Шутить
Джойк саамской или йойк (англизированный, где последнее написание на английском языке соответствует произношению; также называется luohti , vuolle , vuelie или juoiggus на саамских языках ) — традиционная форма песни в музыке исполняемая саамским народом Сапми , в Северная Европа . Исполнителя йойка называют йойкаая (по-фински), джойкер (по-норвежски и по-английски) или джойкаре (по-шведски). Первоначально джойк обозначал только один из нескольких стилей саамского пения, но в английском языке это слово часто используется для обозначения всех типов традиционного саамского пения. Как вид искусства, каждый джойк призван отражать или вызывать воспоминания о человеке, животном или месте. [ нужна ссылка ]
Звук джойка можно сравнить с традиционным пением некоторых индейских культур. [1] Джойк имеет некоторые общие черты с шаманскими культурами Сибири, которые имитируют звуки природы. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Поскольку в прошлом в саамской культуре не было письменности , происхождение джойка не документировано. Согласно устным преданиям, феи и эльфы арктических земель дарили саамам джойки. Так же Квигстад, записавший устную традицию саамов, задокументировал эту легенду в нескольких произведениях. [2] Исследователи музыки считают, что йойк — одна из старейших продолжающихся музыкальных традиций в Европе. [3]
Во время христианизации саамов шутка осуждалась как греховная. Политика ассимиляции ( норвегизация и тому подобное), а также взгляды церквей и церковных движений на шутку как на грех сыграли важную роль в ее девальвации. Одной из причин того, что шутка вызывала споры, может быть ее связь с ноайди (саамскими шаманами) и ритуалами дохристианской мифологии. [4] с шутками говорят, что это похоже на магические заклинания. [5] В 1950-х годах в саамских школах было запрещено шутить. [ нужны разъяснения ] . В 2014 году приходской совет обсуждал, «должны ли они ввести полный запрет на музыку, кроме [церковных] гимнов, в церквях Каутокейно и Мазе . Это предложение было отвергнуто, но многие до сих пор задаются вопросом, почему шутки в церкви являются таким спорным вопросом». ". [4]
Несмотря на это подавление, шутка прочно укоренилась в культуре, и ее традиции сохранились. Джойкинг до сих пор практикуется и используется как источник вдохновения. Недавно [ когда? ] Джойки поются в двух разных стилях: традиционном стиле, известном как «бормотание»; и современный стиль, исполняемый в основном молодежью и используемый как элемент современной саамской музыки. [ нужна ссылка ]
Личный и запоминающийся характер
[ редактировать ]Йойк — уникальная форма культурного самовыражения саамского народа в Сапми . [6] Этот тип песни может носить глубоко личный или духовный характер, часто посвящается человеку, животному или пейзажу как личная подпись. [3] Импровизация не является чем-то необычным. Каждый джойк призван отражать человека или место. Саамский глагол, обозначающий джойк (например, северосаамский дзюойгат ), является переходным глаголом , который часто интерпретируется как указание на то, что джойк — это не песня о человеке или месте, а то, что джойкер пытается вызвать или изобразить этого человека или место. место через песню – шутят о друге, а не о друге (аналогично тому, как не рисуют и не изображают о цветке, а изображают сам цветок). [ нужна ссылка ]
Музыкально-лирические формы
[ редактировать ]Традиционно в джойках тексты короткие или вообще отсутствуют. [ нужна ссылка ] Однако существуют и другие формы джойка (в расширенном смысле этого слова), имеющие более эпический тип лирики. Джойк традиционно исполняется а капелла , но в наше время может сопровождаться барабаном ( но не саамским барабаном , который используется только в церемониальных целях) или другими музыкальными инструментами . Тональность могут джойка в основном пентатоника , но джойкеры использовать любые тона по своему усмотрению. [7]
В северных саамских районах большинство джойков являются личными, то есть привязанными к конкретному человеку. Джойк часто изготавливают для человека в момент его рождения. Британская актриса Джоанна Ламли пережила несколько джойков во время своей программы путешествий Джоанна Ламли по стране северного сияния , присоединившись к старейшине северных саамов. не было Ламли узнал, что джойка « Авроры» и что саамы мало о них говорят. [8]
Джойкинг включает в себя разные стили: [ нужна ссылка ]
- Полет [9] - это южные саамы, шутящие с ощущением старого мира, поскольку его развитие было остановлено перед лицом христианства. Чтобы не показаться дикарями или язычниками, южные саамы в основном переставали шутить.
