Jump to content

Мультипотенциальность

Мультипотенциальность — это образовательный и психологический термин, обозначающий способность и предпочтение человека, особенно человека с сильным интеллектуальным или художественным любопытством , преуспеть в двух или более различных областях. [1] [2]

Это также может относиться к человеку, чьи интересы охватывают несколько областей или областей, а не сильны только в одной. Такие черты называются мультипотенциалами, а для людей с этой чертой было предложено называть «мультипотенциалы».

Напротив, тех, чьи интересы лежат в основном в одной области, называют «специалистами». [3]

Этимология

[ редактировать ]

Первый случай использования этого термина в записях взят из соответствующих исследований одаренности.

В 1972 году Р.Х. Фредериксон и др. определил мультипотенциального человека как человека, который «при наличии подходящей среды может выбрать и развить ряд компетенций до высокого уровня». [4] [5]

22 октября 2008 года Дуглас Хэнней начал вести блог, который просуществовал около восьми лет. В его первом блоге мультипотенциализация описывалась как превосходство во многих областях энергетики. Затем блог был полностью скопирован в Facebook 22 сентября 2016 года после просмотра выступления Эмили Вапник на TED о том, как быть мультипотенциалом в октябре 2015 года.

В 2010 году мультипотенциальность снова появилась в статье Тамары Фишер в Education Week . Она определяет это так: [1]

Мультипотенциальность — это состояние наличия множества исключительных талантов, любой из которых или несколько из них могут способствовать успешной карьере этого человека.

Тамара Фишер, Неделя образования

В 2015 году Эмили Вапник придумала [6] термин «мультипотенциал», возможно, для установления общей идентичности сообщества. Они определяют это так: [7] [8]

Мультипотенциал — это человек с множеством интересов и творческих стремлений.

Хотя «мультипотенциал» — современный термин, идея человека с множеством страстей не нова. Любой изучающий историю часто слышит упоминание об эрудитах или людях эпохи Возрождения. Мультипотенциалы действительно существовали столько же, сколько и человеческие общества.

Хотя сильные стороны мультипотенциалистов не всегда ценятся в постиндустриальных капиталистических обществах, в истории были времена, когда хорошее знание различных дисциплин считалось идеалом. И, конечно же, сегодня мультипотенциальность высоко ценится в определенных пространствах, контекстах и ​​культурах.

Когда мультипотенциалов поддерживают и поощряют использовать их разнообразные навыки и опыт, они могут использовать свои сверхспособности: синтез идей, быстрое обучение, адаптивность, мышление в целом, общение и перевод между разными типами людей, «языки, » и образ мышления.

Способность извлекать и интегрировать целый ряд разнообразных идей делает мультипотенциалистов особенно хорошо подходящими для решения сложных, многофакторных проблем. А их нетрадиционный опыт помогает им развивать уникальные голоса и привносить новые взгляды, куда бы они ни пошли.

Эмили Вапник, Терминология, Puttylike

Соответствующая терминология

[ редактировать ]

Хотя термин «мультипотенциалист» часто используется как синоним эрудита или человека эпохи Возрождения , эти термины не идентичны. не обязательно быть экспертом Чтобы быть мультипотенциалом, в какой-либо конкретной области.

Действительно, Исида Джейд [ ВОЗ? ] проводит четкое различие между мультипотенциальностью и эрудитами. [9] Мультипотенциальность относится просто к потенциалу человека в нескольких областях благодаря его/ее разнообразным интересам и попыткам. Полиматы , с другой стороны, отличаются своим мастерством и опытом в нескольких областях. В этом смысле мультипотенциалы можно рассматривать как потенциальных эрудитов.

Другими терминами, используемыми для обозначения мультипотенциалистов, являются « сканеры », «слэшеры», «универсалы», «многострадальные», «RP2» и «мультиподы» и другие. [7]

Контекст

[ редактировать ]

С наступлением индустриальной эпохи культурные нормы сместились в пользу специализации. [10] [11] Действительно, в наши дни, чем уже специализация, тем выше оплата и уважение, например, у аспирантов , юристов, врачей и инженеров. Афоризм «Мастер на все руки, ни в чем не мастер» подчеркивает это. Прежний акцент на обобщении и множественных потенциалах, таких как гуманизм эпохи Возрождения и человек эпохи Возрождения, был заменен.

Однако конвергентная экономика, эпоха Интернета, возможности подключения, рост креативного класса и другие современные события приводят к возвращению более позитивного мнения об универсалистах и ​​мультипотенциалах.

