Юрий Османов
Юрий Бекирович Османов | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 7 ноября 1993 г. (52 года) |
Национальность | крымскотатарский |
Гражданство | Советский Союз Украина |
Альма-матер | Московский государственный технический университет имени Баумана |
Политическая партия | НДКТ |
Супруг | Айше Гуд |
Юрий Бекирович Османов ( крымскотатарский : Юрий Бекир оглу Османов , русский : Юрий Бекирович Османов ; 1 апреля 1941, Бююк Каралез , Бахчисарайский район , Крымская АССР , РСФСР , СССР — 7 ноября 1993, Симферополь , Республика Крым , Украина ) был учёным, инженером, марксистом-ленинцем и крымскотатарским правозащитником. Он был одним из соучредителей Национального движения крымских татар, которое добивалось полного права возвращения крымскотатарского народа на родину и восстановления Крымской АССР . [1] [2] [3] [4] [5]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Османов родился 1 апреля 1941 года в Бююк-Каралезе, Крым. Его отец Бекир Османов был агрономом крымскотатарской национальности, который стал разведчиком советских партизан во время немецкой оккупации Крыма, во время которой Юрий вместе с матерью, белоруской, был эвакуирован в Азербайджан. В послевоенной книге о партизанах в Крыму ложно утверждалось, что его отец был расстрелянным немецким шпионом, но на самом деле он пережил войну и никогда не переходил на сторону немцев, а Центральный комитет в конце концов признал это утверждение ложным и распорядился выпустить последующие издания. книги исправить. [6] В 1944 году семья Османовых была депортирована в Фергану Узбекской ССР как «спецпоселенцы» из-за своего крымскотатарского происхождения. Несмотря на то, что он был всего лишь маленьким ребенком во время Второй мировой войны, находился вдали от Крыма во время конфликта и был сыном раненого партизана, к нему применяли заявление о том, что крымские татары были предателями, и с ним обращались как с гражданином второго сорта. как результат. После окончания средней школы в 1958 году с отличными оценками он подал заявление о поступлении в Московский государственный университет, поскольку его оценки были достаточно высокими, но ему было отказано, поскольку он был крымским татарином, и, следовательно, ему официально было запрещено посещать учебные заведения за пределами Средней Азии. Однако Амет-хан Султан замолвил об Османове доброе слово перед академиками, и в конце концов ему разрешили поступить в Московский государственный технический университет имени Баумана . Там он окончил в 1965 году по специальности инженер-механик. Работал в Объединенном институте ядерных исследований и Институте физики высоких энергий. ; Там он заинтересовался крымскотатарским движением за гражданские права и проводил свободное время, изучая наследие и труды Исмаила Гаспринского , основателя крымскотатарского просвещения. [7]
Активизм
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В то время Османов стал активистом, большинству депортированных народов, переживших режим «спецпереселенцев», включая чеченцев и калмыков, было полностью разрешено вернуться на родину и не было отказано в необходимой для этого прописке; однако советское руководство не применяло такую же политику в отношении крымских татар, и в результате подавляющее большинство крымских татар были вынуждены оставаться в изгнании из-за невозможности получить вид на жительство в Крыму. [8] [9] Однако официальная советская версия заключалась в том, что крымские татары прижились на месте ссылки и имели равные права – несмотря на то, что они не имели таких же прав на вид на жительство на своей предыдущей земле проживания, как другие депортированные народы, а также утверждение, что крымские татары «прижилось» было ложью; [10] Мало того, что они были объектами погромов, у них было явное желание вернуться в Крым, тема, пронизывающая все аспекты их культуры, начиная от вышивки с изображением полуострова и заканчивая скорбной песней « Эй Гузель Кирим» . Отказ Москвы разрешить возвращение был основан не только на желании удовлетворить новых русских поселенцев в Крыму, которые были очень враждебно настроены к идее возвращения. [11] но по экономическим причинам: высокая производительность крымскотатарской промышленности в Центральной Азии означала, что возвращение диаспоры нанесет ущерб целям индустриализации Центральной Азии. Историки давно подозревали, что насильственное сопротивление чеченцев изгнанию привело к дальнейшей готовности позволить им вернуться, в то время как ненасильственное движение крымских татар не привело к какому-либо желанию правительства Узбекской ССР покинуть крымских татар. По сути, правительство наказывало крымских татар за то, что они были стахановцами, одновременно вознаграждая депортированные народы, которые внесли меньший вклад в строительство социализма, вызывая дальнейшее недовольство. [12] [13]
