Музыкальная биеннале в Загребе
Музыкальная биеннале в Загребе | |
---|---|
Жанр | Современная музыка |
Даты | Апрель (только нечетные годы) |
Местоположение(а) | Загреб, Хорватия |
Годы активности | 1961 – настоящее время |
Основатели | Милко Келемен |
Организатор: | Общество хорватских композиторов |
Веб-сайт | www |
Музыкальная биеннале Загреб ( хорватский : Muzički biennale Zagreb , MBZ ) — международный фестиваль современной музыки в Загребе , Хорватия , организованный Обществом хорватских композиторов . Биеннале в , основанная Милко Келеменом и проводимая каждую весну нечетных лет, начиная с 1961 года, стала одним из важнейших фестивалей современной музыки Европе . [ 1 ]
Репертуар и формат
[ редактировать ]На протяжении всей своей истории Биеннале уделяла равное внимание классическому репертуару ХХ века и экспериментальной музыке . [ 2 ] охватывающий множество музыкальных форм, включая симфонические и камерные концерты, оперу , балет , музыкальный театр и мультимедийные представления. [ 1 ] Сопутствующие лекции, семинары и симпозиумы также приобретают все большее значение в последние годы. [ 2 ] Биеннале сотрудничала с некоторыми из крупнейших международных имен в современной музыке, включая Лучано Берио , Джона Кейджа , Питера Максвелла Дэвиса , Маурисио Кагеля , Витольда Лютославского , Бруно Мадерну и Игоря Стравинского . [ 3 ]
Фестиваль получил международную известность в 1960-х и 1970-х годах во многом из-за двойственной позиции Югославии в политических и идеологических разногласиях времен холодной войны , что сделало его уникальным местом сбора художников как с Востока, так и с Запада. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Как и надеялся его основатель, он дал импульс хорватским композиторам и музыкантам, ускорив их интеграцию в мировые тенденции современной музыки, особенно посредством совместного производства и партнерства с зарубежными коллегами. [ 2 ] [ 6 ] Он также оказался популярным среди публики, посещающей концерты, поскольку его мероприятия смотрят почти десять тысяч человек, что, по словам давнего директора фестиваля Иво Йосиповича , противоречит идее о биеннале как о «группе уродов, которые льют воду в пианино». [ 7 ] Популярность фестиваля отчасти объясняется символическими ценами на билеты: в 2011 году входная плата на большинство мероприятий составляла 20 кун (около 3 евро ), а билет на фестиваль можно было приобрести за 150 кун (20 евро). [ 8 ]
Примерно 70% финансирования фестиваля сегодня обеспечивают Министерство культуры и город Загреб, а остальная часть поступает за счет пожертвований и собственных доходов фестиваля. [ 9 ]
В 2005 году в рамках биеннале прошли Всемирные дни музыки ISCM . [ 1 ] [ 10 ] В 2011 году здесь снова прошли Всемирные дни музыки, что совпало с 50-летием биеннале. [ 10 ] [ 11 ]
История
[ редактировать ]
Первая биеннале
[ редактировать ]Идея организовать биеннале принадлежит Милко Келемену , современному хорватскому композитору-классику. После изучения композиции у Оливье Мессиана в Париже в 1954 году, [ 12 ] Келемен провел некоторое время в Дармштадте , где был связан с Дармштадтской школой . [ 13 ] По возвращении в Загреб у Келемена сложилось впечатление, что хорватская музыка «отстала на восемьдесят лет», и в 1959 году ему пришла в голову идея организовать международный фестиваль современной музыки. [ 13 ] Однако мэр Загреба Вечеслав Холевац не интересовался, пока Келемен не пригрозил вместо этого организовать фестиваль в Белграде ; даже в этом случае Холевац мог предоставить финансирование только в национальной валюте, в результате чего потенциальные организаторы не могли выплатить какую-либо компенсацию иностранным участникам. [ 13 ]
Тем не менее у Келемена был план. Он посетил Екатерину Фурцеву , министра культуры Советского Союза , и — зная, что она ярая коммунистка — рассказал ей, что влияние США и Запада в Югославии усиливается , поэтому в Загребе нужны советские музыканты. Она не только сразу согласилась, но и согласилась покрыть все расходы. [ 13 ] После этого Келемен отправился в Вашингтон и поговорил с Госдепартаментом , на этот раз утверждая, что российское влияние в Югославии очень сильно и что русские уже подали заявку на выступление в Загребе. Он попросил американцев присоединиться, и снова добился успеха. [ 13 ] Как только советское и американское участие было обеспечено, Келемен обнаружил, что привлечь остальных стало «довольно легко». [ 13 ] Тем не менее, его организационные усилия принесли ему два дня тюремного заключения под допросом в югославской тайной полиции , поскольку его частые поездки в Советский Союз и США были сочтены подозрительными. [ 13 ] В итоге первая биеннале имела успех, отмеченный даже The New York Times , опубликовавшей обзор мероприятия на полстраницы. [ 13 ]
