Британские водолазы-коммандос

Британский отряд водолазов-коммандос теперь называется Специальной лодочной службой (SBS), члены которой в основном набираются из Королевской морской пехоты . Они выполняют различные операции как на суше, так и в воде. До конца 1990-х годов все члены Специальной воздушной службы (SAS) лодочного отряда проходили подготовку в качестве водолазов- коммандос .
История
[ редактировать ]![]() |
До 1942 г.
[ редактировать ]В 1909 году британский конструктор коммандер Годфри Герберт получил патент на пилотируемую торпеду . Во время Первой мировой войны это решение было отвергнуто военным министерством как неосуществимое и небезопасное. Вместо этого в межвоенный период ВМС Италии успешно подготовили специальный корпус водолазов Decima Flottiglia MAS, оснащенный новым и мощным аппаратом: тихоходной человеческой торпедой ( SLC: siluro a lenta corsa , наиболее известной как maiale ). Итальянские пилотируемые торпеды были впервые использованы против Британии в 1941 году, когда итальянские водолазы-коммандос , некоторые из которых управляли пилотируемыми торпедами, атаковали британские военно-морские базы на Мальте , Гибралтаре и Александрии . В последней операции шесть итальянских водолазов зашли в гавань на трех SLC и повредили британские линкоры «Куин Элизабет» и «Валиант» , а также танкер «Сагона» (шесть водолазов затем были взяты в плен). После того, как эти операции показали, насколько мощным и эффективным было это оружие, Королевский флот был убежден создать свою собственную программу. Это также было показано в фильме 1958 года «Тихий враг». .
1942
[ редактировать ]- Апрель: ВМС Великобритании сформировали «Экспериментальную флотилию подводных лодок», первоначально базировавшуюся в Портсмуте . Его возглавили командиры Г. М. Слейден и В. Р. «Крошечный» Фелл, которые начали тайно обучать водолазов. Военно-морской флот назвал свои пилотируемые торпеды «Колесницами» . Многие из кислородных баллонов дыхательных аппаратов их водолазов были кислородными баллонами немецких пилотов, извлеченными из сбитых немецких самолетов Люфтваффе . Эти первые дыхательные наборы, возможно, были модифицированными наборами для спасения от подводной лодки Дэвиса ; их полнолицевые маски для дайвинга были типа, предназначенного для Siebe Gorman Salvus . Но в более поздних операциях использовались другие конструкции, в результате чего была создана полнолицевая маска для дайвинга с одним большим окном для лица. В одной версии было одно откидное окно для обоих глаз, позволяющее пользователю поднести бинокль к глазам, когда он находится на поверхности. Они использовали громоздкие толстые водолазные костюмы, называемые костюмами Сладена .
- 1942, июнь: Экспериментальная флотилия подводных лодок перебралась в «Порт ZD» (Порт D) в Кеосе на озере Лох-Эрисорт в Шотландии. [ 1 ] Их первой силовой пилотируемой торпедой была Mark I Chariot . Его корпус имел диаметр 21 дюйм (53 см). Он мог развивать скорость 2,9 узла (5,4 км/ч) и безопасно погружаться на глубину 20 футов (6,1 м). В носовой части находилась боеголовка с 600 фунтами фугасного заряда . Обучение было тяжелым. Мужчины часто страдали от кислородного отравления из-за использования чистого кислорода на глубине, разрыва барабанных перепонок и заболеваний носовых пазух . Странность Колесниц усугубляла их проблемы. Их учили ездить и управлять автомобилем в течение длительного времени под водой, а затем прорубать защитные сети гавани . Самым сложным было научиться работать с боеголовками «Колесниц».
- Август: Первая группа обученных британских возничих переехала на базу HHZ на Лох-Кэрнбон в Шотландии, чтобы тренироваться в более глубоких водах, что лучше соответствует норвежским фьордам, и имитировать атаку на более крупные и лучше защищенные места. Один погиб на тренировке.
- Сентябрь: Офицер норвежского флота Лейф Ларсен сообщил британскому флоту, что хочет атаковать немецкий линкор «Тирпиц» в Асен-фьорде , ответвлении Тронхейм-фьорда в Норвегии .