Политическая деятельность в Советском Союзе
[ редактировать ]В январе 1968 года Османов впервые был арестован за распространение листовки с недовольством крымских татар и требованиями полной реабилитации, за что был приговорен к двум с половиной годам колонии строгого режима. После освобождения с золотого рудника Кызылкум он начал работать инженером на стекольном заводе в Азербайджане, а затем вернулся в Фергану в 1972 году. Там он работал на заводе азотных удобрений, а затем в институте Гипроводхоз, продолжая при этом оставаться политически активным. Одним из проектов его активизма стала оценка масштабов потерь крымскотатарского народа от депортации. С 1973 по 1974 год он и его отец работали над переписью депортированных крымских татар в Средней Азии, в ходе которой они подсчитали, что реальное число крымских татар, депортированных в 1944 году, составило 423 100 человек, что значительно превышает официальные оценки в пределах 200 000 человек. КГБ настаивал на том , что уровень смертности депортированных крымских татар в первые несколько лет ссылки составлял «всего» около 22%. [14] но перепись Османов показала цифру около 46%, [15] что привело его к выводу, что советские переписи населения были фальсифицированы. [16] После составления переписи населения и оценки потерь он составил список из семи жалоб на советскую политику, который отправил центральному правительству СССР, а также в ООН. [17] В декабре 1982 года он был арестован за распространение серии листовок с описанием жестокого обращения с крымскими татарами в Советском Союзе, за что его обвинили в «клевете на советскую систему»; его самиздатские работы, которые привели к его аресту, включали листовку под названием «Геноцид-израильский стиль», в которой сравнивалось обращение с крымскими татарами со стороны СССР и с палестинцами со стороны Израиля. [18] Впоследствии он отсидел три года в трудовом лагере строгого режима в Якутии, а затем за три дня до запланированного освобождения был насильно доставлен в Благовещенскую психиатрическую больницу, где содержался под стражей еще два года и подвергался карательной психиатрии . В тюрьме умер его отец, один из немногих, кому разрешили вернуться в Крым. На похоронах, за которыми пристально следил КГБ, его похоронили рядом с Мусой Мамутом , совершившим самосожжение в знак протеста против вынужденного выезда из Крыма. [2] Юрий Османов был освобожден в сентябре 1987 года во время перестройки и вернулся к активной деятельности. Ранее в июле того же года государственная комиссия для рассмотрения и оценки заявления о праве на возвращение была создана под председательством Андрея Громыко . [19]
Снисходительное отношение Громыко [20] и неспособность заверить их в том, что они будут иметь право на возвращение [21] закончилось тем, что оно касалось членов крымскотатарского правозащитного движения. В июне он отклонил просьбу о восстановлении крымскотатарской автономии в Крыму и поддержал лишь небольшие усилия по возвращению, одновременно согласившись разрешить запросы с более низким приоритетом о наличии большего количества публикаций и школьного обучения на крымскотатарском языке на местном уровне. среди районов депортированного населения. [22] Окончательный вывод Громыко о том, что «нет оснований для возобновления автономии и предоставления крымским татарам права на возвращение» [23] вызвало массовые протесты. [24] [25] Анатолий Лукьянов из комиссии отметил, что другим народам, депортированным во время войны, было разрешено вернуться, и отметил, что случай с калмыками , которые были депортированы менее чем за год до крымских татар по той же официальной причине, но им разрешили вернуться в Калмыкия в 1950-е годы. Сотрудничество калмыков с немцами в войне не было использовано в качестве причины для обращения с мирным населением калмыки как с гражданами второго сорта в 1980-е годы, поскольку к тому времени они были фактически реабилитированы, а обращение с крымскими татарами как с гражданами второго сорта в то время часто оправдывалось повторением одних и тех же официальных тезисов об их предполагаемых действиях во Второй мировой войне. [26] погромы депортированных турок-месхетинцев Менее чем через два года после того, как комиссия Громыко отклонила их просьбу об автономии и возвращении, в Средней Азии произошли . Во время погромов пострадали и некоторые крымские татары, но Османов сыграл активную роль в деэскалации конфликта и защите местных крымскотатарских общин от нападавших. После погромов руководству СССР стало ясно, что крымские татары и турки-месхетинцы не полностью ассимилировались в Средней Азии, как предполагалось, и была создана вторая комиссия в составе Османова для пересмотра запросов крымских татар. В ноябре военные приняли постановление «О признании репрессивных действий в отношении народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», в основу которого лег проект «Декларации о преступности и противоправности государственных актов в отношении народов, подвергшихся депортации». 