В книге «Специализация, эрудиты и принцип Парето в конвергентной экономике» Джейк Чепмен пишет: [12]

Экономисты говорят нам, что история человеческого труда — это история постоянно растущей специализации. Во времена охотников-собирателей ожидалось, что каждый член племени будет обладать определенной степенью мастерства в выполнении каждой задачи.

По мере того, как мы продвигались по экономическому континууму от охотников-собирателей через аграрную и индустриальную, а теперь и к постиндустриальной экономике, рабочая сила становилась все более фрагментированной, а рабочие имели все более и более специализированные наборы навыков....Исторически специализация была путем к процветанию. Хотя специализация имеет определенные экономические преимущества, в эпоху технологической конвергенции наиболее ценными будут хорошо образованные специалисты широкого профиля. Настало время возрождения «Человека Возрождения»....Мыслители эпохи Возрождения признавали как потенциал личности, так и огромную ценность всесторонности. К сожалению, где-то на этом пути идея человека, который пробовал себя во многих областях, потеряла свою культурную привлекательность, и мы начали хвалить тех, кто искал глубоких знаний в предметной области.

Сейчас мы живем в мире, где различия между ранее отдельными отраслями стираются, а реальные возможности для роста появляются там, где эти отрасли пересекаются. Для использования этих возможностей 21-го века потребуются люди, которые являются «мастерами на все руки, но не мастерами ни в чем» или, точнее, мастерами эрудитов.

Джейк Чепмен

Такие организации, как стартапы, которым требуется адаптивность и выполнение нескольких ролей, могут нанимать несколько мультипотенциалов и иметь одного специалиста в качестве ресурса.

В книге «Специализация, эрудиты и принцип Парето в конвергентной экономике» Чепмен сказал:

В современном мире, где очень распространенная работа может потребовать от кого-то быть экспертом по социальным сетям, оратором, писателем и аналитиком данных, эрудит побеждает, а глубокий эксперт в предметной области отодвигается на задний план, чтобы его можно было использовать в качестве ресурс для других. Как инвестор, если бы я собирался выбрать идеальную команду, это была бы группа эрудитов-рок-звезд с одним экспертом в данной области в качестве ресурса.

- Джейк Чепмен, по специализации, эрудитам и принципу Парето в конвергентной экономике

Журнал Stretch Magazine обсуждает роль мультипотенциалов в организациях и то, как они поверят, что в будущем они будут более востребованы. [13] [14]

Критика специализации

[ редактировать ]

Исторический контекст, современные общепринятые представления , сравнительные преимущества , USP и многое другое способствуют широкому распространению специализации. [15] [16] [17] [18]

Вышеупомянутые сторонники специализации ссылаются на превосходство и предполагаемую более высокую награду по сравнению с посредственностью во всем. Сторонники множественных способностей подчеркивают важность адаптивности.

В «Мастере многих профессий» Роберт Твиггер даже придумал слово «монопат»: «Оно означает человека с узким умом, однонаправленным мозгом, зануду, суперспециалиста, эксперта без каких-либо знаний». другие интересы — иными словами, выбор ролевой модели в западном мире». [19]

Это мнение не ново. В книге «Достаточно времени для любви » (1973) Роберт А. Хайнлайн писал:

Человек должен уметь сменить подгузник, спланировать вторжение, зарезать свинью, управлять кораблем, спроектировать здание, написать сонет, свести счета, построить стену, вправить кость, утешать умирающих, принимать приказы, давать приказываете, сотрудничаете, действуете в одиночку, решаете уравнения, анализируете новую проблему, вносите навоз, программируете компьютер, готовите вкусную еду, эффективно сражаетесь, доблестно умираете. Специализация – насекомые».

- Роберт А. Хайнлайн, «Достаточно времени для любви»

В статье об упадке полиматии Фелипе Фернандес-Арместо писал: «Университеты несут определенную ответственность за ее исчезновение. Классическая Греция, Италия эпохи Возрождения и викторианская Англия — все почитали и вознаграждали универсалистов, для которых сегодня в университетах мало или вообще нет места или терпения. Закрытые отделы в отдельных пространствах, со своими журналами и жаргоном, — это наследие прискорбных, устаревших способов организации знаний и работы». [20]

В мире, который переоценивает специализацию, этот термин и его растущая популярность (особенно среди сообщества блоггеров) способствовали возрождению осознания важности специалистов широкого профиля. Его даже использовали на тренировках на соревнованиях. [21]