- Операция «Название» : [ 2 ]
- 26 октября: Рыбацкое судно «Артур», которым управляли трое норвежцев, покинуло Великобританию с семью британскими водолазами и двумя колесницами, спрятанными на борту.
- 28 октября: Артур достиг побережья Норвегии недалеко от Эдойи .
- 30 октября: Артур разгрузил колесницы и начал буксировать их к цели.
- 31 октября: буря сломала крепежные болты колесниц, которые были потеряны. Атака была отменена.
- 1 ноября: «Артур» был затоплен в Брейдвике . Десять участников операции двумя группами отправились в Швецию. Девять достигли Швеции; Одного немцы захватили, а затем убили в соответствии с незаконным приказом коммандос .
- Эта операция позже была изображена в военном фильме 1955 года « Над нами, волнами » с участием Джона Миллса , который был основан на названии операции и более поздних Operation Source X-Craft атаках сверхмалых подводных лодок на « Тирпиц» .
- Конец ноября: Великобритания отправила на Мальту 26 колесниц , и они стали частью « Десятой флотилии подводных лодок ». Три подводные лодки получили на свои палубы контейнеры для перевозки «Колесниц».
- Операция «Принцип»:
- 28 ноября: Британская подводная лодка P-311 с 3 колесницами и 10 колесницами покинула Марсамксетт на Мальте , чтобы атаковать Ла-Маддалену на Сардинии , но подорвалась на военно-морской мине недалеко от Сардинии и затонула всеми руками.
- 30 ноября: Британские подводные лодки Thunderbolt , Trooper и Unruffled (P46) покинули Мальту с колесницами.
- После 17 декабря: Первыми известными британскими водолазами, использовавшими плавники вместо костюма Sladen и утяжеленных ботинок при езде на колеснице, были британские дайверы Clearance Divers .
1943
[ редактировать ]- Операция «Принципал»: [ 3 ]
- 3 января: Подводные лодки HMS Thunderbolt и HMS P311 с двумя колесницами каждая и HMS Trooper с тремя колесницами со своими экипажами отправились для проведения этой операции, первой в Британии с использованием колесниц. P311 должна была атаковать цели в Ла-Маддалене, в то время как две другие подводные лодки направились к побережью Сицилии недалеко от Палермо при силе ветра 5 баллов .
- На одной из колесниц, которые нес солдат, ездили младший лейтенант Родни Дав и старший матрос Джимми Фрил. Когда он был спущен на воду, большая волна накрыла его подводной лодкой, в результате чего были потеряны мины и приспособления для крепления боеголовки к кораблю.
- Колесницы заминировали корабли и патрульные катера и потопили некоторые из них, но ни одна из мин не взорвалась.
- Одна колесница поставила боеголовку на итальянский крейсер «Ульпио Траяно» (строящийся), а затем взрывчатку меньшего размера на четыре корабля. Ульпио Траяно затонул.
- Колесница Дава (Колесница XVI) нанесла свою боеголовку на итальянский военный корабль «Виминале» (бывший лайнер ), привязав его к ахтерштевню веревками , причинив серьезные повреждения, но не потопив его. Во время буксировки из гавани для ремонта он был торпедирован британской подводной лодкой и снова поврежден. Позже в том же году, когда он направлялся на ремонт для второй атаки, он был потоплен американскими торпедными катерами.
- Из-за непогоды две колесницы не доехали до гавани.
- Все колесницы были потеряны; либо затоплен из-за неисправности оборудования, либо из-за человеческой ошибки. В результате нападения один возничий погиб. Британская подводная лодка Unruffled нашла еще две. Пятеро были вынуждены приземлиться и попали в плен. Двое из этих заключенных позже сбежали от охраны в Риме и прятались в Ватикане , пока американцы не освободили Рим в 1944 году. Двое других, участвовавшие в совершенно отдельной операции (см. ниже), сбежали от охраны в Ливии. В центре Триполи они нашли подразделение британской армии и были возвращены в Англию.
