Морской волк (ракета)
Морской волк | |
---|---|
![]() Фрегат типа 23 HMS Portland запускает ракету Sea Wolf вертикального старта. | |
Тип | Земля-воздух |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | С 1979 года |
Используется | См . операторов |
Войны | Фолклендская война , Война в Персидском заливе |
История производства | |
Дизайнер | Британская авиастроительная корпорация |
Разработанный | 1967 |
Производитель | Британская авиастроительная корпорация (1967–1977) BAe Dynamics (1977–1999) MBDA Великобритания (с 1999 г.) |
Произведено | 1979 |
Варианты | Электроника; ГВС-25, ГВС-26, ГВС-27 Вертикальный запуск |
Технические характеристики | |
Масса | 82 кг (180,8 фунта ) |
Длина | 1,9 м (6 футов 2,8 дюйма ) |
Диаметр | 180 мм (7,1 дюйма ) |
Размах крыльев | 450 мм (17,7 дюйма) |
Боеголовка | 14 кг (30,9 фунта) осколочно-фугасного действия |
Детонация механизм | прямой контактный / неконтактный взрыватель Сработал |
Двигатель | Твердотопливный маршевый двигатель Blackcap |
Оперативный диапазон | 1–10 км (0,5–5,4 морских миль ), [1] ВЛС |
Потолок полета | 3000 м (9842,5 футов) |
Максимальная скорость | 3 Маха (3700 км / ч; 2300 миль в час) |
Руководство система | Автоматическое управление прямой видимостью (ACLOS) |
Рулевое управление система | Поверхности управления |
Запуск платформа | Корабль |
Sea Wolf — военно-морской зенитно-ракетный комплекс, разработанный и построенный компанией BAC , позже переименованной в British Aerospace (BAe) Dynamics, а теперь — MBDA . Это автоматизированная система точечной обороны, предназначенная для защиты малой дальности от противокорабельных ракет и самолетов, летящих с моря и под большим углом. Королевский флот представил на вооружение две версии: GWS-25 «Sea Wolf» обычного запуска (CLSW) и GWS-26 «Sea Wolf» вертикального запуска (VLSW). На службе Королевского флота Sea Wolf заменяется на Sea Ceptor .
История
[ редактировать ]Самой ранней ракетой точечной обороны, используемой Королевским флотом, была Seacat , которая была быстро разработана на основе более ранней противотанковой ракеты конструкции Malkara . Будучи оружием, изначально предназначенным для борьбы с медленно движущимися наземными транспортными средствами, ракета имела дозвуковые характеристики и имела ограниченные возможности против даже первых реактивных самолетов. Он использовался в основном из-за легкости, с которой его можно было адаптировать к этой роли, просто заменив исходную проводную систему наведения на радиокомандную линию, а также из-за того, что его небольшой размер позволял устанавливать на корабли многозарядные пусковые установки вместо их Бофорсов. 40-мм пушки . Она поступила на вооружение в 1961 году и стала первой такой ракетой точечной обороны.
Ограниченные характеристики с самого начала считались проблемой, и в 1964 году было опубликовано требование о замене с более высокими характеристиками. Британская авиастроительная корпорация (BAC) выиграла контракт на разработку в 1967 году вместе с Vickers и Bristol Aerojet. Несмотря на то, что Sea Wolf лишь немного длиннее и тяжелее Seacat, он обладал значительно более высокими характеристиками: максимальная скорость порядка 3 Маха, эффективная дальность полета примерно вдвое больше, чем у Seacat, а также полностью автоматизированная система наведения, которая значительно упрощала боевые действия.
Испытания продолжались с 1970 по 1977 год, с корабельными испытаниями на модифицированном Леандер фрегате класса , HMS Penelope , с 1976 года. Sea Wolf испытывался с системой вертикального запуска в начале периода разработки на модифицированном Loch фрегате класса , HMS Loch Fada , но неясно. Причины, по которым работа в этом направлении не продолжалась: GWS-26 «VL Seawolf (VLS)» был гораздо более поздней (1980-е годы) разработкой. В ходе испытаний ракета показала впечатляющие результаты, однажды перехватив снаряд калибра 114 мм (4,5 дюйма).

