 эсминец 5 корветов 1 судно специального назначения | 20 подводных лодок | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Потоплено 13 грузовых судов (66 922 брт ). 177 убитых/утонувших 1 судно специального назначения затонуло 369 убитых/утонувших | 1 подводная лодка затоплена 46 убитых/утонувших |
Конвой ПО 154 - также ПО(С) 154 или УНС 154 [Примечание 1] — североатлантический конвой серии ON, ходивший во время битвы за Атлантику во Второй мировой войне . Это был 154-й из пронумерованной серии конвоев торговых судов , направлявшихся с Британских островов в Северную Америку. В декабре 1942 года он подвергся нападению и потерял 13 из 50 грузовых судов. Одна из атакующих подводных лодок была уничтожена.
Фон
[ редактировать ]Когда прибрежные конвои в Западной Атлантике положили конец второму счастливому времени , адмирал Карл Дёниц , Befehlshaber der U-Boote ( BdU ), или главнокомандующий подводными лодками , переключил внимание на центральную часть Атлантики, чтобы избежать патрулирования самолетов. Хотя маршрут конвоя в середине океана был менее предсказуемым, Дёниц ожидал, что увеличившееся количество производимых подводных лодок сможет эффективно искать конвои, используя преимущества разведданных, полученных благодаря расшифровке B-Dienst британского военно-морского шифра номер 3. [2] Однако только 20 процентов из 180 трансатлантических конвоев, плывших с конца июля 1942 года по конец апреля 1943 года, потеряли корабли в результате нападения подводных лодок. [3]
Задействованные силы
[ редактировать ]Корабли вышли из Ливерпуля 18 декабря 1942 года и состояли из 50 торговых судов с балластом или с торговыми товарами. [4] Его возглавил коммодор конвоя Вадм . У де М. Эгертон в «Эмпайр Шеклтон» .Конвой шел двенадцатью колоннами по три-четыре корабля в каждой. Построение конвоя имело ширину пять миль (8 км) и длину 1,5 мили (2,4 км). [5] ON 154 представлял собой медленный конвой, состоявший из кораблей, способных развивать скорость в лучшем случае 8 узлов . Медленные конвои были особенно уязвимы, поскольку их максимальная скорость соответствовала скорости подводных лодок и составляла лишь половину их надводной скорости, что облегчало волчьей стаи формирование .
Океанским эскортом ON 154 была Королевского военно-морского флота Канады группа среднеокеанских сил сопровождения C-1 под командованием лейтенанта-коммандера. Гай Виндейер на класса River эсминце HMCS St. Laurent . В состав группы также входили класса «Цветок» корветы HMCS Battleford , Chilliwack , Kenogami , Napanee и Shediac . [6] В C-1 отсутствовал эсминец класса Town Burwell , который имел механические проблемы и не был заменен. Корабли RCN, как правило, страдали от переутомления по сравнению с их аналогами Королевского флота и, скорее всего, не были модернизированы.В состав ON 154 входили спасательное судно конвоя Toward , нефтяник Scottish Heather с французским экипажем водоизмещением 2456 тонн и судно специального назначения HMS Fidelity . [7] Fidelity был вооружен четырьмя 4-дюймовыми (102-мм) орудиями, четырьмя торпедными аппаратами и защитной торпедной сетью. На ее вооружении находились два десантных катера ( LCV-752 и LCV-754 ), два ОС2У «Кингфишер» гидросамолета и моторный торпедный катер МТБ 105 . [8]
Противостоять ON 154 в Северной Атлантике были группы подводных лодок «Унгестум» (13 лодок) и «Шпиц» (11 лодок), патрулировавшие пресловутый воздушный зазор , куда не могло добраться воздушное прикрытие союзников. Третья группа, «Фальке» , действовала в качестве поддержки, но ввязалась в конвой HX 219. [9] и никак не повлияло на борьбу за ОН 154.