- Луохти — это северосаамский вариант и в настоящее время наиболее развитый стиль джойкинга.
Леудд , [10] В скольт-саамской традиции известен не вариант йойка, а совсем другой вид пения. [11]
Подражательные звуки и шаманизм
[ редактировать ]саамов Некоторые из традиционных верований и обычаев ноайди имели общие важные черты с верованиями и обычаями некоторых сибирских культур . [12] Некоторые из их джойков пелись во время шаманских обрядов, [13] и эта память сохраняется и в фольклорном тексте (шаманском рассказе). [14] Как и в различных культурах Северной Азии , [15] также может присутствовать имитация звуков природы. [ нужна ссылка ]
Шутка в популярной культуре
[ редактировать ]Несмотря на то, что шутка является традиционной формой пения, она проникла в современную поп-культуру благодаря адаптации и коммерциализации различными артистами. Ярким примером является норвежская песня « Sámiid ædnan » 1980 года для конкурса песни «Евровидение » , в которой представлена песня, исполняемая преимущественно на норвежском языке и переплетенная с шутками в припеве. Впоследствии эта песня иногда использовалась в качестве игрового пения норвежскими футбольными фанатами, а также британскими болельщиками футбольного клуба «Аккрингтон Стэнли». Кроме того, не указанный в титрах отрывок этой песни был показан в научно-фантастическом фильме ужасов 2011 года «Нечто» . [ нужна ссылка ] " на конкурсе песни "Евровидение-2019 Норвежская песня " Spirit in the Sky " также содержит строки йойка в припеве и включает соло йойка. [16]
Благодаря включению в другие популярные фильмы саамская культура и шутки в частности сумели добиться национального признания. Особого внимания заслуживает диснеевский фильм «Холодное сердце» , вдохновленный скандинавской и саамской культурой. Это проявляется в использовании типичных элементов саамского народа, включая оленеводство и стили одежды. Кроме того, южносаамский музыкант и джойкер Фроде Фьелльхейм написал вступительный трек Frozen под названием «Vuelie», который является адаптацией его оригинального трека «Eatnemen Vuelie (Song of the Earth)». Эта растущая адаптация саамских элементов, в частности шуток, указывает на постепенное возрождение культуры. [ нужна ссылка ]
Джойкинг также является важным элементом Гран-при саамов , ежегодного музыкального конкурса, созданного по образцу конкурса песни «Евровидение». В этом конкурсе участвуют участники из Норвегии, Швеции и Финляндии, при этом широко представлены меньшинства, принадлежащие к саамской общине. Традиционный вид искусства играет важную роль как в джойке, так и в песенном конкурсе Гран-при. В компоненте джойк участники, обычно одетые в традиционную саамскую одежду, исполняют джойк, специально подготовленный для соревнований, без каких-либо сопровождающих инструментов. В следующем песенном компоненте представлены участники, которые часто включают элементы шутки в свои поп-записи. [17] что предполагает возрождение и растущую привлекательность сочетания традиционных саамских музыкальных практик с современной музыкой. [ нужна ссылка ]
Кроме того, 1970-е годы оказались плодотворным периодом для саамов и музыки джойк, в частности, что ученые назвали «возрождением джойка». В частности, появление в Норвегии звукозаписывающей компании Jårgalæddji, принадлежащей саамам, в результате сотрудничества саамских музыкантов. В результате саамским артистам и продюсерам стало легче получить финансирование для своих проектов: за этот период было выпущено более 40 альбомов и кассет с саамской музыкой и музыкой джойк. [18] Источниками финансирования были не только частные инвесторы, но также норвежские и шведские советы по культуре. [19] Это привело к беспрецедентной коммерциализации саамской музыки, а также к исполнению шуток, что было ключевым направлением деятельности Йоргалодджи. Хотя банкротство этой звукозаписывающей компании в середине 1980-х годов привело к замедлению производства альбомов саами и джойк, такой рост привел к возрождению интереса к традиционной саамской культуре и музыке. [ нужна ссылка ]
Среди других артистов, известных своими интерпретациями джойка, — Мари Бойне , Йон Хенрик Фьельгрен и группа Korpiklaani , которые объединили джойк с различными другими стилями, такими как джаз, металл и рок. В частности, Фьельгрен выиграл шведское Talang реалити-шоу талантов 2014 за трогательное исполнение традиционных песен йойк. Впоследствии в 2014 году он выпустил дебютный студийный альбом Goeksegh , в который вошли несколько йойк-треков, таких как «Daniel's Joik», «The Reindeer Herder's Joik» и «Nejla's Joik», и несколько раз принимал участие в Melodifestivalen , шведском отборе на Евровидение, с джойк песни. [ нужна ссылка ]
Известные художники
[ редактировать ]- Норвежская группа Adjágas распространила шутку по всему миру. [20]
- Айлош — саамский актер, композитор и народный музыкант из Норвегии. [21]
- Нильс Маттиас Андерссон (1882–1975) был джойкером из Швеции. [22]
- «Ангелит» — финская саамская фольклорная группа, которая также развила свои музыкальные традиции йойк.
