Белл AH-1Z Гадюка
AH-1Z Гадюка | |
---|---|
AH-1Z морской пехоты США | |
Роль | Ударный вертолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Белл Вертолет |
Первый полет | 8 декабря 2000 г. |
Введение | 30 сентября 2010 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Корпус морской пехоты США Королевские ВВС Бахрейна Чешские ВВС |
Произведено | 2000 – настоящее время |
Количество построенных | 195 [ 1 ] [ 2 ] |
Разработано на основе | Белл AH-1 СуперКобра |
Bell AH-1Z Viper [ 3 ] — двухмоторный ударный вертолёт , созданный на базе AH-1W SuperCobra , разработанный и производимый американским аэрокосмическим производителем Bell Helicopter . Это один из последних членов плодовитой семьи Белл Хьюи . Его часто называют «зулусской коброй», основываясь на военного фонетического алфавита произношении варианта буквы .
AH-1Z был разработан в 1990-х и 2000-х годах в рамках программы модернизации H-1 по поручению Корпуса морской пехоты США (USMC). По сути, это модернизация существующих вертолетов AH-1W, и изначально предполагалось, что это будет программа реконструкции, прежде чем вместо этого будут сделаны последующие заказы на вертолеты новой постройки. Вертолеты общего назначения AH-1Z и Bell UH-1Y Venom имеют общую хвостовую балку, двигатели, несущую систему, трансмиссию, архитектуру авионики, программное обеспечение, органы управления и дисплеи, причем более чем на 84% идентичные компоненты. Кроме того, среди других усовершенствований он оснащен четырехлопастной безподшипниковой композитной системой несущего винта, модернизированной трансмиссией и новой системой прицеливания. [ 4 ] 8 декабря 2000 года AH-1Z совершил свой первый полет ; Первоначальная низкодебитная добыча была начата в октябре 2003 года.
30 сентября 2010 г. морская пехота США заявила, что AH-1Z достиг боевой готовности; он полностью заменил предыдущий AH-1W Super Cobra в октябре 2020 года. Этот тип является ключевым элементом оперативной группы Aviation Combat Element (ACE), которая поддерживает все этапы экспедиционных операций морской пехоты США. С момента своего появления морская пехота США провела различные модернизации, такие как установка канала передачи данных Link 16 и оснащение его совместной ракетой класса «воздух-земля» AGM-179A (JAGM). Кроме того, для AH-1Z искали многочисленных экспортных заказчиков, он регулярно конкурировал с Boeing AH-64 Apache за заказы . Первым экспортным заказчиком были Королевские ВВС Бахрейна , ВВС Чехии этот тип также заказали . В какой-то момент Пакистан должен был использовать собственные AH-1Z, но поставки были заблокированы по политическим причинам.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Особенности AH-1Z можно проследить до экспериментального Bell 249 1979 года, который по сути представлял собой модернизированный AH-1S, оснащенный четырехлопастной системой несущего винта от универсального вертолета Bell 412 . [ 5 ] Bell 249 использовался в качестве демонстратора концепции Bell Cobra II и появился на авиашоу в Фарнборо в 1980 году. По инициативе Bell, Cobra II должна была быть оснащена различными новыми и модернизированными боевыми системами, включая AGM- 114 Hellfire — ракета «воздух-земля» с новой системой наведения, которая также должна была оснащаться улучшенными двигателями. [ 6 ]
Дальнейшее развитие предложения Cobra 2000 включало двигатель General Electric T700 и четырехлопастной несущий винт. Хотя предложение Белла действительно вызвало некоторый интерес в Корпусе морской пехоты США, финансирования для продолжения его разработки в то время не последовало. В 1993 году компания Bell решила использовать вариант на базе AH-1W для новой британской программы ударных вертолетов. Эта модификация, получившая название CobraVenom , имела современную цифровую кабину и могла нести ракеты с проводным наведением , ракеты Hellfire или Brimstone . Два года спустя конструкция CobraVenom была усовершенствована, в частности, за счет применения четырехлопастной несущей системы. Однако позже в том же году для реализации программы была выбрана конкурирующая заявка на AH-64D Apache Longbow. [ 6 ] [ 7 ]
Программа обновления H-1
