Финские заклинания
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( сентябрь 2022 г. ) |
Финские заклинания или заклинания ( финские : loitsu , единственное число loitsu ) — это совокупность традиционной литературы на финских языках, целью которой было вызвать магические изменения в мире. Чаще всего их использовали для защиты от болезней и травм, а также для обеспечения экономического процветания в сельском хозяйстве, охоте, рыбалке и скотоводстве, хотя заклинания использовались в различных социальных ситуациях и повседневных задачах. [1] : 82 Такие заклинания широко использовались с момента появления первых обширных документов о финноязычных культурах примерно в конце восемнадцатого века до начала модернизации в начале двадцатого века; Одним из показателей этой популярности является то, что более 30 000 стихотворных заклинаний были собраны в Финляндии и Карелии и опубликованы в серии Suomen Kansan Vanhat Runot . [1] : 82
Западная Финляндия
[ редактировать ]В западной Финляндии, как это широко распространено в европейских традициях заклинания, считалось, что произнесение заклинания работает механически, и главная цель заклинателя состояла в том, чтобы правильно повторить стихи заклинания. Эти традиции тесно сочетали христианские и традиционные идеи. [1] : 82 Мотивы заклинаний, которые в полной и архаичной форме встречаются в Восточной Финляндии и Карелии, появляются в Западной Финляндии XIX века в сокращенной форме. [1] : 103 Эти изменения были частично связаны с принятием на Западе других поэтических форм, кроме «Калевала -метра». Поскольку Калевала -метра перестала быть формой для новых композиций, язык и связанные с ним мотивы закостенели, способствуя крушению старых традиций очарования. Осознанная практическая полезность заклинаний способствовала их выживанию дольше, чем другим жанрам, но тексты стали короткими, смешанными с прозой, и стали свидетелями крушения традиционных жанровых различий. [1] : 103–4
Северная Карелия
[ редактировать ]Уже к началу XIX века финские фольклористы заметили живучесть и своеобразие северокарельских заговоров по сравнению с западнофинскими. В отличие от западной Финляндии, в этом регионе существовала сильная традиция, согласно которой тексты-заговоры были эффективны не сами по себе, а особенно тогда, когда их исполнял специалист, обладающий внутренней силой, известной как вяки или луонто . Этот регион также отличался интересом к чарам, известным как сыннит , которые стремились осуществлять контроль над болезнями или подобными силами, разъясняя их этиологию; так, чтобы вылечить укус змеи, заклинатель мог спеть о происхождении змеи, чтобы вылечить ожог, они могли спеть о происхождении огня и так далее. [1] : 84–88
В период 1816–1970 годов из Северной Карелии было собрано свыше 4200 примеров заклинаний (из них более 3400 опубликовано в Suomen Kansan Vanhat Runot ). Наиболее частыми целями заклинаний в этом регионе были исцеление и профилактика как внешних повреждений, так и внутренних болей, инфекционных заболеваний, сыпи и психических расстройств (на счету 1989 текстов в СКВР ). [1] : 82 Большая часть сбора оберегов происходила на фоне эпидемии тифа в Финляндии в 1866 году , хотя наиболее сложные обереги касались внешних повреждений, таких как укусы змей, ожоги, порезы или мусор, попавший в глаз или под кожу. Было собрано меньше экономических заклинаний — 992; они относятся к скотоводству, рыболовству, охоте и сельскому хозяйству. [1] : 84 Заклинаний, используемых в социальных взаимодействиях, таких как свадебные и любовные заклинания, насчитывается всего 253. Существовали также короткие заклинания, используемые в различных ситуациях повседневного ведения домашнего хозяйства (183 примера). Провидцы, известные как тиетаджат, также имели традицию заклинаний, связанных с их собственными обрядами исцеления (105 примеров). [1] : 83
Среди ключевых ученых, собиравших амулеты в первой половине девятнадцатого века, были Элиас Лённрот , К. А. Готтлунд , ДЭД Европаеус , А. Альквист, Р. Полен , А. Сьёгрен и Х. А. Рейнхольм , которые в основном сосредоточивали свое внимание на Иломантси , Пиелисъярви , Кесалахти и Китее . Их преемниками во второй половине века стали Каарле Крон , А. А. Борениус , О. Реландер, А. Ритконен и Э. Я. Хиваринен, которые расширили ареал коллекции к северу и западу от Пиелинен . Примерно в начале ХХ века среди ключевых исследователей были С. Паулахарью , О. Лённбом, Й. Луккаринен, У. Хольмберг и Ф. Кярки, которые расширили свои коллекции до Юуа , Контиолахти , Полвиярви и Липери . [1] : 83
Ссылки
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анна-Леена Сиикала, Мифические образы и шаманизм: взгляд на поэзию Калевалы , FF Communications, 280 (Хельсинки: Suomen Tiedakatemia, 2002)
- Рахимова, Элина, «Солнечные образы в финских заговорах метра Калевалы», в книге « Устные заговоры в структурном и сравнительном свете: материалы конференции Комитета по чарам, заклинателям и очаровыванию Международного общества народных повествовательных исследований (ISFNR)». 27--29 октября 2011, Москва/Заговорные Тексты В Структурном И Сравнительном Освещении , под ред. Татьяна А. Михайлова, Джонатан Ропер, Андрей Л. Топорков и Дмитрий С. Николаев (Москва: ПРОБЕЛ-2000, 2011), стр. 147–54 ISBN 978-5-98604-276-3.