- Мари Бойне из Норвегии — одна из самых популярных художниц саамской культуры . Она сочетает элементы джойка с другими идиомами, включая джаз, рок и музыку мира.
- Фред-Рене Бульо — норвежский джойкер и рэпер, который в составе супергруппы KEiiNO представлял Норвегию на конкурсе песни Евровидение 2019 с песней « Spirit in the Sky ».
- Йон Хенрик Фьелльгрен — шведский певец и джойкаре колумбийского происхождения, интерпретатор песен Йойка Сами , победитель конкурса «Шведские таланты Швеции 2014» и трёхкратный участник Melodifestivalen (2015, 2017 и 2019) с песнями «Jag är fri». (Manne leam frijje)», «Мир, полный битв (Eatneme gusnie jeenh dåaroeh)» (с участием Анинии) и «Северное сияние (Goeksegh)», заняв 2-е, 3-е и 4-е места соответственно. [ нужна ссылка ]
- Фроде Фьельхейм — широко известный джойкер, фронтмен группы Transjoik . Фьельхейм представил joik "Eatnamen Vuelie" ("Песня Земли") в качестве вступительной песни к Frozen .
- Антье Грейе Пластинка Source Voice содержит один трек под названием "Digital Yoik", вдохновленный ее временем, проведенным с саамами в Северной Финляндии. [23]
- Маттис Хетта — норвежский музыкант и певец, который вместе со Сверре Кьельсбергом представлял Норвегию на конкурсе песни «Евровидение» 1980 года с песней « Sámiid ædnan ».
- Элла Мари Хетта Исаксен выиграла Гран-при саамов (2016 г.) и Liet International (2017 г.), а также выиграла норвежское национальное телешоу «Стьернекамп» (2018 г.). В 2017 году Исаксен основал группу ISÁK, сочетающую йойк с современным электронным попом. Их музыка энергична и создана для танцев, а также несет в себе послания о равных правах, саамской культуре и языке, борьбе с изменением климата, защите окружающей среды и феминизме. Их хвалят за беспрецедентные живые выступления и сочетание музыкальных жанров и языков, знакомя с саамской культурой более широкую норвежскую и международную аудиторию. [24]
- Инга Юусо — норвежская джойкерша, актриса и художница, родившаяся в Йокмокке , Швеция , в 1945 году и выросшая в Альте , Норвегия . Она умерла в 2014 году. Она внесла один из главных вкладов в саамскую музыку и культуру.
- София Яннок — шведская певица из Елливаре , Швеция . В основном она поет на саамском языке и шутит.
- Йонне Ярвеля из финской группы Korpiklaani (ранее известной как Shaman) умеет шутить, хотя и малоизвестен за пределами фолк-метал круга. Оба альбома Шамана были названы «джойк-металом», во многом основанными на саамской музыке. После смены названия группа перешла на более традиционное фолк-металлическое звучание. Он также участвовал в альбоме Jaktens Tid финской фолк - метал- группы Finntroll .
- Марья Мортенссон , саамская джойкер и певица, родилась 5 марта 1995 года. Она выросла в оленеводческом регионе Свахкен Сейте в Норвегии. Ее музыка основана на традициях южносаамов. Мария изучала и осваивала традицию йойк в течение нескольких лет и сотрудничала с известным саамским музыкантом Фроде Фьелльхейном.
- Улла Пирттиярви сочетает традиционный йойк с более современными музыкальными тенденциями.
