Jump to content

Грумман EA-6B Проулер

(Перенаправлено с EA-6 Prowler )

EA-6B Проулер
Grumman EA-6B Prowler в полете
Роль Радиоэлектронная борьба / Штурмовики
Производитель Грумман
Нортроп Грумман
Первый полет 25 мая 1968 г. [ 1 ]
Введение июль 1971 г.
Ушедший на пенсию 2015 ( УСН )
Март 2019 г. ( КМП США )
Статус Ушедший на пенсию [ 2 ]
Основные пользователи ВМС США (исторический)
Корпус морской пехоты США (исторический)
Произведено 1966-1991
Количество построенных 170
Разработано на основе Грумман А-6 Интрудер

Northrop Grumman (ранее Grumman ) EA-6B Prowler двухмоторный четырехместный самолет радиоэлектронной борьбы со средним крылом, созданный на базе планера A-6 Intrumer . EA -6A был первой радиоэлектронной борьбы, версией A-6 для используемой Корпусом морской пехоты США и ВМС США ; он использовался во время войны во Вьетнаме . Разработка более совершенного EA-6B началась в 1966 году. Экипаж EA-6B состоял из одного пилота и трех офицеров электронного противодействия . [ 3 ] хотя нередко в миссиях использовались только два ЭКМО. Он был способен нести и стрелять противорадиационными ракетами (ARM), такими как AGM-88 HARM . [ 4 ]

Prowler находился на вооружении ВС США с 1971 по 2019 год. Он выполнял многочисленные задачи по подавлению радиолокационных систем противника , а также по сбору радиоразведки об этих и других системах ПВО противника . С момента вывода из эксплуатации ВВС США самолета радиоэлектронной борьбы EF-111 Raven в 1998 году EA-6B был единственным специализированным самолетом радиоэлектронной борьбы, доступным для выполнения задач ВМС США, Корпуса морской пехоты США и ВВС США до момента ввода в эксплуатацию. ВМФ EA-18G Growler в 2009 году. После последнего развертывания в конце 2014 года EA-6B был выведен из эксплуатации ВМС США в июне. 2015 г., а затем Морская пехота США в марте 2019 г.

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

EA-6A «Electric Intrumer» был разработан для Корпуса морской пехоты США в 1960-х годах для замены его EF-10B Skyknights и AD Skyraiders в роли электронного противодействия (ECM). [ 4 ] EA-6A представлял собой прямую модификацию стандартного планера A-6 Intrumer с двумя сиденьями, оснащенным оборудованием радиоэлектронной борьбы (РЭБ). EA-6A впервые поступил на вооружение эскадрилий морской пехоты в декабре 1965 года и участвовал в операции Rolling Thunder ; [ 4 ] он использовался тремя эскадрильями морской пехоты во время войны во Вьетнаме . Всего было выпущено 27 ЭА-6А, из них 15 новых. [ 5 ] Большинство этих EA-6A были выведены из эксплуатации в 1970-х годах, а последние несколько использовались ВМФ в составе двух эскадрилий электронного нападения «агрессоров», причем все экземпляры окончательно были сняты с вооружения в 1990-х годах. [ 6 ] EA-6A, по сути, был временным военным самолетом до тех пор, пока не был спроектирован и построен более совершенный EA-6B.

За двухместным EA-6A (вверху) последовал четырехместный EA-6B Prowler (внизу).

Существенно переработанный и более совершенный EA-6B разрабатывался начиная с 1966 года в качестве замены EKA-3B Skywarriors для ВМС США. Передняя часть фюзеляжа была удлинена, чтобы создать заднюю часть для более крупной четырехместной кабины, а на кончике вертикального стабилизатора был добавлен обтекатель антенны . [ 5 ] 14 ноября 1966 года Grumman получила контракт на сумму 12,7 миллиона долларов на разработку прототипа EA-6B. [ 7 ] Первый полет Prowler совершил 25 мая 1968 года и поступил на вооружение авианосцев в июле 1971 года. [ 8 ] Три прототипа EA-6B были переоборудованы из A-6A, а пять EA-6B являлись опытными самолетами. Всего с 1966 по 1991 год было изготовлено 170 серийных самолетов EA-6B. [ 6 ]

EA-6B Prowler был оснащен двумя Pratt & Whitney J52 турбореактивными двигателями и был способен развивать высокие дозвуковые скорости. Из-за обширных операций радиоэлектронной борьбы и возраста самолета (выпускавшегося до 1991 года) EA-6B требовал большого технического обслуживания и подвергался множеству частых модернизаций оборудования. Хотя EA-6B создавался как самолет радиоэлектронной борьбы и управления для нанесения ударов с воздуха , он также был способен самостоятельно атаковать некоторые надводные цели, в частности радиолокационные объекты противника и пусковые установки ракет класса «земля-воздух» . Кроме того, EA-6B был способен собирать радиоэлектронную разведку .

EA-6B Prowler на протяжении многих лет постоянно модернизировался. Первая такая модернизация получила название «расширенные возможности» (EXCAP) начиная с 1973 года. Затем последовали «улучшенные возможности» (ICAP) в 1976 году и ICAP II в 1980 году. Модернизация ICAP II предоставила EA-6B возможность стрельбы ракетами «Шрайк». и AGM-88 HARM . ракеты [ 6 ]

Расширенные возможности EA-6B

[ редактировать ]
ЕА-6Б АДВКАП

Advanced Capability EA-6B Prowler (ADVCAP) представлял собой программу разработки, инициированную с целью улучшения летных качеств EA-6B, а также модернизации авионики и систем радиоэлектронной борьбы . Намерение состояло в том, чтобы модифицировать все EA-6B в конфигурацию ADVCAP, однако программа была исключена из бюджета 1995 финансового года из-за финансового давления со стороны конкурирующих программ закупок Министерства обороны .