Действие
[ редактировать ]Открытие 26/27 декабря
[ редактировать ]ON 154 был направлен на юг, чтобы избежать штормов, и оставался вдали от групп поддержки эскорта и вне досягаемости союзников патрульных бомбардировщиков дольше, чем большинство конвоев. [10] U-662 сообщила о конвое 26 декабря. [7] Той ночью U-356 торпедировала передовые корабли двух колонн правого борта. Эмпайр Юнион был поражен в 01:40, Мелроуз Эбби - десять минут спустя. Оба британских грузовых судна затонули примерно в 02:30. Тувард спас 63 выживших с первого корабля и 47 со второго. [5]
Во второй атаке U-356 торпедировала голландское грузовое судно Soekaboemi в 04:10 и британское грузовое судно King Edward в 04:15. Король Эдуард затонул за три минуты. [5] U-356 была обнаружена эскортом и потоплена без оставшихся в живых после глубинными бомбами атак Сен-Лорана , Чилливака , Баттлфорда и Напани . [7] На рассвете Тувард спас 25 человек с корабля «Король Эдуард» и помог Напани , вернув всех членов Соэкабоэми команды , кроме одного . [5] Соэкабоэми остался на плаву, когда его бросили в 07:30. [11]
Вторая атака 27/28 декабря.
[ редактировать ]U-225 начала преследовать шотландскую Хизер , когда она дозаправляла часть эскорта в пятнадцати милях позади конвоя во второй половине дня 27 декабря. U-225 дважды была отогнана Чилливаком , а затем в 20:40 попала в масленку единственной торпедой при третьем заходе на посадку. Корабль был временно заброшен, но второй помощник капитана снова поднялся на борт с десятью людьми и вывел корабль из опасной зоны. На рассвете он вернулся и начал искать спасательные шлюпки. Нефтяник самостоятельно вернулся в Англию после того, как выздоровел весь свой экипаж. [5]
Основная атака 28/29 декабря.
[ редактировать ]U-260 начала слежку за конвоем утром 28 декабря и направила к конвою 18 подводных лодок. Fidelity попыталась запустить Kingfisher, но в 19:15 самолет перевернулся и затонул. Пока Сен-Лоран спасал команду «Зимородка», в 19:58 началась скоординированная ночная атака, когда подводные лодки вошли в правый борт конвоя. U-591 торпедировала норвежское грузовое судно Norse King в 20:00. U-225 торпедировала британские грузовые корабли Melmore Head в 20:03 и Ville de Rouen в 20:05. U-260 торпедировала британское грузовое судно Empire Wagtail в 20:45. Когда «Империя трясогузки» распалась в результате взрыва, унесшего жизни всего ее экипажа, «Фиделити» сообщила о отказе главного двигателя; Шедиак был отправлен помочь ей в двух милях (3,2 км) позади конвоя. [5]
Затем подводные лодки вошли в левый борт конвоя. U-406 торпедировала британские грузовые корабли «Линтон Грейндж» в 21:20, «Зариан» в 21:23 и «Барон Кокрейн» в 21:24. U-662 снова ударила по поврежденному Виль де Руан в 22:10, а U-225 » коммодора конвоя торпедировала грузовое судно «Империя Шеклтон в 22:15 и бельгийское грузовое судно «Президент Франкуи» в 22:30. [7]
Выведенные из строя корабли также подвергались нападениям за кормой конвоя. Барон Кокрейн в 21:50 был потоплен U-123 , а U-628 потопила Линтон Грейндж несколько минут спустя . Экипажи покинули оба корабля, когда они были атакованы ранее. [5] U-123 и U-435 потопили Empire Shackleton в 22:55. [5] U-591 потопила брошенный «Зариан» незадолго до полуночи. [5]
