Мультипотенциальность
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( сентябрь 2023 г. ) |
Мультипотенциальность — это образовательный и психологический термин, обозначающий способность и предпочтение человека, особенно человека с сильным интеллектуальным или художественным любопытством , преуспеть в двух или более различных областях. [1] [2]
Это также может относиться к человеку, чьи интересы охватывают несколько областей или областей, а не сильны только в одной. Такие черты называются мультипотенциалами, а для людей с этой чертой было предложено называть «мультипотенциалы».
Напротив, тех, чьи интересы лежат в основном в одной области, называют «специалистами». [3]
История
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Первый случай использования этого термина в записях взят из соответствующих исследований одаренности.
В 1972 году Р.Х. Фредериксон и др. определил мультипотенциального человека как человека, который «при наличии подходящей среды может выбрать и развить ряд компетенций до высокого уровня». [4] [5]
22 октября 2008 года Дуглас Хэнней начал вести блог, который просуществовал около восьми лет. В его первом блоге мультипотенциализация описывалась как превосходство во многих областях энергетики. Затем блог был полностью скопирован в Facebook 22 сентября 2016 года после просмотра выступления Эмили Вапник на TED о том, как быть мультипотенциалом в октябре 2015 года.
В 2010 году мультипотенциальность снова появилась в статье Тамары Фишер в Education Week . Она определяет это так: [1]
Мультипотенциальность — это состояние наличия множества исключительных талантов, любой из которых или несколько из них могут способствовать успешной карьере этого человека.
— Тамара Фишер, Неделя образования
В 2015 году Эмили Вапник придумала [6] термин «мультипотенциал», возможно, для установления общей идентичности сообщества. Они определяют это так: [7] [8]
Мультипотенциал — это человек с множеством интересов и творческих стремлений.
Хотя «мультипотенциал» — современный термин, идея человека с множеством страстей не нова. Любой изучающий историю часто слышит упоминание об эрудитах или людях эпохи Возрождения. Мультипотенциалы действительно существовали столько же, сколько и человеческие общества.
Хотя сильные стороны мультипотенциалистов не всегда ценятся в постиндустриальных капиталистических обществах, в истории были времена, когда хорошее знание различных дисциплин считалось идеалом. И, конечно же, сегодня мультипотенциальность высоко ценится в определенных пространствах, контекстах и культурах.
Когда мультипотенциалов поддерживают и поощряют использовать их разнообразные навыки и опыт, они могут использовать свои сверхспособности: синтез идей, быстрое обучение, адаптивность, мышление в целом, общение и перевод между разными типами людей, «языки, » и образ мышления.
Способность извлекать и интегрировать целый ряд разнообразных идей делает мультипотенциалистов особенно хорошо подходящими для решения сложных, многофакторных проблем. А их нетрадиционный опыт помогает им развивать уникальные голоса и привносить новые взгляды, куда бы они ни пошли.
— Эмили Вапник, Терминология, Puttylike
Соответствующая терминология
[ редактировать ]Хотя термин «мультипотенциалист» часто используется как синоним эрудита или человека эпохи Возрождения , эти термины не идентичны. не обязательно быть экспертом Чтобы быть мультипотенциалом, в какой-либо конкретной области.
Действительно, Исида Джейд [ ВОЗ? ] проводит четкое различие между мультипотенциальностью и эрудитами. [9] Мультипотенциальность относится просто к потенциалу человека в нескольких областях благодаря его/ее разнообразным интересам и попыткам. Полиматы , с другой стороны, отличаются своим мастерством и опытом в нескольких областях. В этом смысле мультипотенциалы можно рассматривать как потенциальных эрудитов.
Другими терминами, используемыми для обозначения мультипотенциалистов, являются « сканеры », «слэшеры», «универсалы», «многострадальные», «RP2» и «мультиподы» и другие. [7]
Контекст
[ редактировать ]С наступлением индустриальной эпохи культурные нормы сместились в пользу специализации. [10] [11] Действительно, в наши дни, чем уже специализация, тем выше оплата и уважение, например, у аспирантов , юристов, врачей и инженеров. Афоризм «Мастер на все руки, ни в чем не мастер» подчеркивает это. Прежний акцент на обобщении и множественных потенциалах, таких как гуманизм эпохи Возрождения и человек эпохи Возрождения, был заменен.
Однако конвергентная экономика, эпоха Интернета, возможности подключения, рост креативного класса и другие современные события приводят к возвращению более позитивного мнения об универсалистах и мультипотенциалах.
В книге «Специализация, эрудиты и принцип Парето в конвергентной экономике» Джейк Чепмен пишет: [12]
Экономисты говорят нам, что история человеческого труда — это история постоянно растущей специализации. Во времена охотников-собирателей ожидалось, что каждый член племени будет обладать определенной степенью мастерства в выполнении каждой задачи.
