Jump to content

Берлинская биеннале

Берлинская биеннале (полное название: Berlin Biennale für zeitgenössische Kunst, Берлинская биеннале современного искусства) — выставка современного искусства , которая проводится в различных местах Берлина , Германия, каждые два-три года, начиная с 1998 года. Куратор или кураторы выбираются художники, которые будут участвовать. После того, как мероприятие было учреждено, были представлены ежегодные темы. Биеннале в настоящее время финансируется правительством Германии через Kulturstiftung des Bundes (Федеральный фонд культуры) и является вторым по значимости событием современного искусства в стране после Documenta . [ 1 ] [ 2 ] Берлинская биеннале была основана 26 марта 1996 года Клаусом Бизенбахом и группой коллекционеров, а также меценатов. Бизенбах также является директором-основателем Института современного искусства KW и в настоящее время является директором MoMA PS1 и главным куратором MoMA . [ 3 ]

Хронология

[ редактировать ]

1-я Берлинская биеннале

[ редактировать ]

Первая выставка проходила с 30 сентября по 30 декабря 1998 года, кураторами ее выступили Клаус Бизенбах , Ханс-Ульрих Обрист и Нэнси Спектор . Оно проходило в Институте современного искусства Кунст-Верке в Берлине-Митте , в Академии художеств на Парижской площади и в Постфюрамте (бывшее правительственное почтовое отделение) на Ораниенбургерштрассе . [ 4 ] [ 5 ] В нем приняли участие более 70 художников, в том числе несколько неизвестных, ставших впоследствии знаменитыми, таких как Франц Акерманн , Джонатан Миз , Томас Деманд и Олафур Элиассон . [ 6 ] Выставка носила междисциплинарный характер и отражала контекст современного искусства. В течение недели открытия тайский художник Риркрит Тиравания трехдневный совмещенный симпозиум и фестиваль « Конгресс 3000 состоялся обслужил банкет на 1000 гостей в спортзале почтового отделения, а в Доме мировых культур » . [ 7 ]

2-я Берлинская биеннале

[ редактировать ]

Вторая Берлинская биеннале проходила с 20 апреля по 20 июня 2001 года и включала работы примерно 50 художников (намеренно меньше, чем на первой). [ 8 ] ) из более чем 30 стран, некоторые из них очень молодые. Куратором выставки выступила Саския Бос, которая приняла тему «связности, вклада и приверженности» и стремилась отказаться от коммерчески ориентированного искусства, одновременно способствуя взаимодействию с публикой, чтобы «продемонстрировать утопическую общительность в искусстве». [ 9 ] Работы снова были выставлены в Институте современного искусства Кунст-Верке и почтовом центре на Ораниенбургерштрассе, а также под эстакадой скоростной железной дороги в Янновицбрюке и в здании Альянц, известном как Трептовцы . [ 10 ] [ 11 ]

С 2004 года Институт современного искусства «Кунст-Верке», основанный Клаусом Бизенбахом в начале 1990-х годов, [ 12 ] был ответственным за Берлинскую биеннале. [ 13 ]

3-я Берлинская биеннале

[ редактировать ]

Третья Берлинская биеннале проходила с 14 февраля по 18 апреля 2004 года под руководством Уте Мета Бауэр , которая выбрала пять тем, или «центров», под названием «Миграция», «Городские условия», «Звуковые пейзажи», «Режимы и сцены» и «Другое кино» в порядке сосредоточиться на художественном разговоре и на конкретных обстоятельствах Берлина после Холодной войны . В качестве площадки снова использовался Институт современного искусства Кунст-Верке; дополнительные площадки включали Мартин Гропиус Бау и, для выставки 35 кинематографических работ, кинотеатр «Кино Арсенал» на Потсдамской площади . Было несколько проектов сотрудничества с различными берлинскими культурными учреждениями, партнерство с «Друзьями Немецкой кинотеки » и еженедельная специальная радиопередача «перезагрузка.fm». Мероприятие завершилось трехдневным мультимедийным Performance Jam в последние выходные. [ 14 ] [ 15 ] Рецензент Artforum указал на отсутствие новых работ и задержку еще на год после второй Берлинской биеннале как на признаки необходимости лучшего финансирования и назвал некоторые коллаборации «натянутыми эстетическими соглашениями». [ 16 ] В ретроспективе 2008 года в Berliner Zeitung Бауэр был оценен как «неспособный сделать выбор между эстетическим заявлением и дидактизмом». [ 8 ]