Шедиаку было приказано покинуть «Фиделити» в 30 милях (48 км) за кормой и присоединиться к конвою в поисках выживших. Шедиак спас 35 выживших из Мелмор-Хед , 71 из Виль-де-Руан между 03:10 и 03:30 и 24 из Эмпайр Шеклтон в 05:30. Шедиак вернулся в конвой в 13:00, не имея горючего и недостаточного количества продовольствия для количества выживших на борту. [5]
Две спасательные шлюпки покинули поврежденный президент Франкуи , но остальная часть команды попыталась самостоятельно доплыть до Азорских островов . U-225 снова торпедировала корабль в 06:30, а в 09:30 он был потоплен U-336 . Поврежденный Norse King аналогичным образом пытался достичь Азорских островов, когда был потоплен U-435 в 15:07. [5] Выживших не было. [11]
Сопровождение конвоя было усилено класса М эсминцами HMS Milne и Meteor в 14:00 29 декабря. [7] после того, как прибывшие эсминцы спасли 42 выживших с «Барона Кокрейна» в 07:00, 52 выживших с «Линтон Грейндж» в 07:20 и 49 выживших с «Зариана» в 08:15. [5]
HMS Fidelity 29/30 декабря
[ редактировать ]Fidelity перезапустила главные двигатели в 05:00 и отклонила предложение отправить буксир из Гибралтара. Скорость была ограничена двумя узлами при движении противоторпедных сетей, когда их наблюдали Метеор и Милн в 05:30. U-615 нашла Fidelity , в то время как ее главные двигатели снова были остановлены на ремонт между 10:15 и 11:00. U-615 идентифицировала «Верность» как Q-корабль и осторожно следила за ней. В ходе разведывательного полета оставшегося на борту «Кингфишера » Фиделити были замечены две подводные лодки и две спасательные шлюпки «Эмпайр Шеклтон » . Fidelity спустила на воду LCV-752 и LCV-754 для буксировки спасательных шлюпок. В тот же день Fidelity вернула Kingfisher и два десантных корабля с выжившими членами Empire Shackleton и запустила MTB-105 для проведения противолодочного патрулирования всю ночь. U-615 выпустила по «Фиделити» четыре торпеды около 20:00, но противоторпедная сеть защитила корабль от повреждений. У МТБ-105 потерял связь с Fidelity возникли проблемы с двигателем, и около 23:00 он . МТБ-105 услышал радиовызовы от Fidelity вскоре после рассвета, но у него не хватило заряда батареи, чтобы ответить. U-435 торпедировала Fidelity в 16:30 и была удивлена размером возникшего взрыва и большим количеством людей, которые впоследствии были замечены плавающими в воде, где затонул корабль. МТБ-105 установил импровизированный парус, чтобы попытаться достичь земли. [5] «Фиделити» На борту находилось 369 человек (274 члена экипажа, 51 морской пехотинец и 44 выживших с «Эмпайр Шеклтон» ), все погибли в море, включая коммодора конвоя ON 154 вице-адмирала Виона де Мальпаса Эгертона .
Выжившие 30 декабря
[ редактировать ]30 декабря прибыл британский эсминец Fame , его капитан Cdr. Р. Хиткот (который был спецпредставителем группы сопровождения B-6 ) занял пост старшего офицера; В этот момент Виндейер, «Сент-Лорана » , потерял сознание от стресса и истощения. капитан [12] Баттлфорд , Шедиак , Милн и Метеор были выпущены 30 декабря для дозаправки на Азорских островах. [5] осталось только четыре эскорта и целых двенадцать подводных лодок, находившихся в контакте с конвоем. После потери коммодора конвоя двум быстроходным кораблям с большим пассажирским составом ( «Калгари» и «Адвастун» ) было предложено бежать, если они найдут возможность. [13] Когда перед наступлением темноты 30 декабря HMCS St. Francisco и эсминец V-класса HMS Viceroy усилили эскорт конвоя, подводным лодкам было приказано выйти из боя.
