Берлинская биеннале
Берлинская биеннале (полное название: Berlin Biennale für zeitgenössische Kunst, Берлинская биеннале современного искусства) — выставка современного искусства , которая проводится в различных местах Берлина , Германия, каждые два-три года, начиная с 1998 года. Куратор или кураторы выбираются художники, которые будут участвовать. После того, как мероприятие было учреждено, были представлены ежегодные темы. Биеннале в настоящее время финансируется правительством Германии через Kulturstiftung des Bundes (Федеральный фонд культуры) и является вторым по значимости событием современного искусства в стране после Documenta . [ 1 ] [ 2 ] Берлинская биеннале была основана 26 марта 1996 года Клаусом Бизенбахом и группой коллекционеров, а также меценатов. Бизенбах также является директором-основателем Института современного искусства KW и в настоящее время является директором MoMA PS1 и главным куратором MoMA . [ 3 ]
Хронология
[ редактировать ]1-я Берлинская биеннале
[ редактировать ]Первая выставка проходила с 30 сентября по 30 декабря 1998 года, кураторами ее выступили Клаус Бизенбах , Ханс-Ульрих Обрист и Нэнси Спектор . Оно проходило в Институте современного искусства Кунст-Верке в Берлине-Митте , в Академии художеств на Парижской площади и в Постфюрамте (бывшее правительственное почтовое отделение) на Ораниенбургерштрассе . [ 4 ] [ 5 ] В нем приняли участие более 70 художников, в том числе несколько неизвестных, ставших впоследствии знаменитыми, таких как Франц Акерманн , Джонатан Миз , Томас Деманд и Олафур Элиассон . [ 6 ] Выставка носила междисциплинарный характер и отражала контекст современного искусства. В течение недели открытия тайский художник Риркрит Тиравания трехдневный совмещенный симпозиум и фестиваль « Конгресс 3000 состоялся обслужил банкет на 1000 гостей в спортзале почтового отделения, а в Доме мировых культур » . [ 7 ]
2-я Берлинская биеннале
[ редактировать ]Вторая Берлинская биеннале проходила с 20 апреля по 20 июня 2001 года и включала работы примерно 50 художников (намеренно меньше, чем на первой). [ 8 ] ) из более чем 30 стран, некоторые из них очень молодые. Куратором выставки выступила Саския Бос, которая приняла тему «связности, вклада и приверженности» и стремилась отказаться от коммерчески ориентированного искусства, одновременно способствуя взаимодействию с публикой, чтобы «продемонстрировать утопическую общительность в искусстве». [ 9 ] Работы снова были выставлены в Институте современного искусства Кунст-Верке и почтовом центре на Ораниенбургерштрассе, а также под эстакадой скоростной железной дороги в Янновицбрюке и в здании Альянц, известном как Трептовцы . [ 10 ] [ 11 ]
С 2004 года Институт современного искусства «Кунст-Верке», основанный Клаусом Бизенбахом в начале 1990-х годов, [ 12 ] был ответственным за Берлинскую биеннале. [ 13 ]
3-я Берлинская биеннале
[ редактировать ]Третья Берлинская биеннале проходила с 14 февраля по 18 апреля 2004 года под руководством Уте Мета Бауэр , которая выбрала пять тем, или «центров», под названием «Миграция», «Городские условия», «Звуковые пейзажи», «Режимы и сцены» и «Другое кино» в порядке сосредоточиться на художественном разговоре и на конкретных обстоятельствах Берлина после Холодной войны . В качестве площадки снова использовался Институт современного искусства Кунст-Верке; дополнительные площадки включали Мартин Гропиус Бау и, для выставки 35 кинематографических работ, кинотеатр «Кино Арсенал» на Потсдамской площади . Было несколько проектов сотрудничества с различными берлинскими культурными учреждениями, партнерство с «Друзьями Немецкой кинотеки » и еженедельная специальная радиопередача «перезагрузка.fm». Мероприятие завершилось трехдневным мультимедийным Performance Jam в последние выходные. [ 14 ] [ 15 ] Рецензент Artforum указал на отсутствие новых работ и задержку еще на год после второй Берлинской биеннале как на признаки необходимости лучшего финансирования и назвал некоторые коллаборации «натянутыми эстетическими соглашениями». [ 16 ] В ретроспективе 2008 года в Berliner Zeitung Бауэр был оценен как «неспособный сделать выбор между эстетическим заявлением и дидактизмом». [ 8 ]
