Boris Kovzan
Boris Ivanovich Kovzan | |
---|---|
![]() Почтовая марка России 2014 года с изображением Ковзана и одного из его таранов. | |
Родное имя | Борис Иванович Ковзан |
Рожденный | 7 апреля 1922 г. Shakhty , Русский SFSR |
Умер | 31 августа 1985 г. Минск , Белорусская ССР , Советский Союз. |
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1939 – 1958 |
Классифицировать | Polkovnik (Colonel) |
Битвы/войны | |
Награды | Герой Советского Союза Орден Ленина (2) Орден Красного Знамени Орден Отечественной войны Медаль «За боевые заслуги». |
Борис Иванович Ковзан ( русский : Борис Иванович Ковзан ; 7 апреля 1922 - 31 августа 1985) был советским летчиком-истребителем и единственным человеком, совершившим четыре подтвержденных воздушных тарана , называемых тарана в Советском Союзе атаками .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ковзан родился в 1922 году в русской рабочей семье в Шахтах. После окончания средней школы в Бобруйске (Белоруссия) он вступил в ряды Красной Армии в 1939 году и поступил в Одесское военное авиационное училище на Украине. В 1940 году его направили в 160-й истребительный авиационный полк Белорусского особого военного округа. [ 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вскоре после вторжения Германии в Советский Союз в 1941 году Ковзан был отправлен на фронт. 29 октября 1941 года он, будучи младшим лейтенантом 42-го истребительного авиационного полка, совершил свой первый воздушный таран над Загорском. Он протаранил немецкий тяжелый истребитель Мессершмитт Bf 110 , выполнявший разведывательную миссию над территорией, контролируемой Советским Союзом, на перехватчике МиГ-3 . В тот день он израсходовал все боеприпасы, чтобы сбить Мессершмитт Bf 109 из группы из четырех человек, и был вынужден вернуться на аэродром. Подходя к аэродрому, на котором он базировался, он заметил самолет-разведчик и протаранил его вверх на высоте 5000 метров (16000 футов). Таран вражеского самолета вверх был необычным приемом, но Ковзан не единственный, кто его использовал; известные пилоты, такие как Амет-хан Султан, позже использовали эту технику. После атаки Ковзан смог приземлиться. Перед этим тараном в августе 1941 года он сбил легкий бомбардировщик Dornier Do 215 . [ 2 ]
Второй воздушный таран Ковзан совершил над Торжком 21 февраля 1942 года. он протаранил Юнкерс Ju 88 На Як-1 и снова сумел посадить поврежденный самолет на аэродроме.
9 июля 1942 года он таранил приближавшийся Мессершмитт Bf 110 над деревней Любцы Новгородской области ; ему снова удалось благополучно посадить свой поврежденный Як-1. После той атаки он был представлен к званию Героя Советского Союза, однако руководство 6-й воздушной армии отклонило это представление и наградило его орденом Красного Знамени . [ 1 ]
Его четвертый и последний таран произошел над Старой Руссой 13 августа 1942 года, когда он протаранил Ju 88, летая на Ла-5 . Во время патрулирования в этом районе он заметил группу из семи Юнкерсов Ju 88 и шести Мессершмиттов Bf 110. Не успел он приблизиться к группе, как немцы заметили его истребитель и атаковали. Зная, что его единственный самолет не сможет противостоять группе бомбардировщиков, и игнорируя дополнительные истребители сопровождения, он бросился на несколько самолетов Юнкерса, надеясь уничтожить как можно больше, прежде чем оказаться на линии огня Ме- 109. После выстрела Ме-109 по самолету Ковзана один из снарядов попал в его кабину и попал ему в правый глаз. Затем он попытался выпрыгнуть из самолета, но обнаружил, что у него недостаточно сил для этого, поэтому врезался в Ju 88. В результате удара в самолете образовалось отверстие, из которого он мог выбраться, и он упал с высоты 6000 метров (20 000 футов) и приземлился на болоте в колхозе, сломав ногу, руку и несколько ребер. Рабочие совхоза вытащили Ковзана без сознания из болота и отвезли его в партизанский отряд, который затем доставил его в госпиталь в Москве, где он в конце концов пришел в сознание. [ 3 ]
24 августа 1943 года Ковзан был официально удостоен звания Героя Советского Союза Указом Верховного Совета за стойкость, несмотря на тяжёлые ранения. Проведя десять месяцев в госпитале, восстанавливаясь от ран, он был освобожден и вернулся в советские ВВС сначала в качестве летного инструктора, а затем в качестве заместителя командира 144-го истребительного полка. [ 1 ] [ 4 ]
По некоторым данным, Ковзан одержал 28 воздушных побед во время войны, четыре из которых тараном, хотя большинство современных историков сочли такие утверждения сомнительными, и поэтому он не включен в энциклопедию советских летных асов Михаила Быкова. [ 5 ] [ 1 ] [ 4 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны Ковзан остался в ВВС и занимал различные должности; Первоначально он был заместителем командира 123-й истребительной авиационной дивизии, а затем в 1954 году окончил Военно-воздушную академию, после чего возглавил аэроклуб ДОСААФ в Рязани. В 1958 году ушел из ВВС в звании полковника и уволился в запас, но продолжал работать в должности начальника Рязанского аэроклуба до переезда в Минск в 1969 году. Умер 30 августа 1985 года в возрасте 63 лет, похоронен в с. Минское Северное кладбище. [ 1 ] [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и "Ковзан Борис Иванович" . www.warheroes.ru . Retrieved 2018-05-26 .
- ^ "Ковзан Борис Иванович" . aeroram.narod.ru . Retrieved 2018-05-26 .
- ^ "Ковзан Боpис Иванович" . www.airwar.ru . Retrieved 2018-05-26 .
- ^ Перейти обратно: а б с Shevchenko, Nikolai. "ЛЕТЧИК НЕБЕСНОЙ ВЫСОТЫ" . warmuseum.by (in Russian) . Retrieved 2018-05-26 .
- ^ Bykov, Mikhail (2014). Все асы Сталина. 1936 - 1953 гг (in Russian). Moscow: Yauza. ISBN 978-5-9955-0712-3 . OCLC 879321002 .