БРИКСМИС
Миссия британского главнокомандующего советскими войсками в Германии ( БРИКСМИС ) была военной миссией связи , которая действовала за железным занавесом в Восточной Германии во время холодной войны .
БРИКСМИС существовал с 1946 года – вскоре после окончания Второй мировой войны – до кануна воссоединения Германии в 1990 году. Созданный соглашением об обмене военными миссиями, заявленная цель БРИКСМИС – и советский эквивалент в Британской зоне , SOXMIS - должен был «поддерживать связь между штабами двух главнокомандующих и их военными правительствами в зонах». [1]
Эту связь осуществлял 31 член – 11 офицеров и не более 20 других – назначенных в каждую миссию. Этим сотрудникам связи были выданы пропуска, позволяющие свободно передвигаться и передвигаться, за исключением определенных зон с ограниченным доступом, в пределах зон друг друга. Такие «экскурсии», как их стали называть, проводились в форме и на легко опознаваемых транспортных средствах. Тем не менее, хотя об этом никогда открыто не заявлялось, эта связующая роль также представляла идеальную возможность для сбора военной разведки посредством разведки и наблюдения, а также время от времени кражи военной техники. Эта возможность была полностью использована обеими сторонами.
БРИКСМИС находилась в идеальном положении для того, чтобы «проверить температуру» советских намерений, находясь в своем привилегированном положении за «железным занавесом». Однако, что, возможно, более важно, он предлагал канал для общения между Западом и Востоком через свою второстепенную, но важную роль связующего звена – первоначальную причину его создания.
История
[ редактировать ]После создания четырех союзников зон контроля в Германии после Второй мировой войны стало ясно, что необходим некий механизм для облегчения связи между оккупационными военными правительствами, особенно между правительствами западных союзников и Советским Союзом . Обмен миссиями военной связи оказался удобным решением.
Взаимное соглашение, устанавливающее первое из них между британской и советской зонами - Соглашение Робертсона-Малинина - было достигнуто 16 сентября 1946 года между соответствующими начальниками штабов . Последующие соглашения в 1947 году привели к обмену аналогичными миссиями между советской зоной и зонами, контролируемыми французскими и американскими войсками, хотя британско-советское соглашение было значительно крупнее, чем любое из других: в каждом случае разрешен пропуск 31 человеку. [я]
В состав Британской миссии входили военнослужащие британской армии, Королевского военно-морского флота и Королевских военно-воздушных сил, которые осуществляли связь в форме на маркированных автомобилях и на двух легких самолетах «Бурундук» - последний якобы для того, чтобы позволить экипажам сохранять валюту экипажа во время командировки в миссию.
BRIXMIS сохранял постоянное присутствие в своем номинальном доме, Доме миссии в Потсдаме , Восточная Германия, но его фактическая штаб-квартира и оперативный центр находились в Западном Берлине . Они располагались в Лондонском квартале, части комплекса Олимпийского стадиона , где размещалось военное правительство британского сектора Берлина. Первоначальный дом Потсдамской миссии в Вильдпарке был фактически поврежден во время антибританских волнений в 1958 году, а новый (Зештрассе, 34, недалеко от моста Глинике ) был предоставлен советскими властями вместе с денежной суммой в качестве возмещения. [2]
в 1989 году , хотя и имело большое символическое значение, Падение Берлинской стены просто вернуло ситуацию к той, которая была до ее возведения в 1961 году, и необходимость в установлении связи и сборе разведывательной информации стала не менее острой. Таким образом, соглашения оставались в силе до 2 октября 1990 года, когда все три были приостановлены накануне воссоединения Германии . [3]
Хотя БРИКСМИС официально распалась 31 декабря 1990 года, небольшое количество ее сотрудников осталось проводить аналогичные операции тайно и без квазидипломатического иммунитета, предусмотренного Соглашением Робертсона-Малинина, в течение следующих трех лет. Обоснование создания этого подразделения «сына БРИКСМИС» столь же любопытно, как и парадокс шпионских функций в предыдущие 45 лет. В 1990 году факт оставался фактом: Запад не мог быть уверен в том, что Советский Союз полностью выйдет из теперь объединенной Германии. [4]
связь
[ редактировать ]За исключением периодических официальных сообщений, большая часть официальной связи состояла из официальных мероприятий, на которых присутствовали обе стороны. Такие мероприятия включали, например, парад в честь дня рождения королевы, приемы в Доме миссии и религиозную службу в честь Дня памяти на кладбище «Военные могилы Стансдорф» , расположенном к югу от Берлина. Также регулярно проводились возложения венков к британским мемориалам в бывших концентрационных лагерях Бухенвальд , Заксенхаузен и Равенсбрюк . [5]
Неофициальные контакты поддерживались посредством вечеринок – обычно в рамках празднования какого-то разового мероприятия, – на которые приходили члены SERB, советского отдела внешних сношений. [ii] тоже были приглашены.
