Действия в проливе Отранто
Действия в проливе Отранто (1940) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны. | |||||||
![]() HMAS Сидней в 1940 году | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Генри Придэм-Виппелл | Джованни Барбини ( WIA ) | ||||||
Сила | |||||||
|
| ||||||
Жертвы и потери | |||||||
ноль |
47 убитых 59 раненых 4 торговых судна затонули 1 торпедный катер поврежден |
Действие в проливе Отранто [также битва в проливе Отранто (1940 г.) ] представляло собой уничтожение итальянского конвоя 12 ноября 1940 года во время битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны . Это произошло в проливе Отранто в Адриатическом море , между Королевским флотом и Королевским флотом Италии ( Regia Marina ).
В конце 1940 года итальянские корабли перевозили людей, оборудование и припасы из Бриндизи в албанские порты Валона и Дураццо для нового наступления на Грецию во время итало-греческой войны (28 октября 1940 г. - 23 апреля 1941 г.). 21 октября 1940 года Супермарина , итальянское Адмиралтейство, учредила Маритрафальбу для сопровождения судов, курсирующих между Бриндизи, Валоной и Дураццо.
Британцы провели несколько операций Средиземноморского флота из Александрии и отряда H из Гибралтара , несколько конвоев в Грецию и на Мальту, возвращение кораблей с Мальты, корабельное подкрепление Средиземноморскому флоту отрядом H, атаки палубной авиации на сардинские аэродромы, Битва при Таранто (11/12 ноября) и рейд на южную Адриатику для нападения на конвои на маршруте Бриндизи-Валона.
Отряд X, три британских легких крейсера и два эсминца Средиземноморского флота, 11 ноября направился на север, к проливу Отранто на Адриатике, поймав конвой из четырех торговых судов с двумя Regia Marina эскортами , возвращавшихся той ночью из Валоны. Отряд X без потерь потопил грузовые суда и повредил эскорт, а затем снова присоединился к Средиземноморскому флоту.
Фон
[ редактировать ]Военно-морские операции
[ редактировать ]4 ноября конвой AN 6 отправился из Порт-Саида, а конвой MW 3 — из Александрии в Грецию и на Мальту в сопровождении зенитных крейсеров HMS Calcutta и Coventry, а также эсминцев HMS Dainty , Vampire , Voyager и HMAS Waterhen . После сопровождения конвоя AN 6 в бухту Суда на Крите корабли, за исключением "Вояджера" оставшегося , должны были плыть на запад вместе с конвоем MW 3. Отряд B , легкие крейсеры HMS Ajax и HMAS Sydney, вышли из Александрии 5 ноября и высадили припасы в Суде. Бэй на следующий день отправился на встречу со Средиземноморским флотом. [ 1 ]
Конвой MW 3 отправился на Мальту в рамках операции MB 8 при поддержке Средиземноморского флота в составе авианосца HMS Illustrious , линкоров Warspite , Valiant , Ramillies и Malaya , 3-й крейсерской эскадры с тяжелым крейсером York , легкого крейсера Gloucester. и HMS Orion из 7-й крейсерской эскадры (вице-адмирал Генри Придэм-Уиппелл ), к которому присоединятся «Аякс» и «Сидней» . [ 1 ] [ а ] 13 эсминцев HMS Nubian из 14-й флотилии эсминцев, Mohawk , Jervis , Janus , Juno , Hyperion 2-й флотилии эсминцев, Hasty , Hero , Hereward , Havoc , Ilex и Decoy и Defender , выделенные из 2-й флотилии эсминцев, сопровождали более крупные корабли. [ 1 ]
7 ноября началась операция «Коатик», когда отряд H (вице-адмирал Джеймс Сомервилл ) вышел из Гибралтара с авианосцем HMS Ark Royal , лёгким крейсером HMS Sheffield и эсминцами Faulknor из 8-й флотилии эсминцев, HMS Duncan , Firedrake , Forester , Фортуна и Фьюри прикрывают отряд F, подкрепление для Средиземноморского флота, состоящее из линкора HMS Barham , тяжелого крейсера HMS Berwick и легкого крейсера Glasgow с эсминцами Encounter , Gallant , Greyhound и Griffin до района к югу от Сардинии на 9 ноября. Операция «Крэк», дочерняя операция «Пальто», состоялась 9 ноября, когда бомбардировщики «Суордфиш» из 810-й военно-морской авиационной эскадрильи , 818-й военно-морской авиационной эскадрильи и 820-й военно-морской авиационной эскадрильи из Арк Ройал атаковали Кальяри на Сардинии . [ 1 ]