[ редактировать ]В 1996 году морская пехота США запустила программу модернизации H-1, подписав с Bell Helicopter контракт на модернизацию 180 AH-1W в AH-1Z и модернизацию 100 UH-1N в UH-1Y . [ 6 ] [ 8 ] В рамках программы H-1 были созданы полностью модернизированные ударные и служебные вертолеты со значительной унификацией конструкции для снижения эксплуатационных расходов. AH-1Z и UH-1Y имеют общую хвостовую балку, двигатели, несущую систему, трансмиссию, архитектуру авионики, программное обеспечение, органы управления и дисплеи, причем более чем на 84% идентичные компоненты. [ 9 ] [ 10 ]
Белл участвовал в совместной государственной испытательной группе на этапе проектирования и разработки программы H-1. Исследования и разработки продвигались медленно с 1996 по 2003 год. [ 6 ] Существующая двухлопастная полужесткая балансирующая несущая система была заменена четырехлопастной бесшарнирной и безопорной несущей системой. Конфигурация с четырьмя лопастями обеспечивает улучшение летных характеристик, включая увеличение диапазона полета, максимальной скорости, вертикальной скороподъемности, полезной нагрузки и снижение уровня вибрации несущего винта. [ 11 ] [ ненадежный источник? ]
AH-1Z совершил первый полет 8 декабря 2000 года. [ 12 ] В июле 2002 года компания Bell поставила три прототипа самолета США ВМС Командованию авиационных систем на военно-морской авиабазе Патаксент-Ривер для этапа летных испытаний программы. Начальное низкопроизводительное производство началось в октябре 2003 г. [ 6 ] с поставками до 2018 года. [ 13 ] был заключен контракт В конце 2006 года с компанией Meggitt Defense Systems на разработку новой бесзвенной системы подачи 20-мм боеприпасов для повышения надежности подачи оружия существующей системы связанной подачи . [ 14 ]
В феврале 2008 года ВМС США скорректировали контракт, поэтому последние 40 AH-1Z были построены как новые планеры вместо запланированной ранее реконструкции AH-1W. [ 15 ] В сентябре 2008 года ВМС запросили для Корпуса морской пехоты дополнительные 46 самолетов, в результате чего общее количество заказанных самолетов достигло 226. [ 16 ] В 2010 году Корпус морской пехоты заказал 189 самолетов AH-1Z, из них 58 новых планеров. [ 17 ] поставки продолжатся до 2022 года. [ 18 ] 10 декабря 2010 года Военно-морское ведомство одобрило серийное производство AH-1Z. [ 19 ] [ 20 ]
В ноябре 2022 года Bell передала Корпусу морской пехоты США 189-й AH-1Z, завершив рекордную программу по Viper. В сочетании со 160 планерами UH-1Y, поставка которых была завершена в 2018 году, это стало последней поставкой винтокрылых машин серии H-1 для вооруженных сил США с момента начала поставок в 1959 году. [ 21 ]
Дизайн
[ редактировать ]Bell AH-1Z Viper — ударный вертолет, созданный на базе более раннего Bell AH-1 SuperCobra . По сравнению со своим предшественником, он включает в себя различные усовершенствования и достижения, в том числе новую технологию несущего винта, модернизированную военную авионику, обновленные системы вооружения и электрооптические датчики на интегрированной платформе вооружения. Среди других преимуществ, предоставляемых этими изменениями, он имеет повышенную живучесть и может обнаруживать цели на больших дистанциях, а также атаковать их с использованием высокоточного оружия. [ 9 ] Планер был значительно переработан, чтобы обеспечить максимальную ударопрочность; Меры включают в себя энергопоглощающее шасси , системы инертизации паров топлива, самоуплотняющиеся топливные баки , энергопоглощающие ударостойкие сиденья, а также подход к проектированию удержания массы, применяемый ко многим основным компонентам. Активные системы включают в себя диспенсеры противодействия , радиолокационное предупреждение, предупреждение о приближающихся ракетах, системы предупреждения о лазерных пятнах на фюзеляже и систему инфракрасного подавления при наведении (HIRSS) для защиты выхлопных газов двигателя. [ 9 ]
AH-1Z оснащен безподшипниковой и бесшарнирной несущей системой; в нем на 75% меньше деталей, чем в четырехлопастных шарнирно-сочлененных системах. Лопасти несущего винта изготовлены из композитов , что придает им повышенную баллистическую живучесть; ротор оснащен полуавтоматической системой складывания, позволяющей более эффективно хранить AH-1Z на борту десантных кораблей и других транспортных средств. [ 9 ] Были предприняты усилия, чтобы максимизировать его ремонтопригодность и свести к минимуму требования к техническому обслуживанию; По сравнению с SuperCobra, были устранены многочисленные задачи по техническому обслуживанию, созданы интерактивные электронные технические руководства, требуется меньше места для хранения запасных частей, а также улучшена доступность. Кроме того, имеются различные датчики обнаружения неисправностей, облегчающие техническое обслуживание в зависимости от состояния. [ 9 ]