4-я Берлинская биеннале
[ редактировать ]Четвертая Берлинская биеннале проходила с 25 марта по 5 июня 2006 года под кураторами Маурицио Каттеланом , Массимилиано Джони и Али Суботником, известная под общим названием «Неправильная галерея» после проекта, который они реализовали в Нью-Йорке. Четвертая Берлинская биеннале, получившая название «Von Mäusen und Menschen » («О мышах и людях») и задуманная как расширенное повествование или жизненный цикл, представила работы Мирчи Кантора , Брюса Наумана , Яна Манчушки и Томаса Шютте , среди других. [ 17 ] Берлинская биеннале 2006 года была признана «проектом высочайшего культурного значения» и получила как федеральное финансирование, так и другую помощь. В The New York Times Роберта Смит назвала это «своего рода ребусом о сюжете и суматохе жизни». [ 18 ] Ретроспектива Berliner Zeitung противопоставила тему Джона Стейнбека в его одноименном романе « Американская мечта » и теме выставки «травма ХХ века». [ 8 ] Организаторы открыли специальную галерею Gagosian Gallery и представили там некоторые работы за полгода до выставки. В самом Берлине биеннале использовало 11 или 12 площадок, в том числе Старое гарнизонное кладбище и Зеркальный зал в Бальхаус-Митте, большинство из которых расположены на Аугустштрассе. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Эта биеннале имела «огромный успех» и привлекла 85 000 посетителей. [ 8 ] Однако один критик счел, что это принесло человека в жертву экономическим соображениям, и предпочел оппозицию Третьей биеннале. [ 23 ]
5-я Берлинская биеннале
[ редактировать ]Пятая Берлинская биеннале, кураторами которой выступили Адам Шимчик и Елена Филипович, проходила с 5 апреля по 15 июня 2008 года. Она называлась « Когда вещи не отбрасывают тени ». Днем 50 художников, представляющих четыре поколения, демонстрировали работы, многие из которых были посвящены конкретному месту, в четырех местах, включая Новую национальную галерею и павильон Шинкеля за Кронпринценпале . [ 8 ] В параллельном ночном сегменте под названием Mes nuits sonts plus belles que vos jours («Мои ночи прекраснее ваших дней»; название «эротического триллера» Анджея Жулавского 1989 года ) приняли участие более 100 артистов в 63 презентациях по всему городу. более импровизированных и менее законченных работ. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Биеннале посвящено истории города. [ 6 ] но один критик также воспринял это как «взросление» выставки, которая до этого представляла собой «модное трэш-арт» и была скорее туристически-ориентированным напоминанием о городе, чем в конце 1990-х годов. . [ 28 ]
6-я Берлинская биеннале