Программа разработки ADVCAP была начата в конце 1980-х годов и была разбита на три отдельных этапа: полномасштабная разработка (FSD), программа улучшения транспортных средств (VEP) и программа улучшения авионики (AIP).

FSD в первую очередь служил для оценки новой системы радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-149. В программе использовалась слегка модифицированная версия EA-6B для размещения новой системы.

VEP внесла в самолет многочисленные изменения для устранения недостатков исходного летного качества EA-6B, в частности проблем с боковым направлением, которые затрудняли восстановление после неуправляемого полета. Был использован номер бюро 158542. Изменения включали:

  • Передние ребра ( для улучшения курсовой устойчивости)
  • Расширение плавника (для улучшения курсовой устойчивости)
  • Элероны (для улучшения поперечного управления на малой скорости)
  • Изменены контуры предкрылков передней кромки и закрылков задней кромки (чтобы компенсировать увеличение полной массы).
  • Две дополнительные крыльевые станции на внешней панели крыла (только для блоков помех )
  • Новые двигатели J52-P-409 (увеличенная тяга на 2000 фунтов силы (8,9 кН) на двигатель)
  • Новая цифровая стандартная система автоматического управления полетом (SAFCS)

Добавленные модификации увеличили полную массу самолета примерно на 2000 фунтов (910 кг) и сместили центр тяжести на 3% MAC к корме по сравнению с базовым EA-6B. В предыдущих моделях при работе на устойчиво больших углах атаки миграция топлива вызывала дополнительные смещения центра тяжести, в результате чего самолет имел слегка отрицательную продольную статическую устойчивость. Результаты летных испытаний новой конфигурации показали значительно улучшенные летные качества, а смещение центра тяжести назад оказало минимальное влияние.

«FrankenProwler» во время предполетного осмотра на авиабазе Аль-Асад , Ирак

Прототип AIP (номер бюро 158547) представлял собой окончательную конфигурацию ADVCAP, включающую все модификации FSD и VEP, а также совершенно новый комплект авионики, который добавил многофункциональные дисплеи на все места экипажа, проекционный дисплей для пилота и двойной Глобальное позиционирование / Инерциальные навигационные системы . Начальный этап совместных испытаний подрядчика и летчиков-испытателей ВМС США завершился успешно с небольшими недостатками.

После свертывания программы три опытных «Праулера» BuNo 156482, 158542 и 158547 были законсервированы до 1999 года. В течение следующих нескольких лет три самолета были разобраны и заново собраны для создания единого самолета б/н 158542, который ВМФ получивший название «ФранкенПроулер». Он был возвращен в строй 23 марта 2005 года. [ 9 ]

Улучшенные возможности (ICAP) III

[ редактировать ]

Northrop Grumman получила контракты от ВМС США на поставку нового оборудования электронного противодействия эскадрильям Prowler; Сердце каждого комплекта ICAP III состоит из приемника ALQ-218 и нового программного обеспечения, обеспечивающего более точное селективно-реактивное радиолокационное подавление, обман и определение местоположения угрозы. Комплекты ICAP III также оснащены Многофункциональной системой распространения информации (MIDS), включающей в себя систему каналов передачи данных Link 16 . Northrop поставила две партии и поставила еще две, начиная с 2010 года. [ 10 ] EA-6B Prowlers, находившиеся на вооружении к концу своего срока службы, представляли собой версию ICAP III, оснащенную системой тактических помех ALQ-99.

Разработанная для авианосных и передовых базовых операций, EA-6B представляла собой полностью интегрированную систему радиоэлектронной борьбы , сочетающую в себе всепогодные возможности большой дальности и передовые средства электронного противодействия . [ 11 ] В носовом отсеке оборудования и гондолообразном обтекателе на вертикальном киле размещалось дополнительное оборудование авионики. Это был основной самолет радиоэлектронной борьбы для ВМС и Корпуса морской пехоты США. Основная задача EA-6B заключалась в поддержке штурмовых ударов путем нарушения электромагнитной активности противника. В качестве второстепенной задачи он также мог собирать тактическую электронную разведку в зоне боевых действий, а еще одной второстепенной задачей была атака радаров противника с помощью противорадиационных ракет.

Экипаж Prowler состоял из четырех человек, пилота и трех офицеров электронного противодействия (известных как ЭКМО). [ 3 ] Два ЭКМО в задней кабине управляли основным оборудованием помех Prowler, а ЭКМО на переднем правом сиденье отвечал за навигацию, связь и оборонительное электронное противодействие. [ 12 ] Оснащенный двумя без форсажа двигателями Pratt & Whitney J52-P-408A турбореактивными , он был способен развивать скорость более 500 узлов (580 миль в час; 930 км/ч) и дальность полета более 1000 морских миль (1200 миль; 1900 километров). ). [ 13 ] [ 14 ]

Особенности конструкции заключались в том, что зонд дозаправки был асимметричным и казался изогнутым вправо для улучшения обзора пилота по сравнению с A-6 Intrumer. Рядом с его корнем находилась антенна. Фонарь имел золотистую окраску для защиты экипажа от радиоизлучения, которое производят средства радиоэлектронной борьбы.

Операционная история

[ редактировать ]
VAQ-131 была второй эскадрильей, отправленной во Вьетнам в сентябре 1972 года.