1960-е и 1970-е годы
[ редактировать ]Одной из звезд 2-й биеннале 1963 года стал Джон Кейдж . Незадолго до выступления Кейджа власти предупредили Келемена, что любые «выходки» на сцене, такие как залезание под пианино, приведут к запрету фестиваля. Келемен немедленно передал это Кейджу, предупредил его о том, что фестиваль может оказаться под угрозой, и попросил пообещать, что он не будет лезть под пианино. Кейдж согласился, однако, как только началось его выступление, он сделал именно это. Это произвело фурор среди публики; по словам Келемена, «люди сошли с ума» и в конце аплодировали Кейджу. [ 13 ] В выпуске 1963 года также состоялась мировая премьера произведения Витольда Лютославского « Три стихотворения Анри Мишо» , написанного по заказу для Биеннале Славко Златича , директора хора Радио Загреб, под управлением самого композитора. [ 14 ]
Третью биеннале в 1965 году посетили Карлхайнц Штокхаузен , Бруно Мадерна , Пьер Шеффер и Оливье Мессиан . [ 2 ]

8-я биеннале 1975 года стала первой, на которой были представлены выступления в Концертном зале Ватрослава Лисинского , большом зале и конференц-центре, открывшемся в декабре 1973 года. До этого времени основные мероприятия биеннале проводились в основном в Хорватском национальном театре .
На 10-й биеннале в 1979 году выступление Томислава Готовца вызвало некоторые споры. 2 мая сто участников на площади Республики (сегодняшняя площадь Бана Елачича ) по указанию Готовача дали свистки в соответствии с музыкальной партитурой, нарисованной в квадратах на тротуаре. В какой-то момент Готовац неожиданно разделся донага и начал бегать с площади на площадь. Это был первый массовый акт в Загребе. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
1980-е годы по настоящее время
[ редактировать ]В 1981 году рок-музыка была представлена на биеннале с концертом закрытия, в котором приняли участие Classix Nouveaux и Gang of Four , а также некоторые из самых известных новой волны югославских групп Električni Orgazam , Laboratorija Zvuka , Haustor и Šarlo Akrobata . [ 18 ]

Концерт словенской авангардной группы Laibach на биеннале 1983 года вызвал огромный скандал. [ 19 ] [ 20 ] В рамках своего музыкального выступления они воспроизводили речи покойного президента Югославии Тито и одновременно демонстрировали порнографический фильм . [ 20 ] Шоу в конечном итоге было прервано полицией. [ 19 ] [ 21 ] и биеннале снова оказалось на грани отмены. [ 20 ] У и без того измученного арт-директора фестиваля Игоря Кулерича случился нервный срыв , и он скрылся на острове Сильба . [ 20 ] [ 22 ]
21-я Биеннале 2001 года длилась десять дней, что на сегодняшний день было ее самой продолжительной продолжительностью. [ 23 ]
25-я Биеннале проходила с 17 по 26 апреля 2009 года на нескольких площадках, включая Концертный зал Ватрослава Лисинского , Хорватский национальный театр , Драматический театр Гавелла и Музей Мимара . [ 24 ] Его тема была «Искусство и политика». [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Загребский фестиваль , еще один музыкальный фестиваль с 1953 года, также известный как Загребфест.
- Список фестивалей экспериментальной музыки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Музыкальная биеннале в Загребе» . efa-aef.eu . Европейская ассоциация фестивалей . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шполярич, Мирта (9 апреля 2009 г.). «Инъекция современной музыки» . Венок (на хорватском языке) (394). Матица хорватская . Проверено 19 сентября 2018 г.
- ^ «Музыкальная биеннале в Загребе» . юго-восток-europe.eu . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Шуллер, Гюнтер (2 июня 1963 г.). «Восток встречается с Западом на Загребской биеннале; лучшие советы фестиваля и ноно» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 января 2010 г.
- ^ «О МБЗ» . mbz.hr . Общество хорватских композиторов . Архивировано из оригинала 20 января 2010 г. Проверено 2 января 2010 г.