Корабли операции «Пальто» были обнаружены Regia Aeronautica и атакованы 9 ноября, но едва не промахнулись над Арк Ройял , Бархамом и Дунканом . Итальянские подводные лодки «Алаги» , «Аксум» , «Арадам» , «Медуза» и «Диаспро» 9 ноября заняли позиции к юго-западу от Сардинии, но не встретили британских кораблей. 14-я эскадрилья эсминцев с Вивальди , Да Ноли , Панкальдо и Малочелло была отправлена в Сицилийский пролив, но миновала отряд F, который отделился от отряда H в ночь с 9 на 10 ноября, не вступив в контакт. Отряд F встретил Средиземноморский флот с востока рано утром 10 ноября, к югу от Мальты, а затем направился на Мальту, чтобы высадить 2150 солдат и зенитные орудия. 1-я итальянская крейсерская дивизия отправилась бомбардировать залив Суда, о чем британцы не знали. [ 3 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Сила Икс
[ редактировать ]Regia Marina отправила подводные лодки Goffredo Mameli , Corallo , Fratelli Bandiera , Topazio и Pier Capponi к востоку от Мальты, но только Pier Capponi смог занять позицию и запустить торпеды по Ramillies , которые промахнулись; линкор пришвартовался на Мальте вместе с «Ковентри» , «Дэйнти» , «Вампиром» , «Уотерхеном» и конвоем MW 3. 10 ноября конвой ME 3 с четырьмя разгруженными кораблями и эскортом конвоя MF 3 «Ковентри» и его тремя эсминцами двинулся на восток и пережил атаку на следующий день подводная лодка Топазио , а затем эсминец Вендетта и монитор Террор прибыли в залив Суда 13 ноября. [ 1 ] [ б ]
Эсминцы Faulknor , Fortune и Fury , выполнявшие роль тральщиков для отряда F, вернулись в отряд H, к югу от Сардинии, для обратного пути в Гибралтар. После встречи с кораблями с запада Средиземноморский флот двинулся на восток, и итальянские самолеты, пытавшиеся слечь за кораблями, понесли потери от атак Фулмарса с «Илластриуса» . 11 ноября « Илластриус» с крейсерами «Глостер» , «Бервик» , «Глазго» и «Йорк» , с эсминцами «Хасти» , «Хэвлок» . «Гиперион» и «Илекс» повернулись к Таранто, а отряд X ( вице-адмирал Генри Придэм-Виппелл) — легкие крейсеры типа «Леандер» «Орион» , «Сидней» и «Аякс» с эсминцами класса «Трайбал» «Могавк» и «Нубиан» повернули на север, чтобы совершить набег на итальянские конвои, перевозящие войска и припасы в Албанию. через пролив Отранто у входа в Адриатическое море . [ 1 ] [ с ]
Адриатические конвои
[ редактировать ]
Во второй половине 1940 года итальянцы отправили 40 000 солдат, 700 транспортных средств и 34 000 длинных тонн (35 000 тонн) грузов из Бриндизи , Италия , в Валону , Албания, для нового наступления на Грецию. 21 октября Супермарина , итальянское Адмиралтейство, учредила Comando Superiore per il Trafficco con l'Albania ( Maritrafalba , Capitano de Vascello Pollacchini) для сопровождения торговых судов, курсирующих между Бриндизи, Валоной и Дураццо во время наращивания сил. [ 6 ]
В состав эскорта входили эсминцы «Карло Мирабелло» и «Аугусто Риботи» , «Спика» типа торпедные катера «Альтаир , » » , «Андромеда «Антарес» , «Аретуса» « , эсминцы типа «Куртатоне» » Кастельфидардо , « Куртатоне» , итальянский эсминец «Монцамбано» , «Палестро» типа эсминцы «Конфиенца» и «Сольферино» , « Дженерали». класса эсминцы «Генерал Антонио Канторе» , «Генерал Марчелло Престинари» , «Никола Фабрици» , «Джакомо Медичи» и «Франческо Стокко» , патрульные корабли «Капит» , «Капитан А. Чекки» , «Лаго Тана» , «Лаго Зуай» , вспомогательный крейсер «Рамб III» четыре МАС торпедных катера и , торпедный катер , катер с торпедным вооружением). [ 6 ]
Действие
[ редактировать ]
