Эндор (деревня)

Эндор ( ивр .: - Дор ʿĒn ʿĒn-Dōr или עֵין־דֹּאר ʿАн -Дур ) был ханаанским городом, который указан в Книге Иисуса Навина ( Иисус Навин 17:11 ) как один из городов, которые израильтянам не удалось лишить собственности, ни города, ни его зависимых территорий. [1] Он находился между холмом Море и горой Фавор в Изреельской долине . Оно упоминается еще дважды в еврейской Библии : в 1 Царств и в 82-м Псалме .
Этимология
[ редактировать ]Первоначальное значение слова «Эндор» неизвестно, а его написание на иврите различается. [2] Это может быть связано со словами ein, означающими «весна», и dor , означающими «поколение». [ нужна ссылка ]
В Библии
[ редактировать ]
Эндор впервые упоминается в 17:11 , когда Эндор попал в пределы племенных наделов Манассии Иисусе Навине .
В 1 Царств 28:4–25 Саул консультировался с медиумом или ведьмой в Эндоре ( 1 Царств 28:7 ): [3] который жил в деревне, вечером перед битвой при Гильбоа , в которой он погиб. [4]
Согласно Псалмам 82:9–10 , это была сцена разгрома Иавина и Сисары. [4] после поражения от Варака и Деворы в Судей 4–5 .
Расположение
[ редактировать ]Местоположение древнего города Эндор широко обсуждается, и было предложено множество вариантов. Эндор, расположенный на южной окраине Изреельской долины Судя по библейским рассказам, лучше всего подходит . Племенные наделы Манассии, поход Саула на Эндор и поражение армии Сисары — все это хорошо сочетается с местом, находящимся на этой стороне долины, где-то между Ивлеамом и Таанахом. Однако с этим расположением есть сложности. Судя по происхождению названия, где-то рядом должен был находиться и источник, и необходимы археологические свидетельства времен Иисуса Навина, Судей и Саула.
Многие предлагаемые места расположены на северной стороне Изреельской долины, недалеко от холма Море или на нем. Основные причины такого размещения связаны с традициями и сохранением имени. Основная трудность северной локации Эндора заключается в том, что она, похоже, не совсем соответствует библейским повествованиям. В списках городов в книге Иисуса Навина 17:11 и книге Судей 1:27 Эндор упоминается вне логического порядка. Однако фактором, поддерживающим северное место, является то, что Саула пришлось замаскировать, когда он отправился к ведьме в Эндоре. Обычно это связывают с тем фактом, что Аэндор находился в тылу врага, поскольку филистимляне разбили лагерь в Сунеме , к юго-западу от наиболее известного места Эндора. Те, кто придерживается южного местоположения объекта, объясняют, что маскировка необходима не для того, чтобы пересечь линии противника, а для того, чтобы скрыть личность Саула от медиума. Оба объяснения возможны. Были предложены следующие сайты:
- Хирбет Джадура : Это место расположено на южной окраине Изреельской долины, но из-за отсутствия источника это место было признано неправильным. [ нужна ссылка ]
- Телль Кедеш / Телль Абу Кудейс ; Этот телл намного лучше, чем Хирбет-Джадура, и он расположен на южной окраине Изреельской долины. Рядом есть два источника, остатки нужных периодов времени и обнесенная стеной городская территория. Сторонники южного Эндора обычно считают это место подходящим для древнего Эндора. [ нужна ссылка ]
- Телль эль-Аджюль / эль-Аджюль / Аголь ( 32 ° 37'53,91 "N 35 ° 22'19,3" E / 32,6316417 ° N 35,372028 ° E ): Этот телл расположен на северной стороне Изреельской долины, в 3 км (2 милях) к востоку от Наина , справа от дороги в Тамру . Небольшой холм на восточной стороне холма Море имеет высоту 211 метров. Археологи обнаружили гробницы и источник внутри пещеры. Источник был назван Фонтаном Дора, поскольку считалось, что это древнее место Эндора. Это место отличается от Телль-эль-Аджуля в секторе Газа и древней деревни Аджуль к северу от Иерусалима . [ нужна ссылка ]
- Индур , Терпеть, Эн-дор ( 32 ° 38'14,2 "N 35 ° 22'35,45" E / 32,637278 ° N 35,3765139 ° E ): Палестино- арабский город Индур , обезлюдевший во время арабо-израильской войны 1948 года , сохранил название древнего места. [5] Раскопки проводились на Индуре, но, поскольку на этом месте не было обнаружено никаких останков, его принадлежность к древнему Эндору практически исключали. [ нужна ссылка ]
- Хирбет Сафсафе / Эс-Сафсафа ( 32 ° 38'26,69 "N 35 ° 22'36,91" E / 32,6407472 ° N 35,3769194 ° E ): Многие считают, что Хирбет-Сафсафе - это место древнего Эн-дора, которое чаще всего отмечается на картах. Это место расположено в 6,7 км (4 милях) к северо-востоку от современного Сулама/Сунема , в 4 милях (6 км) к югу от горы Фавор . Из этого места стекают два вади: один на северо-востоке, другой на северо-западе. В римский период на этом месте проживало большое население. Позже он был заселен арабами, пока они не покинули его в 1948 году из-за войны. После войны израильтяне заселили его и назвали Эйн-Дор . Традиция, кажется, является лучшей поддержкой для Хирбета Сафсафе. С IV века нашей эры раннехристианские паломники и крестоносцы признали Эндор библейским Эндором. В период крестоносцев он был упомянут Брокардом, немецким священником 14-го века. [ нужна ссылка ] Когда Эдвард Робинсон наткнулся на это место, он описал его как обычную деревню. [ нужна ссылка ] К. Кондер и Х. Китченер также узнали это место и описали его как небольшую деревню. [ нужна ссылка ] Сохранение названия также подтверждает, что Хирбет-Сафсафе был древним Эндором, поскольку, хотя это место и не сохранило древнее название, оно сохранилось у его соседа на северо-востоке, Индура. Современная деревня могла бы легко переехать с древнего места, забрав с собой название. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Дор (кибуц)
- Эндорская ведьма
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шмидт, 1994, с. 208.
- ^ Фридман и др., 2000, с. 406.
- ^ Уолтон и др., 2000, с. 318.
- ^ Jump up to: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 9 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 383.
- ^ Негев и Гибсон, 2005, с. 166.
Библиография
[ редактировать ]- Фридман, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С.; Бек, Астрид Б. (2000), Дэвид Ноэль Фридман; Аллен С. Майерс; Астрид Б. Бек (ред.), Библейский словарь Эрдмана (иллюстрированное издание), Wm. Издательство Б. Эрдманс, ISBN 978-0-8028-2400-4 , ISBN 0-8028-2400-5
- Халиди, Валид (1992), Все, что осталось: палестинские деревни, оккупированные и обезлюженные Израилем в 1948 году , Вашингтон, округ Колумбия : Институт палестинских исследований , ISBN 0-88728-224-5
- Шмидт, Брайан Б. (1994), Благотворительные мертвецы Израиля: культ предков и некромантия в древней израильской религии и традициях , Мор Зибек, ISBN 978-3-16-146221-4 , ISBN 3-16-146221-1
- Уолтон, Джон Х.; Мэтьюз, Виктор Гарольд; Чавалас, Марк В. (2000), Справочный комментарий к Библии IVP: Ветхий Завет (иллюстрированное издание), InterVarsity Press, ISBN 978-0-8308-1419-0 , ISBN 0-8308-1419-1