EA-6B поступил на вооружение запасной эскадрильи флота VAQ-129 в сентябре 1970 года, а 132-я эскадрилья тактической радиоэлектронной борьбы (VAQ-132) стала первой оперативной эскадрильей в июле 1971 года. Эта эскадрилья начала свое первое боевое развертывание во Вьетнаме в Америке 11. несколько месяцев спустя, вскоре за ним последовали VAQ-131 на Enterprise и VAQ-134 на Constellation . [ 15 ] Две эскадрильи EA-6B Prowlers совершили 720 боевых вылетов во время войны во Вьетнаме для поддержки штурмовиков ВМС США и бомбардировщиков B-52 ВВС США. [ нужна ссылка ]

Во время вторжения в Гренаду в 1983 году четыре «Проулера» поддерживали операцию с авианосца «Индепенденс» (CV-62) . [ 16 ]

После угона самолета Ахилле Лауро 10 октября 1985 года Prowlers с авианосца Саратога (CV-60) оказали поддержку ESM во время перехвата самолета EgyptAir 737, на борту которого находились четыре угонщика. [ 17 ]

Проулеры заглушили ливийский радар во время операции «Каньон Эльдорадо» в апреле 1986 года. Проулеры из VAQ-135 на авианосце USS Enterprise (CVN-65) заглушили иранские радары наземного контроля перехвата, радары наведения ракет класса «земля-воздух» и системы связи во время операции «Богомол» 18 декабря. Апрель 1988 года. [ 17 ]

Всего в операции «Буря в пустыне» в 1991 году участвовало 39 EA-6B Prowler: 27 с шести авианосцев и 12 с баз морской пехоты США. За 4600 летных часов «Праулеры» выпустили более 150 AGM-88 HARM ракет . Navy Prowlers совершили 1132 боевых вылета, а USMC - 516 без потерь. [ 17 ]

После вывода из эксплуатации EF-111 Raven в 1998 году EA-6B был единственным специализированным самолетом-постановщиком радиолокационных помех в Вооруженных силах США до тех пор, пока в 2009 году на вооружение ВМС не поступил самолет EA-18G Growler. EA-6B использовался в почти во всех американских боевых операциях с 1972 года до выхода на пенсию в 2019 году и часто выполнялся для поддержки миссий ВВС США.

EA-6B взлетает с авиабазы ​​Эйлсон . Обратите внимание на золотой оттенок купола для защиты от электромагнитных помех и предотвращения некоторых электромагнитных излучений.

В 2001 году осталось 124 «Праулера», разделенных между двенадцатью эскадрильями ВМФ, четырьмя морскими пехотинцами и четырьмя объединенными «экспедиционными» эскадрильями ВМФ и ВВС. Исследование штаба Объединенного комитета начальников штабов (JCS) рекомендовало вывести из эксплуатации EF-111 Raven, чтобы сократить количество типов самолетов, предназначенных для одной и той же задачи, что привело к подписанию программного меморандума Офиса министра обороны (OSD) о создании четырех наземных самолетов. базировались «экспедиционные» эскадрильи Prowler для нужд ВВС. [ 18 ] С 2004 по 2014 год ВВС США пополнили подразделения Navy Prowler офицерами радиоэлектронной борьбы из 388-й и 390-й эскадрилий радиоэлектронной борьбы, приписанных к 366-й оперативной группе на авиабазе Маунтин-Хоум в Айдахо . [ 19 ]

Хотя когда-то считалось, что этот план будет заменен самолетами общей поддержки , этот план не был реализован. В 2009 году сообщество военно-морских сил EA-6B Prowler начало переход на EA-18G Growler , новую радиоэлектронной борьбы версию F/A-18F Super Hornet . Все действующие эскадрильи EA-6B, кроме одной, базировались на авиабазе ВМС Уидби-Айленд . VAQ-136 дислоцировался на авиабазе ВМС Ацуги в Японии в составе 5-го авиакрыла авианосца передового базирования военно-морских сил (FDNF), которое поднимается на борт базирующегося в Японии авианосца Джорджа Вашингтона . VAQ-209, единственная эскадрилья EA-6B резерва ВМФ , дислоцировалась на базе военно-морской авиации в Вашингтоне , штат Мэриленд. Все эскадрильи EA-6B корпуса морской пехоты располагались на авиабазе корпуса морской пехоты Черри-Пойнт , штат Северная Каролина .

В 2013 году ВМС США планировали эксплуатировать EA-6B до 2015 года, а ВМС США рассчитывают прекратить использование Prowler в марте 2019 года. [ 20 ] [ 21 ] Последнее развертывание ВМС состоялось на борту Джорджа Буша-старшего в ноябре 2014 года с VAQ-134. [ 22 ] [ 23 ] Последний оперативный полет ВМФ состоялся 27 мая 2015 года. [ 24 ] NAS Whidbey провела празднование выхода на пенсию EA-6B с 25 по 27 июня 2015 года EA-6B. [ 25 ] [ мертвая ссылка ] Кульминацией последнего дня стал последний действующий EA-6B Prowler ВМФ, номер бюро 163890, взлетевший с острова NAS Уидби. [ 26 ]

Операции в Афганистане, Ираке и Сирии

[ редактировать ]
EA-6B Prowler приземляется на кабину авианосца USS George HW Bush (CVN 77) .

В 2007 году сообщалось, что Prowler в течение нескольких лет использовался в по борьбе с самодельными взрывными устройствами операциях во время конфликта в Афганистане путем подавления устройств дистанционного взрыва, таких как устройства открывания гаражных ворот или сотовые телефоны. [ 27 ] Две эскадрильи Prowler также базировались в Ираке, выполняя ту же задачу. [ 28 ] По словам Чака Пфаррера в его книге SEAL Target Geronimo , EA-6B также использовался для подавления пакистанского радара и оказания помощи 2 вертолетам-невидимкам MH-60 Black Hawk и 2 вертолетам Chinook, совершавшим рейд на территорию Усамы бен Ладена в ходе операции «Копье Нептуна» . [ 29 ]

USMC-100729-M-0381B-008

VMAQ-3 начал выполнять миссии Prowler против боевиков Исламского государства над Ираком в июне 2014 года. Когда в августе началась операция «Непоколебимая решимость» , VMAQ-4 взял на себя управление. «Проулеры» были первыми самолетами Корпуса морской пехоты в Сирии и обеспечивали ударные комплексы, десантирование с воздуха и средства радиоэлектронной борьбы против боевиков. К январю 2015 года пять самолетов VMAQ-4 налетали 800 часов во время 110 боевых вылетов в поддержку операций в обеих странах, включая поддержку авиаударов коалиции и оказание поддержки радиоэлектронной борьбы силам иракской армии с целью вывести из строя системы противника. Морские пехотинцы сами не сбрасывали боеприпасы, и страны, в которых они базируются, не разглашаются. [ 30 ]

