Jump to content

Роллан Кадыев

Роллан Кадиев
Рожденный 9 апреля 1937 г.
Умер 15 мая 1990 г. (53 года)
Место захоронения Кладбище Пенджаб Мазори
Альма-матер Самаркандский государственный университет
Род занятий физик , доцент
Супруг Джамилия Халикова

Роллан Кемалевич Кадыев ( крымскотатарский : Роллан Кемаль оглу Кадыев , русский : Роллан Кемалевич Кадыев ; 9 апреля 1937 — 15 мая 1990) — крымскотатарский физик и борец за гражданские права в Советском Союзе . Обвиняемый по ташкентскому процессу , он стал известен как ярый противник маргинализации и разграничения крымских татар, публично осуждая ограничения на возвращение в Крым, а также политику правительства, утверждающую, что крымские татары не являются отдельной этнической группой, что было продемонстрировано официальными властями. использование эвфемизма «люди татарской национальности, ранее проживавшие в Крыму» вместо собственного этнонима «крымский татарин». За свою деятельность, такую ​​как распространение листовок и устное противостояние тем, кто поддерживал статус-кво против национальной политики в отношении крымских татар, он был заключен в тюрьму по обвинению в «клевете на советскую систему», несмотря на то, что он страстно доказывал, что дискриминационная и ассимиляционистская политика в отношении крымских татар Татары были огромным отклонением от правильной ленинской национальной политики. Позже в своей жизни он значительно смягчил свой тон после тюремного заключения в 1979 году за драку с партийным организатором, подписав скандальное открытое письмо с критикой в ​​адрес Айше Сейтмуратовой Деятельность на радио «Свобода» , которая была опубликована в газетах «Ленин Байраги» и «Правда Востока» в феврале 1981 года.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Кадыев родился 9 апреля 1937 года в Крыму в крымскотатарской семье. Его семья решительно поддерживала Советский Союз; его мать Селиме была комсомольской активисткой с первых дней союза, а родители назвали его Ролланом в честь Ромена Роллана , французского писателя и откровенного сторонника Сталина . Семья пыталась бежать от наступающих немецких войск во время вторжения в Крым , но им удалось вовремя эвакуироваться с полуострова, что заставило их жить спокойно и надеяться остаться незамеченными до возвращения Красной Армии. Несмотря на их лояльность советскому правительству, они все еще подвергались ссылке, и когда он был маленьким ребенком, одним майским утром его жестоко разбудили солдат, направивший ему в лицо штык; его семье, как и другим крымским татарам, впоследствии было предоставлено очень мало времени, чтобы одеться и собрать некоторые вещи, которые они могли унести перед депортацией в Среднюю Азию . Семья прибыла в Самарканд, где десятилетиями жила в ссылке. [1] [2]

Карьера физики

[ редактировать ]

Несмотря на трудности, которые ему пришлось пережить в детстве, Кадыев преуспел в учебе в средней школе и после некоторых неудач сумел поступить на физический факультет Самаркандского государственного университета . После окончания университета с отличием в 1959 году работал на кафедре теоретической физики, где сосредоточился на изучении астрофизики , гравитации и теории относительности ; Его исследования были опубликованы в Журнале экспериментальной и теоретической физики. После того, как ему отказали в возможности поехать на научные конференции в стране, ему в конце концов разрешили принять участие в Пятой Международной конференции по общей теории относительности, которая состоялась в Тбилиси летом 1968 года. Там он представил доклад под названием «Новые экспериментальные исследования». подтверждение общей теории относительности» со своим коллегой Ленуром Арифовым . На конференции иностранный журналист спросил его о его крымскотатарском происхождении; Затем Кадыев рассказал о тяжелом положении крымских татар, вместо того чтобы притвориться, что он «укоренен» в Узбекской ССР, из-за чего у него возникли дальнейшие проблемы с КГБ. К тому времени он уже стал известен властям за свою поддержку права на возвращение, и его неоднократно вызывали администраторы и партийные чиновники. По прибытии в Самарканд после конференции в его доме был произведен обыск, а официально он был арестован в октябре 1968 года. После суда над другим " Ташкентская десятка » и отсидев впоследствии три года тюрьмы по обвинению в «клевете на советский строй», он вернулся к преподаванию в Самаркандском университете, но после второго заключения и последующего условно-досрочного освобождения в 1981 году за драку с парторгом за грубые высказывания в В 1979 году ему первоначально запретили преподавать, поэтому вместо этого он работал лаборантом в университете. Несмотря на неудачу, он защитил диссертацию и получил степень кандидата наук, а в конечном итоге стал доцентом. [1] [3] [4] [5] [6]