4-я Берлинская биеннале

[ редактировать ]

Четвертая Берлинская биеннале проходила с 25 марта по 5 июня 2006 года под кураторами Маурицио Каттеланом , Массимилиано Джони и Али Суботником, известная под общим названием «Неправильная галерея» после проекта, который они реализовали в Нью-Йорке. Четвертая Берлинская биеннале, получившая название «Von Mäusen und Menschen » («О мышах и людях») и задуманная как расширенное повествование или жизненный цикл, представила работы Мирчи Кантора , Брюса Наумана , Яна Манчушки и Томаса Шютте , среди других. [ 17 ] Берлинская биеннале 2006 года была признана «проектом высочайшего культурного значения» и получила как федеральное финансирование, так и другую помощь. В The New York Times Роберта Смит назвала это «своего рода ребусом о сюжете и суматохе жизни». [ 18 ] Ретроспектива Berliner Zeitung противопоставила тему Джона Стейнбека в его одноименном романе « Американская мечта » и теме выставки «травма ХХ века». [ 8 ] Организаторы открыли специальную галерею Gagosian Gallery и представили там некоторые работы за полгода до выставки. В самом Берлине биеннале использовало 11 или 12 площадок, в том числе Старое гарнизонное кладбище и Зеркальный зал в Бальхаус-Митте, большинство из которых расположены на Аугустштрассе. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Эта биеннале имела «огромный успех» и привлекла 85 000 посетителей. [ 8 ] Однако один критик счел, что это принесло человека в жертву экономическим соображениям, и предпочел оппозицию Третьей биеннале. [ 23 ]

5-я Берлинская биеннале

[ редактировать ]

Пятая Берлинская биеннале, кураторами которой выступили Адам Шимчик и Елена Филипович, проходила с 5 апреля по 15 июня 2008 года. Она называлась « Когда вещи не отбрасывают тени ». Днем 50 художников, представляющих четыре поколения, демонстрировали работы, многие из которых были посвящены конкретному месту, в четырех местах, включая Новую национальную галерею и павильон Шинкеля за Кронпринценпале . [ 8 ] В параллельном ночном сегменте под названием Mes nuits sonts plus belles que vos jours («Мои ночи прекраснее ваших дней»; название «эротического триллера» Анджея Жулавского 1989 года ) приняли участие более 100 артистов в 63 презентациях по всему городу. более импровизированных и менее законченных работ. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Биеннале посвящено истории города. [ 6 ] но один критик также воспринял это как «взросление» выставки, которая до этого представляла собой «модное трэш-арт» и была скорее туристически-ориентированным напоминанием о городе, чем в конце 1990-х годов. . [ 28 ]

6-я Берлинская биеннале

[ редактировать ]

Шестая Берлинская биеннале проходила с 11 июня по 8 августа 2010 года под руководством Катрин Ромберг. Ему предшествовал проект Artists Beyond, спонсируемый Европейской комиссией , который стремился продемонстрировать процесс художественного творчества посредством выставок в общественных местах. Это началось в январе, и приняли участие семь художников из Амстердама , Стамбула , Приштины , Копенгагена, Вены в нем помимо Берлина и Парижа. Эта биеннале называлась draußen wartet (что там ждет), а руководящим вопросом было «Glauben Sie an die Wirklichkeit?» (Вы верите в реальность?). Было представлено более 40 художников. Ромберг выбрал места в частях города, населенных большим количеством мигрантов, и пригласил нью-йоркского искусствоведа Майкла Фрида организовать выставку рисунков художника XIX века Адольфа Мензеля совместно со Старой национальной галереей и Музеем гравюр и Рисунки . [ 29 ] [ 30 ] В течение первой недели выставки «Живая валюта» / «Живая валюта» / Die lebende Münze была представлена ​​театром Хеббель-ам-Уфер и Центром современного искусства Бретиньи с хореографией Пьера Баль-Блана. [ 31 ] [ 32 ] По данным Der Spiegel , эта биеннале была незабываемой, а данные о посещаемости даже не публиковались. [ 33 ]