По мере того, как мы продвигались по экономическому континууму от охотников-собирателей через аграрную и индустриальную, а теперь и к постиндустриальной экономике, рабочая сила становилась все более фрагментированной, а рабочие имели все более и более специализированные наборы навыков....Исторически специализация была путем к процветанию. Хотя специализация имеет определенные экономические преимущества, в эпоху технологической конвергенции наиболее ценными будут хорошо образованные специалисты широкого профиля. Настало время возрождения «Человека Возрождения»....Мыслители эпохи Возрождения признавали как потенциал личности, так и огромную ценность всесторонности. К сожалению, где-то на этом пути идея человека, который пробовал себя во многих областях, потеряла свою культурную привлекательность, и мы начали хвалить тех, кто искал глубоких знаний в предметной области.
Сейчас мы живем в мире, где различия между ранее отдельными отраслями стираются, а реальные возможности для роста появляются там, где эти отрасли пересекаются. Для использования этих возможностей 21-го века потребуются люди, которые являются «мастерами на все руки, но не мастерами ни в чем» или, точнее, мастерами эрудитов.
— Джейк Чепмен
Бизнес
[ редактировать ]Такие организации, как стартапы, которым требуется адаптивность и выполнение нескольких ролей, могут нанимать несколько мультипотенциалов и иметь одного специалиста в качестве ресурса.
В книге «Специализация, эрудиты и принцип Парето в конвергентной экономике» Чепмен сказал:
В современном мире, где очень распространенная работа может потребовать от кого-то быть экспертом по социальным сетям, оратором, писателем и аналитиком данных, эрудит побеждает, а глубокий эксперт в предметной области отодвигается на задний план, чтобы его можно было использовать в качестве ресурс для других. Как инвестор, если бы я собирался выбрать идеальную команду, это была бы группа эрудитов-рок-звезд с одним экспертом в данной области в качестве ресурса.
- Джейк Чепмен, по специализации, эрудитам и принципу Парето в конвергентной экономике
Журнал Stretch Magazine обсуждает роль мультипотенциалов в организациях и то, как они поверят, что в будущем они будут более востребованы. [13] [14]
Критика специализации
[ редактировать ]Исторический контекст, современные общепринятые представления , сравнительные преимущества , USP и многое другое способствуют широкому распространению специализации. [15] [16] [17] [18]
Вышеупомянутые сторонники специализации ссылаются на превосходство и предполагаемую более высокую награду по сравнению с посредственностью во всем. Сторонники множественных способностей подчеркивают важность адаптивности.
В «Мастере многих профессий» Роберт Твиггер даже придумал слово «монопат»: «Оно означает человека с узким умом, однонаправленным мозгом, зануду, суперспециалиста, эксперта без каких-либо знаний». другие интересы — иными словами, выбор ролевой модели в западном мире». [19]
Это мнение не ново. В книге «Достаточно времени для любви » (1973) Роберт А. Хайнлайн писал:
Человек должен уметь сменить подгузник, спланировать вторжение, зарезать свинью, управлять кораблем, спроектировать здание, написать сонет, свести счета, построить стену, вправить кость, утешать умирающих, принимать приказы, давать приказываете, сотрудничаете, действуете в одиночку, решаете уравнения, анализируете новую проблему, вносите навоз, программируете компьютер, готовите вкусную еду, эффективно сражаетесь, доблестно умираете. Специализация – насекомые».
- Роберт А. Хайнлайн, «Достаточно времени для любви»
В статье об упадке полиматии Фелипе Фернандес-Арместо писал: «Университеты несут определенную ответственность за ее исчезновение. Классическая Греция, Италия эпохи Возрождения и викторианская Англия — все почитали и вознаграждали универсалистов, для которых сегодня в университетах мало или вообще нет места или терпения. Закрытые отделы в отдельных пространствах, со своими журналами и жаргоном, — это наследие прискорбных, устаревших способов организации знаний и работы». [20]
Влияние
[ редактировать ]В мире, который переоценивает специализацию, этот термин и его растущая популярность (особенно среди сообщества блоггеров) способствовали возрождению осознания важности специалистов широкого профиля. Его даже использовали на тренировках на соревнованиях. [21]
В современной экономике креативность и рост креативного класса связаны с расходящимся мышлением и инновационными решениями текущих проблем. [22] Поскольку новые идеи можно найти на пересечении множества областей, [23] [24] они выиграют от преимуществ мультипотенциалов.
См. также
[ редактировать ]- Полимат
- Гуманизм эпохи Возрождения
- мастер на все руки
- Генералист (значения)
- Быстрое обучение
- Творческий класс
- Креативность
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фишер, Тамара (11 августа 2010 г.). «Мультипотенциальность – раскрытие одарённых» . Учитель Недели Образования . Проверено 25 февраля 2013 г.