Крымскотатарский правозащитный активизм

[ редактировать ]

Родители Кадыева, будучи убежденными коммунистами, были одними из первых, кто присоединился к инициативным группам, выступающим за права крымских татар. Следуя их примеру, Кадыев также сохранил мечту вернуться в Крым и вскоре тоже стал активным участником движения. Впервые партийные органы сделали ему выговор в декабре 1966 года за отказ следовать партийной линии; его попросили прочитать группе студентов лекцию о советской конституции, которая соответствовала линии партии, но он чувствовал, что не может сделать это добросовестно, потому что считал, что конституция не защищает его права из-за того, как крымские татары лечился, не имея права на возвращение в Крым и официально расформированной Крымской АССР, поэтому он попросил не читать лекцию. Впоследствии декан созвал партбюро, чтобы сделать ему выговор и сказать, что крымским татарам не на что жаловаться, но Кадыев остался на своей позиции и спросил, почему крымских татар не реабилитировали и не разрешили вернуться, а другим депортированным народам разрешили. [1] [2]

9 сентября 1967 года, когда лидер партии Вишневский пришел в университет, чтобы зачитать объявление о постановлении правительства от 5 сентября 1967 года, в котором говорилось, что «лица татарской национальности, ранее проживавшие в Крыму», были официально «реабилитированы», прежде чем разглагольствовать против крымских татар, Кадыев и его друг Вели Исмаилов упрекнул его перед публикой. За это их вызвала администрация школы и заставила пройти четырехчасовое идеологическое воспитание. [1]

В мае 1968 года Кадыев присоединился к группе из примерно 800 крымских татар в составе организованной делегации, приехавшей в Москву, чтобы провести митинг в честь годовщины депортации 18 мая и поговорить с политическими лидерами. Однако известие о планах проведения митинга дошло до властей до того, как это произошло, что привело к тому, что московские власти жестоко подавили деятельность и задержали крымскотатарских гостей, приехавших в Москву, а затем выдворили их из города 17 мая; Кадыев пришел к выводу, что сотрудники КГБ прослушивали их телефоны и записывали их разговоры, поскольку заранее знали о запланированном митинге; он также посетил Бахчисарай , но не смог остаться надолго. Позже в том же году на конференции в Тбилиси он дал честную и мрачную оценку ситуации, в которой оказались крымские татары, иностранному журналисту, который спросил его об этом, о чем немедленно узнал КГБ. Находясь некоторое время в их поле зрения, они готовились привлечь его к ответственности за его активную деятельность в защиту прав крымских татар, обыскивая его дом в Самарканде, прежде чем в конце концов арестовать его в начале октября 1968 года. Кроме того, власти обыскали его родителей и тестя. по месту жительства Ло, несмотря на то, что на момент ареста он там не проживал. Ожидая суда, который начался только 1 июля 1969 года, он написал письма в судебные органы, осуждающие обвинение. 12 ноября 1968 года он написал письмо прокурору Узбекской ССР, разбивая доводы властей против него и требуя в свою защиту различные документы, в том числе Всеобщую декларацию прав человека, Конституцию СССР, все тома постановлений КПСС. и декреты, и полное собрание сочинений Ленина сопровождались угрозой голодовки. [2]

суд 1969 года

[ редактировать ]