Члены Миссии, имеющие полный «туристический» пропуск, могли также совершать так называемые «культурные туры», во время которых туристы и их семьи могли останавливаться, обычно на несколько ночей, в отелях некоторых крупных городов Восточной Германии. . Такие поездки давали прекрасную возможность познакомиться с военнослужащими советских и восточногерманских вооруженных сил (и гражданскими лицами), с которыми в противном случае нельзя было бы встретиться при выполнении обычных обязанностей. [6]
Сбор разведданных
[ редактировать ]Соглашение о связи позволяло персоналу перемещаться по соответствующим зонам контроля с лишь ограниченными ограничениями на передвижение. Некоторые районы оставались под постоянными ограничениями, в то время как на другие действовали временные ограничения, при этом были установлены процедуры уведомления соответствующих миссий о их введении. [iii]
Хотя эти правила в значительной степени соблюдались, вокруг большинства военных объектов было также много неуведомленных знаков «Миссии запрещены», которые неизменно игнорировались и даже иногда забирались домой в качестве сувениров. Туров, обнаруженных в местах, где им быть не положено, обычно преследовали, а в случае поимки арестовывали и задерживали на некоторое время в ближайшей комендатуре . [iv] Основной риск для упорных правонарушителей заключался в том, что их могли объявить персонами нон грата и лишить пропусков – полная трата дорогостоящего специального обучения, которое они прошли перед отправкой в BRIXMIS.
Эта свобода передвижения по Восточной Германии позволяла собирать разведданные о силах Варшавского договора , особенно о силах Советского Союза и Восточной Германии, которые включали расположение и передвижение сил, боевые порядки, оборудование и профессиональные стандарты. Конфигурация групп связи была определена в первоначальном соглашении и сохранялась на протяжении всего срока действия программы. В их состав входили экскурсионный офицер, экскурсионный унтер-офицер и водитель, все из которых в последующие годы прошли аналогичную подготовку. Их наземные операции проводились на автомобилях, проводя разведку либо на разовой основе, либо по указанию военной разведки в Лондоне. Такие туры могут длиться несколько дней, при этом команды будут полностью самостоятельны, готовят себе еду и ночуют в сельской местности либо в машине, как всегда приходилось водителю, либо, как обычно делали две другие, на бивуаках или одноместные палатки. Покинув Потсдам, они полностью потеряли связь со своим штабом и поэтому были предоставлены сами себе, чтобы справиться с любыми непредвиденными обстоятельствами, будь то проблемы или возможности.
Случаи открытой враждебности по отношению к туристам, такие как физическое нападение или обстрел, или умышленный таран автомобиля, были нечастыми, но, тем не менее, время от времени они случались. [7] Однако очень распространенным было слежение за экипажами так называемых «нарков» — сотрудников Службы государственной безопасности Восточной Германии ( Штази ). Однако сочетание превосходного оборудования, навыков вождения и постоянно растущего знания местной местности, которым обладали экипажи BRIXMIS, означало, что от них обычно можно было избавиться. [8]
Британская миссия действовала почти полностью открыто, поскольку весь персонал действовал в униформе и на маркированных транспортных средствах, хотя были случаи, когда офицер и сержант-офицер оставляли водителя в машине и исследовали ее пешком, намеренно скрывая при этом любые очевидные доказательства своего присутствия. военная идентичность. [v] Однако ответная советская миссия в британской зоне действовала более секретно, поскольку у нее также были возможности по работе с агентами . [10]
БРИКСМИС также был известен многими удачными ходами технической разведки. [11] включая:
- Тайно доставил Як-28 П Firebar радар Skip Spin (Орел-Д) для проверки после того, как и Туманский Р-11 AF2-300 реактивные двигатели обратно в Фарнборо он упал в озеро Штёссензее на реке Гафель в Берлине.
