Струнный квартет № 16 (Моцарт)
Струнный квартет № 16 ми-бемоль , K. мажор 428/421b, был написан Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1783 году. Это третий из квартетов Гайдна , набора из шести струнных квартетов, которые он написал в течение первых нескольких лет своего пребывания в Вене и позже посвятил Йозефу Гайдну .
Он состоит из четырех частей, третья из которых - Менуэт:
- I. Аллегро нон танто
- II. Andante con moto, ля-бемоль мажор
- III. Менуэт и Трио (последнее си -бемоль мажор )
- IV. Живой веселый
Первая часть очень хроматическая, в экспозиции присутствует хроматизированная тема моста. [ 1 ] это один из нескольких примеров, а конец экспозиции - другой. [ 2 ]
Медленная часть «напоминает... медленную часть Оп. 20 № 1 Гайдна . Показные диссонансы ее начала имеют почти античный привкус, вызванный столкновением полутональных подъемов и спусков, и это сильно наводит на мысль о вступительной теме первое движение, столь удивительно изолированное там». [ 3 ] Другие комментаторы считают, что это указывает на Иоганнеса Брамса . [ 4 ]
На протяжении всей третьей части Моцарт «использует педаль в басу, тем самым придавая музыке чарующий деревенский эффект». [ 5 ]
Последнюю часть «лучше всего можно охарактеризовать как сокращенную форму рондо ». [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роджер Камиен и Нафтали Вагнер, «Темы моста в хроматизированном голосовом обмене в экспозициях Моцарта» Music Theory Spectrum 19 1 (1997): 11–12, сноска 12. «Аналогичные смежные энгармонические отношения возникают в струнном квартете Моцарта ми ♭ мажор. , К. 428, первая часть».
- ^ Реджинальд Барретт-Эйрес, Йозеф Гайдн и струнный квартет . Лондон: Barrie & Jenkins (1974): 194. «Музыка переходит от ре минора к повторению вступительной темы ми ♭ мажор в такте 101; это действительно удивительная модуляция, но все это звучит совершенно естественно и не кажутся надуманными».
- ^ У. Дин Сатклифф, «Гайдн, Моцарт и их современники», глава в «Кембриджском спутнике струнного квартета» , изд. Робин Стоуэлл. Кембридж: Издательство Кембриджского университета (2003): 197.
- ^ Барретт-Эйрес (1974): 195. «Вторая часть ля мажор - это еще один хроматический шедевр со второй групповой темой, которая вполне могла быть написана Брамсом, и плотностью звучности, которую можно приписать композитору середины XIX века».
- ^ Барретт-Эйрес (1974): 195
- ^ Барретт-Эйрес (1974): 196
Источники
[ редактировать ]- Джон Ирвинг, Моцарт, квартеты «Гайдна» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета (1998)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Струнный квартет № 16 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Ausgabe.
- Запись из струнного квартета Борромео музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3. формате
- Струнный квартет № 16 (Моцарт) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур