HMS Фарнборо
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | Паяльник |
Строитель | Джон Пристман и компания, Сандерленд |
Запущен | 5 декабря 1903 г. |
Судьба | Реквизирован Королевским флотом в 1915 году и переоборудован в Q-корабль. |
Великобритания | |
Имя | HMS Фарнборо |
Тезка | Фарнборо |
Введен в эксплуатацию | 1915 |
В эксплуатации | 1915-1919 |
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Тип | Q-корабль |
Тоннаж | 3207 брт |
Движение | паровые турбины |
Скорость | 11 узлов |
Вооружение |
HMS Farnborough , также известный как (Q-5) — Q-корабль Британского Королевского флота , принимавший участие в Первой мировой войне . «Фарнборо» представлял собой тяжеловооружённое торговое судно со скрытым вооружением, предназначенное для привлечения подводных лодок к надводным атакам. Фарнборо потопил две подводные лодки, находившиеся на ее службе во время Первой мировой войны. Первой подводной лодкой стала СМ U-68 , на которой впервые были успешно применены глубинные бомбы . Второй подводной лодкой была SM U-83 , которая была потоплена 17 февраля 1917 года в бою, за который капитан Гордон Кэмпбелл из Фарнборо получил Крест Виктории . HMS Farnborough получил серьезные повреждения в бою и в тот же день был выброшен на берег.
Строительство и дизайн
[ редактировать ]Фарнборо валовой грузоподъемностью 3207 зарегистрированных тонн был первоначально построен как угольная шахта в 1904 году под названием Лодерер . У него не было постоянного порта, и поэтому его часто называли бродячим пароходом . Королевский флот переоборудовал его в Q-корабль в HMNB Девонпорте , вооружив пятью 12-фунтовыми пушками, двумя 6-фунтовыми пушками и пушкой Максима . Створки или глухие отсеки на корабле скрывали 12-фунтовые орудия. 6-фунтовки были спрятаны по обе стороны мостика, а «Максим» находился в середине корабля. она была переименована в « Фарнборо» По пути к своему первому командованию .
Первая мировая война
[ редактировать ]СМ У-68
[ редактировать ]Фарнборо вступил в контакт с SM U-68 у западного побережья Великобритании 22 марта 1916 года. Примерно в 07:00 U-68 выпустила торпеду по Фарнборо, которая едва не прошла мимо носовой части корабля. «Фарнборо» продолжал притворяться торговым кораблем и продолжал двигаться с той же скоростью и курсом. В 07:20 U-68 всплыла примерно в 1000 ярдов (910 м) за кормой от Фарнборо , переместилась в левый отсек корабля и произвела выстрел по носу Q-корабля. [1] Фарнборо остановился, выпустил пар и спустил на воду лодку, имитируя капитуляцию. Когда U-68 приблизилась на 800 ярдов (730 м), Фарнборо поднял британский белый флаг , обнажил свои орудия и открыл огонь из трех из пяти 12-фунтовых орудий. Британские артиллеристы из 21 скорострельного снаряда поразили подводную лодку несколько раз. Когда U-68 начала тонуть, Кэмпбелл направил Фарнборо к U-68 и месту нахождения сбросил глубинную бомбу , которая выбила носовую часть подводной лодки из воды. Это было первое применение глубинной бомбы в бою. [2] Когда U-68 начала снижаться за корму, Фарнборо артиллеристы подводной лодки нанесли еще пять попаданий в боевую рубку . U-68 затонула на позиции 51 ° 54' с.ш. 10 ° 53' з.д. / 51,900 ° с.ш. 10,883 ° з.д. у берегов Дингла на юге Ирландии , при этом погиб весь экипаж из 38 человек. [1]
Вскоре после этого Фарнборо получил нового старшего офицера в лице Рональда Нила Стюарта (который впоследствии был награжден Крестом Виктории за действия на отдельном Q-корабле « Паргуст »). Опыт Стюарта в торговом судоходстве оказался неоценимым для его работы, и вскоре он дисциплинировал команду Фарнборо , а корабль содержал в хорошем состоянии и эксплуатировал. Капитан Кэмпбелл заявил, что очень доволен своим старшим офицером, назвав его «на высоте». [3] корабль не участвовал в боевых действиях почти 11 месяцев После потопления U-68 . В феврале 1917 года Кэмпбелл решил, что для того, чтобы правильно спровоцировать атаку, Фарнборо должна была позволить себя торпедировать, а затем атаковать подводную лодку, когда подводная лодка приблизилась, чтобы завершить начатое артиллерийским огнем. [4]
СМ У-83
[ редактировать ]17 февраля 1917 года эта теория подтвердилась у берегов Южной Ирландии , когда одинокий «Фарнборо» был поражен торпедой, выпущенной с большой дистанции. Кэмпбеллу намеренно не удалось уклониться от ракеты, и корабль принял удар на себя, в результате чего экипаж получил легкие ранения, но корабль получил серьезные повреждения. Экипаж был хорошо отрепетирован, и «паническая группа» разошлась по своим лодкам, демонстрируя тревогу и беспорядок, в то время как артиллерийские расчеты заняли позиции со своим скрытым оружием. Когда четыре спасательные шлюпки были освобождены, корабль сел на воду и явно тонул, подводная лодка U-83 поднялась всего в 10 ярдах (9,1 м) от места крушения. Фарнборо Оставшийся экипаж затем открыл огонь из шестифунтовой пушки и нескольких пулеметов по неподвижной подводной лодке. Первый же выстрел обезглавил немецкого капитана Бруно Хоппе, а подводная лодка быстро превратилась в развалины. Восемь немецких моряков покинули подводную лодку до того, как она затонула, но из воды удалось вытащить только двоих, один из которых впоследствии скончался от ран. [5]
«Фарнборо» также тонул из-за повреждения торпедой. Понимая это, Кэмпбелл оставил людей в лодках, уничтожил все конфиденциальные документы и обратился за помощью по рации. Его нестандартное послание гласило: «Q5, медленно тонущий, с уважением желает вам прощания». [6] Это сообщение дошло до близлежащих военно-морских судов, и через час прибыли эсминец «Нарвал» и шлюп « Лютик» и начали буксировать пострадавший корабль обратно на сушу. Ночью случайно взорвалась глубинная бомба на борту «Фарнборо» , и она сбросила буксир. Кэмпбелл приказал оставшимся на борту 12 мужчинам сесть в спасательную шлюпку и попытался провести окончательное обследование своего судна, но был отброшен назад еще одной взорвавшейся глубинной бомбой. Вернувшись к поручню, он обнаружил, что Стюарт не подчинился его приказу и остался на борту, чтобы убедиться, что его капитан благополучно высадился. [6] Позже буксир был снова прикреплен, и потрепанный «Фарнборо» выброшен на берег в Милл-Коув . [7] Кэмпбелл был награжден Крестом Виктории в знак признания его заслуг в боевых действиях, а 1000 фунтов стерлингов призовых были разделены между командой. Стюарт и инженер-лейтенант Лен Лавлесс были награждены орденом « За выдающиеся заслуги» . [8] Подавляющее большинство экипажа продолжило службу на Паргусте , где Стюарт должен был получить Крест Виктории. Адмиралтейство приобрело судно 22 октября 1917 года и продало его для коммерческой эксплуатации в апреле 1919 года как Hollypark . Она была списана в 1928 году на пароме Брайтон-Ферри. [9]
Ссылки
[ редактировать ]Специфический
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мессимер, стр. 86–87.
- ^ Таррант, стр.27
- ^ P.141, Военно-морские венчурные капиталисты , Стивен Снеллинг
- ^ P.122, Военно-морские венчурные капиталисты , Стивен Снеллинг
- ^ P.123, Военно-морские венчурные капиталисты , Стивен Снеллинг
- ^ Jump up to: а б P.124, Военно-морские венчурные капиталисты , Стивен Снеллинг
- ^ P.125, Военно-морские венчурные капиталисты , Стивен Снеллинг
- ^ «№29997» . Лондонская газета (Приложение). 23 марта 1917 г. с. 2951.
- ^ « Сэндифорд (1118627)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 13 октября 2021 г.
Общий
[ редактировать ]- Мессимер, Дуайт Р. (2002). Вершоллен: Потери подводных лодок в Первой мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-475-3 . OCLC 231973419 .
- Снеллинг, Стивен (2002). Венчурные капиталисты Первой мировой войны: военно-морские венчурные капиталисты . Издательство Саттон. ISBN 0-7509-1395-9 .
- Таррант, В.Е. (1989). Наступление подводных лодок 1914–1945 гг . Sterling Publishing Company (Нью-Йорк. ISBN 1-85409-520-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Винчестер, Кларенс, изд. (1937), «Салют герою» , «Чудеса света в море » , стр. 129–135, иллюстрированный отчет о Гордоне Кэмпбелле, «самом известном офицере Q-корабля», включая его время на HMS Farnborough.