Jump to content

Тимур Апакидзе

Тимур Автандилович Апакидзе
Родное имя
Тимур Автандилович Апакидзе
Темур Афакидзе
Рожденный ( 1954-03-04 ) 4 марта 1954 г.
Тбилиси , Грузия
Умер 17 июля 2001 г. (17 июля 2001 г.) (47 лет)
Ostrov , Russian Federation
Верность  Советский Союз
 Россия
Услуга/ ветвь Советская морская авиация
Российская морская авиация
Лет службы 1975–2001
Классифицировать Генерал-майор
Команды удержаны
Награды Герой Российской Федерации
Заслуженный военный летчик Российской Федерации.

Тимур Автандилович Апакидзе ( русский : Тимур Автандилович Апакидзе , грузинский : თემურ აფაქიძე , также транслитерируется как Темур Апакидзе ; 4 марта 1954 — 17 июля 2001) — российский генерал-майор грузинского происхождения , летчик-истребитель, летный специалист и основатель современной Российский военно-морской флот Авиация и Герой Российской Федерации .

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Тимур Апакидзе родился в Тбилиси , Грузинская ССР, в семье русской матери и грузинского отца из знатного грузинского рода Апакидзе . Его мать переехала с ним в Ленинград, когда ему был год. Там он вырос и пошел в школу. После окончания 8-го класса Апакидзе поступил в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище . В 1971 году, накануне окончания учебы, главнокомандующий академии телеграфировал адмиралу Сергею Горшкову об исключительных способностях Апакидзе и просил его вернуться на флот, как только он окончит летное училище. Адмирал согласился, и с 1971 года Апакидзе начал службу в советской армии в должности морского летчика. В том же году он стал курсантом Ейского высшего военного авиационного училища. [1]

Военная служба

[ редактировать ]

В 1975 году после окончания ЭВВАУ в Ейске Тимур Апакидзе был направлен в звании лейтенанта в 846-й отдельный гвардейский морской ударный авиационный полк «В.П. Чкалов» Балтийского флота. К 1983 году, уже получив звание майора , он исполнял обязанности заместителя командира по летной подготовке того же полка. Во время этого назначения он ввёл обучение пилотов рукопашному бою, будучи убеждён, что воины без оружия должны уметь защитить себя, если этого потребует ситуация. В 1986 году после окончания Военно-морской академии имени Гречкова был направлен в город Николаев и назначен командиром 100 -го истребительного авиаполка . Изучал технику корабельной авиации в «Центре морской авиации». С конца 1980-х по начало 1990-х годов он считался лучшим советским, а затем и российским летчиком-истребителем, будучи первым, кто посадил Су-27К ( Су-33 ) на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов» 26 сентября 1991 года . В тот же день он совершил еще три посадки, а затем успешно опробовал тот же маневр ночью и в сложных метеоусловиях, став практически основоположником современной русской морской авиации. До этого Апакидзе потерял один из первых самолетов серии под кодовым названием «Т-10К-8» из-за неисправности управления. Он пережил инцидент, катапультировавшись, но неоднократно заявлял, что не может простить себе того, что не спас бойца. [1]

На момент распада Советского Союза в 1991 году Апакидзе занимал должность начальника управления воздушного боя и тактической подготовки морской авиации в Саках, Крым . Отказавшись принести присягу на верность Украине, а также отклонив предложение восстановленной Республики Грузия возглавить ее ВВС, как сообщается, сказав: «Принесите присягу только один раз», он ушел, по крайней мере, с 16 солдатами своего полка ( 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк). ) летчики в Североморск , [2] Россия забирает с собой полковые знамена. В 1992 году он был назначен командиром единственного в России 279-го истребительного полка ВМФ (Североморск-3). Занимавший службу с марта 1993 года заместителем командующего, а с ноября 1994 года — командиром 57-й смешанной авиационной дивизии Северного флота удостоен звания Героя Российской Федерации , Тимур Автандилович Апакидзе 17 августа и отличия «Золотая Звезда». 1995 г. - за разработку эффективных палубных программ обучения и подготовки, а также за смелые и многочисленные экспериментальные летные испытания Су-33. Позже в том же году командир дивизии Апакидзе отправился на авианосец «Кузнецов» в Средиземное море на боевое дежурство. За время кампании, завершившейся в марте 1996 года, его пилоты совершили 2500 посадок. Апакидзе выполнял взлеты до семи раз в день, подавая пример другим. Примерно в это же время два израильских F-16 атаковали российский Су-33, нарушивший воздушное пространство Израиля, но их удалось перехитрить. Российскому пилоту удалось встать позади преследовавших его F-16, но затем он отступил. [3]