В апреле 2016 года эскадрилья EA-6B Prowlers из 4-й эскадрильи тактической радиоэлектронной борьбы корпуса морской пехоты (VMAQ-4), базирующейся на авиабазе морской пехоты Черри-Пойнт, Северная Каролина, была переброшена на авиабазу Инджирлик в Турции для проведения операций над Сирией. Европейское командование США подтвердило, что развертывание, как ожидается, продлится до сентября 2016 года. Центр стратегических и международных исследований предположил, что Prowlers могут использоваться для предотвращения слежения российскими и сирийскими системами ПВО самолетов США и коалиции. [ 31 ]

Prowlers VMAQ-2 завершили свое последнее оперативное развертывание на авиабазе Аль-Удейд в Катаре в ноябре 2018 года, а эскадрилья, последняя оснащенная EA-6B, была расформирована 8 марта 2019 года, а оставшиеся два Prowler были переданы в музеи. . [ 32 ]

Четыре члена VAMQ-2 Корпуса морской пехоты совершили последний полет на последнем EA-6B 14 марта 2019 года со своей станции в Черри-Пойнт , Северная Каролина, в Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи . [ 33 ]

Операторы

[ редактировать ]
EA-6B Prowler из состава VAQ-138 с двумя установленными на крыльях блоками помех.

EA-6B Prowler эксплуатировался ВС США в составе эскадрилий Корпуса США морской пехоты и ВМС .

Эскадрильи морской пехоты США

[ редактировать ]

Эскадрильи VMAQ эксплуатировали EA-6B Prowler. [ 34 ] В каждой из трех эскадрилий было по пять самолетов; эскадрильи были наземного базирования, хотя они были способны действовать на борту авианосцев ВМС США и делали это в прошлом. [ 35 ] [ 36 ]

В 2013 году VMAQ-1 была преобразована из действующей в учебную эскадрилью, поскольку ВМС США прекратили обучение на Prowler и перешли на Growler. Учебная эскадрилья морской пехоты впервые приняла курсантов на обучение в октябре 2013 года и совершила свои первые тренировочные полеты в апреле 2014 года. [ 37 ]

Название эскадрильи Знаки отличия Псевдоним Даты работы Старший командный состав Станция
Банши
1992–2016
Плейбои
1977-2019
MCAS Черри-Пойнт, Северная Каролина [ 39 ]
Лунные Собаки
1992–2018
MCAS Черри-Пойнт, Северная Каролина [ 40 ]
Сихокс
1981–2017
MCAS Черри-Пойнт, Северная Каролина [ 41 ]

В 2008 году морская пехота США расследовала роль электронной атаки на Lockheed Martin F-35 Lightning II, призванную заменить их Prowlers. [ 42 ] Морские пехотинцы начали выводить из эксплуатации EA-6 в 2016 году и заменили их концепцией морской воздушно-наземной оперативной группы радиоэлектронной борьбы (MAGTF-EW), которая предусматривает создание средне- и высотного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета, способного разгружаться на хотя бы часть задач РЭБ. [ 43 ]

В ноябре 2018 года VMAQ-2 вернулся после выполнения последних операций по развертыванию USMC Prowlers. Морские пехотинцы сняли эти самолеты 8 марта 2019 года, некоторые из них были помещены на хранение и на статическую экспозицию в Смитсоновском институте, Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи, Национальном музее авиации и космонавтики в Шантильи, Вирджиния , и в Музее границ полета в Далласе Лав. Поле . [ 44 ] [ 45 ]

Эскадрильи ВМС США

[ редактировать ]

Во время службы в ВМС США четыре EA-6B Prowler обычно направлялись в эскадрилью тактической радиоэлектронной борьбы. Эти эскадрильи электронных атак ВМС имели буквы VAQ (V-неподвижное крыло, A-атака, Q-электронный); большинство из этих эскадрилий базировались на авианосцах , тогда как другие были «экспедиционными» и дислоцировались на зарубежных наземных базах. [ 11 ]

Название эскадрильи Знаки отличия Псевдоним Даты работы Авиакрыло авианосца Станция Примечания
ВАК-129 Викинги 1971–2015 Запасная эскадрилья флота НАН острова Уидби [ 46 ] Обучил экипажи морской пехоты, ВВС и ВМФ.
в ЕА-6Б и ЕА-18Г
ВАК-130 Запперы 1975–2011 КВВ-3 НАН острова Уидби [ 47 ] ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г.
ВАК-131 Уланы 1971–2015 КВВ-2 НАН острова Уидби [ 48 ] ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г.
ВАК-132 Скорпионы 1971–2009 CVW-17 НАН острова Уидби [ 49 ] ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г.
ВАК-133 Волшебники 1971–2014 КВВ-9 НАН острова Уидби [ 50 ] ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г.
ВАК-134 Гарудас 1972–2015 КВВ-8 НАН острова Уидби [ 51 ] ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г. [ 52 ]
ВАК-135 Черные Вороны 1973–2010 НАН острова Уидби [ 53 ] ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г.
ВАК-136 Рукавицы 1973–2012 НАН острова Уидби [ 54 ] ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г.
ВАК-137 Грачи 1973–2012 КВВ-1 НАН острова Уидби [ 55 ] ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г.
ВАК-138 Желтые куртки 1976–2009 Н/Д [ 56 ] ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г.
ВАК-139 пумы 1983–2011 CVW-17 НАН острова Уидби [ 57 ] ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г.
ВАК-140 Патриоты 1985–2014 КВВ-7 НАН острова Уидби [ 58 ] ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г.
ВАК-141 Теневые Ястребы 1987–2009 КВВ-5 Военно-морская авиационная база (NAF) Ацуги [ 59 ] ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г.
ВАК-142 Серые волки 1997–2015 КВВ-11 НАН острова Уидби [ 60 ] ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г.
ВАК-209 Звездные воины 1977–2013 Резервное крыло тактической поддержки НАН острова Уидби ЕА-6Б заменен на ЕА-18Г.