7-я Берлинская биеннале

[ редактировать ]

Седьмая Берлинская биеннале проходила с 27 апреля по 1 июля 2012 года, куратором был Артур Жмиевский. [ 34 ] [ 35 ] с искусствоведом Иоанной Варша и арт-коллективом «Война» . [ 36 ] Акцент был сделан на политической значимости: 320 деревьев из окрестностей концентрационного лагеря Освенцим были пересажены в различные места Берлина; [ 33 ] к открытию организаторы создали газету P/Act for Art: Berlin Biennale Zeitung , в которой публиковали приглашенные мнения деятелей культуры о состоянии культурной политики в Берлине; [ 36 ] [ 37 ] членам движения Occupy было предложено занять Институт Kunst-Werke; [ 33 ] а в один из выходных прошел форум, организованный Йонасом Стаалем для представителей организаций, включенных в списки наблюдения за террористами. [ 38 ] Один из экспонатов, « Стена мира » Нады Прли из Македонии , представлял собой черный барьер шириной 12 метров (39 футов) и высотой 5 метров (16 футов), блокирующий Фридрихштрассе в точке примерно в 200 метрах (220 ярдов) к югу от контрольно-пропускного пункта Чарли , где туристы Достопримечательности и дорогие магазины уступают место преимущественно иммигрантскому и бедному району Кройцберг . [ 39 ] Его сняли рано после протестов общественности. [ 1 ] Эта биеннале побила рекорд посещаемости, но не была хорошо встречена критиками. [ 40 ] некоторые говорили, что искусства не хватало и что более актуальными были работы, выставленные на коммерческих площадках в рамках Berlin Gallery Weekend, который пришелся на выходные, посвященные открытию биеннале. [ 41 ]

8-я Берлинская биеннале

[ редактировать ]

Восьмая Берлинская биеннале проходила с 29 мая по 3 августа 2014 года под куратором Хуана А. Гайтана. Местами проведения были Haus am Waldsee, музеи Далема Берлинских государственных музеев , Институт современного искусства Kunst-Werke и Crash Pad c/o Kunstwerke. [ 42 ]

9-я Берлинская биеннале

[ редактировать ]

Девятая Берлинская биеннале проходила с 4 июня по 18 сентября 2016 года под куратором нью-йоркского художественного коллектива DIS . Темой было «Настоящее в перетаскивании» , а местами проведения были Академия художеств , Европейская школа менеджмента и технологий , Институт современного искусства «Кунст-Верке», коллекция Фейерле и экскурсионный катер. [ 43 ] Некоторые рецензенты раскритиковали его как «гладкий» и «поверхностный». [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]

9-я Берлинская биеннале вызвала споры среди критиков и публики. Джеймс Фараго из The Guardian написал резкую рецензию, охарактеризовав художественное мероприятие как «ультра-блестящее, ультра-саркастическое биеннале, изобилующее рекламой, аватарами, индивидуальной униформой охранников, маниакальным присутствием в социальных сетях, склонным к хэштегам вроде #BiennaleGlam». и женщина, синхронизирующая губы с Trap Queen».

Другие критики высоко оценили биеннале; в сентябрьском выпуске Artforum за 2016 год британская художница Ханна Блэк написала, что «…их [DIS] встретили, как и модернистские авангардисты в свое время, обвинениями в плохой политике и еще худшем вкусе. Возможно, эти критики не заметили: мир — это руины, но мы продолжаем в нем жить…» [ 47 ]

Пьеро Бизелло заключил: «Независимо от того, что мы думали о Берлинской биеннале 2016, теперь мы можем заявить, что она является для нас важной вехой в истории искусства, подразумеваем ли мы под этой историей последние столетия, последние годы, последние дни, последние дни». часы, последние модные сезоны». [ 48 ]

Тесс Эдмонсон написала For Art Agenda , что «в целом биеннале выражает ощущение, что выход из сетей капитала и власти не является ни эффективным, ни интересным, ни возможным, вместо этого он является собственным соучастием». [ 49 ]

