Дуглас F5D Скайлансер
F5D Скайлансер | |
---|---|
Прототип Douglas F5D Skylancer используется НАСА для Dyna-Soar тренировки прерывания | |
Роль | Истребительная авиация |
Производитель | Дуглас Эйркрафт Компани |
Первый полет | 21 апреля 1956 г. |
Ушедший на пенсию | 1970 |
Основной пользователь | ВМС США |
Количество построенных | 4 |
Разработано на основе | Дуглас F4D Скайрей |
Douglas F5D Skylancer — развитие F4D Skyray реактивного истребителя для ВМС США . Начав с F4D-2N , всепогодной версии Skyray, конструкция вскоре была изменена, чтобы в полной мере использовать преимущества дополнительной тяги Pratt & Whitney J57, которая в конечном итоге была установлена на Skyray вместо Westinghouse J40 первоначально запланированного .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Вскоре конструкция стала слишком отличаться от Skyray, чтобы ее можно было считать просто ее вариацией, и самолету было присвоено новое обозначение F5D Skylancer. Практически каждая часть планера была модифицирована, однако основная форма осталась той же, что и форма крыла, хотя оно стало значительно тоньше. Обшивка крыла была усилена, что исправило проблему, обнаруженную в F4D. Фюзеляж был на 8 футов (2,4 м) длиннее, а его площадь была рассчитана на уменьшение околозвукового сопротивления, поскольку он был тоньше в области корней крыла. Все было спроектировано таким образом, чтобы уменьшить сопротивление и повысить устойчивость на высокой скорости.
Хотя четыре 20-мм (0,79 дюйма) пушки в корнях крыла были сохранены, основным вооружением должны были быть ракеты или ракеты; четыре AIM-9 Sidewinder или два AIM-7 Sparrows и/или батарея неуправляемых 2-дюймовых (51-мм) ракет со стабилизированным вращением.
Было заказано девять испытательных планеров, а затем последовал заказ на производство 51 самолета. Серийный самолет должен был оснащаться более мощным двигателем J57-P-14, однако было отклонено предложение использовать еще более мощный двигатель General Electric J79 и воздухозаборники с изменяемой геометрией в версии со скоростью 2 Маха. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]Первый полет совершил F5D-1 (Бу.№139208). [ 2 ] 21 апреля 1956 г. был сверхзвуковым; Самолет оказался простым в управлении и хорошо показал себя. Однако после того, как четыре самолета были построены, ВМФ отменил свой заказ. Заявленная причина заключалась в том, что самолет был слишком похож на уже заказанный Vought F8U Crusader , но некоторые историки полагают, что политика сыграла большую роль; Дуглас уже строил очень большую часть самолетов ВМФ, и предоставление им контракта на F5D еще больше приблизило бы его к монополии. [ 3 ] Летчиком-испытателем проекта был лейтенант-командир Алан Б. Шепард-младший , в отчете которого говорилось, что он не нужен ВМФ. Один F5D разбился во время испытаний ВМФ. [ 4 ]
использование НАСА
[ редактировать ]Четыре самолета продолжали участвовать в различных программах военных испытаний. Два из них были остановлены в 1961 году (вероятно, 139209 и 142349, которые в 1958 году были предназначены для запасных частей). [ 5 ] ), а вот два других: F5D-1 (Бу. № 139208) NASA 212, [ 6 ] позже ставший NASA 708 и F5D-1 (Bu. № 142350), NASA 213, позже ставший NASA 802, продолжали летать. Переданный НАСА в начале 1960-х годов, НАСА 212 использовался в качестве испытательного стенда для американской программы сверхзвукового транспорта , оснащенный платформой со стрельчатым крылом (тип, который в конечном итоге использовался на Конкорде ; данные программы были переданы европейским конструкторам). [ 7 ] а также использоваться в качестве платформы для полевых испытаний X-20 Dyna-Soar . [ 8 ] Этот самолет был снят с вооружения в 1968 году. NASA 802 использовалось для моделирования процедур прерывания полета X-20, поскольку он имел очень похожую форму и характеристики управления. После отмены DynaSoar он использовался в качестве самолета-преследователя и для различных других программ, пока не был снят с эксплуатации в 1970 году. [ 9 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]- BuNo 139208 (NASA 708), все еще имеющий маркировку НАСА, до 2014 года был частью частной коллекции Мерла Мейна в Онтарио, штат Орегон. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] В настоящее время самолет находится в Музее авиации и космонавтики «Эвергрин» в Макминвилле, штат Орегон . [ 12 ]
- BuNo 142350 (NASA 802) является частью постоянной коллекции Ohio History Connection . Самолет находится на статической экспозиции возле Музея авиации и космонавтики Армстронга в Вапаконете, штат Огайо . Нил Армстронг управлял самолетом во время исследовательской программы Dyna-Soar . [ 13 ] Этот самолет вернулся в статическую экспозицию за пределами музея после 8-месячной реставрации в 2017 и 2018 годах. [ 14 ]
Технические характеристики (Ф5Д-1)
[ редактировать ]Данные с военно-морских истребителей № 35: Douglas F5D-1 Skylancer, [ 15 ] Самолеты McDonnell Douglas с 1920 года: Том I, [ 16 ] Американский истребитель [ 17 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 53 фута 9,75 дюйма (16,4021 м)
- Размах крыльев: размах крыльев 33 фута 6 дюймов (10,21 м).
- Ширина: 27 футов 6 дюймов (8,38 м) со сложенными крыльями.