У «Шедиака» и «Метеора» закончилось топливо, прежде чем они достигли Азорских островов. Баттлфорд буксировал Шедиак последние 40 миль (64 км), а Метеор буксировал последние пять миль (8 км). Все четверо дозаправились и присоединились к поискам выживших. HMCS Prescott обнаружила и спасла восемь человек на борту MTB-105 1 января ; но, кроме экипажа «Зимородка» из двух человек, спасенного ранее Сен-Лораном , не было других выживших из экипажа « Фиделити » из 325 человек и людей, спасенных с «Эмпайр Шеклтон» . Прескотт также спас 26 членов экипажа от президента Франкуи , но в ходе спасательных работ других выживших конвоев не обнаружено. [5] Остальная часть конвоя достигла Нью-Йорка 12 января 1943 года. [4]
Анализ
[ редактировать ]ОН 154 потерял 14 кораблей водоизмещением 69 378 брт и 486 человек убитыми. Это событие вошло в число полудюжины худших катастроф конвоев в Северной Атлантике за всю войну. [14] Адмиралтейство критически отнеслось к канадцам за исход этого плавания, сравнив его невыгодно с проходом ON 155 в сопровождении группы сопровождения B-6 без потерь. Однако и Блэр, и Милнер отмечают, что Адмиралтейство также несло ответственность за направление конвоя так далеко на юг, через самую широкую часть воздушного коридора, с пятидневным транзитом без прикрытия с воздуха. Ожидалось также, что C-1 будет действовать с коротким эсминцем, не имеющим достаточных средств для дозаправки и не имеющим современного оборудования, против группы, превосходившей его по численности в четыре раза. [14] [12] Милнер также указывает, что B-6 получил более северный курс и более быстрый конвой, и что группы RCN обычно приписывались к более уязвимым медленным конвоям серий SC и ON(S), тогда как группы RN имели более быстрые конвои HX и ON.Анализ потерь конвоя также показывает, что из четырнадцати потопленных кораблей девять были потеряны за пределами конвоя, поскольку были повреждены или выведены из строя в предыдущей атаке и были вынуждены выйти из строя. После первой атаки U-356 только пяти подводным лодкам ( U-225 , U-406 , U-591 , U-260 и U-123 ) удалось прорвать экран сопровождения, тогда как остальная часть стаи была отогнали и расстреляли отставших.Блэр также отмечает, что успех Германии против ON 154 был исключением; в декабре союзники провели 16 трансатлантических конвоев, насчитывавших около 650 кораблей; только три из них были атакованы, и потопили всего 20 кораблей (т.е. кроме четырнадцати в ОН 154, только два из НХ 217 и четыре из ОН 153), плюс семь других кораблей, плававших самостоятельно. [15]
Заключение
[ редактировать ]Атака на ОН-154, несомненно, была для немцев успехом, но благополучное прибытие более двух третей кораблей конвоя вкупе с уничтожением одного из нападавших при численном превосходстве почти в четыре раза не было полной победой. провал сил сопровождения. Однако Адмиралтейство приняло радикальное решение вывести группы сопровождения RCN из Атлантики, отправив их для интенсивной подготовки на объекты RN в Ливерпуле и Тобермори. Однако они также приступили к переоснащению канадских эскортных кораблей современным оборудованием, молчаливо приняв жалобы RCN. [15] [16] Между тем бремя сопровождения медленных конвоев по атлантическому маршруту легло на плечи RN, что привело к опыту, мало чем отличающемуся от того, что пришлось пережить RCN во время кампании.
