Голубая вода (ракета)
Blue Water — британская боевая ядерная ракета начала 1960-х годов, предназначенная для замены MGM-5 Corporal устаревшей . Имея примерно ту же роль и радиус действия, что и «Капрал», твердотопливный «Голубая вода» был гораздо проще в использовании и его было значительно легче поддерживать в полевых условиях. Его рассматривали как замену капралу как в Великобритании, так и у других операторов НАТО , особенно в Германии и, возможно, Турции.
меньшей дальности, но в остальном схожей с ней История этой конструкции восходит к конструкции Red Rose 1954 года. В 1958 году значительно изменившиеся требования привели к ее переименованию, несмотря на то, что сама ракета в целом очень похожа. Ракета Blue Water, поступившая на испытания в 1962 году, в целом прошла успешно и получила высокую оценку в отрасли. [1] Однако, когда Германия приобрела MGM-29 Sergeant вместо Blue Water и оказалось, что Турция сделает то же самое, правительство Великобритании решило отменить ее разработку вместо того, чтобы продолжать разработку ракеты, которая будет использоваться только их собственными силами.
«Красная роза» и «Голубая вода» были кодовыми названиями, присвоенными Министерством снабжения случайным образом на основе их радужного кода системы .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В конце Второй мировой войны британская армия сформировала Комитет по управляемому оружию для рассмотрения своих потребностей в ракетном оружии. Они выявили семь проектов, представляющих интерес, в основном ракет класса «земля-воздух» и «земля-земля» . Что касается роли «земля-земля», они определили необходимость в трех ядерных боеголовках для использования на малой, средней и большой дальности. Учитывая общее мнение, что до новой войны осталось как минимум десять лет, а также слабую послевоенную экономику, работа по этим планам проводилась мало. [2]
Начало « холодной войны» привело к появлению новых приоритетов, и к 1954 году вопрос о ракетах снова стал серьезно рассматриваться. К этому времени было решено, что миссия ближнего действия будет выполняться новым ядерным артиллерийским снарядом Yellow Anvil . Компания English Electric (EE) выиграла первоначальный контракт на исследование конструкции оружия дальнего действия, которое стало известно как Black Rock в соответствии с снабжения Министерства системой Rainbow Code . От проекта отказались, поскольку наблюдатели предположили, что это произошло из-за того, что его роль частично совпадала с миссией глубокого удара Королевских ВВС , которую они считали своей собственной. [2]
Красная Роза
[ редактировать ]В ноябре 1954 года компания English Electric также получила контракт на разработку ракеты средней дальности. В августе 1956 года ему было присвоено кодовое название «Красная роза». Лесли Бедфорд , технический директор подразделения Стивенэйдж компании EE, первоначально предложил адаптировать для этой роли свою зенитную ракету (ЗРК) «Красные туфли». Red Shoes стали известны как Thunderbird , когда они поступили на вооружение армии в 1959 году. Модифицированная конструкция называлась «30-мильной конверсией RS», но, возможно, также была известна как «отвлекающий маневр», хотя является ли это официальной версией Rainbow. Код или просто никнейм не известен. [3]
Учитывая гораздо более тяжелую боеголовку массой 1000 фунтов (450 кг), при переоборудовании RS добавятся еще два твердотопливных ракетных ускорителя Гослинга, всего шесть. Как и Red Shoes, ракета устанавливалась на транспортно-пусковую установку (TEL), буксируемую грузовиком Bedford RLHC , а затем поднималась примерно на 45 градусов для запуска. Для наведения предлагалось использовать зенитную артиллерийскую установку № 3 Mk. 7 радар наведения орудия для точного измерения его траектории во время запуска, сравнения ее с заранее рассчитанной траекторией и отправки корректировок по радио. Военное министерство не было впечатлено, поскольку обнаружило, что Red Shoes трудно маневрировать с четырьмя ускорителями, и обеспокоено тем, что с шестью это будет еще сложнее, особенно потому, что ребра на ускорителях пришлось увеличить, чтобы обеспечить большую устойчивость более тяжелой ракеты. [3]
В то время ни EE, ни армия не знали, что Викерс также начал разработку оружия, выполняющего ту же роль, - «35-мильную артиллерийскую систему вооружения». Их конструкция представляла собой одноступенчатую твердотопливную ракету в специальной ТЭЛ. Первоначальный проект заключался в том, чтобы сделать TEL похожим на обычный прицеп и буксировать его как обычный полуприцеп, что позволило бы спрятать его среди транспортных средств автопарка , но в более позднем предложении использовался специальный цельный TEL со своим собственным тягач закреплен на прицепе. Хотя поначалу армия была заинтересована, армия в конечном итоге отказалась от этого, поскольку он летел с относительно низкой скоростью 1,3 Маха (1590 км / ч; 990 миль в час) и достиг высоты всего 10 000 футов (3 000 м), что позволило бы его атаковать. по ЗРК. [3]
Последняя запись была из Бристоля, «RP.15», которая, как и EE, предложила адаптированную версию существующей ракеты Red Duster, более известной как Bloodhound . Неясно, рассматривалось ли это всерьез для этой роли. [3]
Новая Красная Роза
[ редактировать ]В 1956 году ракета «Капрал» была принята на вооружение Королевской артиллерии в качестве тактической ядерной ракеты на поле боя . Эта ракета работала на жидком топливе , поэтому для медленной подготовки ее к запуску требовалась большая колонна машин поддержки. Он также требовал постоянного командного управления в полете, но достигал лишь относительно низкой точности. В Королевской артиллерии также использовалась ракета «Честный Джон» . Он работал на твердом топливе и мог запускаться быстро, но был неуправляемым и имел малую дальность действия. [4] Существовала четкая потребность в ракете, которая бы сочетала в себе дальность действия «Капрала», простоту использования и быструю реакцию «Честного Джона», а также новую систему наведения с более высокой точностью, чем любая из них.
