Подводная лодка класса XE
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
XE4 в гавани Сиднея , 1945 год.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | Королевский флот |
Предшественник | Х класс |
Планируется | 16 |
Завершенный | 15 |
Отменено | 1 |
Ушедший на пенсию | 13 |
Сохранился | 2 |
Общие характеристики | |
Смещение |
|
Длина | 53,25 футов (16,23 м) |
Луч | 5,75 футов (1,75 м) |
Черновик | 5,3 фута (1,62 м) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 300 футов (91 м) |
Дополнить | 4–5 |
Вооружение |
|
Подводные лодки класса XE представляли собой серию из двенадцати сверхмалых подводных лодок , построенных для Королевского флота в 1944 году; еще четыре немного другой конструкции были построены в 1954-55 годах как Stickleback класс . Они представляли собой улучшенную версию класса X, использовавшегося при атаке на немецкий линкор «Тирпиц» .
Они имели экипаж из четырех человек, обычно лейтенантом командующий , младшим лейтенантом в качестве заместителя, механиком машинного отделения , отвечающим за механическую часть, и матросом или старшим матросом. По крайней мере один из них имел квалификацию водолаза .
В дополнение к двум боковым зарядам (каждый из которых содержал две тонны аматоловой взрывчатки), они несли около шести 20-фунтовых (9 кг) мин , которые прикреплялись к цели водолазом.
Они и их корабль-база HMS Bonaventure прибыли в Лабуан в июле 1945 года. Четверо из них успели принять участие в боевых действиях до окончания войны.
Операции «Сабля и фольга»
[ редактировать ]Эти операции, проведенные в июле 1945 года, имели целью перерезать подводные телефонные кабели, соединяющие Сингапур , Сайгон , Гонконг и Токио . Намерение состояло в том, чтобы обязать японцев использовать радио и сделать себя открытыми для перехвата сообщений.
Операция «Сабля» была направлена на телефонный кабель Гонконг-Сайгон и проводилась XE4 , которая была отбуксирована на расстояние 40 миль (64 км) от дельты Меконга подводной лодкой HMS Spearhead , где она искала два телефонных кабеля с помощью буксируемый крюк . В конце концов она поймала первый трос и сумела оттащить его примерно на 10 футов (3,0 м) от морского дна. Водолаз XE4 , младший лейтенант К.М. Бриггс, перерезал его с помощью резака для сети и кабеля. Вскоре был найден и второй трос, который был перерезан вторым водолазом младшим лейтенантом А. Бергиусом. Два дайвера были перевезены из-за действующего правила, согласно которому дайвер не должен проводить более 20 минут на глубине более 33 футов (10 м) и не более 10 минут на глубине более 40 футов (12 м). XE4 и Spearhead вернулись в Лабуан 3 августа 1945 года.
Операция «Фольга» была направлена на телефонный кабель Гонконг-Сингапур и проведена XE5 против конца кабеля в Гонконге после того, как ее отбуксировала на позицию подводная лодка HMS Selene . Условия работы были плохими, дайверам XE5 приходилось работать в густом иле под постоянной угрозой кислородного отравления . Несмотря на неоднократные попытки, не было полной уверенности в том, что кабель действительно был перерезан, и только после капитуляции Японии было подтверждено, что XE5 удалось это сделать. XE5 и Селена вернулись в Субик-Бей 6 августа 1945 года.
Операция Борьба
[ редактировать ]В августе 1945 года HMS XE1 и XE3 совершили совместную атаку на японские военные корабли в гавани Сингапура . XE3 было поручено заминировать тяжелый крейсер «Такао», а XE1 — атаковать тяжелый крейсер «Мёко» .
Подход XE3 вдоль Джохорского пролива и различных оборонительных сооружений гавани занял 11 часов плюс еще два часа, чтобы обнаружить замаскированную цель. Несмотря на несколько возможностей японских защитников обнаружить судно, XE3 успешно достиг Такао , устранил мины и сбросил два 2-тонных бортовых заряда. Отвод был успешно осуществлен, и XE3 вернулась на HMS Stygian свою подводную лодку-буксировщик . Тем временем XE1 был задержан японским патрульным кораблем, и ее капитан, понимая, что он не сможет добраться до Мёко (который находился на две мили дальше в гавань, чем Такао ) до того, как взорвутся мины, уже установленные XE3 , также решил сбросить свои собственные заряды. под Такао . XE1 также успешно вернулась к своей подводной лодке-буксировщику HMS Spark .
