Капрал ВАК
![]() Лаборатории реактивного движения Директор Фрэнк Малина с ракетой WAC Corporal (без твердотопливных ускорителей) | |
Функция | Звучащая ракета |
---|---|
Производитель | Douglas Aircraft Corporation , JPL , Aerojet |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Размер | |
Высота | 7,37 м (24,2 фута) |
Диаметр | 30 см (12 дюймов) |
Этапы | 1 |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | Ракетный полигон Уайт-Сэндс , мыс Канаверал |
Первый полет | 11 октября 1945 г. |
Последний рейс | 29 июля 1950 г. |
Бустерный этап – Крошка Тим | |
Полная масса | 344,4 кг (759 фунтов) |
Пороховая масса | 67,4 кг (149 фунтов) |
Максимальная тяга | 220 кН (49 000 фунтов силы ) |
Время горения | 0,6 секунды |
Порох | твердый |
Стадия поддержки – капрал WAC | |
Пустая масса | 134,6 кг (297 фунтов) |
Полная масса | 313,3 кг (691 фунт) |
Питаться от | Аэроджет 38ALDW-1500 |
Максимальная тяга | 6,7 кН (1500 фунтов силы ) |
Время горения | 47 секунд |
Порох | РФНА + фурфуриловый спирт |
WAC Corporal была первой ракетой-зондом, разработанной в США, и первым транспортным средством, достигшим гиперзвуковых скоростей. [1] Это было ответвление программы Corporal , которая была начата в результате партнерства между Артиллерийским корпусом армии США и Калифорнийским технологическим институтом (названным «ORDCIT») в июне 1944 года с конечной целью разработки военной баллистической ракеты. [2]
История развития [ править ]
Калифорнийский технологический институт в 1930-х годах воспитывал группу инженеров-ракетчиков в своей Лаборатории аэронавтики Гуггенхайма (GALCIT), в которую входили Фрэнк Малина , Джек Парсонс и Эдвард Форман . [3] Они стали известны как «отряд самоубийц», потому что многие из их ранних экспериментов в Лаборатории провалились. [4] [3] Некоторые из энтузиастов GALCIT основали предприятие по производству ракетных двигателей под названием Aerojet . [5]
В первые годы Второй мировой войны компания GALCIT занималась разработкой твердотопливных и жидкостных ускорителей реактивного взлета (JATO), чтобы улучшить взлетные характеристики самолетов. [6] Поскольку группа экспериментировала с ракетами в течение нескольких лет до войны, армия выбрала их для разработки баллистических ракет.
Первая ракета, разработанная группой для армии, получила обозначение XFS10S100-A, также известное как рядовой , что было первым армейским званием . [7] Второй проект ORDCIT, получивший название «Капрал», названный в честь следующего армейского звания, первоначально назывался XF30L 20,000. [8] Проект «Капрал» предусматривал жидкостную ракету диаметром 30 дюймов (760 мм) и мощностью 20 000 фунтов силы (89 кН). [8] Корпус связи установил требование, чтобы зондирующая ракета могла нести 25 фунтов (11 кг) инструментов на высоту 100 000 футов (30 км) или выше. [9] Это было объединено с требованием Ракетного научно-исследовательского отдела артиллерийского корпуса на испытательную машину. [9] Фрэнк Джозеф Малина из Лаборатории реактивного движения (JPL) предложил разработать зондирующую ракету на жидком топливе, чтобы удовлетворить этот запрос, тем самым обеспечив практический шаг в разработке к совершенной ракете «Капрал». [10] [11]
Теоретическая работа, заложившая основу для капрала WAC, была заложена в статье 1943 года «Обзор и предварительный анализ ракетных снарядов большой дальности» Малины и Сюэ-Шен Цзянь . [12] [13] Проектирование было начато Фрэнком Малиной и Гомером Джо Стюартом, чтобы удовлетворить запрос Корпуса связи с их исследованием «Соображения осуществимости разработки высотной ракеты на 100 000 футов». [14] Окончательная проектная работа была выполнена группой людей, специализирующихся в определенных областях, и потребовала значительных усилий для получения характеристик теоретическими средствами (относительно новый метод для американской ракетной техники). [15] Ключевыми ответственными лицами были М. М. Миллс (ракета-носитель), П. Дж. Микс (зондирующая ракета), В. А. Сэндберг и В. Б. Барри (пусковая установка и носовая часть WAC), С. Дж. Голдберг (полевые испытания) и Х. Дж. Стюарт (внешняя баллистика) и Дж. Эммерсон (фотография). . [16]