EE получила контракт на обслуживание этих ракет в полевых условиях, и неудивительно, что армия обратилась к ним с просьбой рассмотреть предложение по заполнению новой «Красной розы». [5] [6] EE вернула новую конструкцию, иногда называемую «Red Rock Ab Initio», с использованием одного ракетного двигателя большего размера. Ракета должна была перевозиться на AEC Militant, переоборудованном в TEL, но стартовая площадка была отдельной и буксировалась за TEL на прицепе. Для запуска прицеп был сброшен на землю, а TEL дал задний ход и с помощью гидроцилиндров поднял ракету в вертикальное положение и установил ее на площадку. После запуска, когда тяга падала, набор стабилизирующих ребер в крайней задней части опускался для улучшения аэродинамики, поскольку они были необходимы только во время запуска, когда ракета все еще летела на более низких скоростях. [7]
Ракета поддержки корпуса, Голубая вода
[ редактировать ]В 1958 году армия изменила требования к системе, потребовав, чтобы она была переносной по воздуху . Позже они увеличили дальность действия до желаемых 60 миль (97 км). Было выпущено новое эксплуатационное требование , A5077, для «оружия поддержки корпуса ближнего действия», которое работало на твердом топливе с автономным наведением и требовало только простого вспомогательного оборудования для запуска. [5] [6] Он также воспользовался преимуществом уменьшения размеров и веса ядерных боеголовок и поэтому требовал лишь гораздо меньшей полезной нагрузки. [8]
Учитывая более легкие боеголовки, Red Rose могла бы соответствовать требованиям по дальности без каких-либо изменений в ракете. Но TEL, состоящий из двух частей, представлял собой проблему, поскольку он не вписывался в стандартный транспортный самолет ВВС Великобритании « Аргози» . [9] В ответ EE внесла относительно небольшие изменения в свое последнее предложение Red Rose. Ракета осталась практически той же, но изменили форму крыльев и килей управления, убрав опускающиеся кили. Основное изменение коснулось TEL, который теперь представлял собой единую машину на базе Bedford LRHC. Поскольку ракета теперь вылетела за горизонт радара , она полностью управлялась через инерционную платформу . После поднятия ракета тщательно выравнивалась с помощью встроенного теодолита , а затем траектория рассчитывалась с помощью компьютера в сопровождающем Land Rover . [7]
Изменения были достаточно значительными, чтобы дать ему новое название «Голубая вода». Получившаяся конструкция была во многом похожа на более поздний MGM-52 Lance , который выполнял ту же роль в армии США в 1970-х годах. [7]
Разработка
[ редактировать ]началась разработка подходящей боеголовки мощностью 10 килотонн В Учреждении по атомному оружию (AWRE) . Под кодовым названием «Тони» это была британская версия американского основного самолета W44 Tsetse . Научно -производственное учреждение по производству топлива и взрывчатых веществ ( PERME ) разработало твердотопливный ракетный двигатель на основе успешного двигателя Cuckoo, первоначально разработанного для экспериментальной ракеты Black Knight . Двигатели были построены компанией Bristol Siddeley Engines Ltd. Он давал тягу в 1700 фунтов силы (7600 Н). Первоначальные испытания двигателя показали, что его мощность будет недостаточной, и в 1959 году Министерство снабжения заключило с Bristol Aerojet контракт на разработку новой конструкции. [10]
Первый испытательный автомобиль вылетел в 1960 году из Аберпорта. [11] за которыми последовали полномасштабные испытания в Вумере . [5] [6]
Отмена
[ редактировать ]Первоначальные надежды на Blue Water были оптимистичными, рассматривая его как общенатовскую замену явно устаревшего капрала. Ожидаемым заказчиком был западногерманский Бундесвер , но существовали серьезные ожидания, что он станет стандартным оборудованием для всей НАТО. Существовала даже возможность продажи в Швейцарию , не входящую в НАТО , которая вместо этого будет оснащена французской боеголовкой. Чтобы повысить шансы продаж в Европе, это оружие стало первой разработкой в Великобритании, размер которой был метрическим. [12]