- ^ Халуза, Яна (22 апреля 2001 г.). «Биеннале является стимулом для хорватских композиторов» (PDF) . Весник (на хорватском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 14 сентября 2001 г. Проверено 3 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Ожегович, Нина (14 апреля 2009 г.). «Иво Йосипович – президентские амбиции композитора-авангардиста» . Национальный . Нет. 700. Архивировано из оригинала 18 апреля 2012 года . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ «MBZ 2011 cjenik» (PDF) . mbz.hr (на хорватском языке). Общество хорватских композиторов . Проверено 13 июля 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Елача, Мильенко (9 апреля 2009 г.). «Биеннале в знаке искусства и политики» . Венок (на хорватском языке) (394). Матица хорватская . Проверено 19 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «МБЗ снова проводит Всемирные дни музыки!» . mbz.hr . Общество хорватских композиторов . Архивировано из оригинала 29 декабря 2008 г. Проверено 2 января 2010 г.
- ^ «ISCM ОМП 2011 Загреб» . iscm.org . Международное общество современной музыки . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ «Милко Келемен» . hdu.hr (на хорватском языке). Институт хорватской музыкальной индустрии. Архивировано из оригинала 19 мая 2010 г. Проверено 29 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Чогеля, Миленка (1 мая 2007 г.). «46 лет спустя» [46 лет спустя]. Национальный (на хорватском языке). Но. 598. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 года . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ «Три стихотворения Анри Мишо» . lutoslawski.org.pl . Общество Витольда Лютославского . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Марьянич, Сузана (2009). «Антонио Г. Лауэр, или «Я одинокий носорог». ХАТАРИ!»: коллаж о действиях, действиях-предметах и перформансах» . Рекорд (на хорватском языке) (66). Хорватская киноассоциация . Проверено 5 января 2010 г.
- ^ Синовчич, декан (7 января 2008 г.). «Томислав Готовац - признание прижизненных достижений артиста эпатажа» [Томислав Готовац - признание прижизненных достижений артиста эпатажа]. Национальный (на хорватском языке). Но. 634. Архивировано из оригинала 6 апреля 2012 года . Проверено 19 сентября 2018 г.
- ^ Полимак, Ненад (27 июня 2010 г.). «Том Готовак, уличный художник: 11 причин, почему он величайший» . Утренняя газета (на хорватском языке) . Проверено 18 июня 2019 г.
- ^ «Программа на 16.05.1981» . mbz.hr . Общество хорватских композиторов . Архивировано из оригинала 8 июня 2010 г. Проверено 2 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Дональд (февраль 2005 г.). «Laibach: Основные моменты проекта и производительности: 1980–1989 гг.» . theslovenian.com . Проверено 9 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Точкар, Зоран; Блажевич, Крешимир (26 января 2010 г.). «Иво Йосипович, музыкант-президент: «Я хотел бы воскресить The Beatles и сыграть с ними» » . muzika.hr (на хорватском языке) . Проверено 9 февраля 2010 г.
- ^ «Лайбах: «Правые уже победили, и национализм вызовет мировую войну» » . Вечерний список (на хорватском языке). 4 мая 2019 года . Проверено 4 мая 2019 г.
- ^ «Игорь Кулерич - Хронология» . igorkuljeric.com . Архивировано из оригинала 13 июля 2011 г. Проверено 9 февраля 2010 г.
- ^ Туркаль, Ненад (20 апреля 2001 г.). «Биеннале открывает свои двери в третье тысячелетие» (PDF) . Весник (на хорватском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 8 июля 2001 г. Проверено 2 января 2010 г.
- ^ «25-я музыкальная биеннале в Загребе» . hrt.hr (на хорватском языке). Хорватское радио и телевидение . 17 апреля 2009 года . Проверено 28 декабря 2009 г. [ мертвая ссылка ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маринкович, Милош (2019). «Музыкальные фестивали как отражение культурной политики в годы Холодной войны – от Варшавской осени до Загребской музыкальной биеннале» . Культура (на сербском языке) (162): 306–320. дои : 10.5937/kultura1962306M . hdl : 21.15107/rcub_dais_6341 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт (на хорватском и английском языках)
- Музыкальная биеннале в Загребе на сайте cantus.hr (на хорватском и английском языках)
- Указатель исполнителей (на хорватском и английском языках)
- «Хорватская музыка MBZ - Всемирные дни музыки в Загребе» . posta.hr . Хорватская почта . Архивировано из оригинала 30 января 2016 г. Проверено 18 ноября 2012 г.
- Канал Музыкальной биеннале Загреба на YouTube
- Музыкальные фестивали, основанные в 1961 году.
- Фестивали классической музыки в Хорватии
- Музыкальные фестивали в Хорватии
- Музыка в Загребе
- Фестивали экспериментальной музыки
- Биеннале мероприятия
- 1961 г. заведения в Хорватии
- Весенние (сезонные) мероприятия в Хорватии
- Музыкальные фестивали в Югославии
- События в Загребе
- Получатели Хартии Республики Хорватия