Дассо Мистер IV
MD.454 Тайна IV | |
---|---|
![]() | |
Dassault Mystère IVA хранится в Музее воздуха . | |
Роль | Истребитель-бомбардировщик |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Дассо Авиация |
Первый полет | 28 сентября 1952 г. |
Введение | апрель 1953 г. |
Ушедший на пенсию | 1980-е годы |
Основные пользователи | Французские ВВС Индийские ВВС Израильские ВВС |
Произведено | 1953–1958 |
Количество построенных | 411 |
Разработано на основе | Дассо Мистер |
Развитый в | Дассо Супер Мистер |
Dassault MD.454 Mystère IV — французский истребитель-бомбардировщик 1950-х годов , первый трансзвуковой самолёт, поступивший на вооружение ВВС Франции . [ 1 ] Он использовался в крупномасштабных боях ВВС Израиля во время Шестидневной войны 1967 года .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Mystère IV представлял собой эволюционное развитие самолета Mystère II . Несмотря на внешнее сходство с более ранними самолетами, Mystère IV на самом деле представлял собой новую конструкцию с аэродинамическими улучшениями для сверхзвукового полета. Прототип совершил первый полет 28 сентября 1952 года, а самолет поступил на вооружение в апреле 1953 года. Первые 50 серийных самолетов Mystere IVA были оснащены британскими Rolls-Royce Tay турбореактивными двигателями , а остальные имели французскую версию Hispano-Suiza Verdon 350. этот двигатель.
Операционная история
[ редактировать ]
Израильские Mystère IV участвовали в боевых действиях во время арабо-израильских войн , к ним присоединились французские Mystères во время Суэцкого кризиса .
Франция
[ редактировать ]Франция была основным оператором Mystère IV и на пике использования имела 6 эскадрилий. Большая часть самолетов была приобретена в рамках контракта на оффшорные закупки в США. [ 2 ] и многие были возвращены под стражу в США после выхода на пенсию. [ 3 ] В апреле 1953 года правительство США и ВВС США разместили заказ на 223 самолета, которые будут эксплуатироваться французами. [ 3 ]
Новые Mystère IV использовались во время Суэцкого кризиса 1956 года и продолжали использоваться до 1980-х годов. [ 3 ]
Израиль
[ редактировать ]Mystère IV стал первым израильским истребителем со стреловидным крылом, когда в 1955 году заказ на Mystère II был изменен на 24 Mystère IV, которые были поставлены с апреля по июнь 1956 года для оснащения 101-й эскадрильи . Еще 36 самолетов были поставлены в августе 1956 года, а последний самолет, оборудованный для разведки, был доставлен в сентябре 1956 года. [ 4 ]
29 октября 1956 года, когда Израиль атаковал Египет в начале так называемого Суэцкого кризиса , вторгшись на Синайский полуостров , «Мистеры» 101-й эскадрильи были задействованы как для воздушных, так и для наземных атак. [ 5 ] 30 октября Mystère IV впервые сбился, когда восемь самолетов сражались с 16 МиГ-15 ВВС Египта . «Мистер» сбили один МиГ, а второй МиГ и один из «Мистер» были повреждены. На следующий день двое задействованных «Мистеров» заявили о четырех египетских «Де Хэвилленд Вампиров» сбитии , а еще один МиГ-15 и МиГ-17 были заявлены позже в тот же день. [ 6 ] Израильские Мистерес совершили в общей сложности 147 боевых вылетов во время войны, потеряв один самолет, сбитый огнем с земли 2 ноября. [ 7 ]
Вторая эскадрилья, 109-я эскадрилья, была оснащена Mystère IV в декабре 1956 года. [ 7 ] в то время как 101-я эскадрилья передала свои Mystères 116-й эскадрилье в ноябре 1961 года. [ 8 ] Израиль планировал заменить Mystère IV на Douglas A-4 Skyhawk 109-я и 116-я эскадрильи все еще эксплуатировали французские истребители , но в начале Шестидневной войны . Mystère использовался в качестве штурмовика во время войны, совершив 610 боевых вылетов, заявив, что три арабских самолета (два МиГ-17 и иорданский Hawker Hunter ) были сбиты, в результате чего было потеряно семь Mystère, пять - от огня с земли и два - от истребителей противника. (один египетского МиГ-21 и один иорданского «Хантера», пилотируемого пилотом ВВС Сайфулом Азамом). [ 9 ]
18 марта 1971 года Mystère был окончательно уволен со службы в Израиле. [ 10 ]
Индия
[ редактировать ]В 1957 году Индия закупила 104 самолета и широко использовала их в индо-пакистанской войне 1965 года .
