Якутский шаманизм
Якутский шаманизм — народная религия, традиционно исповедуемая якутами . Сообщения о сверхъестественном сохранились в олонхо , музыкальной фольклорной традиции. После завоевания Россией якутской родины в 17 веке началось некоторое влияние православия . Во времена Советского Союза верующих преследовали, и веру приходилось исповедовать тайно. После образования Российской Федерации появились движения возрождения, такие как «Айы Фейт» . аспекты якутского шаманизма и среднеазиатского буддизма пропагандирует Саха , например, фестиваль Ыхях .
Легендарные прародители
[ редактировать ]В устных историях якутов говорится, что их первыми предками были Омогой Баай ( якут : Омоҕой Баай ) и Эллей Боотур ( якут : Эллэй Боотур ). Первый полный отчет был написан участником Великой Северной экспедиции Линденау в середине 18 века. Он заявил, что оба мужчины жили на верхней Лене, а их потомок Тойон Баджей позже переселился на среднюю Лену . [ 1 ] Эта версия выделяется на фоне письменных записей, сделанных столетие спустя, где сами Омогой и Эллей мигрируют на Среднюю Лену. Это изменение могло произойти вследствие «процесса развития этнического самосознания» у якутского населения Средней Лены, где «древняя версия была соответствующим образом переосмыслена». [ 2 ]
В более поздних рассказах Омогой Баай отправился в долину Туймаада по совету шамана на Средней Лене в окрестностях современного Якутска. Однажды там боги Иехсит ( якут . Иэйиэхсит ) и Аййыхит ( якут . Айыыһыт ) помогли ему найти кобылу и беременную корову, что считается народной памятью об приручении домашнего скота. Эпитет «баай» (букв. «богач») характеризует Омогоя как материально обеспеченного патриарха-главу своего рода. Усадьба, созданная Омогоем, представляла собой земляную хижину без печи и дымохода. Кроме того, утверждается, что он и его родственники не знали ни о кузнечном деле, ни о духовно мощной музыке. [ 2 ]
Эллей рассматривается учеными как культурный прародитель якутов. Откуда он родом, в рассказах не уточняется, вокруг Байкала или из земель то ли уранхая, то ли монголов, то ли татар. Эта разновидность потенциально возникла из культурного разнообразия байкальских племен, которые впоследствии стали предками якутов. Придя на Среднюю Лену, Эллей стал рабыней Омогоя и позже женился на одной из его дочерей. Разгневанный таким развитием событий, Омогой выселил свою дочь и Эллея, но дал им одну лошадь и корову. Несмотря на разлад, две семьи вместе отправлялись на охоту. Будучи опытным кузнецом и плотником, Эллей построил усадьбу с окном, дверью, печью и дымоходом. Он также построил загоны и приюты для своего скота. [ 2 ]
Позднее Эллей создал весенний кумыса праздник Ыхях — праздник, который до сих пор отмечают якуты. Омогой не хотел присутствовать на новом мероприятии, но в конце концов прибыл. Старший сын Эллея руководил шаманом и, благословив церемонию, вознесся на небеса. Хотя версии различаются, обычно утверждается, что Омогой оскорбил божества-покровители Йхьяха и был ими убит. [ 2 ]
Улу Хоро
[ редактировать ]В хоро-якутском фольклоре ни Омогой, ни Эллей не являются прародителями. Вместо этого их прародителем является старик, ездивший на быке, Улуу Хоро ( якутский : Улуу Хоро ). Народ хоро покинул свою якобы теплую родину и последовал за Улуу Хоро на север через плато Лены, где он назвал реки Амга и Татта . Достигнув аласа Мюрю у Средней Лены, хоролоры праздновали ыхях. Во время празднества их лагерь был атакован огненными стрелами местным жителем. Хоролоры бежали за Лену и поселились там на западном берегу на несколько поколений, пока Тыгын не выселил их. В результате хоролоры переселились на территории современных Верхневилюйского и Сунтарского районов , в честь которых впоследствии было названо Хоро . [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Линденау 1983 , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б с д Alekseev, Emelyanov & Petrov 2005 , pp. 12–16.
- ^ Окладников 1970 , с. 368–369.
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Alekseev, N. A.; Emelyanov, N. V.; Petrov, V. T., eds. (2005). В этом разделе публикуются материалы по книге "Предания, легенды и мифы саха (якутов)" [ Traditions, legends and myths of Sakha ] (in Russian). Novosibirsk: Nauka . pp. 12–16. ISBN 5-02-030901-Х . Проверено 25 января 2022 г.
- Lindenau, Jacob Johan (1983). Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока [ Description of the Peoples of Siberia (First Half of the Eighteenth Century): Historical and Ethnographical Materials on the Peoples of Siberia and North-East ]. Дальневосточная историческая библиотека (in Russian). Translated by Titova, Z. D. Magadan: Magadan.
- Okladnikov, A. P. (1955). Якутия до присоединения к русскому государству [ Yakutia before joining Russia ] (in Russian). Vol. 1. Moscow, Leningrad: yes.
- Окладников, Алексей Павлович (1970). Майкл, Генри Н. (ред.). Якутия: До присоединения к Российскому государству . Антропология Севера: Переводы из русских источников. Монреаль и Лондон: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 978-0-7735-9068-7 .