Грумман EA-6B Проулер
EA-6B Проулер | |
---|---|
Grumman EA-6B Prowler в полете | |
Роль | Радиоэлектронная борьба / Штурмовики |
Производитель | Грумман Нортроп Грумман |
Первый полет | 25 мая 1968 г. [ 1 ] |
Введение | июль 1971 г. |
Ушедший на пенсию | 2015 ( УСН ) Март 2019 г. ( КМП США ) |
Статус | Ушедший на пенсию [ 2 ] |
Основные пользователи | ВМС США (исторический) Корпус морской пехоты США (исторический) |
Произведено | 1966-1991 |
Количество построенных | 170 |
Разработано на основе | Грумман А-6 Интрудер |
Northrop Grumman (ранее Grumman ) EA-6B Prowler — двухмоторный четырехместный самолет радиоэлектронной борьбы со средним крылом, созданный на базе планера A-6 Intrumer . EA -6A был первой радиоэлектронной борьбы, версией A-6 для используемой Корпусом морской пехоты США и ВМС США ; он использовался во время войны во Вьетнаме . Разработка более совершенного EA-6B началась в 1966 году. Экипаж EA-6B состоял из одного пилота и трех офицеров электронного противодействия . [ 3 ] хотя нередко в миссиях использовались только два ЭКМО. Он был способен нести и стрелять противорадиационными ракетами (ARM), такими как AGM-88 HARM . [ 4 ]
Prowler находился на вооружении ВС США с 1971 по 2019 год. Он выполнял многочисленные задачи по подавлению радиолокационных систем противника , а также по сбору радиоразведки об этих и других системах ПВО противника . С момента вывода из эксплуатации ВВС США самолета радиоэлектронной борьбы EF-111 Raven в 1998 году EA-6B был единственным специализированным самолетом радиоэлектронной борьбы, доступным для выполнения задач ВМС США, Корпуса морской пехоты США и ВВС США до момента ввода в эксплуатацию. ВМФ EA-18G Growler в 2009 году. После последнего развертывания в конце 2014 года EA-6B был выведен из эксплуатации ВМС США в июне. 2015 г., а затем Морская пехота США в марте 2019 г.
Разработка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2018 г. ) |
Происхождение
[ редактировать ]EA-6A «Electric Intrumer» был разработан для Корпуса морской пехоты США в 1960-х годах для замены его EF-10B Skyknights и AD Skyraiders в роли электронного противодействия (ECM). [ 4 ] EA-6A представлял собой прямую модификацию стандартного планера A-6 Intrumer с двумя сиденьями, оснащенным оборудованием радиоэлектронной борьбы (РЭБ). EA-6A впервые поступил на вооружение эскадрилий морской пехоты в декабре 1965 года и участвовал в операции Rolling Thunder ; [ 4 ] он использовался тремя эскадрильями морской пехоты во время войны во Вьетнаме . Всего было выпущено 27 ЭА-6А, из них 15 новых. [ 5 ] Большинство этих EA-6A были выведены из эксплуатации в 1970-х годах, а последние несколько использовались ВМФ в составе двух эскадрилий электронного нападения «агрессоров», причем все экземпляры окончательно были сняты с вооружения в 1990-х годах. [ 6 ] EA-6A, по сути, был временным военным самолетом до тех пор, пока не был спроектирован и построен более совершенный EA-6B.
Существенно переработанный и более совершенный EA-6B разрабатывался начиная с 1966 года в качестве замены EKA-3B Skywarriors для ВМС США. Передняя часть фюзеляжа была удлинена, чтобы создать заднюю часть для более крупной четырехместной кабины, а на кончике вертикального стабилизатора был добавлен обтекатель антенны . [ 5 ] 14 ноября 1966 года Grumman получила контракт на сумму 12,7 миллиона долларов на разработку прототипа EA-6B. [ 7 ] Первый полет Prowler совершил 25 мая 1968 года и поступил на вооружение авианосцев в июле 1971 года. [ 8 ] Три прототипа EA-6B были переоборудованы из A-6A, а пять EA-6B являлись опытными самолетами. Всего с 1966 по 1991 год было изготовлено 170 серийных самолетов EA-6B. [ 6 ]
EA-6B Prowler был оснащен двумя Pratt & Whitney J52 турбореактивными двигателями и был способен развивать высокие дозвуковые скорости. Из-за обширных операций радиоэлектронной борьбы и возраста самолета (выпускавшегося до 1991 года) EA-6B требовал большого технического обслуживания и подвергался множеству частых модернизаций оборудования. Хотя EA-6B создавался как самолет радиоэлектронной борьбы и управления для нанесения ударов с воздуха , он также был способен самостоятельно атаковать некоторые надводные цели, в частности радиолокационные объекты противника и пусковые установки ракет класса «земля-воздух» . Кроме того, EA-6B был способен собирать радиоэлектронную разведку .
EA-6B Prowler на протяжении многих лет постоянно модернизировался. Первая такая модернизация получила название «расширенные возможности» (EXCAP) начиная с 1973 года. Затем последовали «улучшенные возможности» (ICAP) в 1976 году и ICAP II в 1980 году. Модернизация ICAP II предоставила EA-6B возможность стрельбы ракетами «Шрайк». и AGM-88 HARM . ракеты [ 6 ]
Расширенные возможности EA-6B
[ редактировать ]Advanced Capability EA-6B Prowler (ADVCAP) представлял собой программу разработки, инициированную с целью улучшения летных качеств EA-6B, а также модернизации авионики и систем радиоэлектронной борьбы . Намерение состояло в том, чтобы модифицировать все EA-6B в конфигурацию ADVCAP, однако программа была исключена из бюджета 1995 финансового года из-за финансового давления со стороны конкурирующих программ закупок Министерства обороны .
Программа разработки ADVCAP была начата в конце 1980-х годов и была разбита на три отдельных этапа: полномасштабная разработка (FSD), программа улучшения транспортных средств (VEP) и программа улучшения авионики (AIP).
FSD в первую очередь служил для оценки новой системы радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-149. В программе использовалась слегка модифицированная версия EA-6B для размещения новой системы.