14 декабря 1989 года Верховный Совет признал депортацию незаконной, а в 1990 году Османов был назначен исполняющим обязанности председателя Государственного комитета по делам депортированных народов Крымского облисполкома. Там ему удалось добиться от руководства среднеазиатских республик и Крыма разрешения на полное возвращение и получить финансирование для поддержки возвращающихся людей. Он занимал этот пост до марта 1991 года. [2]
Давние разногласия между последователями Османова и Джемилева стали более очевидными в эпоху перестройки. В то время как целью НДКТ Османова (русский: НДКТ, явления движения крымских татар) было восстановление Крымской АССР в соответствии с ленинским принципом национальной автономии титульных коренных народов на их родине, фракция Джемилева, находившаяся в то время под знаменем ОКНД , позже ставший Меджилисом , хотел создания независимого крымскотатарского государства. Османов очень боялся, что более радикальная ОКНД усугубит и без того напряженную этническую напряженность в Крыму, поскольку татарофобия будет широко распространена, а ОКНД будет требовать все больше и больше земель в Крыму вместо того, чтобы пытаться принять более примирительные меры. [2] [27] [28] [29]
Спустя годы и смерть
[ редактировать ]После выхода из комиссии Османов посвятил себя журналистике и НДКТ. В 1991 году он основал газету «Арекет», редактором которой был до конца своей жизни. Он также писал для других газет, писал статьи о межэтнических отношениях в Крыму. В 1992 году переехал на родину, в Крым, с женой и дочерью. В марте 1993 года стал деканом факультета востоковедения Таврического эколого-политического университета. Позже в том же году он посетил Турцию, чтобы встретиться с тамошней крымскотатарской диаспорой. Встреча прошла хорошо, однако разногласия Османова с Меджилисом усилились после того, как Джемилев сделал противоречивые комментарии двум турецким газетам. Османов очень боялся, что Крым превратится в такое же жестокое место, как Чечня, и беспокоился, что методы Джемлиева спровоцируют местное русское население. Однако прежде чем Османов смог реализовать свои политические амбиции, он был жестоко избит, когда шел домой с работы вечером 6 ноября 1993 года, и на следующий день был найден мертвым от полученных травм. Многие из его последователей считают, что это было политическое убийство. Похоронен на кладбище Абдал. [30] [31] [32] Смерть Османова привела к падению НДКТ и почти полному забвению, оставив Меджилис крупнейшей крымскотатарской политической партией. [33]
См. также
[ редактировать ]- Депортация крымских татар
- Расизм в Советском Союзе
- Движение за гражданские права
- Право на возврат
- Нельсон Мандела
- Мартин Лютер Кинг мл.
- Исмаил Гаспирали
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Юрий Бекирович Османов // Ю. Османов. «Белая книга национального движения крымских татар» » .
- ^ Jump up to: а б с д Bekirova, Gulnara (1 April 2016). "Юрий Османов" . Крым.Реалии (in Russian) . Retrieved 13 September 2019 .
- ^ Скутч, Карл (2013). Энциклопедия меньшинств мира . Рутледж. п. 1190. ИСБН 9781135193881 .
- ^ Умбах, Франк (1994). Россия и проблемы сплочения Украины: итоги ознакомительной миссии . Федеральный институт восточных и международных исследований. п. 30.
- ^ Афкарский запрос . Тропвейл Лимитед. Июнь 1984 г. с. 61.
- ^ Osmanov, Bekir; Osmanov, Yuri (2001). Не о спокойной жизни мы мечтали (in Russian). Simferopol: Dolina. pp. 2–4. ISBN 9667637700 . OCLC 58418725 .
- ^ Хуршутов, Асан Р. (2007). Экзамен за второй день четвёртого (на русском языке). Симферополь: ВГМИ Таврия. п. 116.ISBN 9789664351437 . OCLC 261297982 .
- ^ Буттино, Марко (1993). В разваливающейся империи: слаборазвитость, этнические конфликты и национализм в Советском Союзе . п. 68. ИСБН 88-07-99048-2 .
- ^ Олворт, Эдвард; Азия, Центр изучения Центральной Азии Колумбийского университета (1988). Татары Крыма: их борьба за выживание: оригинальные исследования Северной Америки, неофициальные и официальные документы из царских и советских источников . Издательство Университета Дьюка. п. 226. ИСБН 9780822307587 .