В качестве силовой установки был выбран жидкостный двигатель 38ALDW-1500 Aerojet, который разрабатывался как система JATO для летающих лодок ВМФ. [17] [18] 38ALDW-1500 был модифицирован под гиперголическое топливо с красной дымящей азотной кислотой в качестве окислителя и фурфуриловым спиртом в качестве топлива. [19] [20] WAC Corporal должен был использовать ускоритель, заимствованный от ударной ракеты класса «воздух-земля» Tiny Tim, чтобы набрать достаточную скорость вдоль пусковой башни, чтобы три хвостовых киля капрала обеспечили пассивную устойчивость. [21] [15] Несмотря на упор на теоретический подход, было сочтено необходимым эмпирически доказать аэродинамику капрала, особенно трехкилевую конфигурацию, поэтому твердотопливная модель в масштабе одной пятой под названием Baby WAC была испытана с уменьшенной пусковой установки в июле 1945 года. [22] [23] Совершили полеты четыре Baby WAC. [24]
Конструкция WAC Corporal была новаторской в том смысле, что основная конструкция, содержащая баки с окислителем, топливом и воздухом для наддува, имела монококовую конструкцию и имела только три стабилизирующих ребра, а не четыре, которые предпочитала армия. [22] Поскольку WAC Corporal задумывался как ракета, зондирующая атмосферу, для частичного использования вблизи населенных пунктов, она была снабжена парашютной системой восстановления самой ракеты, а также отдельной системой для восстановления полезной нагрузки радиозонда Корпуса связи . [25] [26]
Производством WAC Corporal занималась Douglas Aircraft Corporation, критические детали поставляла JPL, а двигатели - Aerojet. [27]
Тестирование [ править ]
Программа испытаний WAC Corporal началась на полигоне Уайт-Сэндс в конце сентября 1945 года с серии испытаний ускорителей с использованием манекенов верхних ступеней. [28] [29] Это были первые ракеты, запущенные в Уайт-Сэндс. Они были запущены с ракеты, которая впоследствии стала LC-33, которая также была стартовой площадкой для многих других ранних ракет, таких как Фау -2 , Викинг и Гермес . [30] [31] В ходе этих первых пусков проверялась не только ракета-носитель, но и пусковая установка и средства управления огнем, а также практиковалась работа радиолокационной и операторской групп. [16] В октябре состоялось два запуска WAC Corporal с одной третью топливной загрузки, за которыми последовало шесть полетов с полной заправкой. Некоторые из этих полетов достигли высоты примерно 235 000 футов (72 км). [29] [32] Производительность варьировалась из-за нескольких факторов, в том числе изменения полной массы от 683 до 704 фунтов (от 310 до 319 кг) и массы пустого автомобиля от 289 до 310 фунтов (от 131 до 141 кг). [21]
Миссии, выполненные во время первой серии WAC Corporal, были:
- 2 ракетных испытания 26 сентября 1945 г.
- 2 ракетных испытания 27 сентября 1945 г.
- 1 ускорительное испытание с нагрузкой 250 фунтов (113 кг) 27 сентября 1945 г.
- 1 испытание ракеты-носителя с манекеном капрала WAC, 28 сентября 1945 г.
- 1 капрал WAC на высоту 235 000 футов (72 км) 11 октября 1945 г.
- 1 капрал WAC поднялся на высоту примерно 235 000 футов, 12 октября 1945 г.
- 1 капрал WAC поднялся на высоту 90 000 футов (27 км) из-за преждевременного выпуска носовой части 16 октября 1945 г.
- 1 капрал WAC на высоту 235 000 футов с преждевременным выпуском носа, 19 октября 1945 г.
- 1 капрал WAC спущен на воду с утечкой давления, 25 октября 1945 г. никаких характеристик не зафиксировано.