Отклонившись от Средиземноморского флота во второй половине дня 11 ноября, отряд X на хорошей скорости направился к проливу Отранто и к вечеру миновал Корфу на скорости 25 узлов (29 миль в час; 46 км/ч), замедлившись до 20 узлов (23 миль в час). ; 37 км/ч), когда он приблизился к побережью Албании. Состояние моря было спокойным, луна была в три четверти (почти полная). Британские корабли достигли северной границы патруля и развернулись; В 1:15 наблюдатели заметили четыре затемненных корабля с двумя эскортами, «Фабризи», вооруженных четырьмя 4-дюймовыми орудиями и четырьмя 17,7-дюймовыми (450-мм) торпедными аппаратами, и вспомогательный крейсер Ramb III с четырьмя 4,7-дюймовыми орудиями, которые, по мнению британцев, быть разрушителем. [ 7 ] Эскорт находился по обоим флангам торговых судов, которые двигались со скоростью 8 узлов (9,2 миль в час; 15 км / ч), держа курс на северо-запад, при этом Рамб III находился на стороне, ближайшей к британским кораблям. [ 8 ] Отряд X находился в строю позади, Орион лидировал, а Сидней замыкал арьергард, крейсеры находились на расстоянии около 800 ярдов (0,39 морских миль; 0,45 мили; 0,73 км) друг от друга. Нубиан находился примерно в 1,6 мили (2,5 км) к западу от крейсеров, а Могавк - на таком же расстоянии к востоку. [ 7 ]
12 ноября итальянский конвой из четырех пустых торговых судов «Антонио Локателли» , «Премуда» , «Капо Вадо» и «Каталани » возвращался из Валоны в Бриндизи в сопровождении Первой мировой войны торпедного катера времен «Никола Фабрици» ( лейтенант Джованни Барбини ) и вспомогательный крейсер Рамб III ( капитан фрегата Франческо Де Анжелис). Корабли шли в темноте, чтобы их не заметили. [ 9 ] Ирокез заметил конвой в 1:15 утра к юго-востоку на расстоянии 8 миль (9,2 миль; 15 км), миновал место наблюдения до Нубиана и приблизился к Фабризи . Итальянцы увидели, как Force X и Фабрици направились к британским кораблям, а грузовые суда начали отворачиваться. [ 8 ] Ирокез начал стрельбу в 1:27 ночи, получив попадания четвертым залпом с расстояния 4000 ярдов (2,0 мили; 2,3 мили). [ 10 ] [ д ] Отряд X продвигался по западной стороне конвоя, стреляя звездчатыми снарядами из своих вспомогательных орудий, а «Орион» атаковал Фабризи своим 4-дюймовым вооружением, выпустив 32 залпа, в основном из переднего 6-дюймового основного вооружения и двух торпед по Капо Вадо , третий торговый корабль в очереди на высоте 6400 ярдов (3,2 морских миль; 3,6 миль; 5,9 км), который получил торпедное попадание и начал тонуть. [ 11 ] [ и ] Барбини в Фабризи пытался запустить торпеды, но попадания «Ориона» прервали связь между мостиком и офицером-торпедистом. В 1:28 Фабризи повернулся на правый борт, когда в 4500 ярдах (2,2 морских миль; 2,6 миль; 4,1 км) к востоку-юго-востоку от Ориона открылся огонь и начал дымить, чтобы прикрыть конвой. [ 8 ] Орион сменил цели и открыл огонь по Каталани , находившемуся в задней части конвоя, на высоте около 5300 ярдов (4800 м), который загорелся, и экипаж покинул корабль, в результате чего Орион выпустил две торпеды и потопил корабль. [ 13 ] «Аякс» обстрелял «Рамб III Сидней» , а «Аякс» обстрелял два торговых корабля впереди, «Аякс» выстрелил и промахнулся торпедой. [ 10 ]
«Сидней» открыл огонь на расстоянии 7000 ярдов (6400 м), как только «Могавк» вступил в бой, и Фабризи ответил торпедами, одна из которых прошла позади Сиднея , прежде чем была серьезно повреждена. Грузовые суда отвернулись от Force X, но два последних корабля были слишком серьезно повреждены, чтобы оставаться на плаву, и затонули ночью. Фабризи задымился и сумел сбежать, несмотря на то, что по нему стреляли несколько британских кораблей и Рамб III, когда Сидней стрелял по Антонио Локателли , который загорелся. В 1:32 Сидней сменил цель и начал обстреливать Премуду , когда «Аякс» атаковал торговое судно во главе конвоя; Мгновение спустя «Орион» выпустил буксирные торпеды по Капо Вадо и зафиксировал одно попадание. [ 14 ] Рамб III, произведя 19 залпов, повернул на северо-восток и покинул место происшествия. [ 7 ] [ ж ] Фабризи повернул обратно между отрядом X и торговыми судами и в 1:35 получил попадание снаряда в его генератор, за которым через минуту