Корабли в конвое
[ редактировать ]Имя [17] | Флаг [17] | Мертвый [18] | Тоннаж (GRT) [17] | Груз [18] | Примечания [17] |
---|---|---|---|---|---|
Альдраст (1923) | Великобритания | 7,905 | |||
Альгораб (1921) | Нидерланды | 4,938 | Направление Кейптаун | ||
Барон Кокрейн (1927) | Великобритания | 2 | 3,385 | 4376 тонн угля | Потоплена U-406 и U-123. |
Барон Элгин (1933) | Великобритания | 3,942 | Ветеран конвоя СЛ 125 ; пункт назначения Галифакс; выжил этот конвой, конвой SC 122 и конвой ONS 5 | ||
Барон Инчкап (1917) | Великобритания | 7,005 | |||
Бель-Айл (1932) | Соединенные Штаты | 1,960 | |||
Беркель (1930) | Нидерланды | 2,130 | Ветеран конвоя СК 107 ; выжил этот конвой и конвой ОНС 5 | ||
Красотка (1918) | Панама | 4,929 | Выжил этот конвой и конвой SC 122 | ||
Борнхольм (1930) | Великобритания | 3,177 | Ветеран конвоя СЛ 125 ; выжил этот конвой и конвой ОНС 5 | ||
Калгари (1921) | Великобритания | 7,206 | Ветеран конвоя СЛ 125 | ||
Замок Дандрам (1919) | Великобритания | 5,259 | Ветеран конвоя SC 42 и конвоя SL 125. | ||
Э. Зойберт (1918) | Соединенные Штаты | 9,181 | Выжил этот конвой и конвой SC 130 | ||
Империя пумы (1919) | Великобритания | 5,758 | Ветеран конвоя СЛ 125 | ||
Империя Герайнт (1942) | Великобритания | 6,991 | |||
Эмпайр Шеклтон (1941) | Великобритания | 37 | 7,068 | 2000 тонн боеприпасов, самолетов и генеральных грузов | Ветеран конвоя SC 107 , нес коммодора конвоя VADM W de M Egerton DSO; потоплена U-225 , U-123 и U-435. |
Империя Симбы (1919) | Великобритания | 5,691 | Ветеран конвоя СЛ 125 | ||
Эмпайр Юнион (1921) | Великобритания | 6 | 5,952 | 940 тонн генеральных грузов | Ветеран конвоя СК 107 ; потоплен U-356 |
Империя трясогузки (1919) | Великобритания | 43 | 4,893 | Потоплен U-260. | |
Эстурия (1914) | Великобритания | 6,968 | |||
Евталия (1918) | Греция | 3,553 | |||
Дай (1939) | Норвегия | 1,375 | Выжил этот конвой и конвой ОНС 5 | ||
Форт Лами (1919) | Великобритания | 5,242 | Капитан корабля был вице-коммандором конвоя; выжил и через 2 месяца был потоплен в конвое SC 121. | ||
Генри Р. Мэллори (1916) | Соединенные Штаты | 6,063 | Выжил и через месяц был потоплен в конвое SC 118. | ||
Джеймс Хоусон (1930) | Норвегия | 6,074 | |||
Джанет (1929) | Великобритания | 4,312 | Ветеран конвоя СК 107 | ||
Джаспер Парк (1942) | Великобритания | 7,129 | Выжил и был потоплен позже, 6 июля 1943 года. | ||
Король Эдвард (1919) | Великобритания | 23 | 5,224 | В балласте | Ветеран конвоя СЛ 125 ; потоплен U-356 |
Кируна (1921) | Швеция | 5,484 | Ветеран конвоя HX 79 ; выжил этот конвой и конвой SC 118 | ||
Линтон Грейндж (1937) | Великобритания | 0 | 5,029 | 5 997 тонн генеральных грузов | Ветеран конвоя СЛ 125 ; потоплена U-628 и U-406. |
Мелмор Хед (1918) | Великобритания | 14 | 5,273 | В балласте | Ветеран колонны СК 7 и колонны СК 94 ; потоплен U-225 |
Мелроуз Эбби II (1936) | Великобритания | 7 | 2,473 | 3403 тонны угля | Потоплен U-356. |
Норхаук (1919) | Норвегия | 6,086 | |||
Скандинавский король (1920) | Норвегия | 35 | 5,701 | 5 453 тонны угля | Потоплен U-435 и U-591. |
Нортмур (1928) | Великобритания | 4,392 | Пункт назначения Кейптаун , отдельно стоящий c. 25 декабря на Азорские острова, [19] прибытие 30 декабря [20] | ||
Олни (1920) | Соединенные Штаты | 7,294 | Ветеран конвоя СК 107 | ||
Президент Франки (1928) | Бельгия | 5 | 4,919 | В балласте | Потоплена U-225 и U-336. |