- 1 капрал WAC спущен на воду ночью с неудачным выпуском носовой части 25 октября 1945 г. [29]
Радиолокационное слежение было затруднено, так как на высоте более 90 000 футов (27 км) отраженный сигнал радара был слишком мал, чтобы его можно было обнаружить, и сигналы радиозондов не принимались. [33] Ни одна из предыдущих американских ракет на жидком топливе не превышала даже крошечной части высот, которые регулярно достигал капрал WAC. [34] [35] 9 ноября 1945 года было решено изменить конструкцию WAC Corporal, чтобы улучшить ее для следующей серии полетов. [36] Эта модернизированная ракета сначала называлась «Сержант» в соответствии со схемой наименования JPL, но вскоре была переименована в WAC Corporal B. [37] Название «Сержант» позже было использовано для твердотопливной ракеты, разработанной для армии США в Лаборатории реактивного движения. [38] Проектирование WAC Corporal B было начато в марте 1946 года под руководством П. Дж. Микса в качестве координатора проекта и значительно отличалось в деталях, но его основная форма осталась прежней. Он был на 4 дюйма (10 см) длиннее, весил на 100 фунтов (45 кг) меньше и содержал на 40 фунтов (18 кг) меньше топлива. [39] Были упрощены конструкции системы наддува топлива и топливных клапанов. [40] У него был более короткий двигатель с модернизированными форсунками и весил 12 фунтов (5,4 кг), а не более длинный 50-фунтовый (23 кг) двигатель WAC Corporal A. [39] [41] В радикально переработанном корпусе ракеты использовались отдельные баки из разных материалов. [42] [40] Были поставлены более крупные и легкие плавники, что оказалось проблематичным во время первого полета WAC Corporal B 6 декабря 1946 года. [40] [29]
Полеты во время второй серии полетов WAC Corporal были:
- 1 испытание ракеты-носителя 7 мая 1946 г.
- 1 Испытание ракеты-носителя с проверкой отделения носового обтекателя и подъема парашюта 20 мая 1946 г.
- 2 испытания ракеты-носителя с испытанием отрыва носового обтекателя и подъема парашюта 23 мая 1946 г.
- 2 испытания ракеты-носителя с испытанием отрыва носового обтекателя и подъема парашюта 24 мая 1946 г.
- 2 Испытание ракеты-носителя с испытаниями отделения носового обтекателя и восстановления парашюта 26 мая 1946 г.
- 1 Испытание ракеты-носителя с проверкой отделения носового обтекателя и возврата парашюта 29 мая 1946 г.
- 1 Испытание ракеты-носителя с проверкой отделения носового обтекателя и возврата парашюта 2 декабря 1946 г.
- 1 WAC Corporal A 3 декабря, модифицированный плавниками WAC Corporal B, привел к отделению плавников и достиг высоты 90 000 футов (27 км).
- 1 первый капрал Б WAC потерял один плавник, нестабильно достиг высоты 92 000 футов (28 км) с успешным восстановлением 6 декабря 1946 г.
- 1 WAC Капрал Б достиг высоты 105 000 футов (32 км) и был восстановлен с легкими повреждениями 12 декабря 1946 г.
- 1 капрал Б WAC достиг высоты 160 000 футов (49 км), участок телеметрии восстановлен 12 декабря 1946 г.
- 1 капрал Б. WAC достиг высоты 175 000 футов (53 км), парашют запутался и вышел из строя 13 декабря 1946 г.
- 1 Испытание ракеты-носителя Mark I Mod I с нагрузкой 17 февраля 1947 г.
- 1 WAC Капрал Б достиг высоты 144 000 футов (44 км) с меньшей скоростью, чем ожидалось, 18 февраля 1947 г.
- 1 капрал Б. WAC достиг высоты 240 000 футов (73 км), парашют вышел из строя 24 февраля 1947 г.
- 1 WAC Капрал Б достиг высоты 206 000 футов (63 км) с хорошим восстановлением 3 марта 1947 г.
- 1 капрал Б. WAC достиг высоты 198 000 футов (60 км), парашют вырвался 12 июня 1947 года.
Программа WAC Corporal оказалась чрезвычайно успешной программой испытаний. Последние 6 летавших WAC Corporal B использовались в программе Bumper в качестве второй ступени на трофейных ракетах Фау-2 в первых экспериментах по воздушному освещению и постановочных экспериментах. [43] [44] Для Bumper WAC Corporal был модифицирован для обеспечения устойчивости на скорости более 5 Маха за счет увеличения количества плавников до четырех и увеличения их размера. [45] [46] WAC Corporal пришлось модифицировать так, чтобы зажигание двигателя инициировалось интегрирующим акселерометром ступени Фау-2 непосредственно перед выключением двигателя Фау-2. [47] WAC Corporal стабилизировался вращением с помощью двух твердотопливных ракет, размещенных между баками окислителя и топливом. [48] Бампер/WAC имел грузоподъемность 50 фунтов и имел доплеровский передатчик/приемник, который передавал температуру носового обтекателя, а также информацию о скорости. [49] было совершено шесть бамперных рейсов Из Уайт-Сэндс , первые два перевозили твердотопливные манекены WAC. [50] Шестой рейс потерпел неудачу на Фау-2. [50] Bumper 7 и 8, последние два полета программы Bumper, были первыми запусками с нового Объединенного полигона дальнего действия в Какао-Бич, штат Флорида , который позже будет известен как мыс Канаверал . Причиной этого шага было намерение использовать пониженную траекторию для достижения скорости около 7 Маха от 120 000 до 150 000 футов (от 37 до 46 км). Это повлечет за собой полеты на дальность более 250 миль (400 км), что выйдет за пределы Уайт-Сэндс. [51]
Полеты WAC/Bumper были:
- Бу-1 15 мая 1948 г. Манекен ВАК Капрал
- Бу-2 10 августа 1948 г. Манекен ВАК Капрал
- Бу-3 30 сентября 1948 г.