- Измерение калибра 30-мм пушки тогда еще новенького -2 БМП , путем вдавливания в него обеденного яблока и снятия оттиска.
- Кража реактивной брони российского танка для анализа.
Транспортные средства
[ редактировать ]Контингент BRIXMIS использовал автомобили Opel Kapitän в 1950-х годах, за ними последовали автомобили Opel Admiral и их более поздняя замена — Opel Senator , переоборудованный в полноприводный в Великобритании компанией FF Developments . Однако оперативная потребность в автомобиле с более высокой проходимостью, чем Opel Senator, предназначенный преимущественно для дорожного движения, привела к приобретению ряда существенно модифицированных автомобилей Range-Rover. Они оказались хрупкими и дорогими в эксплуатации и обслуживании в Германии. Имея это в виду, они приобрели один Mercedes-Benz G-Class для испытаний в 1980–81 годах. После тщательной оценки они приняли Geländewagen в качестве универсального туристического автомобиля, и в различных моделях он находился в эксплуатации до прекращения эксплуатации в 1990 году. Бывший G-Wagen BRIXMIS выставлен в Музее военной разведки в Чиксандсе, Англия.
BRIXMIS также воспользовалась законным правом Великобритании в соответствии с Потсдамским соглашением на использование воздушного пространства над Западным и Восточным Берлином , а также воздушных коридоров в и из Западной Германии город . Два самолета de Havilland Chipmunk T10 базировались на авиабазе RAF Gatow , и экипаж RAF, размещенный в BRIXMIS, имел доступ к ним для проведения фоторазведывательных полетов в пределах назначенного воздушного пространства; в радиусе 12 морских миль (22 км; 14 миль) в пределах Берлинской зоны контроля (BCZ) от Берлинского центра воздушной безопасности (BASC), расположенного в Западном Берлине.
После падения Берлинской стены разведывательные полеты бурундуков вскоре прекратились, и два бурундука были отправлены в ВВС Лаарбрух в Западной Германии в ожидании утилизации. Бурундук WG466 был доставлен обратно в Берлин и передан в дар Музею союзников в Берлине, где он экспонируется и сегодня. [12] WG486 до сих пор находится на вооружении Королевских ВВС в составе Мемориального рейса Битвы за Британию .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Условия Соглашения Нуаре-Малинина позволяли французской миссии иметь 18 пропусков, а Соглашение Хюбнера-Малинина ограничивало США только 14.
- ^ SERB контролировал выдачу пропусков и отвечал за содержание Дома миссии в Потсдаме. Он также выступал в качестве координационного центра и точки контакта по всем официальным делам между главой БРИКСМИС и советскими вооруженными силами.
- ↑ Причины введения временных ограничений всегда вызывали большой интерес, и были найдены средства, позволяющие гарантировать, что те, кто уже находится в туре, могут быть проинформированы о своем местонахождении, но при этом иметь возможность отрицать, что у них была возможность узнать о них.
- ↑ Поскольку миссии отказывались признавать власть восточногерманской армии (НВА) или полиции ( Volkspolizei или «VoPo»), экскурсионный офицер всегда настаивал на том, чтобы иметь дело только с местным советским комендантом (командиром гарнизона).
- ^ Например, при поиске в мусорных баках выброшенных интересных предметов они снимали все значки с верхней одежды и оставляли в машине все, что могло бы быть компрометирующим в случае падения, включая свои пропуска. [9]
- ^ Гибсон (2012) , с. 223.