Заменой капрала в США стал сержант . «Сержант» был твердотопливным и в целом сравним с «Голубой водой», хотя он был более сложным и медленным в эксплуатации и, как и «Капрал», все еще требовал поезда с полуприцепами. [13] Однако его обещали поставить в 1961 году. В 1960 году Западная Германия согласилась купить Sergeant, а не ждать Blue Water. [14] Поскольку это представляло собой еще одного крупного покупателя Blue Water, а также вероятность того, что другие потенциальные клиенты, такие как Турция и Италия, затем последуют этому американскому пути, перспективы продаж Blue Water стали мрачными. [15]
Программа была отменена 10 августа 1962 года, поскольку правительство Великобритании, хотя и желало приобрести ракету, больше не желало самостоятельно финансировать все затраты на разработку. [1] Общие затраты оценивались примерно в 32,1 миллиона фунтов стерлингов. [16] Дополнительное финансирование, уже выделенное для Blue Water, вместо этого было направлено на TSR-2 . Эта и другие подобные отмены в этот период были источником серьезной критики на долгие годы вперед. [16]
В то время предполагалось, что отмена также стала результатом успешной программы по лучшей интеграции Королевских ВВС и армии. Программа, начатая в 1960 году, была направлена на улучшение координации между воздухом и землей, что позволило более эффективно использовать самолеты Королевских ВВС в роли непосредственной поддержки. Blue Water в значительной степени заменяла дальнобойную артиллерию, и эту роль легко выполнял TSR-2 ВВС Великобритании, если эти самолеты были своевременно доступны армии. Потребность в ракетной артиллерии сменилась непосредственным наличием летающей артиллерии. [17] Это предложение подкреплено общественными комментариями на момент отмены; «В Европе уже есть много ядерного оружия, и что TSR.2 может покрыть многие цели, которые армия планировала для Blue Water». [18]
Солли Цукермана , главного научного советника нового министра обороны Питера Торникрофта , не спросили его мнение о системе. Однако он с готовностью предложил его прессе, заявив: «Моя собственная точка зрения, которую я совершенно ясно изложил, заключалась в том, что Blue Water следует отказаться. Хотя я осознавал, что PT.428 был очень амбициозным с технической точки зрения, он сделал больше смысла тратить имеющиеся деньги на систему, имеющую какую-то мнимую военную цель, а не на систему, которая, по моему мнению, не имеет ее». [12] Его опасения были в основном основаны на ощущении, что любое применение ядерного оружия на поле боя быстро приведет к настоящей ядерной войне, в то время как PT.428, скорострельная батарея ЗРК, также разрабатываемая EE, имела четкую военную цель: атакует тактическую авиацию противника . [7] К этому времени, однако, военному министерству был предложен выбор: отменить PT.428 или Blue Water, и оно решило отменить первый, чтобы спасти второй, оставив EE без текущего проекта, когда оба в конечном итоге были отменены. [12]
Противостоящий вариант воздушного базирования
[ редактировать ]В ряде источников утверждается, что версия Blue Water была разработана для запуска с воздуха ударным самолетом ТСР-2 в качестве противостоящего штурмовика. [19] Модификации были относительно незначительными: сужение задней части фюзеляжа и добавление обтекателя над соплом ракеты для уменьшения сопротивления в полете. При выстреле ракетный двигатель снесет обтекатель. [20] Совершенно секретные документы Минобороны, опубликованные с тех пор, показывают, что версия Blue Water для воздушного базирования рассматривалась для разработки, но эта разработка явно так и не была продолжена. [21] и к моменту закрытия TSR.2 в 1965 году от проекта отказались. [20]
Описание
[ редактировать ]Эта ракета имела длину 25 футов (7,6 м) и весила 3000 фунтов (1400 кг). Фюзеляж имел цилиндрическую форму с конической носовой частью без вздутия, необходимого для предыдущих ядерных боеголовок большого диаметра. Поверхности управления были небольшими и имели типичную форму English Electric: четыре задних киля и четыре цельноповоротные поверхности управления средней длины в форме кинжала, расположенные под углом 45 ° к хвостовому килю. [22] Наведение было инерционным и после выравнивания перед запуском полностью автономно в полете.