- Бу-4 1 ноября 1948 г.
- Бу-5 24 февраля 1949 г.
- Бу-6 21 апреля 1949 г. вышла из строя первая ступень.
- Бу-8, 24 июля 1950 г. на мысе Канаверал, площадка 3, ошибка разделения ступеней.
- Бу-7 29 июля 1950 года на мысе Канаверал, площадка 3.
Капрал WAC Бампера 7, последний из когда-либо летавших, достиг 9 Маха, самой высокой скорости, когда-либо достигнутой снарядом в атмосфере на тот момент. [52]
и Результат наследие


WAC Corporal оказался в прямом конкуренте в своей предназначенной роли: V-2 предлагал гораздо большую полезную нагрузку, которая стала доступна в программе Hermes под управлением General Electric в апреле 1946 года. [53] Он также составлял конкуренцию Aerobee, прямому потомку Corporal, который прошел испытания в конце 1947 года и вступил в полную боевую готовность весной 1948 года. [54] [55] Еще одним конкурентом была ракета-зонд Нептуна, позже известная как «Викинг». [56] Фау-2 мог поднять 2200 фунтов (1000 кг) на высоту 128 миль (206 км), Aerobee - около 150 фунтов (68 кг) на высоту более 70 миль (110 км), а Viking - 500 фунтов (230 кг) на высоту 100 миль ( 160 км). Все три из них имели лучшие характеристики, чем полезная нагрузка капрала массой 25 фунтов (11 кг). По соотношению фунтов к высоте на доллар «Капрал» также проиграл соревнованию: каждый WAC Corporal B стоил долларов США 8000 (что эквивалентно 109 200 долларов США в 2023 году), по 320 долларов за фунт до апогея, в то время как каждый Фау-2, собранный из трофейных деталей, стоил около 30 000 долларов (14 долларов за фунт), а Aerobee стоил 18 500 долларов (123 доллара за фунт). [57]
Хотя капрал WAC вскоре был заменен в своей предполагаемой роли зондирующей ракеты, его наследие сохранялось надолго. Его двигатель 38ALDW-1500 был прямым предшественником A21AL-2600 от Nike Ajax и 45AL-2600 от Aerobee и был развит в серию AJ10 , которая включает двигатель AJ10-37 на втором этапе первого в мире специального запуска спутника. автомобиль, Авангард. [17] [58] [59] Другие члены серии AJ10 включают AJ10-101, который приводил в действие верхнюю ступень Able на различных ракетах-носителях, служебную двигательную установку AJ10-137 на космическом корабле Apollo и AJ10-190, которая действовала в качестве системы орбитального маневрирования космического корабля "Шаттл" . [60] [58] [61] Капралы WAC выставлены в Национальном музее авиации и космонавтики и в Музее ракетного полигона Уайт-Сэндс .
Имя [ править ]
Утверждается, что аббревиатура «WAC» в слове «WAC Corporal» означает несколько разных фраз. Некоторые историки Уайт-Сэндс (Кеннеди, ДеВоркин, Эклз) утверждали, что это означает «Без контроля отношения». [62] [63] [64] В «Заставке 8: 50-летие первого запуска на мысе Канаверал, устная история группы» Уильям Пикеринг приписал это «Женскому армейскому корпусу». [65]
Самые ранние публичные сообщения о назначении WAC представляют собой серию статей Aviation Week , которые, похоже, подтверждают, что «Женский армейский корпус» является производным от аббревиатуры. В выпуске журнала Aviation Week от 18 марта 1946 года отмечалось: «[под забавным кодовым обозначением «WAC Corporal» проект был инициирован в 1944 году...» В журнале Aviation Week от 1 июня 1946 года появилась статья описывает, как WAC Corporal «запускается с треугольной 100-футовой пусковой башни, а затем идет своим собственным веселым путем», и утверждает, что «[эти] характеристики предполагают некоторые из причин женского названия «WAC». «Капрал» исходит из того факта, что некоторые армейские ракеты имеют знакомые звания».