« Такао » , уже поврежденный и непригодный к плаванию, был серьезно поврежден и больше никогда не выходил в море. XE3 Командир лейтенант Ян Эдвард Фрейзер (RNR ) и старший матрос -водолаз Джеймс Джозеф Магеннис были награждены Крестом Виктории (VC) за участие в атаке; в то время как младший лейтенант Уильям Джеймс Лэньон Смит , RNZNVR , который находился под контролем XE3 , получил Орден за выдающиеся заслуги (DSO); Мастер машинного отделения третьего класса Чарльз Альфред Рид, сидевший за рулем, получил медаль за выдающуюся храбрость (CGM). XE1 Старший командир , лейтенант Джон Эллиот Смарт, RNVR, получил DSO, а младший лейтенант Гарольд Эдвин Харпер, RNVR, получил Крест за выдающиеся заслуги (DSC); и ERA четвертого класса Генри Джеймс Фишли и ведущий моряк Уолтер Генри Артур Помрой получили медаль за выдающиеся заслуги . Альберт Нэрн четвертого класса ERA, исполняющий обязанности ведущего кочегара Джек Гордан Робинсон и опытный моряк Эрнест Рэймонд Ди были упомянуты в депешах за их участие в доставке двух сверхмалых подводных лодок из гавани к месту, где экипажи, принимавшие участие в атаке, взяли верх. [ 1 ]
Пост был
[ редактировать ]В 1950 году XE7 вместе со своим экипажем был отдан в аренду в США для испытаний. [ 2 ]
Список XE Craft
[ редактировать ]- Первая группа
- XE1 — построен компанией Thomas Broadbent and Sons , использовался в операции «Борьба», списан в 1945 году.
- XE2 - построен компанией Thomas Broadbent and Sons, списан в 1945 году.
- XE3 - построен компанией Thomas Broadbent and Sons, использовался в операции «Борьба», списан в 1945 году.
- XE4 «Exciter» - построен компанией Thomas Broadbent and Sons, использовался в операции «Сабля», списан в 1945 году.
- XE5 - построен компанией Thomas Broadbent and Sons, использовался в операции «Фольга», списан в 1945 году.
- XE6 - построен компанией Thomas Broadbent and Sons, списан в 1945 году.
- XE7 - построен компанией Thomas Broadbent and Sons, списан в 1952 году.
- XE8 «Expunger» - построен Бродбентом, затоплен как цель в 1952 году, поднят в 1973 году и хранится на исторической верфи Чатема , предоставлен во временное пользование Имперским военным музеем.
- XE9 - построен компанией Markham, списан в 1952 году.
- XE10 - построен компанией Markham, отменен незавершенным в 1945 году.
- Вторая группа
- XE11 - построенный компанией Marshall, столкнулся с судном защиты заграждения в Лох-Стривене после того, как вылетел из зоны учений, и погиб 6 марта 1945 года. В результате аварии три члена экипажа погибли, но двум удалось спастись. [ 3 ] [ 4 ] Позже лодку удалось спасти.
- XE12 — построен компанией Marshall, разобран на запчасти в 1952 году.
- Третья группа
- с небольшими доработками, построен в 1954-5 гг. Видеть
- X51 Stickleback — ВМС Швеции под названием Spiggen . Сейчас выставлен в Центре шотландского подводного наследия в Хеленсбурге . [ 5 ]
- X52 Креветки
- X53 Килька - для ВМС США
- X54 Минноу
В популярной культуре
[ редактировать ]Писатель Дуглас Риман описал корабль XE в двух своих романах: « Погружение под солнце» 1961 года и «Поверхность с смелостью» , опубликованных в 1976 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «№37346» . Лондонская газета (Приложение). 9 ноября 1945 г., стр. 5529–5530.
- ^ Паркен, Оливер (26 апреля 2023 г.). «Военно-морской флот закупил эту миниатюрную подводную лодку для береговой обороны во время холодной войны» . Драйв . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Кемп, Пол (1999). Адмиралтейство сожалеет о потерях британских военных кораблей в XX веке . Sutton Publishing Ltd. с. 251 . ISBN 0-7509-1567-6 .
- ^ «Буклет о жертвах подводных лодок» . Школа подводных лодок ВМС США. 1966. Архивировано из оригинала 11 сентября 2009 года . Проверено 8 сентября 2009 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «МИДЖЕТСКАЯ ПОДВОДНАЯ ПЛАНКА ОТПРАВЛЯЕТСЯ БОЛЬШОЙ ДОРОГОЙ В ШОТЛАНДИЮ» . Музей подводных лодок Королевского флота . Проверено 10 сентября 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Цветные подводные лодки - Билла Ганстона Цветная серия Бландфорда - Бландфорд - 1976 - ISBN 0-7137-0780-1
- Подводные лодки - История и эволюция подводных боевых кораблей Энтони Престона - Octopus Books - 1974 - ISBN 0-7064-0429-7
- Морские дьяволы: операция «Борьба» и последний великий рейд Второй мировой войны» « Марк Фелтон — Icon Books — 2015 — ISBN 978-184831-994-3