- ^ Bekirova, Gulnara (20 October 2012). "Крымские татары: этногенез, история государственных учреждений, миграционные процессы, культурное наследие". Ukrainian Oriental Studies (in Russian): 135–137.
- ^ Уильямс, Брайан Глин (2001). Крымские татары: опыт диаспоры и формирование нации . БРИЛЛ. п. 265. ИСБН 9789004121225 .
- ^ Бакли, Синтия Дж.; Рубль, Блэр А.; Хофманн, Эрин Траут (2008). Миграция, Родина и принадлежность к Евразии . Пресса Центра Вудро Вильсона. п. 213. ИСБН 9780801890758 .
- ^ Уильямс, Брайан Глин (2015). Крымские татары: от советского геноцида к путинскому завоеванию . Издательство Оксфордского университета. п. 108. ИСБН 9780190494704 .
- ^ Хьюман Райтс Вотч 1991 , с. 34.
- ^ Олворт 1998 , с. 6.
- ^ Османов 2013 , с. 85.
- ^ "Белая книга национального движения крымских татар" .
- ^ Ablyazov, Emir (8 December 2017). "Четыре обыска Юрия Османова" . goloskrimanew.ru . Retrieved 22 December 2020 .
- ^ Рау, Збигнев (2019). Возрождение гражданского общества в Восточной Европе и Советском Союзе . Рутледж. п. 164. ИСБН 9781000305111 .
- ^ Фаус, Гэри К. (2000). Языки бывших советских республик: их история и развитие . Университетское издательство Америки. п. 340. ИСБН 9780761816072 .
- ^ Мастный, Войтех (2019). Советское/восточноевропейское исследование, 1987-1988: избранные исследования и анализ по материалам Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Рутледж. п. 133. ИСБН 9781000312751 .
- ^ Отчеты о соблюдении прав человека в странах: отчет, представленный Государственным департаментом в Комитет по иностранным делам Палаты представителей США и Комитет по международным отношениям Сената США в соответствии с разделами 116(d) и 502B(b) Иностранной помощи. Закон 1961 года с поправками . Типография правительства США. 1989. с. 1230.
- ^ Хьюман Райтс Вотч 1991 , с. 38.
- ^ Vyatkin, Anatoly (1997). Крымские татары: проблемы репатриации (in Russian). Ин-т востоковедения РАН. p. 32. ISBN 9785892820318 .
- ^ Олкотт, Марта Брилл; Гайда, Любомир; Олкотт, Энтони (26 июля 2019 г.). Советское многонациональное государство . Рутледж. ISBN 9781315494432 .
- ^ Dichkov, Aleksandr (2018). Загадка древнего завета. Исторический детектив (in Russian). Litres. p. 701. ISBN 9785040537594 .
- ^ Расы и народы (на русском языке). Наука. 1997. с. 124.
- ^ Kasyanenko, Nikita (14 April 2001). " "...К сыну от отца — закалять сердца" " . day.kyiv.ua .
- ^ Guboglo, Mikhail; Chervonnaya, Svetlana (1992). Крымскотатарское национальное движение (in Russian). Москва: Центр по изучению межнациональных отношений. ISBN 978-5-201-00836-9 . OCLC 29281153 .
- ^ "Крымские татары не враги России" . Милли Фирка (in Russian). 8 September 2014 . Retrieved 13 September 2019 .
- ^ Chernetsov, Konstantin (1999). Крым бандитский . Moscow: Tsentrpoligraf.
- ^ Белая книга Национального движения крымских татар . Simferopol: Biznes Inform. 2011. p. 11. ISBN 978-966-648-279-5 . OCLC 746463537 .
- ^ Yang, Yering (2010). Национализм в поздне-- и посткоммунистической Европе (in Russian). Rosspen. p. 216. ISBN 9785824313055 .
Библиография
[ редактировать ]- Олворт, Эдвард (1998). Татары Крыма: Возвращение на Родину: Исследования и документы . Дарем: Издательство Университета Дьюка . ISBN 9780822319948 . LCCN 97019110 . OCLC 610947243 .
- Хьюман Райтс Вотч (1991). «Наказанные народы» Советского Союза: продолжающееся наследие сталинских депортаций» (PDF) .
- Османов, Юрий (2013). Исторические справки : Сборник исторических статей (на русском языке). Симферополь : НДКТ.