Транспортно -монтажная пусковая установка представляла собой модифицированный грузовик Bedford RL . [4] [9] Дополнительное стартовое оборудование состояло из раннего электронного компьютера, перевозившегося в Land Rover , вместе с теодолитом для выравнивания . Ракеты обычно нужно было держать под укрытием за несколько минут до запуска, после чего их перемещали на стартовую позицию, а стабилизирующие домкраты под грузовиком устанавливали на место. Эти стартовые позиции были обследованы непосредственно заранее, чтобы их можно было направить прямо на цель. [9]
Перед запуском стартовый компьютер был соединен с ракетой шлангокабелем. Этот же теодолит использовался для юстировки бортовых гироскопов перед запуском и на него загружались настройки плана полета ракеты. Затем машина управления запуском могла перейти к подготовке еще одной пусковой установки в составе батареи . [9] Лишь непосредственно перед стартом ракета была поднята на пусковой установке и произведена. Для управления каждой ракетой требовался чрезвычайно небольшой экипаж из двух человек, не считая группы разведки батареи. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Тактические ракеты 1962 года» . Рейс : 751. 8 ноября 1962 г.
Несмотря на то, что она была общепризнана лучшей ракетой поддержки армии, разрабатываемой в западном мире.
- ^ Перейти обратно: а б Гибсон и Баттлер 2007 , с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гибсон и Баттлер 2007 , с. 127.
- ^ Перейти обратно: а б «Честный Джон и пусковые установки Blue Water вместе» . Рейс : 704. 2 ноября 1961 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Ракеты 1959 года» . Рейс : 510–511. 6 ноября 1959 года.
- ^ Перейти обратно: а б с «Тактические ракеты 1961 года» . Рейс : 703–704. 2 ноября 1961 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гибсон и Баттлер 2007 , с. 128.
- ^ «Авиашоу в Фарнборо» . Рейс : 459. 16 сентября 1960 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Голубая вода» . Рейс : 657. 18 мая 1961 г.
- ^ Кларк, Боб (2012). Холодная война Великобритании . Историческая пресса. п. 32. ISBN 9780752488257 .
- ^ «Первый полет Blue Water». Ежедневная почта . 25 апреля 1960 года.
Впервые состоялся успешный запуск Blue Water... стрельбы прошли на ракетном полигоне Аберпорт на побережье Уэльса на прошлой неделе
- ^ Перейти обратно: а б с Гибсон и Баттлер 2007 , с. 129.
- ^ «Сержант электродинамика» . Рейс : 643–644. 23 апреля 1964 года.
- ^ «Германия покупает Сержанта» . Рейс : 169. 5 февраля 1960 г.
- ^ «Голубая вода (отмена)» . Рейс : 210. 9 августа 1962 г.
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Мортимер (4 февраля 1965 г.). «Индустрия в темноте» . Рейс : 171–172.
добилась успехов в экспорте, несмотря на безразличие, если не враждебность, своего правительства
- ^ «Примечания и комментарии» . New Scientist : 343. 16 августа 1962 г.
- ^ Стоддарт, Кристан (2012). Потеря империи и поиск роли . Спрингер. п. 191. ИСБН 9780230369252 .
- ^ Вуд, Дерек (1986) [1975]. Проект отменен: катастрофа британских заброшенных авиационных проектов (2-е изд.). Лондон: Джейн . п. 168. ИСБН 0-7106-0441-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Гибсон и Баттлер 2007 , с. 130.
- ^ http://nuclear-weapons.info/images/tna-avia-65-1834-e45-1-p8-9.jpg [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
- ^ «Авиашоу в Фарнборо» . Рейс : 374. 7 сентября 1961 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гибсон, Крис; Баттлер, Тони (2007). Британские секретные проекты: гиперзвуковые, прямоточные реактивные двигатели и ракеты . Мидленд. ISBN 9781857802580 .
- Гоф, Джек (1993). Наблюдение за небом: история наземных радаров ПВО Соединенного Королевства Королевских ВВС с 1946 по 1975 год . ХМСО. ISBN 978-0-11-772723-6 .