[ редактировать ]Шестая Берлинская биеннале проходила с 11 июня по 8 августа 2010 года под руководством Катрин Ромберг. Ему предшествовал проект Artists Beyond, спонсируемый Европейской комиссией , который стремился продемонстрировать процесс художественного творчества посредством выставок в общественных местах. Это началось в январе, и приняли участие семь художников из Амстердама , Стамбула , Приштины , Копенгагена, Вены в нем помимо Берлина и Парижа. Эта биеннале называлась draußen wartet (что там ждет), а руководящим вопросом было «Glauben Sie an die Wirklichkeit?» (Вы верите в реальность?). Было представлено более 40 художников. Ромберг выбрал места в частях города, населенных большим количеством мигрантов, и пригласил нью-йоркского искусствоведа Майкла Фрида организовать выставку рисунков художника XIX века Адольфа Мензеля совместно со Старой национальной галереей и Музеем гравюр и Рисунки . [ 29 ] [ 30 ] В течение первой недели выставки «Живая валюта» / «Живая валюта» / Die lebende Münze была представлена театром Хеббель-ам-Уфер и Центром современного искусства Бретиньи с хореографией Пьера Баль-Блана. [ 31 ] [ 32 ] По данным Der Spiegel , эта биеннале была незабываемой, а данные о посещаемости даже не публиковались. [ 33 ]
7-я Берлинская биеннале
[ редактировать ]Седьмая Берлинская биеннале проходила с 27 апреля по 1 июля 2012 года, куратором был Артур Жмиевский. [ 34 ] [ 35 ] с искусствоведом Иоанной Варша и арт-коллективом «Война» . [ 36 ] Акцент был сделан на политической значимости: 320 деревьев из окрестностей концентрационного лагеря Освенцим были пересажены в различные места Берлина; [ 33 ] к открытию организаторы создали газету P/Act for Art: Berlin Biennale Zeitung , в которой публиковали приглашенные мнения деятелей культуры о состоянии культурной политики в Берлине; [ 36 ] [ 37 ] членам движения Occupy было предложено занять Институт Kunst-Werke; [ 33 ] а в один из выходных прошел форум, организованный Йонасом Стаалем для представителей организаций, включенных в списки наблюдения за террористами. [ 38 ] Один из экспонатов, « Стена мира » Нады Прли из Македонии , представлял собой черный барьер шириной 12 метров (39 футов) и высотой 5 метров (16 футов), блокирующий Фридрихштрассе в точке примерно в 200 метрах (220 ярдов) к югу от контрольно-пропускного пункта Чарли , где туристы Достопримечательности и дорогие магазины уступают место преимущественно иммигрантскому и бедному району Кройцберг . [ 39 ] Его сняли рано после протестов общественности. [ 1 ] Эта биеннале побила рекорд посещаемости, но не была хорошо встречена критиками. [ 40 ] некоторые говорили, что искусства не хватало и что более актуальными были работы, выставленные на коммерческих площадках в рамках Berlin Gallery Weekend, который пришелся на выходные, посвященные открытию биеннале. [ 41 ]
8-я Берлинская биеннале
[ редактировать ]Восьмая Берлинская биеннале проходила с 29 мая по 3 августа 2014 года под куратором Хуана А. Гайтана. Местами проведения были Haus am Waldsee, музеи Далема Берлинских государственных музеев , Институт современного искусства Kunst-Werke и Crash Pad c/o Kunstwerke. [ 42 ]
9-я Берлинская биеннале
[ редактировать ]Девятая Берлинская биеннале проходила с 4 июня по 18 сентября 2016 года под куратором нью-йоркского художественного коллектива DIS . Темой было «Настоящее в перетаскивании» , а местами проведения были Академия художеств , Европейская школа менеджмента и технологий , Институт современного искусства «Кунст-Верке», коллекция Фейерле и экскурсионный катер. [ 43 ] Некоторые рецензенты раскритиковали его как «гладкий» и «поверхностный». [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
9-я Берлинская биеннале вызвала споры среди критиков и публики. Джеймс Фараго из The Guardian написал резкую рецензию, охарактеризовав художественное мероприятие как «ультра-блестящее, ультра-саркастическое биеннале, изобилующее рекламой, аватарами, индивидуальной униформой охранников, маниакальным присутствием в социальных сетях, склонным к хэштегам вроде #BiennaleGlam». и женщина, синхронизирующая губы с Trap Queen».