На суде он выступил с пространным заявлением (продолжительностью более двух часов) в свою защиту по пунктам обвинений. Хотя он никогда не отрицал, что написал содержание различных листовок и писем, он утверждал, что все, что он написал, было правдивым, опровергая утверждения обвинения о том, что он изготавливал и распространял документы, содержащие «заведомо ложные измышления, дискредитирующие советское государственное и общественное устройство». Позже в своем выступлении он резко раскритиковал советскую национальную политику в отношении крымских татар как ассимиляционистскую, чтобы еще больше защитить свое право использовать слово «геноцид» для описания того, как с ними обращались; чтобы еще больше подчеркнуть советское лицемерие в вопросе национальной политики, он привел статью из №27 номера Новое время » за 1969 год: русскоязычного советского журнала « [7] и прочитал его вслух, сопровождаемый собственным комментарием. Статья, написанная в эпоху советско-китайского раскола , осуждала национальную политику Китая в Синьцзяне как «реакционную» и утверждала, что маоисты пытались растворить национальные меньшинства в нации хань посредством насильственной ассимиляции. Затем Кадыев сравнил предполагаемое обращение с уйгурами, описанное в статье, с обращением с крымскими татарами, отметив, что советское правительство обращалось с крымскими татарами хуже, чем то, что, как оно утверждало, Китай делал с уйгурами — крымских татар изгоняли, их национальную республику распускали, а не даже признаны отдельной этнической группой — в то время как уйгурам по-прежнему разрешалось жить в Синьцзяне и они имели статус титульного народа Синьцзян -Уйгурского автономного района , тем не менее, советское правительство решительно осуждало предполагаемое обращение Китая с уйгурами, одновременно применяя еще более строгие меры. жесткая политика в отношении крымских татар, чем та, которая утверждается в отношении Китая. Он также сравнил заявление советского правительственного чиновника от декабря 1966 года. Алексей Косыгин заявил, что абсолютно все этнические группы в стране равны (хотя указ 1967 года о реабилитации «лиц татарской национальности, ранее проживавших в Крыму» тогда еще не был издан) и выразил возмущение откровенной ложью, и противопоставил это заявлению Никсона (которого Кадыев без колебаний назвал «американским империалистом»), молчаливо признающего тяжелое положение коренных американцев, за которым последовало требование, чтобы правительство хотя бы признало горькую правду, признав, что крымские татары были обижены вместо того, чтобы откровенно лгать и отрицать реальность положения крымских татар в Советском Союзе; В материалах обвинения обвинительные заключения высмеивали идею о том, что крымские татары являются изгнанниками, называли их «обвинениями», ставили слово «ссылка» в кавычки, чтобы лишить легитимности желание обвиняемых вернуться в Крым, и часто изо всех сил старались избегать признания крымских татар отдельным этносом путем замены собственно этнонима «крымский татарин» различными унизительными эвфемизмами. [2] [8] [9]

Кадыев далее критиковал национальную политику против крымских татар как фундаментально антиленинистскую, цитируя статью в крымском журнале 1927 года, в которой идеальная ленинская национальная политика в Крыму описывалась как политика, которая дает крымским татарам в Крыму возможность строить коммунизм, что полностью противоречит сталинской политике Крым без крымских татар. Позже он указал на беспочвенность обвинений в адрес других фигурантов процесса, назвав "беззаконным" тот факт, что частью уголовного дела против Иззета Хаирова и Нурфета Мурахаса стала так называемая "клеветническая" записка, оставленная ими в гостевая книга Крымского областного краеведческого музея во время их поездки в Крым, в которой они просили упомянуть в музее различных крымскотатарских героев войны и партизан, в том числе Бекира Османова , вместе с пометкой, что Герои Советского Союза Тейфук Абдул , Узеир Портреты Абдураманова , Абдураима Решидова и Сейтнафе Сейтвелиева (все они были крымскими татарами) должны быть включены в музейную фотогалерею крымчан, удостоенных этого звания. Прежде чем закончить выступление лозунгом «Крым – родина крымских татар», ближе к концу своего выступления он произнес мощные строки, которыми прославился: [2]

Родина отвергла нас в 1944 году, бросив в ссылку с родной земли. Родину отвергла в 1945 году, ликвидировав национальную государственность нашего народа [путём роспуска Крымской АССР]. Родина отвергла нас в 1956 году, отняв у нас имя крымских татар и признав «укорененными» в местах ссылки. Родина и сегодня нас отвергла, посадив на скамью подсудимых только потому, что мы не смогли смириться с положением нашего изгоя.