Расформированные эскадрильи

[ редактировать ]

VAQ-128 : Создана как экспедиционная эскадрилья в октябре 1997 года с использованием знаков различия и наследия бывшей сменной эскадрильи A-6 на острове Уидби. Расформирована в сентябре 2004 г. в связи с сокращением бюджета.

VAQ-309 : создан как эскадрилья военно-морского резерва на острове Уидби в 1979 году с самолетами EA-6A, перешел на EA-6B в 1989 году как часть резерва авиакрыла THIRTY (CVWR-30). Списан 31 декабря 1994 г. после вывода из эксплуатации CVWR-30 из-за сокращения бюджета; самолет вернулся в состав регулярного флота.

Известные несчастные случаи

[ редактировать ]

Хотя ни один Prowler никогда не был потерян в бою, по состоянию на 2013 год почти пятьдесят из 170 построенных самолетов были уничтожены в результате различных аварий. [ 61 ] В 1998 году на авиабазе ВМС Уидби-Айленд был установлен мемориал 44 членам экипажа, погибшим в авиакатастрофе EA-6B. [ 62 ]

  • 26 мая 1981 года самолет USMC EA-6B врезался в кабину экипажа «Нимица» и вызвал пожар, в результате чего 14 членов экипажа погибли и 45 получили ранения. [ 63 ] [ 64 ] У Prowler закончилось топливо после ухода на второй круг («болтер» на жаргоне ВМФ), и его авария и последующие пожар и взрывы уничтожили или повредили 19 других самолетов. [ 65 ] [ 66 ]
  • 3 ноября 1992 года самолет EA-6B Prowler ВМС США (161776, P99 First lCAP ll) из VAQ 129 разбился после взлета за пределами авиабазы ​​ВМФ, в результате чего Эль-Сентро убил всех трех членов экипажа на борту; В состав экипажа входил капитан Питер Лимож (USMC), лейтенант. Чарльз Герли (USN), LT. Дэйв Робертс (USN). Лос-Анджелес Таймс, 5 ноября 1992 г. [ нужна полная цитата ]
  • В августе 1996 года во время тренировок низкого уровня разбился самолет EA-6B, в результате чего погибли все четыре морских пехотинца, находившиеся на борту; пилот - капитан Грегори О. Глейзер, капитан Брайан Ф. Хасси, подполковник Джозеф Э. Коннелл II и майор Джон С. Бачеллер. Коннелл был командиром эскадрильи VMAQ-1. [ нужна ссылка ]
  • 3 февраля 1998 года самолет USMC EA-6B Prowler, BuNo 163045, из VMAQ-2 задел тросы канатной дороги в Кавалезе , Италия. Экипаж нарушил правила полета на низкой высоте и на высокой скорости в гористой местности, перерезал тросы и стал причиной гибели 20 человек. Самолет также получил серьезные повреждения вертикального стабилизатора и крыльев в результате удара о трос, но был успешно приземлен на авиабазе Авиано . [ 67 ] [ 68 ]
  • 8 ноября 1998 года военный корабль США EA-6B приземлился на Lockheed S-3 Viking во время квалификации ночной посадки на «Энтерпрайз» ; четыре члена экипажа погибли. [ 69 ] [ 70 ]
  • 11 марта 2013 года военный корабль США EA-6B эскадрильи электронного нападения VAQ-129 в штате Вашингтон разбился во время учений. LTJG Валери Каппелаэр Делани (пилот), LTJG Уильям Браун Макилвейн III (летный офицер) и LCDR Алан А. Паттерсон (инструктор и летный офицер) погибли. [ 71 ] Год спустя расследование установило, что Prowler совершил управляемый полет на местности , произошедший из-за ошибки пилота. [ 72 ]

Варианты

[ редактировать ]
  • EA-6A: два ранних серийных A-6A, преобразованные в EA-6A в качестве прототипов. Всего было построено 25 ЭА-6А, в том числе 10 модификаций А-6А и 15 серийных ЭА-6А. [ 73 ]
  • EA-6B: три А-6А переоборудованы в первоначальные прототипы. Всего было построено 170 ЕА-6Б. [ 73 ]

Самолет на выставке

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
EA-6B на выставке в Военно-морском музее авиации Патаксент-Ривер.
EA-6B Prowler на выставке на авиабазе Тинкер в Оклахома-Сити.

Технические характеристики (ЕА-6Б)

[ редактировать ]
Чертеж Grumman EA-6B Prowler в трех видах
3-view line drawing of the Grumman EA-6B Prowler
Два EA-6B Prowler летают над Турцией в поддержку операции Northern Watch , 2002 год.
EA-6B из состава VAQ-140 «Патриоты» патрулирует небо над Боснией и Герцеговиной , 1995 год.

Данные из файла фактов ВМС США, [ 11 ] Страница истории ВМС США [ 35 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 4 человека (один пилот, три офицера радиоэлектронного противодействия)
  • Длина: 59 футов 10 дюймов (18,24 м)
  • Размах крыльев: 53 фута (16 м)
  • Высота: 16 футов 8 дюймов (5,08 м)
  • Площадь крыла: 528,9 кв. футов (49,14 м ). 2 )
  • Вес пустого: 31 160 фунтов (14 134 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 61 500 фунтов (27 896 кг)
  • Силовая установка: 2 Pratt & Whitney J52-P-408A с тягой 10 400 фунтов силы (46 кН) каждый. турбореактивных двигателя

Производительность

  • Максимальная скорость: 566 узлов (651 миль в час, 1048 км/ч)
  • Крейсерская скорость: 418 узлов (481 миль в час, 774 км/ч)
  • Дальность: 2022 миль (2327 миль, 3745 км) (баки сохранены)
2400 миль (2100 миль; 3900 км) (танки сброшены)
  • Практический потолок: 37 600 футов (11 500 м)
  • Скорость набора высоты: 12 900 футов/мин (66 м/с).
  • Нагрузка на крыло: 116 фунтов/кв. футов (570 кг/м). 2 )
  • Тяга/вес : 0,34

Вооружение

Авионика

  • AN/ALQ-218 Приемник системы тактических помех
  • Система подавления связи AN/USQ-113