- Дав оказался в лагере для военнопленных в Бремене в Германии и вернулся домой в мае 1945 года. Он получил DSO . Он умер 30 октября 2005 года в возрасте 84 лет. [ 4 ]
- В результате на Мальте осталось восемь возничих с двумя колесницами.
- 18–19 января: Эти две колесницы перевозились на подводных лодках для нападения на корабли, которые немцы собирались использовать для блокирования гавани Триполи . Водолазы прибыли слишком поздно, и блок-корабль в устье гавани затонул . Ни один из людей или колесниц не вернулся на Мальту.
- Январь: в Лох-Корри и Лох-Кэрнбон в Шотландии проходило обучение больше колесничих.
- 16 апреля: Великобритания отправила на Мальту 14 новых возничих. В последующие дни они прислали новую Chariot Mark II, также называемую «Терри». Его всадники сидели спиной к спине. Он мог развивать скорость 4,5 узла (8,3 км/ч). Боеголовка представляла собой 1100 фунтов (500 кг) фугасного взрывчатого вещества Torpex .
- Июнь: В этом месяце британская подводная лодка HMS Unseen (P51) перевезла три колесницы с Мальты на Сицилию. Водолазы обследовали 100 миль (160 км) побережья, исследуя пляжи, чтобы обнаружить опасности для армий, которые высадятся там позже.
- 11 июня: Остальные британские возничие отправились в Лох-Кэрнбон.
- Конец июня: Великобритания отправила на Мальту еще шесть колесничих для операции по нападению на Таранто .
- 25 июня: Муссолини сменил Пьетро Бадольо на посту главы итальянского правительства . В результате атака на Таранто была отменена, а все британские водолазы были отправлены в Шотландию . После этого была только одна атака британских колесниц в Средиземноморье.
- Июль: в Лох-Кэрнбоне в результате несчастного случая погиб возничий.
- 20 сентября: Британские сверхмалые подводные лодки, известные как X-craft, отправились атаковать немецкие «Тирпиц» и «Шарнхорст» в Кофьорде в Норвегии . « Шарнхорст» отсутствовал, но «Тирпиц» был поврежден в результате атаки.
- 24 сентября: Великобритания отправила 4 колесницы и 12 возничих со своей шотландской базы в Лунна Во на Шетландских островах для подготовки к операциям на норвежских островах.
- 14 октября: Британский миноносец с двумя колесницами и четырьмя возничими отплыл из Лунна-Во в залив Тевик в Норвегии и высадил человека по имени Джоб, чтобы он дождался подхода немецкого корабля, но немецкие самолеты обнаружили торпедный катер и атаковали. Торпедному катеру пришлось бежать в Великобританию, сильно поврежденный, и он приземлился в Данбаре в Шотландии. Четыре дня спустя другой торпедный катер доставил Иова обратно на Шетландские острова.
- Октябрь или ноябрь: Британский торпедный катер с двумя колесницами и четырьмя возничими отправился из Лунна-Во в Нордфьорд в Норвегии и высадил человека, чтобы он дождался подхода немецкого корабля. Через два дня немецкий корабль не пришел, лодка вернулась на Шетландские острова.
- 11 ноября: Британский торпедный катер с двумя колесницами и четырьмя возничими отплыл из Лунна-Во в залив Тевик в Норвегии и высадил человека, который ждал, пока немецкий корабль придет в гавань Аскволл . Через два дня ни один немецкий корабль не пришел. Шел снег, и они думали, что гавань Аскволла забьется льдом. Когда торпедный катер вернулся на Шетландские острова, он бросил колесницы из-за плохой погоды и вернул возничих обратно.
- 31 октября: В этот день или ранее британские и американские войска вошли в Неаполь .
- Октябрь или ноябрь: британские водолазы отправились в Бриндизи в Италии, где они объединились с теми итальянскими водолазами , которые находились в районах, контролируемых союзниками, и с теми итальянскими водолазами, которые были пленными в Великобритании, как единая организация.
1944
[ редактировать ]- 15 апреля: X-craft атаковал плавучий док «Лаксевог» в Бергене в Норвегии, но вместо этого по ошибке потопил грузовое судно.