Технические характеристики [ править ]

Габаритные размеры ВАК Капрал А [ править ]
- Диаметр: 0,30 м (1 фут)
- Общая длина: 7,37 м (24 фута 2 дюйма)
Бустер «Крошечный Тим» [ править ]
- Загруженный вес: 344,4 кг (759,2 фунта)
- Вес пороха: 67,4 кг (148,7 фунта)
- Тяга: 220 кН (50 000 фунтов силы)
- Продолжительность: 0,6 с
- Импульс: 133 000 Н·с (30 000 фунт-сила-с)
Капрал-супервайзер WAC [ править ]
- Вес пустого: 134,6 кг (296,7 фунта)
- Загруженный вес: 313,3 кг (690,7 фунта)
- Тяга: 6,7 кН (1500 фунтов силы)
- Продолжительность: 47 с.
- Импульс: 298 000 Н·с (67 000 фунт-сила-с)
Примечания [ править ]
- ^ «Звучащие ракеты НАСА, 1958–1968: историческое резюме, глава 2» . НАСА. 1971.
- ^ Брэгг 1961 , с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Откровенный. Дж. Малина: пионер астронавтики, посвятивший себя международному сотрудничеству и мирному использованию космического пространства . 57-й Международный астронавтический конгресс. 2006. doi : 10.2514/6.IAC-06-HL4.01 . стр.11
- ^ Лэндис 2005 .
- ^ Кеннеди 2009 , с. 7.
- ^ Саттон 2006 , стр. 360–367.
- ^ Кеннеди 2009 , с. 14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Зибит 1999 , с. 11.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брэгг 1961 , с. 42.
- ^ Брэгг 1961 , с. 43.
- ^ Зибит 1999 , с. 3.
- ^ Зибит 1999 , с. 6.
- ^ Исследовательский проект реактивного движения GALCIT Воздушного корпуса армии США, № 1, 1939-1946: Мемуары, Очерки по истории ракетной техники и космонавтики, Том II, Материалы третьего-шестого исторических симпозиумов Международной академии наук. Космонавтика, 1969-1972, стр. 356.
- ^ Малина 1972 , с. 359.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Зибит 1999 , с. 16.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малина 1972 , с. 364.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Саттон 2006 , с. 371.
- ^ Саттон 2006 , с. 361.
- ^ Брэгг 1961 , с. 44.
- ^ Малина 1972 , с. 360.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брэгг 1961 , с. 50.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малина 1972 , с. 361.
- ^ Брэгг 1961 , с. 55.
- ^ Брэгг 1961 , с. 56.
- ^ Малина 1972 , с. 367.
- ^ Брэгг 1961 , с. 53.
- ^ Кеннеди 2009 , с. 29.
- ^ Брэгг 1961 , с. 56-57.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кеннеди 2009 , с. 161.
- ^ Эклз 2013 , с. 178.
- ^ Кеннеди 2009 , с. 58.
- ^ Малина 1972 , стр. 365–367.
- ^ Брэгг 1961 , с. 59.
- ^ Ракеты, Роберт Х. Годдард, Американское ракетное общество, 29 West 39th Street, Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1946 г.
- ^ Роберт Х. Годдард «Годы Розуэлла», Национальный музей авиации и космонавтики, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия, 1973 г.
- ^ Малина 1972 , с. 369.
- ↑ Исследования армейских артиллерийских вооружений упоминаются как опровержение требований AAF, Aviation News, 8 июля 1946 г., стр. 8
- ^ Малина 1972 , с. 368.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брэгг 1961 , с. 61.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Брэгг 1961 , с. 63.
- ^ Кеннеди 2009 , с. 40.
- ^ Кеннеди 2009 , с. 41.
- ^ Брэгг 1961 , с. 76.
- ^ Кеннеди 2009 , с. 160.
- ^ Брэгг 1961 , стр. 78, 92.
- ^ Кеннеди 2009 , с. 50.
- ^ Брэгг 1961 , с. 92.
- ^ Брэгг 1961 , с. 98.
- ^ Брэгг 1961 , с. 102.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брэгг 1961 , с. 105.
- ^ Кеннеди 2009 , с. 51.
- ^ Брэгг 1961 , с. 107.