AH-1Z оснащен парой модернизированных коротких крыльев, которые значительно длиннее, чем у предыдущей SuperCobra. Каждый из них имеет дополнительную станцию на законцовке крыла для такой ракеты, как AIM-9 Sidewinder . Каждое короткое крыло имеет две другие станции для 2,75-дюймовых (70-мм) ракетных блоков Hydra 70 или счетверенных ракетных пусковых установок AGM-114 Hellfire. В начале 2022 года была достигнута первоначальная эксплуатационная готовность (IOC) с AGM-179 JAGM ; он использует тот же тип ракетных установок, что и Hellfires. [ 22 ] РЛС управления огнем AN/APG-78 Longbow также может быть установлена на законцовке крыла. [ 6 ] [ 23 ] Аналогичным образом, на эти станции может быть установлено другое боевое оборудование, в том числе внешние вспомогательные топливные баки ночного освещения LUU-2A/B на 77 и 100 галлонов, осветительные ракеты и многочисленные типы тренировочных боеприпасов. Под носовой частью AH-1Z находится башня A/A49E-7, оснащенная 20-мм (0,787 дюйма) M197 трехствольной поворотной пушкой ; это оружие имеет более высокую начальную скорость и более настильную траекторию, чем предшественники; он также совместим со снарядами класса «воздух-воздух» серии M50. [ 9 ]
Кабина AH-1Z спроектирована таким образом, что оба члена экипажа имеют практически одинаковые органы управления; им можно легко управлять как с передней, так и с задней позиции. Эти положения включают в себя архитектуру бокового джойстика Hands on Collective and Stick (HOCAS), которая позволяет пилоту выполнять многие функции, не отрывая рук от органов управления полетом. [ 9 ] Оба места экипажа оснащены парой многофункциональных жидкокристаллических дисплеев (ЖКД) размером 8×6 дюймов и одним двухфункциональным ЖК-дисплеем размером 4,2×4,2 дюйма. AH-1Z имеет интегрированную систему авионики, разработанную Northrop Grumman ; эта система включает в себя два компьютера миссии и систему автоматического управления полетом. интегрированную радиостанцию RT-1824 ВМС США, УВЧ/ОВЧ, COMSEC и модем Комплекс связи объединяет в одном блоке . Навигационный комплекс включает в себя встроенную GPS инерциальную навигационную систему , систему цифровой картографии и подсистему передачи данных о низкой скорости полета Meggitt, которая позволяет доставлять оружие при висении. [ 11 ]
Члены экипажа оснащены Thales «Top Owl» нашлемным прицельно-дисплейным комплексом . [ 4 ] Этот дисплей обеспечивает круглосуточную работу в режиме дня/ночи и бинокулярный дисплей с полем обзора 40°; его проекция на козырек обеспечивает перспективное инфракрасное (FLIR) или видеоизображение. Более того, с самого начала он был разработан с учетом возможности обновлений во время эксплуатации. [ 9 ] Система прицеливания цели Lockheed Martin (TSS) включает в себя датчик FLIR третьего поколения, который обеспечивает обнаружение и идентификацию цели днем, ночью или в неблагоприятных погодных условиях. Это пассивный датчик, в отличие от радара, поэтому его невозможно отследить. TSS имеет различные режимы просмотра и может отслеживать с помощью FLIR или ТВ. [ 9 ] Такая же система используется и на KC-130J Harvest HAWK. [ 24 ]
Операционная история
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]В мае 2005 года было объявлено, что AH-1Z завершил первый этап летных испытаний на море. [ 25 ] 15 октября 2005 года морская пехота США через Командование авиационных систем ВМС приняла поставку первого серийного вертолета AH-1Z. [ 26 ] И AH-1Z, и UH-1Y завершили опытно-конструкторские испытания в начале 2006 года. [ 27 ] В первом квартале 2006 года первые экземпляры этого типа были переданы в подразделение эксплуатационных испытаний на авиабазе NAS Patuxent River для прохождения эксплуатационных оценочных испытаний (OPEVAL). [ 28 ] В феврале 2008 года AH-1Z и UH-1Y начали вторую и последнюю часть испытаний OPEVAL. [ 29 ] 30 сентября 2010 года морская пехота США заявила, что AH-1Z достиг боевой готовности. [ 30 ]