VEP внесла в самолет многочисленные изменения для устранения недостатков исходного летного качества EA-6B, в частности проблем с боковым направлением, которые затрудняли восстановление после неуправляемого полета. Был использован номер бюро 158542. Изменения включали:
- Передние ребра ( для улучшения курсовой устойчивости)
- Расширение плавника (для улучшения курсовой устойчивости)
- Элероны (для улучшения поперечного управления на малой скорости)
- Изменены контуры предкрылков передней кромки и закрылков задней кромки (чтобы компенсировать увеличение полной массы).
- Две дополнительные крыльевые станции на внешней панели крыла (только для блоков помех )
- Новые двигатели J52-P-409 (увеличенная тяга на 2000 фунтов силы (8,9 кН) на двигатель)
- Новая цифровая стандартная система автоматического управления полетом (SAFCS)
Добавленные модификации увеличили полную массу самолета примерно на 2000 фунтов (910 кг) и сместили центр тяжести на 3% MAC к корме по сравнению с базовым EA-6B. В предыдущих моделях при работе на устойчиво больших углах атаки миграция топлива вызывала дополнительные смещения центра тяжести, в результате чего самолет имел слегка отрицательную продольную статическую устойчивость. Результаты летных испытаний новой конфигурации показали значительно улучшенные летные качества, а смещение центра тяжести назад оказало минимальное влияние.
Прототип AIP (номер бюро 158547) представлял собой окончательную конфигурацию ADVCAP, включающую все модификации FSD и VEP, а также совершенно новый комплект авионики, который добавил многофункциональные дисплеи на все места экипажа, проекционный дисплей для пилота и двойной Глобальное позиционирование / Инерциальные навигационные системы . Начальный этап совместных испытаний подрядчика и летчиков-испытателей ВМС США завершился успешно с небольшими недостатками.
После свертывания программы три опытных «Праулера» BuNo 156482, 158542 и 158547 были законсервированы до 1999 года. В течение следующих нескольких лет три самолета были разобраны и заново собраны для создания единого самолета б/н 158542, который ВМФ получивший название «ФранкенПроулер». Он был возвращен в строй 23 марта 2005 года. [ 9 ]
Улучшенные возможности (ICAP) III
[ редактировать ]Northrop Grumman получила контракты от ВМС США на поставку нового оборудования электронного противодействия эскадрильям Prowler; Сердце каждого комплекта ICAP III состоит из приемника ALQ-218 и нового программного обеспечения, обеспечивающего более точное селективно-реактивное радиолокационное подавление, обман и определение местоположения угрозы. Комплекты ICAP III также оснащены Многофункциональной системой распространения информации (MIDS), включающей в себя систему каналов передачи данных Link 16 . Northrop поставила две партии и поставила еще две, начиная с 2010 года. [ 10 ] EA-6B Prowlers, находившиеся на вооружении к концу своего срока службы, представляли собой версию ICAP III, оснащенную системой тактических помех ALQ-99.
Дизайн
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2018 г. ) |
Разработанная для авианосных и передовых базовых операций, EA-6B представляла собой полностью интегрированную систему радиоэлектронной борьбы , сочетающую в себе всепогодные возможности большой дальности и передовые средства электронного противодействия . [ 11 ] В носовом отсеке оборудования и гондолообразном обтекателе на вертикальном киле размещалось дополнительное оборудование авионики. Это был основной самолет радиоэлектронной борьбы для ВМС и Корпуса морской пехоты США. Основная задача EA-6B заключалась в поддержке штурмовых ударов путем нарушения электромагнитной активности противника. В качестве второстепенной задачи он также мог собирать тактическую электронную разведку в зоне боевых действий, а еще одной второстепенной задачей была атака радаров противника с помощью противорадиационных ракет.
Экипаж Prowler состоял из четырех человек, пилота и трех офицеров электронного противодействия (известных как ЭКМО). [ 3 ] Два ЭКМО в задней кабине управляли основным оборудованием помех Prowler, а ЭКМО на переднем правом сиденье отвечал за навигацию, связь и оборонительное электронное противодействие. [ 12 ] Оснащенный двумя без форсажа двигателями Pratt & Whitney J52-P-408A турбореактивными , он был способен развивать скорость более 500 узлов (580 миль в час; 930 км/ч) и дальность полета более 1000 морских миль (1200 миль; 1900 километров). ). [ 13 ] [ 14 ]
Особенности конструкции заключались в том, что зонд дозаправки был асимметричным и казался изогнутым вправо для улучшения обзора пилота по сравнению с A-6 Intrumer. Рядом с его корнем находилась антенна. Фонарь имел золотистую окраску для защиты экипажа от радиоизлучения, которое производят средства радиоэлектронной борьбы.
Операционная история
[ редактировать ]EA-6B поступил на вооружение запасной эскадрильи флота VAQ-129 в сентябре 1970 года, а 132-я эскадрилья тактической радиоэлектронной борьбы (VAQ-132) стала первой оперативной эскадрильей в июле 1971 года. Эта эскадрилья начала свое первое боевое развертывание во Вьетнаме в Америке 11. несколько месяцев спустя, вскоре за ним последовали VAQ-131 на Enterprise и VAQ-134 на Constellation . [ 15 ] Две эскадрильи EA-6B Prowlers совершили 720 боевых вылетов во время войны во Вьетнаме для поддержки штурмовиков ВМС США и бомбардировщиков B-52 ВВС США. [ нужна ссылка ]
Во время вторжения в Гренаду в 1983 году четыре «Проулера» поддерживали операцию с авианосца «Индепенденс» (CV-62) . [ 16 ]
После угона самолета Ахилле Лауро 10 октября 1985 года Prowlers с авианосца Саратога (CV-60) оказали поддержку ESM во время перехвата самолета EgyptAir 737, на борту которого находились четыре угонщика. [ 17 ]
Проулеры заглушили ливийский радар во время операции «Каньон Эльдорадо» в апреле 1986 года. Проулеры из VAQ-135 на авианосце USS Enterprise (CVN-65) заглушили иранские радары наземного контроля перехвата, радары наведения ракет класса «земля-воздух» и системы связи во время операции «Богомол» 18 декабря. Апрель 1988 года. [ 17 ]
Всего в операции «Буря в пустыне» в 1991 году участвовало 39 EA-6B Prowler: 27 с шести авианосцев и 12 с баз морской пехоты США. За 4600 летных часов «Праулеры» выпустили более 150 AGM-88 HARM ракет . Navy Prowlers совершили 1132 боевых вылета, а USMC - 516 без потерь. [ 17 ]
После вывода из эксплуатации EF-111 Raven в 1998 году EA-6B был единственным специализированным самолетом-постановщиком радиолокационных помех в Вооруженных силах США до тех пор, пока в 2009 году на вооружение ВМС не поступил самолет EA-18G Growler. EA-6B использовался в почти во всех американских боевых операциях с 1972 года до выхода на пенсию в 2019 году и часто выполнялся для поддержки миссий ВВС США.
В 2001 году осталось 124 «Праулера», разделенных между двенадцатью эскадрильями ВМФ, четырьмя морскими пехотинцами и четырьмя объединенными «экспедиционными» эскадрильями ВМФ и ВВС. Исследование штаба Объединенного комитета начальников штабов (JCS) рекомендовало вывести из эксплуатации EF-111 Raven, чтобы сократить количество типов самолетов, предназначенных для одной и той же задачи, что привело к подписанию программного меморандума Офиса министра обороны (OSD) о создании четырех наземных самолетов. базировались «экспедиционные» эскадрильи Prowler для нужд ВВС. [ 18 ] С 2004 по 2014 год ВВС США пополнили подразделения Navy Prowler офицерами радиоэлектронной борьбы из 388-й и 390-й эскадрилий радиоэлектронной борьбы, приписанных к 366-й оперативной группе на авиабазе Маунтин-Хоум в Айдахо . [ 19 ]
Хотя когда-то считалось, что этот план будет заменен самолетами общей поддержки , этот план не был реализован. В 2009 году сообщество военно-морских сил EA-6B Prowler начало переход на EA-18G Growler , новую радиоэлектронной борьбы версию F/A-18F Super Hornet . Все действующие эскадрильи EA-6B, кроме одной, базировались на авиабазе ВМС Уидби-Айленд . VAQ-136 дислоцировался на авиабазе ВМС Ацуги в Японии в составе 5-го авиакрыла авианосца передового базирования военно-морских сил (FDNF), которое поднимается на борт базирующегося в Японии авианосца Джорджа Вашингтона . VAQ-209, единственная эскадрилья EA-6B резерва ВМФ , дислоцировалась на базе военно-морской авиации в Вашингтоне , штат Мэриленд. Все эскадрильи EA-6B корпуса морской пехоты располагались на авиабазе корпуса морской пехоты Черри-Пойнт , штат Северная Каролина .
В 2013 году ВМС США планировали эксплуатировать EA-6B до 2015 года, а ВМС США рассчитывают прекратить использование Prowler в марте 2019 года. [ 20 ] [ 21 ] Последнее развертывание ВМС состоялось на борту Джорджа Буша-старшего в ноябре 2014 года с VAQ-134. [ 22 ] [ 23 ] Последний оперативный полет ВМФ состоялся 27 мая 2015 года. [ 24 ] NAS Whidbey провела празднование выхода на пенсию EA-6B с 25 по 27 июня 2015 года EA-6B. [ 25 ] [ мертвая ссылка ] Кульминацией последнего дня стал последний действующий EA-6B Prowler ВМФ, номер бюро 163890, взлетевший с острова NAS Уидби. [ 26 ]
Операции в Афганистане, Ираке и Сирии
[ редактировать ]В 2007 году сообщалось, что Prowler в течение нескольких лет использовался в по борьбе с самодельными взрывными устройствами операциях во время конфликта в Афганистане путем подавления устройств дистанционного взрыва, таких как устройства открывания гаражных ворот или сотовые телефоны. [ 27 ] Две эскадрильи Prowler также базировались в Ираке, выполняя ту же задачу. [ 28 ] По словам Чака Пфаррера в его книге SEAL Target Geronimo , EA-6B также использовался для подавления пакистанского радара и оказания помощи 2 вертолетам-невидимкам MH-60 Black Hawk и 2 вертолетам Chinook, совершавшим рейд на территорию Усамы бен Ладена в ходе операции «Копье Нептуна» . [ 29 ]
VMAQ-3 начал выполнять миссии Prowler против боевиков Исламского государства над Ираком в июне 2014 года. Когда в августе началась операция «Непоколебимая решимость» , VMAQ-4 взял на себя управление. «Проулеры» были первыми самолетами Корпуса морской пехоты в Сирии и обеспечивали ударные комплексы, десантирование с воздуха и средства радиоэлектронной борьбы против боевиков. К январю 2015 года пять самолетов VMAQ-4 налетали 800 часов во время 110 боевых вылетов в поддержку операций в обеих странах, включая поддержку авиаударов коалиции и оказание поддержки радиоэлектронной борьбы силам иракской армии с целью вывести из строя системы противника. Морские пехотинцы сами не сбрасывали боеприпасы, и страны, в которых они базируются, не разглашаются. [ 30 ]
В апреле 2016 года эскадрилья EA-6B Prowlers из 4-й эскадрильи тактической радиоэлектронной борьбы корпуса морской пехоты (VMAQ-4), базирующейся на авиабазе морской пехоты Черри-Пойнт, Северная Каролина, была переброшена на авиабазу Инджирлик в Турции для проведения операций над Сирией. Европейское командование США подтвердило, что развертывание, как ожидается, продлится до сентября 2016 года. Центр стратегических и международных исследований предположил, что Prowlers могут использоваться для предотвращения слежения российскими и сирийскими системами ПВО самолетов США и коалиции. [ 31 ]
Prowlers VMAQ-2 завершили свое последнее оперативное развертывание на авиабазе Аль-Удейд в Катаре в ноябре 2018 года, а эскадрилья, последняя оснащенная EA-6B, была расформирована 8 марта 2019 года, а оставшиеся два Prowler были переданы в музеи. . [ 32 ]
Четыре члена VAMQ-2 Корпуса морской пехоты совершили последний полет на последнем EA-6B 14 марта 2019 года со своей станции в Черри-Пойнт , Северная Каролина, в Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи . [ 33 ]
Операторы
[ редактировать ]EA-6B Prowler эксплуатировался ВС США в составе эскадрилий Корпуса США морской пехоты и ВМС .
Эскадрильи морской пехоты США
[ редактировать ]Эскадрильи VMAQ эксплуатировали EA-6B Prowler. [ 34 ] В каждой из трех эскадрилий было по пять самолетов; эскадрильи были наземного базирования, хотя они были способны действовать на борту авианосцев ВМС США и делали это в прошлом. [ 35 ] [ 36 ]
В 2013 году VMAQ-1 была преобразована из действующей в учебную эскадрилью, поскольку ВМС США прекратили обучение на Prowler и перешли на Growler. Учебная эскадрилья морской пехоты впервые приняла курсантов на обучение в октябре 2013 года и совершила свои первые тренировочные полеты в апреле 2014 года. [ 37 ]
Название эскадрильи | Знаки отличия | Псевдоним | Даты работы | Старший командный состав | Станция |
---|---|---|---|---|---|
Банши
|
1992–2016 | ||||
Плейбои
|
1977-2019 | MCAS Черри-Пойнт, Северная Каролина [ 39 ]
| |||
Лунные Собаки
|
1992–2018 | MCAS Черри-Пойнт, Северная Каролина [ 40 ]
| |||
Сихокс
|
1981–2017 | MCAS Черри-Пойнт, Северная Каролина [ 41 ]
|
В 2008 году морская пехота США расследовала роль электронной атаки на Lockheed Martin F-35 Lightning II, призванную заменить их Prowlers. [ 42 ] Морские пехотинцы начали выводить из эксплуатации EA-6 в 2016 году и заменили их концепцией морской воздушно-наземной оперативной группы радиоэлектронной борьбы (MAGTF-EW), которая предусматривает создание средне- и высотного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета, способного разгружаться на хотя бы часть задач РЭБ. [ 43 ]
В ноябре 2018 года VMAQ-2 вернулся после выполнения последних операций по развертыванию USMC Prowlers. Морские пехотинцы сняли эти самолеты 8 марта 2019 года, некоторые из них были помещены на хранение и на статическую экспозицию в Смитсоновском институте, Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи, Национальном музее авиации и космонавтики в Шантильи, Вирджиния , и в Музее границ полета в Далласе Лав. Поле . [ 44 ] [ 45 ]
Эскадрильи ВМС США
[ редактировать ]Во время службы в ВМС США четыре EA-6B Prowler обычно направлялись в эскадрилью тактической радиоэлектронной борьбы. Эти эскадрильи электронных атак ВМС имели буквы VAQ (V-неподвижное крыло, A-атака, Q-электронный); большинство из этих эскадрилий базировались на авианосцах , тогда как другие были «экспедиционными» и дислоцировались на зарубежных наземных базах. [ 11 ]
Название эскадрильи | Знаки отличия | Псевдоним | Даты работы | Авиакрыло авианосца | Станция | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
ВАК-129 | Викинги | 1971–2015 | Запасная эскадрилья флота | НАН острова Уидби [ 46 ] | Обучил экипажи морской пехоты, ВВС и ВМФ. в ЕА-6Б и ЕА-18Г | |
ВАК-130 | Запперы | 1975–2011 | КВВ-3 | НАН острова Уидби [ 47 ] | ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г. | |
ВАК-131 | Уланы | 1971–2015 | КВВ-2 | НАН острова Уидби [ 48 ] | ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г. | |
ВАК-132 | Скорпионы | 1971–2009 | CVW-17 | НАН острова Уидби [ 49 ] | ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г. | |
ВАК-133 | Волшебники | 1971–2014 | КВВ-9 | НАН острова Уидби [ 50 ] | ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г. | |
ВАК-134 | Гарудас | 1972–2015 | КВВ-8 | НАН острова Уидби [ 51 ] | ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г. [ 52 ] | |
ВАК-135 | Черные Вороны | 1973–2010 | НАН острова Уидби [ 53 ] | ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г. | ||
ВАК-136 | Рукавицы | 1973–2012 | НАН острова Уидби [ 54 ] | ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г. | ||
ВАК-137 | Грачи | 1973–2012 | КВВ-1 | НАН острова Уидби [ 55 ] | ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г. | |
ВАК-138 | Желтые куртки | 1976–2009 | Н/Д [ 56 ] | ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г. | ||
ВАК-139 | пумы | 1983–2011 | CVW-17 | НАН острова Уидби [ 57 ] | ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г. | |
ВАК-140 | Патриоты | 1985–2014 | КВВ-7 | НАН острова Уидби [ 58 ] | ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г. | |
ВАК-141 | Теневые Ястребы | 1987–2009 | КВВ-5 | Военно-морская авиационная база (NAF) Ацуги [ 59 ] | ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г. | |
ВАК-142 | Серые волки | 1997–2015 | КВВ-11 | НАН острова Уидби [ 60 ] | ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г. | |
ВАК-209 | Звездные воины | 1977–2013 | Резервное крыло тактической поддержки | НАН острова Уидби | ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г. |
Расформированные эскадрильи
[ редактировать ]VAQ-128 : Создана как экспедиционная эскадрилья в октябре 1997 года с использованием знаков различия и наследия бывшей сменной эскадрильи A-6 на острове Уидби. Расформирована в сентябре 2004 г. в связи с сокращением бюджета.
VAQ-309 : создан как эскадрилья военно-морского резерва на острове Уидби в 1979 году с самолетами EA-6A, перешел на EA-6B в 1989 году как часть резерва авиакрыла THIRTY (CVWR-30). Списан 31 декабря 1994 г. после вывода из эксплуатации CVWR-30 из-за сокращения бюджета; самолет вернулся в состав регулярного флота.