- ^ ДеВоркин 1992 .
- ^ Розен 1955 , с. 25.
- ^ Кеннеди 2009 , с. 106.
- ^ Розен 1955 , с. 27.
- ^ ДеВоркин 1992 , с. 171.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Саттон 2006 , с. 372.
- ^ Грин и Ломаск 1970 , с. 50, 87.
- ^ Саттон 2006 , с. 376.
- ^ Саттон 2006 , с. 375.
- ^ Кеннеди 2009 , с. 15.
- ^ ДеВоркин 1992 , с. 169.
- ^ Эклз 2013 , с. 165.
- ^ НАСА (2001). «Бампер 8: 50-летие первого запуска на мысе Канаверал, групповая устная история, Космический центр Кеннеди, состоялось 24 июля 2000 г.» (PDF) . п. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2006 г.
Ссылки [ править ]
- Брэгг, Джеймс В. (1961). Развитие капрала: зародыш армейской ракетной программы (PDF) . Том. I. Алабама: Управление отчетов и истории, Армейское агентство по баллистическим ракетам, Армейское артиллерийское командование, Редстоунский арсенал.
- ДеВоркин, Дэвид (1992). Наука с удвоенной силой Как военные создали космические науки США после Второй мировой войны . Нью-Йорк: Springer-Verlag. ISBN 0-387-94137-1 .
- Эклс, Джим (2013). Полный карман ракет . Лас-Крусес, Нью-Мексико: Партнерство Fiddlebike.
- Грин, Констанс; Ломаск, Милон (1970). Авангард История . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, правительственная типография. СП-4202.
- Кеннеди, Грегори П. (2009). Ракеты и ракеты полигона Уайт-Сэндс, 1945-1958 гг . Альтглен, Пенсильвания: ISBN Schiffer Publishing Ltd. 978-0-7643-3251-7 .
- Лэндис, Джеффри (июль 2005 г.). «Три ракетчика» . Американский учёный . 93 (4). Сигма Си . doi : 10.1511/2005.54.0 (неактивен 31 января 2024 г.) . Проверено 21 июля 2023 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - Малина, Франк (1972). «Первая в Америке программа ракет дальнего действия и исследования космоса: проект ORDCIT Лаборатории реактивного движения, 1943–1946: мемуары» . Ин Холл, RC (ред.). Очерки истории ракетной техники и космонавтики: материалы третьего-шестого исторических симпозиумов Международной академии астронавтики . Том. II.
- Розен, Милтон (1955). История ракеты «Викинг» . Нью-Йорк: Харпер и братья. LCCN 19556592 .
- Саттон, Джордж П. (2006). История жидкостных ракетных двигателей . Рестон, Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики. ISBN 1-56347-649-5 .
- Зибит, Бенджамин (1999). «Кульминация: Создание капрала ВАК» . ОЛАТС . Архивировано из оригинала 24 сентября 2019 года . Проверено 8 ноября 2019 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Всегда, Питер (1999). Ракеты мира (Третье изд.). Анн-Арбор: Сатурн Пресс.
- Дюрант, ФК (1973). Роберт Х. Годдард Розуэлльские годы (1930–1941) . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный музей авиации и космонавтики, Смитсоновский институт.
- Годдард, Роберт Х. (1946). Ракеты . Нью-Йорк: Американское ракетное общество.
- Малина, Ф.Дж. (1969). Холл, Р. Каргилл (ред.). Исследовательский проект реактивного движения авиационного корпуса армии США, Проект № 1 GALCIT, 1939–1946: Мемуары . Очерки истории ракетной техники и космонавтики: материалы третьего-шестого симпозиумов Международной академии астронавтики. Публикация конференции НАСА, 2014. Том. 2 Часть III. Разработка жидкостных и твердотопливных ракет, 1880–1945 гг. Вашингтон, округ Колумбия: Бюро научно-технической информации НАСА (опубликовано в сентябре 1977 г.). OCLC 5354560 . КП 2014.
- Пендел, Джордж (1955). Странный ангел. Потусторонняя жизнь ученого-ракетчика Джона Уайтсайдса Парсонса . Нью-Йорк: Harcourt Inc. LCCN 55-6592 .
Внешние ссылки [ править ]
- Статья на Astronautix.com
- Статья из Справочника военных ракет и ракет США.
- Статья из Национального музея авиации и космонавтики. Архивировано 4 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- Bonnier Corporation (май 1946 г.). «50 миль вверх этим летом» . Популярная наука . п. 66.