Несмотря на эти впечатляющие усилия и результаты, с тех пор активность и интенсивность полетов снизились. На тот момент единственный российский авианосец выходил в море лишь на две-три недели в году для маневренной подготовки, пока такая деятельность не была полностью прекращена. Корабельных истребителей одновременно насчитывалось не более 15. Однако именно благодаря обещанию Апакидзе «Адмирал Кузнецов» не был списан, как другие советские корабли, в результате резкого сокращения финансирования вооруженных сил, особенно военно-морского флота. В 1997 году генерал-майор Апакидзе начал обучать своих подчиненных так называемым « Кобрам Пугачева » и «Колокола», которые затем обучали своих учеников. Однако в долгосрочной перспективе они не прижились, поскольку эти приемы считаются нетрадиционными, не подпадают под действие каких-либо правил и поэтому не применяются в качестве стандартных упражнений для российских летчиков-истребителей. Апакидзе был одним из пяти пилотов в мире, освоивших «Кобру» Пугачева . В 1998 году генерал Апакидзе присутствовал на Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил России , а в 2001 году назначен заместителем командующего по программе подготовки морской авиации. Несмотря на то, что он был старшим офицером и ему уже были поручены важные дела, он никогда не прекращал летать. На момент смерти он налетал 3850 часов на 13 различных самолетах и ​​совершил 283 посадки на палубу авианосца. Ни один пилот не погиб ни под его командованием, ни за время службы. [1]

Авария на авиашоу и смерть

[ редактировать ]

17 июля 2001 года во время авиашоу в честь 85-летия морской авиации России Су-33 Апакидзе разбился при выполнении маневров. Поначалу шоу шло по плану, но когда Апакидзе выполнил сложный маневр, [2] он сообщил, что столкнулся с внезапными техническими трудностями, и с земли было видно, что самолет вышел из-под контроля. Он не катапультировался, несмотря на то, что дважды получил команду. Пытаясь улететь из населенного пункта, он нацелился на взлетно-посадочную полосу, очевидно, пытаясь спасти самолет. К сожалению, он добрался до взлетно-посадочной полосы всего в трех километрах (2 милях). Незадолго до столкновения с землей он катапультировался из кабины и получил множественные переломы, но скончался по дороге в больницу и был похоронен на Троекуровском кладбище . В его честь установлены бюсты и мемориальные доски. [1]

Дань уважения и мемориалы

[ редактировать ]
  • 17 июля 2002 года на Троекуровском кладбище (площадь 4) открыт памятник.
  • Название присвоено одной из улиц города Острова Псковской области , улице, на которой он жил, в городе Североморске — 3 Мурманской области и одной из улиц в деревне Новофедоровка (бывшая Саки-4). гарнизон, Крым). [2]
  • Имя присвоено школе № 57 Мурманска.
  • На месте крушения истребителя Су-33 ( Псковская область ) установлен памятный знак.
  • В городе Североморске Мурманской области на площади Сафонова установлен бюст.
  • В селе Новофедоровка (бывший гарнизон Саки-4) на Аллее Героев установлен бюст.
  • Открыты мемориальные доски в Нахимовском училище, в Саках, Калининграде и Североморске-3.
  • Т. А. Апакидзе посвящена песня барда Константина Фролова «Поговори со мной о крыльях».
  • 17 июля 2013 года, ровно через 12 лет после его гибели на территории Комсомольского -на-Амуре авиазавода был открыт памятник палубному истребителю Су-33 . На самолете был нанесен портрет Т.А. Апакидзе и бортовой номер «70».
  • проводится Кубок Псковской области по каратэ имени Героя Российской Федерации Тимура Апакидзе Ежегодно, начиная с 2002 года, в городе Великие Луки . [7]
  • В 2015 году приказом Министра обороны Российской Федерации генерал-майор Т.А. Апакидзе на постоянной основе зачислен в списки личного состава Нахимовского военно-морского училища . [4]
  • Название военно-патриотического клуба «Кадетская авиация» в городе Сызрань .

Почести и награды

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д "Герой Российской Федерации Апакидзе Тимур Автандилович" [Hero of Russia Timur Apakidze Avtandilovich]. warheroes.ru (in Russian). 2016 . Retrieved 31 March 2016 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с "Снова в небо: в морской авиации появится полк-герой" . Известия . 25 December 2018.
  3. ^ «Сайт ВВС» .
  4. ^ https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12071083 Генерал-майор Тимур Апакидзе навсегда зачислен в списки Нахимовского военно-морского училища], 12 августа 2015 г.

Литература

[ редактировать ]
  • Северикова Л. Л. Тимур и его небо: Воспоминания. Лариса Северикова. — Moscow: Издательство «Московская типография № 2», АПК И ППРО, 2009. — 120 с.

Освещение фильма

[ редактировать ]
  • Форсаж . видео) Наталья Гугуева - Тимур Апакидзе (Официальное музыкальное видео Наталья Гугуева - Тимур Апакидзе (Официальное музыкальное ) 2001.
  • Соколиная тропа. Тайна смерти генерала Апакидзе. Рен — телевизор. 2006 г.
  • О расследовании гибели генерала Т. Апакидзе. Столица, Щит Родины, 2006 г.
  • Тимур. История последнего полета. Первый канал, 2005 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6be287fa502eac18d8f3105654e3be9e__1703481420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/9e/6be287fa502eac18d8f3105654e3be9e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Timur Apakidze - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)