Филиал (1921) | Норвегия | 2,334 | |||
Воронья гора (1938) | Норвегия | 1,339 | Ветеран конвоя HX 79 ; пережил этот конвой, конвой SC 121 и конвой SC 130 | ||
Рансуик (1930) | Великобритания | 3,970 | Вернулся в Англию | ||
Шотландский Хизер (1928) | Великобритания | 7,087 | Масленка эскорта, поврежденная U-225 , вернулась в Англию. | ||
Соэкабоэми (1923) | Нидерланды | 1 | 7,051 | 5000 тонн генеральных грузов | Потоплен U-441 в результате удара после того, как получил повреждения в результате предыдущей атаки U-356. [21] |
Навстречу (1923) | Великобритания | 1,571 | спасательный корабль конвоя | ||
Тайнмут (1940) | Великобритания | 3,168 | Ветеран конвоя СК 94 и конвоя СЛ 125. | ||
Умгени (1938) | Великобритания | 8,149 | Выделен 1 января | ||
Приходите (1901) | Норвегия | 2,982 | Ветеран конвоя СК 94 | ||
Жилет (1920) | Норвегия | 5,074 | Ветеран конвоя СК 107 | ||
Город Руан (1919) | Великобритания | 0 | 5,083 | 5500 тонн генеральных грузов | Ветеран конвоя СЛ 125 ; потоплена U-591 и U-662. |
Висла (1920) | Соединенные Штаты | 8,537 | Выжил этот конвой и конвой SC 122 | ||
Висла (1928) | Польша | 3,106 | Ветеран конвоя СК 42 | ||
Зариан (1938) | Великобритания | 4 | 4,871 | 7500 тонн генеральных грузов | Ветеран конвоя СЛ 125 ; потоплена U-406 и U-591. |
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Милнер, стр. 206–209.
- ^ Таррант с. 108
- ^ Гаага, стр. 132, 137–138, 161–162, 164 и 181.
- ^ Перейти обратно: а б Гаага, 2000 г. р. 158
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Конвой ОНС 154» . Дж. Гордон Мамфорд. Архивировано из оригинала 11 января 2011 года . Проверено 2 декабря 2010 г.
- ^ Милнер 1985 с. 287
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ровер и Хуммельхен, 1992, с. 183
- ^ Лентон и Колледж, 1968, стр. 279
- ^ Блэр стр. 128
- ^ Милнер 1985 с. 3
- ^ Перейти обратно: а б Гаага, 2000 г. р. 161
- ^ Перейти обратно: а б Милнер 2003 стр. 143
- ^ Милнер 1985, стр. 4 и 209.
- ^ Перейти обратно: а б Блэр стр. 133
- ^ Перейти обратно: а б Блэр стр. 134
- ^ Милнер 2003 стр. 144
- ^ Перейти обратно: а б с д «НА конвоях» . База данных конвоев Эндрю Хейга . Проверено 25 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гаага, 2000 г. р. 146
- ^ Национальный архив ADM 199/356/31.
- ^ Национальный архив BT 389/22/131.
- ^ «Соэкабоэми — голландский паровой торговец» . www.uboat.net . Проверено 14 ноября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Клей (1998) Война подводных лодок Гитлера [Том 2]: Преследуемые 1942–1945 Касселл ISBN 0-304-35261-6 (изд. в мягкой обложке для Великобритании, 2000 г.)
- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-019-3 .
- Лентон, ХТ; Колледж, Джей-Джей (1968). Британские военные корабли и корабли Доминиона времен Второй мировой войны . Даблдэй и компания.
- Милнер, Марк (1985). Североатлантический забег . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-450-0 .
- Милнер, Марк (2003) Битва за Атлантику History Press ISBN 978-0-7524-6187-8
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1975). История военно-морских операций США во Второй мировой войне, том I Битва за Атлантику 1939–1943 гг . Литтл, Браун и компания.
- Ровер, Дж.; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-105-Х .
- Таррант, В.Е. (1989). Наступление подводных лодок 1914–1945 гг . Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-520-Х .
- Отчет Гордона Мамфорда о Конвое ONS 154