Первое развертывание в форме GWS-25 было на фрегате Тип 22 (2 системы), а затем на модифицированных фрегатах класса Leander (1 система) с шестизарядными обучаемыми пусковыми установками с ручной загрузкой. Он поступил на вооружение Королевского флота в 1979 году и использовался во время Фолклендской войны . Текущей версией является система GWS-26 Mod 1 на фрегатах Type 23 , несущая в своей ракетной шахте 32 ракеты вертикального пуска (VL Sea Wolf). Ожидается, что он останется в эксплуатации до 2020 года. [ нужны разъяснения ] .
Описание
[ редактировать ]Sea Wolf приводится в движение Blackcap твердотопливной ракетой , развивая максимальную скорость 2 Маха и может перехватывать цели на дальностях от 1000 до 6000 м (от 1100 до 6600 ярдов) и на высоте от 10 м (33 фута) до 3000 м (9800 м). футов). Боеголовка весит 14 кг (30,9 фунта) и представляет собой осколочно -фугасный взрыватель с неконтактным взрывателем. В загружаемом вручную виде ракеты хранятся на борту в необслуживаемых контейнерах, запечатаны до использования и обращаются с ними как с боеприпасами.
Управление огнем
[ редактировать ]

Стандартный режим полностью автоматизирован и использует радиолокационное слежение. Обнаружение целей осуществляется с помощью обзорных радиолокаторов корабля. , оснащенном Type 22 и Sea Wolf В классе Leander , это была комбинация радаров Type 967–968; Тип 967 D-диапазона обеспечивает наблюдение на большом расстоянии, а Тип 968 E-диапазона обеспечивает индикацию целей на ближнем расстоянии. На фрегатах Тип 23 эти функции взяла на себя обзорная РЛС Тип 996 3D. Данные о целях обрабатываются корабельными компьютерами, и когда система работает, цели автоматически назначаются и автоматически поражаются (хотя это может быть отменено директором ракеты (MD) в оперативном зале).
Когда цель должна быть поражена, компьютер корабля наводит на цель один из двух трекеров Sea Wolf (на Sea Wolf Leander был один трекер ). Первоначально использовался Тип 910 с радаром I-диапазона, но он имел плохую производительность при захвате маловысотных целей, скрытых на заднем плане морских помех во время Фолклендской войны. Цели на низком уровне приходилось поражать, используя дополнительный ТВ-режим 910, чтобы вручную отслеживать цель. Более легкий Тип 911 заменил Тип 910, добавив второй радар (комплект K-диапазона на основе системы слежения Blindfire ракеты Rapier для управления боем на малых высотах) и был установлен на 7-м Type 22 фрегате и далее. В отличие от Типа 910, Тип 911 не имеет функции телевидения; телекамера сохраняется только для того, чтобы дать возможность командиру ракеты визуально подтвердить цели и вести учет боевых действий.
Когда с помощью системы слежения за ракетой достигнута синхронизация, выстрел производится и отслеживается парой радиомаяков в хвостовой части ракеты. Корабельная система постоянно измеряет разницу углов между целью и ракетой и выдает команды наведения ракете через устройство автоматической команды на прямую видимость (ACLOS), передающее по микроволновой линии связи управление задними стабилизаторами ракеты. Трекер может управлять залпом из двух ракет. Радар и система наведения CCTV были разработаны компанией Marconi Radar в Грейт-Баддоу , Эссекс.
Боевые характеристики
[ редактировать ]Во время Фолклендской войны «Морской волк» был единственным современным оружием точечной обороны Королевского флота. Им были оснащены фрегаты типа 22 HMS Brilliant , HMS Broadsword и фрегат класса 3A Leander HMS Andromeda . Этим кораблям были поручены «вратарские» обязанности - обеспечивать непосредственную противовоздушную оборону авианосной оперативной группы.
В попытке преодолеть общий дефицит ПВО флота после потери HMS Sheffield была разработана новая тактика, согласно которой каждый из двух фрегатов Типа 22 работал в паре с каждым из двух оставшихся эсминцев Типа 42 (зональная противовоздушная оборона) . Пара неофициально получила название «Тип 64» — сумма номеров обоих классов. [2] Две пары были развернуты на некотором расстоянии от основного флота, прикрывая вероятные маршруты атак, в попытке заманить атакующие самолеты в «ракетную ловушку». Ракеты Sea Dart , Type 22 будут использовать ракеты Sea Wolf малой дальности для защиты обоих кораблей.