С момента появления этого типа было исследовано и интегрировано множество модернизаций. В марте 2022 года было объявлено, что совместная ракета класса «воздух-земля» AGM-179A (JAGM) достигла начальной боевой готовности на базе AH-1Z; этот боеприпас заменит ракеты Hellfire и Maverick. [ 31 ] [ 22 ] По состоянию на начало 2022 года работа по установке комплектов для облегчения канала передачи данных Link 16 на AH-1Z и UH-1Y продолжалась. [ 32 ] [ 33 ]
В октябре 2020 года морская пехота США объявила о выводе последней из своих AH-1W Super Cobra; этот тип был полностью заменен на AH-1Z Vipers. [ 34 ] [ 10 ] На службе морской пехоты AH-1Z является ключевым элементом авиационного боевого элемента (ACE), целенаправленной силы поддержки морской пехоты США на всех этапах ее экспедиционных операций; Ключевые задачи в этом качестве включают наступательную поддержку с воздуха, противовоздушную борьбу, поддержку нападений и воздушную разведку. В начале 2020-х годов велись дебаты по поводу сокращения до одной трети парка ударных вертолетов морской пехоты США с целью перераспределения бюджета на другие возможности. [ 35 ] В мае 2021 года, несмотря на продолжающиеся поставки, несколько самолетов USMC AH-1Z были отправлены на долгосрочное хранение в 309-ю группу аэрокосмического обслуживания и регенерации (AMARG) в Аризоне в рамках более широкой реструктуризации. [ 36 ] [ 37 ]
Бахрейн
[ редактировать ]27 апреля 2018 года Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности США объявило, что получило одобрение Госдепартамента США, и уведомило Конгресс о возможной продаже Бахрейну 12 самолетов AH-1Z, 26 двигателей T-700 GE 401C и вооружения по ориентировочной стоимости США. 911,4 миллиона долларов (~ 1,09 миллиарда долларов в 2023 году). [ 38 ] В ноябре 2018 года Бахрейн подтвердил заказ на 12 AH-1Z. [ 39 ] и первые шесть были доставлены в середине 2022 года. [ 2 ]
Производство AH-1Z для Бахрейна было завершено в декабре 2022 года, а окончательные поставки состоятся в 2023 году. [ 40 ]
Чешская Республика
[ редактировать ]В 2016 году Bell также была заинтересована в продаже AH-1Z Чехии, которая стремилась вывести из эксплуатации свои боевые вертолеты Ми-24 советской эпохи . [ 41 ] В декабре 2019 года Чехия завершила продажу США четырех самолетов AH-1Z для ВВС Чехии . [ 42 ] [ 43 ] В марте 2022 года министр обороны Чехии Яна Чернохова объявила о планах закупить дополнительные вертолеты, объяснив это решение недавним вторжением России в Украину . [ 44 ]
Другой иностранный интерес
[ редактировать ]В начале 2010-х годов AH-1Z предлагался Южной Корее для конкуренции с AH-64 Apache и ударными вертолетами TAI/AgustaWestland T129 ATAK . [ 45 ] В апреле 2013 года Южная Корея объявила о выборе конкурирующего предложения AH-64E. [ 46 ]
В апреле 2015 года Госдепартамент США одобрил возможную продажу Пакистану за рубежом военных продаж (FMS) 15 AH-1Z Vipers с ракетами Hellfire, сопутствующим оборудованием и поддержкой на сумму до 952 миллионов долларов (~ 1,2 миллиарда долларов в 2023 году). [ 47 ] [ 48 ] Сообщалось, что в начале 2016 года Пакистан должен был получить девять самолетов AH-1Z к сентябрю 2018 года. [ 49 ] [ 50 ] Однако выполнение заказа Пакистана было отложено из-за политической напряженности между США и Пакистаном. Заказ на 12 самолетов никто не отменял. к маю 2019 года девять были построены, но хранятся на 309-й базе АМАРГ в ожидании разрешения разногласий между двумя странами. [ 51 ]
В 2016 году сообщалось, что Королевские ВВС Марокко были заинтересованы в закупке некоторого количества AH-1Z. [ 52 ]
В ноябре 2016 года Bell Helicopter подписала меморандум о взаимопонимании с румынской авиакосмической компанией IAR – Ghimbav Brasov Group о потенциальном сотрудничестве по AH-1Z. [ 53 ] В августе 2017 года Румыния также подписала письмо о намерениях с Bell Helicopter о создании совместного предприятия с румынской государственной компанией ROMARM для потенциальной закупки ряда самолетов AH-1Z. [ 54 ] [ 55 ]
AH-1Z и UH-1Y Venom В 2017 году Bell представила австралийской армии в качестве потенциальной замены существующему парку ударных вертолетов Eurocopter Tiger . [ 56 ] В январе 2021 года правительство Австралии объявило, что приобретет AH-64E Apache для замены своих «Тигров». [ 57 ]