- ^ Джерати (1996) , стр. 74–75.
- ^ Гибсон (2012) , с. 198.
- ^ Гибсон (2012) , с. 199.
- ^ Уильямс (2006) , с. 5.
- ^ Уильямс (2006) , с. 8.
- ^ Джерати (1996) , стр. 76–78.
- ^ Джерати (1996) , стр. 82–83.
- ^ Гибсон (2012) , стр. 69–70.
- ^ Джерати (1996) , стр. 38–39.
- ^ Джерати (1996) , стр. 291–303.
- ^ «WG 466 в настоящее время находится в аренде в Музее военной истории Бундесвера (MHM) на бывшем месте расположения самолета в Гатове» .
Ссылки
[ редактировать ]- Джерати, Тони (1996). Бриксмис: нерассказанные подвиги самой смелой британской шпионской миссии времен холодной войны . Лондон: ХарперКоллинз. ISBN 0-00-638673-3 .
- Гибсон, Стив (2012). Живи и давай шпионить: Бриксмис — последняя миссия времен холодной войны . The History Press, Stroud, Glos. ISBN 978-0-7524-6580-7 .
- Уильямс, Питер (2006), BRIXMIS в 1980-е годы: «Большая игра» холодной войны (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 4 ноября 2016 г. , получено 4 ноября 2016 г.
- Гибсон, Стив (2018). БРИКСМИС: ПОСЛЕДНЯЯ МИССИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ . The History Press, Stroud, Glos. ISBN 978-0-7509-8772-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Британский МЛМ
[ редактировать ]- Дьюри, Уильям (2012). Британский гарнизон в Берлине 1945–1994: некуда идти... иллюстрированная историография британской военной оккупации/присутствия в Берлине . Берлин: Vergangenheitsverlag ( де ). ISBN 978-3-86408-068-5 . OCLC 978161722 .
- Марсден, Рой (1998). «Операция «Шхуна/Нейлон»: полеты ВВС Великобритании в зоне контроля Берлина». Разведка и национальная безопасность . 13 (4): 178–193. дои : 10.1080/02684529808432510 .
- Янг, Ян (2006). «За чертой». Military Machines International (ноябрь): 32–37.
США МЛМ
[ редактировать ]- Фэйи, Джон А. (2003). Лицензия на шпионаж . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-294-3 .
- Холбрук, Джеймс Р. (2008). Потсдамская миссия: Мемуары офицера разведки армии США в коммунистической Восточной Германии . Корк Хилл Пресс. ISBN 978-1-59408-534-5 .
- Водопьянов, Аня (2004). Научно-исследовательская диссертация с отличием: USMLM . Стэнфордский университет . Проверено 27 ноября 2012 г.
Общий
[ редактировать ]- Ян, Ив (2010), Keep the Cold War Cold , Artline фильмы
- Ревизор, Марк (2011), В шпионском турне (на немецком языке), Книги по запросу
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт БРИКСМИС .
- Экспозиция BRIXMIS в Музее военной разведки, Чиксандс, Великобритания.
- BBC Radio 4 - История Бриксмиса [ постоянная мертвая ссылка ] . Трансляция: 11 июня 2007 г.
- Шпионы холодной войны , части первая , вторая и третья . Интервью с бывшими членами BRIXMIS.
- Бывший офицер BRIXMIS Стивен Харрисон дал интервью подкасту Cold War Conversations. Арестован 11 раз, плюс 3 случая стрельбы – дневник офицера BRIXMIS, часть 1.
- Бывший офицер BRIXMIS Питер Уильямс дал интервью о происхождении Миссии, о таране и о своем исследовании файлов ШТАСИ, касающихся инцидента.
- Миссии Бывший офицер BRIXMIS Ангус Саутвуд дал интервью о целях разведки и о «заимствовании» частей советского реактивного истребителя .
- Разведывательные миссии RAF Gatow от бурундуков (статья включает фотографии).
- Бывший бурундук британских ВВС Гатоу в мемориальном полете битвы за Британию .
- Forces Network Статья бывшего офицера BRIXMIS.