Другие критики высоко оценили биеннале; в сентябрьском выпуске Artforum за 2016 год британская художница Ханна Блэк написала, что «…их [DIS] встретили, как и модернистские авангардисты в свое время, обвинениями в плохой политике и еще худшем вкусе. Возможно, эти критики не заметили: мир — это руины, но мы продолжаем в нем жить…» [ 47 ]
Пьеро Бизелло заключил: «Независимо от того, что мы думали о Берлинской биеннале 2016, теперь мы можем заявить, что она является для нас важной вехой в истории искусства, подразумеваем ли мы под этой историей последние столетия, последние годы, последние дни, последние дни». часы, последние модные сезоны». [ 48 ]
Тесс Эдмонсон написала For Art Agenda , что «в целом биеннале выражает ощущение, что выход из сетей капитала и власти не является ни эффективным, ни интересным, ни возможным, вместо этого он является собственным соучастием». [ 49 ]
Год спустя историк искусства Сюзанна фон Фалькенхаузен прокомментировала противоречивый характер 9-й биеннале: «Оказавшись перед таким единым фронтом фантазий, риторики, претензий и стремлений к аутентичности в 2017 году, я признаюсь, что пересмотрела свою реакцию на DIS 2016 года. Берлинская биеннале 9, «Настоящее в драке». Эта выставка строгая, на грани. цинизм, последовавший за миром цифровой просьюмерской реальности Интернета 2.0 и моральной двусмысленностью его обещаний и эстетики. На мой взгляд, он ориентирован на молодую белую аудиторию среднего класса, но теперь он кажется мне более реалистичным, чем мы. видя сегодня: передачу (пост)колониальному другому политического, чувства вины, духовных желаний и коллективности, которые отравляют западно-северное «я». [ 50 ]
10-я Берлинская биеннале
[ редактировать ]10-я Берлинская биеннале современного искусства проходила с 9 июня по 9 сентября 2018 года, ее курировали Габи Нгкобо и ее команда в составе Номадума Розы Масилела, Серубири Мозес, Тьяго де Паула Соуза и Иветт Мутумба. Под названием « Нам не нужен еще один герой » 10-я Берлинская биеннале современного искусства представляет собой беседу с художниками и участниками, которые думают и действуют за пределами искусства, сталкиваясь с непрекращающимися тревогами, увековеченными умышленным игнорированием сложных субъективностей. [ 51 ]
С 9 июня по 9 сентября 2018 года были представлены работы:
Агнешка Бжежанска , Ана Мендьета , Басир Махмуд, Белкис Айон , Синтия Марсель , Динео Сеши Бопапе , Эльза Мбала, Эмма Волукау-Ванамбва, Фабиана Фалейрос, Фирелей Баез, Габисиле Нкоси, Града Киломба, Хеба Ю. Амин, Херман Мбамба, Джоанна Пиотровска , Йоханна Унсуэта, Джулия Филлипс, Келекетла! Библиотека, Лас Ньетас де Ноно, Лиз Джонсон Артур, Лорена Гутьеррес Камехо, Любаина Химид, Люк Уиллис Томпсон, Лидия Хаманн и Кай Остерот, Линетт Йиадом-Боаки , Марио Пфайфер, Милдред Томпсон, Мими Чероно Нг'ок , Миниа Биабиани , Мошеква Ланга , Наташа А. Келли, Оквуи Окпоквасили, Оскар Мурильо , Озлем Алтын, Патриция Белли, Портия Звавахера , Сэм Сами, Сара Хак, Симона Ли, Синетемба Твало и Джабу Арнелл, Сондра Перри, Тесса Марс, Тьерри Уссу, Тони Коукс , Тони Круз Пабон и Зулейха Чаудхари. [ 52 ]
11-я Берлинская биеннале
[ редактировать ]Кураторы 11-й Берлинской биеннале — Мария Берриос, Рената Черветто, Лизетт Лагнадо и Агустин Перес Рубио. [ 53 ]
12-я Берлинская биеннале
[ редактировать ]12-я Берлинская биеннале проходила с 11 июня по 18 сентября 2022 года, куратором выступил художник-куратор Кадер Аттиа . [ 54 ] Около 100 художников приняли участие в различных площадках и выставках, 12-я Берлинская биеннале была сосредоточена на идеях ремонта. [ 54 ] Здесь Аттиа оглядывается назад на более чем два десятилетия взаимодействия с деколониальной теорией и практикой, чтобы определить способы заботы о настоящем. [ 55 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Карин Шмидл, «Биеннале искусства на Фридрихштрассе: Падение стены в Кройцберге» , Berliner Zeitung , 9 июня 2012 г. (на немецком языке)
- ↑ Кито Недо, «Bundeskulturstiftung: Те, кто ищет, остаются в движении» , Berliner Zeitung , 22 июня 2012 г. (на немецком языке)
- ^ «Берлинская биеннале современного искусства (Германия)» . Фонд биеннале . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ 1-я Берлинская биеннале современного искусства , Берлинская биеннале. Проверено 14 октября 2012 г.