Известные несчастные случаи
[ редактировать ]Хотя ни один Prowler никогда не был потерян в бою, по состоянию на 2013 год почти пятьдесят из 170 построенных самолетов были уничтожены в результате различных аварий. [ 61 ] В 1998 году на авиабазе ВМС Уидби-Айленд был установлен мемориал 44 членам экипажа, погибшим в авиакатастрофе EA-6B. [ 62 ]
- 26 мая 1981 года самолет USMC EA-6B врезался в кабину экипажа «Нимица» и вызвал пожар, в результате чего 14 членов экипажа погибли и 45 получили ранения. [ 63 ] [ 64 ] У Prowler закончилось топливо после ухода на второй круг («болтер» на жаргоне ВМФ), и его авария и последующие пожар и взрывы уничтожили или повредили 19 других самолетов. [ 65 ] [ 66 ]
- 3 ноября 1992 года самолет EA-6B Prowler ВМС США (161776, P99 First lCAP ll) из VAQ 129 разбился после взлета за пределами авиабазы ВМФ, в результате чего Эль-Сентро убил всех трех членов экипажа на борту; В состав экипажа входил капитан Питер Лимож (USMC), лейтенант. Чарльз Герли (USN), LT. Дэйв Робертс (USN). Лос-Анджелес Таймс, 5 ноября 1992 г. [ нужна полная цитата ]
- В августе 1996 года во время тренировок низкого уровня разбился самолет EA-6B, в результате чего погибли все четыре морских пехотинца, находившиеся на борту; пилот - капитан Грегори О. Глейзер, капитан Брайан Ф. Хасси, подполковник Джозеф Э. Коннелл II и майор Джон С. Бачеллер. Коннелл был командиром эскадрильи VMAQ-1. [ нужна ссылка ]
- 3 февраля 1998 года самолет USMC EA-6B Prowler, BuNo 163045, из VMAQ-2 задел тросы канатной дороги в Кавалезе , Италия. Экипаж нарушил правила полета на низкой высоте и на высокой скорости в гористой местности, перерезал тросы и стал причиной гибели 20 человек. Самолет также получил серьезные повреждения вертикального стабилизатора и крыльев в результате удара о трос, но был успешно приземлен на авиабазе Авиано . [ 67 ] [ 68 ]
- 8 ноября 1998 года военный корабль США EA-6B приземлился на Lockheed S-3 Viking во время квалификации ночной посадки на «Энтерпрайз» ; четыре члена экипажа погибли. [ 69 ] [ 70 ]
- 11 марта 2013 года военный корабль США EA-6B эскадрильи электронного нападения VAQ-129 в штате Вашингтон разбился во время учений. LTJG Валери Каппелаэр Делани (пилот), LTJG Уильям Браун Макилвейн III (летный офицер) и LCDR Алан А. Паттерсон (инструктор и летный офицер) погибли. [ 71 ] Год спустя расследование установило, что Prowler совершил управляемый полет на местности , произошедший из-за ошибки пилота. [ 72 ]
Варианты
[ редактировать ]- EA-6A: два ранних серийных A-6A, преобразованные в EA-6A в качестве прототипов. Всего было построено 25 ЭА-6А, в том числе 10 модификаций А-6А и 15 серийных ЭА-6А. [ 73 ]
- EA-6B: три А-6А переоборудованы в первоначальные прототипы. Всего было построено 170 ЕА-6Б. [ 73 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]Япония
[ редактировать ]- 160786 - EA-6B на статической экспозиции на военно-морской авиабазе Ацуги в Ямато, Канагава . [ 74 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- 147865 — EA-6A на статической экспозиции на авиабазе Черри-Пойнт корпуса морской пехоты в Хэвлоке, Северная Каролина . [ 75 ]
- 148618 - EA-6A на статической экспозиции на авиабазе ВМС Ки-Уэст в Биг-Коппитт-Ки, Флорида . [ 76 ]
- 149475 - EA-6A на статической экспозиции в Мемориальной библиотеке и музее Национальной гвардии Висконсина на авиабазе Национальной гвардии Волк Филд в Кэмп-Дугласе, штат Висконсин . [ 77 ]
- 156481 — EA-6B на статической экспозиции в Национальном музее военно-морской авиации в Пенсаколе, Флорида . [ 4 ]
- 156478 — EA-6B на статической экспозиции на авиабазе ВМС Уидби-Айленд в Оук-Харборе, штат Вашингтон . [ 78 ]
- 156984 — EA-6A на статической экспозиции в Музее авиации и транспорта Уорнера в Су-Сити, штат Айова . [ 79 ]
- 158029 - EA-6B на статической экспозиции на авиабазе ВМС Патаксент-Ривер в Лексингтон-парке, штат Мэриленд . [ 78 ] [ 80 ]
- 158033 - EA-6B на статической экспозиции в военно-морском музее авиации Патаксент-Ривер в Лексингтон-парке, штат Мэриленд. [ 81 ] [ 82 ]
- 158034 - EA-6B на статической экспозиции в аэропорту Чарльза Б. Холла на базе ВВС Тинкер в Оклахома-Сити, Оклахома . [ 78 ]
- 158036 - EA-6B на статической экспозиции на авиабазе ВМС Уидби-Айленд в Оук-Харборе, Вашингтон. [ 78 ]
- 158542 FrankenProwler – EA-6B на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне, Аризона . Для создания этого планера были собраны три разных планера ADVCAP. [ 78 ] [ 9 ]
- 158810 — EA-6B на статической экспозиции на авиабазе ВМС Фэллон в Фэллоне, штат Невада . [ 83 ]
- 158811 - EA-6B на статической экспозиции в Музее авиации Тихоокеанского побережья в Санта-Розе, Калифорния . [ 84 ]
- 160432 - EA-6B на статической экспозиции на авиабазе Черри-Пойнт корпуса морской пехоты в Хэвлоке, Северная Каролина. [ нужна ссылка ]
- 160436 — EA-6B на статической экспозиции в Музее авиации Касл в Этуотере, Калифорния . [ 85 ] [ 86 ]
- 160609 — EA-6B на статической экспозиции на авиабазе ВМС Джексонвилл в Джексонвилле, Флорида . [ 78 ]
- 161882 - EA-6B на статической экспозиции в Музее авиации Марч Филд в Риверсайде, Калифорния . Ранее выставлялся в Музее авиации Flying Leatherneck в Сан-Диего, Калифорния . [ 78 ] [ 87 ]
- 161884 — EA-6B на статической экспозиции в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон . Он предоставлен Национальным музеем военно-морской авиации в Пенсаколе, Флорида. [ 88 ]