12 мая 1982 года «Бриллиант» и HMS Glasgow действовали совместно и были атакованы двумя звеньями из четырех аргентинских самолетов Douglas A-4 Skyhawk . Бриллиант сбил два из них, а третий разбился, пытаясь уклониться от ракеты. Вторая волна самолетов атаковала во время отказа ракетной системы, и Type 42 Glasgow получил повреждения.
25 мая 1982 года HMS Coventry и Broadsword, также действовавшие в составе 22/42 к северо-западу от Фолклендского пролива , подверглись атаке двух волн двух самолетов A-4 Skyhawk. Broadsword попытался поразить первую пару с помощью Sea Wolf, но система слежения заблокировалась и не могла быть сброшена до того, как самолет сбросил бомбы. [3] [ нужна страница ] В «Бродсворд» попала одна бомба, которая отскочила от палубы и уничтожила ее вертолет Westland Lynx . Вторая пара «Скайхоков» через 90 секунд направилась в сторону Ковентри под углом 20 градусов к левому носу корабля. На «Бродсворде» система «Си Вулф» была перезагружена и захватила атакующий самолет, но уклончивое маневрирование «Ковентри » вывело ее через линию огня, и захват был потерян. В Ковентри попало три бомбы, и вскоре он затонул.
Sea Wolf страдал от проблем с отказом оборудования, приводившим к сбою запусков, сломанным шлюзам из-за экстремальных морских условий и аргентинской тактике удара и бегства на малой высоте с множеством пересекающихся целей, для перехвата которых он не был предназначен. [4]
На счету Sea Wolf три подтвержденных «убийства» и еще два возможных из восьми запусков. [5]
Варианты
[ редактировать ]
Вертикальный старт (ВЛ) Sea Wolf GWS-26
[ редактировать ]Вместо пусковой установки, наводимой на цель системой управления огнем, в VL Sea Wolf используется система вертикального пуска (СВЛ). Ракеты запускаются вертикально с помощью ускорительного двигателя Кадис и поворотного блока, чтобы преодолеть надстройку корабля и быстро перевернуться на траекторию полета за счет изменения вектора тяги . Разгонный двигатель, который также увеличивает дальность действия VL Sea Wolf с 6,5 км (4,0 мили) до 10 км (6,2 мили), затем отделяется от ракеты, которая летит дальше для поражения цели. [6]
Хотя вертикальный запуск был изучен гораздо раньше при разработке Sea Wolf, серийное проектирование было предпринято только в 1980-х годах. VLS поступила на вооружение с использованием системы GWS-26 на фрегате Type 23 HMS Norfolk . Фрегаты типа 23 имеют 32-ячеечную VLS, каждая ячейка содержит одну VL Sea Wolf, всего 32 ракеты. Ячейки или канистры размещаются в корабельном магазине вертикально так, что верхняя часть канистр выступает из магазина. [7]
Блок 2
[ редактировать ]Block 2 Sea Wolf представляет собой модернизацию пополнения существующих запасов ракет Sea Wolf. Ракеты Block 2 заменили все ракеты Sea Wolf как на фрегатах Type 22, так и на Type 23 в рамках обычных операций по пополнению боекомплекта. В рамках параллельной программы («Обновление Sea Wolf Mid-Life») соответствующий трекер Type 911 модернизируется путем добавления инфракрасной камеры, усовершенствованного программного обеспечения для отслеживания и новых консолей оператора.
ГВС-27
[ редактировать ]Предлагается разработка по принципу « выстрелил и забыл » с активной радиолокационной ГСН вместо командного наведения для борьбы с атаками насыщения. GWS-27 был отменен в 1987 году.
Легкий морской волк
[ редактировать ]Sea Wolf не проектировалась как особенно легкая система: первоначальный вариант GWS-25 с системой слежения Тип 910 требовал 13,5 тонн (13,3 длинных тонны ; 14,9 коротких тонн ) системы слежения и подпалубного оборудования управления огнем, что уменьшено до 5 тонн (4,9 тонны). длинные тонны; 5,5 коротких тонны) с модернизированным трекером Тип 911. «Широкобалочный» фрегат класса «Леандер» стандартным водоизмещением 2500 т (2500 длинных тонн) мог нести только одну ракетную систему и требовал значительной структурной «хирургии» верхней части конструкции, чтобы противодействовать весу новой ракетной системы. Поэтому Sea Wolf в его первоначальном облике нелегко добавить к существующим судам. По этой причине вариант Lightweight Sea Wolf был спроектирован для использования четырехракетной пусковой установки, по форме аналогичной устаревшей системе Sea Cat . Он предназначался для оснащения «Инвинсибл» авианосцев класса и эсминцев типа 42 Королевского флота в дополнение к системе средней дальности Sea Dart , которая не была столь способна перехватывать морские ракеты. Однако он был отменен до того, как был введен в эксплуатацию.