16 сентября 1965 года Mystère IVA сбил пакистанский L-19 . 7 сентября индийский Mystère был поврежден в воздухе пакистанским истребителем Lockheed F-104 Starfighter во время налета на Саргодху. Гораздо более быстрый «Звездный истребитель» случайно ускорился перед «Мистером» и был сбит. И «Мистер», и «Звездный истребитель» разбились. Пакистанский пилот смог катапультироваться и благополучно спуститься с парашютом, но пилот индийских ВВС Девайя погиб в результате крушения и был награжден Маха Вир Чакрой посмертно, через 23 года после боя. [ 11 ] [ 12 ]
В начале этого наступления самолет ВВС F-104 сбил самолет Mystère IV индийских ВВС одной из ракет AIM-9 Sidewinder, совершив первое боевое поражение с помощью самолета, способного развивать скорость 2 Маха. [ 13 ]
Во время кампании Mystère IV также уничтожили пакистанские самолеты на земле, в том числе четыре F-86F , три F-104 и два транспортных самолета Lockheed C-130 Hercules . [ 14 ]
Вывод из эксплуатации самолета начался вскоре после Индо-Пакистанской войны 1965 года, хотя дальнейшие действия он принял во время Индо-Пакистанской войны 1971 года , к 1973 году он был полностью выведен из состава ВВС Индии.
Варианты
[ редактировать ]- Тайна IV
- Прототип с Rolls-Royce Tay 250. двигателем
- Тайна ИВА

- Серийный истребитель-бомбардировщик, построено 421 самолет, первые 50 - Rolls-Royce Tay, 250 остальные 371 - французская модификация Tay, Hispano-Suiza Verdon.
- Тайна IVB
- В дополнение к серийному Mystère IVA, Dassault разработала модернизированный Mystère IVB с форсажным двигателем Rolls-Royce Avon (первые два прототипа) или SNECMA Atar 101 (третий прототип) и радиолокационным прицелом . Было построено шесть предсерийных самолетов, но от проекта отказались в пользу перспективного Super Mystère . В 1954 году французский пилот Константин Розанов погиб при пролете этого самолета на малой высоте.

- Тайна ИВН
- Dassault также предложила двухместный всепогодный перехватчика вариант под названием Mystère IVN . Самолет был оснащен радаром AN/APG-33 по схеме, аналогичной североамериканскому F-86D Sabre Dog , с Rolls-Royce Avon турбореактивным двигателем и вооружен 55×68-мм ракетами Matra в выдвижном поддоне. Первый прототип поднялся в воздух 19 июля 1954 года. В конце концов AdA решила приобрести Sud Aviation Vautour и F-86K Sabre для роли перехватчика, но прототип Mystère IVN продолжал летать в течение нескольких лет в качестве испытательного стенда для радиолокационного оборудования.
Операторы
[ редактировать ]
- ВВС Франции , доставлено 241 самолет
- ВВС Индии , доставлено 110 единиц
- ВВС Израиля , доставлен 61 самолет. [ 15 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]Израиль
[ редактировать ]- 60 — Dassault Mystère IVa в Музее ВВС Израиля .
Великобритания
[ редактировать ]- 70 — Dassault Mystère IVa в Музее авиации Мидленд в Ковентри .
- 79 — Dassault Mystère IVa в Музее авиации Норфолка и Саффолка во Фликстоне .
- 83 — Dassault Mystère IVa в Ньюаркском музее авиации в Уинторпе, Ноттингемшир .
- 121 - Dassault Mystère IVa в Музее авиации города Норидж в Хоршам-Сент-Фейт, Норфолк . [ 16 ]
- 318 — Dassault Mystère IVa в Музее авиации Дамфриса и Галлоуэя в Дамфрисе , Шотландия .
олень
[ редактировать ]- 57 — Dassault Mystère IVA в Музее авиации и космонавтики Пима , Тусон , Аризона . [ 17 ]
Польша
[ редактировать ]- 146 — Dassault Mystère IVa в Музее польской авиации в Кракове . [ 18 ]
Технические характеристики (Mystère IVA)
[ редактировать ]
Данные из Полной книги бойцов [ 19 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 12,89 м (42 фута 3 дюйма)
- Размах крыльев: 11,12 м (36 футов 6 дюймов)
- Высота: 4,6 м (15 футов 1 дюйм)
- Площадь крыла: 32,06 м 2 (345,1 кв. футов)
- Вес пустого: 5860 кг (12919 фунтов)
- Полная масса: 8510 кг (18761 фунт)
- Максимальный взлетный вес: 9500 кг (20944 фунта) [ 20 ]
- Силовая установка: 1 двигатель Hispano-Suiza Verdon 350 турбореактивный , тяга 34,32 кН (7720 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 1110 км/ч (690 миль в час, 600 узлов) на уровне моря.