Несмотря на его сильную и страстную защиту, опровергающую утверждения обвинения, он и все другие обвиняемые были признаны виновными и 5 августа 1969 года приговорены к трем годам тюремного заключения. [2] Его пророческие предостережения о том, что фундаментально неленинская национальная политика, являющаяся вопиющим нарушением конституции, наносит ущерб сохранению союза, остались без внимания. [10]

После выпуска

[ редактировать ]

Проведя три года в колонии, он вернулся к деятельности в крымскотатарском движении за гражданские права, став соавтором Заявления о прекращении деятельности, адресованного ЦК КПСС, с требованием полной отмены всех указов и постановлений, направленных против крымских татар и дискриминирующих их. В апреле 1977 года он написал письмо Брежневу, критикуя действующую версию советской конституции и противоречивую позицию документа по национальному вопросу (поскольку он провозглашал поддержку меньшинств, но официально закреплял статус Крыма как простой области Украинской ССР, препятствуя восстановления Крымской АССР, которого добиваются крымские татары). [1] [11]

Второе заключение и изменение тона

[ редактировать ]

В сентябре 1979 года его вызвали на собрание профессорско-преподавательского состава университета, где его публично отругали и сделали выговор, а затем сделали «последнее предупреждение»: он должен подчиниться и прекратить поддержку крымскотатарского движения. Крупнейшая газета региона «Правда Востока» по той же причине опубликовала длинную статью, в которой он опозорился. Позже в том же году Кадыев был арестован по обвинению в «злостном хулиганстве», за что в январе 1980 года его приговорили к трем годам лишения свободы в лагерях строгого режима; Инцидент, повлекший за собой предъявление обвинений, произошел 28 ноября, когда парторг публично унизил его перед студентами, из-за чего Кадыев вышел из себя и ударил его. В феврале 1981 года, когда он находился в заключении в Коми АССР , было опубликовано открытое письмо с обращением к Айше Сейтмуратовой с резкой критикой ее деятельности на «Радио Свобода» в США, в газетах «Ленин Байрагы» и «Правда Востока» предположительно написанное и подписанное ему; позже, в 1982 году, несколько других крымских татар получили машинописные письма, предположительно от него, в которых говорилось, что он написал это письмо совершенно добровольно, без давления со стороны властей. Остаются предположения относительно того, в какой степени Кадыев был согласен с смыслом писем или даже писал их: Мустафа Джемилев предположил, что Кадыев вообще не писал письмо, а просто был вынужден подписать его, находясь в тюрьме. [12] и историк Эдвард Олворт отметил, что КГБ, вероятно, шантажировал Кадыева, заставив его подписать их; [13] Юрий Османов и Михаил Губогло указывают, что система в конечном итоге сломила Кадыева и убедила его сдаться, чтобы получить досрочное условно-досрочное освобождение; [14] [15] Гульнара Бекирова намекнула, что КГБ убедил Кадыева вообще включить движение, в то время как Руслан Эминов настаивает, что Кадыев изменил свой тон в 1980-х годах из соображений политического прагматизма и по-прежнему твердо желал права на возвращение, и сделал это просто потому, что думал по-другому. такой подход будет иметь больше шансов на успех. [16] Тем не менее, общепризнано, что он был в авангарде крымскотатарского движения в первые годы его существования и всегда боялся гибели нации в результате ассимиляции. В конце концов, он был одним из делегатов на встрече в Москве в 1987 году с высокопоставленными руководителями правительства, где он выразил свои опасения, которые были согласны с некоторыми из наиболее умеренных членов делегации, но