- ↑ Беллами Пейлторп с Бобом Эдвардсом , «Берлин становится столицей искусства», Morning Edition , NPR , 24 ноября 1998 г. ( Стенограмма онлайн в архиве Highbeam)
- ^ Jump up to: а б Тобиас Тимм, «Отзвуки искусства. Художественная биеннале этого года в Берлине основана на историях города» , Die Zeit , 16 сентября 2008 г. (на немецком языке)
- ^ 1. Берлинская биеннале 1998 года в Кунстаспекте. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
- ^ Jump up to: а б с д и Ингеборг Руте, «Прекрасные дни – и еще более прекрасные ночи» , Berliner Zeitung , 29 марта 2008 г. (на немецком языке)
- ^ Филип Монк, «2-я Берлинская биеннале современного искусства», Parachute , 1 октября 2001 г. ( онлайн в архиве Highbeam).
- ^ 2-я Берлинская биеннале современного искусства , Берлинская биеннале. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
- ^ 2-я Берлинская биеннале современного искусства , Берлинская биеннале. Проверено 14 октября 2012 г.
- ^ "О" . KW Институт современного искусства . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ↑ Über uns. Архивировано 19 сентября 2015 года в Wayback Machine , Берлинская биеннале. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
- ^ 3-я Берлинская биеннале современного искусства , Берлинская биеннале. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
- ^ 3-я Берлинская биеннале современного искусства , Берлинская биеннале. Проверено 14 октября 2012 г.
- ^ Дженнифер Аллен, «3-я Берлинская биеннале современного искусства», Artforum , 1 апреля 2004 г. ( онлайн в архиве Highbeam).
- ↑ Ханно Раутерберг, «В грязной луже бытия. Никто этого не ожидал: на Берлинской биеннале современное искусство обретает новую глубину и драматизм» , Die Zeit , 30 марта 2006 г. (на немецком языке)
- ↑ Роберта Смит , «Современное искусство: мрачное, некрасивое настроение пронизывает берлинское шоу» , Arts, The New York Times , 9 мая 2006 г.
- ^ 4-я Берлинская биеннале современного искусства: О мышах и людях , Берлинская биеннале. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
- ↑ 4-я Берлинская биеннале современного искусства: О мышах и людях. Архивировано 23 сентября 2015 года в Wayback Machine , Берлинская биеннале. Проверено 14 октября 2012 г.
- ↑ Стивен Генри Мэдофф, «На Берлинской биеннале искусство подходит где угодно» , Искусство и дизайн, The New York Times , 11 апреля 2006 г.
- ↑ Дженнифер Аллен, «4-я Берлинская биеннале», Artforum , 1 мая 2006 г. ( онлайн в архиве Highbeam): «Среди них были пустующая церковь, несколько старых конюшен на почте, бывшая школа, несколько частных домов, танцевальный зал. , офис и закрытое кладбище».
- ^ Томас Вульффен, Биеннале в противоречии. Архивировано 13 мая 2006 г. в Wayback Machine , Kunst-Blog, 4 апреля 2006 г. (на немецком языке).
- ^ 5-я Берлинская биеннале современного искусства: Когда вещи не отбрасывают тени , Берлинская биеннале. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
- ↑ 5-я Берлинская биеннале современного искусства: Когда вещи не отбрасывают тени. Архивировано 18 августа 2015 года в Wayback Machine , Берлинская биеннале. Проверено 14 октября 2012 г.
- ^ 5-я Берлинская биеннале современного искусства. Часть 1 , Часть 2 плюс список художников , видео, искусство в Берлине , записано 8 апреля 2008 г. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
- ^ Андре Роттманн, «5-я Берлинская биеннале на различных площадках», Artforum International , 2008 г. [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
- ↑ Фальк Шрайбер, «Застенчивые и красивые» , uMag , апрель 2008 г. (на немецком языке)
- ↑ Ульрике Мюнтер, 6-я Берлинская биеннале: «Как будто будущее было немыслимо» , Visual Arts/Design, Magazine, Немецко-китайская культурная сеть, май 2010 г. Архивировано в Wayback Machine , 12 июня 2011 г. (на немецком языке).