- 162228 - EA-6B на статической экспозиции в Музее Frontiers of Flight в Даллас Лав Филд в Далласе, штат Техас . Этот самолет вместе с 162230 участвовал в выводе из эксплуатации VMAQ-2 в марте 2019 года. [ 45 ]
- 162230 - EA-6B на статической экспозиции в Смитсоновского института Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи в Шантильи, Вирджиния . Этот самолет вместе с 162228 участвовал в выводе из эксплуатации VMAQ-2 в марте 2019 года. [ 89 ] [ 45 ]
- 162935 — EA-6B на статической экспозиции в музее USS Midway в Сан-Диего, Калифорния . [ 90 ]
- 162938 - EA-6B на статической экспозиции в Американском музее авиации в Фармингдейле, Нью-Йорк . [ 91 ] [ 78 ]
- 163033 - EA-6B на статической экспозиции в Музее авиации Хикори в Хикори, Северная Каролина . Он прилетел в музей с авиабазы морской пехоты Черри-Пойнт . [ 92 ]
- 163047 - EA-6B на статической экспозиции в Музее авиации MAPS в Кантоне, штат Огайо. [ 93 ]
- 163395 — EA-6B на статической экспозиции в Военно-морской академии США в Аннаполисе, штат Мэриленд . [ 94 ]
- 163886 - EA-6B на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Wings Over the Rockies в Денвере, Колорадо . [ 95 ] [ 78 ]
- 163890 — EA-6B на статической экспозиции на военно-морской базе округа Вентура в Камарильо, Калифорния . [ 96 ] [ 97 ]
- 164401 - EA-6B на статической экспозиции на кране военно-морской поддержки в Крейн, штат Индиана . [ 78 ]
Технические характеристики (ЕА-6Б)
[ редактировать ]Данные из файла фактов ВМС США, [ 11 ] Страница истории ВМС США [ 35 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 человека (один пилот, три офицера радиоэлектронного противодействия)
- Длина: 59 футов 10 дюймов (18,24 м)
- Размах крыльев: 53 фута (16 м)
- Высота: 16 футов 8 дюймов (5,08 м)
- Площадь крыла: 528,9 кв. футов (49,14 м ). 2 )
- Вес пустого: 31 160 фунтов (14 134 кг)
- Максимальный взлетный вес: 61 500 фунтов (27 896 кг)
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney J52-P-408A с тягой 10 400 фунтов силы (46 кН) каждый. турбореактивных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 566 узлов (651 миль в час, 1048 км/ч)
- Крейсерская скорость: 418 узлов (481 миль в час, 774 км/ч)
- Дальность: 2022 миль (2327 миль, 3745 км) (баки сохранены)
- 2400 миль (2100 миль; 3900 км) (танки сброшены)
- Практический потолок: 37 600 футов (11 500 м)
- Скорость набора высоты: 12 900 футов/мин (66 м/с).
- Нагрузка на крыло: 116 фунтов/кв. футов (570 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,34
Вооружение
- Узлы подвески: всего 5: 1 осевая/под фюзеляжем плюс 4 подкрыльевых пилонных станции грузоподъемностью 18 000 фунтов (8 200 кг ) с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты: до 4 AGM-88 HARM противорадиационных ракет (обычно 2 на борту).
- Другой:
- До 5 по 300 галлонов США (1100 л ) внешних сбрасываемых баков
- До 5 AN/ALQ-99 (TJS) внешних модулей системы тактических помех
- Модуль системы раздачи половы AN/ALE-43(V)1&4
- AN/AAQ-28(V) Модуль наведения Litening (только морская пехота США)
Авионика
- AN/ALQ-218 Приемник системы тактических помех
- Система подавления связи AN/USQ-113
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ «ЕА-6Б Проулер» . Энциклопедия бойцов . Командование авиационных систем ВМФ . Архивировано из оригинала 5 ноября 2004 года.
- ^ «VMAQ-2 – 44 года радиоэлектронной борьбы» .
- ^ Jump up to: а б Болкком, Кристофер (3 декабря 2001 г.). Электронная война: модернизация самолета EA-6B и связанные с этим проблемы для Конгресса (отчет). Библиотека Конгресса, Исследовательская служба Конгресса. п. 4. Архивировано из оригинала 6 февраля 2024 года.
- ^ Jump up to: а б с д «ЕА-6Б Проулер» . Командование военно-морской истории и наследия — Национальный музей морской авиации . Проверено 5 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Фроули, Джеральд (2002). «Грумман EA-6B Prowler». Международный справочник военных самолетов, 2002/2003 . Аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-55-2 .
- ^ Jump up to: а б с Иден, Пол (2004). «Грумман EA-6B Prowler». Энциклопедия современных военных самолетов . Янтарные книги. ISBN 1-904687-84-9 .
- ^ «Прототип ЕА-6Б». Ежедневные новости Наугатука . 17 ноября 1966 г. с. 4.
- ^ Пол Иден; Соф Моенг, ред. (2002). Полная энциклопедия мировой авиации . Лондон: Amber Books Ltd., с. 1152. ИСБН 0-7607-3432-1 .
- ^ Jump up to: а б Харвилл, Брайан (29 апреля 2005 г.). «VAQ-141 «FrankenProwler» возвращается в состав флота» . Северо-западный навигатор . Архивировано из оригинала 24 ноября 2007 года.
- ^ «ВМС США заключили с Northrop Grumman контракт на сумму 125 миллионов долларов на производство четвертой партии бортовых систем электронного нападения» (пресс-релиз). Нортроп Грумман. 29 сентября 2008 г.
- ^ Болкком 2001 , стр. 4–5.
- ^ Болкком 2001 , с. 6.
- ^ «Стандартные характеристики самолета: EA-6B Grumman» . Военно-морской флот.мил . Архивировано из оригинала 27 марта 2023 года.
- ^ Бауэрс, Питер М. Самолеты ВМС США с 1911 года . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института, 1990, стр. 274. ISBN 0-87021-792-5 .
- ^ Гроссник, Рой А. (1997). Военно-морская авиация США, 1910–1995 гг . Военно-исторический центр Военно-морского ведомства. п. 737. ИСБН 978-0-945274-34-6 .