- Дальность действия: 915 км (569 миль, 494 миль) без внешних баков. [ 20 ]
- 2280 км (1420 миль; 1230 миль) с внешними баками [ 19 ]
- Практический потолок: 15 000 м (49 000 футов) [ 20 ]
- Скорость набора высоты: 40 м/с (7900 футов/мин)
Вооружение
- Орудия: 2 30-мм (1,18 дюйма) пушки DEFA с боекомплектом по 150 патронов на ствол.
- Ракеты: 55 ракет класса «воздух-воздух» в выдвижном ранце. [ 21 ]
- Бомбы: 1000 кг (2200 фунтов) полезной нагрузки на четырех внешних узлах подвески , включая различные бомбы, ракеты или десантные баки.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- САС Сабля
- Хоукер Хантер
- Mikoyan-Gurevich MiG-17
- Североамериканский F-86D Sabre
- Шэньян J-5
- Супермарин Свифт
Связанные списки
Пилоты, устанавливающие рекорды
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Суонборо, Гордон; Грин, Уильям А. (2001). Иллюстрированная анатомия истребителей мира: внутренняя история более 100 классических произведений об эволюции истребителей . Оцеола, Висконсин: MBI Pub. п. 196. ИСБН 0-7603-1124-2 .
- ^ Лорд Исмей (23 апреля 1953 г.). «НАТО объявляет о программе самолетов стоимостью 550 миллионов долларов» . НАТО.
- ^ Перейти обратно: а б с Орбис 1985, стр. 3605-1608
- ^ Aloni Air Enthusiast , март/апрель 2005 г., стр. 15–16.
- ^ Aloni Air Enthusiast , март/апрель 2005 г., стр. 17–18.
- ^ Aloni Air Enthusiast , март/апрель 2005 г., с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Aloni Air Enthusiast , март/апрель 2005 г., с. 19.
- ^ Aloni Air Enthusiast , март/апрель 2005 г., с. 20.
- ^ Aloni Air Enthusiast , март/апрель 2005 г., стр. 21–23.
- ^ Aloni Air Enthusiast , март/апрель 2005 г., с. 23.
- ^ «Награды Маха Вир Чакры (IAF)» . Бхарат Ракшак (Вооруженные силы Индии). Архивировано из оригинала 10 июля 2014 года . Проверено 22 июня 2014 г.
- ^ «Награды Маха Вир Чакры (1988)» . Бхарат Ракшак (Вооруженные силы Индии) . Проверено 22 июня 2014 г.
- ^ Голландское авиационное общество. «Обзоры вооруженных сил - ВВС Пакистана / Пак Физая (Пакистан Физайя)» . Голландское авиационное общество.
- ^ Б. Гарри (2 сентября 2006 г.). «IAF COMBAT KILLS - ИНДО-ПАКСКАЯ ВОЗДУШНАЯ ВОЙНА 1965 ГОДА» (PDF) . orbat.com. Архивировано из оригинала (PDF) 27 ноября 2010 года . Проверено 9 сентября 2010 г.
- ^ Aloni Air Enthusiast , март/апрель 2005 г., с. 16.
- ^ «Список самолетов» . Городской музей авиации Нориджа . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ «Досье Айфрейма» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Сайт музея» . Музей польской авиации . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грин и Суонборо, 1994, с. 149.
- ^ Перейти обратно: а б с Aloni Air Enthusiast , март/апрель 2005 г., с. 15.
- ^ Бриджмен 1955, с. 139.
Библиография
[ редактировать ]- Алони, Шломо (март – апрель 2005 г.). «Магистраль со стреловидным крылом: Mystère IVA на израильской службе». Любитель воздуха (116): 12–23. ISSN 0143-5450 .
- Бриджмен, Леонард (1955). Джейн «Все самолеты мира», 1955–56 . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- Баттлер, Тони (январь 2019 г.). «Секретные материалы Дассо: Ouragan 30L, Barougan, Mystère de Nuit и Mystère IVN». Историк авиации (26): 40–50. ISSN 2051-1930 .
- Карбонель, Жан-Кристоф (2016). Секретные проекты Франции . Том. 1: Послевоенные истребители. Манчестер, Великобритания: Crecy Publishing. ISBN 978-1-91080-900-6 .
- Дональд, Дэвид; Лейк, Джон, ред. (1996). Энциклопедия мировой военной авиации . Издательство ЭИРтайм. ISBN 1-880588-24-2 .
- Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (1994). Полная книга бойцов . Нью-Йорк: Смитмарк. ISBN 0-83173939-8 .
- Копенгаген, В., изд. Большая книга ( с типами самолетов на немецком языке). Транспресс. ISBN 3-344-00162-0 .
- Роше, Алексис, изд. (май 2023 г.). «70 лет Patrouille de France: Золотой век сверхзвуковой Mystere IV, Часть 1». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (642): 18–30. ISSN 0757-4169 .
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов . Том. Частичная работа 1982–1985 гг. Издательство Орбис.
Внешние ссылки
[ редактировать ]