В современной экономике креативность и рост креативного класса связаны с расходящимся мышлением и инновационными решениями текущих проблем. [22] Поскольку новые идеи можно найти на пересечении множества областей, [23] [24] они выиграют от преимуществ мультипотенциалов.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Фишер, Тамара (11 августа 2010 г.). «Мультипотенциальность – раскрытие одарённых» . Учитель Недели Образования . Проверено 25 февраля 2013 г.
  2. ^ Фредриксон, Р.Х. (1 февраля 1979 г.). «Карьерный рост и одаренные». В Коланджело, Н.; Заффранн, RT (ред.). Новые голоса в консультировании одарённых . Кендалл-Хант Дубьюк, Айова. стр. 264–276. ISBN  978-0-840-31998-2 .
  3. ^ Ким, Хисын (11 мая 2017 г.). «Почему совершенно нормально не иметь работы мечты» . Космополитен . Проверено 20 января 2022 г.
  4. ^ Бечтольд, Пэтти. «Творческие блоки или мультипотенциальность?» . Живая глубокая студия . Проверено 27 июля 2016 г.
  5. ^ «Признание и помощь многопотенциальной молодежи» . Проверено 27 июля 2016 г.
  6. ^ Вапник, Эмили. «Почему у некоторых из нас нет одного истинного призвания» .
  7. ^ Jump up to: а б «Терминология» . Похож на шпаклевку . Проверено 27 февраля 2016 г.
  8. ^ Нома, Белинда. «Встанет ли настоящий мультипотенциал?» . Я начинаю и заканчиваю . Проверено 27 июля 2016 г.
  9. ^ «Разве полиматематика и мультипотенциальность не одно и то же?» . ИсидаДжейд. Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 27 июля 2016 г.
  10. ^ «Разделение труда» . Безграничный.com. Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 27 июля 2016 г.
  11. ^ Каслоу, Надин Дж.; Джонсон, В. Брэд; Бейкер, Джефф; Кокс, Дэвид Р. (2014). «История и значение специализации в профессиональной психологии» . Оксфордский справочник по образованию и подготовке кадров в области профессиональной психологии . Оксфордские справочники. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199874019.013.031 . ISBN  978-0-19-987401-9 . Проверено 27 июля 2016 г.
  12. ^ Чепмен, Джейк. «Специализация, эрудиты и принцип Парето в конвергентной экономике» . ТехКранч . Проверено 27 июля 2016 г.
  13. ^ Анупам Кунду, Танмай Вора. «Будущее работы и мультипотенциалы. Часть 1: выявление эрудитов в вашей организации» . Стретч-журнал . Проверено 27 июля 2016 г.
  14. ^ Анупам Кунду, Танмай Вора. «Будущее работы и мультипотенциалы. Часть 2: привлечение эрудитов для достижения организационного успеха» . Стретч-журнал . Проверено 27 июля 2016 г.
  15. ^ Берган, Николас. «Самомаркетинг: важность специализации» . Советы по карьере в Интернете . Проверено 27 июля 2016 г.
  16. ^ Ван Ной, Эндрю. «Важность специализации на рынке труда в сфере технологий» . Машаемый . Проверено 27 июля 2016 г.
  17. ^ «Преимущества специализации» . Безграничный. Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 27 июля 2016 г.
  18. ^ Саддингтон, Джон. «Сила и важность специализации» . Проверено 27 июля 2016 г.
  19. ^ Твиггер, Роберт. «Мастер многих профессий» . Aeon.co. ​Проверено 27 февраля 2016 г.
  20. ^ «Уход эрудитов» . Высшее образование Times (THE) . 19 марта 2015 г. Проверено 26 января 2018 г.
  21. ^ «О радостях «мультипотенциализма» » . Ямайка Глинер . Проверено 27 июля 2016 г.
  22. ^ Араки, Майкл (2015). Полиматическое лидерство: теоретическое обоснование и развитие конструкции . Рио-де-Жанейро: Макселл.
  23. ^ Кестлер, Артур (1964). Акт творения . Нью-Йорк: Макмиллан.
  24. ^ Рут-Бернштейн, Роберт; Рут-Бернштейн, Мишель (2013). Искры гения: тринадцать инструментов мышления самых творческих людей мира . Хоутон Миффлин Харкорт.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4063c63bb4d72b073a88ccb953ce9c35__1707344400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/35/4063c63bb4d72b073a88ccb953ce9c35.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Multipotentiality - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)