Год спустя историк искусства Сюзанна фон Фалькенхаузен прокомментировала противоречивый характер 9-й биеннале: «Оказавшись перед таким единым фронтом фантазий, риторики, претензий и стремлений к аутентичности в 2017 году, я признаюсь, что пересмотрела свою реакцию на DIS 2016 года. Берлинская биеннале 9, «Настоящее в драке». Эта выставка строгая, на грани. цинизм, последовавший за миром цифровой просьюмерской реальности Интернета 2.0 и моральной двусмысленностью его обещаний и эстетики. На мой взгляд, он ориентирован на молодую белую аудиторию среднего класса, но теперь он кажется мне более реалистичным, чем мы. видя сегодня: передачу (пост)колониальному другому политического, чувства вины, духовных желаний и коллективности, которые отравляют западно-северное «я». [ 50 ]

10-я Берлинская биеннале

[ редактировать ]

10-я Берлинская биеннале современного искусства проходила с 9 июня по 9 сентября 2018 года, ее курировали Габи Нгкобо и ее команда в составе Номадума Розы Масилела, Серубири Мозес, Тьяго де Паула Соуза и Иветт Мутумба. Под названием « Нам не нужен еще один герой » 10-я Берлинская биеннале современного искусства представляет собой беседу с художниками и участниками, которые думают и действуют за пределами искусства, сталкиваясь с непрекращающимися тревогами, увековеченными умышленным игнорированием сложных субъективностей. [ 51 ]

С 9 июня по 9 сентября 2018 года были представлены работы:

Агнешка Бжежанска , Ана Мендьета , Басир Махмуд, Белкис Айон , Синтия Марсель , Динео Сеши Бопапе , Эльза Мбала, Эмма Волукау-Ванамбва, Фабиана Фалейрос, Фирелей Баез, Габисиле Нкоси, Града Киломба, Хеба Ю. Амин, Херман Мбамба, Джоанна Пиотровска , Йоханна Унсуэта, Джулия Филлипс, Келекетла! Библиотека, Лас Ньетас де Ноно, Лиз Джонсон Артур, Лорена Гутьеррес Камехо, Любаина Химид, Люк Уиллис Томпсон, Лидия Хаманн и Кай Остерот, Линетт Йиадом-Боаки , Марио Пфайфер, Милдред Томпсон, Мими Чероно Нг'ок , Миниа Биабиани , Мошеква Ланга , Наташа А. Келли, Оквуи Окпоквасили, Оскар Мурильо , Озлем Алтын, Патриция Белли, Портия Звавахера , Сэм Сами, Сара Хак, Симона Ли, Синетемба Твало и Джабу Арнелл, Сондра Перри, Тесса Марс, Тьерри Уссу, Тони Коукс , Тони Круз Пабон и Зулейха Чаудхари. [ 52 ]

11-я Берлинская биеннале

[ редактировать ]

Кураторы 11-й Берлинской биеннале — Мария Берриос, Рената Черветто, Лизетт Лагнадо и Агустин Перес Рубио. [ 53 ]

12-я Берлинская биеннале

[ редактировать ]

12-я Берлинская биеннале проходила с 11 июня по 18 сентября 2022 года, куратором выступил художник-куратор Кадер Аттиа . [ 54 ] Около 100 художников приняли участие в различных площадках и выставках, 12-я Берлинская биеннале была сосредоточена на идеях ремонта. [ 54 ] Здесь Аттиа оглядывается назад на более чем два десятилетия взаимодействия с деколониальной теорией и практикой, чтобы определить способы заботы о настоящем. [ 55 ]