- ^ Jump up to: а б с Лаур, Тимоти М. (июль 1998 г.). Энциклопедия современного военного оружия США . Беркли Трейд. стр. 63–65. ISBN 0425164373 .
- ^ «Электронная война: модернизация самолета EA-6B и связанные с этим проблемы для Конгресса» . Конгресс-исследования.com . 3 декабря 2001 г.
- ^ «Базы и эскадрильи EA-6B Prowler» . vaq136.com .
- ^ Книга, Сью (13 июня 2013 г.). «Морские пехотинцы примут участие в обучении EA-6B Prowler» . Солнечный журнал . Нью-Берн, Северная Каролина .
- ^ «EA-6B Prowler | Музей авиации Тихоокеанского побережья | Navy Electronic» . Музей авиации Тихоокеанского побережья . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ «ФИНАЛЬНЫЙ ПРОХОД EA-6B PROWLER» . Архивировано из оригинала 16 сентября 2014 года . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ «Салютуя старой рабочей лошадке EA-6B Prowler | Наша точка зрения» . Уидби Ньюс-Таймс . 14 ноября 2014 г.
- ^ EA-6B Prowler ВМС совершил последний действующий полет перед церемонией захода солнца - News.USNI.org, 28 мая 2015 г.
- ^ Prowler уходит в отставку после 45 лет военно-морской службы , рассказ NNS150630-18 специалиста по массовым коммуникациям 2-го класса Джона Хетерингтона, Западный отдел поддержки связей с общественностью ВМС США, дет. Северо-Запад, 30 июня 2015 г.
- ^ «Нортроп Грумман и ВМС США празднуют наследие EA-6B Prowler и будущее их партнерства по электронным атакам» . Нортроп Грумман . 29 июня 2015 года . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ «Военно-морской флот целится по придорожным бомбам» . Military.com . Военное преимущество. Ассошиэйтед Пресс . 12 июня 2007 г.
- ^ «Самолеты ищут придорожные бомбы» . Си-Эн-Эн. 13 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2007 г.
- ^ «SEAL Target Geronimo: Внутренняя история миссии по убийству Усамы бен Ладена» . Пфаррер, Чак. Макмиллан, 8 ноября 2011 г.
- ^ «Морские пехотинцы сражаются с Исламским государством за Ирак и Сирию» - MarineCorpstimes.com, 18 января 2014 г.
- ^ «Морские пехотинцы направляются в Турцию для борьбы с ИГИЛ» . Таймс морской пехоты . 14 апреля 2016 г.
- ^ Берджесс, Рик (апрель 2019 г.). «Проулер уходит». Эйр Интернешнл . Том. 96, нет. 4. с. 6. ISSN 0306-5634 .
- ^ Журнал, Смитсоновский институт; Максель, Ребекка. «Проулер уходит в отставку после 48 лет радиоэлектронной войны — и без боевых потерь» . Смитсоновский журнал . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ «Е/А-6Б Проулер» . Нортроп Грумман. Архивировано из оригинала 17 марта 2007 года . Проверено 26 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «ЕА-6Б Проулер» . Военно-исторический центр . Департамент военно-морского флота США . Архивировано из оригинала 7 апреля 2007 года . Проверено 1 января 2009 г.
- ^ «ЕА-6Б Проулер» . Программа разведывательных ресурсов . Федерация американских ученых . Проверено 26 марта 2007 г.
- ^ Берджесс, Ричард Р. (15 апреля 2014 г.). «Учебная эскадрилья морской пехоты выпускает свои первые экипажи мародёров» . seapowermagazine.org . Журнал МОРСКАЯ СИЛА. Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 16 апреля 2014 г.
- ^ «1-я эскадрилья морской тактической радиоэлектронной борьбы» . Корпус морской пехоты США. Архивировано из оригинала 15 марта 2007 года . Проверено 16 марта 2007 г.
- ^ «2-я эскадрилья морской тактической радиоэлектронной борьбы» . Корпус морской пехоты США. Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года . Проверено 16 марта 2007 г.
- ^ «3-я эскадрилья морской тактической радиоэлектронной борьбы» . Корпус морской пехоты США. Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года . Проверено 16 марта 2007 г.
- ^ «4-я эскадрилья морской тактической радиоэлектронной борьбы» . Корпус морской пехоты США. Архивировано из оригинала 15 марта 2007 года . Проверено 16 марта 2007 г.
- ^ «План перехода к объединенным ударным истребителям (JSF)» (PDF) . USMC . 15 мая 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 15 мая 2008 г.
- ^ Морские пехотинцы США на рынке БПЛА размером с Reaper - Flightglobal.com, 14 ноября 2014 г.
- ^ [1] . «EA-6B Prowler, один из самых ярких истребителей морской пехоты, уходит в отставку» .
- ^ Jump up to: а б с «Группа бродяг EA-6B» . Музей «Границы полета» . 21 марта 2019 года . Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ «VAQ-129 Викинги» . ВМС США. Архивировано из оригинала 5 августа 2008 года . Проверено 6 августа 2008 г.
- ^ «История – 130-я электронная штурмовая эскадрилья» . 130-я электронная штурмовая эскадрилья . ВМС США . Проверено 23 июня 2012 г.
- ^ «История командования VAQ-131 Lancers» . VAQ-131 «Уланы» . ВМС США. Архивировано из оригинала 17 июля 2008 года . Проверено 1 января 2009 г.
- ^ «Официальный сайт VAQ-132 Скорпионс» . VAQ-132 Скорпионы . ВМС США . Проверено 14 октября 2022 г.
- ^ «Официальный сайт VAQ-133» . ВМС США. Архивировано из оригинала 5 июля 2015 года . Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ «Официальный сайт VAQ-134» . ВМС США. Архивировано из оригинала 10 августа 2008 года . Проверено 6 августа 2008 г.
- ^ БЕРГЕСС, РИЧАРД (25 октября 2014 г.). «Военно-морской флот задерживает формирование экспедиционной эскадрильи EA-18G» . Seapowermagazine.org . Архивировано из оригинала 25 октября 2014 года.
- ^ «Официальный сайт VAQ-135» . ВМС США. Архивировано из оригинала 21 декабря 2008 года . Проверено 6 августа 2008 г.