В июле 2017 года Bell Helicopter и Polish Armaments Group подписали письмо о намерениях, в котором планируется сотрудничество по вертолетам UH-1Y и AH-1Z, что станет потенциальной заявкой на участие в программе приобретения польских ударных вертолетов Kruk, что является частью более широкой программы модернизации. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] Сообщается, что в марте 2022 года в связи с вторжением России в Украину Польша отложила принятие решения по новым ударным вертолетам до завершения тщательной проверки безопасности. [ 61 ]
В октябре 2017 года министр обороны Таиланда Правит Вонгсуван заявил, что Таиланд рассматривает возможность замены своего парка устаревших ударных вертолетов AH-1F Cobra и создаст комитет по закупкам для изучения этого вопроса. Официальные лица Королевской армии Таиланда заявили, что они заинтересованы в AH-1Z, а также в Agusta A129 Mangusta , Ми-28 , CAIC Z-10 , Bell AH-1 SuperCobra и Boeing AH-64 Apache. [ 62 ]
30 апреля 2020 года Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности США объявило, что получило одобрение Госдепартамента США, и уведомило Конгресс о возможной продаже Филиппинам либо шести ударных вертолетов AH-1Z и сопутствующего оборудования ориентировочной стоимостью 450 миллионов долларов, либо шести AH. -64E Apache и сопутствующее оборудование ориентировочной стоимостью 1,5 миллиарда долларов. [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ]
Нигерия уже некоторое время пытается закупить AH-1Z. Первоначально продажи были заблокированы Конгрессом из-за проблем с правами человека ; однако в апреле 2022 года было объявлено, что Государственный департамент США дал разрешение на продажу этого типа вместе со вспомогательным оборудованием по контракту стоимостью почти 1 миллиард долларов. [ 66 ] [ 67 ]
В марте 2023 года было объявлено, что Словакия получит двенадцать AH-1Z со скидкой после того, как страна отправила в Украину свои списанные истребители МиГ-29 . [ 68 ]
Операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС Бахрейна (поставлено 6 из 12 по заказу) [ 2 ]
- ВВС Чехии (3 из 10 поставлено по состоянию на август 2023 г.) [ 42 ] Шесть будут переданы по программе «Избыточные оборонные предметы», при этом один «Гадюка» останется в заказе. [ 69 ]
- ВВС Нигерии (12 под заказ). [ 70 ] [ 71 ]
- Словацкие ВВС (12 в предложении). [ 72 ] После отправки на Украину 13 ранее стоявших на вооружении МиГ-29 Словакия получила 12 самолетов Viper с 500 ракетами AGM-114 Hellfire II по сниженной цене в 340 миллионов долларов, при этом США покрыли 660 миллионов долларов, а ЕС - 213 миллионов долларов. По состоянию на 22 марта 2023 года правительство Словакии еще не приняло это предложение. [ 73 ]
- Корпус морской пехоты США (доставлено 189) [ 74 ]
Технические характеристики (АН-1З)
[ редактировать ]Данные из спецификаций Bell , [ 9 ] Международный справочник военных самолетов, 2002–2003 гг ., [ 75 ] Современные боевые самолеты [ 6 ]
Общие характеристики
- Экипаж: двое: пилот и второй пилот/наводчик (ЦПГ).
- Длина: 58 футов 3 дюйма (17,75 м)
- Высота: 14 футов 4 дюйма (4,37 м)
- Пустой вес: 12 300 фунтов (5 579 кг)
- Максимальный взлетный вес: 18 500 фунтов (8 391 кг)
- Силовая установка: 2 General Electric T700-GE-401C турбовальных мощностью 1800 л.с. (1300 кВт) каждый.
- Диаметр несущего винта: 48 футов (15 м)
- Площадь несущего винта: 1808 кв. футов (168,0 м ). 2 ) 4-лопастные несущий и рулевой винты
Производительность
- Крейсерская скорость: 160 узлов (180 миль в час, 300 км/ч)
- Никогда не превышайте скорость : 222 узла (255 миль в час, 411 км/ч).
- Дальность: 370 миль (430 миль, 690 км)
- Боевая дальность: 125 миль (144 миль, 232 км) с полезной нагрузкой 2500 фунтов (1100 кг).
- Практический потолок: 20 000 футов (6 100 м) +
- Скорость набора высоты: 2790 футов/мин (14,2 м/с).
Вооружение
- Оружие:
- 1 × 20-мм (0,787 дюйма) M197 трехствольная поворотная пушка в башне A / A49E-7 (боезапас 750 патронов)
- Узлы подвески: всего 6 опорных станций на коротких крыльях максимальной грузоподъемностью 5764 фунта (2615 кг) с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты:
- Ракеты:
- AIM-9 Sidewinder Ракеты класса «воздух-воздух» - по одной на каждой законцовке крыла (всего две)
- AGM-114 Hellfire Ракеты класса «воздух-земля» - до 16 ракет, установленных в четырех 4-зарядных ракетных пусковых установках M299, по две на каждом крыле.