  1. ^ Jump up to: а б Карин Шмидл, «Биеннале искусства на Фридрихштрассе: Падение стены в Кройцберге» , Berliner Zeitung , 9 июня 2012 г. (на немецком языке)
  2. Кито Недо, «Bundeskulturstiftung: Те, кто ищет, остаются в движении» , Berliner Zeitung , 22 июня 2012 г. (на немецком языке)
  3. ^ «Берлинская биеннале современного искусства (Германия)» . Фонд биеннале . Проверено 12 апреля 2017 г.
  4. ^ 1-я Берлинская биеннале современного искусства , Берлинская биеннале. Проверено 14 октября 2012 г.
  5. Беллами Пейлторп с Бобом Эдвардсом , «Берлин становится столицей искусства», Morning Edition , NPR , 24 ноября 1998 г. ( Стенограмма онлайн в архиве Highbeam)
  6. ^ Jump up to: а б Тобиас Тимм, «Отзвуки искусства. Художественная биеннале этого года в Берлине основана на историях города» , Die Zeit , 16 сентября 2008 г. (на немецком языке)
  7. ^ 1. Берлинская биеннале 1998 года в Кунстаспекте. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
  8. ^ Jump up to: а б с д и Ингеборг Руте, «Прекрасные дни – и еще более прекрасные ночи» , Berliner Zeitung , 29 марта 2008 г. (на немецком языке)
  9. ^ Филип Монк, «2-я Берлинская биеннале современного искусства», Parachute , 1 октября 2001 г. ( онлайн в архиве Highbeam).
  10. ^ 2-я Берлинская биеннале современного искусства , Берлинская биеннале. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
  11. ^ 2-я Берлинская биеннале современного искусства , Берлинская биеннале. Проверено 14 октября 2012 г.
  12. ^ "О" . KW Институт современного искусства . Проверено 12 апреля 2017 г.
  13. Über uns. Архивировано 19 сентября 2015 года в Wayback Machine , Берлинская биеннале. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
  14. ^ 3-я Берлинская биеннале современного искусства , Берлинская биеннале. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
  15. ^ 3-я Берлинская биеннале современного искусства , Берлинская биеннале. Проверено 14 октября 2012 г.
  16. ^ Дженнифер Аллен, «3-я Берлинская биеннале современного искусства», Artforum , 1 апреля 2004 г. ( онлайн в архиве Highbeam).
  17. Ханно Раутерберг, «В грязной луже бытия. Никто этого не ожидал: на Берлинской биеннале современное искусство обретает новую глубину и драматизм» , Die Zeit , 30 марта 2006 г. (на немецком языке)
  18. Роберта Смит , «Современное искусство: мрачное, некрасивое настроение пронизывает берлинское шоу» , Arts, The New York Times , 9 мая 2006 г.
  19. ^ 4-я Берлинская биеннале современного искусства: О мышах и людях , Берлинская биеннале. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
  20. 4-я Берлинская биеннале современного искусства: О мышах и людях. Архивировано 23 сентября 2015 года в Wayback Machine , Берлинская биеннале. Проверено 14 октября 2012 г.
  21. Стивен Генри Мэдофф, «На Берлинской биеннале искусство подходит где угодно» , Искусство и дизайн, The New York Times , 11 апреля 2006 г.
  22. Дженнифер Аллен, «4-я Берлинская биеннале», Artforum , 1 мая 2006 г. ( онлайн в архиве Highbeam): «Среди них были пустующая церковь, несколько старых конюшен на почте, бывшая школа, несколько частных домов, танцевальный зал. , офис и закрытое кладбище».
  23. ^ Томас Вульффен, Биеннале в противоречии. Архивировано 13 мая 2006 г. в Wayback Machine , Kunst-Blog, 4 апреля 2006 г. (на немецком языке).
  24. ^ 5-я Берлинская биеннале современного искусства: Когда вещи не отбрасывают тени , Берлинская биеннале. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
  25. 5-я Берлинская биеннале современного искусства: Когда вещи не отбрасывают тени. Архивировано 18 августа 2015 года в Wayback Machine , Берлинская биеннале. Проверено 14 октября 2012 г.
  26. ^ 5-я Берлинская биеннале современного искусства. Часть 1 , Часть 2 плюс список художников , видео, искусство в Берлине , записано 8 апреля 2008 г. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
  27. ^ Андре Роттманн, «5-я Берлинская биеннале на различных площадках», Artforum International , 2008 г. [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
  28. Фальк Шрайбер, «Застенчивые и красивые» , uMag , апрель 2008 г. (на немецком языке)