- Май: 14 британских возничих были отправлены в Тринкомали в Шри-Ланке .
- В преддверии высадки в Нормандии британские колесницы использовались для исследования морского дна вдоль побережья Нормандии в рамках подготовки к высадке войск.
- 2 июня: После того, как итальянцы покинули страны Оси , итальянский эсминец Grecale отплыл из Бастии на Корсике в Специю с тремя быстроходными катерами, итальянскими водолазами, в том числе Луиджи Дюран де ла Пенне , и двумя британскими колесницами, чтобы атаковать итальянские крейсеры Больцано и Гориция. , захваченный немцами после капитуляции Италии. « Грекаль» спустил на воду лодки, которые затем перевезли колесницы и их возничих и выпустили их в трех милях от гавани Специи. У одной колесницы начала вытекать поплавковая цистерна, и ее пришлось оставить, а остальные потопили « Больцано» . Это сорвало план немцев потопить Больцано и Горицию , где они должны были заблокировать вход в гавань. Возничие не успели встретиться с моторными лодками, но сошли на берег и встретились с итальянскими партизанами . В августе один успешно переправился через Арно и достиг союзников, но трое других были взяты в плен при попытке сделать то же самое.
- 6 июня: Операция «Оверлорд» («День Д»). Британские водолазы (не используя колесницы) разрушили множество пляжных препятствий, которые немцы установили, чтобы остановить атакующую армию. Один из них (подлейтенант Харгривз) выгнал армейский танк на сушу. [ 5 ]
- 11 сентября: X-craft повторили атаку на плавучий док «Лаксевог» в Бергене в Норвегии и потопили его.
- 27–28 октября: британская подводная лодка «Тренчант» несла на борту две колесницы Mk 2 (по прозвищам «Крошечный» и «Слэшер»). В состав экипажа вошли Сидни Вулкотт, младший лейтенант Тони «Лофти» Элдридж (на борту «Тайни»), старшина Смит и способный матрос Браун (на борту «Слэшера») для нападения на Пхукета гавань в Таиланде . Их выпустили в 6 милях (9,7 км) от гавани. Целями были два итальянских лайнера, « Суматра» (атакованный «Тайни») и « Вольпи» (атакованный «Слэшером») водоизмещением около 5000 тонн каждый. Оба корабля были выведены из строя (их мачты были видны в гавани Пхукета над водой до начала 1970-х годов, когда затонувшие корабли были спасены). Шесть часов спустя британские возничие впервые вернулись на свой корабль. На обратном пути «Тренчант» выбросил колесницы, чтобы двигаться быстрее, после получения сообщения о японском МТБ в этом районе. « Тренчант» отвез четырех возничих обратно в Тринкомали. Дальнейших действий колесниц в бою не проводилось.
1945 г. и после
[ редактировать ]- 31 июля 1945 года: лейтенант Ян Эдвард Фрейзер и водолаз Джеймс Джозеф Магеннис на корабле XE XE3 атаковали японский военный корабль «Такао» в проливе Джохор недалеко от Сингапура и потопили его. За это действие они получили Крест Виктории .
- Британские колесницы использовались сразу после войны для разминирования и разминирования затонувших кораблей в гаванях.
К концу войны британские операции по использованию человеко-торпед принесли своим участникам 20 медалей и 16 человек были убиты.
Были сформированы водолазные группы для обезвреживания неразорвавшихся боеприпасов и других военных опасностей, оставшихся после войны.
См. также
[ редактировать ]- Специальная лодочная служба # История для списка более поздних операций SBS; не все задействованы водолазы
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Порт D на hebrideanconnections.com
- ^ Операции на сайте подводного доверия.org.uk.
- ^ Операции на сайте подводного доверия.org.uk.
- ^ Некролог младшего лейтенанта Рода Дава [ мертвая ссылка ]
- ^ Хобсон, Роберт В. (2004). Колесницы войны . Издательство УЛРИК. п. 137 . ISBN 0-9541997-1-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Underwater Trust Для получения дополнительной информации о британских водолазах и колесничих.