последовал снаряд в миделе корабля возле орудия номер 3, а в 1:39 получил еще одно попадание в носовую часть. орудия на миделе и корме оставались в бою. [ 15 ] Эсминцы шли колонной по левому борту конвоя, поочередно стреляя по каждому кораблю. Каталани был ранен и остановлен в облаках пара. Ирокез собирался развернуться в 1:50 ночи , когда Придхэм-Виппелл приказал кораблям повернуть на юго-юго-запад и двигаться со скоростью 28 узлов (32 миль в час; 52 км / ч), чтобы воссоединиться со Средиземноморским флотом. Отряд X развернулся в 1:53 ночи , не понеся потерь и повреждений, но не подозревая, что все торговые суда были потоплены. [ 10 ] Отряд X прошел пролив в 3:30 утра и около полудня 12 ноября встретился с флотом к западу от Греции. [ 16 ]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]В 2002 году историки Джек Грин и Алессандро Массиньяни писали, что британский успех вынудил итальянцев отправлять конвои днем и предоставить три торпедных катера и вспомогательный крейсер для каждых четырех грузовых судов; подводные лодки Jalea и Millelire были размещены в проливе на следующие несколько месяцев в качестве меры предосторожности вместе с крейсерами и эсминцами, базировавшимися в Бриндизи. [ 17 ] Винсент О'Хара писал в 2009 году, что это была первая ночная атака надводных кораблей на итальянский конвой, которая «предсказала, насколько смертоносными будут британские ударные силы». Это был единственный успешный рейд на маршруте снабжения Италии на Балканы, в котором было задействовано около 25 процентов итальянского торгового флота. Рейды британцев 19 декабря и восемь раз греческих эсминцев с 14 ноября по 6 января 1941 года не увенчались успехом. [ 14 ]
Потери
[ редактировать ]
Британцы потерь не понесли, но Фабризи потерял одиннадцать человек убитыми и 17 ранеными; выживших спасли торпедные катера «Куртатоне» и «Сольферино» из Валоны, спасли 140 моряков; Погибло 36 человек с торговых судов, а общая стоимость потопления четырех кораблей составила 16 939 брт. [ 7 ]
Последующие операции
[ редактировать ]Вернувшись в состав Средиземноморского флота, корабли взяли курс на Александрию и не были обнаружены воздушной разведкой Regia Aeronautica до 13 ноября, потеряв CANT Z.501 . летающие лодки истребителями Illustrious три накануне [ 10 ] « Регия Марина» направила с севера от Влёры моторные торпедные катера 7-й крейсерской дивизии в составе лёгких крейсеров «Муцио Аттендоло» , «Эудженио ди Савойя» и «Эмануэле Филиберто Дука д’Аоста» . [ 18 ]
Боевые порядки
[ редактировать ]Данные О'Хара (2009), если не указано иное. [ 19 ]
Королевский флот
[ редактировать ]
- Капитан Франческо Де Анджелини
- Вспомогательный крейсер Рамб III
- Торпедный катер класса Ла Маса Торпедный катер Никола Фабризи (поврежден)
Грузовые суда
[ редактировать ]- Антонио Локателли 5691 брт (затонул)
- Прессовано 4427 брт (затоплено)
- Капо Вадо 4391 брт (затонул)
- Каталонцы 2429 брт (потоплены)
Королевский флот
[ редактировать ]- Контр-адмирал Генри Придэм-Уиппел (вице-адмирал легких войск)
- Крейсера типа Леандер
- Эсминцы класса «Трайбл»
Примечания
[ редактировать ]- ^ Конвой MW 3 состоял из RFA Plumleaf , торговых судов Volo 1587 брт и Empire Patrol (бывший Rodi ), Devis (6054 брт) и лайнера Weiwera (12 435 брт). [ 2 ]
- ^ Грузовые суда Мемнон , Ланаркшир , Клан Фергюсон и Клан Маколей . [ 4 ]
- ↑ Придэм-Виппел занял пост вице-адмирала легких сил (второй командующий Средиземноморским флотом), когда адмирал Джон Тови был отозван в Великобританию, чтобы принять командование Флотом метрополии . [ 5 ]
- ↑ У О'Хары стрельба начнется в 1:25 ночи. [ 8 ]
- ↑ О'Хара приказал Ориону произвести 31 залп. [ 12 ]
- ^ О'Хара приказал Рамбу III выстрелить 17 снарядами при вспышках оружия; Рамб III добрался до Бари целым и невредимым, а капитан был уволен и предан военному трибуналу за дезертирство. [ 14 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 47.