- Высота: 14 футов 10 дюймов (4,52 м)
- Площадь крыла: 557 кв. футов (51,7 м 2 )
- Вес пустого: 17 444 фунтов (7 912 кг)
- Пустой снаряженный: 18 147 фунтов (8 231 кг)
- Максимальный посадочный вес: 21 320 фунтов (9 670 кг)
- Полная масса: 27 739 фунтов (12 582 кг) с полным внутренним топливом + 72 ракеты диаметром 2 дюйма (51 мм).
- 28 739 фунтов (13 036 кг) с полным внутренним топливом + 72 ракеты 2 дюйма (51 мм) + 2 ЗРК -7 Sparrow II AIM
- Максимальный взлетный вес: 31 204 фунта (14 154 кг) с полным внутренним топливом + 72 ракеты 2 дюйма (51 мм) + 2 зенитных AIM-7 Sparrow II ракетных комплекса + 2 сбрасываемых бака по 150 галлонов США (120 имп галлонов; 570 л)
- Запас топлива: 1353 галлона США (1127 имп галлонов; 5120 л) JP-5 в двух фюзеляжных и четырех крыльевых баках; Полезное топливо 1333 галлона США (1110 имп галлонов; 5050 л)
- Силовая установка: 1 двигатель Pratt & Whitney J57-P-8 турбореактивный с форсажной камерой , тяга 10 200 фунтов силы (45 кН) всухую, 16 000 фунтов силы (71 кН) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 686 узлов (789 миль в час, 1270 км/ч) / M1,19 на высоте 35 000 футов (11 000 м)
- 566 узлов (651 миль в час; 1048 км / ч) / M0,99 на высоте 44 000 футов (13 000 м)
- Максимальная скорость: 1,48 Маха.
- Крейсерская скорость: 553 узла (636 миль в час, 1024 км/ч)
- Скорость сваливания: 115,3 узлов (132,7 миль в час, 213,5 км/ч) при выключенном питании.
- Мощность при приближении 109,4 узлов (125,9 миль в час; 202,6 км / ч)
- Боевая дальность: 1159 миль (1334 миль, 2146 км)
- Практический потолок: 57 500 футов (17 500 м) (боевой потолок)
- Скорость набора высоты: 20 820 футов/мин (105,8 м/с).
- Нагрузка на крыло: 43,9 фунта/кв. футов (214 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,666
Вооружение
- Орудия: 20 мм (0,79 дюйма) 4 автопушки
- Ракеты: ракеты 72 × 2 дюйма (51 мм).
- Ракеты:
- 4 × AIM-9 Sidewinder или
- 2 × AIM-7B Воробей
Авионика
- Радар - AN/APQ-64
- УВЧ - AN/ARC-27
- Навигационный приёмник - AN/ARN-21
- Строить все. - АН/АПН-22
- IFF - AN/APX-6B ИЛИ AN/APA-89
- Управление огнем - Aero X24A
- Директор по управлению вооружением Аэро 12А
- Прицел - Аэро 1А
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Франкель 2010, с. 187-188.
- ^ «Кадры HD-видео — первый испытательный полет самолета Douglas F5D-1 Skylancer на базе ВВС Эдвардс, Калифорния» . www.criticalpast.com . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ Ганстон 1981, с. 73.
- ^ «F5D-1 Скайлансер» . 19 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2020 г. . Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ «Дуглас XF5D-1» .
- ^ Коннер, Монро (27 мая 2015 г.). «F5D-1 Скайлансер» . НАСА . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ "ч3" . History.nasa.gov . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Коннер, Монро (27 мая 2015 г.). «F5D-1 Скайлансер» . НАСА . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «F5D-1 Скайлансер» . Центр летных исследований Драйдена . Проверено 13 июня 2010 г.
- ^ Пицца, Кэти (11 сентября 2008 г.). «Воздушная ярмарка веселья» . Аргус Обозреватель . Онтарио, Орегон . Проверено 13 сентября 2010 г.
- ^ «Боевые птицы Мерла Мейна» . Воздушная ярмарка Онтарио. 2010. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 13 сентября 2010 г.
- ^ Коннер, Монро (2 ноября 2015 г.). «Где они сейчас: F5D-1 Skylancer #708» . НАСА . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ «ЧТО ПОСМОТРЕТЬ | Музей авиации и космонавтики Армстронга» . Архивировано из оригинала 12 июня 2015 г. Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ «Скайлансер Армстронга возвращается в Вапаконету» . Новости Лимы . Публичные уведомления Огайо. 24 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 2 июля 2019 г. Проверено 2 июля 2019 г.
- ^ Гинтер, Стив (1996). Морские истребители № 35: Дуглас F5D-1 Skylancer (1-е изд.). Сими-Вэлли, Калифорния: С. Гинтер. ISBN 0942612353 .
- ^ Франсильон, Рене Дж. (1988). Самолеты McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. Лондон: Издательство Военно-морского института. стр. 506–508. ISBN 0870214284 .
- ^ Ангеллючи 1987, с. 191
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо. Американский истребитель . Спаркфорд, Сомерсет, Великобритания: Haynes Publishing Group, 1987. ISBN 0-85429-635-2 .
- Франкель, Марк. Killer Rays: История Douglas F4D Skyray и F5D Skylancer . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2010. ISBN 978-1-58007-155-0 .
- Гинтер, Стив. Дуглас F5D-1 Skylancer (Морские истребители №35) . Сими-Вэлли, Калифорния: Ginter Books, 1996. ISBN 0-942612-35-3 .
- Ганстон, Билл. Бойцы пятидесятых годов . Кембридж, Великобритания: Патрик Стивенс Лимитед, 1981. ISBN 0-85059-463-4 .
- Винчестер, Джим, изд. «Дуглас F4D Скайрей». Военные самолеты холодной войны (The Aviation Factfile) . Лондон: Grange Books plc, 2006. ISBN 1-84013-929-3 .