- ^ «Северо-Западный навигатор» . ВМС США . Проверено 3 июля 2012 г.
- ^ «Официальный сайт VAQ-137» . ВМС США. Архивировано из оригинала 8 октября 2008 года . Проверено 6 августа 2008 г.
- ^ «Официальный сайт VAQ-138» . ВМС США. Архивировано из оригинала 20 февраля 2011 года . Проверено 11 апреля 2011 г.
- ^ «Официальный сайт VAQ-139» . ВМС США. Архивировано из оригинала 21 сентября 2008 года . Проверено 6 августа 2008 г.
- ^ «Официальный сайт VAQ-140» . ВМС США. Архивировано из оригинала 1 марта 2009 года . Проверено 6 августа 2008 г.
- ^ «EA-18G Growlers на замену EA-6B Prowlers» . ВМС США. 3 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 16 октября 2012 года . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ «Официальный сайт VAQ-142» . ВМС США. Архивировано из оригинала 10 октября 2008 года . Проверено 6 августа 2008 г.
- ^ 49 потерь с 1971 по 2013 год путем ручного подсчета по списку номеров бюро с датами.
- ^ Оффли, Эд (28 августа 1998 г.). «Мемориал в честь 44 членов экипажа EA-6B Prowler» . Сиэтлский пост-разведчик . Архивировано из оригинала 16 мая 2011 года.
- ^ Арендес, Арон (29 мая 2003 г.). «Нимиц вспоминает жизни, потерянные во время крушения летной палубы в 1981 году» . USS Nimitz (CVN 68), новостной киоск ВМФ . ВМС США. Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 года . Проверено 5 ноября 2007 г.
- ^ Андерсон, Курт; Бити, Джонатан (8 июня 1981 г.). «Ночь пылающего ужаса» . TIME в партнерстве с CNN . Время. Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 года . Проверено 2 октября 2008 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 77226» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ Геро, Дэвид (1999). Катастрофы военной авиации . Йовил: Хейнс. стр. 100-1 131–132 . ISBN 1-85260-574-Х .
- ^ «СМЕРТЬ В АЛЬПАХ: специальный репортаж. Как своенравный американский пилот убил 20 человек на подъемнике» . Нью-Йорк Таймс . 18 февраля 1998 г.
- ^ «BBC News | World | Возмущение Италии трагедией на канатной дороге» .
- ^ «В результате авиакатастрофы на военно-морском флоте погиб как минимум один» . Нью-Йорк Таймс . 10 ноября 1998 г.
- ^ «ИСТОРИЯ КОМАНДИЯ КОРАБЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ США (CVN 65) 1 ЯНВАРЯ - 31 ДЕКАБРЯ 1998 ГОДА» , стр. 3. ВМС США
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 153967» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ «Отчет: Смертоносная авиакатастрофа военно-морского флота произошла из-за ошибки пилота» . Радиовещание КБПС . 12 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б [2]
- ^ «Досье по планеру – Grumman EA-6B Prowler, серийный номер 160786 USN, серийный номер P-73» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «Досье о планере – Grumman EA-6A Intrumer, серийный номер 147865 USN, c/n 2» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «Досье по планеру – GrummanA-6 Intrumer / EA-6 Prowler, серийный номер 148618 USN» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — GrummanA-6 Intrumer / EA-6 Prowler, серийный номер 149475 USN» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Бродяги EA-6B на выставке» . VAQ136.com . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — GrummanA-6 Intrumer / EA-6 Prowler, серийный номер 156984 USN» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «РАУЛЕРЫ EA-6B НА ДИСПЛЕЕ» . Ассоциация Проулеров . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ Шрам, Джой (2 декабря 2017 г.). «Новый самолет «рыщет» в Музее авиации на реке Патаксент» . TheBayNet.com . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ «Досье по планеру – Grumman EA-6B Prowler, серийный номер 158033 USN» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ «Досье по планеру — Grumman EA-6B-45-GR Prowler, серийный номер 158810 USMC, серийный номер P40» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «ЕА-6Б Проулер» . Музей авиации Тихоокеанского побережья . Музей авиации Тихоокеанского побережья . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «Наша коллекция» . Замок-музей авиации . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «Досье по планеру – Grumman EA-6B Prowler, серийный номер 160436 USN» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «Музей авиации Марч-Филд в Риверсайде, Калифорния — EA-6B Prowler, Northrop Grumman» . Марч Филдский музей авиации . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ «Грумман EA-6B Prowler» . Музей авиации . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «Самолет 162230 на выставке в Смитсоновском центре Удвар-Хейзи» . Фонд памятников VMAQ . Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ «Самолет на борту» . Самолет Мидуэй . 8 марта 2016 года. Архивировано из оригинала 5 июля 2017 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «Грумман ЕА-6Б «Проулер» » . Американский музей авиации . 1 января 2013 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2017 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «Нортроп Грумман EA-6B «Проулер» » . Музей авиации Хикори . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ "Northrop Grumman EA-6B "Prowler" - Музей авиации MAPS" . 18 декабря 2019 года . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ «Карты Google» . Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ «ЕА-6Б Проулер» . Музей авиации и космонавтики «Крылья над Скалистыми горами» . 4 ноября 2016 г. Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ NAWCWD по связям с общественностью (12 июля 2015 г.). «НАВАИР» .
- ^ «Споттеры Pt Mugu в Instagram» . Инстаграм . Проверено 28 октября 2022 г.
- Библиография
- Дональд, Дэвид изд. «Нортроп Грумман EA-6B Prowler», Боевые самолеты флота . ЭРТайм, 2004. ISBN 1-880588-81-1 .
- Миска, Курт Х. «Grumman A-6A/E Intrumer; EA-6A; EA6B Prowler (Самолет в профиле номер 252)». Самолет в профиль, Том 14 . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1974, с. 137–160. ISBN 0-85383-023-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Файл фактов о EA-6B Prowler, заархивированный 12 сентября 2007 г. на сайте Wayback Machine , а история EA-6B на сайте Navy.mil.
- Несчастный случай в гондоле EA-6B, Кавалезе, Италия, 3 февраля 1998 г. , Консультационные услуги по авиационной безопасности,
- Grumman A-6 Intrumer и EA-6B Prowler (airvectors.net)