  29. Ульрике Мюнтер, 6-я Берлинская биеннале: «Как будто будущее было немыслимо» , Visual Arts/Design, Magazine, Немецко-китайская культурная сеть, май 2010 г. Архивировано в Wayback Machine , 12 июня 2011 г. (на немецком языке).
  30. 6-я Берлинская биеннале современного искусства , видео, art-in-berlin , записано 12 июня 2010 г. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
  31. ^ 6-я Берлинская биеннале современного искусства: что ждет снаружи. Архивировано 13 октября 2013 года в Wayback Machine , Берлинская биеннале. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
  32. ^ 6-я Берлинская биеннале современного искусства: что там ждет , Берлинская биеннале. Проверено 14 октября 2012 г.
  33. ^ Jump up to: а б с Ульрике Кнефель, «Освенцим на биеннале, польский куратор зажигает огонь под берлинской художественной сценой» , английское издание Der Spiegel , 26 апреля 2010 г.
  34. ^ 7. Берлинская биеннале , Берлинская биеннале. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
  35. ^ 7-я Берлинская биеннале. Архивировано 3 ноября 2012 года в Wayback Machine , Берлинская биеннале. Проверено 14 октября 2012 г.
  36. ^ Jump up to: а б 7-я Берлинская биеннале 2012: Берлинская биеннале современного искусства , Вселенные во Вселенной. Проверено 11 октября 2012 г.
  37. P/Act for Art: Berlin Biennale Zeitung . Архивировано 21 марта 2013 года в Wayback Machine , Берлинская биеннале. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
  38. ^ Джон Заробелл, «ДОКУМЕНТА (13), Манифеста 9 и 7-я Берлинская биеннале» , ArtPractical 3.19: Подарочная лошадь. Проверено 15 октября 2012 г.
  39. Александр Тиг, «Стена мира: арт-проект заставляет берлинцев спорить» , Berliner Zeitung , 10 мая 2012 г. (на немецком языке)
  40. Немецкое агентство печати , «7-я Берлинская биеннале завершилась рекордным количеством посетителей» , Berliner Zeitung , 1 июля 2012 г. (на немецком языке)
  41. Юлия Михальска, «Берлинская биеннале объявлена ​​катастрофой: критики говорят, что событию современного искусства не хватает влияния» , Frieze New York , The Art Newspaper , 30 мая 2012 г. Проверено 11 октября 2012 г.
  42. 8-я Берлинская биеннале современного искусства. Архивировано 22 октября 2017 года в Wayback Machine , Берлинская биеннале. Проверено 22 марта 2016 г.
  43. ^ «9-я Берлинская биеннале объявляет список площадок» , Artforum , 24 февраля 2016 г.
  44. Дориан Батычка, «9-я Берлинская биеннале: огромное устаревшее и ненужное зрелище» , Hyperallergic , 24 июня 2016 г.
  45. Джейсон Фараго, «Добро пожаловать в LOLhouse: как Берлинская биеннале превратилась в изящную саркастическую шутку» , The Guardian , 13 июня 2016 г.
  46. Александр Форбс, «Берлинская биеннале DIS — это не «LOLhouse» и не распространение моды — это определение будущего искусства» , редакция, Artsy , 22 июня 2016 г.
  47. ^ Блэк, Ханна (сентябрь 2016 г.). «9-я Берлинская биеннале» . Артфорум .
  48. ^ Бизелло, Пьеро (7 июня 2016 г.). «Берлинская биеннале 2016: последнее прощание с преждевременно умершим постинтернет-лейблом» . Концептуальное изобразительное искусство. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 17 августа 2017 г.
  49. ^ Эдмонсон, Тесс (4 июня 2016 г.). « Настоящее в перетаскивании», 9-я Берлинская биеннале» . Арт-повестка дня.
  50. ^ фон Фалькенхаузен, Сюзанна (7 июня 2017 г.). «Будь реалистом» . фриз .
  51. ^ "О" . berlinbiennale.de . Архивировано из оригинала 10 апреля 2018 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
  52. ^ «Художники» . berlinbiennale.de . Архивировано из оригинала 30 мая 2018 года . Проверено 31 мая 2018 г.
  53. ^ «Завтра откроется главная выставка 11-й Берлинской биеннале» . Современный И (на немецком языке). Архивировано из оригинала 29 сентября 2020 года . Проверено 6 сентября 2020 г.
  54. ^ Jump up to: а б Паттерсон, Джон (март 2023 г.). «12-я Берлинская биеннале современного искусства» . Журнал «Пограничные переходы» . Проверено 12 марта 2024 г.
  55. ^ "О" . 12-я Берлинская биеннале современного искусства . Проверено 12 марта 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 03efdef6d101ae9469b7d5e2014d4a1b__1723248360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/1b/03efdef6d101ae9469b7d5e2014d4a1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Berlin Biennale - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)