- AGM-179 JAGM Ракеты класса «воздух-поверхность» — устанавливается до 8 ракет. [ 79 ] (подтверждено) в двух пусковых установках с 4 снарядами, по одной на каждом крыле (вероятно, 16, поскольку JAGM использует корпус ракеты Hellfire)
- Ракеты:
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Поставка 189-го AH-1Z Viper Корпусу морской пехоты США» . 2 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хойл, Крейг (10 ноября 2022 г.). «Бахрейнский AH-1Z дебютирует на выставке, поставки набирают обороты» . FlightGlobal . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ Обозначение моделей военных аэрокосмических аппаратов . Центр оборонной технической информации (отчет). 12 мая 2004 г. DOD 4120-15L. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Белл АХ-1Z» . Вертолет Белл. Архивировано из оригинала 28 марта 2007 года . Проверено 3 января 2008 г.
- ^ Верье, Майк (1990). Белл AH-1 Кобра . Лондон: Оспри. стр. 72–78. ISBN 0-85045-934-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дональд, Дэвид (2004). Современные боевые самолеты . Издательство AIRTime. ISBN 1-880588-76-5 .
- ^ Ипсен, Эрик (13 июля 1995 г.). «Великобритания должна выбрать 1 из 3 боевых вертолетов: генеральная битва близка к завершению» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 апреля 2015 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ Бишоп, Крис. Боевые корабли Хьюи Кобра . Издательство Оспри, 2006. ISBN 1-84176-984-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Колокол AH-1Z Зулу» . Вертолет Белл. Архивировано из оригинала 17 декабря 2013 года . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мизоками, Кайл (28 октября 2020 г.). «Морские пехотинцы отправляют ударный вертолет «Супер Кобра»» . Популярная механика .
- ^ Перейти обратно: а б Боевой вертолет AH-1W/AH-1Z Super Cobra, США . Airforce-Technology.com. Проверено: 14 января 2008 г. Архивировано 16 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «AH-1Z совершил первый полет». Архивировано 20 февраля 2008 г. в Wayback Machine . Вертолет Белл, 7 декабря 2000 г.
- ^ «Завершение опытно-конструкторских испытаний AH-1Z/UH-1Y» . ВМС США, 6 марта 2006 г.
- ^ «Система подачи Linkless™ 20 мм: Cobra» (PDF) . Защитные системы Меггитт . Проверено 8 мая 2022 г.
- ^ Уорвик, Грэм (15 февраля 2008 г.). «Модернизация Bell AH-1Z для перехода на новые планеры» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 21 августа 2008 года . Проверено 18 августа 2008 г.
- ^ Тримбл, Стивен (22 августа 2008 г.). «ВМС США предлагают больше UH-1Y и AH-1Z, несмотря на отставание на этапе испытаний» . Рейс Интернешнл. Архивировано из оригинала 9 августа 2009 года . Проверено 24 января 2010 г.
- ^ Батлер, Эми (13 октября 2010 г.). «Морские пехотинцы США предлагают увеличить производство AH-1Z» . Авиационная неделя . Проверено 13 октября 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Bell завершит поставки Корпусу морской пехоты UH-1Y Venom к концу 2018 года» . Рейс Интернешнл. 17 мая 2018 года. Архивировано из оригинала 30 марта 2019 года . Проверено 19 мая 2018 г.
- ^ «Вертолет Bell AH-1Z получил одобрение ВМФ на полномасштабное производство» . Шепард Групп Лимитед. 10 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2010 года . Проверено 11 декабря 2010 г.
- ^ «Змеи и роторы: программа вертолетов H-1 морской пехоты США» . Ежедневник оборонной промышленности. 30 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2011 г. Проверено 2 января 2011 г.
- ^ Bell доставила морской пехоте последний боевой вертолет Viper . Международные авиационные новости . 4 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рейм, Гаррет (8 декабря 2021 г.). «Корпус морской пехоты расширяет возможности AH-1Z Viper по охоте за кораблями с помощью испытаний JAGM» . Flightglobal.com.
- ^ AN/APG – Список оборудования. Архивировано 12 июня 2010 года в Wayback Machine . обозначение-systems.net
- ^ Аррингтон, Саманта Х. (19 мая 2011 г.). «От Hueys до Harvest Hawk: самолеты морской пехоты в Афганистане» . ДВИДС . Архивировано из оригинала 6 апреля 2012 года . Проверено 19 мая 2011 г.
- ^ «AH-1Z/UH-1Y завершил первые ходовые испытания» . ВМС США. 13 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2008 г. Проверено 27 февраля 2008 г.
- ^ «Bell 449 SuperCobra и KingCobra» . Информационная группа Джейн. 7 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 27 декабря 2008 г. Проверено 27 февраля 2008 г.
- ^ Миллиман, Джон (1 марта 2006 г.). «Завершение опытно-конструкторских испытаний AH-1Z/UH-1Y» . ВМС США. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 20 июня 2009 г.
- ^ "AH-1Z/UH-1Y Старт OPEVAL" . ВМС США, 6 мая 2006 г.