- ↑ 6-я Берлинская биеннале современного искусства , видео, art-in-berlin , записано 12 июня 2010 г. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
- ^ 6-я Берлинская биеннале современного искусства: что ждет снаружи. Архивировано 13 октября 2013 года в Wayback Machine , Берлинская биеннале. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
- ^ 6-я Берлинская биеннале современного искусства: что там ждет , Берлинская биеннале. Проверено 14 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Ульрике Кнефель, «Освенцим на биеннале, польский куратор зажигает огонь под берлинской художественной сценой» , английское издание Der Spiegel , 26 апреля 2010 г.
- ^ 7. Берлинская биеннале , Берлинская биеннале. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
- ^ 7-я Берлинская биеннале. Архивировано 3 ноября 2012 года в Wayback Machine , Берлинская биеннале. Проверено 14 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б 7-я Берлинская биеннале 2012: Берлинская биеннале современного искусства , Вселенные во Вселенной. Проверено 11 октября 2012 г.
- ↑ P/Act for Art: Berlin Biennale Zeitung . Архивировано 21 марта 2013 года в Wayback Machine , Берлинская биеннале. Проверено 11 октября 2012 г. (на немецком языке).
- ^ Джон Заробелл, «ДОКУМЕНТА (13), Манифеста 9 и 7-я Берлинская биеннале» , ArtPractical 3.19: Подарочная лошадь. Проверено 15 октября 2012 г.
- ↑ Александр Тиг, «Стена мира: арт-проект заставляет берлинцев спорить» , Berliner Zeitung , 10 мая 2012 г. (на немецком языке)
- ↑ Немецкое агентство печати , «7-я Берлинская биеннале завершилась рекордным количеством посетителей» , Berliner Zeitung , 1 июля 2012 г. (на немецком языке)
- ↑ Юлия Михальска, «Берлинская биеннале объявлена катастрофой: критики говорят, что событию современного искусства не хватает влияния» , Frieze New York , The Art Newspaper , 30 мая 2012 г. Проверено 11 октября 2012 г.
- ↑ 8-я Берлинская биеннале современного искусства. Архивировано 22 октября 2017 года в Wayback Machine , Берлинская биеннале. Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ «9-я Берлинская биеннале объявляет список площадок» , Artforum , 24 февраля 2016 г.
- ↑ Дориан Батычка, «9-я Берлинская биеннале: огромное устаревшее и ненужное зрелище» , Hyperallergic , 24 июня 2016 г.
- ↑ Джейсон Фараго, «Добро пожаловать в LOLhouse: как Берлинская биеннале превратилась в изящную саркастическую шутку» , The Guardian , 13 июня 2016 г.
- ↑ Александр Форбс, «Берлинская биеннале DIS — это не «LOLhouse» и не распространение моды — это определение будущего искусства» , редакция, Artsy , 22 июня 2016 г.
- ^ Блэк, Ханна (сентябрь 2016 г.). «9-я Берлинская биеннале» . Артфорум .
- ^ Бизелло, Пьеро (7 июня 2016 г.). «Берлинская биеннале 2016: последнее прощание с преждевременно умершим постинтернет-лейблом» . Концептуальное изобразительное искусство. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ Эдмонсон, Тесс (4 июня 2016 г.). « Настоящее в перетаскивании», 9-я Берлинская биеннале» . Арт-повестка дня.
- ^ фон Фалькенхаузен, Сюзанна (7 июня 2017 г.). «Будь реалистом» . фриз .
- ^ "О" . berlinbiennale.de . Архивировано из оригинала 10 апреля 2018 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ «Художники» . berlinbiennale.de . Архивировано из оригинала 30 мая 2018 года . Проверено 31 мая 2018 г.
- ^ «Завтра откроется главная выставка 11-й Берлинской биеннале» . Современный И (на немецком языке). Архивировано из оригинала 29 сентября 2020 года . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Паттерсон, Джон (март 2023 г.). «12-я Берлинская биеннале современного искусства» . Журнал «Пограничные переходы» . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ "О" . 12-я Берлинская биеннале современного искусства . Проверено 12 марта 2024 г.