Замена
[ редактировать ]На конференции DSEI в сентябре 2007 года было объявлено, что Министерство обороны Великобритании финансирует исследование MBDA по изучению замены Sea Wolf, который планируется вывести из эксплуатации примерно в 2018 году. Позже с MBDA был заключен контракт на замену Sea Wolf с вертикальным запуском. Система вооружения на фрегатах Тип 23 Королевского флота как часть будущей местной системы противовоздушной обороны (морской) или FLAADS (M). В качестве системы была выбрана общая зенитная модульная ракета (CAMM), которая будет известна на службе Королевского флота как «Sea Ceptor», а также будет совместно использоваться британской армии новой Sky Sabre системой ПВО под названием «Land Ceptor». . CAMM создан на основе усовершенствованной ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности (ASRAAM), находящейся на вооружении Королевских ВВС , и имеет общие компоненты с ней . [8]
Sea Ceptor поступил на вооружение фрегатов Type 23 в 2018 году, заменив Sea Wolf, а также будет интегрирован в будущие фрегаты Type 26 и Type 31 , когда они вступят в строй в конце 2020-х годов. [9] Sea Ceptor также заменит ракеты Aster 15 на эсминцах Type 45 в период с 2026 по 2032 год. [10]
Операторы
[ редактировать ]
Текущие операторы
[ редактировать ]Бывшие операторы
[ редактировать ]Великобритания (заменено CAMM )
Чили (заменено CAMM )
Индонезия
См. также
[ редактировать ]- Список ракет
- САММ – ( Великобритания, Италия ) — также известная как «Sea Ceptor», заменила ракету Sea Wolf, стоящую на вооружении Королевского флота.
- Барак 1 – ( Израиль )
- РИМ-113 – ( США )
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Морской волк: Системы вооружения: Надводный флот: Операции и поддержка: Королевский флот» . Архивировано из оригинала 1 января 2010 года . Проверено 9 мая 2009 г.
- ^ Уорд, Шарки (2000). Морской лунь над Фолклендскими островами . Военные книги Касселла в мягкой обложке. Стерлинг*+ Издательская компания. Глоссарий. ISBN 0-304-35542-9 .
- ^ Харт Дайк, Дэвид (2007). Четыре недели мая: Гибель «HMS Coventry» . Атлантические книги. ISBN 978-1-84354-590-3 .
- ^ Вудворд, Сэнди (1992). Сто дней . Харпер Коллинз.
- ^ Смит, Гордон. «Потерянный аргентинский самолет» . БОЕВОЙ АТЛАС ФОЛКЛАНДСКОЙ ВОЙНЫ 1982 ГОДА по суше, морю и воздуху . NavalHistory.net.
- ↑ Sea Wolf . Архивировано 1 января 2010 г. на Wayback Machine RoyalNavy.mod.uk, по состоянию на 9 мая 2009 г.
- ^ Запуск VLSW с корабля HMS Sutherland .
- ^ «Ракеты и огневая поддержка на выставке DSEi 2007» .
- ^ «От «Морского волка» до «Морского цептора» — оборонительный щит Королевского флота | Наблюдение за ВМФ» . www.navylookout.com . 4 июня 2019 года . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ «Эсминцы Тип 45 Королевского флота - полностью раскрывают свой потенциал с добавлением ракет Sea Ceptor | Navy Lookout» . www.navylookout.com . 6 июля 2021 г. Проверено 1 ноября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Смит, Гордон Смит (2006), Боевой атлас Фолклендской войны 1982 года, автор: Land, Sea, Air , naval-history.net
- За пеленой тумана. Краткая хроника Фолклендской войны , Марио Диас Гавьер, Кордова, 2004 г.
- Марриотт, Лео (1986), Тип 22 , Современные боевые корабли 4, издательство Ian Allan Publishing
- Марриотт, Лео (1983), Фрегаты Королевского флота 1945–1983 , издательство Ian Allan Publishing
- Военно-морское вооружение , Дуг Ричардсон, издательство Jane's Publishing, 1981 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]