- ^ Уорвик, Грэм (20 февраля 2008 г.). «Bell AH-1Z и UH-1Y Корпуса морской пехоты США вступают в финальную фазу испытаний» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 года . Проверено 27 февраля 2008 г.
- ^ Тримбл, Стивен (30 сентября 2010 г.). «USMC объявляет AH-1Z Viper боеготовым» . Рейс Интернешнл. Архивировано из оригинала 7 октября 2010 года . Проверено 1 октября 2010 г.
- ^ Бишт, Индер Сингх (10 марта 2022 г.). «Совместная ракета класса «воздух-земля» достигла начальной боевой готовности» . thedefensepost.com.
- ^ Сабалла, Джо (4 января 2022 г.). «ВМС США ищут возможности создания сети датчиков боевых вертолетов» . thedefensepost.com.
- ^ Рейм, Гаррет (9 июня 2021 г.). «Корпус морской пехоты США Bell AH-1Z Viper подключается к наземной станции по каналу Link 16» . Flightglobal.com.
- ^ «Корпус морской пехоты официально снял с вооружения вертолет AH-1W Super Cobra» . Taskandpose.com. 20 октября 2020 г.
- ^ Дрейк, Терри (апрель 2022 г.). «План проектирования сил морской пехоты нанесет вред ее авиации» . Taskandpose.com.
- ^ Дженнингс, Гарет (17 мая 2021 г.). «USMC отправляет первый вертолет AH-1Z на кладбище, поскольку поставки продолжаются» . Джейнс.
- ^ Тревитик, Джозеф (24 марта 2021 г.). «Десятки вертолетов AH-1Z и UH-1Y будут выведены из эксплуатации в рамках реорганизации сил морской пехоты США» . thedrive.com.
- ^ «Бахрейн – ударные вертолеты AH-IZ» . DSCA США. 27 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 30 апреля 2018 г. Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ Моррисон, Мердо (15 ноября 2018 г.). «Бахрейн подтверждает закупку 12 AH-1Z Vipers» . Полет Глобал . Бахрейн. Архивировано из оригинала 15 ноября 2018 года . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ «Bell завершает рекордную программу ударных вертолетов AH-1Z в Бахрейне» .
- ^ «Гадюки для V4» (на польском языке). Польская Збройна. 2016. Архивировано из оригинала 28 февраля 2016 года . Проверено 25 февраля 2016 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Парсонс, Дэн (16 декабря 2019 г.). «Сделка с Чехией по H-1 позволит сохранить производственную линию Bell открытой как минимум до 2024 года» . вертикальный маг.com.
- ^ Рейм, Гаррет (21 июля 2021 г.). «Bell возобновляет производство вертолетов UH-1Y Venom по заказу Чехии» . Flightglobal.com.
- ^ Адамовский, Ярослав (18 марта 2022 г.). «Чехия рассматривает возможность увеличения заказа на вертолеты Venom и Viper производства Bell» . сайт Defensenews.com.
- ^ «Корейские предложения на вертолеты» . Flightglobal.com. 26 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 15 июня 2013 года . Проверено 26 сентября 2012 г.
- ^ Сон, Сан Хо (17 апреля 2013 г.). «Сеул закупит 36 вертолетов Apache» . Корейский Вестник . Архивировано из оригинала 20 июня 2017 года . Проверено 17 апреля 2013 г.
- ^ Гулд, Джо; Ансари, Усман (8 августа 2017 г.). «Госдепартамент одобрил сделку с Пакистаном по программе Helo на сумму 952 миллиона долларов» . Новости обороны . Проверено 9 февраля 2019 г.
- ^ «США одобрили продажу Пакистану ударных вертолетов и ракет «Хеллфайр» по цене менее 1 миллиарда долларов» . Ежедневные Таймс . 2015. Архивировано из оригинала 10 апреля 2015 года . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ «Пакистан получит девять ударных вертолетов AH-1Z» . IHS Джейнс. 5 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2016 г. . Проверено 28 августа 2016 г.
- ^ «Пакистан заказывает еще девять боевых кораблей Bell AH-1Z» . Полет Глобал. 5 апреля 2016 года. Архивировано из оригинала 10 сентября 2016 года . Проверено 28 августа 2016 г.
- ^ «Девять пакистанских AH-1Z сейчас хранятся в AMARG» . Ежемесячник ВВС . Ключевое издательство. Май 2019. с. 26.
- ^ «Американский производитель вертолетов Bell стремится продать свою новейшую модель Cobra Королевским вооруженным силам» . Стол . 14 апреля 2016 года. Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 года . Проверено 26 мая 2017 г.