были предметом резких разногласий. с другими, такими как Джемилев. [13] [17] [18]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Он умер 15 мая 1990 года в самаркандской больнице во время операции по поводу злокачественной опухоли головного мозга и был похоронен на кладбище Панджоб Мазори в Самарканде. [1] [19] Он был женат и имел троих детей. [20] В свободное время писал стихи на русском и крымскотатарском языках. [21]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Bekirova, Gulnara (15 May 2015). " "Родина отвергла нас…" " . Крым.Реалии (in Russian) . Retrieved 2021-05-06 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Ташкентский процесс: Суд над десятью представителями крымскотатарского народа (1 июля – 5 августа 1969 г.): Сборник документов с иллюстрациями. – Амстердам: Фонд имени Герцена, 1976. – 854 с., [4] л. ил.: портр., факс. – (Серия «Библиотека Самиздата»; № 7)
  3. ^ Рефераты по ядерной науке . Оперативное управление Ок-Риджа, Отдел технической информации. 1975.
  4. ^ Обзоры по физике: Отчеты по физике . Издательство «Физика». 1986.
  5. ^ Международные рефераты по аэрокосмической отрасли . Служба технической информации Американского института аэронавтики и астронавтики. 1986.
  6. ^ Советская астрономия . Американский институт физики. 1977.
  7. ^ Шабан-Дельмас, Жак (1969). "Бесчинства маоистов на уйгурской земле" . Новое время №27 .
  8. ^ Сафонов, Николай (1990). Заметки юриста: Крымские татары (на русском языке). Вся Москва. ISBN  978-5-7110-0048-8 .
  9. ^ Восточная Европа . Восточноевропейская издательская компания. 1970. с. 15.
  10. ^ Kapnist, Elvira (17 April 2021). "Наш Роллан" . goloskrimanew.ru . Retrieved 2021-05-06 .
  11. ^ Очерки истории и культуры крымских татар (in Russian). Krymuchpedgiz. 2005. p. 83. ISBN  978-966-354-020-7 .
  12. ^ Čegertma, I. (2001). Шестой процесс Мустафы Джемилева: материалы следствия и запись судебного процесса : 1983-1984 гг., Ташкент (in Russian). Simferopol: Фонд "Крым". ISBN  978-966-7283-84-1 .
  13. ^ Jump up to: а б Олворт, Эдвард; Азия, Центр изучения Центральной Азии Колумбийского университета (1988). Татары Крыма: их борьба за выживание: оригинальные исследования Северной Америки, неофициальные и официальные документы из царских и советских источников . Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-0-8223-0758-7 .
  14. ^ Guboglo, Mikhail (1992). Крымскотатарское национальное движение: Документы, материалы, хроника (in Russian). Russian academy of Sciences.
  15. ^ Osmanov, Yuri (2012). A. Karaimsky (ed.). Почему Крым – историческая родина крымскотатарского народа: Некоторые вопросы происхождения и истории крымских татар . Simferopol: Biznes Inform izdatelstvo. ISBN  978-966-648-325-9 . ОСЛК   820430302 .
  16. ^ Eminov, Ruslan (23 March 2007). "Ролану исполнилось бы 70 лет". Golos Crimea .
  17. ^ Крымские студии, Volumes 7-9 . Simferopol: Центр информации и документации крымских татар. 2001. p. 104.
  18. ^ Яблоновская, Наталья (2006). Этническая печать Крыма: история и современность (in Russian). Крымское учебно-педагогическое государственное изд. p. 244. ISBN  978-966-354-096-2 .
  19. ^ Газета «Ленинский путь» [Самарканд] № 95 (15373) от 19 май 1990 года
  20. ^ Вести из СССР №1 от 1980 года
  21. ^ «Роллан Кадыев» . Авдет (на русском языке). 19 апреля 2010 года . Проверено 6 мая 2021 г.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 82d31ea6caa56b88717602206a190f5b__1720206060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/5b/82d31ea6caa56b88717602206a190f5b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rollan Kadyev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)