- Вимме Саари — один из самых известных в мире саамских исполнителей и традиционных музыкантов, чье использование джойка является центральным фактором в его музыке. В последние годы он сотрудничает с другими артистами, в том числе со шведским трио Hedningarna . Саари смешивает некоторые элементы старого стиля с новым звучанием.
- Анде Сомби — традиционный художник-джойк и научный сотрудник юридического факультета университета Тромсё , который рисует людей, животных и пейзажи.
- Нильс-Аслак Валкеапяя был известным современным саамским писателем, музыкантом и художником, использовавшим йойк в своем творчестве. Выступал на церемонии открытия Зимних Олимпийских игр 1994 года в Лиллехаммере , Норвегия.
- Наяна — саамский/шведский/норвежский музыкант и художник с северными корнями. Ее музыку можно охарактеризовать как этно-поп в сочетании с джойком.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Вимме Саари – шаманские песнопения в сочетании с современной электроникой» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2004 года.
- ^ Квигстад, Джаст (1 января 1929 г.). Саамские сказки и легенды: Саамские сказки и легенды из Люнгена II 09 из Нурдланда [ Саамские сказки и легенды: Саамские сказки и легенды из Люнгена II 09 из Нурдланда ] (на норвежском языке). Х. Ашехуг и компания [В. Найгаард].
- ^ Перейти обратно: а б Традиционный классический саами йойк - Арбевиролас Луохти. Архивировано 29 августа 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б «Поэтому йойк не разрешен в церкви – NRK Troms – Местные новости, телевидение и радио» [Поэтому йойк не разрешен в церкви – NRK Troms – Местные новости, телевидение и радио] (на норвежском языке). Нрк.номер. Проверено 25 ноября 2015 г.
- ^ Сомьяс-Шифферт 1996: 64.
- ^ «Йойк Ветра Шаманское песнопение встречается с современной электроникой» . Фонд Таллберга . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года.
- ^ «Тот же этнам» . Boreale.konto.itv.se. Архивировано из оригинала 1 января 2016 года . Проверено 25 ноября 2015 г.
- ^ «Искусство и развлечения» . Entertainment.timesonline.vo.uk . Проверено 25 ноября 2015 г. (требуется подписка)
- ^ летать
- ^ леу́дд .
- ^ Саастамойнен, Ильпо. «Леуд» . Междисциплинарная и многоязычная энциклопедия по саамам, саамской культуре и языкам . Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ Фойгт 1966: 296.
- ^ Сомьяс-Шифферт 1996: 56, 76.
- ^ Фойгт 1966: 145.
- ^ « Эпоха викингов и средневековая музыка» (на шведском языке) Fotevikensmuseum.se . Проверено 3 февраля 2012 г.
- ^ https://www.youtube.com/watch?v=Ud7mYAI4Vtk
- ^ Холт, Фабиан; Кярья, Антти-Вилль (2017). Оксфордский справочник популярной музыки в странах Северной Европы .
- ^ Джонс-Бэмман, Ричард (3 августа 2010 г.). «От «Я саам» к «Я саам»: популярная музыка и изменение представлений о коренной этнической принадлежности в Скандинавии». Журнал межкультурных исследований . 22 (2): 189–210. дои : 10.1080/07256860120069602 .
- ^ Джонс-Бамман, Ричард В. (1993). Пока мы продолжаем йойк, мы будем помнить, кто мы такие: переговоры об идентичности и культуре: саамский йойк (доктор философии). Университет Вашингтона . hdl : 1773/11250 .
- ^ [1] Архивировано 26 марта 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Гаски, Харальд; Гьенгсет, Гуннар Х. (2019), Йохан Тури – Ein Bühnenstück mit einem Joik von Áilloš , Фрайбург: Samica
- ^ «Нильс Маттиас Андерссон (1882 – 1974)» . Авторы . Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ "LINE | LINE_SEG02" . Lineimprint.com . Проверено 25 ноября 2015 г.
- ^ «ИСАК – Био» . ИСАК . Проверено 7 апреля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Йойк-комната Анде Сомби
- Сами Йойк – подробная статья с аудиофайлами.
- Лайтинен, Хейкки (1994). «Многоликий йойк» .
- Wimme от Харри Рёмпотти
- Финский музыкальный информационный центр
- Саамские фолк-группы и музыканты онлайн
- Йойк и теория познания Анде Сомби
- DAT-исполнители