- ^ Вудворд, Эндрю (14 ноября 2016 г.). «Bell Helicopter подписывает Меморандум о взаимопонимании с IAR – Гимбав Брашов» . Вертолет Белл . Форт-Уэрт, Техас. Архивировано из оригинала 16 ноября 2016 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ «Румыния подписывает соглашение о намерениях с Bell Helicopter на боевые вертолеты» . Военно-воздушные технологии . 10 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 23 августа 2017 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ «Румыния и Bell Helicopter подписывают соглашение о намерениях на приобретение боевого вертолета AH-1Z Viper» . Распознавание воздуха . 9 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 23 августа 2017 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ «Airbus с оптимизмом смотрит на австралийских тигров как Bell, Boeing Circle» . Авиационная неделя . 1 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2017 года . Проверено 5 марта 2017 г.
- ^ «Апач выбран в качестве замены вооруженного вертолета» . Австралийский оборонный журнал . 15 января 2021 г. Проверено 16 января 2021 г.
- ^ Томкинс, Ричард (26 июля 2017 г.). «Bell и PGZ будут сотрудничать по поставке военных вертолетов для Польши» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . Архивировано из оригинала 23 августа 2017 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Николас, Скотт (27 июля 2017 г.). «Дочерняя компания Textron, PGZ, будет сотрудничать в предложении вертолетов AH-1Z и UH-1Y для Польши» . Исполнительный бизнес . Архивировано из оригинала 23 августа 2017 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Фуллер, С.Л. (27 июля 2017 г.). «Bell подписывает письмо о намерениях с польской фирмой на UH-1Y, AH-1Z» . Ротор энд Винг Интернэшнл . Архивировано из оригинала 23 августа 2017 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Мартин, Тим (30 марта 2022 г.). «Польша воздерживается от покупки новых ударных вертолетов до завершения оценки государственной безопасности» . shephardmedia.com.
- ^ Греватт, Джон (10 октября 2017 г.). «Таиланд планирует приобретение боевых вертолетов» . IHS Jane’s 360 . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 10 октября 2017 г.
- ^ «Филиппины – ударные вертолеты AH-1Z, сопутствующее оборудование и поддержка» . Агентство сотрудничества в области оборонной безопасности.
- ^ «Филиппины – ударные вертолеты Apache AH-64E, сопутствующее оборудование и поддержка» . Агентство сотрудничества в области оборонной безопасности.
- ^ «США одобрили вариант ударного вертолета Apache Viper для Филиппин» . Новости обороны. 30 апреля 2020 г.
- ^ Ифеома Океке-Кориеоча и Godsgift Оньединефу (17 апреля 2022 г.). «Объяснитель: что нужно знать об ударных вертолетах стоимостью 1 миллиард долларов, проданных США Нигерии» . businessday.ng.
- ^ Дюбуа, Гастон (15 апреля 2022 г.). «США разрешают продажу Нигерии AH-1Z Viper, но без ракет Hellfire» . aviacionline.com.
- ^ «Словакия получила предложение США по вертолетам после отправки самолетов в Украину» . Рейтер . 22 марта 2023 г. Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ Бахоункова, Петра (18 августа 2022 г.). «Чернохова: США бесплатно предоставят Чехии восемь вертолетов» . Чешское телевидение.
- ^ «Министерство обороны США подтверждает покупку нигерийского AH-1Z» .
- ^ «Благодаря Нигерии Африка открывается для Bell AH-1Z Viper» . 4 января 2024 г.
- ^ «Словакия получила предложение США по вертолетам после отправки самолетов в Украину» . Рейтер . 22 марта 2023 г. Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ Ассошиэйтед Пресс (22 марта 2023 г.). "США предлагают Словакии вертолеты для предоставления самолетов Украине" . Новости обороны . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ «Bell доставила в морскую пехоту США последний AH-1Z Viper» . Navalnews.com . 2 ноября 2022 г. Проверено 26 января 2023 г.
- ^ Фроули, Джерард (2002). Международный справочник военных самолетов . Аэрокосмические публикации. п. 37. ИСБН 1-875671-55-2 .
- ^ «Ракеты APKWS от BAE интегрированы в новую модель 407GT компании Bell» . Flightglobal.com. 5 марта 2013 года. Архивировано из оригинала 1 августа 2013 года . Проверено 11 июля 2013 г.
- ^ «Веном и Гадюка Белла привлекли внимание к зарубежным продажам» . Flightglobal.com. 20 мая 2016 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2016 года . Проверено 19 октября 2016 г.
- ^ Тревитик, Джозеф (4 июня 2018 г.). «Модернизированные старые боевые корабли Cobra предлагают большие возможности без ценника» . Блог The Drive, War Zone.
- ^ «Объединенная ракета класса «воздух-земля» морской пехоты достигла начальной боевой готовности» . Американский флот . Проверено 14 мая 2024 г.