- ^ Вудман 2003 , с. 84.
- ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 47; О'Хара 2009 , с. 63.
- ^ Вудман 2003 , с. 86.
- ^ Playfair 1959 , с. 238.
- ^ Jump up to: а б Вудман 2003 , стр. 75, 81.
- ^ Jump up to: а б с д Грин и Массиньяни 2002 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с д О'Хара 2009 , с. 63.
- ^ Джордан 2006 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б с д Грин и Массиньяни 2002 , стр. 108–109.
- ^ Грин и Массиньяни 2002 , с. 108; О'Хара 2009 , с. 64.
- ^ О'Хара 2009 , с. 65.
- ^ Грин и Массиньяни 2002 , стр. 108–109; О'Хара 2009 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с О'Хара 2009 , с. 64.
- ^ О'Хара 2009 , стр. 64–65.
- ^ Гилл 1957 , с. 235.
- ^ Грин и Массиньяни 2002 , с. 109; Ровер и Хуммельхен 2005 , с. 48.
- ^ Брагадин 1957 , с. 48.
- ^ О'Хара 2009 , с. 62.
Ссылки
[ редактировать ]- Брагадин, Марк'Антонио (1957). Итальянский флот во Второй мировой войне (1-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 978-0-87021-327-4 – через Archive Foundation.
- Гилл, Г. Хермон (1957). Королевский флот Австралии, 1939–1942 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. (1-е изд.). Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC 66895943 .
- Грин, Джек; Массиньяни, Алессандро (2002) [1998]. Морская война в Средиземном море, 1940–1943 гг . Рочестер: Чатем. ISBN 978-1-86176-057-9 .
- Джордан, Роджер (2006). Торговый флот мира, 1939 год: подробности и судьбы 6000 кораблей во время войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-959-2 .
- О'Хара, Винсент П. (2009). Борьба за Средиземное море: война великих флотов на Средиземноморском театре военных действий, 1940–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-648-3 .
- Playfair, ISO ; и др. (1959) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: первые успехи против Италии (до мая 1941 г.) . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. Я (3-е изд.). ХМСО . OCLC 494123451 . Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года.
- Ровер, Юрген ; Хюммельхен, Герхард (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Вудман, Р. (2003). Мальтийские конвои 1940–1943 (pbk. Ред.). Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-6408-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (1990). Потери военных кораблей во Второй мировой войне (1-е изд.). Лондон: Arms & Armor Press. ISBN 0-85368-802-8 .
- Култхард-Кларк, Крис (1998). Где сражались австралийцы: Энциклопедия сражений Австралии . Сент-Леонардс: Аллен и Анвин. ISBN 1-86448-611-2 .
- Штази, Карло (2003). «Отранто и Англия (эпизоды войны в Апулии и Саленто)». по истории и культуре Саленто, XV год ] Заметки (на итальянском языке). Лечче: Арго.
- Штази, Карло (2018). Отранто в мире. От «Замка» Уолпола до «Барона» Вольтера [ Отранто в мире. От «Замка» Уолпола до «Барона » Вольтера (на итальянском языке). Галатина: Эдитрис Салентина. ISBN 978-88-31964-06-7 .
- Лоури, Томас П. (2000). Нападение на Таранто: план Перл-Харбора . Механиксбург, Пенсильвания: книги Stackpoole Books в мягкой обложке. ISBN 978-0-81-172654-2 .
- Стивен, Мартин (1988). Гроув, Эрик (ред.). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Лондон: Ian Allan Ltd. ISBN 0-7110-1596-1 .
- Конфликты 1940 года
- 1940 год в Италии.
- Средиземноморские операции Второй мировой войны
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Италии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Средиземноморские конвои времен Второй мировой войны
- События ноября 1940 года
- Победы союзников на море в битве на Средиземном море.
- Отранто