Jump to content

Финские заклинания

Карта, показывающая распространение финских языков, приблизительная территория, где были найдены финские заклинания.

Финские заклинания или заклинания ( финские : loitsu , единственное число loitsu ) — это совокупность традиционной литературы на финских языках, целью которой было вызвать магические изменения в мире. Чаще всего их использовали для защиты от болезней и травм, а также для обеспечения экономического процветания в сельском хозяйстве, охоте, рыбалке и скотоводстве, хотя заклинания использовались в различных социальных ситуациях и повседневных задачах. [1] : 82  Такие заклинания широко использовались с момента появления первых обширных документов о финноязычных культурах примерно в конце восемнадцатого века до начала модернизации в начале двадцатого века; Одним из показателей этой популярности является то, что более 30 000 стихотворных заклинаний были собраны в Финляндии и Карелии и опубликованы в серии Suomen Kansan Vanhat Runot . [1] : 82 

Западная Финляндия

[ редактировать ]

В западной Финляндии, как это широко распространено в европейских традициях заклинания, считалось, что произнесение заклинания работает механически, и главная цель заклинателя состояла в том, чтобы правильно повторить стихи заклинания. Эти традиции тесно сочетали христианские и традиционные идеи. [1] : 82  Мотивы заклинаний, которые в полной и архаичной форме встречаются в Восточной Финляндии и Карелии, появляются в Западной Финляндии XIX века в сокращенной форме. [1] : 103  Эти изменения были частично связаны с принятием на Западе других поэтических форм, кроме «Калевала -метра». Поскольку Калевала -метра перестала быть формой для новых композиций, язык и связанные с ним мотивы закостенели, способствуя крушению старых традиций очарования. Осознанная практическая полезность заклинаний способствовала их выживанию дольше, чем другим жанрам, но тексты стали короткими, смешанными с прозой, и стали свидетелями крушения традиционных жанровых различий. [1] : 103–4 

Северная Карелия

[ редактировать ]

Уже к началу XIX века финские фольклористы заметили живучесть и своеобразие северокарельских заговоров по сравнению с западнофинскими. В отличие от западной Финляндии, в этом регионе существовала сильная традиция, согласно которой тексты-заговоры были эффективны не сами по себе, а особенно тогда, когда их исполнял специалист, обладающий внутренней силой, известной как вяки или луонто . Этот регион также отличался интересом к чарам, известным как сыннит , которые стремились осуществлять контроль над болезнями или подобными силами, разъясняя их этиологию; так, чтобы вылечить укус змеи, заклинатель мог спеть о происхождении змеи, чтобы вылечить ожог, они могли спеть о происхождении огня и так далее. [1] : 84–88 

В период 1816–1970 годов из Северной Карелии было собрано свыше 4200 примеров заклинаний (из них более 3400 опубликовано в Suomen Kansan Vanhat Runot ). Наиболее частыми целями заклинаний в этом регионе были исцеление и профилактика как внешних повреждений, так и внутренних болей, инфекционных заболеваний, сыпи и психических расстройств (на счету 1989 текстов в СКВР ). [1] : 82  Большая часть сбора оберегов происходила на фоне эпидемии тифа в Финляндии в 1866 году , хотя наиболее сложные обереги касались внешних повреждений, таких как укусы змей, ожоги, порезы или мусор, попавший в глаз или под кожу. Было собрано меньше экономических заклинаний — 992; они относятся к скотоводству, рыболовству, охоте и сельскому хозяйству. [1] : 84  Заклинаний, используемых в социальных взаимодействиях, таких как свадебные и любовные заклинания, насчитывается всего 253. Существовали также короткие заклинания, используемые в различных ситуациях повседневного ведения домашнего хозяйства (183 примера). Провидцы, известные как тиетаджат, также имели традицию заклинаний, связанных с их собственными обрядами исцеления (105 примеров). [1] : 83 

Среди ключевых ученых, собиравших амулеты в первой половине девятнадцатого века, были Элиас Лённрот , К. А. Готтлунд , ДЭД Европаеус , А. Альквист, Р. Полен , А. Сьёгрен и Х. А. Рейнхольм , которые в основном сосредоточивали свое внимание на Иломантси , Пиелисъярви , Кесалахти и Китее . Их преемниками во второй половине века стали Каарле Крон , А. А. Борениус , О. Реландер, А. Ритконен и Э. Я. Хиваринен, которые расширили ареал коллекции к северу и западу от Пиелинен . Примерно в начале ХХ века среди ключевых исследователей были С. Паулахарью , О. Лённбом, Й. Луккаринен, У. Хольмберг и Ф. Кярки, которые расширили свои коллекции до Юуа , Контиолахти , Полвиярви и Липери . [1] : 83 

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Улла Пиела, «Заклинания в Северной Карелии XIX века», ежегодник Калеваласеуры , 68 (1989), 82–107.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Анна-Леена Сиикала, Мифические образы и шаманизм: взгляд на поэзию Калевалы , FF Communications, 280 (Хельсинки: Suomen Tiedakatemia, 2002)
  • Рахимова, Элина, «Солнечные образы в финских заговорах метра Калевалы», в книге « Устные заговоры в структурном и сравнительном свете: материалы конференции Комитета по чарам, заклинателям и очаровыванию Международного общества народных повествовательных исследований (ISFNR)». 27--29 октября 2011, Москва/Заговорные Тексты В Структурном И Сравнительном Освещении , под ред. Татьяна А. Михайлова, Джонатан Ропер, Андрей Л. Топорков и Дмитрий С. Николаев (Москва: ПРОБЕЛ-2000, 2011), стр. 147–54 ISBN 978-5-98604-276-3.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d54b931ee3894b790cf342ef996612c__1675856340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/2c/0d54b931ee3894b790cf342ef996612c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Finnic incantations - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)