- ^ Фредриксон, Р.Х. (1 февраля 1979 г.). «Карьерный рост и одаренные». В Коланджело, Н.; Заффранн, RT (ред.). Новые голоса в консультировании одарённых . Кендалл-Хант Дубьюк, Айова. стр. 264–276. ISBN 978-0-840-31998-2 .
- ^ Ким, Хисын (11 мая 2017 г.). «Почему совершенно нормально не иметь работы мечты» . Космополитен . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Бечтольд, Пэтти. «Творческие блоки или мультипотенциальность?» . Живая глубокая студия . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ «Признание и помощь многопотенциальной молодежи» . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Вапник, Эмили. «Почему у некоторых из нас нет одного истинного призвания» .
- ^ Jump up to: а б «Терминология» . Похож на шпаклевку . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ Нома, Белинда. «Встанет ли настоящий мультипотенциал?» . Я начинаю и заканчиваю . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ «Разве полиматематика и мультипотенциальность не одно и то же?» . ИсидаДжейд. Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ «Разделение труда» . Безграничный.com. Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Каслоу, Надин Дж.; Джонсон, В. Брэд; Бейкер, Джефф; Кокс, Дэвид Р. (2014). «История и значение специализации в профессиональной психологии» . Оксфордский справочник по образованию и подготовке кадров в области профессиональной психологии . Оксфордские справочники. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199874019.013.031 . ISBN 978-0-19-987401-9 . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Чепмен, Джейк. «Специализация, эрудиты и принцип Парето в конвергентной экономике» . ТехКранч . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Анупам Кунду, Танмай Вора. «Будущее работы и мультипотенциалы. Часть 1: выявление эрудитов в вашей организации» . Стретч-журнал . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Анупам Кунду, Танмай Вора. «Будущее работы и мультипотенциалы. Часть 2: привлечение эрудитов для достижения организационного успеха» . Стретч-журнал . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Берган, Николас. «Самомаркетинг: важность специализации» . Советы по карьере в Интернете . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Ван Ной, Эндрю. «Важность специализации на рынке труда в сфере технологий» . Машаемый . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ «Преимущества специализации» . Безграничный. Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Саддингтон, Джон. «Сила и важность специализации» . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Твиггер, Роберт. «Мастер многих профессий» . Aeon.co. Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ «Уход эрудитов» . Высшее образование Times (THE) . 19 марта 2015 г. Проверено 26 января 2018 г.
- ^ «О радостях «мультипотенциализма» » . Ямайка Глинер . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ Араки, Майкл (2015). Полиматическое лидерство: теоретическое обоснование и развитие конструкции . Рио-де-Жанейро: Макселл.
- ^ Кестлер, Артур (1964). Акт творения . Нью-Йорк: Макмиллан.
- ^ Рут-Бернштейн, Роберт; Рут-Бернштейн, Мишель (2013). Искры гения: тринадцать инструментов мышления самых творческих людей мира . Хоутон Миффлин Харкорт.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Араки, Мэн (2015). Полиматическое лидерство: теоретическое обоснование и развитие конструкции (магистерская диссертация). Проверено 29 января 2018 г.
- Бернс, Питер, «Что делает человека эпохи Возрождения?» .
- Карр, Эдвард (1 октября 2009 г.). «Последние дни эрудитов» . Интеллектуальная жизнь . Группа экономистов . Проверено 12 января 2017 г.
- Эдмондс, Дэвид (август 2017 г.). Нужны ли миру эрудиты? , Би-би-си.
- Фрост, Мартин, «Эрудит: человек эпохи Возрождения» .
- Графтон, А., «Мир полиисторов: гуманизм и энциклопедизм», История Центральной Европы, 18: 31–47. (1985).
- Яуманн, Герберт, «Что такое полигистор? Попытки пройти по заброшенной местности», Studia Leibnitiana, 22: 76–89. (1990) .
- Мирчандани, Винни, «Новый эрудит: профили инноваций в области сложных технологий» , John Wiley & Sons. (2010).
- Шер, Барбара (2007). Откажитесь от выбора!: Революционная программа, позволяющая делать все, что вам нравится . [Эммаус, Пенсильвания]: Родейл. ISBN 978-1594866265 .
- Твиггер, Роберт: «Каждый может быть эрудитом» [1] .
- Вапник, Эмили (2017). Как стать всем: руководство для тех, кто (еще) не знает, кем хочет стать, когда вырастет . [Сан-Франциско, Калифорния]: HarperOne. ISBN 978-0062566652 .
- Ваке, Ф. (редактор) «Составление карты мира обучения: «Полиистор» Дэниела Георга Морхофа» (2000).
- Винс, Кайл, «В защиту эрудитов» .