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания
  1. ^ «ЕА-6Б Проулер» . Энциклопедия бойцов . Командование авиационных систем ВМФ . Архивировано из оригинала 5 ноября 2004 года.
  2. ^ «VMAQ-2 – 44 года радиоэлектронной борьбы» .
  3. ^ Jump up to: а б Болкком, Кристофер (3 декабря 2001 г.). Электронная война: модернизация самолета EA-6B и связанные с этим проблемы для Конгресса (отчет). Библиотека Конгресса, Исследовательская служба Конгресса. п. 4. Архивировано из оригинала 6 февраля 2024 года.
  4. ^ Jump up to: а б с д «ЕА-6Б Проулер» . Командование военно-морской истории и наследия — Национальный музей морской авиации . Проверено 5 апреля 2024 г.
  5. ^ Jump up to: а б Фроули, Джеральд (2002). «Грумман EA-6B Prowler». Международный справочник военных самолетов, 2002/2003 . Аэрокосмические публикации. ISBN  1-875671-55-2 .
  6. ^ Jump up to: а б с Иден, Пол (2004). «Грумман EA-6B Prowler». Энциклопедия современных военных самолетов . Янтарные книги. ISBN  1-904687-84-9 .
  7. ^ «Прототип ЕА-6Б». Ежедневные новости Наугатука . 17 ноября 1966 г. с. 4.
  8. ^ Пол Иден; Соф Моенг, ред. (2002). Полная энциклопедия мировой авиации . Лондон: Amber Books Ltd., с. 1152. ИСБН  0-7607-3432-1 .
  9. ^ Jump up to: а б Харвилл, Брайан (29 апреля 2005 г.). «VAQ-141 «FrankenProwler» возвращается в состав флота» . Северо-западный навигатор . Архивировано из оригинала 24 ноября 2007 года.
  10. ^ «ВМС США заключили с Northrop Grumman контракт на сумму 125 миллионов долларов на производство четвертой партии бортовых систем электронного нападения» (пресс-релиз). Нортроп Грумман. 29 сентября 2008 г.
  11. ^ Jump up to: а б с «Самолет радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowler» . Факты об USN . ВМС США. 5 февраля 2009 года. Архивировано из оригинала 12 сентября 2007 года . Проверено 24 августа 2015 г.
  12. ^ Болкком 2001 , стр. 4–5.
  13. ^ Болкком 2001 , с. 6.
  14. ^ «Стандартные характеристики самолета: EA-6B Grumman» . Военно-морской флот.мил . Архивировано из оригинала 27 марта 2023 года.
  15. ^ Бауэрс, Питер М. Самолеты ВМС США с 1911 года . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института, 1990, стр. 274. ISBN   0-87021-792-5 .
  16. ^ Гроссник, Рой А. (1997). Военно-морская авиация США, 1910–1995 гг . Военно-исторический центр Военно-морского ведомства. п. 737. ИСБН  978-0-945274-34-6 .
  17. ^ Jump up to: а б с Лаур, Тимоти М. (июль 1998 г.). Энциклопедия современного военного оружия США . Беркли Трейд. стр. 63–65. ISBN  0425164373 .
  18. ^ «Электронная война: модернизация самолета EA-6B и связанные с этим проблемы для Конгресса» . Конгресс-исследования.com . 3 декабря 2001 г.
  19. ^ «Базы и эскадрильи EA-6B Prowler» . vaq136.com .
  20. ^ Книга, Сью (13 июня 2013 г.). «Морские пехотинцы примут участие в обучении EA-6B Prowler» . Солнечный журнал . Нью-Берн, Северная Каролина .
  21. ^ «EA-6B Prowler | Музей авиации Тихоокеанского побережья | Navy Electronic» . Музей авиации Тихоокеанского побережья . Проверено 6 июля 2024 г.
  22. ^ «ФИНАЛЬНЫЙ ПРОХОД EA-6B PROWLER» . Архивировано из оригинала 16 сентября 2014 года . Проверено 25 октября 2014 г.
  23. ^ «Салютуя старой рабочей лошадке EA-6B Prowler | Наша точка зрения» . Уидби Ньюс-Таймс . 14 ноября 2014 г.
  24. ^ EA-6B Prowler ВМС совершил последний действующий полет перед церемонией захода солнца - News.USNI.org, 28 мая 2015 г.
  25. ^ Prowler уходит в отставку после 45 лет военно-морской службы , рассказ NNS150630-18 специалиста по массовым коммуникациям 2-го класса Джона Хетерингтона, Западный отдел поддержки связей с общественностью ВМС США, дет. Северо-Запад, 30 июня 2015 г.
  26. ^ «Нортроп Грумман и ВМС США празднуют наследие EA-6B Prowler и будущее их партнерства по электронным атакам» . Нортроп Грумман . 29 июня 2015 года . Проверено 6 июля 2024 г.
  27. ^ «Военно-морской флот целится по придорожным бомбам» . Military.com . Военное преимущество. Ассошиэйтед Пресс . 12 июня 2007 г.
  28. ^ «Самолеты ищут придорожные бомбы» . Си-Эн-Эн. 13 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2007 г.
  29. ^ «SEAL Target Geronimo: Внутренняя история миссии по убийству Усамы бен Ладена» . Пфаррер, Чак. Макмиллан, 8 ноября 2011 г.
  30. ^ «Морские пехотинцы сражаются с Исламским государством за Ирак и Сирию» - MarineCorpstimes.com, 18 января 2014 г.
  31. ^ «Морские пехотинцы направляются в Турцию для борьбы с ИГИЛ» . Таймс морской пехоты . 14 апреля 2016 г.
  32. ^ Берджесс, Рик (апрель 2019 г.). «Проулер уходит». Эйр Интернешнл . Том. 96, нет. 4. с. 6. ISSN   0306-5634 .
  33. ^ Журнал, Смитсоновский институт; Максель, Ребекка. «Проулер уходит в отставку после 48 лет радиоэлектронной войны — и без боевых потерь» . Смитсоновский журнал . Проверено 6 июля 2024 г.
  34. ^ «Е/А-6Б Проулер» . Нортроп Грумман. Архивировано из оригинала 17 марта 2007 года . Проверено 26 марта 2007 г.
  35. ^ Jump up to: а б «ЕА-6Б Проулер» . Военно-исторический центр . Департамент военно-морского флота США . Архивировано из оригинала 7 апреля 2007 года . Проверено 1 января 2009 г.
  36. ^ «ЕА-6Б Проулер» . Программа разведывательных ресурсов . Федерация американских ученых . Проверено 26 марта 2007 г.
  37. ^ Берджесс, Ричард Р. (15 апреля 2014 г.). «Учебная эскадрилья морской пехоты выпускает свои первые экипажи мародёров» . seapowermagazine.org . Журнал МОРСКАЯ СИЛА. Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 16 апреля 2014 г.
  38. ^ «1-я эскадрилья морской тактической радиоэлектронной борьбы» . Корпус морской пехоты США. Архивировано из оригинала 15 марта 2007 года . Проверено 16 марта 2007 г.
  39. ^ «2-я эскадрилья морской тактической радиоэлектронной борьбы» . Корпус морской пехоты США. Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года . Проверено 16 марта 2007 г.
  40. ^ «3-я эскадрилья морской тактической радиоэлектронной борьбы» . Корпус морской пехоты США. Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года . Проверено 16 марта 2007 г.
  41. ^ «4-я эскадрилья морской тактической радиоэлектронной борьбы» . Корпус морской пехоты США. Архивировано из оригинала 15 марта 2007 года . Проверено 16 марта 2007 г.
  42. ^ «План перехода к объединенным ударным истребителям (JSF)» (PDF) . USMC . 15 мая 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 15 мая 2008 г.
  43. ^ Морские пехотинцы США на рынке БПЛА размером с Reaper - Flightglobal.com, 14 ноября 2014 г.
  44. ^ [1] . «EA-6B Prowler, один из самых ярких истребителей морской пехоты, уходит в отставку» .
  45. ^ Jump up to: а б с «Группа бродяг EA-6B» . Музей «Границы полета» . 21 марта 2019 года . Проверено 12 августа 2019 г.
  46. ^ «VAQ-129 Викинги» . ВМС США. Архивировано из оригинала 5 августа 2008 года . Проверено 6 августа 2008 г.
  47. ^ «История – 130-я электронная штурмовая эскадрилья» . 130-я электронная штурмовая эскадрилья . ВМС США . Проверено 23 июня 2012 г.
  48. ^ «История командования VAQ-131 Lancers» . VAQ-131 «Уланы» . ВМС США. Архивировано из оригинала 17 июля 2008 года . Проверено 1 января 2009 г.
  49. ^ «Официальный сайт VAQ-132 Скорпионс» . VAQ-132 Скорпионы . ВМС США . Проверено 14 октября 2022 г.
  50. ^ «Официальный сайт VAQ-133» . ВМС США. Архивировано из оригинала 5 июля 2015 года . Проверено 13 декабря 2015 г.
  51. ^ «Официальный сайт VAQ-134» . ВМС США. Архивировано из оригинала 10 августа 2008 года . Проверено 6 августа 2008 г.
  52. ^ БЕРГЕСС, РИЧАРД (25 октября 2014 г.). «Военно-морской флот задерживает формирование экспедиционной эскадрильи EA-18G» . Seapowermagazine.org . Архивировано из оригинала 25 октября 2014 года.
  53. ^ «Официальный сайт VAQ-135» . ВМС США. Архивировано из оригинала 21 декабря 2008 года . Проверено 6 августа 2008 г.
  54. ^ «Северо-Западный навигатор» . ВМС США . Проверено 3 июля 2012 г.
  55. ^ «Официальный сайт VAQ-137» . ВМС США. Архивировано из оригинала 8 октября 2008 года . Проверено 6 августа 2008 г.
  56. ^ «Официальный сайт VAQ-138» . ВМС США. Архивировано из оригинала 20 февраля 2011 года . Проверено 11 апреля 2011 г.
  57. ^ «Официальный сайт VAQ-139» . ВМС США. Архивировано из оригинала 21 сентября 2008 года . Проверено 6 августа 2008 г.
  58. ^ «Официальный сайт VAQ-140» . ВМС США. Архивировано из оригинала 1 марта 2009 года . Проверено 6 августа 2008 г.
  59. ^ «EA-18G Growlers на замену EA-6B Prowlers» . ВМС США. 3 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 16 октября 2012 года . Проверено 18 февраля 2013 г.
  60. ^ «Официальный сайт VAQ-142» . ВМС США. Архивировано из оригинала 10 октября 2008 года . Проверено 6 августа 2008 г.
  61. ^ 49 потерь с 1971 по 2013 год путем ручного подсчета по списку номеров бюро с датами.
  62. ^ Оффли, Эд (28 августа 1998 г.). «Мемориал в честь 44 членов экипажа EA-6B Prowler» . Сиэтлский пост-разведчик . Архивировано из оригинала 16 мая 2011 года.
  63. ^ Арендес, Арон (29 мая 2003 г.). «Нимиц вспоминает жизни, потерянные во время крушения летной палубы в 1981 году» . USS Nimitz (CVN 68), новостной киоск ВМФ . ВМС США. Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 года . Проверено 5 ноября 2007 г.
  64. ^ Андерсон, Курт; Бити, Джонатан (8 июня 1981 г.). «Ночь пылающего ужаса» . TIME в партнерстве с CNN . Время. Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 года . Проверено 2 октября 2008 г.
  65. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 77226» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 20 декабря 2016 г.
  66. ^ Геро, Дэвид (1999). Катастрофы военной авиации . Йовил: Хейнс. стр. 100-1 131–132 . ISBN  1-85260-574-Х .
  67. ^ «СМЕРТЬ В АЛЬПАХ: специальный репортаж. Как своенравный американский пилот убил 20 человек на подъемнике» . Нью-Йорк Таймс . 18 февраля 1998 г.
  68. ^ «BBC News | World | Возмущение Италии трагедией на канатной дороге» .
  69. ^ «В результате авиакатастрофы на военно-морском флоте погиб как минимум один» . Нью-Йорк Таймс . 10 ноября 1998 г.
  70. ^ «ИСТОРИЯ КОМАНДИЯ КОРАБЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ США (CVN 65) 1 ЯНВАРЯ - 31 ДЕКАБРЯ 1998 ГОДА» , стр. 3. ВМС США
  71. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 153967» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 20 сентября 2021 г.
  72. ^ «Отчет: Смертоносная авиакатастрофа военно-морского флота произошла из-за ошибки пилота» . Радиовещание КБПС . 12 марта 2014 г.
  73. ^ Jump up to: а б [2]
  74. ^ «Досье по планеру – Grumman EA-6B Prowler, серийный номер 160786 USN, серийный номер P-73» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 августа 2017 г.
  75. ^ «Досье о планере – Grumman EA-6A Intrumer, серийный номер 147865 USN, c/n 2» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 августа 2017 г.
  76. ^ «Досье по планеру – GrummanA-6 Intrumer / EA-6 Prowler, серийный номер 148618 USN» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 августа 2017 г.
  77. ^ «Досье по планеру — GrummanA-6 Intrumer / EA-6 Prowler, серийный номер 149475 USN» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 августа 2017 г.
  78. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Бродяги EA-6B на выставке» . VAQ136.com . Проверено 11 августа 2017 г.
  79. ^ «Досье по планеру — GrummanA-6 Intrumer / EA-6 Prowler, серийный номер 156984 USN» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 августа 2017 г.
  80. ^ «РАУЛЕРЫ EA-6B НА ДИСПЛЕЕ» . Ассоциация Проулеров . Проверено 11 августа 2017 г.
  81. ^ Шрам, Джой (2 декабря 2017 г.). «Новый самолет «рыщет» в Музее авиации на реке Патаксент» . TheBayNet.com . Проверено 2 апреля 2018 г.
  82. ^ «Досье по планеру – Grumman EA-6B Prowler, серийный номер 158033 USN» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 3 апреля 2018 г.
  83. ^ «Досье по планеру — Grumman EA-6B-45-GR Prowler, серийный номер 158810 USMC, серийный номер P40» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 августа 2017 г.
  84. ^ «ЕА-6Б Проулер» . Музей авиации Тихоокеанского побережья . Музей авиации Тихоокеанского побережья . Проверено 11 августа 2017 г.
  85. ^ «Наша коллекция» . Замок-музей авиации . Проверено 11 августа 2017 г.
  86. ^ «Досье по планеру – Grumman EA-6B Prowler, серийный номер 160436 USN» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 августа 2017 г.
  87. ^ «Музей авиации Марч-Филд в Риверсайде, Калифорния — EA-6B Prowler, Northrop Grumman» . Марч Филдский музей авиации . Проверено 7 марта 2024 г.
  88. ^ «Грумман EA-6B Prowler» . Музей авиации . Проверено 11 августа 2017 г.
  89. ^ «Самолет 162230 на выставке в Смитсоновском центре Удвар-Хейзи» . Фонд памятников VMAQ . Проверено 12 августа 2019 г.
  90. ^ «Самолет на борту» . Самолет Мидуэй . 8 марта 2016 года. Архивировано из оригинала 5 июля 2017 года . Проверено 11 августа 2017 г.
  91. ^ «Грумман ЕА-6Б «Проулер» » . Американский музей авиации . 1 января 2013 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2017 года . Проверено 11 августа 2017 г.
  92. ^ «Нортроп Грумман EA-6B «Проулер» » . Музей авиации Хикори . Проверено 11 августа 2017 г.
  93. ^ "Northrop Grumman EA-6B "Prowler" - Музей авиации MAPS" . 18 декабря 2019 года . Проверено 25 декабря 2022 г.
  94. ^ «Карты Google» . Проверено 16 октября 2019 г.
  95. ^ «ЕА-6Б Проулер» . Музей авиации и космонавтики «Крылья над Скалистыми горами» . 4 ноября 2016 г. Проверено 11 августа 2017 г.
  96. ^ NAWCWD по связям с общественностью (12 июля 2015 г.). «НАВАИР» .
  97. ^ «Споттеры Pt Mugu в Instagram» . Инстаграм . Проверено 28 октября 2022 г.
Библиография
  • Дональд, Дэвид изд. «Нортроп Грумман EA-6B Prowler», Боевые самолеты флота . ЭРТайм, 2004. ISBN   1-880588-81-1 .
  • Миска, Курт Х. «Grumman A-6A/E Intrumer; EA-6A; EA6B Prowler (Самолет в профиле номер 252)». Самолет в профиль, Том 14 . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1974, с. 137–160. ISBN   0-85383-023-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0bd1287baaf21b4817241c2fa405bb3__1722083460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/b3/f0bd1287baaf21b4817241c2fa405bb3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Grumman EA-6B Prowler - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)